Ему, кстати, Gioconda тоже продемонстрировала свои перфоменсы. Gioconda Lounge – это уютное место, где можно покурить вкусные и дымные кальяны, поиграть в игровые приставки или настольные игры, выпить вкусных напитков и, что не мало важно, уединиться в закрытых чилаутах. Gioconda la Gioconda она же GIOCONDA LA ДЖОКОНДА. Ресторан» La Gioconda» начал свою историю в 1996г.
После того, как клуб закрылся, Gioconda la Gioconda не растерялась и создала свое полноценное шоу, с которым объехала всю страну.
Остров Джудекка. Картина находилась при художнике до самой его смерти. Голос Джоконды отражает ряд очень убедительных в психологическом отношении модуляций. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году.
Она отнимает у лица все жесткое, напряжённое, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределённых душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью». Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. два строгих и скорбных образа — женщину в обществе, женщину вне общества.
Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра.
К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Не было ее и у реставраторов. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции.
Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Большая дансантность присуща танцу дневных часов. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы».
Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». В это же время мастер пишет и «Богородицу со святой Анной и Младенцем Христом» изображая их тоже на фоне горной гряды. Голова слегка повёрнута.
Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Далее он пишет о силе воздействия картины: «Если мы спросим себя, в чём заключается великая притягательная сила Моны Лизы, её действительно ни с чем не сравнимое гипнотическое воздействие, то ответ может быть только один— в её одухотворенности. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Возникает такое чувство, что художник нарисовал Джоконду в одно мгновение, будто щёлкнув фотоаппаратом, а не рисовал её 4 года. Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных.
Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Папа разгневался. Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев XV века, обычно не являлось достоянием их портретных работ. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия». Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Только чувство утраты рождает любовь.
После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22.
Что вы видите перед собой. «Джоконда» впала в полное забвение. Немецкие газеты платили той же монетой. И ещё более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновременно, гораздо более трудную задачу— дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц.
Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Если Гюго, по собственным словам, хотел «сопоставить. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Они избрали ее объектом своих экспериментов.
Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Опасно попасть под обаяние этого призрака. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul.
В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Представим, что Джоконда исчезла, осталась только ее загадочная улыбка. В СССР была поставлена 7 июня 1956 года в Ленинграде, на сцене Малого оперного театра.
Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Ее перевели в покои министров. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Так он и спал на картине больше двух лет. Лаура принимает снадобье и её возвратившийся муж решает, что она отравилась. Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа»11. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу».
В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Яркое зрелищное шоу, балет, дорогие костюмы ручной работы, живое исполнение, спецэффекты (светодиоды, пиротехника, живые рыбки, серпантин, сухой лед и тд. ). На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды, настолько он кажется далеким и неосязаемым.
Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Звучит погребальный набат. Где-то между 1503 и 1506-м. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Энцо с нетерпением ждёт Лауру, которая наконец убегает к нему от мужа. Глядя на ее леонардовский карандашный портрет можно уловить сходство со знаменитой картиной из Лувра. Ротенберг пишет, что «Леонардо сумел внести в своё создание ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы».
Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Так, Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии».
() Джоконда— не портрет. Как кажется именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
А Папа Римский говорил: «Шутит старый дурак». Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Репутация картиныНесмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Входит Энцо, разгневанный на Джоконду за похищение тела Лауры. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение».
Гостям предоставляются гладильные услуги, а также услуги факса и ксерокопирования. Другие утверждают, что брови и ресницы на самом деле были, но с течением времени истёрлись. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам (итал. Vincenzo Peruggia).
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника.
Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Под подозрение также попал близкий друг Аполлинера, Пабло Пикассо, который с удовольствием покупал украденные из музея статуэтки, чтобы всегда иметь перед глазами образец настоящего искусства. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Мать Джоконды дарит ей на память чётки. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». В 1885 состоялась русская премьера оперы в Казани (частная антреприза П. Медведева).
Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал.
Ежедневно в отеле La Gioconda сервируется континентальный завтрак. Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну.
Таковой и считали ее Франциск и его придворные. В конце концов многие склоняются к версии что художник просто изобразил образ идеальной женщины, каковой та является по его мнению. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Таинственно, едва слышно звучат колокольчики в утренних часах. В «Джоконде» каждый акт, как и у Гюго, носит название, однако иное, чем в пьесе. Ее спокойный взгляд излучает ум и волю. Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён. Подслушавшая их и влюблённая в Энцо Джоконда очень разочарована.
О Джоконде было написано множество книг и снято несколько фильмов. Один из самых известных примеров — монолог Джоконды «Самоубийство. », открывающий вторую сцену четвертого действия. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Выяснилось, что в ее картотеке были отпечатки пальцев Перуджи: он не раз имел проблемы с законом.
В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Воспоминания, отзвуки прошлого воплощаются в мажорном ладу, влекут к себе, заставляют принять решение под влиянием муки настоящего, выражаемой в миноре эта мука переходит в мажорную решимость внутри изначальной тональности арии (минорной): напряжение торжественно стихает и принимается нелегкое решение покончить с жизнью. У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову. Планируется, что ежедневно Манеж будут посещать до полутора тысяч гостей.
А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Широкую известность получил также «вставной» балетный эпизод «Танец часов». () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера.
Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Либреттист вывел на сцену слепую мать Джоконды, в пьесе давно умершую (зритель узнавал о ней из рассказа героини о своем нищем детстве, о чудесном избавлении матери от казни, благодаря заступничеству неизвестной патрицианки).
Иногда кажется, что можно почувствовать дыхание Моны Лизы, если приблизиться к ней. Переодевшийся провокатор Барнаба шпионит за экипажем корабля. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Только вот женщин там вы не найдете.
Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21.
Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Оба этих случая не нанесли картине вреда. На раме он заметил отпечаток пальца. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. После долгих переговоров "Джоконда" была передана галерее, а Винченцо – в руки правосудия.
Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Так к художнику все и относились. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Герцог планирует убийство изменившей ему жены Лауры. Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная. Кроме того, композитор не отказывается и от психологических исследований, большей частью очень удачных, в которых ему помогает и оркестр (так великолепно сопровождающий знаменитый танец часов).
Первое его либретто, «Нерон» (1870), предназначалось Верди, но впоследствии было использовано самим Бойто. Разразился страшный скандал. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин.
Но в «Джоконде» они оказываются частью контрастных элементов, которые отвечали замыслу Понкьелли, давая ему возможность выступить как продолжателю великолепной традиции. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Среди подозреваемых в пропаже были самые знаменитые люди того времени. Ошеломленный шумным провалом он в течение нескольких лет занимался преимущественно либреттистикой и переводами — в том числе опер Вагнера, «Руслана и Людмилы» Глинки. Можно сказать, что он по характеру напоминает монологи Верди, восходя к арии «Ты, познавший тщету» из «Дона Карлоса», но и предвосхищая будущего «Отелло».
Вот таким образом глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. Леонардо да Винчи и прежде писал Богоматерь на фоне скал: горный пейзаж виден из окна на полотне «Мадонна Литта» и писанной на дереве «Мадонны с гвоздикой» – или в окружении скал: у него есть даже две «Мадонны в скалах». Барнаба знает, что Энцо был раньше обручён с Лаурой и обещает привести её к нему ночью.
Она не просто улыбается, а интригует зрителя. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
В либретто широко разработаны массовые сцены с обилием танцев (уличный карнавал в I и IV актах, маскарад во дворце в III, песни моряков во И), которые своим беззаботным весельем контрастируют трагическим событиям. Таким образом он совместил реальность и сказку, реальность и сон в одно целое, что создаёт невероятное ощущение у всех, кто смотрит на полотно. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. В России впервые поставлена в 1883 (Петербург итальянская труппа). Бригантина «Геката», принадлежащая Энцо. Возвышенность мелодии, пылкая страстность чувств (как в арии «Небо и море») сочетались с более сложными формами анализа персонажей, в чем ощущалось явное воздействие французского стиля.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы.
Понкьелли, как и другие итальянские композиторы, увлекался драматургией Гюго и написал на его сюжеты две оперы — «Джоконду», принесшую ему длительный мировой успех и «Марион Делорм», ставшую его последним законченным сочинением. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов.
Последние испытывали явное влияние заальпийских инструментальных школ среди них выделялись Стефано Гобатти, Франко Фаччо и тот же Бойто, поддержанные критиком «Персеверанцы» Филиппо Филиппи.
Эффектные сцены в духе большой оперы и выигрышные партии определили удачную судьбу сочинения. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Дети смеялись. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра.
Дом герцога Бадоэро. В субботу, 28 марта, в клубе The Most состоялась вечеринка по случаю открытия RFW. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь.
Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен. Её страстно любят и так же страстно ненавидят. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ.
Назревала большая европейская война. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью.
О слепоте матери Гюго не упоминает. Получив отказ, он натравливает толпу на слепую мать Джоконды, обвинив её в ведовстве. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой.
Не случайно опера озаглавлена именем влюбленной и ревнующей Джоконды — уличной певицы (у Гюго — Тизбе, ставшая знаменитой актрисой), тогда как пьеса — именем правителя Падуи Анджело Малипьери, наместника Венецианской республики. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Бельгиец Пьере был его секретарем. Эта версия считается просто домыслом. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи.
Столь любимая Гюго жестокая развязка у Бойто приобретает иную моральную окраску. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. А помимо гор на заднем плане и «Мадонн в скалах» и «Богородицы со святой Анной и Младенцем Христом» мы видим реку.
Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Воспитанник Миланской консерватории, поступивший в класс композиции А. Маццукато, когда Понкьелли его заканчивал, автор поэм и статей о музыке, участник освободительного похода Гарибальди, Бойто в 1868 году поставил оперу «Мефистофель» на собственное либретто, премьерой которой сам дирижировал. Понкьелли выступил отчасти как молодой продолжатель школы Верди, школы «мелодистов», принадлежавших к «приходу» издательства Рикорди, которое вместе с издательством Лукка противостояло «аввениристам» и «квартеттистам». В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж».
Утопив в канале мать Джоконды, став причиной самоубийства героини, он, как гласит ремарка, «с подавленным криком ярости бросается на улицу» — быть может, для совершения новых злодейств. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске.
Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». В I акте романс Слепой «О, этот голос ангельский, меня от оков он спасает» образует светлый, умиротворенный центр бурной массовой сцены вторая тема романса — певучая тема четок — не однажды появляется в опере. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Пабло Пикассо также находился под подозрением. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Певица Джоконда в компании друзей так же посетила это мероприятие и познакомилась с многими именитыми дизайнерами. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
Народ в предвкушении праздничной регаты. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Vincenzo Peruggia). «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни.
Также неизвестно, кто и когда именно обрезал края картины с колоннами, которые, по мнению большинства исследователей, основывающемуся на сравнении с другими портретами, существовали в первоначальном варианте. (06/06/2009) В Москве открылся EUROДОМ, который станет центром светской жизни "Евровидения-2009". Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. После «Аиды» и вплоть до «Отелло» Верди она явилась единственной оперой, чья художественная ценность была признана публикой.
Где любовь, там и ревность. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. раздел Техника). Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Энцо сжигает свой корабль, прыгает в воду и уплывает. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. АльфредоГери договорился о встрече с похитителем картины в номере небольшого отеля и сообщил об этом своему знакомому, директору галереи Уффици. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». К услугам гостей бар и бесплатный Wi-Fi. В начале II акта выделяются два сольных номера. И что же. Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр.
Он требует плату за спасение Энцо. Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями»16. До него никто не видел в ней никакой тайны. Команда сгоревшего корабля вместе с Джокондой остаются на острове Джудекка. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Вот таким образом глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. Учёные из Гейдельбергского университета изучили заметки на полях фолианта, владельцем которого был флорентийский чиновник, личный знакомый художника Агостино Веспуччи. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Портрет Лизы Джоконды веками был головоломкой для многих искусствоведов. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Да хотя бы вот этот: на заднем плане «Джоконды» мы видим горный пейзаж. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». На допросе Перуджио не смог внятно объяснить мотив преступления.
То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Идея Рикорди была тем более основательной, что «квартеттисты» весьма мало преуспели и самый среди них талантливый, то есть Фаччо, обратился к дирижированию, области, в которой он достиг исторических результатов. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Но затворницей Мона Лиза не была.
«Джокондомания» охватила Америку. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Одним из кульминационных моментов грядущей RFW станет показ знаменитого французского модельера Жан-Шарля де Кастельбажака (Jean-Charles de Castelbajac), также известного как JC/DC.
Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два.
А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца.
На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов.
По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя (см. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе.
Лаура попадает в руки своего мужа. Виктор Гюго (1802—1885), глава неистовых французских романтиков, своими пьесами потрясал основы французского театра. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию.
Пристально, неотрывно смотрит Джоконда на зрителя. «Джоконда» тоже изображена на фоне не только гор, но и реки, через которую перекинут мост. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Великий мастер отошел в мир иной, а картина досталась его помощнику Салаи. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса.
Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Согласно итальянским источникам она с тех пор находилась в коллекции французского короля Франциска I, однако остаётся неясным, когда и как она была им приобретена и почему Леонардо не вернул её заказчику.
Народ удаляется в собор Святого Марка. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Женщину спасает от толпы Лаура, жена инквизитора. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Время шло – картина не появлялась.
В числе его учеников были Джакомо Пуччини и Пьетро Масканьи. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше.
Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция.
Место «Джоконды» на либретто Бойто необычно в истории и следует сказать о нем особо. В 1517 году кардинал посетил Леонардо в его французской мастерской. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена.
Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Ошибка заключалась, во-первых, в том, что искали во что бы то ни стало индивидуальных, субъективных душевных свойств в образе Моны Лизы, тогда как несомненно, что Леонардо добивался именно типической одухотворенности. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Отель «Ла Джоконда» расположен в Москве, в 2, 8 км от стадиона «Динамо» футбольного клуба «Динамо», примерно в 3, 4 км от Ботанического сада Академии наук и в 4, 3 км от Олимпийского стадиона. Мечтательный романс Энцо «Небо и море» согрет теплым искренним чувством выразительная лирическая мелодия широкого дыхания сделала его одним из самых популярных номеров оперы. Барнаба признаётся в любви Джоконде. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13.
21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Премьерные спектакли на русской сцене были осуществлены в Казани (1 декабря 1885 года, антреприза П. Медведева), в Петербурге (18 января 1888 года, Мариинский театр) и Москве (13 февраля 1907 года, Большой театр). Как это удалось великому мастеру живописи никому разгадать не суждено и останется секретом навсегда.
Частота вспышек в зале— примерно 2 Гц. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо самый же портрет почитается произведением необычайным ибо и сама жизнь не могла бы быть иной»2. Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Впрочем, последнее— полная херня. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности.
Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности.
Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Как же выглядит сей шедевр IRL. Зато Бойто представил в качестве главной пружины интриги Барнабу. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа.
«Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка».
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. И больше заказов у Леонардо да Винчи не было. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место. И Франциск – король-победитель.
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Оставшись один, Барнаба вслух диктует писцу донос инквизитору на его жену Лауру. Прославленный мастер к тому времени как художник уже был не слишком востребован в Италии.
Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Практически в большинстве художественных магазинов и совершенно на всех вернисажах, всегда есть копии разных работ Леонардо, включая Мону Лизу. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Номера с видом на город располагают собственной ванной комнатой и письменным столом. Поразительна художественная глубина произведения.
Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ».
Сейчас картина находится на своем месте в Лувре. И даже если предположить, что исчезла вся цивилизация, а сохранилась лишь улыбка Моны Лизы, волшебная сила ее могла бы вновь возродить человечество. Техника написания портрета доведена мастером до совершенства. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо.
В ресторане подают блюда итальянской кухни. Критикам картина Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной. Джоконда соглашается, но убивает себя кинжалом на его глазах. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца.
Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Он был многосторонне одарен. Ошибка заключалась, во-первых, в том, что искали во что бы то ни стало индивидуальных, субъективных душевных свойств в образе Моны Лизы, тогда как несомненно, что Леонардо добивался именно типической одухотворенности. Какие аргументы мы можем привести в пользу этой версии. Свой поступок он объяснил желанием вернуть "Джоконду" на родину. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам».
В обмен на освобождение Энцо из тюрьмы, Джоконда согласилась отдаться Барнабе. На некоторых из этих работ через реку перекинут мост. () Джоконда— не портрет. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. До охраны наконец дошло, что картину украли.
Улыбка Джоконды необычайно притягательна, обворожительна, маняща. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Через два года поисков "Джоконду" обнаружили, но теперь уже на ее исторической родине. Картина изучалась историками и копировалась живописцами, но она бы долго оставалась известной только для знатоков искусства, если бы не её исключительная история. Эта опера Понкьелли имела большой успех у публики. Без мифа о Леонардо легенды о Джоконде не было бы. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его.
Мона Лиза или Джоконда – полотно великого художника Леонардо да Винчи являтся самым загадочным произведением живописи на сегодняшний день. Впоследствии композитор занял место профессора Миланской консерватории. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. В ней хотели читать гордость и нежность, чувственность и кокетство, жестокость и скромность.
В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Другие оперы Понкьелли хоть и были популярны, всё же не достигли подобного успеха. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Среди постановок последних лет спектакль Ла Скала (1996/97). Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица.
Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Это уже не первая встреча Джоконды и "Евровидения".
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
Итак, перед нами образ Богородицы. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. ниже, раздел Кража), благодаря чему она не сходила со страниц газет. Современник её приключения критик Абрам Эфрос писал: «музейный сторож, не отходящий ныне ни на шаг от картины, со времени её возвращения в Лувр после похищения 1911 г., сторожит не портрет супруги Франческе дель Джокондо, а изображение какого-то полу-человеческого, полу-змеиного существа, не то улыбающегося, не то хмурого, господствующего над охладевшим, голым, утесистым пространством, раскинувшимся за спиной». «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. Горный пейзаж – символ горнего мира.
Существует несколько версий, кто на самом деле изображен на портрете. Свободолюбивый дух, противостояние тирании, сочувствие обездоленным характерны и дня драмы «Анджело, тиран Падуанский» (1835), которая сорок лет спустя вдохновила на создание либретто Арриго Бойто (1842—1918), писавшего под псевдонимом Тобиа Горрио (анаграмма его имени и фамилии). Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. Джоконде не удаётся убежать и она оказывается пойманной Барнабой. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Безутешная Джоконда предлагает Барнабе освободить Энцо.
Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали.
В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения». А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Ария Джоконды «Умру я. » в начале IV акта — кульминация всей оперы. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза».
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. А еще – техника.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Задумчив выход вечерних часов с явственным тиканьем высоких деревянных инструментов. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Художник присутствовал при этом свидании. Как Мерилин Монро или Микки-Маус.
К тому же он доверял профессионалам. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы.
В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Площадь Сан-Марко в Венеции. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15.
Потом разошлись по всему миру. «Модный король постмодерна», единственный в мире титулованный маркиз fashion-сцены, впервые покажет свою коллекцию на RFW.
В сравнении с La Giaconda, Джоконда галереи Лувра – не более чем подделка. Именно здесь будет кипеть светская жизнь конкурса. Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики.
Эта прелестная, тонко инструментованная балетная сюита перед драматическим финалом состоит из четырех эпизодов. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3.
В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза». То есть разобраться в этом механизме. Голова слегка повёрнута10.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Загадочная Джоконда продолжает улыбаться каждому посетителю главного парижского музея. Друзья вносят бездыханное тело Лауры. Были допрошены сотни людей. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3.
Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. Гийом провёл в тюрьме неделю, но был отпущен за недостаточностью улик. Опера имела исключительный успех в Италии, а спустя некоторое время— в США.
Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Немаловажно также изменение жанра произведения. Похититель Винченцо Перуджио попытался продать портрет директору галереи Уффици.
Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Влюблённые Энцо и Лаура покидают Джоконду. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Следующим, спустя пять лет, стало либретто «Джоконды», а в год смерти Понкьелли было закончено лучшее либретто Бойто, вновь созданное для Верди — «Отелло». Вспомните, как усаживает курортный фотограф отпускников на фоне задника с намалеванной горой Ай-Петри. Во 2-й картине III акта — еще один популярный, но не вокальный, а инструментальный номер, «Танец часов».
Джорджо Вазари, биограф Леонардо, утверждает, что портрет был написан по заказу флорентийского купца. Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий. Партия Джоконды стала первым крупным успехом выдающейся певицы 20 столетия Каллас (1947). В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре.
Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19.
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. После успеха в 1874 году «Литовцев», вырвавших Понкьелли из провинциальной изоляции, в которой он находился в Пьяченце издатель Джулио Рикорди, обладавший безошибочным чутьем, решился на более грандиозное предприятие: организовать сотрудничество такого либреттиста-«интеллектуала», как Бойто и импульсивного, но от природы одаренного музыканта, как Понкьелли, который, кроме того, опирался на солидную базу композиторской техники.
Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Современники восхищались достигнутым художником поразительным сходством и необычайной жизненностью портрета. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Баркаролу Барнабы «А. Леонард был арестован. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Влюблен он совсем не в комедиантку Тизбе (как в опере Барнаба в Джоконду), а в жену тирана Падуанского, отвергнувшую жалкого простолюдина, после чего тот замыслил месть. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр.
Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Дизайнеры, в свою очередь оценили креативность и красоту вечерних туалетов дивы. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей.
Улыбка ДжокондыУлыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Мона Лиза – самая узнаваемая картина в мире.