2 марта в галерее «Беляево» состоится открытие выставки изобретений «Леонардо да Винчи. 2 марта 2018 года в галерее «Беляево» откроется выставка изобретений «Леонардо да Винчи. Со 2 марта по 29 апреля в галерее «Беляево» пройдет выставка изобретений «Леонардо да Винчи. В обмен на работу Леонардо Национальная Галерея предоставит Эрмитажу работу Карло Кривелли (Crivelli) «Благовещение со Святым Эмидием», написанную в 1486 году.
Галерея «Беляево», вошедшая в историю как место проведения первых выставок советских нонконформистов, распахнула свои двери в 1988 году. С сожалением отмечено, что многочисленные технические и другие (вне живописной сферы) открытия и изобретения Леонардо не оказали на ход развития цивилизации никакого влияния. Люк Сайсон давно мечтал показать произведение в Лондоне вместе со вторым вариантом картины, однако французские специалисты поначалу воспротивились поездке луврской «Мадонны» в столицу Великобритании. Приезд «Дамы с горностаем» в Лондон чуть было не сорвался из-за протеста польских искусствоведов и реставраторов против перемещения картины. Однако не забудем, что девиз Леонардо («упорная строгость»), следуя которому он всю свою жизнь посвятил трудам.
Национальная галерея впервые собрала вместе 9 живописных произведений великого Леонардо и дополнила их рисунками мастера из Королевской коллекции произведений искусства. Его божественное благородство типа, вкупе с человечностью и теплотой извлечет из разнообразия (при всей немногочисленности «продукции») живописных посылов Леонардо его младший современник Рафаэль, положив начало новому стилю европейского искусства, классицизму и его производному — академизму. Позже к этому списку добавились еще две картины: 6 июля Национальная галерея подтвердила, что в выставке примет участие картина «Спаситель мира», авторство которой удалось установить лишь минувшим летом. В парижском Университете Леонардо да Винчи учатся студенты.
На базе галереи функционируют дизайн-бюро и детский учебный центр. Но его собственные открытия (по словам Жана Кокто, он был не исследователем, а первооткрывателем) в области светотени пропорций, воздушной перспективы, композиции стали краеугольным камнем изобразительного искусства Высокого Возрождения. Это единственное произведение Леонардо, принадлежащее Лондонской Национальной Галерее. Работа стала первым за столетие признанным учеными открытием нового произведения Леонардо. Оно было приобретено в Милане в 1880 году за 9 тысяч фунтов.
Слава Леонардо как универсального гения долгое время питалась лишь легендами. В результате Национальной галерее пришлось обратиться к министру культуры Эду Вэйзи (Ed Vaizey), который связался с министром культуры Польши и только после этого вопрос о приезде «Дамы с горностаем» в Лондон был окончательно урегулирован. А с начала XVI века в них исчезает формулировка «tutto di suo mano» («все своими руками»). Всё это сопровождается табличками с комментариями. Зная извилистый путь искусства и эпизоды его истории, когда творчество даже гениальных художников на какое-то время переставало быть «актуальным» (вспомним Рембрандта. ), подчеркнем: творения Леонардо никогда не подвергались «пересмотру». Возле магазина будут проводиться регулярные мастер-классы.
Так что лондонская встреча двух «Мадонн», возможно, станет единственной возможностью для исследователей непосредственно сопоставить два произведения. Состояние «Мадонны в скалах», принадлежащей Национальной галерее, которая так и не была перенесена с дерева на холст, также оставляет желать лучшего. Его старшие современники, представители самых разных художественных школ (Мантенья, Мессина, Делла Франческа, Боттичелли и многие другие) уже продемонстрировали возможности нового искусства. Так что и Леонардо и вслед за ним его «косвенный» ученик и последователь в изображении гармонического человека Рафаэль (оставивший нам в своей «Афинской школе» гипотетический облик Леонардо-Платона с поднятым вверх пальцем — жест Фомы Неверующего из леонардовской «Тайной вечери»), утвердившие высокое достоинство художника-концептуалиста», создали серьезные атрибуционные проблемы для будущих поколений любителей искусства и его биографов.
В конце XV века престиж занятия художеством стал много выше прежней его оценки как «ремесла». Польская ассоциация историков искусства оценила произведение в 300 миллионов евро. Изначально эта работа Леонардо должна была стать центральным полотном лондонской выставки. Знаменитый портрет в 1972 году посетил Москву, а в 1992-м— Вашингтон. Среди других он выделяется не только размером и внешним видом. Революция в передаче пространства (уход от готического условно-символического изображения к реально-чувственному, основанному на законах постигаемой глазом линейной перспективы), совершенная Мазаччо, а затем использованная его последователями, продолжилась трудами Леонардо. Речь идет не только о бесчисленных копиях, но и о мере участия мастера в написании картин.
Вчера в Лондонской Национальной галерее открылась выставка «Леонардо да Винчи: придворный художник миланского двора», которая продлится до 5 февраля 2012 года. В паре с принадлежащей Амброзиане работой Боттичелли «Мадонна под балдахином», созданной в 1490-е годы, «Мистическое Рождество» покажут этой зимой. Столь же бесконечны атрибуционные споры по поводу художественных работ Леонардо. Тут же можно увидеть фоторепродукции картин да Винчи.
Не забудем, что такой поворот к человеку происходил в пору, про которую современник Леонардо гуманист Марсилио Фичино говорил: «Я ничего не слышу, кроме шума оружия, топота коней, ударов бомбарды, я ничего не вижу, кроме слез, грабежа, пожаров и убийств». Для удобства покупателей появятся электронные помощники – информационные терминалы. Именем «человека без книжного образования» называют сегодня университеты, научные и художественные институты, музеи. Первый авторский вариант «Мадонны в скалах» находится во французской королевской коллекции произведений искусства с 1625 года (в здании Лувра— с 1830-го). В других случаях владельцы работ, предоставив их для выставки, рассчитываются за щедрость, проявленную Национальной галереей в отношении «проката» картин ранее.
Поговорка «Кто может многое, тому приписывают все» оказывается как никогда справедливой, если вспомнить, что даже тайну Туринской плащаницы те, кто не верит в ее божественное происхождение, связывают с протофотографическими опытами Леонардо ибо кто иной смог бы сотворить столь безупречную мистификацию под заказ нуждавшегося в «идеологической» поддержке Савойского дома. Его основатель Арманд Хаммер, за 2, 4 миллиона фунтов стерлингов приобретя в 1980 году на аукционе рукопись («кодекс») Леонардо с размышлениями по гидравлике и космологии, навсегда связал свое имя с именем гения (сегодня «Кодекс Хаммера» носит название «Кодекс Гейтса»: в 1994 году владелец «Майкрософт» купил рукопись уже за 30 миллионов долларов). Ибо не менее радикальным было открытие им воздушной перспективы. Калифорнийский центр спонсирует Музео Идеале Леонардо да Винчи в Винчи (открыт в 1993 году). Картина, купленная князем Адамом Ежи Чарторыйским в 1800 году, в 1940-м досталась нацистам, а в 1945-м была обнаружена американскими военными и возвращена краковскому музею семьи Чарторыйских. Новый хобби-гипермаркет станет витриной всей сети Леонардо. «Мадонна в скалах» написана на дереве из-за чего очень хрупка ранее работа никогда не покидала стен галереи.
Принимает гостей последнее пристанище гения усадьба Клу во Франции. Мартин Кемп (Martin Kemp), ведущий британский специалист по творчеству Леонардо, поделился своей обеспокоенностью относительно приезда на выставку из Лувра «Мадонны в скалах»— произведения, которое и без того находится не в очень хорошем состоянии. Коллекционеры найдут много интересного в арт-бутике, принадлежащем «Беляево». И если героический авангард XX века дерзко выбрал именно их в качестве предмета своих игр, значит, что они представляли собой квинтэссенцию искусства живописи. В этом году «Портрет музыканта» впервые покинул Италию— для участия в Лондонской выставке. Читать и расшифровывать его тексты — головоломная задача для исследователей.
После Второй мировой войны работа лишь однажды выезжала из Милана: в прошлом декабре она экспонировалась в комплексе Капитолийских музеев Рима. В некоторых случаях договорились об обмене: работа Карло Кривелли (Carlo Crivelli) отправится в Эрмитаж, полотно Алессандро Боттичелли (Alessandro Botticelli)— в Амброзианcкую библиотеку, а рисунок Леонардо— в Лувр. Возрождение, тенденции которого, зародившиеся еще в период Проторенессанса (XIII и XIV века), особенно ярко проявились в творчестве Джотто, вызревало долго ибо было огромного масштаба переломом в человеческом сознании.
Работа никогда ранее не предоставлялась на выездные выставки. Тремя неделями позднее поступила информация о том, что администрация Лувра дала согласие предоставить на выставку «Мадонну в скалах». В переговорах по поводу картин— участниц выставки, состав которых был одобрен попечительским советом галереи, самым активным образом участвовал директор Национальной галереи Николас Пенни (Nicholas Penny). Его многочисленные разработки и записи веками хранились под спудом в различных собраниях. Не так давно полотно переодели в новую, точнее, старую итальянскую раму, относящуюся к тому же периоду, когда была создана сама работа.
Да и «производное» ее, живописная «дымка», смягчающая резкость контуров и придающая естественность формам на полотне, отныне стала обиходным средством художников. Так, про великого своего предшественника, с именем которого и связано начало новой эпохи в живописи, он записал: «Флорентиец Томмазо, прозванный Мазаччо, показал своим совершенным произведением, что те, кто вдохновлялись не природой, учительницей учителей, трудились напрасно». В Милане открыт Национальный музей науки и техники Леонардо да Винчи. Януш Чоп (Janusz Czop), главный хранитель Национального музея в Кракове (частью которого является Музей Чарторыйских), был среди выразивших обеспокоенность по этому поводу.
Национальная галерея, чтобы «расплатиться» с Амброзианой, предоставит ей «Мистическое Рождество» Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), написанную в 1500 году. Теперь заказчики оплачивают заранее оговоренные в контрактах «invenzione» и «ingegno», то есть оценивают то, что мы сегодня называем концепцией, — замысел и художественный способ исполнения. Этот светский человек вовсе не был похож на анахорета (Микеланджело, всю жизнь «воевавший» с Леонардо, однажды назвал его «скрипачом»). Но тот же Фичино с гордостью провозгласил: «Кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил и что он некоторым образом мог создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал». Абсолютное владение искусством перспективных и ракурсных построений позволило Леонардо показывать фигуры в естественных разворотах и его «спиралевидные» «постановки» (без той гипертрофированной условности, которая разовьется у художников следующего поколения) демонстрировали абсолютную свободу существования персонажей в среде.
В Амброзианской библиотеке картина находится приблизительно с 1671 года.