1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи. Двор потешался, а Анна Клевская тем временем получила развод с отличными условиями: Генрих VIII отблагодарил её за покорность и оставил в Англии как «сестру», выделив богатое содержание, замки и солидный годовой доход. Они выдают его тщеславие.
Плаха или развод. Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна. Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей.
Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно. До нас «дожила» лишь одна его картина этой серии – «Портрет Генриха VIII». В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов.
Рядом с Мейером представлены его сыновья. Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи.
Две из них были обезглавлены. Она не стала бороться за корону, как Екатерина или Анна Болейн.
Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно. Об этом свидетельствуют его работы. Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля». Наоборот, увидев желание супруга избавиться от неё, Анна постаралась ему в этом помочь. В полусогнутой руке видна перчатка. За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились.
Одетые в парадные одежды посланники спокойно и уверенно смотрят на зрителя. Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне. Время подгоняло. Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом.
Картины его – это гордость города. В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая». Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII. В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита. В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота. Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями.
Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей. Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. 1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна. Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения.
Его место на посту канцлера занял знаменитый гуманист, автор «Утопии» Томас Мор, затем советниками короля стали Томас Крамнер и Томас Кромвель. Начались преследования оппозиции.
Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном. Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота.
Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом. Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка.
Кроме угольной пыли, Гольбейн прибегал к помощи переводной бумаги, предшественницы современной копировальной бумаги. Творческий путь художника начался в Базеле, где в 1515-1526 Гольбейн создал множество портретов, в которых подчеркивал внутреннее достоинство и сдержанную духовную силу людей (портрет Эразма Роттердамского, 1523, Лувр, Париж), потрясающую смелостью композиционного решения и силой эмоционального воздействия картину Мертвый Христос (1521, Публичное художественное собрание, Базель) иллюстрации (к Похвале глупости Эразма Роттердамского, рисунок пером, 1515), серию рисунков Образы смерти (известна под названием Пляска смерти, 1524-1526, гравированы на дереве Г. Лютцельбургером и изданы в 1538), в которой в аллегорической и гротескной форме отобразил события Крестьянской войны в Германии. Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается. Хранитель хотел ее успокоить, заверяя, что боль будет весьма непродолжительной. Телосложение позирующего можно назвать крупным. Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр.
Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику. Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала. Фоном послужил очень дорогой ультрамарин. В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась.
На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. Лицо не отягощено лишними эмоциями, что свидетельствует о скрытности. Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году. Это было 12 марта 1538 года.
Он не скупился на образы исходящие из его воображения. Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля. В 1540 г. он был арестован, обвинен в государственной измене и казнен. Король лично следил за тем, чтобы доктринальные различия не были сильными. Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы. Глаза выдают ум, опыт и жесткий характер. Брак был все же заключен в январе 1540 года, но аннулирован уже через несколько месяцев.
Как генеральный викарий (представитель епископа в области общего управления) он предпринял роспуск монастырей, которые не поддержали религиозную реформу короля. Рождение дочери Марии в 1516 году сильно разочаровало короля. Маргарита Вайт входила в круг самых близких подруг королевы, была посвящена во все ее тайны и переживания, надежды и огорчения.
Справа изображены жены Мейера. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля. По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена.
Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены. Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле. Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра.
В этой стране Гольбейн был придворным живописцем. Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета.
Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари. Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат». Для этого требовалось папское разрешение. В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось). Более других его запомнили по количеству жен, которых было 6. А вот устроивший этот брак Томас Кромвель был обезглавлен и месть за него станет через сто лет одним из мотивов лидера английской революции Оливера Кромвеля. Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом».
Как правило, на них изображали близких людей. Королю причина для развода весьма понравилась. Екатерина, беременевшая несколько раз, не подарила мужу сына.
Он отличался музыкальным талантом и пристрастием к науке. С этим браком связан эпизод из истории изобразительного искусства известный, как «казус Гольбейна». Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином). Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение.
При этом мудрая Анна сторговала себе право остаться в Англии в статусе «сестры короля», получила пожизненное содержание и в итоге благополучно пережила и самого Генриха и всех его жен. Он знает, чего хочет и как этого достичь. «То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости». Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми.
Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом. Над Анной нависли тучи. Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины.
Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. Несмотря на простое происхождение, он сделал блестящую карьеру при дворе короля. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том.
К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру. Значит, он сосредоточенно подходит к вопросам и убеждает оппонентов. Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна. Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными. В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни.
Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов. Вскоре, король занялся поисками новой невесты.
Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками. Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение. Одновременно он их объединяет через Богоматерь. Лорд-канцлер Англии (1529-1532).
Она убедила весь двор, что король не имеет с ней брачных отношений.
Генрих изображен на полотне в костюме, который украшен золотыми пуговицами и аксессуарами. Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке. Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. Это пример типичного монументального стиля Гольбейна. И столь блистательная карьера закончилась падением неожиданно для всех. Томас Мор – английский юрист, философ, писатель-гуманист.
Величие короля передается позой. На лице нет намека на улыбку. Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц.
Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви. Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам. Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета.
Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых. С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника. Если формально Гольбейн еще стоял одной ногой в эпохе Дюрера – целых тринадцать лет их творчество питала, по сути, одна и та же действительность, – то по историческим часам он принадлежал уже другому времени и с прозорливостью великого художника интуитивно высказывал в своем искусстве предчувствие перемен задолго до того, как они стали очевидны всем и обрели конкретную форму в трагических итогах Крестьянской войны, расколе реформаторского движения, протестантском иконоборчестве. В поздние годы страдал от лишнего веса и других проблем со здоровьем. Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. Образованный и одарённый, Генрих правил как представитель европейского абсолютизма, к концу царствования жёстко преследовал своих действительных и мнимых политических оппонентов. В мировой живописи Гольбейн прославился художником, писавшим портреты.
Главным вдохновителем интриги против королевы был Томас Кромвель. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии. Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален». Композиция картины подчёркнуто проста.
На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной. Если на него посмотреть справа, выбрав соответствующую точку, то мы увидим изображение черепа в особой технике живописи, называющееся блуждающий анаморфоз черепа. Только двух жен.
В 1535 году был казнён в соответствии с Актом об измене. У живописцев покровителями были состоятельные семьи. Его слава стала распространяться по всей Южной Германии.
Выжила только дочь Мария, но Генрих требовал родить ему наследника. Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. Попытки аннуляции брака оказались безуспешными. Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время.
В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна. Она и ее сестра Мэри были фрейлинами королевы Анны Болейн – второй жены Генриха VIII. Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет. С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе. Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок.
После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Томаса Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и других, а также «Колесо Фортуны». Это выдают одеяние, поза короля, драгоценности.
Однако нижняя губа чуть толще верхней. К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром.
В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. И на этом фоне потрясающе мудрый и проницательный взгляд Шарля де Сольера лорда Моретта.
Человек из низов (он был сыном кузнеца), Кромвель начал свою карьеру в качестве наёмного солдата в Италии, затем попал на службу к кардиналу Уолси, был его торговым агентом, а позднее стал доверенным лицом короля Генриха VIII. В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии. На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом.
Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Больше о частной жизни художника почти ничего не известно. Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир. Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины). Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви.
В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году. Король пережил очередное разочарование, когда в сентябре новая жена родила ему девочку — будущую королеву Елизавету I. Он утратил интерес к супруге, так и не подарившей ему вожделенного сына (последующие беременности заканчивались выкидышами). Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Но в первую очередь, перед нами – страстно, вдохновенно верующий католик.
Бедненький. В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей. В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города. Однако дети Генриха и Екатерины либо рождались мертвыми, либо умирали во младенчестве. Первая жена Екатерина Арагонская – католичка испанская принцесса, была старше Генриха на шесть лет и досталась ему «по наследству» от Артура, за которого она первоначально вышла замуж, а после смерти первого супруга осталась в Англии в статусе вдовствующей королевы, чтобы, выйдя замуж за Генриха, снова стать полноправной королевой.
По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру. Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика. Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены. Эразм Роттердамский неоднократно выражал восхищение талантом Гольбейна. Чтобы выполнить этот заказ, в Клеве был направлен Ганс Гольбейн-младший. В 1935 году причислен к лику святых Католической церкви.
Когда Мария Магдалина увидела своего воскресшего учителя, она не узнала его, приняв за садовника после мгновенного узнавания и порывистого устремления к нему ее остановили его слова: "Не прикасайся ко мне". Боже сохрани. Генрих понимал, что жена, которая старше его на шесть лет, не принесет ему наследника. Гольбейну пришлось искать новых заказчиков.
Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой. Король правил 38 лет и за это время случилось множество незабываемых событий. Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне. Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля. Гольбейн представил в картине образ двойного зрения. Приговор был приведен в исполнение 19 мая 1536 года.
Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. В конечном варианте, они туго перехвачены лентой. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины. Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна.
На пальцах обеих рук – перстни. К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле. Осанка и выражение лица датской принцессы говорят о достоинстве и сильном характере. В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме.
Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения. Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился. Картина была заказана самими дипломатами. Английский король Генрих 8 был крайне противоречивой личностью. Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля.
К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии. Его намерения серьезны. Помимо личных амбиций короля (впрочем, желание произвести на свет наследника престола многие англичане считали вопросом государственной важности) в стране существовали и другие предпосылки для реформ.
За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию. Как правило именно такие люди предпочитают словам действия. Генриха VIII подталкивало к действиям не только желание иметь наследника, но и любовь к Анне Болейн (согласно многим источникам, не отличавшейся при дворе выдающейся красотой). В город часто приезжал император Максимилиан I. Именно он и его свита привозили сюда новые знания о художниках итальянского Ренессанса, например. Вскоре бывший канцлер был арестован, помещен в тюрьму Тауэр, обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казни.
На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. Губы короля словно две крепко сжатые нити. В совершенстве владел несколькими музыкальными инструментами и обладал хорошим голосом. Предлогом стал предыдущий союз Екатерины с его братом. Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии.
Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом». Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. Именно он предложил Генриху VIII стать главой англиканской церкви. Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну.
В самый разгар религиозных волнений художник отправился жить в Англию. Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало. Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого.
На его картинах с точностью изображено одеяние человека и различные мелочи вокруг него. Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний.
Это, безусловно, знак смерти. Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально.
Отношения с королем после этого оказались испорченными. Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII). Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует». Со временем, манера художника претерпела эволюцию. На нее была возложена миссия – возвестить о воскресении апостолам. Однако постепенно важнейшим вопросом королевской политики стала проблема наследования. В 1516 году написал книгу «Утопия», в которой изобразил своё представление об идеальной системе общественного устройства на примере вымышленного островного государства. «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532).
Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». В 1535 году он был обезглавлен. Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства. Мастерская Ганса стала семейной.
Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. Художественные достоинства этой картины столь высоки, что трудно все перечислить. Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду. Этому обстоятельству также способствовала женитьба художника на вдове дубильщика кожи Елизавете Шмит.
Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени. Гольбейн в своей работе реализует образ двойного зрения – при «прямом» взгляде человека, погруженного в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания, – но при «особом» (подразумевается – правильном, глубоком) взгляде все меняется с точностью до наоборот – смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, лишается значения, приобретая характер фантома иллюзии.
Маргарита Вайт – Леди Ли была сестрой известного придворного поэта сэра Томаса Вайта. Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель. Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей». Король болезненно ощутил это в 1536 году, когда был ранен во время рыцарского турнира.
«Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна). Только вы не думайте, что он казнил всех жен. В 1526 году, после его кончины, принадлежавшая ему лионская типография отошла к кредиторам.
Она отвечала ему: "Я слышала, что палач очень опытен, " и, обхватив свою шею пальцами, добавила: "у меня ведь такая тонкая шея".