Самое дерзкое и загадочное из произведений Ганса Гольбейна Младшего произвело на Ф. М. Достоевского неизгладимое впечатление. Самое дерзкое и загадочное из произведений Ганса Гольбейна Младшего произвело на Ф. М.
Картина «Мадонна бургомистра Мейера» построена по всем правилам и традициям искусства Возрождения: та же симметрия в размещении фигур акцент на образе Марии, держащей на руках младенца Христа плавные драпировки одежды героев пастельные тона, мягко переходящие один в другой. Теперь это произведение трудно представить без ярких и острых рисунков Гольбейна.
На нем надето множество украшений, в том числе несколько крупных колец и пара ожерелий. Якоб Мейер благоговейно смотрит на Богородицу и Младенца, но лицо его при этом печально. Еще одна надпись представляет девиз Гисце с его собственноручной подписью: «Нет радости без горя», который подтверждает и несколько напряженное выражение его лица. закономерному, как сама Природа, принявшая обличье Смерти».
В алтарном образе для немецкой церкви в Риальто Праздник четок (1506, Прага, Национальная галерея) Дюрер использовал традиционную итальянскую иконографию sacra conversazione (Мадонна на троне с предстоящими ей святыми по сторонам). Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. Христос Гольбейна – не небесное существо. «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532). В композиции Мертвый Христос образ главного героя несколько переосмысливается автором. В 1512 Дюрер выпустил третью серию гравюр Страсти изысканных и утонченных по исполнению.
В 1532 году он (на этот раз уже навсегда) уехал в Лондон, оставив в Швейцарии жену и детей. Как правило, на них изображали близких людей. Ганс Гольбейн создал одно из самых значительных и самых странных своих произведений – «Мертвый Христос в гробу» – в 1521 году.
Мёртвый тяжело лежит Христос. По просьбе последнего он иллюстрировал его работу — «Похвала глупости» издания 1514 г. 82-мя рисунками. Самым удачным среди них считался вошедший в настенную роспись дворца Уайтхолл, на котором король был изображен со своей третьей женой, Джейн Сеймур, – фреска погибла в 1698 году во время пожара, но к тому времени с нее успели сделать две уменьшенные в два раза копии. Гравюры Гольбейна отличаются агрегатным принципом композиции, то есть нарочито плотным заполнением пространства, характерным для искусства готики и барокко. По всей вероятности, ко времени завершения полотна, девушка уже была помолвлена.
Наоборот, увидев желание супруга избавиться от неё, Анна постаралась ему в этом помочь. Спустя всего лишь неделю, 18 марта, Гольбейн представил королю ее законченный портрет. Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. Волнения, произошедшие в Базеле, заставили и Эразма и его удалиться оттуда.
Юноша Ипполит в романе Ф. М. Уффици во Флоренции), Тома Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». К 1533 году он решил эту задачу, став живописцем в «обновленном» кругу высокопоставленных особ. Однако, Гольбейн чувствовал себя в Базеле по-прежнему неуютно.
Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть образ жизни и сферу умственных интересов этих людей. В 1500 эти тенденции достигают кульминации в Автопортрете в образе Христа (Мюнхен, Старая Пинакотека).
А. Н. Гольбейн создал портреты членов французского посольства при лондонском дворе представленная работа (в отечественных энциклопедиях она часто обозначается как «Моретт» – по еще одной фамилии героя) – один из них.
Знаете, чем вы отличаетесь от него. Украшения, шитье и пуговицы на костюме Генрих VIII выполнены из золота, а фон написан драгоценным, по тем временам, синим пигментом (ультрамарином).
Большая часть из них относится к раннему периоду его творчества, до переезда художника в Базель. Вскоре, король занялся поисками новой невесты. Первый автопортрет художник создал в возрасте тринадцати лет. В 1535 году он был обезглавлен. В том же 1516 году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году — фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. В 1529-32 годах Мор был канцлером Англии. Мастерская Ганса стала семейной.
Не случайно поиски остальных частей алтаря не дали результатов. Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. В следующем году – фрески на внутренних и наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне.
Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII. Члены его семьи (отец, Ганс Гольбейн Старший, дядя Зигмунд и старший брат Амброзиус) также были художниками.
За время его отсутствия религиозные страсти лишь усилились.
Я этого и ждал. Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» — местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке.
Больно матерьяльное нам важно. Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. После своего переезда в Англию в 1532 году художник крайне редко работал в иных жанрах. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют его приверженность к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей зрителю возраст героя (героини) картины. Именно он, как ни странно, сделал шедевр Гольбейна столь популярным в новейшее время.
1492-1494 он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Одновременно он их объединяет через Богоматерь. Он выпустил второе издание Апокалипсиса, цикл из двадцати гравюр на дереве Жизнь Марии, двенадцать гравюр серии Большие Страсти и тридцать семь гравюр на тот же сюжет – Малые Страсти. Полагают, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины различными предметами, для демонстрации своего мастерства. Юноша Ипполит в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» называет эту картину странной.
Справа от фигуры Богородицы коленопреклоненными изображены первая и вторая жены Мейера (первая жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. Это большая работа, которая ведется как внутри здания, так и снаружи. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. Томас Мор (1478 — 1535) – юрист, ученый, государственный деятель.
Точная дата смерти художника и место его захоронения остались неизвестными. Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. Он формирует символический ряд этого произведения, оказываясь – по детальном рассмотрении – искаженным в перспективе человеческим черепом. Лютня здесь выступает не только музыкальным инструментом, но и – если не забывать того, что ее струны традиционно символизировали смерть, – вполне определенным символом, перекликающимся с искаженным черепом, написанным на переднем плане. Гольбейн космополитичен в той степени, в которой это было характерно для гуманистических кругов Европы того времени. Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке.
В XVI веке купцы этого города были одними из самых состоятельных в Европе. В 11 лет ее выдали за Франческа Сфорца, герцога Миланского, скончавшегося в 1535 году. Картины его – это гордость города. «Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532).
Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний. Гольбейн представил в картине образ двойного зрения. Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей».
Впоследствии, Гольбейн предпочитал помещать героев своих портретов на нейтральном фоне. Это было 12 марта 1538 года. Справа от фигуры Богородицы в коленопреклоненных позах застыли первая и вторая жены Мейера (первая его жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу и медальон Жана де Дентевиля.
Но при особом (подразумевается – правильном, глубоком) взгляде все меняется с точностью до наоборот – смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер фантома иллюзии. Такой подход к восприятию шедевра Гольбейна делает картину аллегорией «суеты сует». Вопрос о религиозных представлениях Дюрера остается без ответа.
Как правило, ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка», 1541 г. и «Портрет лорда Кромвеля». Данный тип алтарного образа известен в Германии как Schutzmantelbild (Мадонна с покровом) – связано это с тем, что Дева Мария в этом случае накрывает своим покровом жертвователей, заказавших картину. Она убедила весь двор, что король не имеет с ней брачных отношений. «Утопия» в короткое время обрела общеевропейскую известность, выдержав множество изданий (в том числе базельское 1518 года с иллюстрациями Амброзиуса Гольбейна). Иероним в келье и Меланхолия I. На первом из них рыцарь-христианин едет по гористой местности, сопровождаемый Смертью с песочными часами и дьяволом. В старинном баварском Аугсбурге, где родился Ганс Гольбейн (отец), он держал мастерскую и входил в цех ремесленников, так как живопись искусством в те времена не считалась.
Дюрер родился 21 мая 1471 в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. Художник пишет в 1523 году два портрета Эразма Роттердамского. Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты.
Сначала приглашают его самого поработать в Ульме, затем во Франкфурте-на-Майне. В Англии к этому времени уже существовала традиция подобных изображений, заложенная фламандцем Лукасом Хорнеболтом, который также служил при дворе Генриха VIII и, возможно, посвятил Гольбейна в технические особенности жанра. В конечном варианте, они туго перехвачены лентой. Итог его художественной деятельности состоял в том, что он создал абсолютно уникальный мир объективности.
Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. Первым влиятельным покровителем Ганса Гольбейна Младшего в Базеле был банкир Якоб Мейер. Так повелось с античных времен, когда к искусству причисляли арифметику. Герои знаменитых легенд соседствуют здесь с образами реально существовавших людей.
Больше о частной жизни художника почти ничего не известно. Не раз высказывалось предположение, что интерес к этому полотну зародился у Ф. М. Для этого периода характерны такие картины, как Адам и Ева (1507, Прадо). Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Чаще ему позировали мужчины – примерами этого рода работ являются «Портрет Боса ван Стенвийка» и «Портрет лорда Кромвеля». На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом. «Самым значительным, наряду с портретами и алтарными образами, произведением его первого, базельского, периода стала серия рисунков Пляска смерти (около 1525), – пишет М. Н. Соколов.
Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. Своеобразный синтез готики и маньеризма (или зарождающегося барокко) присутствует и в гравюрах Гольбейна. Уффици во Флоренции), Том. Гольбейн является замечательным мастером цветового решения. Голъбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы.
Плаха или развод. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Отражение индивидуальности достигается за счет тонких различий поз, одежд и манеры держаться. Среди них был и Томас Кромвель, главный советник Генриха VIII.
Композиция картины подчёркнуто проста. Дела процветали, заказов хватало и ему самому и брату Зигмунду и помощнику Леонарду. В 1533 – 1535 гг. Особенной остротой отличаются антиклерикальные рисунки. К сожалению, она погибла в огне пожара в 1698 году. В том же 1516году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году— фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне.
Мёртвого Христа изображаетПласт картины — страшно ли глядеть. В 1515 году Ганс делает на полях одного из экземпляров знаменитой сатиры Эразма Роттердамского «Похвальное слово Глупости» рисунки, не предназначавшиеся для печати. Как и его отец, создавал витражи и писал портреты. Гольбейн проиллюстрировал Новый завет – гравюра «Звезда, падающая в бездну» является примером этой работы. Но, пожалуй, ни в одной работе эти предметы не сгущаются так «концентрированно», как это происходит в представленном шедевре. Возраст Дентевиля указан латинскими буквами (то есть «его 29-е лето»), выгравированными на золотых ножнах кинжала. В начале XVI века Аугсбург являлся крупнейшим торговым и финансовым европейским центром. Когда в 1538 году Гольбейн ненадолго посетил Базель, он был одет (по свидетельству мемуаристов) «в шелка и бархат».
Среди других работ Гольбейна, созданных в этот период, наиболее интересны Портрет французских посланников (1533), Портрет королевского сокольничего Роберта Чизмена (1533), Портрет Шарля Моретта (1534-1535). Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей. Именно здесь, в течение трех часов она позировала Гольбейну. До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и т. д. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью. – Своим плащом она прикрывает коленопреклоненных членов семьи Майера. Он формирует символистический ряд этого произведения, оказываясь (при детальном рассмотрении) сильно искаженным в перспективе человеческим черепом.
Это – единственный сохранившийся портрет короля, выполненный Гольбейном. В 1516 г. он написал знаменитую «Утопию», представив в ней идеальное (по своему мнению) устройство общества. Его красивые черты не обезобразили ни морщины, ни излишняя полнота. Диптих Четыре апостола (1526, Мюнхен, Старая Пинакотека) был подарен Дюрером городскому совету Нюрнберга.
Но из семи лордов я никогда не смогу сделать одного Гольбейна». Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. В 1508 для доминиканской церкви во Франкфурте Дюрер написал большой образ Успение Богоматери (не сохранился и известен лишь по копиям).
Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют приверженность мастера к однотонному фону, который «оживлен» лишь надписью, сообщающей возраст героя или героини картины. С другой стороны, это не противоречило существовавшей традиции — «период странствий» считался необходимым условием становления для любого молодого художника. Но ей было суждено погибнуть при пожаре в 1698 году. Осанка и выражение лица датской принцессы говорят о достоинстве и сильном характере.
После своего переезда в Англию в 1532 году художник вообще крайне редко работал в иных жанрах, почти исключительно перейдя на создание портретов. В 1516 году Гольбейн Младший выполнил более ответственный заказ, написав парный портрет базельского бургомистра Якоба Мейера и его жены. В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме.
Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. Перед нами самостоятельное произведение – редкая и старинная форма картины «Мертвый Христос в гробу», восходящая, может быть, к византийским плащаницам и связанная с пасхальной литургией.
Слова «математика» у древних греков не было, а живопись была только ремеслом. Анна в задумчивости опустила руку на плечо юной Богоматери, поклоняющейся Младенцу Христу. Отношение Дюрера к Венеции было двойственным. Задержка была вызвана тем, что заказчик работы, швейцарский книгоиздатель, разорился. Но из семи лордов я никогда не смогу сделать одного Гольбейна. «То, что дает Гольбейн, писал Вельфлин, есть совершеннейшее искусство бытия из которого удалены все элементы простой видимости».
Однако трудно представить эту вытянутую по горизонтали картину частью алтаря. Но при «особом» (подразумевается – правильном, глубоком) взгляде все меняется с точностью до наоборот – смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, приобретая характер фантома иллюзии. Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. И если это так, то каким тогда был его первоначальный вид. Так художник превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение.
Но, в Англии к этому времени произошли серьезные перемены. Дюрер был проницательным исследователем природы и горячим приверженцем итальянской (ренессансной) теории искусства, однако в его творчестве проявились многие черты средневекового мистицизма. Мужчины одеты в различные одежды, справа Жан де Дентевиль – в светской, слева епископ Жорж де Сельв – в официальной.
Выразительность поздних рисунков, в том числе прелестных изображений детей – примером может служить удивительный по мягкости портрет юной леди Паркер, – ставит эти произведения в один ряд с живописью».
По возвращении своем осенью 1519г. На мадридском Автопортрете (1498, Прадо) Дюрер предстает преуспевающим человеком. Кто-то был в опале, кто-то – в тюрьме, многие – казнены. С сыновьями Амброзиусом (1494-1519) и Гансом он делает росписи в Люцерне.
Ряд исследователей жизни Гольбейна полагают, что в «люцернские годы» художник мог совершить путешествие через Альпы в Северную Италию, аргументируя это предположение очевидным влиянием на его творчество итальянской живописи эпохи Возрождения. Я могу взять семерых крестьян и сделать из них лордов, ничем не отличающихся от вас. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. В сюжетах его картин можно найти и католические и протестантские оттенки. Взгляд Генриха VIII при этом буквально пронизывает зрителя насквозь, живо напоминая свидетельства современников о чувстве «смущения и собственного ничтожества», охватывавшего всякого, кто разглядывал эту роспись. Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Schutzmantelbild» («Мадонна с покровом») – связано это с тем, что Дева Мария в этом случае накрывает своим покровом жертвователей, заказавших картину.
Из его завещания следует, что в Лондоне у него родились два внебрачных ребенка. На них изображали декоративные узоры или аллегорические сцены. Его руки покоятся на парапете, за спиной открывается вид из окна.
«Самым значительным, наряду с портретами и алтарными образами, произведением его первого, базельского, периода стала серия рисунков Пляска смерти (около 1525), – пишет М. Н. Одним из примеров тому – «Тайная вечеря», ок. Гольбейн специально искажает фигуру Генриха VIII, чтобы сделать его более внушительным. Дюрер с увлечением рассказывал о своей жизни, возможно, побуждаемый тщеславием он описывал различные ее аспекты в семейной хронике, в дневнике, посвященном поездке в Нидерланды и в нескольких письмах личного характера. Работы для художников было много и, тем не менее, Амброзиус и Ганс, покинув родной город, отправились на поиски заказов в чужие края.
До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и т. д. Гольбейн дал в своей работе образ двойного зрения – при «прямом» взгляде человека, с головой погрузившегося в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания. Немилов. – Своим плащом она прикрывает коленопреклоненных членов семьи Майера. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины.
Он начинал учиться в Аугсбурге, работал в Базеле. Отец мой, зачем ты оставил меня. ».
На лице нет намека на улыбку. Позже Ганс Гольбейн Младший с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария), где братья два года работали в мастерской Х. Хербстера. Среди графических работ двадцатых годов выделяется серия миниатюрных гравюр, посвященных теме «Пляски смерти».
Величие короля передается позой. Все семейство поселилось в Базеле. В 1521 году бургомистра не только сместили с поста, но и изгнали из города. Глаза недоверчиво прищурены, но он пристально ни в кого не вглядывается. В 1532г. Герои полотна, глядящие прямо на зрителя изображены в окружении множества астрономических и навигационных приборов, которые, в сочетании с вещами, лежащими на нижней полке этажерки (книги, музыкальные инструменты, глобус), призваны подчеркнуть их образ жизни и сферу интеллектуальных интересов.
Иеронима 1492. «Самым значительным, наряду с портретами и алтарными образами, произведением его первого, базельского, периода стала серия рисунков Пляска смерти (около 1525), – пишет М. Н. Троица изображена на центральной оси (Святой Дух в виде голубя, Бог Отец, увенчанный короной и распятый Христос) вокруг – поклоняющиеся Божественному Престолу святые, образующие четыре группы: вверху слева – мученики во главе с Богоматерью справа – пророки, пророчицы и сивиллы под предводительством Иоанна Крестителя внизу слева – деятели церкви, ведомые двумя папами, а справа – миряне во главе с императором и королем. Он работал над украшением нового королевского дворца Уайтхолл. Со временем, манера художника претерпела эволюцию.
Народный и итальянский элементы соединяются в его произведениях. В 1533-1535 гг. 1533-й год (время создания картины) – новая веха в творческой судьбе Гольбейна. Слева, на картине художника изображен заказчик картины, Якоб Мейер, со своими сыновьями. Первая жена (к тому времени уже скончавшаяся, как и сыновья бургомистра) была включена в композицию по просьбе самого заказчика.
Это пример типичного монументального стиля Гольбейна. Его слава стала распространяться по всей Южной Германии. Сохранилось около дюжины религиозных полотен Гольбейна. С помощью рентгеновских исследований удалось обнаружить несколько изменений в работе.
Рядом с Мейером представлены его сыновья. Тяжелая желто-зеленая занавесь с золотой бахромой и красным шнуром служит фоном портрета. Кроме того, существует фрагмент полноразмерного этюда к этой фреске.
В Англии такие алтарные образы называют Virgin of Mercury (Мадонна-Вестница) или Virgin of Pity (Мадонна Сострадающая). Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета. Властное тяжелое лицо монарха абсолютно спокойно.
Выразительность поздних рисунков, в том числе прелестных изображений детей – примером может служить удивительный по мягкости портрет юной леди Паркер, – ставит эти произведения в один ряд с живописью». Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. Разумеется, были у Гольбейна и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом», ок.
Выполненные пером в миниатюрных размерах, они представляют собой жанровые сценки. В 1532 году, когда Генрих VIII предпринял религиозную реформу избавлявшую местную церковь от опеки папы римского, Мор, будучи убежденным католиком, отказался дать присягу королю как «верховному главе» англиканской церкви.
И если это так, то каким тогда был его первоначальный вид. После смерти своего супруга, миланского герцога Франческо Мария Сфорца, Кристина жила у своей тётки, Марии Венгерской, которая управляла тогда Испанскими Нидерландами. Среди художников Северного Возрождения (будь то Дюрер, Кранах Старший, Альтдорфер или Грюневальд) Гольбейн менее всего «национален». Будучи по происхождению немцем, он прожил большую часть жизни в Швейцарии и Англии.
Жёстко размыкается объятьеЯви — значит, верит человек. Противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфортного бытия, единственной реальности видимого нами мира и одновременно нависающей над всем этим смерти, обессмысливающей существование человека, оказалось необыкновенно близко мироощущению человека XX века. «Самым значительным, наряду с портретами и алтарными образами, произведением его первого, базельского, периода стала серия рисунков "Пляска смерти" (около 1525), – пишет М. Н. Не случайно поиски остальных частей алтаря не дали результатов. Знаете, чем вы отличаетесь от него.
Картина Мадонна бургомистра Мейера построена по всем правилам и традициям искусства Возрождения: та же симметрия в размещении фигур акцент на образе Марии, держащей на руках младенца Христа плавные драпировки одежды героев пастельные тона, мягко переходящие один в другой. На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои (среди которых было много занятых людей) не находили времени позировать подолгу. Это было время, когда средневековая готика уступала место свежему взгляду на мир. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины.
А. Н. Королю причина для развода весьма понравилась. Эволюция мастерства Гольбейна. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533 г. в Лондон им была устроена по поручению ганзейских купцов уличная декорация изображавшая Парнас, а в их цеховом зале были написаны апофеозы богатства и бедности. Как правило, на них изображали близких людей. Среди его иллюстраций – титульные листы книг, виньетки и пр. Искусно написанное лицо Мора демонстрирует выдающееся мастерство Гольбейна в изображении мельчайших деталей (вплоть до морщин в уголках глаз и пробивающейся на щеках щетины).
Вероятно, симметрия не устроила художника и он, разрушив ее, заметно оживил произведение. Справа от фигуры Богородицы в коленопреклоненных позах застыли первая и вторая жены Мейера (первая его жена скончалась в 1511 году) и его дочь Анна. В то время было модно расписывать не только внутренние, но и внешние стены домов. Многочисленные атрибуты торговой конторы (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), были обычными для того времени.
Но, художнику довольно быстро удалось найти себе новых покровителей. В первых вариантах картины художника, волосы дочери Мейера, Анны свободно ниспадали на плечи. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Рентгеновские исследования зафиксировали несколько серьезных поправок и переписок – ученые предполагают, что начатая в 1526 году картина была закончена уже после возвращения художника в Базель из Лондона в 1528 году. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. 152628.
В Базеле художник расписал стены зала заседаний в ратуше, с помощью религиозных и аллегорических сюжетов проиллюстрировав идею правосудия. Король играл на трех инструментах, обладал красивым голосом и писал инструментальные пьесы. Отношения с королем после этого оказались испорченными.
Гольбейн создал портреты членов французского посольства при лондонском дворе представленная работа (в отечественных энциклопедиях она часто обозначается как Моретт – по еще одной фамилии героя) – один из них. После нескольких лет учебы он в 1490 поехал в Кольмар, чтобы познакомиться с великим гравером Мартином Шонгауэром, но не застал его в живых. Но, были у художника и женские портреты – например, «Леди с белкой и скворцом». Он симпатизировал Лютеру, с которым, однако, не был знаком.
Старик сидит у пюпитра в глубине кельи на переднем плане растянулся лев. В 1526 Дюрер создал Портрет Эразма Роттердамского (гравюра на меди), чьи умеренные религиозные воззрения, по-видимому, совпадали с его собственными. А. Н.
На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной. Справа изображены жены Мейера. По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру.
Образ рыцаря возник, возможно, под влиянием трактата Эразма Роттердамского Руководство христианского воина (1504). Рыцарь – аллегория активной жизни он совершает свои подвиги в борьбе со смертью. Рентгеновские исследования зафиксировали несколько серьезных поправок и «переписок» – ученые предполагают, что начатая в 1526 году картина была закончена уже после возвращения художника в Базель из Лондона в 1528 году. Последний представляет собой композицию, состоящую из трех плотно сгруппированных фигур.
На это Генрих VIII иронично ответил: Я запрещаю вам покушаться на жизнь этого человека. Лишь одна деталь композиции подтверждает ее германское (северное) происхождение – размещение фигур заказчиков полотна. Спаситель – и на кресте и снятый с креста – по обычаю всегда изображался в покое и величии телесной красоты, как бы ни тронутой смертными мучениями, не подверженной разрушительным законам разложения. К концу 1515 года братья оказались в Швейцарии, в городе Базеле. Впрочем, его манера со временем претерпевала определенную эволюцию.
1526-28. Они-то и дают нам представление об оригинале. Сохранился лишь один оригинальный портрет Генриха VIII из нескольких написанных художником. В 1513-1514 он создал три самых знаменитых своих листа: Рыцарь, смерть и дьявол Св. К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру. Он был вынужден жить в своем поместье неподалеку от Базеля. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. Лишь одна деталь композиции подтверждает ее германское (северное) происхождение – размещение фигур заказчиков полотна. В немилость попали и многие другие (еще недавно влиятельные) люди, покровительствующие Гольбейну во время его первого лондонского визита.
Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской. Английский король Генрих VIII (1491-1547), с которым связал свою судьбу Гольбейн, был крайне противоречивой фигурой. Или — заглянув в её пучинуОбрести. Ганс Гольбейн Младший создавал картину «Мертвый Христос в гробу», возможную разве только что в тогдашней сумятице религиозных беспорядков и противодействий. Он использует смелые сочетания ярких, насыщенных красок: черной, зеленой, красной, желтой. Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской.
У живописцев покровителями были состоятельные семьи. Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. Выраженное с его помощью противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфорта бытия – смерти, обессмысливающей существование человека (единственной реальности видимого мира и одновременно нависающей над всем изображенным) оказалось очень близко мироощущению человека XX века. Надписи на глобусе — тоже один из способов характеристики одного из героев полотна. В Англии такие алтарные образы называют «Virgin of Mercury» («Мадонна-Вестница») или «Virgin of Pity» («Мадонна Сострадающая»).
Почти сразу же после рождения сына, будущего короля Эдуарда VI, скончалась Джейн Сеймур (третья жена Генриха VIII). Св.
Здесь мы видим Эразма за его излюбленной работой – сочинительством. Король Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской и осуществил религиозную реформу (поводом к ней стало то, что папа римский отказался подтвердить развод), сделав себя главой новой англиканской церкви. Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. В 1511 по заказу купца Маттеуса Ландауера Дюрер написал Поклонение Троице (Вена, Художественно-исторический музей). В 1514 Дюрер стал придворным художником императора Максимилиана I. Вместе со своими помощниками он создал гравюру (33, 5 м), которая изображает триумфальную арку и торжественную процессию. В 1506, возможно, спасаясь от чумы, Дюрер снова приехал в Венецию. Анной (1519-1520, Метрополитен).
В Базеле Гольбейн написал и знаменитый портрет Эразма Роттердамского. Невредимыми остались лишь небольшие фрагменты настенных росписей. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. В таком же ключе Дюрер изобразил себя на очень камерном по характеру Автопортрете с гвоздикой (1493, Лувр).
Ганс Гольбейн Младший вошел в историю живописи как один из крупнейших мастеров портрета. В композиции «Мертвый Христос» образ главного героя несколько переосмысливается автором. Достоевского с «Писем русского путешественника». Данный тип алтарного образа известен в Германии как «Мадонна с покровом». Среди его иллюстраций – титульные листы книг, виньетки и пр. К 1530-м годам относится поздняя религиозная картина Гольбейна «Аллегория Ветхого и Нового Завета», символически связывающая две части Библии. В сущности, в своих миниатюрах Голъбейн исповедовал всю ту же концепцию глубокого психологизма, что была характерна и для его «полноценных» портретов.
В Англии такие алтарные образы называли «Мадонна-Вестница» или «Мадонна Сострадающая». Ганс Гольбейн впитывал новую эстетику и сумел органично выразить идеалы Возрождения. Нет здесь ничего одухотворенного, ничего святого. Среди графических работ двадцатых годов выделяется серия миниатюрных гравюр, посвященных теме «Пляски смерти».
Рисунки «Пляски смерти» делал и Альбрехт Дюрер, но ряд рисунков Гольбейна на эту народную тему затмил все прежние Пляски смерти. Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. Многие английские полотна художника, напротив, демонстрируют его приверженность к однотонному фону, который оживлен лишь надписью, сообщающей зрителю возраст героя (героини) картины. Считается, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно «перегрузил» пространство картины самыми различными предметами, чтобы показать свое мастерство.
Все они отличаются выразительностью рисунка и строгостью композиции. В нем развивалась торговля, росли мастерские, которые изготавливали оружие и ювелирные украшения. Они отмечают географические точки имеющие особое значение для Дентевиля.
Английский король Генрих VIII (1491-1547 гг. ), был весьма противоречивой фигурой. Он связан с тем, что Дева Мария в этом случае накрывает своим покровом жертвователей, заказавших картину. Двойной портрет «Послы» кисти Гольбейна по праву считается выдающимся шедевром эпохи Возрождения. Кроме того, существует фрагмент полноразмерного этюда к этой фреске. Ганс Гольбейн создал одно из самых значительных и самых странных своих произведений – «Мертвый Христос в гробу» – в 1521 году.
Страшны закатившиеся зрачки приоткрытых глаз, страшен оскал рта, вокруг ран появились синие пятна, а конечности стали чернеть. Над Анной нависли тучи. Стеклянная ваза и скатерть на столе отражают интерес Гисце к дорогим и изящным вещам. Одежда с широкими ватными плечами усиливает впечатление мужской силы исходящей от короля.
Достоевского «Идиот» называет эту картину странной. Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный Портрет императора Максимилиана (Вена, Художественно-исторический музей) и образ Богоматерь с Младенцем и св. Благодаря использованию этой схемы мастеру удалось достичь поразительной монументальности образа. Однако трудно представить эту вытянутую по горизонтали картину частью алтаря. Христос Гольбейна – не небесное существо.
Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама. Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. Так произошло, например, при создании портрета Христины Датской.
В частности, это принадлежащий послу замок Полиси (неподалеку от Труа), первое «место жительства» картины Гольбейна. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том.
В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее, как, например, в гравюрах Взятие Христа под стражу (серия Большие страсти) и Четыре всадника Апокалипсиса. Хоронить в себе герой не можетСтрах и честолюбье и корысть. Он полностью погружен в свои занятия насмешливые морщинки разбегаются вокруг сжатых губ. Человек, греша, опровергаетСвет ученья — и способен петь.
Уффици во Флоренции), Тома Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также Колесо Фортуны. Они-то и дают нам представление об оригинале. Примерно три четверти творческого наследия Гольбейна составляют портреты. 1524-25 гг., почти повторяющая композицию одноименной картины Леонардо да Винчи.
Природа наделила его способностями к языкам, наукам и музыке. Противопоставление ясности научного знания, устойчивости комфортного бытия, единственной реальности видимого нами мира и одновременно нависающей над всем этим смерти, обессмысливающей существование человека, оказалось необыкновенно близко мироощущению человека XX века. Н. Карамзин первым из русских писателей написал о Гольбейне и его картине: «. Когда же невеста, оказавшаяся дебелой немкой, сошла с корабля, король пришёл в ужас и, не притронувшись к жене ни разу, подал на развод. Соколов. Гольбейн Младший изобразил труп со всеми признаками начавшегося разложения. Ганс Гольбейн Младший создавал картину «Мертвый Христос в гробу», возможную разве только что в тогдашней сумятице религиозных беспорядков и противодействий.
И грехам я заявлю — не ваш, ноК свету строю я упорно мост. Гольбейну пришлось искать новых заказчиков. В годы религиозных войн, художник переехал в Англию, где длительное время был портретистом при дворе короля Генриха VIII. Дату рождения Ганса Гольбейна Младшего относят к 1497 г. (записей, подтверждающих ее не сохранилось). Нищий под игрой дождливой мокнет —Душу не даёт грехам изгрызть.
Картина художника «Послы» стала одним из свидетельств этого. Об этом свидетельствуют его работы. Она не стала бороться за корону, как Екатерина или Анна Болейн. Вверху представлен один из предварительных рисунков этого оформления. В 1528 – 1530 годах Гольбейн опять жил в Базеле тогда были написаны им картины «Ровоам» и «Самуил и Саул».
Эта связь упрочивается и перекличкой в «технической» сфере – и то и другое призвано показать великолепное знание законов перспективы, которым отличался Гольбейн. Амброзиус отличался выдающимися художественными способностями, но умер молодым (последние упоминания о нем относятся к 1519 году). Отец будущего художника имел основания гордиться своими детьми. Как самостоятельный жанр живописи, портретная миниатюра сложилась в 1520-е годы. Об изображенном на переднем плане черепе в XX веке написано немало. Золотую цепь (изображенную портрете сусальным золотом) Мор, вероятно, начал носить в 1517 году, когда стал членом Королевского совета или, чуть позже, в 1521 году, когда был посвящен в рыцари. Этот портрет считается одной из вершин в творчестве Гольбейна. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.
Мария – в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц. В изображениях присутствуют и жанровые сцены и охота.
Разумеется, были у Гольбейна и женские портреты – например, Леди с белкой и скворцом, ок. Аугсбург на рубеже двух веков был огромным городом. Считается, что художник, озабоченный получением новых заказов (многие его прежние покровители в это время пребывали в опале), намеренно перегрузил пространство картины самыми различными предметами, чтобы показать свое мастерство. Двор потешался, а Анна Клевская тем временем получила развод с отличными условиями: Генрих VIII отблагодарил её за покорность и оставил в Англии как «сестру», выделив богатое содержание, замки и солидный годовой доход.
Перед нами самостоятельное произведение – редкая и старинная форма картины «Мертвый Христос в гробу», восходящая, может быть, к византийским плащаницам и связанная с пасхальной литургией. В ходе работы Гольбейн внес существенные изменения в композицию картины. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама. Возможно, четыре фигуры апостолов в рост были написаны под влиянием образов алтаря Джованни Беллини из венецианской церкви Фрари (1488). Английский король Генрих VIII (14911547), с которым связал свою судьбу Гольбейн, был крайне противоречивой фигурой.
На это Генрих VIII иронично ответил: «Я запрещаю вам покушаться на жизнь этого человека. Здесь он уже показан с бородой, одетым в платье богатого бюргера. Любопытный факт: сравнивая работу Гольбейна с портретом, выполненным местным мастером, один англичанин назвал последний «сентиментальной дрянью».
На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной. На этом рисунке серебряным карандашом он предстает тонким чувствительным юношей. Творчество мастера оказывается полностью освобожденным от христианских догм. За это время он лишь однажды (в 1524 году) совершил поездку во Францию. с большим примечанием и удовольствием смотрел я. на картины славного Гольбейна, базельского уроженца и друга Эразмова. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533г.
Вернувшись в Базель, Гольбейн женится, вступает в гильдию живописцев и получает многочисленные заказы. Самым удачным среди них считался вошедший в настенную роспись дворца Уайтхолл, на котором король был изображен со своей третьей женой, Джейн Сеймур, – фреска погибла в 1698 году во время пожара, но к тому времени с нее успели сделать две уменьшенные в два раза копии. Среди иллюстраций были титульные листы книг, виньетки и пр.
Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии все же многочисленные атрибуты (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), разбросанные художником вокруг него, являются обычными для тогдашней конторы любого торговца. Портрет оживает благодаря цветовым контрастам насыщенного чёрного в одежде, светящейся фарфоровой кожи и необыкновенного сине-зелёного фона, на который отбрасывают глубокие тени и фигура и сама рама полотна. Не раз высказывалось предположение, что интерес к этому полотну зародился у Ф. М. Достоевского с «Писем русского путешественника». Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии все же многочисленные атрибуты (печати, деловые бумаги, монеты, письма, перья), «разбросанные» художником вокруг него, являются обычными для тогдашней конторы любого торговца. Годом раньше, окончательно перебравшись в Англию, он не обнаружил прежних друзей и покровителей. Генрих VIII (копия) изображен в полный рост без меча, короны и скипетра. Тридцатичетырехлетний Гисце изображен распечатывающим письмо от своего брата из Германии. Спустя ровно 400 лет, в 1935 году, католическая церковь причислила его к лику святых.
Однако, как писал в начале XVIII века голландский художник Карел ван Мандер, «Гольбейн настолько превосходил Лукаса в рисунке, композиции и мастерстве, что его миниатюры затмили работы фламандца – подобно тому, как Солнце затмевает Луну». Дюрера, по-видимому, не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато (туманная мягкость очертаний в живописи) и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. Это – наиболее амбициозное из всех произведений художника.
Я могу взять семерых крестьян и сделать из них лордов, ничем не отличающихся от вас. Отец мой, зачем ты оставил меня». К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Томаса Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и других, а также «Колесо Фортуны».
Творчество мастера оказывается полностью освобожденным от христианских догм. На нее была возложена миссия – возвестить о воскресении апостолам. Среди графических работ двадцатых годов выделяется серия миниатюрных гравюр, посвященных теме «Пляски смерти». Лист Св. Веру потерять, на ту картинуГлядя можно, классик утверждал. Творческий путь художника начался в Базеле, где в 1515-1526 Гольбейн создал множество портретов, в которых подчеркивал внутреннее достоинство и сдержанную духовную силу людей (портрет Эразма Роттердамского, 1523, Лувр, Париж), потрясающую смелостью композиционного решения и силой эмоционального воздействия картину Мертвый Христос (1521, Публичное художественное собрание, Базель) иллюстрации (к Похвале глупости Эразма Роттердамского, рисунок пером, 1515), серию рисунков Образы смерти (известна под названием Пляска смерти, 1524-1526, гравированы на дереве Г. Лютцельбургером и изданы в 1538), в которой в аллегорической и гротескной форме отобразил события Крестьянской войны в Германии.
В гравюре Четыре всадника Апокалипсиса кони летят над телами упавших людей. Уффици во Флоренции), Тома Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». К числу знаменитых творений художника, выполненных в этом жанре, относится серия «Пляски Смерти», включающая в себя 41 гравюру.
Сохранились лишь небольшие фрагменты настенных росписей. С конца XV века немецкие художники любили эти изображения, представлявшие мимолетность и ничтожество всех благ жизни и часто заключавшие в себе насмешку над могущественными людьми. Это, безусловно, знак смерти. Впрочем, его манера со временем претерпевала определенную эволюцию. Здесь ему двадцать два года. Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.
Вера очень тонкое понятье —Лучевое устремленье вверх. Представленный «Портрет Генриха VIII» – единственный сохранившийся из всех портретов короля, созданных Гольбейном. Среди графических работ двадцатых годов выделяется серия миниатюрных гравюр, посвященных теме «Пляски смерти». Остановившееся время на картине открывает точную дату ее написания. На нескольких подготовительных рисунках Гольбейна сохранились любопытные надписи, относящиеся преимущественно к костюму: «белый атлас», «лиловый бархат» и т. д. Эти надписи служили подспорьем художнику, когда его герои, среди которых было много очень занятых людей, не находили времени долго позировать ему.
К 1519 году Гольбейн возвратился в Базель, где провел следующие семь лет жизни. Портрет относится к ряду работ, выполненных Гольбейном для купцов лондонского «Стального двора» – местного отделения Ганзы, политического и торгового союза немецких городов, основанного еще в XIII веке. Как правило, на них изображали близких людей.
.