Академия пыталась возглавить зарождавшееся движение. Его овальный зал (1730-е гг. ) отмечен грацией форм, непринужденным изяществом. В городе Леду планирует «Дом братства», «Дом добродетели», «Дом воспитания». Главный (входной) и задний фасады украшены пилястрами — плоскими вертикальными выступами стен в виде четырёхгранных столбов имеющих те же детали, что и колонна: основание (базу), ствол и венчающую часть (капитель). Обнаруживая истинный вкус, она не портит эти помещения, рассчитанные на интимное настроение, ничем роскошным, помпезным, нарочито дорогостоящим. Так, проектируемый им в городе Шо «Дом садовника» представлял собой огромный шар, лишенный окон, «Дом директора источников» представал как монолит, с вписанным полым цилиндром, куда устремляется текущий с горы поток. Его проектировали несколько архитекторов.
60, 3). Его проекты были выполнены в неоклассическом стиле. Рассказывают экскурсоводы и о том, что частные королевские покои (например, постель Марии-Антуанетты) впоследствии нередко служили местом скандальных похождений влиятельных особ, которые приезжали сюда комфортно провести ночь. Обстановка интимных помещений второго этажа почти такая же, как во времена королевы. Сходный мотив, однако уже в измененном виде, — колонны заменены пилястрами — звучит в двух соседних сторонах, но каждый раз иначе, поскольку из-за разницы уровней в одном случае здание имеет два этажа, в другом — три. Не власть королевы должна подчеркиваться здесь, а прелесть молодой женщины, образ которой тонко воспроизводится всеми окружающими ее предметами.
Творчество Габриэля как бы продолжило и развило ту линию французского зодчества, которая наметилась в поздних постройках Жюля Ардуэна-Мансара (Большой Трианон и капелла в Версале), в восточном фасаде Лувра. Их последователем стал шотландец Александр Томпсон, который за свое скрупулезное отношение к воспроизведению греческих форм получил прозвище «Грек». Это была пора сентиментализма и пасторалей.
Помимо революционных выступлений в названных странах, движения народного протеста затронули в той или иной степени и остальные страны Европы. Все его фасады оформлены в едином стиле, но каждый — по-своему. Проект известного декоратора Мейссонье (1726), попытавшегося перенести принципы рокайля на наружную архитектуру, был отвергнут. Архитектор понял свою задачу гораздо шире, чем его заказчик.
В эту переходную эпоху складывается и расцветает творчество наиболее пленительного мастера французской архитектуры Жака Анжа Габриэля (1699—1782). 61). Оно было основано на возвращении к классическим греческим образцам архитектуры. Малый Трианон — не роскошный загородный дворец. Он характеризуется решительным поворотом к античности, ставшей не только вдохновительницей художников, но и сокровищницей применяемых ими форм.
Главный салон Домика удовольствий выложен белыми с лазурью узорчатыми фаянсовыми плитками. Стиль Габриэля как будто отвечает требованиям Мариньи, но это чрезвычайно самобытное и органическое явление, порожденное естественным, «глубинным» развитием зодчества Франции. Традиционная тема загородного замка решена здесь абсолютно по-новому. Габриэля.
К примеру, были задумки о создании передвижных обеденных столов. В построенных им в 1710-х гг. В этом же направлении, лицом к дворцу, ориентирован конный монумент Людовика XV. Луи Филиппом южная сторона застройки, образующая Королевский двор. Город повернулся лицом к Гаронне — своему главному украшению.
Дело при этом не ограничивалось возведением отдельных зданий. Место усадебных замков занимают городские особняки, так называемые отели. Таким образом, в этих постройках, спроектированных в 1753 году и начавших сооружаться в 1757—1758 годах, Габриэль наметил такие принципы объемно-пространственного решения, которые получат развитие в период зрелого классицизма. Ученик Блонделя. Леду создал проект эллиптического в плане города.
Традиционная тема загородного замка решена здесь абсолютно по-новому. Один из виднейших архитекторов рококо Жермен Бофран (1667—1754) в своем трактате «Livre dArchitecture» (1745) прямо говорил, что в настоящее время декор интерьера— это совсем отдельная часть архитектуры, которая не считается с декором наружной части здания. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр.
Целью поездки было ознакомление с итальянским искусством — этой колыбелью прекрасного. Среди низ: Ж. Берен, Пьер Ленотр, Лассюранс, Ж. Боффран, Робер де Котт и многие другие.
Своей целью он считал создание «говорящей архитектуры», суть которой должна была открываться через природную среду. Более интересная парижская церковь Сен-Сюльпис, начатая также в 17 в. К 20-м гг.
Не случайно такую большую роль приобрели в это время художники-декораторы, умеющие с поразительной тонкостью и совершенством оформить интерьер. Такие же узоры имеются на рисунках изразцов и на коврах. Чего стоит хотя бы дома садовника и смотрителя. Выступая с позиций рационализма, он ратует за разумную, то есть естественную архитектуру. Только с учетом этих условий должна оцениваться роль абсолютизма в 17 столетии, установившегося в форме централизованной монархии во Франции и Испании и в своеобразной форме княжеского мелкодержавного деспотизма — в Италии и германских государствах. Мастер никогда не был ни в Италии, ни тем более в Греции. В последующие годы королева совсем немного меняет в убранстве маленького замка.
Вся система старого феодального города с хаотической застройкой, с запутанной сеткой улиц, включенных в тесные рамки городских укреплений, приходила в противоречие с новыми потребностями растущих торговых и промышленных центров. На соляных приисках Клод Никола задумал создать идеальный город. Этот стиль развивался одновременно с другими «историческими» направлениями (неоренессанс, необарокко и т. д. ).
Первые шаги архитектуры в новом направлении были еще неуверенны. Это оказалось возможным благодаря ее разносторонней ориентации. Утопизм, стремление к социальному идеалу, так свойственные эпохе революции, воплотил в своем творчестве Клод-Никола Леду (1736-1806), демонстративно отвергавший архитектурные приемы прошлых эпох. Чтобы развлечь себя и гостей, она повелела разбить вокруг Трианона небольшую деревушку. Парадные помещения были восстановлены в прежнем блеске. Композиция декора пронизана легким, капризным ритмом.
И наоборот, все эти качества усматриваются в архитектуре древних.
Такой же узор был на шелке, обтягивающем стены, на коврах и рисунках изразцов. Из небытия возвращена библиотека Марии-Антуанетты. 60, 1).
был построен над прудом изысканный храм Людовика XV, названный также павильоном Габриэля.
Барокко полностью исключается. Для паркового строительства характерно то же стремление к естественности. Первый выполнен в форме шара, а второй представляет собой цилиндр. Все остальные части стены оставлены абсолютно глухими, без проемов. И в то же время эта разница не кардинальная — это как бы вариации одной темы.
В результате этих перестроек от грандиозных интерьеров Лево и Ж. А. Мансара сохранилась только Зеркальная галерея, залы Войны и Мира и спальня короля. Нельзя не отметить и специальные комнаты «для приготовления варенья», «для супов», «для легких блюд», которые подавались перед десертом и «Кабинет благоуханий».
А потом она сама делает прыжок на подмостки сцены. В то же время архитектурно акцентирована лишь одна сторона площади — параллельная Сене. Сохранение многих ключевых позиций за абсолютизмом обусловило, однако, вначале довольно компромиссное решение градостроительных проблем. Малый Трианон – почти квадратное здание, поднятое на широкую каменную террасу. Главный фасад подчеркнут мощным глубоким шестиколонным портиком с фронтоном. Разработка проекта была поручена в 1755 г. Жаку Жермену Суфло (1713—1780), только недавно вернувшемуся из поездки в Италию. Коров здесь ежедневно тщательно мыли и повязывали им цветные бантики.
Малый замок в Шантильи арх. Композиция фасада Малого Трианона построена на соотношении 1:2. Его площадь стала осью дальнейшего развития Парижа.
Строительство переместилось в города.
В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально—М. Сходный мотив, но уже в измененном виде (колонны заменены пилястрами) использован с двух соседних сторон, но каждый раз иначе, поскольку из-за разницы уровней, в одном случае здание имеет два этажа, в другом – три. Зданиям Леду придавал формы кубов или параллелепипедов. В создании целостного пространства большую роль играет овальная форма плана.
На всех фасадах только прямые линии без единого изгиба. Робером де Коттом в 1732 г. была закончена отделка зала Геркулеса. В Шантильи особого внимания заслуживают манеж (1719—1740, рис. Претерпевает изменения и архитектурный стиль эпохи. 258).
62, 2), по праву считающиеся лучшими во Франции. Архитектура их отличается сдержанностью и изящной простотой. Это оказалось возможным благодаря ее разносторонней ориентации.
Часто здание строилось одним архитектором, а оформлялось другим. Через два года архитектор Давид Леруа едет в Грецию и затем выпускает увраж «Руины прекраснейших сооружений Греции».
В постройках 1760—1780-х годов более молодого поколения зодчих формируется новый этап классицизма. Из сооружений общественного характера, построенных в Париже в предреволюционные десятилетия, выделяется Хирургическая школа Жака Гондуэна (1737-1818). Это скорее особняк, вынесенный на природу. Творчество Робера де Котта (1656—1735), преемника Жюля Ардуэна-Мансара на посту королевского архитектора (он завершил строительство прекрасной по своей строгой, благородной архитектуре капеллы Версальского дворца), являет убедительный пример этого.
Фасад церкви расчленен на два яруса, каждый из которых имеет свой ордер. Подлинной жемчужиной Версаля является ансамбль Малого Трианона.
более молодого поколения зодчих формируется уже новый Этап классицизма. С этим связан отказ от регулярного, «искусственного» парка и расцвет пейзажного сада. Аналогично была сломана и по образцу северной построена вновь арх.
Именно миниатюрные размеры Малого Трианона помогли Габриэлю добиться такой собранности и стройности. Итоги итальянских впечатлений и размышлений вылились у Мариньи в словах: «Я вовсе не хочу ни нынешних излишеств, ни строгости древних — немножко того, немножко другого». Центр здания отмечен внушительным юртиком.
Причем по задумке автора сквозь полость последнего должен был течь ручей. Очень остроумно и абсолютно по-новому решает Габриэль границы площади. Все четыре фасада были оформлены по-разному: каждый из них по стилю соответствовал ландшафту той части парка, к которой он был обращен. Доступ во дворец был возможен лишь по личному приглашению Марии-Антуанетты. Все — как в былые времена, не хватает лишь трепета причастности к кругу избранных.
С одной стороны, площадь мыслится как преддверие дворцовых комплексов Тюильри и Лувра. Ясная логика архитектурных форм четко воспринимается при первом же взгляде. По обеим сторонам фасада возвышаются башни.
Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе. Позднее посреди небольшого пруда архитектор Ришар Мик создал на возвышенном островке Музыкальный павильон или Бельведер, — элегантную восьмиугольную «бонбоньерку» и на излучине протока храм Амура в виде открытой круглой колоннады — реплику на античный архитектурный образ ротонды.
В 1732 г. на конкурсе, объявленном на проект фасада, победил другой декоратор, Жан Никола Сервандони (1695—1766), обратившийся в своем решении к классическим формам.
Внутренняя планировка решена также с большой простотой и ясностью, отделанных в стиле классицизма (стиль Людовика XVI). Живописное окружение английского парка подчеркивает строгость форм павильона Габриэля. Этот маленький дворец предназначался в свое время для графини Дюбарри. Ничего мистического и иррационального — все разумно, строго и просто. Малый Трианон стал любимым местом пребывания французской королевы Марии-Антуанетты.
В парк деликатно вкрапливаются мостики через протоки, павильоны. Первый опубликовал по возвращении трактат «Обозрение древностей Геркуланума с несколькими размышлениями о живописи и скульптуре древних» и затем повел в печати очень острую борьбу против принципов рокайльного искусства, за строгость, чистоту и ясность архитектурных и декоративных форм. На этом месте Габриэль построил новый корпус, перекликающийся по своим внешним формам с фасадом Лувра. Павла (1661), разработал проекты часовниПемброк колледжа (англ. ) в Кембридже и Шелдонского театра (англ. ) в Оксфорде. Подгоняемые нетерпением королевы, сотни рабочих начинают колдовать над осуществлением планов инженеров и художников. Постройка его была задумана Людовиком XV как церковь покровительницы Парижа — св.
62, 1) Жака ДОбера и конюшня (рис. Этот маленький дворец предназначался в свое время для графини Дюбарри, он стал всемирно знаменит благодаря своим гармоничным пропорциям, элегантным линиям в стиле, привнесенном Паладинами. Таким вот образом карнавал в Трианоне продолжается круглый год. Планировщиком площадей и архитектором основных зданий был ученик Бофрана Эмманюэль Эре де Корни (1705—1763), работавший главным образом в Лотарингии.
Его замысел и лег в основу дальнейшего строительства. В этом же направлении — лицом к дворцу — ориентирован конный монумент Людовика XV. 306. ).
60, 2). Период раннего и зрелого рококо знает целую плеяду мастеров, создававших изысканные шедевры украшения внутренних помещений (Жиль Мари Оппенор, 1672—1742 Жюст Орель Мейссонье, 1693—1750 и другие). Они были созданы Ришаром Миком перед самой революцией (1783 — 1786) и в их появлении и характере в какой-то степени отразились влияния философа-просветителя Жана-Жака Руссо, его идеализация патриархального быта.
В ней ярко запечатлено столкновение сил реакции и прогресса, упорная борьба лучших людей того времени за высокие человеческие идеалы в условиях абсолютистского гнета и в суровой обстановке капиталистического общества. Самой интересной частью внутренних помещений является большой полукруглый зал анатомического театра с поднимающимися амфитеатром скамьями и каптированным сводом – своеобразное сочетание половины римского Пантеона с Колизеем. 18 в. остался незавершенным главный фасад.
Воздействие рационалистических просветительских идей раньше всего сказалось в архитектуре. Из этих чаш королева в своей молочной любила угощать гостей молоком от своих коров. 37-летнем возрасте Леду стал королевским мастером.
В середине 1750-х гг. В эти годы появляются увражи, посвященные памятникам античной архитектуры. И в то же время строгость форм и лаконичность решений делают его замечательным образцом классической архитектуры.
Расположенные одно против другого, зеркала дают множество отражений, обманчиво расширяющих пространство интимного салона — архитектурный образ словно переносит человека в мир мечты и иллюзий. С одной стороны, площадь мыслится как бы преддверием дворцовых комплексов Тюильри и Лувра: недаром к ней ведут из-за границ города три предусмотренных Габриэлем луча — аллеи Елисейских полей, мысленная точка пересечения которых находится во входных воротах Тюильрийского парка. Массивный объем прямоугольных очертаний поставлен на открытом участке площади. Стены, обшитые легкими панелями, членятся нишами на три части нижние прямоугольной формы панели образуют устойчивое основание, на них покоятся полуциркульные арки, они завершаются живописными панно («Амур и Психея» и др. ).
Математическая четкость в пропорциях фасадов не лишает здания большой живописности. (рис. Типичный образец рококо — интерьер отеля Субиз, созданный архитектором Жерменом Боффраном (1667—1754).
В своей практике он последовательно проводил этот тезис. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им. Жака Брюана (1718—1722) замечателен своими интерьерами в формах развитого рококо.
Суфло, кроме того изучал античные памятники Пестума. Соответственно укрупняется масштаб ордерных членений. Его внутренние стены сплошь покрыты дельфтскими изразцами ими выстланы и полы в залах. Леду признавал только «формы, которые создаются простым движением циркуля». Множество высоких окон хорошо освещает внутренние помещения.
Каждый год у королевы появляются новые прихоти, все более изысканные. Большие работы велись в королевских резиденциях Фонтенбло и Шантильи. на стр.
Левый фасад украшен колоннами, правый же ни колонн, ни пилястров не имеет. Главным достижением архитектора считается проект генплана Шо. В его архитектуре парадоксально сочетались легкость и классическая строгость. Внутренняя планировка решена также логично изящно и просто. Задумка не воплотилась в жизнь, но особое строение подвала сохранилось. А вот более тонкие материальные структуры, зависящие от тонких химических и биологических процессов, могут быть весьма неожиданными».
В то же время, архитектурно акцентирована лишь одна сторона площади, параллельная Сене. Они посетили незадолго до того начавшиеся раскопки Геркуланума и Помпеи. Сходный мотив, но уже в измененном виде (колонны заменены пилястрами) использован с двух соседних сторон, но каждый раз иначе, поскольку из-за разницы уровней, в одном случае здание имеет два этажа, в другом – три. Фарфоровый Китайский домик поистине был сооружением затейливым.
Архитектура европейского неогрека ограничена парламентами, храмами и музеями. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. – все искусственное, но производящее впечатление настоящего.
Исключений не делалось даже для самого короляВ 1774 году на трон вступил Людовик XVI и сразу же пожаловал дворец и прилегающую к нему часть парка своей супруге Марии-Антуанетте. Для королевы построили миниатюрный театр. Академия же записывает правила архитектурной гармонии в деректив, создав таким образом «рецепт красоты» Этот рецепт обращён к античности, он переписывает античность под себя, но не слепо копирует. Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование».
В цоколе разместились выставочные залы. Неогрек – это направление в архитектуре, возникшее в 20-х годах девятнадцатого столетия. На антаблементе портика установлены статуи муз и богинь, определяя назначение здания.
Новым широко распространившимся типом общественного сооружения стал в этот период театр. Малый Трианон – почти квадратное здание, поднятое на широкую каменную террасу.
Господствует рационализм, выделяются оси, например, портиком или фронтоном. Среди теоретиков зодчества выделяется аббат Ложье, чьи изданные в 1753 г. «Этюды по архитектуре» вызвали оживленный отклик в широких кругах французского общества. Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. В. Алпатову, А. И. Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3.
Архитектор скончался в Париже 4 января 1782 года. Это обширное двухэтажное сооружение с большим двором. Новые потребности эпохи поставили проблему создания типа городского жилого дома-особняка.
Вместе с этим сооружением Гондуэн задумал перестройку всего квартала. Именно в общественных постройках ярче всего выражаются принципы новой архитектуры. В постройках 1760—1780-х гг.
В королевской деревне находились мельница, птичник и молочная. Но уже становится очевидно, что Франция тяготеет к классицизму. Академия объявила конкурс на создание площади для этого памятника.
Прежде всего по лугу прокладывается тихий, лирически бормочущий ручеек. Активное движение из него может, по существу, развиваться только вперед через бульварообразную площадь Каррьер и триумфальную арку, чтобы, выйдя на площадь Станислава, тут же оказаться прегражденным монументальным зданием ратуши. С этих позиций критикуется все феодальное общество и его порождение — стиль рококо, как лишенный логики, разумности, естественности. Малый Трианон – почти квадратное здание, поднятое на широкую каменную террасу.
Выдвигается принцип утилитаризма, связывающийся воедино с принципом естественности здания, образцом чего служат античные сооружения, столь же естественные, как и утилитарные, все формы которых продиктованы разумной необходимостью. Словом, все, что определяется физическими законами. За свою долгую жизнь Габриэль былпервым архитектором короля, президентом Академии архитектуры, а такжевоспитал немало учеников. Среди низ: Ж. Берен, Пьер Ленотр, Лассюранс, Ж. Боффран, Робер де Котт и многие другие.
Кубическую форму здания с чёткими гранями углов не нарушают обильные украшения. Многочисленных посетителей и туристов интерьеры Китайского домика просто изумляют. После второго конкурса, проведенного в 1753 году лишь среди членов академии, проектирование и застройка были поручены Габриэлю, с тем, чтобы он учел и другие предложения. Участком, выбранным под площадь, был обширный пустырь на берегу Сены на тогдашней окраине Парижа, между садом Тюильрийского дворца и началом ведущей в Версаль дороги. Дворец был выстроен в 1763 — 1768 годах по проекту архитектора А. -Ж. Архитектор скончался в Париже 4 января 1782 года. В самом павильоне главный интерес представляет королевская обстановка.
Хрупкие изящные лепные рокайли (формы плоских раковин) сплетаются с лепными цветочными гирляндами и стеблями, с лентообразными обрамлениями. Рационализм художественного образа, выраженный столь торжественно и монументально, оказался чрезвычайно близким мироощущению революционных лет и только что законченная церковь была превращена в 1791 г в памятник великим людям Франции. Архитектурное направление неогрек появилось, благодаря работе двух архитекторов – немца Лео фон Кленце (1784-1864) и француза Анри Лабруста (1801-1875). архитектором Виктором Луи (1731—1807).
И в то же время эта разница не кардинальная — это как бы вариации одной темы. Жене-вьевы, место хранения ее мощей. парижских особняках (отель де Тулуз и отель дЭстре) замечается облегчение архитектурных форм, свободное развитие декора. Здесь королева чувствует себя прекрасно и вскоре до того привыкает к такому свободному образу жизни, что по вечерам ей все труднее становится возвращаться в Версаль. Характерно, что улицы, выходящие на площадь Станислава, отъединены от нее решетками.
Дворец сочетает в себе миниатюрность со своеобразной монументальностью.
В Фонтенбло Габриэлем в 1749—1751 гг. Классицизм становился модным при дворе.