Сперва учился у отца, затем (1633–1635) в Харлеме у пейзажиста П. де Молейна. В Амстердаме проснулся его интерес к жанровой живописи. Особое внимание художника привлекли полотна Веласкеса и фламандца Ван Дейка. После этого он получил звание мастера живописи, что давало ему возможность подписывать свои работы, так как они уже имели определённую ценность. Портрет оказался удачным.
Демократические симпатии живописца ярко проявились в картине Семья точильщика (Берлин, Государственные музеи), где он создал необычный и редкий для голландской живописи образ нищенской жизни ремесленников в одном из городских закоулков. К этому же позднему периоду принадлежит и «Получение письма» (Между 1617-1681). Они прямая противоположность Винчи, Тициану, Рембрандту. Мастерство Терборха и здесь исключительно высоко.
Соприкасаются взгляды и руки молодых людей. «Бокал лимонада» из коллекции Государственного Эрмитажа — один из шедевров, самая известная картина художника в Российских музеях. Руки молодых людей почти соприкасаются в стремлении удержать бокал лимонада. В отличие от многих собратьев по искусству Терборх пережил долгую пору странствий. Это прежде всего жест правой руки «почтенной маменьки», которым она умело обнажает скрытые прелести молодой дамы и некоторая двойственность в поведении парочки, выдающая в кавалере новичка, а у дамы, наоборот, заставляющая предполагать известный опыт.
Именно этот предмет художник делает центром композиции — и геометрическим и смысловым. Кисть художника точно передает разнообразные фактуры вещей плотный, матово отливающий атлас, полированное дерево, стекло, ворсистое сукно, пушистый мех. Старик-посыльный, сняв шапку, остановился у открытой двери. Коричневая шляпа на нем сидит воинственно, рыжие волосы обрамляют юное, румянощекое лицо. Но, он старается выглядеть изящным и галантным.
Художник создает устойчивую позу мужчины, показывая его ногу, его опору на колено. Герард Терборх был знаком с Антонисом ван Дейком. Поклонник, угощающий даму, неопытен об этом говорят его робость и подчеркнутое внимание.
В Девентере в 1660-е годы возникают лучшие произведения мастера и среди них – один из шедевров голландской живописи XVII столетия «Бокал лимонада». Художник в своих картинах не стремится к психологическому анализу героев. Но в его позе нет и тени подобострастия, унижающего человеческое достоинство. Отдал дань «низкому» жанру, создав один из самых совершенных его образцов (Семья точильщика, начало 1650-х годов, Картинная галерея Государственных музеев, Берлин), написал немало живописных сцен военного быта (Солдаты играющие в карты, ок. Некоторые ошибки в перспективе «Получения письма» следует объяснить возможным участием учеников мастера при завершении этого произведения.
1640, там же Заснувший солдат, 1650-е годы, музей Валльраф-Рихарц-Людвиг, Кёльн). С большой любовью выписаны одежды — изящная шубка, отороченная мехом и атласное платье. Что же изображает эта самая знаменитая картина мастера. Вернувшись на родину, обосновался в 1654 в Девентере (Оверэйссел).
Особой тонкости выполнения Терборх достиг в произведениях 1660 — 1670-х годов, к которым и принадлежит и «Бокал лимонада». Третье лицо — старуха, склонившаяся над героиней, — как бы молчаливо советует ей решиться на что-то определенное. В знак, благоволения Терборх был посвящен в рыцари и получил в подарок золотую цепь с медальоном короля. Он готовит даме, которая ему приятна и интересна, лимонад.
1665, Мюнхен, Старая пинакотека). В середине 1650-х годов был написан «Деревенский почтарь», принадлежащий уже к типичным произведениям мастера, в творчестве которого буйная жизнерадостность предшественников уступила место тихой задумчивости. Картина художника «Бокал лимонада»также примечательна безошибочным рисунком и мастерским владением цветом. Она решена в серебристо-охристых тональных переливах. Затем он, возможно, поехал в Италию и Францию, а в 1648 году находился в Мюнстере (Вестфалия). Он нередко изображал быт и нравы простых людей.
В картине «Возвращение блудного сына» психологический талант Рембрандта раскрылся в полной мере, ведь в нее он вложил весь свой творческий опыт. Ранние картины свидетельствуют о его демократических симпатиях.
Контуры шляпы легко прослеживаются под записью. Питер де Хох — один из ярких представителей делфтской школы живописи, традиционной темой изображения которой был интерьер. Становление театрально-декорационного искусства» (1978), «Основные направления западноевропейского театрально-декорационного искусства» (1983), «Горизонты сценографии» (2006).
Вероятно, этот беспокойный и страстный человек, о котором сохранился ряд крайне невыгодных для его личности свидетельств (он был пьяницей первая его жена умерла вскоре после побоев на Лизбетте Ренирс — простой крестьянке — он женился в год смерти первой жены жестокость Халса характеризуется слухами об его эксплуатации Броувера), был великолепным вдохновителем, но едва ли он обладал тем самоуглублением, той натурой исследователя, которые создают лучших, но и несколько порабощающих педагогов. Он доставил письмо и терпеливо ожидает ответ. Одной из вершин творчества великого нидерландского художника считается картина «Возвращение блудного сына». Первые уроки рисования и живописи получил от своего отца Герарда Терборха Старшего. Женщина благосклонно принимает напиток.
Они угадываются в жестах, взглядах, облике участников сцены. Никто из голландских художников этого времени не мог бы столь одухотворенно и выразительно показать фигуру со спины (образ молодой девушки восходит к подобному образу из знаменитого так называемого «Отеческого увещевания», созданного художником на двадцать лет раньше). До этого Рембрандт неоднократно обращался к сюжету «блудного сына» в своих графических работах.
Вероятно, «Бокал лимонада» — это самая знаменитая картина крупнейшего мастера голландской жанровой живописи Герарда Терборха. Николай Громов — профессор Санкт-Петербургской Академии театрального искусства член Союза художников России, автор книг и статей по вопросам отечественного и зарубежного изобразительного и театрально-декорационного искусства. Терборх подчеркнуто внимателен к облику своих героев, особенностям их поведения. Приготовление напитка является лишь предлогом для их близости. По-видимому, эта деликатность и ввела в заблуждение Александра Бенуа, как, в свое время, она же послужила причиной ошибки Гёте, описавшего одну из картин Терборха как «Отеческое увещевание», тогда как в действительности она изображала нечто противоположное.
Старые каталоги и путеводители но Эрмитажу указывали на этом основании, что картина Терборха (на которой нет этих деталей) дошла до нас обрезанной со всех сторон и, таким образом, авторский замысел был якобы искажен. Он побывал в Англии, Испании. На ней мужчина изображен в сдвинутом набок головном уборе. Она была написана в последнее десятилетие жизни мастера, когда он был уже немощным, старым и нищенствовал, ведя полуголодное существование. Италии, Франции, Германии.
Хозяйка находится тут же, она в скромном костюме, на ее трудолюбие намекает рукоделие, лежащее на коленях. В отличие от других голландских художников, которые, как правило, были домоседами, Терборх побывал в Англии (там он познакомился с произведениями А. ван Дейка), посетил Италию, Францию, Германию и, наконец, Испанию, где большое впечатление произвел на него Веласкес. Воля девушки немного скована жестом и взглядом старухи, которая подталкивает ее к мужчине. Но разве изображались когда-либо более «говорящие» взгляды, разве были недомолвки столь красноречивы, а затаенные желания – так очевидны. Изображение действительно можно принять за галантную сцену в благородном семействе.
Это событие он запечатлел в своей известной картине «Заключение мира в Мюнстере», хранящейся в настоящее время вНациональной галереев Лондоне. «Бокал лимонада» — не только одна из наиболее блестящих картин Терборха, но и произведение, воплощающее лучшие традиции голландской жанровой живописи. Но несомненно, что ранние из них относятся к периоду 1630 — начала 1650-х годов. В образе улыбчивого добродушного гуляки Стен изобразил себя. Позже обучался у известного пейзажиста Питера де Молина (1595-1661). Бытовой сюжет полотна, которое можно назвать «сценой у сводни» имеет прямое отношение к действительности, но разыгран весьма деликатно и тонко, без акцента на интимной теме.
Исключительное мастерство передачи фактур тканей (в особенности атласа) и бытовых предметов, тонкие колористические эффекты (решенные в мягком и переливчатом, «перламутровом» красочном регистре) придают этим картинам поэтическое обаяние, а остроумные эмблематические подтексты – таинственную двусмысленность. Молодая женщина, возможно, недомогает. Его считают бытописателем светского общества. «Хозяйка и служанка» — образец голландского жанра, в котором сконцентрированы все достоинства делфтской школы. Однако его искусство известное нам с 1616 года, обозначает сразу шаг к совершенной зрелости. Бытовой сюжет полотна, которое можно назвать «сценой у сводни» имеет прямое отношение к действительности, но разыгран весьма деликатно и тонко, без акцента на интимной теме.
После женитьбы на богатой патрицианке города Девентера, куда переселился Терборх, он получил возможность ближе познакомиться с жизнью светского общества. «Деревенский почтарь» – одно из таких счастливых исключений. К узкому семейному кругу Терборхов принадлежит, по-видимому и «почтенная маменька» – этот персонаж встречается, кроме того и в рисунках Мозеса (младший брат Герарда, как и его сестра, были также художниками). С течением времени интересы художника изменились.
Молодая дама одета в роскошное платье и шубку, отороченную мехом. «Анекдот ее самый обыденный, »-отвечает Александр Бенуа. - Молодой даме, нехорошо себя чувствующей, ее поклонник готовит лимонад под участливым взором почтенной маменьки».
Родился в 1617 году в городе Зволле, Нидерланды. Пространства лишены окон, дверей, мебели. При известной любви голландцев к вещам, признакам собственного достатка именно такие «скромные» портреты были по душе клиентам Герарда – регентам, аристократам. Граф принял Терборха на службу и Герард Терборх присутствовал при заключении сепаратного мира между Голландией и Испанией15 мая1648 года. В действительности же, наоборот, в конце XVIII века были удалены поздние, не терборховские приставки и тем самым восстановлен первоначальный облик (и формат) картины. Другое недоразумение граничит с историей картины.
Судя по сохранившимся детским рисункам (1625–1626), его художественное дарование проявилось весьма рано. На гравюре с «Бокала лимонада», сделанной в XVIII веке, в знакомой нам сцене были изображены собачка, сидевшая около открытого окна на стуле (слева на переднем плане), обезьянка, прикованная цепью к металлическому шару (в правой стороне картины) и бронзовая люстра вверху под потолком. «Мужской портрет» — блестящее подтверждение этих качеств. Мало того, сравнение с Халсом по непосредственности, по совершенному мастерству может выдержать лишь один Веласкес (который был все же на 20 лет моложе его). У Халса не было запасов каких-либо рецептов и трюков, кроме, быть может чисто технических, о составе и приготовлении красок (картины его чудесно сохранились, что, впрочем, в этот период голландской живописи не исключение).
Нарядная девушка и молодой человек занимаются приготовлением лимонада девушка держит в руке бокал, в то время как юноша, придерживая его одной рукой, размешивает содержимое другой. Жил в Амстердаме, Гааге, Харлеме, Камене, Зволле. Подобные сцены у сводни не новы в голландском искусстве. Ее поза спокойна, движения медлительны, сдержанны.
Посетил Италию, Францию, Фландрию, Испанию в 1646–1648 жил в Мюнстере, где стал свидетелем заключения Вестфальского мира, завершившего Тридцатилетнюю войну и запечатлел этот акт в одной из лучших своих картин, многофигурной Торжественной клятве при ратификации Мюнстерского договора (1648, Национальная галерея, Лондон). С ним художник отправился в Мадрид, где напишет множество портретов придворных, а также портрет самого короля Филиппа IV (он, к сожалению, не сохранился). Так, композиция, которая долгие годы считалась благонравным Отеческим внушением (ок. Происходит диалог.
Халс остается не только загадкой, но и одинокой загадкой. Бытовой сюжет полотна, которое можно назвать «сценой у сводни» имеет прямое отношение к действительности, но разыгран весьма деликатно и тонко, без акцента на интимной теме. Учение его состояло в том, что он ставил живую натуру (а это уже с XVI века было краеугольным камнем нидерландской школы) и затем предоставлял ученикам копировать ее, причем он давал лишь некоторые практические советы и указывал на ошибки. Все его собственное творчество (исключительно портреты или портретные этюды) было гениальным быстрым копированием реального мира без тени идеализации или заранее придуманного синтеза.
Терборху удается раскрыть внутренний мир своих героев. Мастер редко датировал свои картины. Живописная манера Хальса в начале 1650-х годов (время создания эрмитажного произведения) обретает невиданную силу и широту. Чувства персонажей открыто не представлены в работе.
В «Бокале лимонада» безошибочное мастерство рисовальщика сочетается со вкусом блестящего колориста и, подобно тому как Терборх – рисовальщик избегает резких движений и линий, Терборх – художник строит свой колорит на мягких, гармоничных сочетаниях серебристо-серых и палевых тонов. Среди них: «Изобразительное искусство социалистических стран восточной Европы. 1945 — 1949.
С годами, в русле общей «аристократизации» нидерландского искусства второй половины 17 в., обратился исключительно к «светским» жанрам, живописующим галантные нравы, модные наряды и интерьеры. Добился невероятных успехов в живописи, был признанным мастером жанровой сцены. У него была масса учеников, но никто, даже родные сыновья, не пошли по его следам. Ян Стен — один из ярких мастеров голландской бытовой живописи XVII века.
Потому так заботливо склонилась над ней пожилая — нянька, служанка, родственница. Кавалер, очевидно, лишь недавно переступил черту взрослого мужества. Вероятно, «Бокал лимонада» – это самая знаменитая картина крупнейшего мастера голландской жанровой живописи Герарда Терборха. В выражении лица дамы чувствуется скрытое кокетство. Композиция строится на расположении в пространстве рук, ног и лиц героев.
В 1635–1636 работал у дяди, гравера Р. ван Фёрста, в его лондонской мастерской.