В том же 1507 году художник ненадолго вернулся в Урбино. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). О причине смерти Рафаэля Санти тоже высказывалось немало самых разных версий. В это же время в Риме он пишет самое известное свое произведение – «Сикстинская мадонна».
Он даже обвинил художника в плагиате. Оно остановилось в день его рождения – 6 апреля 1520 года. Но пришли они сюда не спорить, а искать и найти союз мыслящих существ, называемых людьми.
В1500 году поступает на учебу в мастерскую Перуджино. Иные возразят: мол, это художник всего-навсего любовался собой. Так как похоронена Маргарита Лути за оградой монастырского кладбища. Точное время переезда Рафаэля в Рим не известно, но в октябре 1509 г. он получил постоянную должность «апостольского живописца» при дворе папы Юлия II, поручившего ему расписать папские комнаты (станцы) в Ватикане. Однако свадьба Рафаэля и Марии Доваци, одной из племянниц кардинала, так и не состоялась.
Ротонда «Обручения», архитектурные качества которой особенно ярко выявляются при сопоставлении ее с ротондой на фреске Перуджино «Передача ключей», легко поднимается на шестнадцатигранном ступенчатом основании. Конечно, наиболее торжественно праздновал этот день Рим. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP.
И здесь он вовсе не был единственным королем. Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино.
В Риме были написаны восхитительные портреты современников художника и самый знаменитый из них – «Портрет папы Юлия II», который своим поразительным сходством с оригиналом приводил зрителей в трепет. Величественная и задумчивая "Мадонна дель Грандука" и "Мадонна с безбородым Иосифом" – обе созданные около 1505 года и, наконец, ошеломляющая своей ласковой, проясненной гармонией, счастьем "Мадонна с щегленком" (1506 год).
Интерес Рафаэля к архитектуре проявился прежде всего в его живописи. На «Мадонне со щегленком» выстраиваются даже две пирамиды, одна над другой. Ученику своему, Лоренцетти, завещал художник изваять и поставить близ алтаря статую Мадонны. Так она поплатилась за то, что сделала. Пытался ее исправить, ждал, что она одумается изменится, что его любовь победит.
Этот камерный портрет действительно необычен. 20), заказанная ему цехом римских ювелиров. Рафаэль не спал целую ночь, страстно влюбленный в прекрасную Форнарину (forno – печь, fornaj – пекарь). Он знал о ее изменах. В 1504 году молодой художник Рафаэль Санти переехал во Флоренцию, где был глубоко восхищен стилем и техникой Леонардо да Винчи.
О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. А она быстро перестала довольствоваться ролью возлюбленной художника, стала любовницей многих богачей. Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр).
Иоанна, весело протягивающего ему птичку, к величайшей радости и к величайшему удовольствию и того и другого. Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. По одной из версий, девушка умерла, так и не дождавшись выполнения Рафаэлем обещания жениться, по другой версии, художник уже был тайно женат на Форнарине. Еще 10-12 были светскими львицами, которые благодаря связи с художником утверждали свое положение в обществе.
В 1504 году Рафаэль отправляется во Флоренцию, где много работает над созданием образа Мадонны, теме которой он посвятил около десятка произведений. Рафаэль никого не хотел видеть, никуда не выходил, пренебрегая работами и занятиями с учениками. Рафаэлю указывают, как пройти к дому маэстро Микеланджело. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим.
В родовом гнезде – доме Рафаэля, где сейчас музей, до сих пор хранится первая написанная им «Мадонна с младенцем». С 1508 года началась жизнь живописца Санти в Риме, при Ватикане. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. 22). Или только могла сделать.
Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки.
Об этом знали все заказчики работ Рафаэля. Во второй половине 1508 г. переехал в Рим и стал официальным художником папского двора. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. 21), но позднее оно было значительно развито в длину и надстроено. Рафаэль обожал Форнарину, ввел ее в высшее общество.
Петра). Оба они образуют группу, полную какой-то ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства, не говоря о том, что они так хорошо выполнены в цвете и так тщательно выписаны, что кажутся состоящими из живой плоти, а не сделанными при помощи красок и рисунка. Его работы в области архитектуры и прикладного искусства свидетельствуют о нем как о разносторонне одаренном деятеле Высокого Возрождения, снискавшем громкую славу у современников. 24).
На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. Спустя год им была создана работа «Обручение Марии», которой он и завершил ранний период творчества. Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан). Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля. Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии». Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна».
Отец был художником, вот таким образом первый опыт в живописи Рафаэль получил в его мастерской. Маргарита взглянула на продавца. Великолепный карниз с широким фризом (его украшает лишь надпись), рустованные углы и портал составляют все украшение стены. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio).
Ярче всех из них сияет звезда Рафаэля. В те дни, когда Микеланджело, прогнав дюжину заурядных помощников, взялся один (. ) расписывать Сикстинскую капеллу, в Риме появился молодой Рафаэль. Рафаэль (собственно Раффаэлло Санти или Санцио, Raffaello Santi, Sanzio) (26 или 28 марта 1483, Урбино – 6 апреля 1520, Рим) итальянский художник, график и архитектор, представитель умбрийской школы (Умбрийская живописная школа – итальянская школа живописи, названная по региону Умбрия, центром этой школы в XIII – XVI веках был город Перуджа). Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Петра он успел сделать немного, Кроме того он делал рисунки для скульпторов и сам не был чужд занятий скульптурой: Рафаэлю принадлежит мраморное изваяние ребенка на дельфине в Петербургском Эрмитаже. На его гробнице имеется эпитафия: Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть.
Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Похудел, почти не ел.
Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Пока Леонардо "дружил" с учениками, а трудоголик Микеланджело вообще не замечал никого вокруг и оставался девственником, Санти не пропускал ни одной юбки. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. Были раскопаны термы Тита, познакомившие с орнаментикой поздней римской культуры — «гротесками». Петра, он, вернувшись домой, почувствовал озноб – и скоро его не стало.
Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции.
Декоративные приемы Рафаэля были подхвачены Джулио Романо, Джованни да Удине, Б. Перуцци. подобное использование надписи во дворе урбинского замка). И он мог бы написать еще немало картин. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров.
Работа интересна тем, что во время многочисленных реставраций образ дамы был многократно изменен. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Таково палаццо Видони (Каффарелли), спроектированное согласно Вазари Рафаэлем в 1515 г. и строившееся Лоренцетти.
Первый опыт рисования Рафаэль получил дома: его отец был художником и писал стихи. Примерно в 1503 году Рафаэль написал большой алтарный образ – Коронование Марии. Уж не хочет ли она уподобиться куртизанкам Рафаэля. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все – около 1500-1502).
В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение – «Сикстинскую Мадонну» (1513), символ материнства и самоотречения. Ротонда, занявшая такое важное место в «Обручении Марии» (рис.
Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами. Он одним из первых изобразил ее нежной и юной матерью.
Знал, что она стала одной из самых распутных куртизанок Рима. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Томазо упрекнул ее в измене. Ему не до гостей.
Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. У нее появились лошади и экипажи. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа.
В течение года любовники почти не расставались. Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Работа датируется 1498 годом. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. И вот именно в композиции не было равных Рафаэлю.
Первой постройкой Рафаэля была церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (рис. Он готов к новым, еще более значительным свершениям". Похоронен в Пантеоне. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.
Они теперь не так нежны как раньше, теперь онивеличественны. За 3000 золотых булочник позволил художнику увезти Маргариту, куда угодно. Это небольшое здание в форме греческого креста отличается от родственных по композиции церквей значительно большим отношением высоты помещения к его ширине (высота под куполом равняется двум с половиной его диаметрам). Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Врачи поставили диагноз «резкое истощение организма».
И Рафаэлю это удалось. Желая проверить Рафаэля, Папа поручил ему заняться комнатой, предназначенной для своей личной библиотеки. Над головой покойного поместили неоконченную им картину «Преображение», как бы символ того, что и его гений должен остаться жить в мире, преображенный нетленною славой. Маргарита простила его, взяв с него слово приходить к ней только по приглашению. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера.
Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Огромные окна главного этажа, выделенные на фасаде в соответствии со старой римской традицией, выступали со своими балюстрадами к самому обрезу стены над аркадой, как и расставленные между ними статуи. Санти мастерски выполнил заказы на другие портреты кардиналов и светских лиц.
Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. И покупка состоялась, да не за десять, а за сто, за тысячу поцелуев. Рафаэль умер в возрасте 37 лет.
Впоследствии они стали знаменитыми "станцами" Рафаэля. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания.
В это время там творили лучшие гении Возрождения. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Рафаэль как бы окончательно находит свое решение библейских тем, оно наполнено раскованным реальным ощущением полноты бытия, этого земного чуда. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Таковы "Портрет кардинала" (около 1518), "Портрет папы Льва X с кардиналами Луиджи деи Росси и Джулио деи Медичи" (около 1518). В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе.
Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. 18), «Парнас» и «Три добродетели» (1509—1511 гг. ) и вторая станца, фрески которой изображают «Изгнание Элиодора», «Мессу в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы» и «Встречу папы Льва I с Аттилой» (1511—1514 гг. ), были замечательным достижением монументального реализма в живописи и ее синтеза с архитектурой. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. VI).
Начиная писать эту картину, он вдохновлялся «Пьетой» Перуджино. В доме Баччо дАньолы он познакомился со своим будущим покровителем Таддео Таддеи. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов.
Мертвое тело Христа он заимствует из «Пьеты» Микеланджело, сидящую справа женщину, протягивающую руки через голову назад, — из «Святого семейства» того же Микеланджело. Несмотря на угловое расположение (рис. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). В это время влиятельным покровителем художника является банкир Агостино Киджи, виллу которого Рафаэль украшает фресками «Легенда об Амуре и Психее» и «Триумф Галатеи». Единственным украшением поверхности купола являются тонкие буквы надписи вокруг отверстия под фонарем: «Ты, господи, воздвиг свод небесный, звезды мы же — храм твой» (ср.
В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Сикста в Пьяченце. Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля. Под сводами грандиозного здания Храма Науки с полной непринужденностью расположились философы древности.
При взгляде на «Прекрасную садовницу» глаз скользит от ножки ребенка Христа по его красиво изогнутой фигуре дальше по направлению к плащу и голове Марии, а потом обратно по волнистой линии, образуемой ее вздувающимся платком и ногой стоящего на коленях маленького Иоанна. Практически всю свою юность Рафаэль провел в Читта дель Кастелло. Здесь поза Богоматери смелее и жизненнее, чем в флорентийский период творчества. Молодому живописцу предстояло решить сложнейшую задачу: сочетать живопись с архитектурой. Здесь был выполнен заказ на роспись «Станци Делла Сеньятура» со знаменитой «Афинской школой».
На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум».
Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Пушкина, будут (перед возвращением в Германию) показаны народу, многие вспомнят, что Сикстинская Мадонна Рафаэля давно известна и почитаема в России. Художник обретает свой стиль, впитав лучшие влияния школы Перуджино и великих флорентийцев, он придает своим картинам неожиданную и особо чарующую ясность, понятность, доступность, обретя этими работами заслуженное и широкое признание.
Далее – "Мадонна в зелени" (1505 год), в которой чувствуется влияние Леонардо, но уже звучит ясная рафаэлевская пластика. Двухчастное членение фасада придает архитектуре здания крупную, «героическую» масштабность (утерянную в многочисленных уменьшенных репликах палаццо). Он родился в 1483 году в Урбино, в Восточной Италии. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Безупречность рисунка.
Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). В 1500 году художник уезжает в Перуджу, где поступает на обучение в мастерскую Перуджино.
Рим не стал исключением. Чтобы забыть Форнарину, сам бросался во все тяжкие – участвовал в оргиях, шумных попойках, менял любовниц чаще, чем перчатки. Лучше всего характеризует манеру письма Рафаэля последнее произведение его флорентийского периода — «Положение во гроб». По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Так, в главном зале — «Станца делла Сеньятура» — он написал фрески «Поэзия», «Правосудие», «Философия» и «Афинская школа».
Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». Этому способствовал и раскрепованный антаблемент, связывавший сандрики окон со стеной и ее декором (выполнен, как и статуи, Джованни да Удине). Несметные толпы горожан приходили поклониться его праху. Форнарина потребовала доказательств. А потом Маргарита Лути исчезла. Здесь написаны самые лучшие из его мадонн и самая прекрасная – непревзойдённая «Сикстинская Мадонна».
Для того чтобы написать эти знаменитые произведения, ему пришлось закрашивать некоторые другие работы. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Рентгеновский снимок готовой работы подтверждает, что изначально на картине присутствовал другой фон. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. Рафаэль был большим поклонником женской красоты.
Он видел мир прекрасным, человека считал центром и венцом Вселенной. Указатель отдельных картин и рисунков Рафаэля обнимает 1225 номеров во всей этой массе его произведений нельзя найти ничего лишнего, всё дышит простотой и ясностью и здесь, как в зеркале, отражается весь мир в его разнообразии. Тот же Вазари писал, что главным пороком художника была его страсть к женщинам. Однако это никак не сказалось на его творчестве. Во Флоренции РафаэльСанти создал несколько картин с изображением Мадонны.
Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. Официальная, Форнарина, жила на вилле постоянно.
Могила была буквально засыпана фиалками, не говоря о массе других цветов. Эта задача, требовавшая исключительной изобретательности и высокого мастерства, была решена Рафаэлем с поразительным блеском. Здесь художник расписывал римские церкви, ненадолго отрываясь от работы в Ватикане и написал несколько изумительных алтарных образов: «Святая Цецилия», «Несение креста», «Видение Иезекиля», прекрасное «Преображение».
И всегда держали дам наготове – сегодня бы это назвали райдером Рафаэля. Однако парадокс: из знаменитой троицы только Рафаэль Санти оказался единственным настоящим мужчиной. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509 – 1511), среди которых безусловный шедевр мастера – фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля.
Той, которая выдает главную тайну Рафаэля: он человек гармонии. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Таким образом, знакомиться с живописью художник начал еще с раннего детства.
Схватил ли он простуду в катакомбах Рима при раскопках или иначе – неизвестно. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. В церкви Санта Мария делла Паче хранится одна из самых выдающихся работ Рафаэля – прекрасная фреска «Сивиллы и Ангелы», украшающая капеллу Киджи. Один из важнейших творческих периодов великого мастера связан именно с этим городом. Так началась история Рафаэлевых Станц. Тем не менее позднее колоннады были возведены знаменитым архитектором Л. Бернини. В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию. По словам Вазари, Рафаэль до самой смерти был горячо привязан к своей возлюбленной Форнарине, дочери булочника и её черты, кажется, легли в основу лица Сикстинской мадонны Молва, что причиною ранней смерти Рафаэля была безнравственная жизнь, появилась позднее и ни на чем не основана. Ротенберг).
Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. В сюжет росписи, которую составил Рафаэль, вошли четыре сферы духовной деятельности человека – поэзия, философия, юриспруденция и теология. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. Одну из картин — «Мадонна Грандука» — приобрел герцог Тосканский и с тех пор никогда не расставался с ней.
И в этот момент ей доложили о визите Агостино Чиги. В собрании присутствовали король и королева. К римскому этапуотносится известная «Мадонна Альба». За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля.
Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). А потом, видимо, было инсценировано самоубийство бывшей куртизанки. Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации». Гравюры Мантеньи открыли ему приемы передачи трагизма в жестах и мимике персонажей.
К числу наиболее известных среди них принадлежит портрет папы Юлия II (1511). На земле в центре картины – алтарь, приготовленный к принесению бескровной жертвы, а вокруг него отцы церкви, вероучители и простые верующие люди в нескольких оживленных группах. Можно было бы подумать, что крупные заказы сделают из него легко творящего декоратора. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». Они окружены внимательными слушателями. Изображения Мадонны принесли РафаэлюСанти большую славу, его пригласили в Рим, где он вместе с другими художниками должен был расписывать «Станцы» — парадные залы Ватиканского дворца. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам.
И ничего не говорил. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. В Станце делла Сеньятура (1509-1511) художник представил главные в его эпоху области духовной деятельности: богословие ("Диспута"), философию ("Афинская школа"), поэзию ("Парнас"), юриспруденцию ("Мудрость, мера, сила"). Мария в работе «Мадонна среди зелени» протягивает голую ногу далеко влево так, что она вполне соответствует ноге маленького Иоанна, стоящего справа на коленях. Их имена открыто звучали в римском обществе.
В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. И это при том, что в течение жизни у него было не менее дюжины официальных подруг, среди которых выделялась дочь хлебопека Маргарита Лути по прозвищу Форнарина (Булочница). Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема, для воплощения передовых стремлений в искусстве. Другое помещение декорировано росписями, рассказывающими истории из жизни Понтификов. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией.
В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики. Напротив, тектоническая сущность постройки составляет основу ее архитектурного образа. От нее отказались совершенно все – не только ученики Рафаэля, но все бывшие любовники. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан.
В его сюите мадонн раннего периода воплощены самые светлые идеалы гуманизма итальянского Ренессанса. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Как то Форнарина получила очередное письмо с угрозами от жениха. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Мадонна с задумчиво-грустным выражением глядит на этот крест, как бы предчувствуя события, которое он сулит сыну.
Вершину нижней образуют руки двух детей играющих с птичкой, а вершину верхней — голова Марии. Чувство цвета.
Один только Потоп потребовал 32 дня почти беспрерывной работы. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний.
То был немыслимый труд. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. И в самом деле: лицо это поражает не красотой, а одухотворенностью. Художник создает картины, разрабатывая пирамидальную композицию Винчи. Ярко иллюстрируют эти стремления Рафаэля «Мадонна среди зелени», «Мадонна с щеглом» и«Прекрасная садовница».
Он так страдал, что утром не всегда мог встать с постели. Среди лиц, несших знамена, были министры, посланники и так далее. В следующие четыре года Рафаэль проживал то в Урбино, то в Перудже, то во Флоренции. Форнарина-Маргарита была опасна – слишком много знала.
Незнакомке, прекрасной, как Мадонна, было лет 17-18. В поздних портретах художник стремится к более конкретной характеристике модели. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Как ни велика была художественная слава Рафаэля, его не менее оплакивали как человека, особенно те, кто успел убедиться на опыте в его доброте, дружелюбии и щедрости.
Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. А ведь на полотнах Рафаэля выглядит как совершенная Мадонна. Он сделал все возможное, чтобы придать шедевру первоначальный облик, но следы повреждений полностью скрыть не удалось.
После первых же испытаний папа предоставил Рафаэлю расписать все плоскости (лишь на плафонах сохранились росписи других живописцев). С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. У ангела слева одно крыло.
Родился в Урбино, рано потерял родителей.
Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Рафаэль был тогда увлечен произведениями Микеланджело. Далее учился и работал в Перудже, Сиене, Флоренции. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу.
Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Первоначальный план не известен. Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св. Главная героиня изображена сидящей в поле, ее окружают цветы.
Рафаэлю шел тридцать первый год, он был весьма привлекательным мужчиной. В этом городе Рафаэль создал 20 картин с любимым сюжетом – «Мадонной», сумев придать образу каждой картины индивидуальность и очарование прелести, удававшееся ему как никому другому.
Станца, называемая делла Сеньятура, с фресками «Диспут», «Афинская школа» (рис. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. Ему было всего 37 лет. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника.
Но разве только он обладал ею. Для того чтобы через четыре года въехать в Рим, а еще через год стать его живой легендой, надо было превзойти самого себя. Выросший под впечатлением урбинской архитектуры, в атмосфере преклонения перед ее главным создателем, Лаураной (отец Рафаэля воспевал Лучано да Лаурану в стихах), Рафаэль, естественно, оказался ближе других к своему земляку и наставнику Браманте, покровительствовавшему молодому художнику в Риме. Святая Дева, как и на многих других картинах Рафаэля, представлена в красных одеждах, символизирующем кровь Христа. Он прожил остаток своей жизни здесь.
Рафаэль Санти (1483-1520) – великий итальянский художник. Санти считал сходство непременным условием для портретного изображения. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Важно, чтобы в любой момент он мог бросить кисть и уединиться с ней в соседней комнате.
Один из трех титанов Возрождения был красив как бог. Свободные изящные, непринужденные рисунки Рафаэля выдвигают их создателя в ряд крупнейших рисовальщиков мира. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки.
Народ назвал ее «Мадонной дель Сассо», вероятно, в память прозвания Рафаэля, Санти. Он продолжал писать Форнарину в качестве модели для своих картин. В процессии участвовали 14 нотаблей, по числу округов. Он шел в свою мастерскую и, забыв обо всем, работал весь день и всю ночь напролет. После смерти отца Рафаэль попал в мастерскую великого художника Пьетро Перуджино в Перудже.
С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль.
Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов.
По эскизам древнеримского архитектора Витрувия, РафаэльСанти составил проект двух колоннад, окружавших собор. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. 1510-е годы были временем создания лучших портретных работ Рафаэля. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте.
С 1514 года Рафаэль руководит строительством собора Святого Петра. Чимионе, якобы обещал жениться на куртизанке. Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Тело Рафаэля было выставлено в зале его дома на катафалке, окруженном восковыми свечами. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации».
Но измученное сердце мастера не выдержало. Эту идею художника подчеркивает композиция.
Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». Пейзаж отражает суровое величие окрестностей Рима. Как всякий образованный человек своего времени, Рафаэль неплохо разбирался в литературе.
Но есть, есть в любом искусстве одно, общее для всех и, наверное, самое важное. – Это вполне объяснимо ибо, оставшись столь рано без матери, он находит выход своей тоске в грезах о детстве, приветливости, светозарности этой поры жизни. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку.
Это случалось оттого, что его ласковость, его красивая душа побеждали их».
Она надеялась приобрести покровительство у Агостино Чиги, хозяина пастуха. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Пастух опомнился и бросился умолять о прощении. В этой комнате, Рафаэль в основном фокусируется на оказании Богом покровительства над человеческой деятельностью. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба.
Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Пастух сразу же заметил драгоценность, которую невеста и не подумала снять с шеи. Это оказалось, однако, не так просто. Писатель мыслит всей протяженностью романа, всеми сцеплениями его героев – то же и с композицией в живописи. Девушка быстро расстегнула ворот капота, обнажив роскошные плечи.
Рафаэль молча смотрел, как она возвращается по утрам навеселе. Темы материнства, женственности идеала красоты сливаются в этой картине, написанной в 1507 году (накануне отъезда в Рим из Флоренции). Рафаэль Санти является одним из самых известных мастеров эпохи Возрождения.
Изменяется художник и в качестве творца Мадонн. Стены храма и его пол выложены разноцветным мрамором. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Особенно нравилось ему рисовать Мадонн. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой.
А вот современники Рафаэля думали иначе, не сомневаясь, что его рукой водил сам Господь. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Рафаэль начинает изучать технику работы этих мастеров и даже делает копии с некоторых картин. В ее гостиной ежедневно собиралось не меньше сотни гостей.