Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) — известный английский портретист и пейзажист.
Начав с лепки мелких фигурок животных, в 10 лет уже писал пейзажи. Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). «В ипсуичский период творчества заметнее всего влияние на Гейнсборо голландца Яна Винантса (англ. )русск. — оно больше, чем влияние Рёйсдала и проявляется в более обобщённой трактовке почвы, песчаных берегов, срубленных деревьев, широко написанной листвы. В своей живописи он часто обращается к теме пейзажей и окружающей природы. Там он жил до 1749 года. Возможно, одним из его учителей был Г. Гравело.
Картина не была закончена, но тем не менее осталась очень знаковой в творчестве Гейнсборо. Мастер стремился к тонким и нежным полутонам, мягкой светотени. «В ипсуичский период творчества заметнее всего влияние на Гейнсборо голландца Яна Винантса (англ. )русск. — оно больше, чем влияние Рёйсдала и проявляется в более обобщённой трактовке почвы, песчаных берегов, срубленных деревьев, широко написанной листвы. Желтый шарф сочетается с коричневой меховой муфтой, лежащей на коленях. На картине изображена женщина, которая всего смогла добиться только собственным трудом и талантом.
Гуляя по старинному парку, красивые молодые люди наслаждаются природой, благородство их чувств тонко передано в движениях рук, во взглядах, в выражениях лиц. The Woodcutters Return Художник почти не использовал натурные наблюдения в своих пейзажах: приступая к работе, он строил на столе небольшую модель из камешков, веток, песка, кусочков мха, а затем воспроизводил её на холсте. Гейнсборо пишет и пейзажи. Колорит картины «Дама в голубом» построен на голубоватых, жемчужно-серых благородных тонах.
Сам двойной портрет супружеской пары очень яркий, но точность изображения подчеркивается буколическим окружением – зеленью рощи, желтизной спелой пшеницы на поле. Английский художник и график, крупнейший мастер национальной школы живописи. Все основные заработки художник получал от написания портретов.
На поприще создания их портретов, Гейнсборо быстро добился успеха и популярности. Примером таких произведений можно назвать «Портрет четы Эндрю». А на конце темной шелковой ленты, завязанной под подбородок, виднеется золотое распятье. Она повернулась слегка влево. 1727, Садбери, Суффолк — 1788, Лондон.
В Национальной галерее хранится ряд картин Гейнсборо в этом жанре. Вот таким образом данная картина не отражает какого-либо определенного места его родного города. Каждая деталь здесь призвана подчеркнуть прогрессивный характер хозяйства в Обри.
«Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж). В 1774 году Гейнсборо и его семья переезжают в Лондон.
Художник увлекался произведениями Уильяма Хогарта и даже копировал его стиль. Маленькая белая собачка ласкается к своей хозяйке, дополняя эту идилличную, полную поэзии картину безоблачного счастья, благополучия, внутреннего согласия. Работая над портретом старшей дочери Мери (1749-1826), Гейнсборо отказался от пейзажного фона, который эффектно гармонировал с его возвышенными образами.
Так написал свой лучший пейзаж Томас Гейнсборо. Томас Гейнсборо – английский пейзажист и портретист восемнадцатого века. В последние годы жизни художник рисует много простых пейзажей. В поздних пейзажах, как и в портретах, манера мастера становится более свободной, порой почти эскизной. Кристи, зачинателя известных и поныне торгов, 1778, Малибу, Калифорния, Музей П. Гетти).
Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо». Один из его братьев, Хэмфри, был механиком и изобретателем. В излюбленной серебристо-голубоватой красочной гамме написан «Голубой мальчик» (портрет Дж. Подходы Гейнсборо предвещают искания романтизма. Колорит его работ становится все утонченнее, а исполнение виртуознее.
Но портреты, которые они пишут, совершенно различны по манере, технике, колориту. Но его пейзажи не очень хорошо продавались. Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. Вскоре он обзавёлся собственной мастерской.
В 1752-м у художника уже две дочери, он по-прежнему небогат, даже влезает в долги. Его не интересует ни профессия, ни общественная роль изображаемого лица. Светлый колорит облика выделяется на темном фоне играющем тенями.
Художник часто изображал своих дочерей, особенно в их детские и юношеские годы. Они, будь то дочери, будь то герцогиня или куртизанка, удаются ему великолепно. На лице легкий румянец, серьезно смотрят карие глаза. Работая над портретами «для себя» художник в большей степени раскрывал свой талант, т. к. Таким образом Гейнсборо передает благородство своих моделей.
Родился в семье торговца сукном. В 1748 году художник рисует картину, получившую название «Лес Гейнсборо». Однако вскоре брак распался и Мери, к тому времени страдавшая от тяжелого психического заболевания, прожила остаток жизни вместе с младшей сестрой Маргарет. Портреты Гейнсборо часто сравнивают с работами его современника Джошуа Рейнольдса. Лучше всего у него получаются портреты. В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей.
Последними словами Томаса Гейнсборо были: «Все мы отправимся на небо и Ван Дейк с нами». В 1740 году ему разрешили поехать в Лондон для учебы. Умер 2 августа 1788 года от рака.
Техника его легка и виртуозна. В 1750 году семья переезжает в Ипсуич. В своих пейзажах он стремится передать световоздушную среду — ветер гонит облака, шелестит листвой, дали подернуты дымкой, контуры предметов и очертания человеческих фигур теряют четкость в потоках воздуха и солнечного света. Он шел за своей интуицией, за собственным чувством света и цвета.
В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее.
Уравновешенность и спокойствие сменяются мощным движением. Но пейзажи были не столь популярны и не приносили особого дохода. Но с 1780 года его влияние усиливается. Гейнсборо ценил в природе естественную, скромную красоту, созвучную переживаниям человека. Слева от дороги юноша копает гравий или песок.
Его собака уже устала ждать хозяина и уснула рядом. Жил мальчик в столице у серебряных дел мастера. Глядя на них, мы почти слышим их неторопливый разговор, шуршание травы под ногами. Первую картину Томас написал в 1745 году – бультерьер на фоне пейзажа. Здесь он изучал рисование, стал писать свои первые пейзажи, занимался правкой старых картин, а также помогал другим художникам. Больше всего его привлекали сельские буколики. Изображённое на заднем плане картины поместье Обри с пасущимися на нём овцами принадлежало Картерам и, по всей видимости, было частью приданого миссис Фрэнсис. Этот художник выиграл «битву художников» с другим талантом своего времени – Джошуа Рейнолдсом, став ведущим британским портретистом второй половины восемнадцатого столетия.
Картина Утренняя прогулка создана художником в 1785 году. Больше всего он интересовался пейзажами, делал зарисовки растений. Его связывала дружба с композиторами и исполнителями, портреты некоторых из них он написал, например, И. Х. Баха, сына великого композитора (1776, Болонья, Гор.
музей) инструменталиста К. Ф. Эйбела (до 1777, Сан-Марино, Калифорния, Художественная галерея Хантингтон). У них рождается две дочери.
Пейзажи продавались плохо и Томас все больше концентрируется на портретах. ПЕЙЗАЖ занимает особое место в творчестве мастера. На редкость необычным был творческий метод Гейнсборо. Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу.
Тогда же умирает отец Томаса и рождается первая дочь. Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку». У неё изящный профиль. Чаще всего он располагает фигуру посередине холста. Вообще техника художника в это время виртуозно легка и похожа нежностью тонов на акварель».
Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. В том произведении Гейнсборо соединил, казалось бы, несоединяемое. Но художник не следовал ему – был слишком индивидуален.
Эта женщина – прежде всего характер, личность и должна быть интересна именно с этой позиции. В 1746 году Гейнсборо женится на Маргарет Барр. Вот таким образом художник вынужден был вернуться в Седбери.
Один из лучших пейзажей, «Возвращение с жатвы», написан под влиянием Рубенса, но он более лиричен и романтичен. Он пишет любимые пейзажи и начинает практиковаться в портретах в стиле Ватто. Известно, что художник больше любил писать пейзажи, а не портреты. Описание картины подводит к мысли, что пейзажистом, как он и хотел, художник стал. Хорошенькая девушка пришла его проведать.
Он предпочитал пейзажи. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Его отец Джон торговал сукном и изделиями из него. Технически художник очень вырос и его любимые пейзажи удаются ему с блеском. В творчестве Гейнсборо пейзаж играл не менее важную роль, нежели портрет.
В нем гармонично присутствуют лиловатые, жемчужно-серые и оливковые тона. В своем творчестве художник неизменно стремился показать, что человек и природа едины. Картины «Утренняя прогулка» или «Собиратели хвороста» отличаются мастерской композицией, близостью и любовью к природе, теплотой и простотой отношений между собой. Детство будущий художник провел в месте, которое сейчас называется Домом Гейнсборо. Палитра художника необыкновенно свежа и красива: будь то переливы серебристо-голубых, нежных зеленых тонов интенсивно-синий, насыщенный розовый или ярко сияющий красный, бархатистая охристо-коричневая гамма и, наконец, нескончаемые вариации белого. Костюмы моделей и манера держаться характерны для многих будущих портретов Гейнсборо (1727-1788) и являются определенной чертой популярного в XVIII веке жанра портретной живописи, так называемого conversation piece (с английского – «беседа») – картины изображающей группу людей, как правило, членов семьи, за каким-нибудь обыденным занятием.
Он сам обучал девочек рисунку и пейзажной живописи. «Портрет Сары Сиддонс» подчеркивает ее обаяние и мечтательность. На плечи наброшен желтый шарф, в руках меховая муфта.
Он известен также своей графикой. В других портретах, написанных художником, как, например, «Герцогиня де Бофор», «Дама в голубом», «Утренняя прогулка» используется очень характерный колорит, где гармонически сочетаются серебристые, серые, оливковые, жемчужные тона. Гейнсборо был неутомимым рисовальщиком. Мастер писал жидкими красками и очень длинными (до шести футов) кистями. Гейнсборо пишет и пейзажи.
Он держит в руке большую шляпу с белым плюмажем. не было необходимости оглядываться на пожелания клиента. Это тоже были своего рода композиции портрета и пейзажа, которые изобрел Томас Гейнсборо. Но в 1774 г. Гейнсборо снова переезжает в Лондон. Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Одно из наиболее известных произведений, которое в это время написал Томас Гейнсборо, – «Портрет мальчика в голубом». Она одета как в жизни, но при этом подчеркнут ее вкус интеллект, обаяние и красота.
Искусство Гейнсборо складывалось под воздействием широкого круга живописцев. Позже накопленные таким образом мотивы подсказывали композиционные решения полотен. Он стоит на фоне вечернего пейзажа, выполненного в оливковых и коричневых тонах. Ок. Гуляющая по лесу пара возникает перед нами как образец супружеской гармонии и верности. Большинство из них остались незаконченными.
В то же время краски живой природы отразились в цветовом решении его полотен. Рано проявившийся талант сформировался очень быстро. Ровно постриженные живые изгороди из боярышника, «пятибалочные» (нового образца) ворота. Но художник видел этот пейзаж именно в такой композиции и не иначе.
В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество. Заказы текли к нему рекой. Но они продавались плохо и художник перешел к портретной живописи, соединив портрет и пейзаж в «Портрете четы Эндрюс», чьи образы близки к образам произведений английской сентиментальной литературы. Не делая эскизов, он начинал работать сразу на холсте в затененной мастерской, постепенно впуская все больше света, чтоб выхватить детали, но никогда не прибегал к мелочной отделке.
Через его руки прошла масса портретов, в которых он старается добиться максимального сходства, а не передачи общественного положения человека. Тогда художник соединяет портрет и пейзаж – это впервые случилось в 1749 г. Более 200 лет картина находилась в собственности семейства Эндрюс и была скрыта от глаз широкого зрителя.
В это же время он женился и у него родилось две дочери. Главное в его портретах – поэтическое раскрытие настроения изображаемого. В ноябре 1768 г. Рейнольдс пригласил Гейнсборо стать одним из 36 членов-основателей Королевской Академии. Справа от дороги стоят два осла. Его композиции — это, скорее, вариации на темы реальных природных мотивов.
Но это сотрудничество прошло под знаком соперничества Гейнсборо с Рейнольдсом. Здесь же, в Бате, Гейнсборо пробовал создавать офорты. Он даже не слишком-то выезжал за пределы мест, где провел детство и юность. Известно, что художник был замкнут и не очень любил общаться.
В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее. Художник максимально отобразил внешние особенности юной особы и как будто сумел передать через мелкие детали образа её внутреннее состояние. Это были заказы от местных торговцев и сквайров. Дело в том, что он пишет портрет короля Георга Третьего и членов его семьи, а затем становится любимым художником царствующего дома. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Сильное впечатление произвело на него позднее творчество Рубенса и в особенности его пейзажи.
Великий английский художник писал картины до конца своей жизни. Теперь среди рисунков художника главное место занимают пейзажи и сцены деревенской жизни. Томас был девятым ребенком в семье. Его пейзажи строятся на криволинейных очертаниях, образующих водоворот, движение развертывается по спирали, втягивая взгляд зрителя. В изображении же крестьянских детей ощущается знакомство мастера с творчеством Мурильо.
Родители назвали ее Мэри. Уже в 13 лет он уехал в Лондон и стал обеспечивать себя сам. Художник также практиковал в своем творчестве своеобразные жанровые сцены.
Но Томас Гейнсборо продолжает писать портреты, особенно женские. А поскольку портреты лучше продавались, он изобрел новшество в этой области. Он копировал их картины и пользовался их техникой в создании своих собственных полотен. В те времена наиболее модным художественным направлением в Европе становился академизм.
Сатиновый сюртук небрежно застёгнут на одну пуговицу, на ногах чёрные, до колена, бриджи. Он рисовал быстро, а его зрелые работы характеризуются светлой палитрой и легкими мазками. Голову венчает черная шляпа с перьями. Приблизительно в это время начал писать портреты.
Кажется, само движение руки и кисти художника подчиняется этой звучащей в нем музыке. Это не только изобразительный и эмоциональный фон большинства его портретов. Особое влияние на него произвело искусство таких художников, как Рубенс и Ван Дейк. Поверх чепца надет популярный в то время соломенный бержер с подвёрнутыми полями.
В значительной степени в пейзажах реализовался и дар Гейнсборо-анималиста. Техника живописи тоже обретает все большую своеобразность. Ее портреты писали и Рейндольдс и Лоуренс.
Темные, тонкие брови и небольшая здоровая румяность молодых щек. Ее тонкая шея будто не в силах вынести тяжесть прически и голова чуть-чуть склоняется, как экзотический цветок на тонком стебле. Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. В 1774 году Гейнсборо перебирается в Лондон, где избирается в Совет Академии.
Он был одним из основателей Королевской Академии живописи. Сочиняя свои пейзажи, он сооружал на столе своего рода модели, составляя их из камней, мха, сухих трав, кусков зеркала, которые увеличивал, превращая в скалы, леса и воду. Особенно Гейнсборо удавались женские образы.
Они заняты делом или отдыхают, являясь органичной частью мира, в котором живут. Мать звали Сюзанной. Там он и поселился.
Реальность пейзажей Гейнсборо была своеобразной. Он сам был способным музыкантом, профессионально владевшим виолой-да-гамба. Гармония цвета на его картинах прекрасно сочеталась со своеобразным ритмом произведений, который критики даже называли «музыкальным». Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо».
Гейнсборо пишет и пейзажи. Богатые влюбленные изображены на фоне естественного пейзажа. И она знает это. Осанка подчеркивает величие актрисы. Начиная с 1761 года Томас Гейнсборо выставляется в лондонском Обществе художников.
И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе». У Дамы в голубом мечтательный взгляд, мягкая линия плеч. Он старается создать слияние портрета с окружающей средой.
Портретное искусство давалось ему не менее хорошо. Уже упоминаемая работа «Сэр Эндрю с женой» – своеобразная проба кисти в этой области. Там же Гейнсборо познакомился с картинами А. Ван Дейка. Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо».
Гейнсборо же показывал естественную жизнь природы и жизнь человека в природе. Именно это сделало настоящим мастером такого художника, как Томас Гейнсборо. Гейнсборо считал себя по преимуществу пейзажистом. Портрет Сары Сиддонс считается портретным шедевром Гейнсборо. В нижнем левом углу картины дровосек увязывает кипу хвороста.
Его фигура выделяется на фоне облачного неба и вечернего пейзажа. Портреты знаменитого фламандца оказали очень сильное влияние на его творчество. Внешне невозмутима, с загадочным, пронизывающим взглядом темно-карих глаз. Однако талант мастера схватывать и верно передавать живое сходство и характер модели, его тонкий поэтический дар одухотворения образа ломают застывшие каноны парадного портретирования.
Снежно белый цвет молодой кожи девушки заставит восхититься любого человека. Высокий напудренный парик завершает образ. В 1960 г. она была приобретена Лондонской Национальной галереей. Охотничий костюм, кремневое ружьё, собака, расслабленная и непринужденная поза Роберта Эндрюса подчеркивают его социальный статус (нетитулованный мелкопоместный дворянин, довольно обеспеченный). Художник часто писал свои композиции с изображением людей на фоне английских пейзажей. В полотне соединились оба таланта художника – портретиста и пейзажиста. Местами они углубляются или, наоборот, становятся светлее. Он родился в Седбери (графство Саффолк). Но часто художник создавал пейзажи для собственного удовольствия.
Мир Гейнсборо наполнен покоем и гармонией. Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой. В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Так написан «Голубой мальчик», где художник, с одной стороны, развивает традиции аристократического портрета, заложенные еще Ван Дейком, а с другой – вкладывает в него нечто интимное, музыкальное, оригинальное. В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее.
К 32 годам у него «выстраивалась очередь» из желающих, чтобы он нарисовал их портрет. По колориту это живописное произведение симфонично. он пишет лошадей, пасущихся коров, пробегающих или дерущихся собак.
В 1745 году Томас Гейнсборо открывает в Лондоне собственную мастерскую. В большинстве своем они изображают самых разных людей на фоне восхитительного пейзажа. Кроме того, Томас Гейнсборо успевал рисовать и пейзажи. Весь облик дамы утонченно-благородный. Этим он и начинает заниматься.
Став модным художником, Томас Гейнсборо переезжает в Бат к своим сестрам.