По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Параллельно художник трудился над картиной «Полдень. Что впереди.
Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Эту технику художник освоил еще за границей. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями. Вместе с последней художнику назначили пенсион для продолжения образования за границей.
— Ср. Две вспорхнувшие желтые бабочки над водой, зеленоватые отражения в ней, чуть голубоватые рефлексы от неба, скользящие лиловатые тени на стволах привносят трепетную радость бытия, не нарушая при этом впечатления разлитого в природе покоя. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
Шишкин стремился к другому. Быть грозе. Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Парит.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику.
Ему уже сопутствовала известность. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему.
В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Первое место занимает Шишкина Рожь. Примером таких работ является картина Рубка леса. Задний фон мрачен.
Родился в Елабуге 13 (25) января 1832 в семье И. В. Шишкина – купца, а также археолога и краеведа.
Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы.
С Крамским у них были особенно теплые отношения. Он соединил могущество сосен с благостным летним светилом, блики солнца играют в теплых водах ручья.
В окрестностях Москвы», которую закончил в 1869 году. Неотрывно штудируя натуру, в которой все ему казалось интересным, будь то старый пень, коряга, сухое дерево. Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы.
В них нет политики и социальной направленности. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Обе его жены скончались раньше него, а дети повзрослев не были заинтересованы в общении с отцом.
Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. А их было немало. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт.
Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине.
В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М.
Детская радость открытия мира пронизывает это произведение, отражая характерные черты национального характера. Сосновый бор». Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
Кстати, последнее со всей наглядностью выявляет исследование произведений Шишкина в инфракрасном свете. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Художник одушевляет деревья.
Это несомненно. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги».
Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. Не дождавшись их, он отправил в нокаут насмешников, а заодно еще и компанию из 10 человек. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Крамским.
Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Березы, дубы и сосны на картинах художника переживали все периоды природного возраста от юности до старости и гибели в буреломе. Иван Иванович стремился передавать природу в момент ее наивысшего расцвета, наполняя полотна летним полуденным солнцем, добиваясь тонального единства и цельности своих картин. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии.
Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Вот таким образом талант Ш. иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора.
В 90-е гг. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы.
Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Их он стремился передать как можно конкретнее. Неотрывно штудируя натуру, в которой все ему казалось интересным, будь то старый пень, коряга, сухое дерево. Деревенька эта небольшая и довольно-таки глуховатая. Немного поразмыслив над этим вопросом, я поняла, что это картины Ивана Ивановича Шишкина.
Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме».
От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Но в изобразительном искусстве конца XIX столетия наблюдалась уже иная, чем прежде, расстановка художественных сил. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне.
Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Однако заказчик не захотел, чтобы на картине было указано еще чье-то имя кроме мастера Шишкина и стер подпись Савицкого. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).
Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. В частности, русских лесов. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. К ним относятся Уголок заросшего сада.
До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Молодой человек получал сплошные «двойки» и даже «единицы», отучился всего четыре класса, а потом ушел из гимназии, «чтобы не сделаться чиновником». Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Вторая жена его тоже скончалась, буквально через год после свадьбы — и художник снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться.
Шишкин не облагораживал природу. Он вернулся в отчий дом и каждую свободную минуту посвящал рисованию, вот таким образом родители называли юношу «мазилкой». В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского.
Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу.
Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». И в этом уже проявляется своеобразие художника. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу.
В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Кроме этого увлекался археологоией историей. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова.
Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Его репутация была безупречной. Богато нюансирован цвет.
Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Это несколько обеднило его творчество, лишив его буйства красок переходных сезонов – весны и осени. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Копии с работ Калама были обязательны в учебной практике не только Академии, но и московского училища.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней.
Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. В этом отходе отдельные старшие передвижники усматривали не естественное для молодых стремление к поиску новых решений, к непрерывному движению вперед, а отступление от славных завоеваний предыдущего поколения в его нелегкой борьбе с отживающим академизмом. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.
В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Шишкин сдержан и величественен.
Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Облик этот был многолик.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»).
В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович.
Это была ювелирная работа. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор.
Воробьев. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Природа выражает музыку человеческой души.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Создать же национальный пейзаж можно было только в России, куда Шишкин и вернулся в 1865 году.
Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих.
Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора.
Природа – сама благородство. Густые кроны бросают на них тень. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Так писались и «Сосновый бор. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. Чувствуется глубина оврага, глушь.
Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Это дерево давно должны были спилить на дрова. Художник разработал зрительно убедительную картину, наполненную запахами равнины и прохладой затухающего дня. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная.
Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Судьба ее в настоящее время неизвестна. В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию. Вместе с ним в Академию вернулись и начали преподавать там другие известные художники — Илья Репин, А. Куинджи, В. Маковский.
Внушительные дубы достойны восхищения. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания.
В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Картина Полдень. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме.
В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Биография художника зашифрована в его творениях. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны.
Иван с раннего детства не расставался с углем и мелом, старательно украшая стены и двери замысловатыми фигурами, вырезал, как и отец, по дереву. Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Краткая биография благородного человека, способного идти на компромисс, показана на примере истории с этой картиной. Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником. Крамским. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858).
География работ Шишкина чрезвычайно широка. Основные работы этого периода – пейзажные наброски, в которых проявилась самобытность художника, заключающаяся в умении точно и ярко изобразить природу. Как нередко бывало у художника, увлекший его мотив он варьирует в нескольких произведениях. Над землёй летают ласточки. Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Возмущенный художник ринулся к молодым людям и потребовал извинений.
Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками.
Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Добиваясь предельного сходства с натурой, художник на первых порах тщательно выписывает каждую деталь и это мешает целостности образа. Тогда только картина будет выглядеть достоверно.
Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Каждое из них вызывало интерес зрителей. Жил преимущественно в Петербурге. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране.
Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Особое значение имели для него натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он не раз наезжал), а также на острове Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
Как «пенсионер» Академии жил в 1862–1865 в Германии и Швейцарии, где посещал мастерскую Р. Коллера в Цюрихе испытал влияние романтических пейзажей А. Калама. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Поделюсь с вами кусочком деревенского леса.
Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888).
Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Спустя 4 года в «копилке» художника были, кроме них, большая серебряная, малая и большая золотые медали. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Мрачное настроение.
Все эти произведения представляли различные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины.
В 1880-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Особенный, тихий, погожий выдался день.
В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Много работал Шишкин и за границей. Все сковано морозом и погружено в тень. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя.
Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца.
Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Чувствуется глубина оврага, глушь.
Эти места, относившиеся прежде к Вятской губернии, в древности были перекрестком исторических движений этносов, цивилизаций, языков и религий. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). Таким образом, пейзаж художника выражают состояние природы и чувства человека, отзывающегося на это состояние. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной.
В этом отношении важно только одно, чтобы художник подсмотрел, так сказать, этот манер в самой натуре, а не усвоил его себе несознательно. До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось. Он выстраивается впереди на некотором расстоянии от зрителя, как бы стоящего у края холста, теряется вдали. Шишкин работал много, ежедневно и тщательно. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу.
Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. В 1852 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а в 1856–1860 учился в петербургской Академии художеств. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.
8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство». Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Его походы в кабак частенько заканчивались драками. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Характерно, что Куинджи изображавший, как правило, явления природы, не поддающиеся длительному изучению, обходился без предварительных натурных этюдов, в то время как Шишкин считал их первоосновой творческого процесса. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка.
Характерна в этом смысле «Рожь». Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Утихшие к XIX веку ветра истории оставили Елабугу в отдалении от столичных центров наедине с древними памятниками архитектуры, курганами, городищами и с необъятным миром живописной природы. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. У него были какие-то свои трения с Савицким. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты.
Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. У работы было очень много положительных отзывов. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. К ним относятся Уголок заросшего сада. Но они вздрогнули от ужаса, когда Иван объявил о своем желании обучаться живописи. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской.
организованы две выставки работ художника. Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию.
Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Ничуть не бывало. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Но для начала расскажу немного о том, почему именно Шишкин.
Третьяков решил судьбу картины по-своему. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень». Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Со словами матери были согласны и преподаватели гимназии, в которой учился Шишкин-младший.
И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Им была написана книга История города Елабуги, разработана и осуществлена система местного водопровода. Лесной пейзаж кажется необъятным. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. В его произведениях встаёт дремучая Россия. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения.
«Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». Некоторое из его произведений – та же Рожь, Среди долины ровныя (начальная строка песни на слова А. Ф. Мерзлякова 1883, Музей русского искусства, Киев), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) – закономерно воспринимаются как романтико-символические образы России.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году— малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году— большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Шишкин был членом кружка аквафортистов. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Вот таким образом, не окончив гимназию, Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году».
В течение многих лет Иван Иванович Шишкин вел в тетради записи о важнейших событиях, которые происходили в городе и в родной семье. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Это очевидно. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Русский художник, наряду с А. К. Саврасовым – один из самых значительных пейзажистов-«передвижников».
Композиционное построение картины лишено статичности – вертикали леса пересекаются, разрезаются по диагонали ручьем, поваленными елями и растущими враздрай наклоненными осинами и березами. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878). Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом.
После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. В окрестностях Москвы» (1869). Его отец был купцом, культурным человеком.
(1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И.
Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Лучшая работа этих лет – Полдень.
У него умерли сыновья. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета.
Так в реальной жизни не бывает. Как он и поступил: к 16 годам талант его было уже невозможно отрицать. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Для ранней живописи художника (Вид на острове Валааме, 1858, Музей русского искусства, Киев) характерна еще некоторая дробность композиционных и цветовых решений.
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна.
Первые приметы внутреннего недовольства своим положением, а возможно и сложившимся живописным методом проявились у Шишкина весьма наглядно уже в следующем году по возвращении из-за границы. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Именно из любви Шишкина к природе родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). В его картинах – чуткое отношение к деталям.
Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Вертикали пересекаются косыми линиями.
В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. В ряду мастеров кисти второй половины XIX века он занимает свое отдельное и исключительно особое место. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Таким образом был открыт целый мир ранее неведомых предметов, поэтических вдохновений и восторгов.
Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.
В окрестностях Москвы. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи.
Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. Евгения Васильева была хорошей и красивой женщиной, которая сразу очаровала Ивана Ивановича и он вскоре отправился в Елабугу за благословением к отцу. Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров.
Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
Родственники считали художников «пьяницами и арестантами» и не хотели, чтобы их дитятко зналось с такой компанией. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика. Тем более, что остров славился своей живописной природой.
Ее иногда называют картиной-завещанием. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Член-учредитель «Товарищества передвижников» (с 1870).
В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. «Утро» полностью лишено всего этого. В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках.
Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Обычно из года в год оба художника по летам селились вместе, где-нибудь среди природы средней полосы России.
После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина Корабельная роща (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Излишняя реалистичность также сказывалась на общем настроении пейзажей, частично приглушая их эмоциональный фон, отодвигая на второй план колорит и сужая возможности, предоставляемые живописцу широкой цветовой палитрой. Именно вот таким образом талант художникапорой гораздо ярче проявлялся в одноцветных рисунках и офортах. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе.
Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Глядя на картину, создаётся ощущение титанической мощи природы, где каждое дерево – символ титанической борьбы.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Мастер смело экспериментировал.
Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Письма друзей, сообщавших о происходящих событиях, усиливали желание вернуться, к тому же и работы исполненные в Германии и Швейцарии, автора не удовлетворяли.
В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Он отправляет сына в Москву, где тот с 1852 по 1856 год учится в Московском училище живописи и ваяния под руководством А. Н. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Богатырского роста, сильный, здоровый, вечно работающий – таким запомнился он своим друзьям.
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.
Человек Шишкина прикреплён к земле. Его картина поет. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Сосны придают картине величественное звучание.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Невероятная тишина царит в пейзаже. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой».
Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник.
Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Случайность. Окрестности Москвы. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным художником: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком.
.