Речь идет прежде всего о любви к раритетам, ко всему странному и причудливому.
Последние две трети XVI в. называют Поздним Возрождением. Европейцы исследуют новые морские пути, осваивают континенты и создают новые колонии. Ян ван Эйк – центральная фигура начальной поры Северного Возрождения. Период, так называемого, «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года.
Феодальная система проявляла достаточно большую жизнестойкость. Эпоха Возрождения прошла в Нидерландах и Германии другим путем. Один из них – сам автор. до н. э. ).
произведений искусства, редкостей, предметов этнографии и инстру-ментов. В сентябре 1425 года Мазолино уехал в Венгрию и Мазаччо продолжил росписи самостоятельно. Уже в I в. до н. э. В этой картина художник вводит световые эффекты изобразив в затененных местах две ночные сцены— «Благовещение Захарии» и «Благовещение пастухам».
Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Позднее фреска Луки Синьорелли и композиция Гирландайо «Вознесение Христа» погибли от рухнувшей части архитрава. Неизменный восторг посетителей Дрезденской кунсткамеры вызывала, например, вишневая косточка, на которой было вырезано 180 человеческих лиц. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.
По мнению некоторых специалистов, от Тициана можно перейти к Рубенсу и Рембрандту, затем к Делакруа, а от него к Гогену, Ван Гогу, Сезанну и т. д. Она является наиболее яркой демонстрацией флорентийской готики треченто. Они словно идут рука об руку, дополняя друг друга и взаимодействуя.
Основная же масса людей, впервые переступивших порог прежде закрытого для них мира, самостоятельно, как правило, не воспринимала информационный и эмоциональный потенциал, содержащийся в экспонируемых предметах. Художники, как правило, ограничиваются заимствованиями мотивов и приемов великих мастеров. На знаменитых фресках Джотто в капелле дель Арена в Падуе можно увидеть рядом со святыми совсем необычные персонажи: пастухов или пряху. Явственный отпечаток дворцовой галереи несет на себе прежде всего состав ее коллекций. Фигуры были идеализированы (святым не положено иметь плоть и кровь), чувства героев – схематичны: раскаяние, смирение, религиозное умиление, религиозный страх композиция была плоской и не имела второго плана, высокий пафос сюжета подчеркивался ровным золотым фоном.
Не стали исключением понятие «музей» и вся сфера античного коллекционирования. Расположенный рядом с церковью изящный монастырь был спроектирован в 1426 году и построен в середине 1450-х г. г. Он также был спроектирован Бернардо и Антонио Росселлино, а профинансирован гильдией суконщиков Калимала Флоренции и укреплён дворцом епископов. В музейной практике конца XVIII – первой половины XIX вв.
Построенные по этому принципу экспозиции появились еще в конце XVIII в. и получили в Италии название «прогрессивная картинная галерея». Пожалуй, наиболее ярко противоречия эпохи отразились в творчестве одного из самых значительных мастеров середины XVI столетия Луиса де Моралеса, работавшего в провинции Эстремадура.
Кабинеты и галереи эпохи Возрождения. Мазолино присоединился к работе в 1427 году. Естественно-научные кабинеты XVI–XVII веков. Эпоха культурного расцвета, как ее принято называть, началась в Италии в XIV в., а уже затем распространилась по всей Европе и достигла своего апогея к концу XV века. Многие знатные итальянские семьи не могли позволить себе расходы по транспортировке статуй и вот таким образом были согласны на их продажу.
человек. Его основу составили коллекции, собранные отцом и сыном Трейдескантами. У художников, продолжающих традиции Высокого Возрождения, усиливается тяга к декоративности и пышности (Веронезе), нарастают субъективизм и спиритуализм. Франциска, видимо, членами его мастерской. Художественное коллекционирование в XVII веке.
Её название граничит с расположенной рядом Базиликой Святого Креста (Санта Кроче). В основе этого словосочетания лежала идея поступательного, то есть «прогрессивного» развития искусства, в ходе которого происходит переход на качественно более высокую ступень.
Исторические предпосылки возникновения музеев. Основным его жанром были фресковые росписи. до 136 тыс. до н. э. ).
Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде. Пространства картин заполнили реальные тосканские пейзажи, зеленые холмы и оливковые рощи, виноградники и леса.
Ее суть заключалась в предоставлении государством или человеком на религиозные или благотворительные цели имущества в виде дара или по завещанию. Позже от него отпочковалось учреждение, получившее впоследствии название Музей науки. Ему и Альберто Арнольди принадлежат барельефы и мраморные композиции.
Реформация дополнила и своеобразно развила ренессансные идеи. Огромным хранилищем символов виделись природа и искусство, особенно архитектура. Базилика Санта-Кроче («церковь Святого Креста») в первую очередь знаменита «Пантеоном Флоренции» – могилами известных жителей города, на которые Флоренция оказалась необыкновенно щедра. Начало формирования сокровищницы исследователи относят ко второй половине XIII в., когда Москва стала центром самостоятельного удельного княжества.
Многие художники вот таким образом так хорошо знали ремесло искусства. Эпоха Возрождения объединила их. К такой практике часто прибегали, например, французские короли.
Вот таким образом в хронологическом экспозиционном ряду ему отводилось единственно возможное место. Английское искусство даже в XVIII веке было мало известно европейцам. Резьба осуществлялась с помощью порошкообразного корунда и для создания такой «картины» из агата, который своей твердостью превосходит сталь, требовались долгие годы упорного труда и терпения. В настоящее время роспись находится в плохом состоянии. Но в живописи он воплотил и идеал возрожденческого универсального человека (портрет Кастильоне) и драматизм исторических событий. Расцветшие в Тоскане торговые города-республики, население которых – купцы, ремесленники, банкиры – не было вовлечено в закоснелые средневековые отношения, решительно поворачивалось к смыслам, которые до сих пор составляют основу западноевропейского стиля жизни.
Несмотря на то, что народные массы остались чужды просветительскому движению, в кругах интеллектуалов и передовой буржуазии новые идеи получили широкое распространение. Смысл этой сцены подчеркнут сложным рядом загадочных символов. На завоеванных территориях французы проводили секуляризацию церковного имущества, а закрывшиеся монастыри служили, как и во Франции, хранилищами конфискованных художественных ценностей. Тем не менее, патриархальная средневековая медлительность стала отступать в прошлое. Она размещается в Палаццо Уффици – дворце, который протянулся от старого дворца Палаццо Веккьо, что на площади Синьории, до набережной реки Арно, выходящей к знаменитому мосту ювелиров (Понте Веккьо). В 1805 г. вместо упраздненной Итальянской республики появилось Итальянское королевство со столицей в Милане, которое возглавил сам Наполеон Бонапарт, принявший титул итальянского короля.
он покорил богатые греческие колонии в Южной Италии и Сицилии, во II в. до н. э. Производились и закупки живописных произведений, на которые тратились немалые суммы. Подлинный расцвет английской живописи наступил лишь в середине XVIII века. В конце 13-го века был возведен собор Санта Мария дель Фьоре (Флоренция).
Его естественнонаучное собрание в качестве филиала и под названием «Британский музей естественной истории» переехало в специально возведенное для него здание. Сегодня это один из самых крупных музейных комплексов Флоренции. Именно тогда в Европе возникло книгопечатание. Роспись Капелли Сасетти включала в себя четырёх сивилл (пророчиц и прорицательниц), шесть фресковых композиций на тему жизни Святого Франциска и алтарную картину «Поклонение пастухов». glypts – вырезанный изваянный и th.
Население – 377 207 человек (2013 г. ).
Познание природы и человека объявлялось сущностью науки. Огромную популярность в монументальной живописи Италии получила фреска. Тем временем, художник Доменико Гирландайо, дотошный и точный рисовальщик, один из лучших портретистов своего времени, выполнил два цикла фресок для двух церквей Флоренции— Капеллы Сассетти церкви Санта Тринита и Капеллы Торнабуони церкви Санта-Мария-Новелла.
Одна из его картин с пейзажем известная как Буря, где изображены полуголая женщина, кормящая младенца, классические колонны и молнии, мужчина с палкой, напоминают нам Адама и Еву в их пост-райские дни. Расположенная вверху «голенища» итальянского сапожка, Флоренция является столицей Тосканы, в прошлом – центр Флорентийской республики, столица герцогов Медичи и Итальянского королевства. В I в. н. э.
Высокое Возрождение относят к 1500-1527 год. Леонардо да Винчи работал подмастерьем в мастерской Верроккьо. В правительственных документах той поры и в речах публицистов настойчиво проводилась мысль о том, что творения человеческого гения должны служить свободным людям, а не тиранам и рабам, вот таким образом они должны переместиться во Францию. Жанекен, К. Лежён).
Особенно много споров вызывает круглое зеркало, висящее на стене. Как трудно смириться с тем, что я никогда не увижу их вновь там, куда ухожу». Вместе с тем они отчасти брали на себя те социокультурные функции, которые в современном обществе выполняют музеи, ведь они объективно способствовали развитию эстетического вкуса и расширению кругозора греков и римлян, любителям искусства позволяли погрузиться в мир прекрасного, а художникам давали возможность изучать великие творения, постигая мастерство своих предшественников.
фунтов стерлингов. Исполняя желание Франческо I Медичи, архитектор Буонталенти создал новый восьмиугольный зал «Трибуна» – хранилище, где были собраны главные сокровища семьи Медичи.
Многие путешественники писали о том, что картины продавались на ярмарках, но в основной своей массе это были отнюдь не первоклассные полотна. Микеланжело же успел сделать наброски задуманных композиций. Вот таким образом галерея Питти так не похожа на многие художественные музеи мира.
Через Венецию прошел Велас- кес. Фасад капеллы украшает работа Козимо Уливелли Святой Мартин, подающий милостыню нищим. Произведения искусства XV в. выполнялись бережно и любовно. Именно о них в контексте временных периодов Ренессанса далее и пойдет речь в статье.
Музеями часто называли свои кабинеты итальянские естествоиспытатели, благодаря чему за понятием «музей» уже в эпоху Возрождения постепенно закрепилось значение помещения, в стенах которого на основе коллекционных образцов осуществлялась творческая работа по изучению и интерпретации окружающего мира. Прожив там два года в качестве живописца и военного советника, Беллине Джентиле создал серию картин, в которых пытался соединить эстетику итальянского Ренессанса с традициями восточного искусства (наивный декоративизм, плоскостность, фронтальность). В эпоху Возрождения классика все чаще ассоциируется с Возрождением.
Каждый по-своему, но все вместе они закладывают основы нового искусства. Коллекция античных статуй – первооткрыватель дворца.
В 1560-е гг. Находится в самом центре города, на Соборной площади. Вступив на папский престол, Лев X (1513–1521), в миру Джованни Медичи, открыл свободный доступ в Бельведерский двор, считавшийся в то время одной из выдающихся европейских достопримечательностей.
Молодежь проходила обучение, работая в качестве подручного у зрелого мастера. Наряду с чучелами и фрагментами реально существовавших животных в ренессансных собраниях нередко встречались и мистификации, созданные умелыми фальсификаторами: «семиголовая гидра» или же «василиск» – существо с головой и крыльями петуха, а туловищем змеи. Это положило начало для возникновения двух стилевых направлений: барокко и маньеризм. К тому времени традиции художественного коллекционирования в Баварии насчитывали более трех столетий.
В противовес церковным, начали создаваться светские культурные центры. Каждая европейская страна изживала ее по-своему и в своих хронологических рамках. В некоторых восточных странах, например, в Китае, стало активно разви-ваться частное коллекционирование. Стены сейчас окружают большое кладбище, Порте Санте, закрытое в 1854 году.
Но они имели два существенных недостатка. Живописное собрание Филиппа IV насчитывало около 2000 произведений. Опираясь на концепции, соответствовавшие научному уровню эпохи, систематические экспозиции позволяли выявлять «родственные» связи между предметами и эволюционные процессы в природе и человеческой деятельности. Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. В 1800 г. в Гааге открылась Национальная художественная галерея. В 1760-е гг.
Подобными соревнованиями особенно славилось Феспийское святилище муз, расположенное в Беотии на склонах горы Геликон, где раз в пять лет проходили общегреческие празднества в честь муз – Мусеи. Общество Святого Мартина было основано в 1441 году Святым Антонио. Дворцовые галереи создавались не в просветительных, а в репрезентативных целях.
экспонатов. Даже святых художники изображали живыми людьми, не лишенными земных эмоций. Для предохранения от порчи статуй из слоновой кости часто использовали оливковое масло. В итальянской капелле Скровеньи росписи Джотто на эту тему размещены на Западной стене храма. Статуэтка св.
Алтарь сиял интенсивными красными и зелеными цветами. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.
Их действующими лицами были реальные люди, которых писали узнаваемо. Имеющиеся в них углубления использовались в качестве эталона меры для зерна и соли. Главной особенностью средневековой культуры был ее глубоко религиозный характер. Если в первой половине XIX в. этнографические материалы в музеях экспонировались сами по себе, в отрыве от характерной для них среды, то уже в последней трети столетия практика «оживления» экспозиции одетыми в национальные костюмы манекенами становится достаточно распростра-ненным явлением. За небольшую плату публика могла осматривать музей организованными группами.
до н. э., но восторг у неискушенных в тонкостях искусства людей неизменно вызывали четыре слона из обсидиана, которые «сам Август посвятил как чудо», пораженный, вероятно, размерами монолитов. В петербургском Музее антропологии и этнографии нередко применялся так называемый «функциональный метод показа», в соответствии с которым экспозиция строилась таким образом, чтобы прояснить назначение тех или иных предметов, а также способы их изготовления. Дворец обильно покрывала позолота, отчего, как полагают, он и получил свое название – Золотой. Возникновение музеев.
Фреска «Афинская школа» посвящена апофеозу философии и изображает встречу образованных древних афинян, собравшихся вокруг центральной фигуры Платона, которого Рафаэль лихо скопировал с образа Леонардо да Винчи. Габриели).
Батальные композиции раннего Возрождения до нас не дошли.
Европейское средневековье. Художники включают в легендарные сцены портреты заказчиков и даже автопортреты.
Собственный портрет Рафаэлы находится справа, возле своего учителя, Перуджино26.
Зарубежные историки период XVI–XVII вв., как правило, относят уже к эпохе Нового времени. Затем копии возвращались владельцам, подлинники же оставались в Александрии. Одним из первых был основан антикварий на Капитолии в Риме. он приобрел найденные на острове Эгина фрагменты скульптур с фронтона храма Афины Афайи, так называемые «Эгинские мраморы» V в. до н. э., а также работы периода эллинизма – «Медуза» и «Отдыхающий фавн». Средневековое искусство было почти целиком направлено на религиозно-церковные нужды.
XVII век стал временем тяжелых испытаний для австрийского дома Габсбургов. Сооруженная в 60-е гг. Одним из украшений Флоренции являются, конечно же, палаццо. Наибольший наплыв посетителей приходился на воскресные и праздничные дни, в связи с чем в музее сложилась традиция чтения в эти дни популярных лекций-демонстраций. В немецком языке в качества синонима к слову «кабинет» использовалось слово «камера».
Большой вклад в его создание внес величайший писатель того времени Данте Алигьери (1256-1321). табличек. В переводе с латыни Флоренция означает цветущий край.
К концу своей долгой жизни Слоун собрал 43 тыс. Общество – это результат деятельности людей, а не промысла Божьего. В 1460-е годы в Италии также возникли академии в Риме и в Неаполе. Памятники, созданные в Италии на рубеже XV—XVI вв., отличаются совершенством и зрелостью.
Новый заказ на фреску «Страшный суд» он получил от папы Павла III Фарнезе. Проходя по тихим улочкам с мастерскими ремесленников, останавливаемся возле грандиозного Дворца Питти (XV век) – самого большого из ныне существующих флорентийских дворцов. В 1596 г. новая экспозиция открылась для широкой публики. Один из залов дворца украсили 70 полотен Тициана, в другом же разместились статуи муз, найденные во время раскопок знаменитой виллы императора Адриана, а сама Христина в роли «десятой музы» принимала здесь поэтов, художников, музыкантов. Маргариты означает благополучные роды.
В этом историческом контексте начинает формироваться личность коллекционера. Очагом гуманизма становится прекрасная Флоренция – древняя столица Тосканы. Данный период, в который произошло пышное развитие стиля, приходится на 1500-1527 гг. Но затем, несмотря на просьбы и петицию художников «не лишать Рим всего, что в нем есть самого драгоценного», папа Иннокентий XIII дал разрешение на продажу и вывоз картинной галереи в Париж. Гиберти выиграл конкурс.
На этом фоне исключительный характер носила деятельность Аристотеля (384–322 гг. Джотто начал строить Кампаниллу в 1334 году. «красота просчитана, разум находится в поиске правил, а поэзия отступает перед правильностью линий», - цитата. Слова, достойные поэта. Удивительные слова. Собор строился с 1296 по 1436 год.
человек. Оплотом республиканского строя на Апеннинах были города Венеция и Флоренция.
Рождение книгопечатания способствовало развитию гуманитарной культуры в Европе. до н. э. Самостоятельно оба термина употреблялись довольно редко и обычно входили в состав сложных слов, первая часть которых говорила о характере собрания: мюнц-кабинет – кабинет монет и медалей, шатцкамера – сокровищница с изделиями из драгоценных камней и металлов, вундеркамера – кабинет редкостей природы, кунсткамера – кабинет искусства с необычными «творениями рук человеческих» и редкостями природы. Тем самым они отвечали на неизменно интересующий широкую публику вопрос «как люди жили. ». Недаром это был любимый город Леонардо да Винчи, который все свои картины до конца жизни с гордостью подписывал, как «Леонардо, флорентинец».
Неслучайно существует теория, что Возрождение началось с того, что художники перестали удовлетворяться рамками господствовавшего «византийского» стиля и в поисках образцов для своего творчества первыми обратились к античности. Подводя итоги, следует отметить, что Возрождение в Италии и Реформация в Северной Европе могут, как это и делал Н. Бердяев, рассматриваться в качестве этапов переходного периода, знаменовавшего окончание в историческом масштабе одного типа цивилизации (космогенной, традиционной) и начало новой, техногенной цивилизации. Символичны изображения двух деревьев – дуба и пальмы.
Им мало было реалистического правдоподобия и достоверности. В итальянском искусстве XV в. вырабатывается своеобразное понимание художественной правды.
Геммами называли и перстни-печатки с резными камнями.
Периодически в Лувре стали устраиваться большие выставки работ академических художников. Первые публичные музеи носили «родимые пятна» дворцовых галерей и частных кабинетов: их экспозиции были рассчитаны на знатоков и интеллектуалов. Начиная с XIV века, площадь Санта Кроче служит одним из главных ориентировочных пунктов во Флоренции, как для местных жителей, так и для туристов. Это одно из знаменитых сооружений своего времени.
К концу I века до н. э. Подобно современным музеям, кабинеты естествоиспытателей служили источниковой базой для исследовательской работы, а галереи – для постижения художниками мастерства своих предшественников. Урсулы» изображен мягко освещенный интерьер, где спит молодая девушка. Эта космологическая символика рисовала четыре элемента (природные субстанции), которые, согласно представлениям древних, являлись составными частями при создании Вселенной. Фрески алтарной стены выполнялись самим художником, а эпизоды из жизни Св.
Оно превратилось в метафору, вобравшую в себя и представление о святилищах богинь-покровительниц искусств и наук и память о научной славе Александрийского мусейона и образ загородных вилл, на которых римские интеллектуалы проводили «ученый досуг» среди своих коллекций. Композиция «Поклонение волхвов». Венецианская школа выступала их своеобразным противовесом и антиподом. Почетное место в кунсткамерах отводилось искусству миниатюры.
XVII столетие часто называют «золотым веком» коллекционирования. Эпоха Возрождения также параллельна началу великих западных открытий. человек, а за одиннадцать месяцев следующего года – более 61 тыс. Ее часто используют при оформлении книгопечатных изданий.
Понятие «музей» ввели в культурный обиход человечества древние греки, однако в античном мире оно никогда не употреблялось по отношению к собранию предметов. Это свидетельствовало о том, что и наука стала предметом музейной деятельности. Как уже было выше сказано, пальма считается символом спасения и райской жизни. Напротив изображенный святой наделен жизненными силами и физической красотой. Посещаемость музеев росла год от года. Это произошло, например, с некоторыми картинами ландграфа Гессенского.
Еще на рубеже XVI–XVII вв. Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Все это можно видеть в работах самых известных художников эпохи. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.
Он создал целый ряд шедевров: «Мона Лиза» («Джоконда»), «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта», «Дама с горностаем». Внутренние помещения украшают картины, посвящённые поэту и его возлюбленной. В лексике европейских языков прочно закрепились слова, вошедшие в обиход еще в XVI в. и ставшие синонимом понятия «коллекционер» – «любитель», «знаток», «любопытствующий», «любопытный», «виртуози», «дилетант», «антиквар». На протяжении XV-XVI вв. в Берлине стал создаваться Старый музей, то для него в королевских дворцах отбирались лишь те вещи, которые были необходимы для «научно организованного музея».
Вот таким образом вторая половина столетия ознаменовалась появлением во многих европейских городах специализированных музеев декоративно-прикладного искусства, художественных промыслов и ремесел – Музей искусства и промышленности в Вене (1863), Музей прикладного искусства в Берлине (1867), Музей декоративного искусства в Париже (1882), Торгово-промышленный музей кустарных изделий Московского губернского земства (1885). Максимилиан I (1597–1651) очень увлекался немецкой живописью XVI в., особенно любил творчество А. Дюрера и тратил немало средств и сил в погоне за шедеврами. Таким образом, природа и искусство творят по одним законам и взаимодополняют друг друга, а взятые вместе, они составляют «мир как целое» или универсум.
В самом святилище и его окрестностях, в частности, в священной роще, находилось множество изваяний богинь, выполненных прославленными скульпторами Кефисодотом и Праксителем, статуи бога Диониса работы Мирона и Лисиппа, знаменитый мраморный Эрот (Купидон) Праксителя, полюбоваться которым приезжали из многих уголков античного мира. Именно по инициативе Юлия II в Риме в те года строится много новых дворцов и храмов, в том числе главный храм католиков собор Св. Петра, создаются прекрасные фрески и скульптуры.
Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Обычай губительно сказывался на сохранности живописных произведений. «Мадонна с щегленком» и «Мадонна в кресле» мягки, человечны и даже обыденны в своей человечности.
Его основу составили картины из бывшей гаагской Национальной галереи, а также большие групповые портреты, в том числе и «Ночной дозор» Рембрандта издавна хранившийся в одном из залов ратуши. Одни считают, что картины представляли собой настенные росписи, другие же утверждают, что изображения писались и на досках, как посвятительные дары. К началу IV в. н. э., по подсчетам исследователей, в городе скопилось неимоверное количество открыто стоявших статуй – 80 позолоченных, 73 хрисоэлефантинных (выполненных из золота и слоновой кости), 3785 бронзовых и бесчисленное количество мраморных.
Когда в 1820-е гг. Его картина «Смерть Олоферна», написанная в 1472 – 1473 гг., – изображение момента, когда уже всё свершилось и Юдифь покинула шатёр, унося отрубленную голову царя. Сохранились фрагментарные сведения о том, что в VI в. до н. э.
В это время происходит перемещение центра итальянского искусства в Рим из Флоренции. Студиоло. Домашние туфли и щенок символизируют супружескую верность. «Ведь до той поры Рим и не имел и не знал ничего красивого, в нем не было ничего привле-кательного, утонченного, радующего взор: переполненный варварским оружием и окровав-ленными доспехами, сорванными с убитых врагов, увенчанный памятниками побед и триумфов, он являл собой зрелище мрачное, грозное и отнюдь не предназначенное для людей робких или привыкших к роскоши», – пишет Плутарх.
Светские сокровищницы и частное коллекционирование. Колокольня собора (Кампанилла), построенная по проекту Джотто, выполнена из розового, зелёного и белого мрамора, соединённых в искусном рисунке, – неописуемой красоты и мощи сооружение, центр притяжения города. Эту пространственно-предметную среду храма, созданную на основе определенной концепции, где вещи-символы несут определенную закодированную информацию и оказывают сильное влияние на разум и чувства человека, некоторые исследователи считают «праформой» музейной экспозиции. монет и медалей, свыше 80 тыс.
Вполне естественным стало решение превратить выставку в постоянно действующее учреждение. В XVI в. в развитии коллекционирования произошли важные качественные изменения.
Palatino – дворцовый) во Флоренции. Памятников этого светского жанра осталось мало и самыми традиционными являются батальные. В 1830 г. завершились длившиеся четырнадцать лет работы по возведению для Глиптотеки специального здания по проекту придворного архитектора Лео фон Кленце. Кунсткамеры.
На первых порах эти кабинеты, получившие название «студиоло», включали лишь библиотеку и отличались довольно аскетическим убранством, но на протяжении XV в. бурное развитие коллекционирования внесло существенные коррективы в их основную идею и предназначение. Католическая церковь объявляет поход против гуманизма во всех его проявлениях. Понятие «коллекционирование» применительно к средневековым сокровищницам, особенно на начальном этапе их развития, носит достаточно условный характер. Он является так называемой первой ступенью в подготовке к возникновению Ренессанса. книг и 7 тыс.
Города добились самоуправления и почти полной независимости от феодалов. В настоящее время цикл работ включает в себя 12 композиций. Они стремились к раскрытию богатств, присущих самой живописи. Все происходящее в мире средневековый человек считал результатом Божьей воли, а свое земное бытие он воспринимал лишь как подготовительный этап к вечной загробной жизни. Благодаря раскопкам во многих регионах Ближнего Востока и Передней Азии разрастались и художественно-археологические коллекции музея, а превращение Великоб-ритании в огромную колониальную империю позволило ему составить грандиозное собрание предметов, отражающих все стороны жизни, быта и культуры племен и народов Америки, Австралии, Океании, Африки и Азии.
Можжевельник – символ добродетели и чистоты. Аналогичная ситуация сложилась и в Парме, где основу созданной пинакотеки составила бывшая картинная галерея герцога и некогда конфискованные в церквях произведения искусства, отданные Францией в порядке реституции. Одно из них состоит в том. К середине XIX в. вступил в завершающую стадию процесс разграничения между художественным ремеслом и промышленным производством.
В 1498г. Вот таким образом немало коллекционеров рассматривали свою деятельность как средство повышения социального статуса. Максимилиан II (1670–1726) покупал картины партиями, не останавливаясь перед ценой. Как наука быстро развивалась в стенах Александрийского мусейона и филология.
Вечно прекрасная, всегда цветущая Флоренция. Его оценивали уже на основе эстетических критериев. Первой такой работой музеографического характера принято считать опубликованный в Мюнхене в 1565 г. трактат фламандского врача Самуэля Квиккеберга «Заглавия или заголовки обширнейшего театра вселенной».
Но картины вместо икон впервые стал создавать крупнейший мастер Проторенессанса Джотто. В конце XVI в. кризис усиливается. Надежды и стремления лучших умов Европы построить «естественное», следовательно, справедливое общество в реальности вылились в утопию. В общей сложности на создание дверей понадобилось 50 лет.
Джотто спроектировал кампанилу Флорентийского собора, тем самым продолжив работу Арнольдо. Мазолино успел расписать своды (росписи не сохранились).
Это период усиления феодальной реакции. Искусство становится более регламентированным, придворным. После возвышения ислама и распространения его культуры вдоль всего Южного Средиземноморья и на восток до Индонезии рядом с захоронениями мусульманских мучеников появилось немало сокровищниц, в которых на протяжении столетий накапливались дары богатых жертвователей в виде дорогих, редких и красивых предметов. Родиной Возрождения стала Флоренция.
Например, философ-просветитель Ж. Ж. Цецилии до сиенских мастеров во главе с Амброджо Лоренцетти. В 272 г. до н. э. Перед итальянскими художниками открылся новый мир возможностей. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527) поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595), выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.
Противостояла новым идеям церковь используя средневековое средство – инквизицию. Колокольня – один из основных элементов комплекса Кафедрального Собора. Свою лепту в развитие экспозиционных идей вносили национальные и международные выставки. Жизнь эпохи Возрождения была тесно связана с искусством. Ведь их содержимое в значительной степени формировалось случайно и бессистемно. Трудно было найти человека, равнодушного к искусству.
По своему жанру лирика Данте находится в русле средневековой куртуазной поэзии, где объектом воспевания выступает образ «Прекрасной Дамы».
Главными образами для художников того времени были боги и герои мифов. В трагических, экзальтированные образах святых, созданных художником в традициях национальной религиозной живописи, ощущается влияние стиля Леонардо да Винчи, творчество которого было хорошо известно в Испании по многочисленным гравюрам с картин гениального итальянца.
Ничего уничтожать не разрешалось. Свеча, горящая в люстре, словно божественный дух освящает таинство совершаемой церемонии. Работа над новой фреской была закончена в 1541 году. Их привозили главным образом паломники как «памятки» из Святой Земли. В огромной галерее (64, 9. Такой подход к теории и практике музейной работы выкристаллизовывался постепенно.
Позже музеем стали называть не только коллекцию, но и помещение, в котором она хранится. Для новой фрески были сбиты как фрески самого Микельанджело в люнетах алтарной стены, так и фрески Перуджино. Черты национального Возрождения проявляются в культуре Англии довольно поздно, во второй половине XVI столетия. Начиная со II тысячелетия до н. э. «Портрет Джиневры де Бенчи», написанный в 1478-1480 годах.
Суть этой концепции состояла в том, что художник создает свои творения, подражая природе и в итоге появляется вторая, «украшенная» природа. Античная скульптура из собрания Христины попала в Испанию и ныне хранится в Музее Прадо. А. Ливрага). В это же время Боттичелли во Флоренции создает свои лучшие работы.
В сокровищницах у могил мусульманских мучеников, в индо-буддийских храмах и во дворцах светских владык со временем сформировались собрания красивых, дорогих и редких вещей, рукописей и произведений искусства. Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. В гуманистическом мировоззрении аскетизму уже не оставалось места. присутствовали черты, которые характе-ризуют музейное учреждение.
Доменико Гирландайо в кратчайшие сроки написал свою собственную версию картины12. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде и скрипки — инструмента народного происхождения. Построенный в 1295 году он позднее использовался как бараки и как больница. Картины занимали всю поверхность стен от потолка до пола и хотя их сгруппировали по школам, внутри школ они размещались по старому принципу «декоративного комплекса» с присущей ему мешаниной периодов и жанров.
Вместе с тем в галереях и кабинетах XVI–XVII вв. В холодном сумраке рассвета приближённые Олоферна застывают в оцепенении перед обезглавленным телом своего предводителя. Как бы ты ни шел, куда бы ни направлялся, ноги сами выносят тебя к этому непревзойденному зданию.
н. э. ), построенную им на площади в 120 га в окрестностях Рима, в Тибуре (ныне Тиволи). Сам собор считался символом вселенной, «домом Божьим», его купол воспринимался как небесный свод, портал – как «небесные врата» и т. д. Но так продолжалось недолго.
Так возникали частные и царские библиотеки, крупнейшая из которых принадлежала ассирийскому царю Ашшурбанипалу (VII в. до н. э. ) и насчитывала более 30 тыс. Образ простой горожанки, возвеличенной любовью поэта, он проносит через всю жизнь. Его дом в окрестностях Лондона, прозванный «Ковчег Трейдесканта», славился великолепным садом и богатейшим кабинетом, где экспонировались образцы экзотической флоры и фауны, геммы, минералы, монеты, медали, оружие, картины, этнографические материалы из многих регионов мира. Такое восприятие искусства возникло не на пустом месте. Они были объединяющим фактором источником гордости художников города.
Это экспозиционное решение получило условное название «академический ряд», поскольку в основу классификации здесь была положена академическая история искусства, завоевавшая в ту эпоху широкое признание. Особенно большую роль в этом движении сыграл город Флоренция. Коллекции пополнялись и выдающимися творениями современных мастеров, а их было немало в эпоху империи Тан (618–907 гг. ), когда искусство считалось столь же важным и престижным поприщем для приложения сил и талантов, как и государственная служба. В 1475 году во Флоренцию прибыл огромный запрестольный образ «Поклонение Пастухов». Галерея Уффици. Как уже говорилось, в ренессансной культуре собрание произведений античной пластики и помещение, в котором оно экспонируется, называли «антикварий».
Темами росписей была обычная семейная жизнь людей. В эпоху Дученто (XIII в. ) в Италии вместо литературного языка средневековья – латинского – постепенно формируется народный язык – итальянский. Коллекционирование в эпоху средневековья.
Слева картины изображены апостолы Варфоломей, Андрей, Иаков Младший. Наиболее распространенной темой картин являлась «Мадонна с младенцем». Но если в условиях болотистого воздуха и повышенной влажности для статуи Зевса полезным оказывалось именно масло, то на афинском Акрополе, где воздух был сухим, статуя Афины Парфенос нуждалась не в масле, а в водяных испарениях, вот таким образом рядом с ней помещали емкость с водой. Этот процесс, начавшийся в эпоху Возрождения, носил объективный характер. Абсолютно новые принципы показа, направленные на активизацию роли посетителей, применялись в мюнхенском Немецком музее. «Тайная вечеря» Леонардо, роспись в трапезной монастыря в Милане, стала эталоном для картин с религиозным сюжетом следующей половины тысячелетия.
Однако в трактовке этих сюжетов явно преобладает ренессансное начало. В XVII в. была открыта Австралия. У художника отсутствуют изображения большой пространственной глубины. Полотна сгруппировали по национальным школам.
Тридцатилетняя война, во время которой Мюнхен в 1632 г. оккупировали и частично разграбили шведы, приостановила художественное собира-тельство курфюрстов, но их коллекционерский пыл не охладила. В храме воплощалась вся система христианских знаний, его скульптурное и живописное убранство заключало в себе совокупность взглядов и представлений, которыми должен был руководствоваться человек в своей повседневной жизни. Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари.
Во многих городах власть сосредотачивалась в одних руках, появились синьории. Но в этот период богатейшие художественные коллекции собрал и завещал французской короне кардинал Ришелье (1585–1642). Произведения скульптуры группировались главным образом по тематическому принципу. Почетное место в собраниях нередко занимали природные редкости и древности. Двери стали местом работы многих художников Флоренции.
Рождение музеографии. Эллинистических царей принято считать первыми коллекционерами античного мира. Его преемник кардинал Мазарини (1602–1661) являл собой яркий тип коллекционера-фанатика, который даже перед лицом смерти, если верить мемуарам его секретаря, думал не о встрече со Всевышним, а о своих картинах, горестно восклицая: «Я должен оставить все это. вавилонский царь Набонид собирал древности, занимался раскопками и даже восстановил часть города, так называемого «Ура халдейского». Наряду с понятиями «кабинет» и «галерея», указывавшими прежде всего на тип архитектурной постройки, где размещались коллекционные образцы, существовали и термины, говорившие в первую очередь о составе собрания или о той деятельности, которая осуществляется на его основе.
И в это время творили великие художники — Тициан, Тинторетто, но это были лишь великие одиночки. Именно так произошло в республиканской Голландии, где традиции художественного собирательства были заложены не королевским двором или могущественной аристократией, как это было характерно для абсолютистской Европы, а муниципалитетами. Период Раннего Возрождения охватывает собой время с 1420 по 1500 год. Первые произведения Данте – «Новая жизнь» и «Пир» – представляют собой лирические стихи любовного содержания, посвященные его возлюбленной Беатриче, которую он встретил однажды во Флоренции и которая через семь лет после их встречи умерла.
Из Флоренции вышел ряд выдающихся деятелей новой культуры. Гуманистическая культура в центр своего внимания ставила самого человека (humanus – человеческий), а не божественное, потустороннее, как это было в средневековой идеологии. В ряде музеев в дополнение к систематическим экспозициям, рассчитанным прежде всего на специалистов, стали создаваться и так называемые «образовательные» экспозиции. Некоторые собрания, например, Венская императорская картинная галерея, превратились в публичные музеи на основе доброй воли их владельцев, другие же, например, коллекции французских королей, стали достоянием общества в результате революционных потрясений. Дуб в данном контексте обозначает силу и могущество Христа, силу охраняющую, спасительную, утверждающую в добре и вере.
Символика пронизывала церковные и мирские церемониалы.
исследователи выделяют в самостоятельный этап развития культуры, получивший название «Возрождение» или «Ренессанс», в Восточной же Европе все это время средневековая культура продолжала сохранять свои господствующие позиции. Работы возобновились лишь в 1359 году. Эти циклы связывают с Чёрной смертью— эпидемией чумы в Италии в 1348 году. В 1775 г. на основе естественнонаучного кабинета при Флорентийском университете великий герцог тосканский Петр Леопольд создал общедоступный музей «Ла Спекола», где экспони-ровались не только заспиртованные животные, скелеты и чучела, но и живые рептилии, амфибии, моллюски. «Исторический жанр» был важным шагом в эволюции «монументального портрета», в нём художники изображали реальные события.
Новые исследования происходят и в других областях, относящихся к науке, природе и миру. Художник Филиппино Липпи сохранил стилистические особенности манеры предшественников. Четки – символ благочестия. Но объективно идеи Просвещения имели более широкое значение. Здесь работало несколько поколений художников— от Мастера триумфа Смерти до Беноццо Гоццоли.
Героями – как правило, святые, очень часто – дева Мария в окружении ангелов. k. – хранилище).
В 1670-е гг. В северном (левом) крыле, более массивном, с глухими стенами и размещалась пинакотека, свет в которую проникал через двери и два окна. Позднее Возрождение и маньеризм отражают кризис ренессансных гуманистических идеалов.
Но надо иметь в виду, что их собирательская деятельность являлась составной частью определенной государственной политики, вот таким образом, если понимать под частным коллекционированием занятие имеющее сугубо индивидуальную мотивацию, то говорить о нем применительно к Птолемеям и Атталидам вряд ли будет правомерным. Одни утверждают, что на картине изображено тайное сочетание молодой пары узами брака. В отличие от общедоступного венецианского собрания Гримани мюнхенский антикварий Виттельсбахов преследовал чисто репрезентативные цели, в нем проходили приемы важных персон и различного рода торжества. рукописей, 12, 5 тыс.
В обязанности Конюшенной казны, созданной в конце XV в., входило изготовление и хранение убранства для царских выездов – седел, орчаков и прочего парадного конского убранства, требовавшего около полутора десятков различных предметов и украшений. Христос предстает физически красивым и сильным атлетом, способным дать отпор своим насильникам. Наряду с императорским коллекционированием развивалось и частное. Так, Микеланджело был учеником в мастерской художника Доменико Гирландайо, после года ученичества он перешел в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронатом Лоренцо де Медичи, фактического хозяина Флоренции. Вначале эти произведения даже решили сжечь и лишь вмешательство гофмаршала двора маркиза Санта Крус спасло их от гибели: они были переданы в закрытые помещения Академии Сан Фернандо (Королевской академии изящных искусств).
Здесь можно было увидеть Академию Платона и Ликей Аристотеля, святилище Сераписа близ Александрии, Стоа Пойкиле, фессалийскую Темпейскую долину, статуи кариатид Эрехтейона, амазонок Фидия и Поликлета и даже «подземное царство». Классической гармонии живопись достигает в творчестве Рафаэля. Все чаще предметом изображения становилось обнаженное тело. – Египет, последнее из эллинистических государств.
Одни из них утратили небо, другие – землю. Мусейон был основан Птолемеем I Сотером (305–283 гг. В верхней части стен между окнами были написаны портреты пап. Тогда же первых посетителей принял Музей национальных памятников, превратившийся в крупнейшее собрание скульптуры, связанной с историческим прошлым страны. В венском Художественно-историческом музее хранится один из велико-лепнейших образцов античного ювелирного искусства с изображением императора Августа и аллегорией Рима – так называемая Гемма Августа, созданная в конце I в. до н. э.
В музей поступали и щедрые дары, в числе которых были такие знаменитые полотна, как «Мадонна да Монтефельтро» Пьеро делла Франческа, «Пиета» Джованни Беллини, «Обручение Святой Девы» Рафаэля. По распоряжению царя Птолемея II Филадельфа (285–247 гг. Ренессансные экспозиции: проблема терминологии. На потолке образовалась идеальная поверхность для росписи на тему двенадцати Апостолов.
Не исчезала до конца феодальная форма зависимости крестьян, а в некоторых странах (Германии, в Центральной Европе) произошел возврат к крепостничеству. Авторство цикла до настоящего времени оспаривается. Роспись Леонардо была закончена в 1497 году. В 1682 г. сюда вместе с Людовиком XIV (1643–1715) переехал и французский двор. В XIX в. продолжила свое развитие дифференциация научного знания.
Россия была едва ли ни единственной страной, где английскую культуру знали и уважали. Земное существование признавалось единственно реальным. Стены этих галерей два с половиной века украшались фресками. Живописные и скульптурные коллекции, составленные из оригиналов и копий работ прославленных мастеров, уникальные образцы мебели и декоративно-прикладного искусства украшали интерьеры городских домов, располагались в парках, гимнасиях (архитектурный комплекс для игр и физических тренировок) и нимфеойнах (помещение для отдыха с фонтанами, растениями и статуями).
Существенную роль в этих странах по-прежнему играла религия и она сильно влияла на живопись. Однако папа умер в 1534 году. Принято считать, что на картине изображены Джованни Арнольфини и Джованна Ченами итальянская чета, проживавшая в 30-х годах пятнадцатого века в Брюгге. Однако выражаемые поэтом чувства уже принадлежат Возрождению.
Широкая же публика, переступив порог прежде закрытого для нее мира, как правило, самостоятельно не могла оценить художественных достоинств экспонатов и «прочитать» скрытую в них информацию. Сама же декорация средневекового храма в последующую эпоху сыграла немаловажную роль в формировании принципов экспонирования коллекций. С 1510 г. начинается завоевание Америки. В своем завещании последняя представи-тельница угасшей династии оговорила два непременных условия: подаренные коллекции должны не покидать Флоренции и всегда быть доступными для всеобщего обозрения.
Храмы и их сокровищницы. м. Издавна она была местом проведения различных соревнований, турниров и ярмарок. В начале XVI в. обладателем замечательной коллекции античных древностей и современной скульптуры стал венецианец Доменико Гримани (1461–1523), кардинал и гуманист. до н. э.
Человек начинает искать точку опоры в себе самом — в своей душе, теле, телесности (культ красоты — Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль). Ее же, но одетую в оправу из драгоценных камней, одни владельцы держали в кунсткамере, другие – в шатцкамере. Глубоко разочарованные в несбывшихся обетах своих предшественников, романтики испытывали тоску по «национальным корням», пытаясь через обращение к прошлому понять настоящее и предугадать будущее.
средневековый Восток. Леонардо отказался от традиции помещать Иуду отдельно и изобразил его среди апостолов.
но также и холод зимы. Идеи Аристотеля вернулись в Европу еще раньше, до эпохи Возрождения. В 1782–1792 гг. Понятия «родовая сокровищница» и «царская казна» были неразличимы и для России в XVI в. Царское собрание находилось в постоянном движении: одни вещи поступали на хранение, другие же изымались для подарков, вкладов в монастыри и церкви, приема иностранных послов.
В картине изображены 12 апостолов, разбитых на 4 группы. Галерее Питти принадлежит одно из лучших в мире собраний произведений Рафаэля, в том числе такие шедевры, как «Мадонна дель Грандука», «Мадонна делла Седиа», «Донна Велата». В каждой из европейских стран он имел свои особенности. На фото выше фрагмент фрески в церкви Сан Франческо в Ареццо «История царицы Савской». многочисленными шедеврами мог гордиться храм Согласия. Однако историческое значение открытия перспективы было огромно. до н. э. ) и представлял собой одновре-менно и научное и сакральное объединение ученых.
Первоначально они проходили в «Квадратном салоне», вот таким образом и получили название «Салоны», которое сохраняли на протяжении всего XIX в. С 1750-х гг. жителей в XV веке) итальянского города Флоренция. 30 тыс. Антикварии. В европейской истории Средними веками принято называть огромную эпоху, хронологические грани которой в силу их размытости и неопределенности традиционно являются предметом научных дискуссий.
Смотровая площадка площади Микеланджело, расположенная на вершине холма, даёт прекрасную возможность насладиться неповторимой панорамой Флоренции. Предполагают, что именно в составе мусейона находилась и знаменитая Александрийская библиотека, считавшаяся самым крупным книгохранилищем античности.
Медичи создавали ее в 1637–1647 гг. и на протяжении всех последующих столетий, а галерея перешла в собственность государства только в 1911 г., владельцы дворца ревностно сохраняли ее изначаль-ный облик. При украшении интерьера были использованы красный, золотой и голубой цвета, которые явно перекликались с колористической гаммой герба Медичи, вот таким образом фигуры не просто изображали подвиги Геракла, а олицетворяли энергию, трудолюбие и другие добродетели герцога Франческо.
Согласно установленному порядку, ежегодно из императорского хранилища доставались свитки, которые проветривались, а затем экспонировались во дворце. Эти драгоценные, полудрагоценные и поделочные резные камни могли иметь изображение как вог-нутое, углубленное (инталии), так и выпуклое, рельефное (камеи). Франция вернула 2065 картин и 130 произведений скульптуры, в числе которых были, разумеется, такие всемирно известные шедевры, как «Аполлон Бельведерский», «Лаокоон», «Венера Медичи», квадрига коней с венецианской базилики Сан Марко. Систематический метод экспонирования стал использоваться и в художественных музеях. Его основателем стал врач и натуралист, президент Лондонского Королевского общества Хэнс Слоун (1660–1753).
Однако этнографические материалы, составлявшие в ту пору специальный отдел, выделились в самостоятельное учреждение, названное «Музей человечества», только в 1970 г. По мере дальнейшего развития науки и техники, с изменением критериев оценки искусства, с расширением представления о том, что может и должно быть музейным предметом, под влиянием социокультурных потребностей общества музейная сфера обогащалась специализированными учреждениями новых типов и профилей. Восприятие музея прежде всего как храма науки стало определять и принципы комплектования музейного собрания и методы его экспонирования.
Двери имели огромное влияние на развитие флорентийской живописи. Что касается сюжета картины, то он основан на одном из поэтических текстов античного поэта Овидия, в котором он описывает, как холодный ветер Зефир, пораженный необычайной красотой девушки и воспылавший к ней страстью, похитил прекрасную нимфу Хлорис, чтобы насильно взять ее в жены. Например, словом «антикварий» называли собрание античных древностей, преимущественно произве-дений скульптуры и место для его экспонирования. – Македонию, Балканскую Грецию, Пергамское царство, в 30 гг. Для этого в специальные аудитории переносились предметы из музейных залов, приборы и наглядные пособия.
Наконец, зеркало указывает на целомудрие и девственную чистоту невесты. Третьим величайшим коллекционером династии стал эрцгерцог Леопольд Вильгельм, правитель Южных Нидерландов (1647–1656). Бунтуя против канона, художники Возрождения все чаще стали обращаться к древнеримскому классическому искусству, возрождать его идеалы, – отсюда, собственно и пошел сам термин Возрождение.
Однако в облике дворцовой галереи, несомненно, есть то очарование, которого нет в строгой и несколько аскетической обстановке современного музея. Облицовка и последние штрихи фасада полностью закончены в XIX веке. Главной отличительной чертой живописи стала научно обоснованная перспектива. Он сделал это в картине Терра-Верде («Зеленая земля»), оживляя её композиции с добавлением киновари.
Несмотря на то, что Медичи в XVI–XVII вв. Победа Флоренции в борьбе за независимость от Милана в конце XIV— начале XV века способствовала распространению республиканских идей и оказала влияние на развитие принципов гражданского гуманизма.
Без учета книг и рукописей список предъявленных к возврату ценностей включал свыше 5 тыс. В европейской культуре за XVIII столетием прочно закрепился эпитет «эпоха Просве-щения». В своем раннем произведении «Новая жизнь», написанном на итальянском языке, Данте рассказывает историю любви к Беатриче, начиная с их первой встречи, когда они были еще совсем детьми и до смерти возлюбленной, когда ей исполнилось 18 лет. В этот период в творчестве Микеланджело отражается усугубляющийся трагизм его мировосприятия (образы капеллы Медичи, особенно «Ночь», «Страшный суд» и фрески капеллы Паолина). Высоко начинают цениться знания и науки. что философия становится все более независимой от религии, перестает быть «служанкой богословия», хотя до полной независимости ей еще далеко. Особое место в эпоху Высокого Возрождения занимает венецианская школа, в которой наслаждение жизнью и любовь к природе соединились с гуманистическим идеалом (творчество Джорджоне, Тициана).
Грандиозность и оригинальность замысла отличала знаменитую виллу императора Адриана (117–138 гг. В Нидерландах и Германии широкое применение получает гравюра. Одновременно с ними работало много превосходных художников. Неизбежность смерти, вознаграждение за покаяния и наказание за грех было подчеркнуто в ряде фресок, отличаются мрачным изображение страданий и их сюрреалистическими образами мук Ада. Все композиции выстроены единообразно по размерам фигур, облику персонажей. Кроме вышеназванных категорий посетителей они допускали в свою кунсткамеру и просто «любопытствующих», а благодарные зрители выражали свою признательность в виде даров в кунсткамеру, что считалось правилом хорошего тона.
Стиль картин Джорджоне сходен со стилем работ Винченцо Катены и Джованни Беллини. Оно предназначалось для размещения богатейших живописных коллекций баварских правителей. Таким образом, в экспозиционной практике 1870–1880-х гг. Так итальянский художник Раннего Возрождения Витторе Карпаччо в картине «Король мавров прощается с послами» уделял главную роль не фигурам, а эффекту солнечного света, льющегося слева через открытую дверь и освещающего бедного писца, в его картине «Сон Св. Основоположником ренессансной живописи является Мазаччо (росписи капеллы Бранкаччи, «Троица»), Мазаччо умел передавать глубину пространства, связывал фигуру и пейзаж единым композиционным замыслом, придавал отдельным лицам портретную выразительность. Одна только стеклянная ваза на картине могла привлечь внимание художников. Это видно в особенных позах персонажей картин, в прорисовке отдельных частей тела и лица.
Исчислять продолжительность периода стоит в зависимости от страны. Все эти изваяния и треножники представляли собой вотивные предметы (лат. Кризис охватил и искусство. В соответствии с проектом архитекторов М. Симонетти и Дж. Со второй половины II в. до н. э. В нем нет упоминаний о существовании в мусейоне каких-либо коллекций.
Единственным разнообразием сцен была россыпь веселых крылатых херувимов, которые держат таблички и гирлянды, карабкаются по кажущейся лестнице с балюстрадой, при этом вид на кажущееся небо украшает потолок здания12. Из представителей других итальянских школ ближе всего к Венеции был Леонардо. В величественном здании амстердамской городской ратуши, превра-щенном в королевскую резиденцию, по приказанию Людовика был создан Королевский музей (Конинклийк-музеум), собрание которого насчитывало свыше 450 полотен.
Этот период искусства связан с появлением в Ватикане нового папы Юлия II. Например, в 1492г. История этого периода в значительной степени история творчества этих мастеров. Зарождается пейзажная и историческая живопись, воздвигается портрет.
Но особо желанным для каждого богатого коллекционера был «рог единорога», который считали сильным противоядием и магическим средством защиты от наемных убийц. В 437–432 гг. В переводе с латинского «Флоренция» и означает «цветущая».
Непосредственное создание галереи граничит с именем Франческо I (1541–1587), который, став великим герцогом тосканским, приступил к реорганизации семейных коллекций. Во второй половине XIX в. экспозиции «академического ряда», построенные по историко-систематическому, а затем и историко-монографическому принципу, стали превалировать в художественных музеях.
Отсюда брали начало тенденции, которые вели к барокко и романтизму. Что на самом деле хотел изобразить и показать нам художник, до сих пор точно неизвестно. Одним из первых отказался от «византийской манеры» и стал использовать во фресках светотеневую лепку фигур Пьетро Каваллини. Самой знаменитой среди них считалась Сто (Стоя) Пойкле, любимое место прогулок афинян.
Одно из них археологам удалось обнаружить на юге Италии при раскопках храма богини Геры, основанного греческими колонистами в районе Пестума (греческое название – Посейдония). Этот необычайно красивого цвета металл получился, по мнению писателя Плиния Старшего, от смешения расплавившихся во время пожара Коринфа в 146 г. до н. э. Борьба за гуманистические идеалы носила в этих странах более острый характер. Микеланджело называл эти двери вратами Рая.
Бернардино работали в древней традиции иконописи6. томов (папирусных свитков), ведь для пополнения своей колоссальной коллекции Птолемеи не жалели ни сил, ни средств. Этот «художественный грабеж» имел определенное теоретическое обоснование, уходившее своими корнями в представление об освободительной миссии французской революции в истории европейской цивилизации. Картинам, надставленным во время экспонирования в Шталльбурге, вернули первоначальный размер, дорогостоящие рамы заменили более простыми, выполненными в неоклассическом стиле и полотна развесили уже не «шпалерами», а плотными рядами.
Буржуазный строй, набирающий силы, оказал влияние на победу светского движения. Флоренция была основана Юлием Цезарем в 59 году до н. э., как поселение легионеров. Соответственно выделялись разделы «каменного», «бронзового» и «железного» веков, внутри которых материал группи-ровался в типологические ряды, выявляющие эволюцию форм предметов одного назначения: стрел, топоров, гарпунов, наконечников, скребков и т. п. В 1483 году росписи были завершены и капелла была освещена папой Сикстом IV. Грандиозные заказы Юлия II выполняли Рафаэль, Микеланджело, Перуджино, Леонардо. То же самое можно сказать о фламандских художниках Рубенсе и Ван Дейке.
В итоге она стала обладательницей самой богатой коллекции. Инкрустированный перламутром купол Трибуны и множество нарисованных вдоль фриза рыб символизировали воду, роза ветров и флюгер (флажок на фонаре) – воздух, красные драпировки стен – огонь, а выложенный полудрагоценными камнями пол – землю. Особняком в эпоху раннего Возрождения стоит творчество художника Сандро Боттичелли.
О них можно судить по работам трех разных художественных школ: фрескам Пизанелло в Мантуе (Палаццо Дукале), Пьеро делла Франческо в Ареццо (росписи хора церкви Сан Франческо) и триптиху Паоло Учелло Битва при Сан-Романо. Во второй половине XVI в. часть античной скульптуры из-за неприязненного отношения к ней как к «языческим идолам» покинула Ватикан в качестве подарков светским правителям – Максимилиану II Габсбургу и Франческо I Медичи. В I в. до н. э. Но с наступлением понтификата Адриана VI (1521–1523), враждебно относившегося к гуманизму и считавшего грехом увлечение искусством, посещения Бельведерского Антиквария прекратились, а ниши со скульптурой закрыли грубо сколоченными деревянными ставнями. За обладание ими вспыхивала настоящая борьба: их покупали, воровали, делили на части.
Наглядным примером подобных изменений служит судьба Британского музея. Острая борьба разгоралась за обладание геммами.
Во время Ренессанса, по словам Лютера именно он, а не Христос, «правит в европейских университетах». Наконец, в начале 1880-х гг. Составлявшиеся ими списки вещей были очень подробными.
Экспозиции дворцовых галерей.
По этому пути пойдет вся последующая живопись, покоящаяся на экспрессии и выразительности. Появился интерес к мемориальным предметам и изображениям выдающихся людей. В ней имелось святилище муз – мусейон, а для совершения положенных обрядов на каждый день месяца из числа слушателей назначались «служитель муз» и «приноситель священных жертв». Появилось «искусство ради искусства». Еше более ярким примером могут служить варианты картины «Коронование терновым венцом», посвященной эпизоду из жизни Христа.
Ведали вотивными дарами особые служители, занимавшиеся не только их охраной, но и учетом. она включала уже свыше 700 тыс. Почти напротив Понте Веккьо находится Галерея Уффици (буквально – «галерея канцелярий») – одно из излюбленных мест туристов. Здесь поняли, что демонстрация «инертных» машин недостаточна, чтобы привлечь и заинтересовать широкую публику и использовали экспонаты, которые можно было приводить в действие, поворачивая шестерни или нажимая на кнопки. Молодые люди на портрете приносят друг другу клятву супружеской верности.
Художник Джотто использовал светотени для создания формы. Главное художественное средство Мазаччо — могучая светотень, развитое понимание объема.
луврские «Салоны» проводились регулярно и приобрели шумный успех у ценителей искусства и художественной критики. И хотя романтики чтили Рафаэля их настоящими богами были Тициан и Веронезе. Образовавшиеся здесь государства возглавили бывшие военачальники Александра Македонского и их потомки.
Деятельность Общества финансово поддерживали многие знатные семьи Тосканы. Мазаччо, Донателло, Брунеллески были далеко не одиноки в своих исканиях.
Здесь царил дух новаторства и радикального, революционного обновления. В Музее антропологии и этнографии в Петербурге в 1872 г. побывало свыше 41 тыс. Античная перспектива получила распространение в начале XIV века в творчестве художников Чимабуэ и Каваллини и даже в консервативной алтарной живописи от Мастера Св. Своего рода «культурной Меккой» Европы стал Рим, где расцвел особый промысел по обслуживанию богатых туристов. 11, 7 м), разделенной на секции, в нишах и на постаментах стояли статуи богов, а также бюсты римских императоров, размещенные в хронологическом порядке.
В Эрмитаже с 1898 г. до 1903 г. посещаемость за год возросла от 82 тыс. Свою любовь поэт сохранил на всю жизнь. В III в. до н. э.
Первый в мире музей науки и техники – Консерватория искусств и ремесел – был создан в 1799 г. в помещении секуляризованного парижского монастыря Сен-Мартин де Шамп. В 1533 году папа Климент VII хотел получить Микеланжело написать на боковых стенах Сикстинской капеллы фрески «Страшный суд» и «Падение ангелов».
Над зеркалом помещена надпись на латыни: "Ян ван Эйк был здесь". Ее жених, напротив изображен жестким и расчетливым дельцом, являясь полной противоположностью невесты.
На некоторых международных выставках можно было увидеть в качестве «живых экспонатов» людей, занятых различными видами трудовой деятельности. В знаменитом споре «старых и новых» художников последние опирались на пример Венеции. Одна из наиболее загадочных и символичных картин Леонардо – «Мадонна в скалах». В дальнейшем и сама комната, обставленная этим типом мебели, стала называться кабинетом. В числе наиболее ценных произведений, поступивших в Эрмитаж из Мальмезонской галереи, находились «Снятие с креста» Рембрандта, «Завтрак» Метсю, «Бокал лимонада» Терборха, «Антверпенские стрелки» Тенирса, знаменитые пейзажи кисти Клода Лоррена изображающие время суток – «Утро», «Полдень», «Вечер», «Ночь». С помощью оригинальной конструкции он с блеском выходит из сложной ситуации.
История дворца Уффици как музея началась с середины XVI века. Процесс разрушения начался ещё при Леонардо, что отчасти граничит с использованием в росписи фрески смешанной техники с преобладанием темперы.
После Второй мировой войны Дворец Строцци считается наиболее важным учреждением для проведения крупных временных выставок, в том числе коллекции Пегги Гуггенхайма (1949), Густава Климта (1992) итальянских натюрмортов (2003), Ботичелли и Филиппино Липпи (самая посещаемая выставка в Италии в 2004 году), Сезанна (самая посещаемая выставка в Италии в 2007 году). Ажиотажным спросом пользовались изделия из коринфской меди или коринфской бронзы.
Новое учреждение получило название «музей под открытым небом», а его создателем стал шведский филолог и этнограф Артур Хаселиус (1833–1901). Грань между содержимым таких кабинетов носила весьма условный характер.
Термин «Возрождение» (перевод французского термин «ренессана») указывает на связь новой культуры с античностью. В течение долгого времени живопись не занимала в культуре Британии ведущее место. Одна из излюбленных тем ренессансных мыслителей – тема единства природы и искусства. золотых, серебряных и медных статуй.
В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия. Особенности становления этого важнейшего социокультурного института мы рассмотрим в следующих главах.
Только здесь могла появиться «Божественная комедия» и «Декамерон». К концу I века до н. э. Полотна Рафаэля и Рубенса, великолепные произведения итальянских мастеров, античных и современных скульпторов, роскошные гобелены эффектно заполняли многочисленные залы дворца Риарио. Это число дает представление о размахе реквизиций, проводившихся наполеоновскими войсками. Архитектура, скульптура и живопись существуют в гармонии и дополняют друг друга.
Если еще в первой половине II в. до н. э. Здесь размещены Палатинская галерея, Галерея современного искусства, Музей серебра, Музей фарфора, Музей карет и Галерея костюма – крупнейшее в Италии собрание, посвящённое истории моды.
Огромную роль в этом прорыве сыграли Великие географические открытия. Одним из наиболее трогательных образов, созданных Джотто, по праву считается образ Христа в сцене «Поцелуй Иуды» (фрески капеллы дель Арена в Падуе, 1304-1306). К новой жизни их возродила деятельность племянника завещателя – Джованни Гримани. Вазари приписывает разработку общего замысла цикла художнику Сандро Боттичелли.
Их объединяет торжественная надпись на латыни: «VIRTEM FORMA DECORAT», что в переводе означает «красота украшает добродетель». Но по ряду причин к прежним владельцам возвратилось далеко не все.
В своем творчестве Леонардо стремился выразить дух ренессансного человека. Его мастерство делает его одним из самых оригинальных художников эпохи Возрождения. На стенах комнаты играют световыми эффектами светотени. Телу человека также уделялось особое внимание.
Ризницу Печерского монастыря близ Пскова отличало собрание мемориальных вещей из личного обихода царей Ивана IV и Бориса Годунова. При этом наблюдается гармония между отраслями искусства: скульптура, архитектура и живопись.
Не создав музея как особого учреждения, античность, тем не менее, обозначила его контуры. Попросив под залог в Афинах канонические списки пьес Эсхила, Софокла и Еврипида для проведения сверки с экземплярами своего собрания, Птолемеи предпочли пожертвовать внесенной ими огромной суммой, чтобы оставить у себя оригиналы. Микеланджело избрал другую схему. Именно Венеции принадлежит заслуга открытия чистого живописного начала или живописности в ее чистом виде.
В западноевропейском регионе период XV – начала XVII вв. и Дж. Но когда в мае 1899 г. королева Виктория заложила первый камень в фундамент его нового здания, музей получил новое и с тех пор не менявшееся название «Музей Виктории и Альберта».
В начале 1810-х гг. Феномен коллекционирования уходит своими корнями в глубокую древность. В первом из них, хранящемся в Лувре. Степень их доступности для осмотра зависела исключительно от воли владельца. «Отцами» Возрождения называют живописца Мазаччо, скульптора Донателло, архитектора Ф. Брунеллески.
Не меньшим спросом, чем творения неведомых народов, пользовались образцы экзотической флоры и фауны, прежде всего те, что поражали глаз своей окраской, формой или размерами. В основе двух самых прославленных картин Боттичелли лежат образы мифологии и поэзии – это «Весна» и «Рождение Венеры» (1480-е гг. ).
Подобные экспроприации они нередко осуществляли и в отношении церковных сокровищниц, особенно во времена Столетней войны (1337–1453). Характерным примером в этом плане может служить картина «Святой Себастьян». В специальных серебряных или свинцовых сосудах хранили масло из погребальных лампад, а в низких широких ящиках с изображениями евангельских сюжетов держали считав-шуюся священной почву Палестины.
Создаваемые здесь образцы отличало высо-чайшее техническое и художественное мастерство. предметов. страдавшие от непомерной тесноты отделы музея разделили. Коллекцию Слоун завещал королю. Среди фресковых циклов кладбища наиболее значительными являются «Страсти Христовы», «Вознесение Христа», «Триумф Смерти».
Итальянский Ренессанс был источником для Северного Возрождения и Реформации.
Созданные им образы одухотворены и поэтичны. Королю Филиппу IV (1621–1655) мир искусства и коллекционирования казался гораздо привлекательнее государственных дел и забот. Эстетика Возрождения ориентирует искусство на подражание природе. Наиболее употребительным стало слово «музей».
Но величествен образ «Сикстинской мадонны», символически соединяющий небесный и земной миры. Его искусство эволюционирует от ранних холодновато-отстраненных умбрийских образов мадонн («Мадонна Конестабиле») к миру «счастливого христианства» флорентийских и римских произведений. Автор этого главного храмового сооружения – Арнольдо ди Камбио.
Понятие «студиоло» означало кабинет для гуманис-тических занятий, в котором наряду с библиотекой размещались и художественные коллекции. Здесь прочнее сохранились старые традиции готического искусства.
Публичный музей национального масштаба появился в Англии спустя семь десятилетий. Площадь вымощена брусчаткой, общая её площадь составляет около 500 кв. Человеческое тело, его страсти и потребности рассматривались не как нечто «греховное», что надо было подавлять или истязать, а как самоцель, как самое главное в жизни. Младенец Иоанн ассоциируется с образом Братства Непорочного Зачатия, которое являлось непосредственным заказчиком картины. Рядом с долбленой посудой помещались инструменты используемые для ее долбления манекен шамана в момент камлания облачался в полный костюм с бубном и колотушкой.
Исследователи отмечают отвлеченность и утонченный интеллектуализм в работах художника, его стремление к созданию мифологических композиций с усложненным и зашифрованным содержанием («Весна», «Рождение Венеры»), Один из жизнеописателей Боттичелли говорил, что его мадонны и венеры производят впечатление утраты, вызывая в нас чувство неизгладимой печали. В понятиях универсума трактовались и ренессансные экспозиции, которые воспринимались как арена, где соревнуются природа и искусство, как «театр мира». В философии и общественном сознании сформировались и стали преобладать идеи гуманизма. Возьмем, к примеру, знаменитое произведение Яна Ван Дейка «Портрет четы Арнольфини».
По словам итальянского художника, архитектора и историка Джорджо Вазари (1511-1574), растет не только уважение к искусству и классической античности, но и желание учиться у природы, подражать ей. Вот таким образом оно как нельзя лучше подходило для того, чтобы подчеркнуть связь деятельности ренессансных коллекционеров с античным миром и классическими традициями, чем так дорожила и к чему неистово стремилась вся культура эпохи Возрождения. В 1765 г. на страницах «Энциклопедии» свой проект создания национального музея изложил в статье «Лувр» Д. Дидро. Темой фресок был выбран рассказ о «первом возрасте» истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)25. В ряде музеев история и культура нации представлялись в контексте истории мировой цивилизации, но со второй половины XIX в. стали все чаще создаваться музеи, делающие упор на этническое своеобразие нации или же полностью посвященные национальной культуре истории и искусству.
Важнейшим фактором, способствовавшим созданию подобного рода сокровищниц, была идея «вакфа» или «вакуфа», концептуально оформленная самим основателем ислама пророком Мухаммедом. Мощный всплеск в культурной жизни многих европейских стран, который пришелся в основном на XIV — XVI столетия, а в Италии начался еще в XIII в., принято называтьэпохой Возрождения (Ренессанса). Первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы искусства, возвращение к классической «золотой латыни», Так, в Италии разыскивались рукописи античных писателей извлекались из забытья произведения античной скульптуры, архитектуры. Именно за ним признается заслуга возрождения живописи как художественной самоценности.
Продавали его за баснословные суммы. В живописи Ренессанса наблюдалось очень близкое сходство изображения с реальными людьми. Большей либеральностью в сравнении с соседями отличались баварские герцоги Виттельсбахи. Более всего Рафаэль известен как создатель нежных образов мадонн.
Также огромное внимание уделялось изображению природы.
В условиях последовательно развертывающегося «академического ряда» эстетическая ценность произведения отходила на второй план и оно воспринималось прежде всего как исторический источник, выступающий свидетельством определенных тенденций и направлений в развитии художественного творчества. Вот таким образом во второй половине столетия процесс возникновения публичных музеев приобрел поступательный характер. Микеланджело избрал для фрески нетрадиционную иконографию.