Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Это оказалось, однако, не так просто. На своде представлены аллегорические фигуры и сцены.
Главная героиня изображена сидящей в поле, ее окружают цветы. Рафаэль родился в небольшом итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Между тем, в то время как Рафаэль, следуя этой манере, уже приобрел величайшую известность, папа Пий II заказал роспись библиотеки при Сиенском соборе Пинтуриккио, который, будучи другом Рафаэля и зная его, как превосходного рисовальщика, взял его с собой в Сиену, где Рафаэль и выполнил для него несколько рисунков и картонов для этого заказа.
А так как папа пожелал увековечить в этом деле все величие своего великолепия и своей щедрости, Рафаэль выполнил рисунки всех лепных орнаментов и включенных в них живописных изображений, а равным образом рисунки к картинам на отдельных полях. По одной из легенд Рафаэль купил МаргаритуЛутиу ее отца за 3 000 золотых, в период, когда она была помолвлена. Эта знаменитейшая картина находится ныне у наследников означенного Доменико Каниджани, которые ценят ее так, как этого заслуживает творение Рафаэля Урбинского. Портреты Рафаэля прошли ту же эволюцию, что и его религиозная живопись. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето.
Тем не менее позднее колоннады были возведены знаменитым архитектором Л. Бернини. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). Особенно нравилось ему рисовать Мадонн. Авторы путеводителей не скупятся на красивые сравнения: «фантастический мираж», «фата-Моргана», «сказочное зрелище», «искусно выполненная декорация к старинной пьесе», «горное гнездо», «погружение в прошлое». Напротив, тектоническая сущность постройки составляет основу ее архитектурного образа. Тропа выводит на красивую Via Bramante. Рафаэль родился в Урбино в апреле 1483 в семье живописца Джованни Санти.
Елизаветой и Иосифом. Она хранится во флорентийской галерее Уффици.
Ярче всех из них сияет звезда Рафаэля. Силой, мощью, величием. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки.
18), «Парнас» и «Три добродетели» (1509—1511 гг. ) и вторая станца, фрески которой изображают «Изгнание Элиодора», «Мессу в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы» и «Встречу папы Льва I с Аттилой» (1511—1514 гг. ), были замечательным достижением монументального реализма в живописи и ее синтеза с архитектурой.
Однако, множественные попытки женить молодого человека со стороны его покровителей ни к чему не приводили. Рафаэль (собственно Раффаэлло Санти или Санцио, Raffaello Santi, Sanzio) (26 или 28 марта 1483, Урбино – 6 апреля 1520, Рим) итальянский художник, график и архитектор, представитель умбрийской школы (Умбрийская живописная школа – итальянская школа живописи, названная по региону Умбрия, центром этой школы в XIII – XVI веках был город Перуджа). Можно сказать, что доброе и красивое – в известном смысле одно и то же». Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Когда этот примерный и любящий отец убедился в том, что сын его, оставаясь при нем, мало что мог от него еще получить, он решил поместить его к Пьетро Перуджино, который, как ему говорили, занимал в то время первое место среди живописцев. Также старшие (иногда упоминается что младшие) брат и сестра умерли в раннем возрасте.
Рафаэлю было поручено украсить фресками кабинет папы (Станца делла Сеньятура). Иоанна, а также фигура другой святой, столь же прекрасной. Тонкий и ранимый, он всю жизнь чувствовал острую потребность вматеринской любви и нежности. Природа именно его и принесла в дар миру в то время, когда, побежденная искусством в лице Микеланджело Буонарроти, она в лице Рафаэля пожелала быть побежденной не только искусством, но и добронравием. Петра). На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады.
А рядом с ним – фигура со спины, держащая в руках небесную сферу, это – портрет Зороастра. Многих удивляло это неожиданное чувство изысканного художника к простолюдинке. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим.
В собрании присутствовали король и королева. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). В живописи Рафаэля появилась динамика драматического действия (Положение во гроб, 1507, Галерея Боргезе, Рим).
Елизавета, с большой живостью и непосредственностью обратившая свои взоры на св. А делал он это не без уважительной причины. Около 1503 Рафаэль написал большой алтарный образ – Коронование Марии (Рим, Ватиканская пинакотека).
Сохранились фрагменты большого алтарного образа (в музеях Неаполя и Брешии), написанного Рафаэлем ок. Над головой покойного поместили неоконченную им картину «Преображение», как бы символ того, что и его гений должен остаться жить в мире, преображенный нетленною славой. А был Рафаэль человеком очень влюбчивым и падким до женщин и всегда был готов им служить, почему и друзья его (быть может, больше чем следовало) считались с ним и ему потворствовали, когда он предавался плотским утехам. Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти.
Прекрасная садовница (1507, Париж, Лувр) композиционно сложнее, с контрастным противопоставлением трех фигур, помещенных в пейзаже и образующих в пространстве картины пирамидальную структуру. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Рафаэль Санти – гениальный художник эпохи Высокого Ренессанса в Италии. Были раскопаны термы Тита, познакомившие с орнаментикой поздней римской культуры — «гротесками».
Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Так началась история Рафаэлевых Станц.
В конце 1508 Рафаэль получил приглашение папы Юлия II в Рим. Пейзаж отражает суровое величие окрестностей Рима.
За четыре года, проведенные во Флоренции, художник создал огромное количество картин. данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. 21), но позднее оно было значительно развито в длину и надстроено.
Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св. Однако вернемся к гравюрам. В 1504 Рафаэль впервые приехал во Флоренцию.
Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. В том же городе монахини св. Слухи о божественном таланте молодого художника дошли и до Юлия II, который вознамерился во что бы то ни стало украсить свое правление выдающимися произведениями искусства. Лучше всего характеризует манеру письма Рафаэля последнее произведение его флорентийского периода — «Положение во гроб». Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима.
Во Флоренции – палаццо Пандольфини (строилось с 1520 по проекту архитектора Дж. В этом городе Рафаэль создал 20 картин с любимым сюжетом – «Мадонной», сумев придать образу каждой картины индивидуальность и очарование прелести, удававшееся ему как никому другому. Красота же упомянутых выше астрологов и геометров, вычерчивающих циркулем на табличках всякие фигуры и знаки, поистине невыразима.
А возможно и сам художник «поперчил» свою жизнь такой девушкой. В Риме были написаны восхитительные портреты современников художника и самый знаменитый из них – «Портрет папы Юлия II», который своим поразительным сходством с оригиналом приводил зрителей в трепет. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Ротонда, занявшая такое важное место в «Обручении Марии» (рис.
В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509 – 1511), среди которых безусловный шедевр мастера – фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. В1500 году поступает на учебу в мастерскую Перуджино.
Екатерину, причем он придал этим двум святым девам самое прекрасное и самое нежное выражение лица и самые замысловатые (что редко встречалось в те времена) прически, какие только можно себе представить. Славу Рафаэлю принесли многочисленные мадонны, созданные им во Флоренции между 1504-08 (Мадонна Гран-дука, Галерея Питти, Флоренция так называемая Прекрасная садовница, 1507, Лувр). С 1514 года Рафаэль руководит строительством собора Святого Петра. На «Мадонне со щегленком» выстраиваются даже две пирамиды, одна над другой. Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св.
Таков и лик Христа исполненный того милосердия и той жалости, какие только могут быть явлены смертным в образе божественного, выраженного средствами живописи. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Фигуры в этой картине кажутся не изображенными, а выпуклыми и круглыми.
В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля.
Таково палаццо Видони (Каффарелли), спроектированное согласно Вазари Рафаэлем в 1515 г. и строившееся Лоренцетти. Вот почему можно с уверенностью утверждать, что все люди, являющиеся обладателями столь же ценных даров, какие обнаружились в Рафаэле из Урбино, – не просто люди, но, если только дозволено так выражаться, – смертные боги и что все те, кто на этом свете своими творениями вписал свое имя на скрижалях славы, могут в той же мере питать надежду на получение в будущей жизни достойной награды за свои труды и заслуги. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Во Флоренции молодой мастер познакомился с да Винчи и Микеланджело – мастерами, оказавшими наиболее сильное влияние на творчество Рафаэля Санти. Благородный характер гениального художника успел проявиться и в последние минуты его жизни. В процессии участвовали 14 нотаблей, по числу округов.
Среди лиц, несших знамена, были министры, посланники и так далее. Архитектура, выбранная им для этой композиции и рассудительность в планировке тюрьмы таковы, что рядом с ним другие художники (в выполнении этого сюжета) настолько же бестолковы, насколько он прекрасен. Противоположное видим мы в образе св. В Станца дЭлиодоро (1511-14) с особой силой проявилось дарование Рафаэля – мастера светотени.
Как человек рассудительный, он впоследствии учел эту ошибку, решив написать собственноручно и без чужой помощи алтарный образ Преображения Христова в Сан Пьетро ин Монторио, в котором есть все, что требуется, как говорилось выше, для хорошей живописи.
Хотя Рафаэль и обладал от природы этим даром и умел придавать своим лицам выражение величайшей нежности и величайшей благостности, как о том свидетельствует Богоматерь, которая, сложив руки на груди и погрузившись в созерцание и лицезрение Сына, словно не в силах отказать в своей благодати, он все же проявил величайшую правдивость, показав в облике патриархов их седую древность, в облике апостолов – их простодушие, а в облике великомучеников – их пламенную веру. После этого, продолжая свою работу в дворцовых покоях, он написал историю чуда, свершившегося со Святыми Дарами не то в Орвието, не то в Больсене. Никто не смеет бросить взгляд на еще не законченную работу.
На земле в центре картины – алтарь, приготовленный к принесению бескровной жертвы, а вокруг него отцы церкви, вероучители и простые верующие люди в нескольких оживленных группах. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. Так он изобразил св. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария.
С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. А на другой стороне представил папу, передающего канонические декреталии в обличий папы Юлия, написанного им с натуры, в сопровождении кардинала Джованни деи Медичи (будущего папы Льва), а также кардинала Антонио ди Монте и кардинала Алессандро Фарнезе (будущего папы Павла III), не говоря о других портретах. Несколько месяцев спектакль шел при аншлаге.
Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». Рафаэль же, который был воплощением благородства, не уступая ему в любезности, написал для него две картины, в которых отчасти сказывается его первая перуджиновская манера, отчасти же другая, которую Рафаэль выработал и усвоил себе впоследствии и которая значительно лучше, как об этом будет сказано ниже. Буонарроти поссорится с понтификом и сбежит во Флоренцию.
С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Одну из картин — «Мадонна Грандука» — приобрел герцог Тосканский и с тех пор никогда не расставался с ней. После осмотра музея пойдем вверх по Via Raffaello к памятнику Рафаэлю (1897 г. ) Несколько помпезный монумент выигрывает благодаря своему расположению: с трех сторон открываются прекрасные виды на горы. Народ назвал ее «Мадонной дель Сассо», вероятно, в память прозвания Рафаэля, Санти. Использованные здесь декоративные мотивы (декорация выполнена Джованни да Удине после 1520, вероятно, по рисункам Рафаэля) являются подражаниями античным гротескам и сделаны из позолоченного и раскрашенного стука в технике низкого рельефа.
На этой картине изображена св. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Мадона Каупер (1508, Вашингтон, Национальная галерея) отличается плавностью линий и большей выразительностью движений.
Мастер перестал есть, спать, а главное работать. В 1631 г. Урбино стал частью папского государства. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях.
подобное использование надписи во дворе урбинского замка). В женской фигуре чувствуется в равной мере и страстное желание спасти своего младенца и страх за саму себя под угрозой ярчайшего пламени, ее опаляющего.
С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Почему. Этот ранний период творчества Рафаэля завершает картина Обручение Марии (1504, Милан, галерея Брера). Несмотря на угловое расположение (рис. Мавра и св.
Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. Иоанна, св. Он и подумать не может, что очень скоро все устроится само собой.
При взгляде на «Прекрасную садовницу» глаз скользит от ножки ребенка Христа по его красиво изогнутой фигуре дальше по направлению к плащу и голове Марии, а потом обратно по волнистой линии, образуемой ее вздувающимся платком и ногой стоящего на коленях маленького Иоанна. В дни дрезденского восстания в XIX веке русский революционер Михаил Бакунин мечтал поставить «Сикстину» на крепостных стенах, чтобы остановить наступавших врагов. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura).
Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Здесь поза Богоматери смелее и жизненнее, чем в флорентийский период творчества. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение— «Сикстинскую Мадонну» (1513), символ материнства и самоотречения. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет.
К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. Недаром, когда Агостино Киджи, его дорогой друг, заказал ему роспись передней лоджии в своем дворце, Рафаэль, влюбленный в одну из своих женщин, не был в состоянии работать с должным усердием. Картина эта хранилась Лоренцо Нази при жизни его с величайшим благоговением, как в память Рафаэля, бывшего его ближайшим другом, так и ради достоинства и совершенства самого произведения, которое, однако, чуть не погибло 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан-Джордже обрушился вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо.
Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). И в числе всего прочего здесь и полированный золотой шар на спинке папского кресла, в котором как в зеркале (таков его блеск) отражаются и оконные проемы и плечи самого папы и окружающее его помещение и все это выполнено с такой тщательностью, что ни один мастер не сделает, да и не сможет сделать это лучше. Таким образом, знакомиться с живописью художник начал еще с раннего детства.
Ее отец за 50 золотых позволил дочери позировать Рафаэлю для картины «Амур и Психея», а еще за 3000 золотых разрешил ему забрать Маргариту с собой. Там образовался центр культуры ренессанса, где Рафаэль был всеобщим любимцем.
Обе эти картины выставляются напоказ в дни торжественных праздников. Самое абсолютное произведение Рафаэля – Сикстинская мадонна (1515-19, Картинная галерея, Дрезден) гармонически сочетает настроение тревоги и глубочайшей нежности. 19), показывает, с какой поразительной легкостью молодой художник мог дать новое воплощение мечты о абсолютной центрической постройке, так занимавшей воображение его современников. В общем каждый выдумывает на свой лад.
При создании Портрета папы Юлия II (1511–1512, Флоренция, галерея Уффици) Рафаэль использовал новый формат: папа показан в необычном для портретирования эмоциональном состоянии – во время депрессии и болезни. В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию. Голова же эта хранится в Мантуе в числе вещей, которые Джулио Романо унаследовал от Рафаэля. Он одним из первых изобразил ее нежной и юной матерью. Спускаясь вниз по Via Raffaello, можно заходить в переулки и возвращаться назад по параллельным улочкам. Киджи, узнав, что художник водит за собой все время какую-то «модель», возмутился и запретил Рафаэлю приводить чужих во дворец.
Франциска и св. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию.
Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. да Удино и др. ), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами.
Поистине это – скорее чудо, чем дело рук человеческих. На рентгеновском снимке видно 17 отдельных элементов, соединенных гвоздями, новую живопись и четыре вставки с левой стороны. Умер Рафаэль в ее постели. Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь.
Здесь художник расписывал римские церкви, ненадолго отрываясь от работы в Ватикане и написал несколько изумительных алтарных образов: «Святая Цецилия», «Несение креста», «Видение Иезекиля», прекрасное «Преображение». А св. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции.
22). Франциска, который, стоя на коленях с протянутой рукой, поднял голову и смотрит снизу вверх на Мадонну, сгорая от любви к ближнему, выраженной художником со всей страстью, доступной живописи, которая и показывает при помощи очертаний и цвета, как он словно растворяется в своем чувстве, черпая утешение и жизнь в умиротворяющем созерцании красоты Мадонны и живой резвости и красоты младенца.
Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все – около 1500-1502). В следующие четыре года Рафаэль проживал то в Урбино, то в Перудже, то во Флоренции.
Только композиция Пожар в Борго была написана по картону Рафаэля и, возможно им самим. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Можно было бы подумать, что крупные заказы сделают из него легко творящего декоратора. Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино.
В это же время в Риме он пишет самое известное свое произведение – «Сикстинская мадонна». Это мой идеал». Вот таким образом художник никогда не испытывал недостатка средств. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.
Три образа Мадонны могут проиллюстрировать творческое развитие мастера в этот период. Похож же он настолько, что кажется живым. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509—1511), среди которых безусловный шедевр мастера— фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св.
По окончании этой работы папа поручил Рафаэлю украшение Станцы дЭлиодоро (1511–1514) и Станцы дель Инчендио (1514–1517). С 1508 года началась жизнь живописца Санти в Риме, при Ватикане.
Несметные толпы горожан приходили поклониться его праху. Начиная писать эту картину, он вдохновлялся «Пьетой» Перуджино. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник.
Изменяется художник и в качестве творца Мадонн. Он же, опершись на жезл обеими руками, склонил голову над старицей, как бы дивясь и восхваляя всемогущего Господа, подарившего уже престарелой женщине столь юного сына. Новый папа настолько боялся, что талантливого Санти переманят к себе французы, что просто загружал его работой и поощрял похвалой и подарками.
И они не преувеличивают. За свою жизнь, Рафаэль Санти совершил еще и такие архитектурные работы — капеллу Киджи, церковь Сант-Элиджо-дельи-Oрефичи, церковь Санта-Mария-дель-Пополо, дворец Видони-Каффарелли, дворец Бранконио дель Aквила (ныне разрушенный). Конечно, наиболее торжественно праздновал этот день Рим.
Здесь перед нами откроется, без преувеличения, потрясающая панорама, о которой справедливо и точно сказано в путеводителе Baedeker: «atemberaubende Aussicht – вид, от которого захватывает дух. Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля. Он строился одновременно с дворцом, но сильно пострадал во время землетрясения 1789 г. и был восстановлен в классическом стиле.
Рафаэль, Леонардо да Винчи и Микеланджело Три имени, тесно связанные в истории, составляют одно прекрасное созвездие на горизонте Возрождения. Духом античной классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска Триумф Галатеи виллы Фарнезина в Риме (1514). После потрясающего дебюта в Ватиканских залах, с1514 года, все сильнеевлияет на мастера античное искусство. На тот момент Рафаэлю был 31 год.
Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации». Создав в 1507 г. этот портрет, Рафаэль вступил в творческий диалог с Леонардо да Винчи, который около 1503 г. написал свою «Мону Лизу».
К этому периоду творчества Рафаэля относятся также портреты Алессандро Фарнезе (1514, Неаполь) и Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси (ок. Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус. монохромно) и Залы Константина. В его облике мало что напоминает о современности. Художник умер в возрасте тридцати семи лет от сердечной недостаточности.
Рафаэль был улыбчив и мягок, добр душой. За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. Рафаэль осознанно повторяет позу женщины: руки «Немой» сложены точно так же, как у Моны Лизы.
Это случалось оттого, что его ласковость, его красивая душа побеждали их». 1500 для этого города. Известно, что он был обручен с племянницей кардинала Бибиена, Марией. Самые знаменитые его творения – картина «Сикстинская мадонна» (Дрезденская галерея) и роспись парадных комнат (станц) папского дворца в Ватикане. Пробыв у него два года, юноша переехал во Флоренцию, где в то время работали великие художники Возрождения Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео. Спустя год им была создана работа «Обручение Марии», которой он и завершил ранний период творчества.
Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами. Могила была буквально засыпана фиалками, не говоря о массе других цветов. В следующие четыре года он попеременно жил во Флоренции, Перудже и Урбино. А когда певец вернулся к концертной деятельности, оказалось, что достойной замены ему найти не смогли и мюзикл пришлось закрыть на неопределенное время.
По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Отец мальчика умер рано, когда Рафаэлю было всего 11 лет. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии».
Здесь был выполнен заказ на роспись «Станци Делла Сеньятура» со знаменитой «Афинской школой». Работа датируется 1498 годом.
К римскому этапуотносится известная «Мадонна Альба». В другом варианте она «испортилась» после встречи с художником, когда ей стало не хватать одного любовника, то она завела второго, потом третьего, а Рафаэль закрывал на это все глаза, потому как любил сильно, но от переживаний подорвал здоровье и в итоге умер. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Он родился в 1483 году в Урбино, в Восточной Италии.
Эта улица названа в честь еще одного великого уроженца Урбино – архитектора Донато Браманте (1444-1514). Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. Декоративные приемы Рафаэля были подхвачены Джулио Романо, Джованни да Удине, Б. Перуцци.
Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). В возрасте одиннадцати лет он остался на попечении своей мачехи (отец успел жениться во второй раз) и дяди-священника. Художник не дает никаких явных намеков и то, что перед нами женщина, лишенная способности говорить, следует лишь из названия. Другую картину он написал для синьора Лионелло да Карпи, властителя Мельдолы и поныне здравствующего в возрасте девяноста лет.
Главный идеал этого замечательного мастера – преклонение перед красотой человека. Рафаэль сгорает от любопытства.
Влияние Фра Бартоломео сказывается в акценте на декоративной ритмичной компоновке фигур, — в том, что идейное содержание темы абсолютно подчинено формальным соображениям. И его детство, конечно же, нельзя назвать счастливым. Уже ранние произведения Рафаэля, написанные под влиянием учителя, отличаются тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажа (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, ГЭ все три – около 1500-02).
А все свое имущество он завещал Джулио и Джованни Франческо, назначив своим душеприказчиком мессера Бальдассаре из Пеши, в то время папского датария. Во Флоренции РафаэльСанти создал несколько картин с изображением Мадонны. Картина эта, уже абсолютно законченная, но еще не установленная на предназначавшемся ей месте, чуть не погибла ибо, как говорят, когда ее отправили морским путем в Палермо, страшнейшая буря разбила об утес корабль, на который она была погружена и который пошел ко дну вместе со всеми людьми и товарами, за исключением этой картины, уцелевшей в своем ящике, прибитом морем к генуэзскому побережью, где ее выловили извлекли на сушу и поместили под охрану, убедившись, что это вещь поистине божественная и что она оставалась невредимой и без единого пятна или изъяна, поскольку даже ярость ветра и морской волны пощадили красоту этого творения. При ней – несколько путтов, отличающихся необыкновенной красотой.
Однако это никак не сказалось на его творчестве. Там он серьезно занялся изучением анатомии и медицины, без знания которых, как полагали в то время, художник не сможет правильно написать человеческое тело.
Обычно первым шагом Рафаэля в архитектуре считают создание образа идеального храма в картине Обручение Марии (1504). В этих апостолах чувствуется непреклонный божественный гнев, который по воле Всевышнего нередко запечатлевается на ликах Его служителей, заступников истинной веры. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Частично осуществлённым архитекторским замыслом Рафаэля является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органично связанная с окружающими садами, террасным парком. Выросший под впечатлением урбинской архитектуры, в атмосфере преклонения перед ее главным создателем, Лаураной (отец Рафаэля воспевал Лучано да Лаурану в стихах), Рафаэль, естественно, оказался ближе других к своему земляку и наставнику Браманте, покровительствовавшему молодому художнику в Риме.
Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло.
Хотя многие историки опровергают существование данной возлюбленной, т. к. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Рафаэль был тогда увлечен произведениями Микеланджело.
Изображения Мадонны принесли РафаэлюСанти большую славу, его пригласили в Рим, где он вместе с другими художниками должен был расписывать «Станцы» — парадные залы Ватиканского дворца. И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем).
Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Ф. Пенни, Перино дель Вага, Дж. Вслед за ним, он стал много рисовать с натуры, а также более углублённо изучать анатомию, механику движений, различные сложные позы, необычные ракурсы. Будь то сам Папа Римский. Но пока он еще на пути к своей бессмертной славе.
Работа интересна тем, что во время многочисленных реставраций образ дамы был многократно изменен. Он непреклонен.
Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Не говоря о том, что он отменно украсил этот дворец всякими гротесками и узорчатыми полами им был составлен проект папской лестницы, а также тех лоджий, которые были отлично начаты архитектором Браманте, но, оставшись незаконченными за смертью последнего, были продолжены по новому проекту и с новой архитектурой Рафаэля изготовившего для них деревянную модель, значительно более соразмерную и нарядную, чем у Браманте.
Не может быть красоты без добра. Мария в работе «Мадонна среди зелени» протягивает голую ногу далеко влево так, что она вполне соответствует ноге маленького Иоанна, стоящего справа на коленях. Главное – не пропустить маленькую калитку в стене, чуть не доходя укрепления Fortezza Albornoz. «Посмотрите, она все преображает вокруг себя.
А такое в то время случалось редко. Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц».
Здесь находятся фрески на легендарные темы (Изгнание Элиодора, Встреча Льва I с Аттилой, Месса в Больсене, Освобождение апостола Петра из темницы). Художник создает картины, разрабатывая пирамидальную композицию Винчи. Ярко иллюстрируют эти стремления Рафаэля «Мадонна среди зелени», «Мадонна с щеглом» и«Прекрасная садовница».
В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики. К счастью, план города очень подробный и заблудиться в Урбино мудрено. Слева от мадонны изображен папа Сикст, восторженно созерцающий чудо, справа — святая Варвара, благоговейно потупившая взор.
Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Первой постройкой Рафаэля была церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (рис. Так, в главном зале — «Станца делла Сеньятура» — он написал фрески «Поэзия», «Правосудие», «Философия» и «Афинская школа». Рафаэль был большим поклонником женской красоты.
В Риме он построил также круглую в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и капеллу Киджи церковь Санта-Мария дель Пополо (1512-20), палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) и Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился). История эта выполнена с большой непосредственностью и вместе с тем тщательно выписана.
Мадонна Грандука (ок. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам.
Другая история посвящена тому же святейшему Льву IV, победоносно завершающему осаду остийской гавани, которая была занята турецким флотом, прибывшим туда с тем, чтобы захватить его в плен. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Наконец, когда этот примерный и любящий отец убедился в том, что сын его, оставаясь при нем, мало что мог от него еще получить, он решил поместить его к Пьетро Перуджино, который, как ему говорили, занимал в то время первое место среди живописцев.
Рядом с ним люди чувствовали себя счастливыми. 20), заказанная ему цехом римских ювелиров. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. В римских мадоннах Рафаэля настроение поэтической идиллии сменяется более глубоким чувством материнства (Мадонна Альба, около 1510-11, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-12, Ватиканская пинакотека Мадонна в кресле, около 1516, Галерея Палатина).
Волна «рафаэлизма» буквально накрыла страну Советов, фильм стал самым кассовым из зарубежных, а в каждом доме звучали его песни. Сикста в Пьяченце.
Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Портретом друга Рафаэля, литератора Бальдассаре Кастильоне (ок. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Вещь эта почитается истинным чудом ибо в ней можно видеть всю жестокость тех, кто с величайшей яростью ведет Христа, чтобы распять его на Голгофе и страшнейшую предсмертную муку, когда, упав под тяжестью крестового дерева, он обращает лик свой, орошаемый потом и кровью, к безудержно рыдающим Мариям, среди которых мы видим Веронику, протягивающую к нему руки и предлагающую свой плат с любовью величайшей.
В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Первый учитель – Перуджино. Нарастающий драматизм фресок этой станцы принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-17).
Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Цецилией, замученной в кипящем масле. В это время влиятельным покровителем художника является банкир Агостино Киджи, виллу которого Рафаэль украшает фресками «Легенда об Амуре и Психее» и «Триумф Галатеи». Но случилось чудо.
Но это все в будущем. «Вся картина была — мгновение, но мгновение, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление», — вспоминал о ней Гоголь. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». Даже бархатный берет — черный. В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение – «Сикстинскую Мадонну» (1513), символ материнства и самоотречения. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. Петра в Риме (составив новый, уже базиликальный план собора) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с лоджиями.
Тело Рафаэля было выставлено в зале его дома на катафалке, окруженном восковыми свечами. Они окружены внимательными слушателями. В 1504 Рафаэль отправился во Флоренцию, где изучал творчество её выдающихся мастеров (в особенности Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео), а также занимался анатомией и перспективой. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Однако свадьба Рафаэля и Марии Доваци, одной из племянниц кардинала, так и не состоялась.
В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-18, а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана, 1519) своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Дж. И все же именно этот двор историки архитектуры отмечают как уникальный, соединивший в себе все лучшие черты монументальной римской и утонченной флорентийской школ. 1507, Флоренция, галерея Питти).
Дело в том, что он уже столько лет служил при папском дворе и Лев X был должен ему такую крупную сумму денег, что ему было дано понять, что сейчас же по окончании начатой им залы и в награду за его труды и доблести папа дарует ему красную шляпу, поскольку он уже решил посвятить в этот сан многих других, куда менее заслуженных, чем Рафаэль. В Станца делла Сеньятура (1509-11) Рафаэль представил 4 области человеческой деятельности: богословие (Диспута), философию (Афинская школа), поэзию (Парнас), юриспруденцию (Мудрость, Мера, Сила), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне. Петра).
Он наставлял их с той любовью, что обычно питают не к художникам, а к родным детям. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены.
На стиль работ, вышедших из мастерской в эти годы, оказал заметное влияние Перуджино. И сам станет другим. Станца, называемая делла Сеньятура, с фресками «Диспут», «Афинская школа» (рис. В это время там творили лучшие гении Возрождения. Однако свадьба Рафаэля и Марии Доваци, одной из племянниц кардинала, так и не состоялась.
VI). Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. Как всякий образованный человек своего времени, Рафаэль неплохо разбирался в литературе. Такое единение возникало только при нем и уже больше никогда не повторялось.
Он даже обвинил художника в плагиате. Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан).
У ангела слева одно крыло. На другой же истории он изобразил самую коронацию означенного короля с портретами папы и Франциска, второго из них – в доспехах, а первого – в облачении первосвященника, а также портреты всех кардиналов, епископов, камергеров, щитников и постельничих, сидящих в облачениях по своим местам по порядку, предусмотренному уставом.
Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. А тот позовет своего протеже Рафаэля вместе полюбоваться запретным плодом. Павла, летящих с мечами в руках и спешащих на защиту святой церкви. Петра, св. Санти мастерски выполнил заказы на другие портреты кардиналов и светских лиц. Иосифа.
В 1508 Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим. Примерно в 1503 году Рафаэль написал большой алтарный образ – Коронование Марии. Сначала предполагалось, что эта работа будет поделена между несколькими мастерами (Рафаэль должен был расписать свод), но Юлию II настолько понравилась составленная Рафаэлем программа росписей, что он сделал художника единственным исполнителем проекта.
св. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров.
24). Фрески третьей станцы были почти полностью выполнены учениками Рафаэля. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка.
Такие римские постройки Рафаэля, как церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (1509) и капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (1512–1520), по стилю близки произведениям Браманте, после смерти которого в 1514 Рафаэль возглавил строительство собора св. Впрочем, в том, что касается красивых видов, Урбино неисчерпаем. Рафаэль увидит, наконец, роспись Микеланджело. По-видимому, к этому времени он уже работал в мастерской Перуджино. На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы.
Точное время переезда Рафаэля в Рим не известно, но в октябре 1509 г. он получил постоянную должность «апостольского живописца» при дворе папы Юлия II, поручившего ему расписать папские комнаты (станцы) в Ватикане. 1514, Лувр), восхищались Рембрандт и Рубенс.
Единственным украшением поверхности купола являются тонкие буквы надписи вокруг отверстия под фонарем: «Ты, господи, воздвиг свод небесный, звезды мы же — храм твой» (ср. Войдя в эту неприметную калитку, поднимемся по лестнице в крепостной стене на земляной вал (Parco della Resistenza). Иеронима в кардинальском облачении.
да Сангалло). Иоанна, который в свою очередь ему поклоняется вместе со св. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан.
Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Не окончив еще станцы, Рафаэль должен был приняться за украшение Ватиканских лоджий – открытых галерей, окружающих с трёх сторон двор Святого Дамаса. Немного ниже памятника направо ответвляется переулок Giro del Cassero, который приведет нас на панорамную тропу Camminamento panoramico (она помечена на плане красным пунктиром). Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Много картин написал он и для Франции, в частности для короля, – св. Схватил ли он простуду в катакомбах Рима при раскопках или иначе – неизвестно.
Исслеователи ку Эта атмосфера предопределила судьбу Рафаэля. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Засим последовало избрание Льва X, пожелавшего продолжения этой работы. По приезде Рафаэля в Рим портрет занимает более важное место в его творчестве.
Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). А Огарев писал Грановскому в 1841 году: «В Дрездене Мадонна удивительная.
Петра, который по приказанию Ирода заключен в тюрьму под охраной вооруженной стражи. Интерес Рафаэля к архитектуре проявился прежде всего в его живописи. Рафаэль, собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio) (1483-1520) итальянский художник и архитектор. Вокруг него всегда было много учеников.
Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Увы, бракосочетание не состоялось, невеста через некоторое время умерла. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. Наконец, есть там и такие женщины, которые, преклонив колени перед папой, умоляют его святейшество остановить пламя пожара. Двухчастное членение фасада придает архитектуре здания крупную, «героическую» масштабность (утерянную в многочисленных уменьшенных репликах палаццо).
Не преминул Рафаэль также поступить и с фигурой св. Петра и св. В родовом гнезде – доме Рафаэля, где сейчас музей, до сих пор хранится первая написанная им «Мадонна с младенцем».
Эти беседы побудили одного из их участников, писателя и дипломата графа Бальдассаре Кастильоне, написать книгу «Иль Кортеджиано» («Придворный»). Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Via Veneto приведет нас к собору.
И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Великолепный карниз с широким фризом (его украшает лишь надпись), рустованные углы и портал составляют все украшение стены. Тогда Агостино махнул рукой и сказал: «Да приводи кого угодно, только пиши, Бога ради. » И Форнарина до последних дней оставалась рядом с Рафаэлем. Итак, Рафаэль за эти годы приобрел в Риме большую славу.
По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Подобно тому как его портрет производит скорее типичное, чем индивидуальное, впечатление, так устраняет он в своем творчестве все индивидуальное, возводя его в степень типичного. После смерти Юлия, место папы занимает Лев X и он назначает художника главным архитектором строительства Базилики Святого Петра.
Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». Одет он скромно, во все черное. Этот камерный портрет действительно необычен. Цецилию и св.
А в глубине изображен объятый пламенем холм Монте Марио в знак того, что при отступлении солдаты, как правило, сжигали свои лагеря. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. Ротонда «Обручения», архитектурные качества которой особенно ярко выявляются при сопоставлении ее с ротондой на фреске Перуджино «Передача ключей», легко поднимается на шестнадцатигранном ступенчатом основании.
Я только тут понял живопись. Молитвенно сложив руки, она поклоняется Младенцу, сидящему у нее на коленях и манящему к себе маленького св. Ведь на лицах этих можно без всяких слов прочитать и страдание и страх и самую смерть. Это небольшое здание в форме греческого креста отличается от родственных по композиции церквей значительно большим отношением высоты помещения к его ширине (высота под куполом равняется двум с половиной его диаметрам). Петра, он, вернувшись домой, почувствовал озноб – и скоро его не стало.
На картинеФарнаринана рентгене было обнаружено рубиновое кольцо, символ обручения. Плацидия. Лишившись обоих родителей, Рафаэль продолжал часто приезжать вУрбино. После его смерти мастерской руководили его помощники и, вероятно именно здесь (в возрасте от 10 до 16 лет) Рафаэль приобрел первые навыки ремесла.
Вообще говоря, жил он не как художник, а по-княжески. Санти считал сходство непременным условием для портретного изображения. Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля. Пара была помолвлена, но свадьба должна была состояться через 3 года. Возможно тогда Рафаэль стал гностиком, что позднее отразилось в символизме его картин.
Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Биография Рафаэля Санти в его флорентийский период является неполной и запутанной – судя по историческим данным, художник в это время не жил во Флоренции, а часто туда приезжал. Словом, вещь эта была такова, что заслужила Рафаэлю от означенного короля почетнейшую награду.
Здесь написаны самые лучшие из его мадонн и самая прекрасная – непревзойдённая «Сикстинская Мадонна». В 1500 году художник уезжает в Перуджу, где поступает на обучение в мастерскую Перуджино. Пройдет всего пять лет и он станет главой Римской школы живописи. В Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет Юлия II, около 1511, Уффици Портрет кардинала, около 1512, Прадо Женщина в покрывале или Донна Велата, около 1513, Галерея Палатина Портрет Б. Кастильоне, 1515-16, Лувр Лев X с кардиналами, около 1518, Галерея Палатина).
Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно.
Художник познакомился дочкой булочника, 19-летней Маргаритой Лути. Среди них есть и Диоген со своей миской, возлежащий на ступенях, фигура – очень обдуманная в своей отрешенности и достойная похвалы за красоту и за столь подходящую для нее одежду.
Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Созданное им Палаццо дель Аквила (не сохранилось) было выполнено в более декоративном стиле, чем строгие классические постройки Браманте: фасад обильно украшен стуковым декором, что привело, с одной стороны, к усложнению общей композиции, а с другой – к утрате ясности структуры здания. Рафаэль — это Рафаэль. Только тонкая золотая цепочка украшает грудь.
Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. Вилла Мадама, начатая Рафаэлем незадолго до смерти и так и не законченная, по сложности плана может сравниться только с античными сооружениями. Петра. Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Мертвое тело Христа он заимствует из «Пьеты» Микеланджело, сидящую справа женщину, протягивающую руки через голову назад, — из «Святого семейства» того же Микеланджело.
Картину тотчас упаковали и в тот же день увезли в Вену, где ее встретил высланный навстречу чиновник из Эрмитажа. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Губы «Немой» плотно сжаты их не тронула джокондовская улыбка, но глаза, пристальные и живые, так же следят за зрителем, так же не хотят «отпустить», как и глаза Джоконды. Целых 6 лет влюбленные жили вместе.
В этих произведениях отчётливо проявились черты кризиса, тяготение к маньеризму (неоконченный алтарный образ Преображение, 1519-20, Ватиканская пинакотека). Во Флоренции, соприкоснувшись с творениями Микеланджело и Леонардо, Рафаэль учился у них анатомически правильному изображению человеческого тела.
1518, Флоренция, Уффици). Так, гордость собрания – женский портрет кисти Рафаэля «La Muta» («Немая») – был подарен галереей Уффици, где он хранился несколько столетий. В поздних работах (Портрет Иоанны Арагонской, 1518, Париж, Лувр и Ла Форнарина, ок.
Эта прекрасная статуя, хотя и не представляет ничего необыкновенного в смысле исполнения, окружена была, однако, обаянием имени покоящегося близ нее Рафаэля в такой степени, что народ считал ее чудотворной. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. Первый опыт рисования Рафаэль получил дома: его отец был художником и писал стихи.
Он будет шокирован, поражен. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию.
По истечении этого срока и неожиданно для Рафаэля кардинал напомнил ему об обещанном. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах.
Что же касается его личной жизни, то здесь данные немного противоречивые. Павла, св. По заказу Юлия II Рафаэль создал цикл росписей парадных залов (так называемых станц) Ватиканского дворца.
Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. Наконец-то, после двухсотлетнего ожидания, вожделенные коллекции «тщеславного Урбино» перешли во владения Ватикана. Томмазо Ингирами представлен в момент поэтического вдохновения за письменных столом.
Он прожил остаток своей жизни здесь. Произведение это стоило семьдесят тысяч скудо и до сих пор хранится в папской капелле. Рафаэль изобразил в этой истории св. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Этому способствовал и раскрепованный антаблемент, связывавший сандрики окон со стеной и ее декором (выполнен, как и статуи, Джованни да Удине). Обе картины и по сию пору находятся в доме наследников означенного Таддео.
И туг же сам Рафаэль, создатель этого произведения изобразивший самого себя в зеркало. Иеронима, св. Содержанием его искусства остается лирическая тема светлой материнской любви, которой он придает особую значительность. В вечном городе Рафаэль блеснул новой гранью таланта и в должности главного архитектора собора Святого Петра, сделав новый план. Гравюры Мантеньи открыли ему приемы передачи трагизма в жестах и мимике персонажей.
Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке. Туда привели одержимого отрока с тем, чтобы, сойдя с горы, Христос его освободил. Они теперь не так нежны как раньше, теперь онивеличественны. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Анна.
Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. В этой росписи присутствуют такие творения, как Диспута, Парнас, Афинская школа, среди них более сорока персонажей, ни один из которых не повторяет позу и фигуру другого. Первоначальный план не известен.
Там же – обнаженная фигура сидящего св. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Рафаэль Санти родился в 1483 году в городе Урбино (регион Марке) – одном из центров художественной культуры Италии.
От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. Михаила, поражающего дьявола, которая считалась удивительным произведением. Иоанну Крестителю, которого ему подносит св. В 2000 году в творческой биографии Рафаэля произошло еще одно важное событие – он полгода играл в музыкальном спектакле «Доктор Джекилл и Мистер Хайд», на главную роль в котором его пригласил испанский режиссер Луис Рамирес. Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Юношеский период творчества Рафаэля завершает алтарный образ Обручение Марии (1504, Брера), по пространственному решению близкий фреске Перуджино Передача ключей в Сикстинской капелле дворца в Ватикане.
Тогда он составил завещание и первым делом, как христианин, отпустил из дому свою возлюбленную, обеспечив ей приличное существование, а затем разделил свои вещи между двумя учениками: Джулио Романо, которого он всегда очень любил и флорентинцем Джованни Франческо, по прозванию Фатторе, а также неким священником из Урбино, своим родственником. Практически всю свою юность Рафаэль провел в Читта дель Кастелло. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи.
На этой же стороне и над упомянутым выше окном он впоследствии изобразил гору Парнас. К ватиканским фрескам примыкают работы Рафаэля над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-16 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и другие собрания).