Когда родился и умер Иван Шишкин, памятные места и даты важных событий его жизни.
Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги».
В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Что впереди. Густые кроны бросают на них тень. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора.
Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Первые приметы внутреннего недовольства своим положением, а возможно и сложившимся живописным методом проявились у Шишкина весьма наглядно уже в следующем году по возвращении из-за границы.
Крамским. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Как пенсионер Академии жил в 1862-1865 в Германии и Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство.
Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. Случайность.
В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Природа выражает музыку человеческой души. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Однако трактованы они с большей живописной свободой. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Колористическая насыщенность и смелые обобщения форм позволили ему достичь особой убедительности в решении сложной задачи максимального приближения к реально существующей силе цвета в природе и обусловили присущие его произведениям элементы декоративности. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Подлинной школой для Шишкина стал Валаам, служивший местом летней работы на натуре академическим ученикам-пейзажистам. Это была ювелирная работа. Кроме этого увлекался археологоией историей. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно.
Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
В его картинах – чуткое отношение к деталям. Изображал ли Иван Шишкин дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И.
Самыми знаменитыми его картинами, которые знают практически все – это Утро в сосновом лесу, над которой он трудился вместе с К. Савицким, Сосновый лес, Бурелом и многие другие. Его картина поет.
Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Молодой человек получал сплошные «двойки» и даже «единицы», отучился всего четыре класса, а потом ушел из гимназии, «чтобы не сделаться чиновником». Облик этот был многолик. Последнюю свою работу он так и не закончил.
Шишкин не облагораживал природу. Это послужило свою роль в его карьере, как художника. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Лишь темнеющие на его фоне мощные стволы огромных деревьев да птица на ветке привносят ощущение жизни. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни.
Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Эту технику художник освоил еще за границей. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». Так в реальной жизни не бывает.
Между тем помимо Сосен, освещенных солнцем и сочного по живописи, чрезвычайно выразительного пейзажа Дубы. Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу – в Сокольниках изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Задний фон мрачен. Он вернулся в отчий дом и каждую свободную минуту посвящал рисованию, вот таким образом родители называли юношу «мазилкой».
Копии с работ Калама были обязательны в учебной практике не только Академии, но и московского училища. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе.
Особенный, тихий, погожий выдался день. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. Тогда как Шишкину было свойственно спокойное созерцание природы во всей обыденности ее проявления, Куинджи присуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещения и вызванные ими цветовые контрасты. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу – в Сокольниках изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Не случайно друзья Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными.
Воробьев. Первой его женой стала Евгения Александровна Васильева, сестра еще одного талантливого русского пейзажиста Федора Васильева, через которого он с ней и познакомился, сразу же влюбившись в девушку. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка.
Иван Иванович Шишкин был женат дважды. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой.
В окрестностях Москвы», которую закончил в 1869 году. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени.
Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Самая местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности.
Его путь к стилевой особенности своего творчества был далеко не простым, поскольку в формировании его как пейзажиста еще сказывалась прочная связь с Академией и ее эстетическими принципами. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. организованы две выставки работ художника. И в этом уже проявляется своеобразие художника. У него умерли сыновья. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива».
В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме.
Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома Марксом. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Внушительные дубы достойны восхищения.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем в 1863 году перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Р. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Человек Шишкина прикреплён к земле. В 90-е гг. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник.
Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно.
Он отчасти разочаровывается в своих иноземных наставниках и в авторитетах швейцарских пейзажистов. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Шишкин стремился к другому. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали.
В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Со словами матери были согласны и преподаватели гимназии, в которой учился Шишкин-младший. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Примером таких работ является картина Рубка леса.
Сосновый бор». Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. Парит. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Он больше уделял внимания общей атмосфере картины искал то, что объединяло бы все предметы некой общей световоздушной средой. Обычно из года в год оба художника по летам селились вместе, где-нибудь среди природы средней полосы России. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Тем более, что остров славился своей живописной природой.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. География работ Шишкина чрезвычайно широка.
Много работал Шишкин и за границей. С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Быть грозе.
На протяжении всей своей жизни он постоянно приезжал в отчий край, где словно черпал новые творческие силы. Ее иногда называют картиной-завещанием. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.
К ним относятся Уголок заросшего сада. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). В его произведениях встаёт дремучая Россия.
Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887).
Вечер, многие превосходные этюды Шишкина лучшей поры его творчества почти не упоминаются в искусствоведческой литературе. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Ничуть не бывало. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную.
Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Внешне она продолжала сохраняться и после возвращения Шишкина из-за границы, куда он уехал в 1862 году как пенсионер Академии.
Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Мастер смело экспериментировал. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему.
Всех исполненных Ш. офортов Д. Ровинский насчитывает до сотни он указывает, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина Корабельная роща (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы.
Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Для Шишкина мрачная природа – нонсенс.
Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Картина Полдень.
Тогда жеИван Шишкин выставил свои картины в залах московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Здесь в то время разместилась шестая выставка передвижников, на которой экспонировались такие выдающиеся полотна, как Протодьякон И. Е. Репина, Кочегар и Заключенный Н. А. Ярошенко, Встреча иконы К. А. Савицкого, Вечер на Украине А. И. Куинджи.
Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Вот таким образом, не окончив гимназию, Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы.
У работы было очень много положительных отзывов. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В окрестностях Москвы» (1869). Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции.
Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи.
Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках.
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
Природа – сама благородство. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Над землёй летают ласточки. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека.
Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Он отправляет сына в Москву, где тот с 1852 по 1856 год учится в Московском училище живописи и ваяния под руководством А. Н. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень».
Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Мрачное настроение. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Окрестности Москвы. Крамским. В семидесятых годах идет стремительный процесс развития пейзажной живописи, обогащение ее новыми талантами. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Невероятная тишина царит в пейзаже. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств.
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе.
В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Вместе с последней художнику назначили пенсион для продолжения образования за границей.
В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника.
После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Если хронологически рассмотреть картины, которые написал Шишкин Иван Иванович, краткая биография, даже не краткая, а полная прослеживается в его работах. Спустя 4 года в «копилке» художника были, кроме них, большая серебряная, малая и большая золотые медали.
Это дерево давно должны были спилить на дрова. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской.
Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. В таких картинах, как «Полдень. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Не дождавшись их, он отправил в нокаут насмешников, а заодно еще и компанию из 10 человек.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке).
Шишкин был членом кружка аквафортистов. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Чувствуется глубина оврага, глушь. Шишкин был увлечен дикой, девственной природой живописного и сурового архипелага валаамских островов с его гранитными скалами, вековыми соснами и елями.
Лесной пейзаж кажется необъятным. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Возмущенный художник ринулся к молодым людям и потребовал извинений.
В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии».
Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Многим, видимо, обязанный участию Крамского, Шишкин открыто называл его тем художником, который оказывал на него благотворное влияние.
Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. О его рисунках постепенно узнала вся школа. В августе 1852 года он был уже включен в список учеников, принятых в Московское Училище живописи и ваяния, где до января 1856 года обучался под руководством Аполлона Мокрицкого. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Все сковано морозом и погружено в тень. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни.
Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Это очевидно. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке.
Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового. Богато нюансирован цвет. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Вертикали пересекаются косыми линиями.
Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Ему уже сопутствовала известность.
Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860). Драматичное действие разворачивается будто на сцене.
Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». Но они вздрогнули от ужаса, когда Иван объявил о своем желании обучаться живописи. Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу.
Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Жил преимущественно в Петербурге. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией.
Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Его походы в кабак частенько заканчивались драками.
До конца жизни Шишкина о его двух дочерях и о нем самом заботилась сестра Ольги Виктория. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского.
Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Его репутация была безупречной. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Каждое из них вызывало интерес зрителей.
В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Но несравнимо большее воздействие на него оказали эпически величественные пейзажи другого швейцарца, А. Калама. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Основные работы этого периода – пейзажные наброски, в которых проявилась самобытность художника, заключающаяся в умении точно и ярко изобразить природу. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте.
А их было немало. Впоследствии, оттиски с досок, служивших для этого альбома, подправленных и несколько переделанных, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома господином Марксом.
И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице.
Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым.
Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Как он и поступил: к 16 годам талант его было уже невозможно отрицать. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще.
Шишкин сдержан и величественен. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Характерна в этом смысле «Рожь». Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.
Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник. Его отец был купцом, культурным человеком. Благодаря интересу к световоз-душной среде, к колориту ему теперь больше, чем раньше, удаются такого рода произведения.
Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Художник одушевляет деревья. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика.
Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». Однако трактованы они с большей живописной свободой. Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». В окрестностях Москвы. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе.
Их он стремился передать как можно конкретнее. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. «Утро» полностью лишено всего этого. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу.
Однажды в Мюнхене Шишкин пировал с приятелями и услышал, как за соседним столом два немца отпускают шутки по поводу России. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Первое место занимает Шишкина Рожь. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878). Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Ведь, у художника была нелёгкая судьба.
Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Шишкин тяжело переносил утрату и лишь через 7 лет женился во второй раз.
Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. В то же время Крамской со свойственной ему глубиной и широтой во взглядах на искусство сразу же почувствовал здоровую основу и сильные стороны творчества Шишкина и его огромные возможности.
Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома.
В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему.
У него были какие-то свои трения с Савицким. В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство».
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Лучшая работа этих лет – Полдень.
8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. К ним относятся Уголок заросшего сада. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Третьяков решил судьбу картины по-своему. Биография художника зашифрована в его творениях.
Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.
Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Художники практически каждое лето из года в год селились вместе среди природы средней полосы России. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Им была написана книга История города Елабуги, разработана и осуществлена система местного водопровода.
Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Родственники считали художников «пьяницами и арестантами» и не хотели, чтобы их дитятко зналось с такой компанией. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи.
Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Судьба ее в настоящее время неизвестна. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их.
Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Это несомненно. Чувствуется глубина оврага, глушь. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей).
— Ср. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Параллельно художник трудился над картиной «Полдень. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Сосны придают картине величественное звучание. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Серьезное внимание уделяет Шишкин фактурному решению произведений, умело сочетая подмалевок с применением лессировки и корпусных красок, разнообразя мазки, которые наносятся различными кистями.
В них нет политики и социальной направленности. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека.
И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Так писались и «Сосновый бор. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал.
Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. Художник Шишкин, биография и творчество которого неразрывно связаны с Россией, писал не только отечественные пейзажи. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков.
Этой же школой для начинающих художников, конечно, являлся и сам Шишкин, его опыт, его знания, его непосредственные занятия с ними. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Дорога утопает во ржи, по которой бредут два путника, а над ними высоко-высоко в голубом зените кружат птицы.
Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Две вспорхнувшие желтые бабочки над водой, зеленоватые отражения в ней, чуть голубоватые рефлексы от неба, скользящие лиловатые тени на стволах привносят трепетную радость бытия, не нарушая при этом впечатления разлитого в природе покоя.