В 1794—1798 учился в копенгагенской Академии художеств. Достоверно неизвестно насколько близкими друзьями были два живописца, но несомненно, что идеи Рунге оказали решающее влияние на формирование живописной манеры Фридриха. 1805 год стал знаменательным. В отдельных случаях, Фридрих изображал места или события предельно натуралистично. Здесь же Фридрих подружился с живописцами Карлом Густавом Карусом, Филиппом Отто Рунге, Георгом Фридрихом Керстингом и Иоганном Христианом Далем, увлеченными поисками «своего романтизма». В них звучит идея необходимости сочетания верности натуре («душе природы») и внутренней духовной интуиции, которую он считал «божественным глаголом» в сердце.
Поклонником таланта художника был и В. А. Интересно, что художник почти не был связан с традиционной символикой искусства. Они вместе поселились в Дрездене.
1817, оба — Нюрнберг, Германский национальный музей). Рисовать он начал в юношеском возрасте. Он выражает в них обычно одну простую мысль или чувство, но неопределенное. А. И. Тургенев пишет об этом: «Вчера были у Фридриха в atelier. Фридрих неставил задачей реалистично изображать природу всвоих пейзажах. Будете в Петербурге, зайдите в Эрмитаж – там есть его замечательные работы.
Это значило бы, по его словам, «погрешить против своей природы и предать свое время». Он создает в них менее романтизированные, более приближенные к реальности виды. Переплетенные ветви деревьев символизируют сближение человеческих душ. Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера (Отдых в день нового урожая, 1823, не сохранилась).
Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807 Теченский алтарь или Крест в горах, 1808 обе работы— Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден Монах у моря, 1808—1810, Национальная галерея Аббатство в дубовом лесу, 1809—1810, Шарлоттенбург Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810—1811, Национальная галерея все три картины— Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. В 1818 году он женился, что стало полной неожиданностью для тех, кто его близко знал. Брак, тем не менее, оказался удачным. Прославился своими картинами в стилистике романтического пейзажа.
Картину Фридриха следует рассматривать и в связи с этим трагическим опытом. В другом – о его работах: «В его картинах нет ничего мечтательного. В холодноватом свете туманного утра растворены фигурки юноши и девушки, сидящих на носу парусника, в полотне На парусном корабле (1817—1818, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). В этом городе уроженец Грейфсвальда познакомился со знаменитым в те времена Людвигом Тиком (1772–1853), одним из основателей немецкой романтической школы в литературе. У него какая-то bonhomie8, которая нравится, а в картинах его воображение романтическое.
«Землей души», по словам художника, стал для него остров Рюген в Балтийском море, где он подолгу жил и работал. Узнав об этом, он пришел в такой восторг, что подарил обе работы учредителю. 1826 для многих русских людей был временем излома судеб. С годами мастер все чаще повторял полюбившиеся мотивы, натурные же созерцания порой сменялись у него образами-видениями с ангелами и храмами, парящими в небе. А туманный силуэт Дрездена на фоне золотых облаков выглядит почти Градом Вечным. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище).
Как бы неприязненно ни относился Жуковский к самому факту декабрьского восстания 1825, суровость приговора и непосредственным его участникам и даже тем, кто не был на Сенатской площади, но «имел умысел», потрясла поэта. Жуковский деятельно помогает братьям Тургеневым преодолеть обрушившиеся на них несчастья. Они вместе поселились в Дрездене.
Слишком необычны и нетрадиционны были сюжеты и содержание его картин. Но, гораздо чаще, противоположные символы художник помещал в рамках одного полотна. Сейчас я ощущаю его присутствие вот в этих камышах.
Таковы и фигуры на первом плане картины «Меловые скалы на острове Рюген» (около 1818 г. ). Но писать маслом Фридрих начал поздно, лишь в 1807 году. Смелая попытка человека покорить природу – заканчивается смертью.
Это значило, что мастер развивался в русле умонастроений, которые понимали христианскую культуру в целом как трагический раскол идеала и действительности, неспособность гармонически примириться с посюсторонним миром. Следующие картины художника «Аббатство в дубовом лесу» и «Монах у моря» показали, сколь востребованной была подобная живопись: обе работы приобрел Фридрих Вильгельм III, король Пруссии, а сам Фридрих был избран членом берлинской Академии. Все это делает не беспроблемное восприятие для зрителя, но очень притягательное. Подчеркивал страстное стремление человека слиться сБожественным абсолютом.
В моей памяти навсегда запомнились первые романтические сюжеты, увиденные в детстве. Они посещают мастерскую Фридриха.
Это мечтания, – сон, видения во сне и в ночи. Свое обучение он начал в копенгагенской Академии художеств, где провел четыре года (1794–1798). Среди других известных картин мастера— «Могила Гуттена» (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), «На паруснике» (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Странник над облаками» (1818, Кунстхалле, Гамбург), «Двое созерцающих луну» (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), «Восход луны над морем», «Женщина у окна» (обе работы— 1822, Национальная галерея, Берлин), «Замерзшее море» (1823, Кунстхалле, Гамбург). Здесь Фридрих смог познакомиться с ведущими представителями этого направления Людвигом Тиком, Новалисом, Фридрихом Шлегелем и Генрихом фон Клейстом. Уже в ранних картинах («Могила великана в снегу» (1807) «Теченский алтарь» или «Крест в горах», 1808 обе работы— Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден «Монах у моря», 1808—1810, Национальная галерея «Аббатство в дубовом лесу», 1809—1810, Шарлоттенбург «Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге)», 1810—1811, Национальная галерея все три картины— Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. к живописцу пришёл публичный успех.
Среди его новых знакомых оказались Г. фон Клейст, Рунге, Гёте, Тик, Новалис и даже Василий Андреевич Жуковский. До 1807 работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи. Экспертов заинтересовало, насколько изменение климата в эти годы повлияло на искусство. Но работа была встречена публикой с непониманием и неприятием. История— и древнеязыческая и средневековая— проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен.
В предметах природы часто избирает он самое простое положение, льдину, волнуемую в море несколько деревьев, в долине растущих окно его комнаты (из коего, впрочем, виды на Эльбу прелестные) задумавшийся над развалинами или над памятником рыцарь монах, вдаль или в землю устранивший взор свой, – но все трогает душу, погружает в мечтательность, все говорит, хотя и неясно, но сильно воображению. Такова картина «Кладбище», 1821 г., в которой потусторонний, кладбищенский мир представлен прекрасным пейзажем, залитым мягким неземным светом, обещающим вечный покой. Первым его большим произведением явилось полотно «Крест в горах» (Тетченский алтарь 1807—1808, Дрезден, Галерея новых мастеров).
Работы 1820—1830-х годов, в которых повторяются старые пейзажные мотивы, звучат как воспоминание о романтическом периоде его творчества (Руины в Ризенгебирге, 1830—1834, Грейфсвальд, Городской музей). Но религиозность у Фридриха в отличие от его современников и тоже немецких романтиков — «назарейцев» искавших ее в традиционных библейских сюжетах и подражавших старым мастерам, выступала в пейзажах, которые он насыщал мистическим содержанием. Трагедия коснулась и братьев Тургеневых, с юных лет бывших ближайшими друзьями Жуковского. В Древнем погребении под снегом, ок. У него какая-то bonhomie8, которая нравится, а в картинах его воображение романтическое.
Этот барьер мог принимать форму стены, как в случае с «Зимним пейзажем» (1811 г. ) или ворот примером тому Памяти Иоганна Бремера. Любимым местом художника стал живописный остров Рюген. Большое влияние на начинающего художника оказал один из друзей Квисторпа, пастор Людвиг Козегартен, серьезно занимавшийся поэтическим творчеством. Клейстом —оказавшим значительное влияние на художника. В 1825 в Германию приезжают братья Александр Иванович и Сергей Иванович Тургеневы. Каспар Фридрих родился в Грайфсвальде и был сыном мыловара.
Основной акцент картины — линия горизонта. Иногда, художник выполнял подобные на заказ. 1798 г, в котором силуэт погибшего дерева перекликается с руинами на заднем плане. Каспар Давид Фридрих родился в 1774 г. в Грейфсвальде (шведская Померания) в семье ремесленника. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. Таинственный язык природы, присущий художнику, притягивал публику к его работам.
До 1807 работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи. В том же году художник познакомился с Филиппом Отто Рунге (1777 — 1810 гг. ), одним из лидеров немецкого романтизма. Вид побережья Балтийского моря написан в серебристо-серой колористической гамме. Постоянно покрытое темными тучами небо вызвало сильное похолодание в 1816 году, который остался в человеческой памяти как «год без лета». В других случаях, Фридрих устанавливал в своих работах барьер, отделяющий земное от небесного.
Его слушали, а картины его смотрели с необыкновенным удовольствием. Саксонская столица была центром зарождавшегося немецкого романтизма. Художник представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре (эти конкурсы проводились по инициативе Иоганна Вольфганга Гете (1749 — 1832 гг. ) и победил. Необычна и таинственна серебрящаяся зеленоватая поверхность морской глади при свете луны, расстилающаяся перед смотрящими на нее путниками (Двое, созерцающие луну, 1830—1835, Берлин, Национальная галерея). Каспар Давид Фридрих (1774, Грейфсвальд— 1840, Дрезден) учился с1794 по1798в Академии художеств вКопенгагене, одним изего учителей был Йенс Юль. Следует отметить, что крест на полотнах художника всегда окружен вечнозелеными растениями (Крест в горах или Зимний пейзаж).
Пушкина. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой.
Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера (Отдых в день нового урожая, 1823, не сохранилась). В этом ключе написана знаменитая картина «Крест в горах». Исполнявший тогда обязанности наставника наследника русского престола, будущего Александра I I, Жуковский сделал немало, чтобы искусство этого сумрачного гения стало известно в России. Тем самым он создает образ завораживающего безграничного пространства моря и неба. Пашня близ Дрездена — один из последних пейзажей художника.
Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера (Отдых в день нового урожая, 1823, не сохранилась). Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). В 1810г. Несмотря на определенную искусственность тональных разработок цвета, приносимого им, как то было свойственно романтикам, в жертву общей картинности пейзажей, художник всегда стремился к передаче определенного момента в жизни природы, правдивости светоцветовых отношений.
Однако художник не пожелал угождать вкусам публики. В 1810 г. к живописцу пришёл публичный успех. Фигуры изображенные на картинах, также решены в рамках философии романтизма.
В другом — о его работах: «В его картинах нет ничего мечтательного. Уже в ранних картинах (Могила великана в снегу (1807) Теченский алтарь или Крест в горах, 1808 обе работы— Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден Монах у моря, 1808—1810, Национальная галерея Аббатство в дубовом лесу, 1809—1810, Шарлоттенбург Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810—1811, Национальная галерея все три картины— Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства.
«Это сухощавый среднего роста человек, с белыми бровями, нависшими на глаза. В конце концов в Германии этот необычный пейзажист задолго до своей смерти был забыт. Трагедия коснулась и братьев Тургеневых, с юных лет бывших ближайшими друзьями Жуковского.
Краски моря постепенно бледнеют и оно сливается с небом. В предметах природы часто избирает он самое простое положение, льдину, волнуемую в море несколько деревьев, в долине растущих окно его комнаты (из коего, впрочем, виды на Эльбу прелестные) задумавшийся над развалинами или над памятником рыцарь монах, вдаль или в землю устранивший взор свой, — но все трогает душу, погружает в мечтательность, все говорит, хотя и неясно, но сильно воображению. Каспар Давид Фридрих родился в городе Грайфсвальд 5 сентября 1774 года.
Он выражает в них обычно одну простую мысль или чувство, но неопределенное. Программным в творчестве художника явилось его позднее полотно «Возрасты человека» (1834—1835, Лейпциг, Музей изобразительных искусств). Лишь в1807 вплотную занялся живописью.
Однако за исключением Карла Густава Каруса, Иоганна Христиана Даля и Карла Блехена, художник не оказал особого влияния на современных немецких живописцев. Среди других известных картин мастера — Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Ленинград), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна (обе работы — 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). Часто, мрачный, тяжелый земной мир противопоставлялся миру небесному, представленному освещенным ярким светом пейзажем, видимым на горизонте. В 1810г. Здесь, в столице Дании, он смог регулярно посещать Королевскую картинную галерею, которая славилась своей прекрасной коллекцией работ голландских художников-пейзажистов и, кроме того, познакомился с одним из лучших датских живописцев своего времени Йенсом Юэлем (17451802 гг. ). Среди других известных картин мастера — Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Ленинград), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна" (обе работы — 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). Эти новые идеи предполагали новый подход к изучению природы и, следовательно, не могли не затронуть и пейзажную живопись.
Художник проникся темой с непревзойденной драматической интенсивностью. Например, на картине «Двое, созерцающие Луну» (1819 г. ) каменистая дорожка служит границей между двумя различными представлениями о смерти. К работам такого рода относится драматичная картина «Кораблекрушение в Арктике», 1824 г., сюжетом для которой послужила, по всей вероятности, полярная экспедиция сэра Уильяма Парри. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой.
В итоге он стал философом-романтиком в живописи. Родители Каспара были ортодоксальными протестантами и их десятеро детей выросли в атмосфере религиозного аскетизма. В творчестве Фридриха горы символизировали Бога, скалы — веру, а сосны — «стоящих в вере». А. И. Тургенев пишет об этом: «Вчера были у Фридриха в atelier. В1810 был принят вБерлинскую, ав1816— вДрезденскую академии художеств.
Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Один из путников простёрся у края обрыва, в позе молящегося – он заглядывает в пропасть. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. История— и древнеязыческая и средневековая— проступает в виде меланхолических мотивов (гробницы сказочных исполинов, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен.
И он не изменил себе. Глубокое чувство природы и скрупулезное наблюдение действительности позволили ему обрести свою индивидуальную и яркую манеру. Они посещают мастерскую Фридриха. Кроме атмосферы картин, его работы также известны и своим профессионализмом.
До 1807 работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи. История— и древнеязыческая и средневековая— проступает в виде меланхолических мотивов (гробницы сказочных исполинов, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Особенностью этой работы является то, что драма уже произошла. Постоянно покрытое темными тучами небо вызвало сильное похолодание в 1816 году, который остался в человеческой памяти как «год без лета».
Первая картина завораживает зри теля необъятностью морской дали. Жуковский, познакомившийся с Фридрихом в 1821 году во время путешествия по Германии.
В эпоху романтизма монаха считали идеалом человека. Художник всегда отличался замкнутым характером и уединенным образом жизни. Спустя несколько лет поэт посетил дрезденскую мастерскую художника.
Среди других известных картин мастера— Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Ленинград), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна (обе работы— 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). Первую картину маслом «Крест в горах» художник, вероятно, писал на заказ. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. Среди других известных картин мастера— Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна (обе работы— 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). Художник скончался в 7 мая 1840 года в Дрездене.
Жуковский деятельно помогает братьям Тургеневым преодолеть обрушившиеся на них несчастья. Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807 Теченский алтарь или Крест в горах, 1808 обе работы — Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден Монах у моря, 1808—1810, Национальная галерея Аббатство в дубовом лесу, 1809—1810, Шарлоттенбург Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810—1811, Национальная галерея все три картины — Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства.
Рисовать, в особенности местные пейзажи, Фридрих начал еще в детстве. Эту потерю он воспринял очень болезненно, считая себя повинным в смерти брата. Художник был очень религиозен. А. С. И все же, годы обучения в Копенгагене принесли Фридриху немалую пользу.
Они входили в живописный цикл «Четыре времени года» и рассказывали о жизни монаха-скитальца. Они не просто красивые и восхитительные, они вызывают особые эмоции. История — и древнеязыческая и средневековая — проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). В поздних работах, посвященных этой теме, появляется сова символ ночной темноты и смерти. Иногда, подобные контрасты Фридрих иллюстрировал, создавая парные картины, такие, как «Монах у моря» (1810 г) и «Аббатство в дубовом лесу» (1809 — 10 гг. ).
В 1810 г. к живописцу пришёл публичный успех. Его слушали, а картины его смотрели с необыкновенным удовольствием. Зрителю, созерцающему словно вместе с фигурками изображенными со спины на первом плане, открываются почти мистическое величие освещенных загадочным лунным или ровным дневным солнечным светом меловых скал на острове Рюген около селения Аркона (Меловые скалы на острове Рюген, 1818, Винтертур, Фонд О. Рейнхардта). Но при этом он не был автором фантастических и сочиненных пейзажей. Затем последовала череда небольших путешествий в поисках места, к которому бы лежало его сердце. он жил замкнуто и одиноко. Он оказал большое влияние на немецкую живопись XIX века, под обаянием его таланта находились такие крупные мастера, как К. Блехен и А. Менцель, многие художники других стран.
Экспертов заинтересовало, насколько изменение климата в эти годы повлияло на искусство. В поисках мотивов с 1801 неоднократно приезжал на о. Рюген в Балтийском море любил путешествовать по Саксонской Швейцарии и Гарцу часто бывал в родном Грайфсвальде. Когда Каспару исполнилось семь лет, умерла его мать, а через шесть лет погиб один из его братьев (спасая самого Каспара, провалившегося под лед во время катания на коньках).
С середины 1820-х гг. Еще немного работ первого романтика и символиста, художника Каспара Давида Фридриха. К середине 1820-х годов живопись Фридриха стала выходить из моды. Как бы неприязненно ни относился Жуковский к самому факту декабрьского восстания 1825, суровость приговора и непосредственным его участникам и даже тем, кто не был на Сенатской площади, но «имел умысел», потрясла поэта.
Искусство Каспара Давида Фридриха высоко оценивалось современниками. 1826 для многих русских людей был временем излома судеб. 1807 г. засохшие деревья окружают древнюю могилу.
Это мечтания, — сон, видения во сне и в ночи. Фридрих по-прежнему часто пишет морские виды, пейзажи острова Рюген и открытые им впервые в 1810 году горы Ризенгебирге, но теперь его чаще привлекают равнинные ландшафты Померании (Одинокое дерево, 1822, Берлин, Национальная галерея Вид Грейфсвальда, 1820—1830, Гамбург, Кунстхалле). До 1807 работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи.
Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера (Отдых в день нового урожая, 1823, не сохранилась). «Это сухощавый среднего роста человек, с белыми бровями, нависшими на глаза. С этого момента между Фридрихом и Гете установились дружественные отношения. Поэт во многом способствовал известности немецкого живописца в России. Напротив, они привлекательны своею верностью, каждая возбуждает в душе воспоминания.
к живописцу пришёл публичный успех. Таковы его «Крест в горах» (1808), «Монах у моря» (1809), «Утро в Исполиновых горах» (1811) — самые яркие работы этого периода. В 1825 в Германию приезжают братья Александр Иванович и Сергей Иванович Тургеневы.
В 1794—1798 учился в копенгагенской Академии художеств. Его творчество по мере общего угасания интереса к романтизму начало выходить из моды. Исполнены они под впечатлением путешествий на берега Балтики и в Гарц. Помимо этого работал вДрездене, где писал городские пейзажи ивстречался скрупными представителями немецкого романтизма, вчастности споэтами Новалисом (1772–1802) иГенрихом Клейстом (1777–1811), атакже схудожниками Георгом Фридрихом Керстингом иКарлом Густавом Карусом. При этом интенсивность красок, достаточно звучных, гасится туманами, закатной или рассветной дымкой. Самой серьезной критике картина «Крест в горах» подверглась со стороны приверженцев неоклассицизма, назвавших Фридриха пейзажистом, который стремится протащить свое искусство в алтарь.
Художник был отмечен, когда отправил на выставку в берлинскую Академию художеств новые картины — «Монах у моря» (1808–1809) и «Аббатство в дубовом лесу» (1809–1810). И кто все эти люди из далекого прошлого, которых уже нет. Все пейзажи очень точные, а линии, формы и перспектива просчитаны и выверены. Напротив, они привлекательны своею верностью, каждая возбуждает в душе воспоминания. С годами мастер все чаще повторял полюбившиеся мотивы, натурные же созерцания порой сменялись у него образами-видениями с ангелами и храмами, парящими в небе.