Не смотря на то, что Гейнсборо прекрасный портретист, его истинное призвание – изображать английскую природу. Около 1758 года Гейнсборо выполняет два портрета своего приятеля Уильяма Уоллестона. Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) — известный английский портретист и пейзажист.
В декабре 1758 года Гейнсборо получил заказ на портреты графа Джерси и его сына лорда Вильерса. Достаточно назвать двух крупнейших портретистов — учредителей и членов Академии,, которые были в известном смысле антиподами: Джошуа Рейнольдса и Томаса Гейнсборо. В портрете миссис Робинсон и портрете миссис Шеридан 1783 года Гейнсборо возобновляет попытки объединить портрет с пейзажем. Гейнсборобыл реалистом, остро чувствующим сложные, утонченные характеры портретируемых, которым соответствуют изысканно смягченные гармонии красок. Постоянное обращение художника к мотивам национального пейзажа, написанного с натуры, привело к обогащению портретных композиций пейзажным фоном.
Гейнсборо написал два портрета Иоганна Кристиана Баха, сына Иоганна Себастьяна Баха. Картина относится ко времени расцвета таланта Гейнсборо, когда он создал целый ряд поэтичных женских портретов в стилеВан Дейка. Завоевав репутацию портретиста в Ипсвиче, Гейнсборо решает переехать в модный курорт Бат, где в то время жили две его сестры.
Гейнсборо часто обращался к парным портретам. Одной из первых подписанных картин Гейнсборо является портрет бультерьера Бампена на фоне пейзажа. В своих портретах Гейнсборо почти никогда не дает типических характеристик, свойственных портретам Рейнолдса. Особой проникновенностью отличаются портреты близких ему людей, прежде всего жены и дочерей, Марии и Маргариты, которых Гейнсборо писал на протяжении всей своей творческой жизни.
В 1785 году Гейнсборо по собственной инициативе пишет портрет драматической актрисы Сарры Сиддонс — своеобразный ответ Рейнольдсу, который написал Сиддонс в виде музы Трагедии. Около 1749 года Гейнсборо создаёт произведение, в котором он впервые соединяет портрет и пейзаж — «портрет четы Эндрюс». Создавая «Портрет герцогини де Бофор», Т Гейнсборо окрасил ее облик нежной романтической дымкой и светлой мечтательностью.
Один из лучших пейзажей — «Возвращение с жатвы». Одухотворенность образов особенно ощутима благодаря внешней сдержанности в выражении чувств и сознательной «недосказанности» не только в мимике, но и в характере пейзажного фона. Причиной послужила все та же развеска картин.
В Национальной галерее хранится ряд картин Гейнсборо в этом жанре. Движения кисти Гейнсборо были безошибочно точными и быстрыми. При этом между персонажами существует некоторая разобщенность, каждый сосредоточен на себе, лица лишены эмоциональности, что по контрасту с полной движения и жизни природой создает в картине ощущение тревожной напряженности. «Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Эта и другие критические статьи сильно задевали Гейнсборо. Детство будущий художник провел в месте, которое сейчас называется Домом Гейнсборо. Примером таких произведений можно назвать «Портрет четы Эндрю». А поскольку портреты лучше продавались, он изобрел новшество в этой области.
Удивительная точность, артистичность острого мазка кисти придают поверхности холста подвижный характер. В тот момент, когда Гейнсборо появился в Лондоне, там происходила борьба между последователями привычного барочного искусства и сторонниками нового направления — реалистической живописи. Его не интересует ни профессия, ни общественная роль изображаемого лица. Так написан «Голубой мальчик», где художник, с одной стороны, развивает традиции аристократического портрета, заложенные еще Ван Дейком, а с другой – вкладывает в него нечто интимное, музыкальное, оригинальное. В 1770 году художник пишет известный портрет «Голубой мальчик», где с пейзажем сопоставляется мальчик в костюме голубого цвета. 1727, Садбери, Суффолк — 1788, Лондон. На момент написания картины ей должно было исполниться 33 года.
В том произведении Гейнсборо соединил, казалось бы, несоединяемое. Он предпочитал пейзажи. Картины «Утренняя прогулка» или «Собиратели хвороста» отличаются мастерской композицией, близостью и любовью к природе, теплотой и простотой отношений между собой. Техника живописи тоже обретает все большую своеобразность.
Искусствоведы считают, что он создал особенный тип портрета: «Не утрачивая репрезентативности и парадности, его портреты кажутся более легкими изящными и утонченными». Самой распространенной является версия о том, что это была дочь адмирала Боскауэна, которая вышла замуж за герцога де Бофора, вот таким образом второе, неофициальное название картины – «Портрет герцогини де Бофор». В 1752-м у художника уже две дочери, он по-прежнему небогат, даже влезает в долги. Впоследствии к этим компонентам добавилось страстное увлечение пейзажами Рубенса.
Он рисовал быстро, а его зрелые работы характеризуются светлой палитрой и легкими мазками. С необычайным артистизмом написан «Портрет Анны Форд» (1760, Цинциннати, Художественный музей). Техника его легка и виртуозна. В творчестве Гейнсборо пейзаж играл не менее важную роль, нежели портрет. Мир английской усадьбы и ее обитателей предстает в произведениях этого времени.
Мистер и миссис Эндрью отдыхают после полудня, посвященного охоте. В большинстве своем они изображают самых разных людей на фоне восхитительного пейзажа. Но, все же, наибольшим спросом пользовались портретыего кисти. Чаще всего он располагает фигуру посередине холста. Позже накопленные таким образом мотивы подсказывали композиционные решения полотен.
Поверх чепца надет популярный в то время соломенный бержер с подвёрнутыми полями. У Дамы в голубом мечтательный взгляд, мягкая линия плеч.
Но портреты, которые они пишут, совершенно различны по манере, технике, колориту. Светлый колорит облика выделяется на темном фоне играющем тенями. Особенно это заметно в работе «Пейзаж» (Музей Уорчестера), которую Гейнсборо показал на выставке 1763 года в Обществе британских художников.
Один из лучших пейзажей, «Возвращение с жатвы», написан под влиянием Рубенса, но он более лиричен и романтичен.
Он копировал их картины и пользовался их техникой в создании своих собственных полотен. Ему следовало бы заимствовать скромную расцветку у сэра Джошуа Рейнолдса». Осанка подчеркивает величие актрисы.
Направо простирается далеко в глубину их обширное поместье. В газете «Морнинг пост» была опубликована заметка, в которой рассказывалось о причинах разрыва: «Гейнсборо послал шесть портретов в рост в распоряжение джентльменов, назначенных для проведения развески, с одновременным извещением о том, что продолжает работать над другим холстом изображающим фигуры в рост трех старших принцесс и заканчивает этот холст в стиле, для которого невыгодна развеска выше пяти с половиной футов». Художник также практиковал в своем творчестве своеобразные жанровые сцены.
Он пишет любимые пейзажи и начинает практиковаться в портретах в стиле Ватто. Там он жил до 1749 года.
Ю. Шапиро пишет: «Герои его картин полны внутренней взволнованности и по-настоящему поэтичны. Но с 1780 года его влияние усиливается. Реальность пейзажей Гейнсборо была своеобразной. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. Со временем в портретах художника усиливаются черты тонкой одухотворенности. Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника).
Он держит в руке большую шляпу с белым плюмажем. Ровно постриженные живые изгороди из боярышника, «пятибалочные» (нового образца) ворота. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. Художник подчеркивает интеллект молодой женщины, ее обаяние изящество, вкус, не прибегая к аллегориям.
Первый шедевр – это «Портрет Мэри, дочери художника» (1777) кисти талантливого живописца Томаса Гейнсборо (1727-1788), одного из основателей британской школы портретной живописи. Кроме того, Томас Гейнсборо успевал рисовать и пейзажи. Хорошенькая девушка пришла его проведать. Импульсивность и непредсказуемость его натуры находила отражение в отношении к моделям, а также — в степени законченности портретов, на первый взгляд казавшихся подмалевками. «Я абсолютно теряю всякое представление о человеке, если сразу же не достигаю сходства» говорил он часто. 1783, Кенвудхаус, Лондон).
Описание картины подводит к мысли, что пейзажистом, как он и хотел, художник стал. В газетах появилось множество отзывов о его работах. Галерея Тейт позволила нам полюбоваться двумя своими шедеврами.
Последними словами Томаса Гейнсборо были: «Все мы отправимся на небо и Ван Дейк с нами». Вот таким образом данная картина не отражает какого-либо определенного места его родного города. Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. Но его пейзажи не очень хорошо продавались. Его фигура выделяется на фоне облачного неба и вечернего пейзажа.
На этот раз его желание было выполнено и картины развешены так, как этого хотел мастер. Слишком горячо. Гейнсборо женился за несколько лет до написания этой картины (в 1746 году) на некой Маргарет Барр, которая по слухам была внебрачной дочерью можетгерцога Бофора, а можетгерцога Бедфорда. В излюбленной серебристо-голубоватой красочной гамме написан «Голубой мальчик» (портрет Дж.
Он сам обучал девочек рисунку и пейзажной живописи. Портрет Сары Сиддонс считается портретным шедевром Гейнсборо. Но они продавались плохо и художник перешел к портретной живописи, соединив портрет и пейзаж в «Портрете четы Эндрюс», чьи образы близки к образам произведений английской сентиментальной литературы.
Кажется, само движение руки и кисти художника подчиняется этой звучащей в нем музыке. Все основные заработки художник получал от написания портретов. Они заставляют вспомнить, такназываемые, «сцены собеседования» — специфическую разновидность английского группового портрета XVIII века, типичную для раннего творчества Гейнсборо.
Местами они углубляются или, наоборот, становятся светлее. Жил мальчик в столице у серебряных дел мастера. И она знает это. Технически художник очень вырос и его любимые пейзажи удаются ему с блеском. После возвращения он написал «Долину в горах», в которой постарался передать впечатления от поездки.
Чаще всего художник писал портреты в жанре так называемой «разговорной картины» изображая обычно не более двух персонажей. Английский художник и график, крупнейший мастер национальной школы живописи. Тогда же умирает отец Томаса и рождается первая дочь. Он написан обычно легкими, «тающими» мазками и является своеобразным аккомпанементом, подчеркивающим лирическое звучание произведения». Изображая родных и близких, художник позволял себе наибольшую свободу письма.
Его пейзажная живопись проходит ту же эволюцию, что и портрет, от большей конкретности и проработанности к почти эскизной технике письма. картины природы, которые окружали его в детстве. Лучше всего у него получаются портреты. Гуляющая по лесу пара возникает перед нами как образец супружеской гармонии и верности. Он был одним из основателей Королевской Академии живописи.
В полотне соединились оба таланта художника – портретиста и пейзажиста. Она сидит на фоне пышных бордовых драпировок в голубом платье, которое ими оттеняется и в черной шляпе с перьями. Разногласия возникли и в 1783 году, когда Гейнсборо послал двадцать семь картин и подробную инструкцию, как их развесить. Работая над портретом старшей дочери Мери (1749-1826), Гейнсборо отказался от пейзажного фона, который эффектно гармонировал с его возвышенными образами.
Там он и поселился. Томас Гейнсборо родился в 1727 году в Суффолке. Однако некоторыми исследователями эта гипотеза подвергается сомнению. На самом деле о женщине, позировавшей для этого портрета, ничего не известно.
Он стремился к разнообразию неожиданных эффектов, считая, что портрету нужны блеск и отделка, чтобы выявить внутреннюю жизнь личности. Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). В 1750 году семья переезжает в Ипсуич. «Из всех людей, которых я когда-либо знал, он обладал наименьшим запасомжитейскогознания, но это и дало ему возможность проложить свойсобственныйпуть в наблюдении Великого Мира».
Уже упоминаемая работа «Сэр Эндрю с женой» – своеобразная проба кисти в этой области. Портреты Томаса овеяны легкостью изящностью и утонченностью. Довольно часто он писал пейзаж не в солнечном, а в лунном свете, полагая, что от этого все элементы «кажутся красивее, так как свет и тень ложатся более широко». Ранний период творчества мастера прошел в небольших городках Садбери (родине художника) и Ипсвиче, где его заказчиками были главным образом окрестные помещики.
Этим он и начинает заниматься. Томас Гейнсборо (1727-1788) — английский художник, кисти которого принадлежат одни из самых утонченных и изысканнейших портретов. Богатые влюбленные изображены на фоне естественного пейзажа.
Возможно, одним из его учителей был Г. Гравело. Всю жизнь Т. Гейнсборо считал себя прежде всего пейзажистом и даже первые портреты друзей и соседей были написаны им на лоне природы, которая помогала художнику полнее распознать и раскрыть характеры людей. Глядя на них, мы почти слышим их неторопливый разговор, шуршание травы под ногами. О внутренней потребности ее продолжения говорит одно из его последних выражений: «Жаль покидать жизнь, когда только начинаешь что-то делать со своим искусством».
Колорит картины «Дама в голубом» построен на голубоватых, жемчужно-серых благородных тонах. Под их влиянием изменился стиль художника.
Художник часто изображал своих дочерей, особенно в их детские и юношеские годы. К 32 годам у него «выстраивалась очередь» из желающих, чтобы он нарисовал их портрет. В значительной степени в пейзажах реализовался и дар Гейнсборо-анималиста. На самом деле о женщине, позировавшей для этого портрета, ничего не известно. Именно это сделало настоящим мастером такого художника, как Томас Гейнсборо. Он старается создать слияние портрета с окружающей средой.
Ее портреты писали и Рейндолдс и Лоуренс. Гейнсборо считал себя по преимуществу пейзажистом. В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество. Подходы Гейнсборо предвещают искания романтизма. Лишь время от времени юноша посещал различные художественные мастерские.
На момент написания картины ей должно было исполниться 33 года. Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой. Печать оригинальности лежала на всем, что бы он ни сказал или сделал. Вот таким образом художник вынужден был вернуться в Седбери.
Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку». Мир чувств, настроений, тонкий лиризм и поэтичность характерны для творчества младшего современника Рейнольдса, крупнейшего английского живописца Томаса Гейнсборо (Thomas Gainsborough) (1727 – 1788). Его отец Джон торговал сукном и изделиями из него.
Работы Гейнсборо начинают регулярно выставляться в Лондоне. Голову венчает черная шляпа с перьями. В это же время он женился и у него родилось две дочери. Но, несмотря на усталость, он весь в работе.
Больше всего его привлекали сельские буколики. Художник увлекался произведениями Уильяма Хогарта и даже копировал его стиль. В других портретах, написанных художником, как, например, «Герцогиня де Бофор», «Дама в голубом», «Утренняя прогулка» используется очень характерный колорит, где гармонически сочетаются серебристые, серые, оливковые, жемчужные тона. Гармония цвета на его картинах прекрасно сочеталась со своеобразным ритмом произведений, который критики даже называли «музыкальным». Однако ему ответили, что «его просьба расстроит всю экспозицию».
Известно, что художник больше любил писать пейзажи, а не портреты. Кое-кто считает, что лица семейства Эндрюс несут на себе отблеск личной жизни художника. Но в 1774 г. Гейнсборо снова переезжает в Лондон. Замкнутый и малообщительный, художник не выезжал за пределы родины.
На полотне преобладают серые тона, контуры слегка размыты, как бы расплылись в тумане. Мать звали Сюзанной. Одухотворенность образов особенно ощутима благодаря внешней сдержанности в выражении чувств и сознательной «недосказанности» не только в мимике, но и в характере пейзажного фона.
Мастер писал жидкими красками и очень длинными (до шести футов) кистями. Создавая очередной портрет, он стремился к тому, чтобы изобразить человека как можно естественнее, таким, каким он выглядел в жизни.
Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Став модным художником, Томас Гейнсборо переезжает в Бат к своим сестрам. Его стиль приобрел большую свободу, мазок стал более фактурным.
Справа от дороги стоят два осла. Возможно именно вот таким образом он пришел к мысли объединить два жанра в одном.
Портреты Гейнсборо отличаются особым тонким лиризмом и психологизмом в отличие от блестящих, но несколько холодных портретов Рейнольдса. Бесчисленные голубые, жемчужно-серые, лиловатые и оливковые тона составляют красочную симфонию этого замечательного портрета. На тончайших модуляциях розовых, золотистых, серебристо-зеленоватых, оливковых тонов построен прелестный «Портрет графини Мери Хау» (ок. Социальные характеристики отодвигаются на второй план. В Бате коренным образом изменилась и живописная манера мастера. Несмотря на то, что герои Стерна мало похожи на аристократические модели Гейнсборо, мироощущения писателя и художника близки. Гейнсборо стремился найти нечто среднее между работами голландских и французских мастеров.
Однако Гейнсборо не интересовали оба эти направления. Создается впечатление, что пряди волос не кистью исполнены, а нарисованы мягким карандашом». Постепенно, сложился индивидуальный стиль его письма.
В 1745 году Томас Гейнсборо открывает в Лондоне собственную мастерскую. Даже Король Георг третий начинает покровительствовать художнику.
На лице легкий румянец, серьезно смотрят карие глаза. Этот художник выиграл «битву художников» с другим талантом своего времени – Джошуа Рейнолдсом, став ведущим британским портретистом второй половины восемнадцатого столетия. Через три года Томас окончательно переезжает в Лондон. Но художник не следовал ему – был слишком индивидуален. Костюмы моделей и манера держаться характерны для многих будущих портретов Гейнсборо (1727-1788) и являются определенной чертой популярного в XVIII веке жанра портретной живописи, так называемого conversation piece (с английского – «беседа») – картины изображающей группу людей, как правило, членов семьи, за каким-нибудь обыденным занятием.
Через год произошел окончательный разрыв Гейнсборо с Королевской академией. Гейнсборо же показывал естественную жизнь природы и жизнь человека в природе. Мазок художника приобрел уникальность, напоминая порывистые штрихи-росчерки. Вскоре он написал первую из работ такого рода: портрет «Супруги Эндрюс» (1748–1749, Национальная галерея, Лондон). В 1960 г. она была приобретена Лондонской Национальной галереей. Охотничий костюм, кремневое ружьё, собака, расслабленная и непринужденная поза Роберта Эндрюса подчеркивают его социальный статус (нетитулованный мелкопоместный дворянин, довольно обеспеченный). В 1748 году художник рисует картину, получившую название «Лес Гейнсборо».
В своем творчестве художник неизменно стремился показать, что человек и природа едины. Дело в том, что он пишет портрет короля Георга Третьего и членов его семьи, а затем становится любимым художником царствующего дома. В 1777 году Гейнсборо после большого перерыва принимает участие в Академической выставке, где им был представлен «Водопой» — ответ художника на «Водопой» Рубенса. Голубые тона платья приобретают особую звучность в соседстве с контрастными золотистыми оттенками шарфа и рыжим мехом муфты.
У неё изящный профиль. В них легко узнаются окрестности родного художнику Суффолка. Уже в ранних своих работах Гейнсборо создает своеобразный тип портретной композиции. Художник часто вводил в портреты музыкальные инструменты: скрипки, виолончели и т. д.
«Я самоенепостоянноеи изменчивое существо», говорил о себе мастер. Приблизительно в это время начал писать портреты. Высокий напудренный парик завершает образ. Маленькая белая собачка ласкается к своей хозяйке, дополняя эту идилличную, полную поэзии картину безоблачного счастья, благополучия, внутреннего согласия.
Ок. То, что вначале несло печать незаконченности, в зрелых произведениях стало сознательным художественным приемом. Именно это и произошло с картинами Гейнсборо. Но пейзажи были не столь популярны и не приносили особого дохода. Он стоит на фоне вечернего пейзажа, выполненного в оливковых и коричневых тонах.
Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. Соприкасающиеся с волосами завитки страусовых перьев (более мелкие, чем волосы) пенятся, как вода прибоя, не разрывая общей формы длинного изогнутого пера. В портрете аристократа Хэллета с женой (больше известном как «Утренняя прогулка») обособленность фигур и окружения сменяется их неразрывной слитностью. Перспектива картин художника размывается, пейзаж вбирает в себя человеческие фигуры. Подобному восприятию зрелых работ Гейнсборо также способствовала выработанная им манера письма. Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо».
Они заняты делом или отдыхают, являясь органичной частью мира, в котором живут. В нем гармонично присутствуют лиловатые, жемчужно-серые и оливковые тона. На плечи наброшен желтый шарф, в руках меховая муфта. Он сам был способным музыкантом, профессионально владевшим виолой-да-гамба. На редкость необычным был творческий метод Гейнсборо.
Рано проявившийся талант сформировался очень быстро. «Портрет Сары Сиддонс» подчеркивает ее обаяние и мечтательность. Каждая деталь здесь призвана подчеркнуть прогрессивный характер хозяйства в Обри. Художник работал жидкой краской и был мастером тончайших лессировок.
Она выполнена в ярких, сочных цветах и вся как бы пронизана желто-розовыми лучами солнца. И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе». Его собака уже устала ждать хозяина и уснула рядом. Затем он изображал установленные таким образом пейзажи как настоящие картины природы. Нарочитое позирование персонажей (часто членов одной семьи) на фоне пейзажа, символизировало естественноесуществованиесреди природы. Заслуживший у исследователей титул «самого английского художника XVIII века», Гейнсборо сумел отразить в портретах как красоту человека, так и представление о его духовной жизни.
Особенно популярными в этот период являются «Элиза и Томас Линл» и «Дама в голубом». Пейзажи продавались плохо и Томас все больше концентрируется на портретах. Работая над портретами «для себя» художник в большей степени раскрывал свой талант, т. к. Таким образом Гейнсборо передает благородство своих моделей. Гейнсборо был неутомимым рисовальщиком. В изображениях супругов Эндрюс (1748—1749, Лондон, Национальная галерея) и Ллойда Хинига с сестрой (1750-е, Кембридж, Музей Фитцуильям) несколько кукольные фигурки моделей смещены к краю композиции.
Соединив различные направления, смешав работы старых мастеров с современными, живопись и скульптуру с фотографиями и видиофильмами, организаторы разделили собрание на четыре больших раздела: «Натюрморт, предмет, реальная жизнь», «Пейзаж и окружающая среда», «Историческая живопись», «Обнаженная натура, действие, тело». И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе». Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Художник часто писал свои композиции с изображением людей на фоне английских пейзажей. Он известен также своей графикой.
Все это придавало особую трепетность тончайшей живописной ткани его произведений. Мартина (художественной школе). Это тоже были своего рода композиции портрета и пейзажа, которые изобрел Томас Гейнсборо.
В каждой модели художника прежде всего привлекает ее духовная индивидуальность, ее настроение. Мартина Гюбер Франсуа Гравело. Искусствоведы считают, что он создал особенный тип портрета: «Не утрачивая репрезентативности и парадности, его портреты кажутся более легкими изящными и утонченными». Искусство Гейнсборо складывалось под воздействием широкого круга живописцев.
В изображении же крестьянских детей ощущается знакомство мастера с творчеством Мурильо. не было необходимости оглядываться на пожелания клиента. музей) инструменталиста К. Ф. Эйбела (до 1777, Сан-Марино, Калифорния, Художественная галерея Хантингтон). Это не только изобразительный и эмоциональный фон большинства его портретов. Картина насыщена персонажами, действиями и движением, но в то же время очень лаконична. Гейнсборо чувствовал себя более пейзажистом, чем портретистом. Один из его биографов писал: «Гейнсборо был прирожденным живописцем.
В 1774 году Гейнсборо и его семья переезжают в Лондон. Хотя по профессии Гейнсборо был портретистом истинным его призванием было изображение английской природы. Это были заказы от местных торговцев и сквайров. Начав с лепки мелких фигурок животных, в 10 лет уже писал пейзажи. Присущее ему интуитивное чувство стиля и цвета, великолепное владение кистью делают художника одним из величайших европейских мастеров XVIII века.
Основным заработком Гейнсбро были портреты, в стиле которых он подражал Хогарту. Гейнсборо изучал лица с сердечной теплотой и вниманием. Они, будь то дочери, будь то герцогиня или куртизанка, удаются ему великолепно. Искусствоведы считают, что он создал особенный тип портрета: «Не утрачивая репрезентативности и парадности, его портреты кажутся более лёгкими изящными и утонченными». Картина не была закончена, но тем не менее осталась очень знаковой в творчестве Гейнсборо.
1767, Художественный музей, Толедо, штат Огайо). Но художник видел этот пейзаж именно в такой композиции и не иначе. Уже в «Портрете Мери Грэм» (1775—1777, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) ярко высвеченная фигура молодой женщины в восхитительно написанном платье дана на фоне тревожного закатного неба и романтической, увитой плющом колонны.
В ряде случаев Гейнсборо исполнял заказы тех же лиц, что и Рейнольдс. Великолепно написан сельский пейзаж, поле спелой пшеницы и зеленая долина в точном, острохарактерном парном «Портрете Эндрью с женой» (около 1749, Лондон, Национальная галерея).
Тонкие натуры он находит и среди простых людей. В последние годы жизни художник рисует много простых пейзажей. Он написан обычно легкими, «тающими» мазками и является своеобразным аккомпанементом, подчеркивающим лирическое звучание произведения».
Одухотворенность образов особенно ощутима благодаря внешней сдержанности в выражении чувств и сознательной «недосказанности» не только в мимике, но и в характере пейзажного фона. Он родился в Седбери (графство Саффолк). Художник пользовался жидкими красками и очень длинными кистями. Получивший — по его собственным словам — хорошее «подъюбочное образование» художник уже вскоре после свадьбы жаловался в письмах, что его «жена добра, но слаба и никак не может составить моё счастье».
Родился в семье торговца сукном. Картина Утренняя прогулка создана художником в 1785 году. Уравновешенность и спокойствие сменяются мощным движением. В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее.
В нижнем левом углу картины дровосек увязывает кипу хвороста. Рейнолдс, говоря о Гейнсборо, отмечал впечатление беспорядочного нагромождения мазков, которое производят его холсты вблизи, однако с определенного расстояния оно приобретает форму, «так что под этой видимостью случайности и неторопливой небрежности нельзя не признать сознательно рассчитанного эффекта, достигнутого упорным трудом». Многие композиции этого периода отмечены особой праздничной нарядностью, а порой приобретают даже налет театральности. Мы не знаем даты рождения художника известен только день его крещения, записанный в церковно-приходской книге – семнадцатого мая 1727 года. С прогулок он приносил с собой ветки деревьев, пучки травы, куски мха, камни.
Им стал «Портрет в рост на пейзажном фоне». Возможно, винить в этом следует его соперника, Рейнолдса, который являлся президентом Королевской академии.
Гейнсборо не довелось учиться в ней: ему вообще не удалось получить никакого систематического образования. Слева от дороги юноша копает гравий или песок. Однако каждая картина говорит о большой наблюдательности и мастерстве художника. Ее портреты писали и Рейндольдс и Лоуренс. Портретное искусство давалось ему не менее хорошо.
Он изображает портретируемых на фоне пейзажа, прогуливающимися или отдыхающими. В те времена наиболее модным художественным направлением в Европе становился академизм. Эндрюс держит ружье, около него стоит охотничья собака. Маэстрия, с которой написаны картины, поражала современников.
Томас был девятым ребенком в семье. Не делая эскизов, он начинал работать сразу на холсте в затененной мастерской, постепенно впуская все больше света, чтоб выхватить детали, но никогда не прибегал к мелочной отделке.
Он пишет портреты, выполняет множество заказов местных и столичных аристократов. ПЕЙЗАЖ занимает особое место в творчестве мастера. Известно, что художник был замкнут и не очень любил общаться. Но Томас Гейнсборо продолжает писать портреты, особенно женские.
В своей живописи он часто обращается к теме пейзажей и окружающей природы. Позднее он испытал большое влияние пейзажной живописи Рубенса. Но часто художник создавал пейзажи для собственного удовольствия.
В 1740 году ему разрешили поехать в Лондон для учебы. Его пейзажи строятся на криволинейных очертаниях, образующих водоворот, движение развертывается по спирали, втягивая взгляд зрителя. Сначала, Гейнсборо работал в Суффолке (местечке Седбери где он родился) и в соседнем Ипсвиче, откуда поступали первые заказы на портреты. Вместе с другим художником – Ричардом Вильсоном – Гейнсборо стал родоначальником Британской пейзажной школы. Умер знаменитый художник в августе 1788 года.
Голову венчает треуголка, которая считалась последним писком моды в 1746 г. За спинами супругов Эндрюс изображен дуб, символизируя процветание будущей династии. Особое внимание следует обратить на изображённое Гейнсборо поместье. Тейт Модерн отказалась от традиционного размещения произведений в хронологическом порядке. Кристи, зачинателя известных и поныне торгов, 1778, Малибу, Калифорния, Музей П. Гетти). Большинство из них остались незаконченными. Сеанс начинался в затененной комнате, когда холст был едва различим для взгляда.
Так написал свой лучший пейзаж Томас Гейнсборо. Он шел за своей интуицией, за собственным чувством света и цвета. он пишет лошадей, пасущихся коров, пробегающих или дерущихся собак.
Лучшей работой этого периода называют «Возвращение крестьян с рынка лесной дорогой» (ок. Только некоторые художественные навыки Т. Гейнсборо получил во время недолгого обучения у французского гравера Гравелло (проживавшего в Англии) и процветающего портретиста и декоратора Ф. Хаймена. Он был широко признан при жизни как портретист.
В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. Если Рейнольде изображал Сару Сиддонс в виде музы трагедии, пышно одетую и восседающую на троне, то Гейнсборо представил знаменитую актрису в жизни, в элегантном костюме для прогулки, спокойно сидящую в кресле – «Портрет актрисы Сары Сиддонс» (1784 – 1785, Лондон, Национальная галерея). Однако некоторыми исследователями эта гипотеза подвергается сомнению. Очень интересна и техника самого процесса рисования.
Больше всего он интересовался пейзажами, делал зарисовки растений. Одно из наиболее известных произведений, которое в это время написал Томас Гейнсборо, – «Портрет мальчика в голубом». Эта борьба чувствовалась повсюду, в том числе и в Академии Св. Особенно Гейнсборо удавались женские образы.
Великий английский художник писал картины до конца своей жизни. Один из его братьев, Хэмфри, был механиком и изобретателем.
Любое наблюдение — изящная дама в выразительном повороте, простая домашняя кошка, обожаемая собака или пейзаж — все находило отражение в сделанных в беглой манере, полных жизни рисунках. Глубокие чувства объединяют сквайра Халлета и его жену в портрете, получившем название «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Сатиновый сюртук небрежно застёгнут на одну пуговицу, на ногах чёрные, до колена, бриджи. Первую картину Томас написал в 1745 году – бультерьер на фоне пейзажа.
Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. Он написан обычно легкими, «тающими» мазками и является своеобразным аккомпанементом, подчеркивающим лирическое звучание произведения». Мы ничего не знаем о женщине, послужившей моделью Томасу Гейнсборо. Самой распространенной является версия о том, что это была дочь адмирала Боскауэна, которая вышла замуж за герцога де Бофора, вот таким образом второе, неофициальное название картины – «Портрет герцогини де Бофор». Она одета как в жизни, но при этом подчеркнут ее вкус интеллект, обаяние и красота. Он не стремится скрыть мазки кисти, легкой и динамичной. Особенности живописной манеры Гейнсборо ясно выступают в «Портрете герцогини де Бофор» (. ) или «Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Она повернулась слегка влево. По колориту это живописное произведение симфонично. Томас Гейнсборо – английский пейзажист и портретист восемнадцатого века. Таковы созданные им обаятельные, наивно-непосредственные и поэтичные образы деревенских детей в окружении сельской природы – «Собиратели хвороста» (1787, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Своеобразие его манеры становится еще более очевидным, когда выясняется, что художник не получил академического художественного образования: «Я хорошо начитан в книге природы и мне этого достаточно» говорил он.
Цвет английской знати, актеры, музыканты, приезжавшие на воды, стали теперь его заказчиками. Колорит его работ становится все утонченнее, а исполнение виртуознее. В некоторых статьях о них писали восторженно, в других же отношение к творчеству Гейнсборо было критическим.
Сам процесс работы Гейнсборо над картиной был захватывающим зрелищем. Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. Гейнсборо пишет и пейзажи. Весь облик дамы утонченно-благородный.
Столь широкий спектр источников говорит о художественной восприимчивости и открытости мастера, который умел разнородные эстетические идеи и впечатления переплавить в собственный неповторимый индивидуальный стиль. Родители назвали ее Мэри. Умер 2 августа 1788 года от рака. Его композиции — это, скорее, вариации на темы реальных природных мотивов. Лучшей была признана работа «Два мальчика-пастуха с дерущимися собаками» (ок. Таков портрет его племянника, Дюпона. Это позволяет иметь не очень большой, но стабильный заработок.
Эти слова сказаны современником о Томасе Гейнсборо, английском живописце XVIII века. Особое влияние на него произвело искусство таких художников, как Рубенс и Ван Дейк. Он даже не слишком-то выезжал за пределы мест, где провел детство и юность.
В отличие от многих современников Гейнсборо не принадлежал к академическому направлению.