Картина Николая Ге В Гефсиманском саду: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Николай Ге не отступает от религиозной темы и пишет «Христос в Гефсиманском саду».
В ночном саду с глубокими тенями Иисус молил Отца: «да минует Меня чаша сия впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Евангелие от Матфея, гл2639) и «да будет воля Твоя». Некоторые приписывают эти слова, произнесенные в адрес картины, самому Александру III. Ге вспоминал: «Однажды, в конце 1866 года, неожиданно для нас пришёл к нам Герцен Я онемел от радости, впившись в него глазами»7. Ге остался недоволен этими эскизами. Они проплывают словно тени, задумчиво опустив головы, бесшумно, не оглядываясь. Ге восхищался им и старался показать публике, насколько неоценим его подвиг.
Очень точно, тонко и внимательно Перов прописывает некоторые детали. Мировоззрение Ге в этот период во многом определяется дружбой со Львом Толстым. Во второй половине XIX столетия смена мировоззренческой и эстетической концепции мира, о чем уже упоминалось в статье о Джеймсе Тиссо («Жизнь Иисуса Христа» в акварелях Джеймса Тиссо), определила появление иного отношения к библейским мотивам и нового живописно-пластического языка. Композиция картины построена так, что полотно выглядит очень динамично.
Но дьявол уже овладел сердцем его. Та же участь постигла «Суд Синедриона», а в 1894 году— и «Распятие» последнюю картину ходили смотреть на частной квартире, где она была помещена после её удаления с выставки, затем её увезли в Лондон. В то же время ряд критиков (среди которых был Даниил Мордовцев) выступили с защитой произведения Ге. Та же участь постигла и первый вариант картины «Христос в Гефсиманском саду». Один выход такому мертвецу умереть.
«Иуда представляется мне первообразом предательства, так скажет Николай Ге. Николай Ге родился в Воронеже, в семье помещика. Картину снимают с выставки и запрещают впредь эскпонировать. «Эти воины мертвы, хотя и живые, так скажет Николай Ге. 14:34).
Мертвые же кресты живы, так как свидетельствуют о Христе». Справа, погруженные в густой мрак, три стражника.
Апостола Петра художник писал с самого себя, а голову Иоанна со своей жены Анны Петровны (в Государственном Русском музее хранится этюд с изображением головы Иоанна). Недосягаемым образцом являлось для них творчество А. А. Иванова, сохранявшего и возрождавшего заветы высокого искусства Ренессанса и Средневековья. Настоящее искусство не может теперь относиться так к Христу». Вот эта двойственность выражена в движении. Христос остаётся один.
Это произведение возникло ещё и как следствие собственных переживаний художника. Он вскочил с места и уставился на Иуду. Их лиц не видно, фигуры закутаны в длинные плащи. В этой экспрессии отражается весь трагизм происходящего. На стене, за спинами апостолов, вырастает огромная зловещая тень. Понятно, что церковь не приняла такой взгляд.
Это необходимо для создания глубины в картине и наполнения изображения драматизмом. В композиции В. А. Котарбинского «Моление о чаше» (1890-е) соблюдено, казалось бы, все, что требует сюжет: ночь, молитвенная поза, нимб над головой Христа, но за общей манерностью и пустотой нет и намека не только на религиозный, но и какой бы то ни было философский подтекст. Тем не менее 6 марта 1890 года обер-прокурор синода К. П. Победоносцев обратился к Александру III с доносом: «Не могу не доложить вашему императорскому величеству о том всеобщем негодовании, которое возбуждает выставленная на Передвижной выставке картина Ге Что есть истина. Передвижники интуитивно осознавали это.
Темные складки тоги опутывают тело Пилата, словно веревки. На первой выставке передвижников в 1871 г. он выставил свою картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Все три страдальцы и страшно поражает молитва самого Христа. В 10-летнем возрасте его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию.
Дело не в излишнем реализме. Для Перова были характерны картины провокационного, разоблачительного характера. Картина произвела на публику сильное впечатление. В Риме он познакомился с Александром Ивановым.
Мария Магдалина же спешит возвестить всему миру великую радость. Ему давали понять, что он не оправдывает возлагавшихся на него надежд. Его мысль, дух творчества независимы. Справа вдалеке открывается вид на крепостные стены Иерусалима с ведущей к нему дорогой. Спускаются вниз темные фигуры учеников.
Он был идеалом человека, который художник искал в своём творчестве. Старые, низшие потребности, плотские, делают бунт и восстают на человека. Через мучения, боль и смерть – к воскрешению, вознесению и Царствию Божьему.
«Ге хотел сотрясти мир страданиями Христа, заставить людей рыдать, а не умиляться» А. Верещигина. Европейским государям было тревожно.
За «Тайную вечерю» Ге получил звание профессора, минуя звание академика. В начале 1864 Ге возвращается во Флоренцию, пишет много эскизов на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и др. ), начинает новую большую картину «Вестники Воскресения». Мне скажут: почему. Вот полная связь художника с истиной этого достиг величайший художник Микеланджело».
После знакомства с Л. Н. Толстым последовал новый цикл картин, посвященных Евангелию. Но, выставленные на частных квартирах, произведения мастера собирали толпы зрителей. О. А.
26:38 Мк. Вособенности слова это бойня. «Николай Николаевич Ге» 1988 О мировоззрении Ге может многое сказать и его крепкая дружба со Львом Николаевичем Толстым. О запрещенных картинах говорили их обсуждали в газетах и вывозили за границу.
Та же участь постигает и новое его произведение, «Христос в Гефсиманском саду». В 1870 Ге возвращается в Петербург. Современники писателя и художника остро чувствовали это «новое отношение» и оценивали его по-разному. В этот период, как и в бытность свою в Академии, Николай Ге писал портреты.
Евангельская образность и жертвенный путь русской интеллигенции резонировали друг с другом. Мать будущего художника скончалась от холеры спустя три месяца после рождения сына. Стараясь обратить внимание зрителя на важнейшие детали картины, Ге очень четко прописывает лик Христа, его спутанные волосы, одежду, делая центральными не только расположение его фигуры на холсте, но и смысловую роль. Как писал Ге, он хотел изобразить именно ту минуту, когда Христос стоит перед тем, кто отрицает Его учение: «Пилат считал себя властью, Христос же говорил: Я Царь без солдат. Осужденный, осмеянный и оплеванный Христос жмется к стене.
Третий, устрашающе наклонившись, тащит Его за одежды. Работа «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 принесла ему уже большую золотую медаль и командировку за границу. К теме Гефсиманского сада художник обращается не один раз и наряду со сценой моления останавливается на самом светлом моменте: Христос молился Отцу Небесному, чтобы тот дал ему физических и духовных сил испить свою чашу до дна и «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял его» (Лк. Мечутся по полотну стремительные мазки, перекрещиваются и обрываются линии. Они уже принадлежат разным мирам.
Также строго и скрупулёзно изображены ветви над головой Иисуса. И пошел до конца. В 1867 оканчивает свою картину «Вестники Воскресения» и Ге посылает её на выставку Академии Художеств, но там её не принимают. В центре композиции поваленные на землю кресты. Но в 1878 году он создаёт серию картин религиозного содержания.
В Академии Николай Ге пробыл семь лет. Л. Н. Толстой, увидев «Тайную вечерю» Ге, отметил, что произошла странная вещь: его собственное представление о последнем вечере Христа с учениками совпало с тем, что передано в картине: «Любимый ученик Иоанн один знает, кто предатель.
Картина Ге произвела на публику сильное впечатление. Мастер был доволен: «Я сотрясу все их мозги страданиями Христа Я заставлю их рыдать, а не умиляться».
Евангельские сюжеты – одна из самых распространенных тем в живописи. Николай Ге «буквально бежал из царской России» в Европу3. Две личности, два мировоззрения были показаны мастером нетрадиционно и смело. И побежать не может и бросить не может.
Ибо, как пронзительно напишет Леонид Андреев, «у всех народов, какие есть, какие были, останется он одиноким в жестокой участи своей Иуда из Кариота, Предатель». Лицо Христа, живущее напряженной жизнью, выражает не мольбу, а решимость и твердость. Среди них – «Христос в Гефсиманском саду», написанная под явным воздействием картины Ге 1876, (которая являлась эскизом к картине 1869) но наполненная иным содержанием. Ключ ко всему в той мысли, которую Иисус выразил ясно и просто, как нельзя выразить яснее: «Не противься злому».
Эскиз «Смерть Виргинии» весьма подражательная вещь и «своим драматизмом, выразительной пластикой жестов, композиционным приёмом напоминает знаменитую картину Брюллова Последний день Помпеи»3. Но мастер упорно шел по своему пути ища свою, только одному ему известную истину. Сцены страдания и бичевания Христа не были в центре внимания Иванова, в его «Библейских эскизах» преобладали явления чудесные и озаряющие. Он не в состоянии понять, о каком таком непротивлении злу насилием толкует ему этот чудак в отрепьях с горящими глазами мечтателя.
В 1860 году он покидает Рим и переселяется во Флоренцию, где пытается писать эскиз «Смерть Ламбертации» (1860), но вскоре бросает эту работу. Глубокое и проникновенное полотно «Христос в Гефсиманском саду» показывает нам уже готового к великой жертве Иисуса. И если тебя при этом обидят, то перенеси обиду и все-таки не делай насилия над другими».
На большом расстоянии идет тихо Иуда. Говорят, что президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович, увидев «Распятие» Ге, воскликнул: «Это бойня. ». Картину «Что есть истина. » сняли с выставки один из поклонников Ге повёз её по Европе и в Америку, но там особого впечатления она не произвела13. Его фигура кажется бестелесной, почти ускользающей. Он изображен в стороне и Его сразу даже не разглядеть на полотне.
«Я увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика человека. «Кто же для меня дороже, глубже всех, кто достиг недосягаемого. Сам же пишет так, как учит: без натуры, без эскиза, без контура. Есть еще время. Так Христа еще никто не писал. Молодым художникам он рассказывает о форме, которая способна передать чувство.
Повторял знаменитую композицию и сам Бруни. Ф. Анненский). В картине В. Г. Лясковская «В. Г.
Одни, отказавшись от правды, торопятся выгодно продать свое свидетельство. Но мастер упорно шел по своему пути ища свою, только одному ему известную истину. Работа «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 году принесла ему уже Большую золотую медаль, что давало право на поездку за границу за счёт Академии.
Пилат боготворил физическую силу, Христос же есть существо убеждений. Действие происходит во вполне обыденном интерьере. Официальная пресса усмотрела в картине «торжество материализма и нигилизма»5, а цензура запретила воспроизводить эту картину в копиях. Стол не несет в себе сакральной функции, а становится лишь предметом обстановки. Их лиц невозможно разглядеть.
«Жизнь в деревне оказалась очень трудна. Его фигура освещена холодным лунным светом, лицо обращено к небу, руки судорожно сцеплены и выдают чувство одиночества и тоски. Я сделал так: Христа повели и ведут с факелами. Посещая Эрмитаж, продолжает самостоятельно учиться рисованию. Образ, явившийся воображению художника, сочли надуманным и умозрительным.
«Религиозно-мистическая, философская и этическая стороны христианства существуют в столь неразрывном единстве, что искусственное обособление одной из сторон неизбежно разрушает всю целостность, обессмысливает и обесценивает даже и то, что было оставлено как необходимое». В 1869 году Ге принялся за большой холст «Христос в Гефсиманском саду». Голова Христа выделена обрамлением рук и светом. Он переписал свой «Гефсиманский сад». Из-под его пера выходили полотна, обличающие церковь, высмеивающие её, такие как «Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах», «Монастырская трапеза».
Обвиняли художника и в том, что священные образы он писал с реально существующих людей. Картина относится к евангельской серии Поленова «Из жизни Христа» (1890—1900-е годы). Он может повергнуться и пасть к ногам Его, каясь в грехе своем. Та же участь постигла и новое произведение – Христос в Гефсиманском саду (первый вариант картины, впоследствии переделанный) – как в Петербурге, так и на международной художественной выставке в Мюнхене в 1869, куда Ге послал его вместе с Вестниками Воскресения.
Тем не менее, «Тайная вечеря» кисти Николая Ге была приобретена российским императором в личную коллекцию6. Образ, явившийся воображению художника, сочли надуманным и умозрительным. Это еще не сама трагедия, а ее предчувствие, когда, как отметил сам Ге, «Христос почувствовал начало агонии». И у других передвижников человеческое в Христе оказывается главным. И не только негодуют на картину, но и на художника.
За работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» он в 1855 году получил Малую золотую медаль Академии. Группа эта очень далеко и скоро исчезнет. В российских газетах разгорелась полемика по поводу последних произведений Ге. Ге давали понять, что он не оправдывает возложенных на него надежд.
Ветви паутиной оплетаю верхнюю часть картины, придавая работе напряженность, мистицизм. Наследником А. И. Иванова стал М. А. Врубель, чей ранний рисунок «Гефсиманский сад» был недавно показан на выставке новых поступлений в Третьяковской галерее. «Моление о чаше» неоднократно копировалось другими авторами, с картины были сделаны гравюры С. Л. Захарова и Н. И. Уткина в альманахе «Утренняя заря» и литография А. Петровского и С. Кружкина в издательстве А. А. Козлова (1847). В 1884 году выходит в свет знаменитый философско-религиозный трактат Л. Н. Толстого «В чем моя вера. ». Как и в большинстве работ из этой серии, образ Христа в Гефсиманском саду отличается от традиционной трактовки сюжета «Моление о чаше».
Первое, что бросается в глаза, величественная процессия членов Синедриона, неспешно двигающаяся по залу, залитому горячим золотистым светом. У всех были живы в памяти неудавшееся покушение Д. В. Каракозова на Александра II, прогремевшее в 1866 году на всю Россию, массовые аресты революционеров из «Земли и воли». Художник акцентирует внимание на этом предметном ряде.
На переднем плане лежит простершийся ниц Иисус. Картину встретили холодно. В 1882 году Николай Ге знакомится с Львом Толстым. Другой что-то злобно кричит. Такое внимание к изображению их сложных форм необходимо для создания напряжения в картине.
Нечто подобное наблюдается и в картине Ге «Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад» (эскиз, 1888, холст, масло, 67100, Третьяковская галерея сама картина находится в Русском музее). 22, 43).
Повинуясь неизбежности, они совершают свой путь в иссиня-чёрный сгущающийся мрак ночи. После недолгого пребывания в России, в начале 1864 года Ге возвращается во Флоренцию, где пишет много эскизов на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и др. ), начинает новую большую картину «Вестники Воскресения».
Как ярко художнику удалось передать тему совершенного одиночества, которая звучит особенно пронзительно в эскизе к картине (1888, Государственная Третьяковская галерея). Но после картины «Христос с учениками входит в Гефсиманский сад» Ге снова обратился к евангельским текстам. «С раннего детства я ничего так не любил, как заниматься искусством и готов был переносить все невзгоды и всегда переносил их терпеливо», вспоминал он впоследствии. Через неделю была подмалёвана картина, в настоящую величину, без эскиза. Важно было показать столкновение этих двух начал».
В академии Ге пробыл семь лет. В ней в какой-то мере сказалось увлечение Ге живописью Куинджи: в 1880—1890-е гг. Тихо и печально удаляются ученики, обернулся к двери Иоанн, Христос застыл, глядя в небо.
Помимо этого он выполнят эскизы— «Смерть Виргинии» (1857—1858), «Любовь Весталки» (1858) и «Разрушение Иерусалимского храма» (1858). «Иуда был хорошим учеником Христа Но он не мог понять Христа, так как вообще материалисты не понимают идеалистов» делает вывод художник.
Перова «Христос в Гефсиманском саду» нет изображения лица Христа. В быстрых, ломаных, страстных, как бы «неприбранных» штрихах рождается абсолютно иной образ Христа, доходящего в своей молитве до момента отчаяния исступления. В глубокое, тяжелое раздумье погружен Христос Его ученик отказывается от Его заветов. Новая картина не была закончена Ге. Бесспорно Микеланджело, писал Ге.
Но подобное состояние противоречит глубинной сути Гефсиманского моления изначально соединившего в себе и предопределенность Божественной жертвы и ее мистический искупительный смысл и примирение (ни в коем случае не бунт) со страданием и неизбежностью смерти. Природа спит «мёртвым сном кануна жизни» (И. Они будто опоясывают фигуру Христа, погружая его в атмосферу безысходности. Но я не понимаю, почему это Иисус.
Николай Николаевич Ге (1831 1894), правнук французского эмигранта, покинувшего Францию в конце XVIII века, родился в Воронеже в 1831 году в семье помещика Николая Ге. Массивность деревьев подчеркивает лишь слабая каёмочка лунного света. Я в первый раз видел изображение этой страшной трагедии во всем ее неприбранном ужасе. В это пребывание во Флоренции Ге знакомится и сближается с Герценом.
Его Бог-отец, его пророки, Сотворение человека и Страшный суд, его Моисей и собор Святого Петра всегда останутся самым высоким творчеством в искусстве. Снятие с выставки — ваше торжество. Это ощущается и в композиции картины и в тональном соотношении. Потому как прокуратору не столь и важен ответ на него. «Если бы до сегодня я был язычником, то, посмотрев на, я бы крестился», так напишет литератор и присяжный поверенный Н. Д. Ильин. Если в картине «Тайная вечеря» образ Иуды, решительно и безвозвратно отрекающегося, вызывает неподдельный ужас, здесь этот несчастный, обрекший себя на позорную славу, проклятый всеми отныне и во веки веков, вызывает жалость и едва ли не сострадание. Писатель считал картины Ге на сюжет страстного финала Евангелия «эпохой в христианской живописи», видел в них принципиально «новое отношение к христианским сюжетам»: «Христос в то время, когда действовал, не был не только важен, но даже и заметен и вот таким образом картины из его жизни никогда не будут картинами историческими.
Рассказывают, что некоторые просиживали перед картиной часами иные плакали. Религиозный сюжет всегда является образом-символом, местом встречи дольнего (земного) мира с горним (запредельным). Передвижники же выбирали из Евангелия по преимуществу этические моменты.
Перов. Он переписывает «Гефсиманский сад» и показывает зрителю уже готового к великой жертве Христа. Я сам плачу, смотря на картину.
Один из членов Синедриона, поднимая палец вверх, грозит Иисусу небесной карой. Пути Марии Магдалины и стражников отныне расходятся. Я начал познавать, я многому научился, но жил тяжело. Его произведения устанавливают новое отношение к христианским сюжетам.
Какое прозорливое решение показать его со спины.
Ге становится апостолом нового искусства. Остроумие бытовых картин не живая мысль и не спасет художника» так размышлял Николай Ге. «Распятие» Николая Ге, представляющее трагедию во всей ее незамаскированной правде, многих потрясло до глубины души.
«Свет, как писала искусствовед А. Г. Верещагина, объединяет группу единомышленников». В 1860 он покидает Рим и переселяется во Флоренцию. В 1861 Ге начал писать «Тайную вечерю», а в 1863 привёз её в Петербург и выставил на осенней выставке в Академии Художеств. Композиция открыта. Люди всякого звания, возвращаясь с выставки изумляются: как могло случиться, что правительство дозволило выставить публично картину кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозное чувство и притом несомненно тенденциозную.
Они реалистичны в самом настоящем смысле этого слова. Сохранилось несколько подготовительных рисунков углем («В Гефсиманском саду», 1892, бумага, уголь, Третьяковская галерея). Иисус часто ходил сюда со своими учениками. Неслучайным было и первое название картины «Воскресение». «Во мне воскресла жизнь древних в ее настоящем живом размере и смысле и вот, может быть, начало того, что называется чувством реального в искусстве», оставил запись в своих дневниках Ге.
Та же участь постигла и новое произведение – «Христос в Гефсиманском саду» (первый вариант картины, впоследствии переделанный) – как в Петербурге, так и на международной художественной выставке в Мюнхене в 1869, куда Ге послал его вместе с «Вестниками Воскресения». Я сразу все душой почувствовал и выразил». На какое-то время художник отошел от религиозных картин, писал портреты, пейзажи.
Она и трагична и величественна. Полотно было закончено очень быстро— за пять сеансов и оставляет ощущение свежести и непосредственности. 6 марта 1890 года К. П. Победоносцев в донесении Александру III охарактеризовал картину как «кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозное чувство и притом несомненно тенденциозную» и предположил, что её публичный показ может привести к возникновению в народе «нареканий на правительство». Спаситель здесь изображен лежащим ничком (именно это положение Христа во время молитвы в Гефсиманском саду описано в Евангелие от Матфея).
Перелом был колоссальным он абсолютно изменил всю его прежнюю жизнь. Так, здесь выполнен портретный этюд жены (1858)4. В особенности на картины Ге религиозного характера. Невестка Николая Ге Екатерина Ивановна вспоминала: «Ге полюбил Толстого глубоко и нежно и чтил его, я думаю, особенно за то, что многие идеи и понятия, которые были ему дороги, Толстой сформулировал раньше и определеннее его». Но в самих поисках, спорных, неоднозначных и порой мучительных, раскрывается духовное и интеллектуальное напряжение русской культуры второй половины XIX в. Особенно это видно при сравнении законченных и незаконченных вариантов прочтения сюжета у ведущих передвижников с одновременно появляющимися на выставках картинами художников так называемого «второго круга».
В левой части картины изображена стена, не дающая переднему плану развиться в глубину. А Николай Лесков скажет: «Это первый Христос, которого я понимаю». Понимал я, что нужно его увидать после совершения предательства.
Удивительная судьба христианства. Ге оставит в дневнике запись: «Толстой и я искали одного и того же». На полотне Перова также изображен залитый лунным светом оливковый сад. В его сознании в то время была поколеблена вера в светлое будущее русского народа.
Иуда встал, поднял одежду, накидывает ее на себя и ступил первый шаг, но глаза его не могут покинуть лица опечаленного Учителя. Понтий Пилат у Ге красноречивый символ материального мира, олицетворение мирской власти. Ему давали понять, что он не оправдывает возлагавшихся на него надежд. Зато справа Перов изобразил ночной город, развивающий композицию. Это положение усиливает горизонталь формата картины.
Христос изображенный полулежащим на кушетке, не является композиционным центром. Позы, которая способна сказать больше мимики. Он написал эскизов 10, но так и не написал другого Христа в Гефсиманском саду, а перемучился сильно». Что же. В какой-то мере нечто подобное еще можно увидеть у Перова.
В 70-х годах в сознании и в душе Ге происходит переворот. Вот мысль этого удивительного гения. Затем была приобретена для императорской коллекции Эрмитажа, откуда впоследствии попала в Русский музей, где хранится в настоящее время. За «Тайную вечерю» Академия присвоила Николаю Ге звание профессора.
А тут – высвеченное лунным светом неумолимое лицо на аскетической по цвету картине. В 1861 году Ге начал писать «Тайную вечерю», а в 1863 году привёз её в Петербург и выставил на осенней выставке в Академии Художеств. Теперь его полотна звучали как страстная исповедь. Современники опять увидели на полотне то, чего, казалось бы, там не изображалось. При внимательном рассмотрении картины мы увидим, что эти мощные стволы деревьев образуют огромный крест, который тяжелым монолитом неотвратимо ожидает решения Христа. Ге отчаянно стремился воплотить на холсте свой образ Христа, который жил в его душе.
И в Петербурге и на мюнхенской выставке 1869 года, куда художник отправил ее вместе с «Вестниками Воскресения», ее образы посчитали надуманными и умозрительными. И вот, он по слабости уступает, вот и предательство. Правду сказал К. П. Брюллов, что две трети работы готовы, когда художник подходит к холсту». Вот она картина.
Он и умер». Здесь же, отходя от учеников, в смертельной скорби молился. (Мф. Общее настроение картины как бы продиктовано словами из Евангелия: «Прискорбна душа Моя» (Мф. Так же для Ге Иисус был олицетворением лучших человеческих качеств. За работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» он в 1855 получил малую золотую медаль.