«гадалка» — картина Жоржа де Латура.
Выходец из польских дворян Генрих Семирадский посвящает работу ворожбе в Андреев день (13 декабря), причем в этом достаточно салонном произведении художник использует стандартные штампы: тут вам и драматическая светотень и скрюченная старуха и нежные девы — причем опять контрастные, одна в декольте, другая в вышиванке, то есть барышня и служанка. От него не отвлекают ни яркие одежды, ни блестящая в руках гадалки монета. Под конец столетия становится свободнее: советские и российские мастера, заново открывающие для себя русскую историю, будто возвращаются в XIX век, следуя упоминавшемуся выше «историческому» подходу Константина Маковского. Своих «Гадалок» написали такие великие мастера эпохи барокко, как Караваджо (1594 год) и Жорж де Латур (между 1630 и 1639 годом). Фальшивую «Гадалку» потом подсунули вместо старой картины схожей тематики, которая висела в одном французском замке и история которой прослеживалась с 1879 года.
Она при этом, скосив глаза, наблюдает за своей жертвой. Считать эти картины жанровыми трудно: слишком много в них романтизма и поэтичности. Самые ранние картины на этот сюжет многое заимствовали у европейских образцов.
В действии только руки и избегающие друг друга или перекрещивающиеся взгляды. При этом, пишет Райт, фальшивки «доказали» подлинность друг друга. ---А с предсказаниями – было. Его «Гадание на картах» изображает двух девушек и карты для них — атрибут, а не намек на душевную драму.
Одна картина была куплена Лувром. Подлинность «Гадалки» была подтверждена сравнением ее с двумя версиями «Шулера». её зовут Ирина. Обе картины всплыли в 20-х годах, они находились в частных коллекциях и в первый раз могли быть изучены специалистами. Именно на этом напряжении построен сюжет полотна. И по работе. Особого новаторства в изображении женщины в темноте со свечой и зеркалом нет — Жорж де Ла Тур в 1640 году так же написал «Марию Магдалину».
Они использовали тему гадания в назидательных целях изображая наивных людей, которых та же предсказательница и обкрадывала (на картинах видно, как гадалка ворует деньги из их кармана или кольцо с пальца). Это однозначно. Так, учившийся в Риме художник Василий Шебуев явно цитирует в своем «Автопортрете с гадалкой» те полотна, которые он видел в Европе. Противопоставлением занят и Вильгельм Голике в своем полотне «Гадание у колодца»: бродячая цыганка с темнокожим младенцем, примотанным к спине, здесь общается с фарфорово-прекрасной селянкой и отроком с льняными волосами. Эффект был таким сильным, что иллюстрация к Жуковскому стала, пожалуй, единственной картиной на «русскую народную» тему Карла Брюллова — гражданина мира и любителя полногрудых смуглых итальянок. Но эта И. – скорее научный работник, чем стихийный или народный деятель. По его маме, по друзьям и бизнесу.
Среди цыган – яркая творческая жемчужина Николай Сличенко. И только Константин Васильев, спорный, но самобытный, в своем «Гадании» больше интересуется потусторонним, вот таким образом его девушка со свечой почти также загадочна, как и брюлловская «Светлана».