Одной из таких картин является творение Фридриха Каспара «Двое, созерцающие луну».
Самые большие крикуны говорили тихо и серьёзно, словно в церкви. Они посещают мастерскую Фридриха. А. И. Тургенев пишет об этом: «Вчера были у Фридриха в atelier. Слепящий свет, окутывая сцену, заставляет сиять и саму картину.
Сейчас я ощущаю его присутствие вот в этих камышах. Каспар Давид Фридрих родился в городе Грайфсвальд 5 сентября 1774 года. Фридрих испытал особое влияние Рунге, которое выразилось прежде всего в пристрастии к контрастному разграничению разных частей композиции, начиная с затемненного первого плана к светлому дальнему, следуя через ярко окрашенный средний, как, например, в «Восходе луны над морем» (1822). Композиции его насыщены эмоциями. Думаю, что ответ не может быть однозначным.
В 1818 году он женился, что стало полной неожиданностью для тех, кто его близко знал. Философия перехода от затемнения к свету встречается у очень немногих художников разных поколений в работах так называемого «завещательного» характера.
Его слушали, а картины его смотрели с необыкновенным удовольствием. Экспертов заинтересовало, насколько изменение климата в эти годы повлияло на искусство. Проникнутые глубокой одухотворённостью, радостным подъёмом или просветлённой печалью, а чаще — меланхолически-отстраненной созерцательностью, пейзажи Фридрих Каспар Давид отличаются строгостью рисунка, чёткой ритмикой композиции, тонким колоритом, богатыми эффектами светотени («Пейзаж с радугой», 1809, Государственное художественное собрание, Веймар «Возрасты», около 1815, Музей изобразительных искусств, Лейпциг «Двое, созерцающие луну», см.
Жуковский, познакомившийся с Фридрихом в 1821 году во время путешествия по Германии. Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807 Теченский алтарь или Крест в горах, 1808 обе работы – Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден Монах у моря, 1808–1810, Национальная галерея Аббатство в дубовом лесу, 1809–1810, Шарлоттенбург Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810–1811, Национальная галерея все три картины – Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Решающее значение в становлении эстетики «Бури и натиска» имели мысли И. Г. Гердера о национальном своеобразии искусства и его народных корнях: о роли фантазии и эмоционального начала. Тем самым мастер сумел убедительно представить на полотне неумолимый ход времени. Романтический идеал по замыслу не мог быть сформулирован рационально. В 1825 в Германию приезжают братья Александр Иванович и Сергей Иванович Тургеневы. «Землей души», по словам художника, стал для него остров Рюген в Балтийском море, где он подолгу жил и работал. Занятиям искусством Фридрих стал уделять время с шестнадцати лет.
Художник сосредоточил своё внимание на куске вспаханной земли и нескольких яблонях. Однако эти символы становятся в его картинах естественной частью изображаемой природы. Например, на картине «Двое, созерцающие Луну» (1819 г. ) каменистая дорожка служит границей между двумя различными представлениями о смерти.
Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. Чувственность ставится выше разума. Можно мечтать над его произведениями, но ясно понимать их нельзя и в его душе они не ясны.
Лучшие качества Менцеля-живописца проявились в картинах и этюдах, написанных непосредственно с натуры, в широкой, свободной манере «Комната с балконом» (1845), «Железная дорога Берлин — Потсдам» (1847, обе — Берлин, Национальная галерея), где пейзаж и интерьер пронизаны ярким солнечным светом. Фридрих (Friedrich) Каспар Давид (5. 9. 1774, Грейфсвальд, — 7. 5. 1840, Дрезден), немецкий художник-пейзажист, представитель раннего романтизма. Он ценит вечное движение в природе, стремится показать природные явления в их космичности. Но при этом он не был автором фантастических и сочиненных пейзажей.
Следующие картины художника «Аббатство в дубовом лесу» и «Монах у моря» показали, сколь востребованной была подобная живопись: обе работы приобрел Фридрих Вильгельм III, король Пруссии, а сам Фридрих был избран членом берлинской Академии. Фридрих писал: «Местность, окутанная туманом, кажется шире, возвышеннее, она обостряет фантазию, мы с нетерпением чего-то ждём – словно видим перед собою девушку, которая с ног до головы укутана в шубы». В отдельных случаях, Фридрих изображал места или события предельно натуралистично. Эту потерю он воспринял очень болезненно, считая себя повинным в смерти брата. Они изображены на переднем плане, но стоят всегда спиной к зрителю, как бы являясь вторым «я» художника. Они вместе поселились в Дрездене. Но гораздо чаще противоположные символы художник помещает в рамках одного полотна.
Гофмановская сказка, которая «приходит к людям только ночью», позволяет в каком-то новом образе увидеть горный склон и стоящих на нём людей. Этот барьер может принимать форму стены, как в случае с Зимним пейзажем (1811) или ворот – примером тому Памяти Иоганна Бремера. Саксонская столица была центром зарождавшегося немецкого романтизма. Художник всегда отличался замкнутым характером и уединенным образом жизни.
Напротив, они привлекательны своею верностью, каждая возбуждает в душе воспоминания. (Ризенгебирге), 1810 – 1811, Национальная галерея все три картины – Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Рисовать он начал в юношеском возрасте. Один из путников простёрся у края обрыва, в позе молящегося – он заглядывает в пропасть.
Сам Фридрих высказывался в ту пору об искусстве так: «Благородный человек (художник) во всем познает Бога, а низкий человек везде видит форму, а не дух». С этого момента между Фридрихом и Гете установились дружественные отношения. В холодноватом свете туманного утра растворены фигурки юноши и девушки, сидящих на носу парусника, в полотне На парусном корабле (1817—1818, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Это мечтания, — сон, видения во сне и в ночи. Художник представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре (эти конкурсы проводились по инициативе Иоганна Вольфганга Гете (1749 — 1832 гг. ) и победил. Иногда, подобные контрасты Фридрих иллюстрировал, создавая парные картины, такие, как «Монах у моря» (1810 г) и «Аббатство в дубовом лесу» (1809 – 10 гг. ).
«Художник должен рисовать не просто то, что видит перед собою, но и то, что видит в себе. Этот период в истории немецкой литературы (1767-1785), связан с отказом от культа разума, свойственного классицизму, в пользу предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма интерес к которым характерен для предромантизма. Уже в ранних картинах («Могила великана в снегу» (1807) «Теченский алтарь» или «Крест в горах», 1808 обе работы— Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден «Монах у моря», 1808—1810, Национальная галерея «Аббатство в дубовом лесу», 1809—1810, Шарлоттенбург «Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге)», 1810—1811, Национальная галерея все три картины— Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Учился в АХ в Копенгагене (1794—98).
Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. Художник представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре (эти конкурсы проводились по инициативе Иоганна Вольфганга Гете (1749 8212 1832 гг. ) и победил. Художник всегда отличался замкнутым характером и уединенным образом жизни. Программным в творчестве художника явилось его позднее полотно «Возрасты человека» (1834—1835, Лейпциг, Музей изобразительных искусств).
Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера («Отдых в день нового урожая», 1823, не сохранилась). Спустя несколько лет поэт посетил дрезденскую мастерскую художника. Узнав об этом, он пришел в такой восторг, что подарил обе работы учредителю. Вид побережья Балтийского моря написан в серебристо-серой колористической гамме.
История— и древнеязыческая и средневековая— проступает в виде меланхолических мотивов (Среди других известных картин мастера— «Могила Гуттена» (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), «На паруснике» (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Странник над облаками» (1818, Кунстхалле, Гамбург), «Двое созерцающих луну» (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), «Восход луны над морем», «Женщина у окна» (обе работы— 1822, Национальная галерея, Берлин), «Замерзшее море» (1823, Кунстхалле, Гамбург). Германия – живописная страна с богатыми культурными традициями. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Возможности для толкования здесь безграничны. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Иногда, подобные контрасты Фридрих иллюстрировал, создавая парные картины, такие, как «Монах у моря» (1810 г) и «Аббатство в дубовом лесу» (1809 — 10 гг. ).
Художник всегда отличался замкнутым характером и уединенным образом жизни. Среди других известных картин мастера160 Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (18191820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна (обе работы160 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). А. И. Тургенев пишет об этом: «Вчера были у Фридриха в atelier. В другом — о его работах: «В его картинах нет ничего мечтательного. Здесь, в столице Дании, он смог регулярно посещать Королевскую картинную галерею, которая славилась своей прекрасной коллекцией работ голландских художников-пейзажистов и, кроме того, познакомился с одним из лучших датских живописцев своего времени Йенсом Юэлем (17451802 гг. ).
Противостояние этого стиля классицизму и академизму – несомненный факт, но нельзя игнорировать и того факта, что романтизм опоэтизирует действительность, то есть, говоря проще – приукрашивает и приподнимает её над правдой жизни, а это не свойственно «буржуазному» мировоззрению. Иногда, художник выполнял подобные на заказ. Следует отметить, что крест на полотнах художника всегда окружен вечнозелеными растениями (Крест в горах или Зимний пейзаж). Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Здесь, в столице Дании, он смог регулярно посещать Королевскую картинную галерею, которая славилась своей прекрасной коллекцией работ голландских художников-пейзажистов и, кроме того, познакомился с одним из лучших датских живописцев своего времени Йенсом Юэлем (17451802 гг. ).
В них звучит идея необходимости сочетания верности натуре («душе природы») и внутренней духовной интуиции, которую он считал «божественным глаголом» в сердце. В Древнем погребении под снегом, ок. «Землей души», по словам художника, стал для него остров Рюген в Балтийском море, где он подолгу жил и работал.
Его картины маслом – это в большинстве своем сложные пейзажи, синтезирующие различные природные мотивы, акварели – это непосредственные этюды, а рисунки (за исключением сепий) – почти всегда сделаны с натуры. Каспар Фридрих живет, углубившись в себя, в свои работы. Учился в АХ в Копенгагене (1794—98).
1836–13. Джон Аткинсон Гримшоу (John Atkinson Grimshaw, 06. 09. 1836–13. 10. 1893) – выдающийся английский художник викторианской эпохи известный своими изображениями ночного города и лунных пейзажей. Искусство Каспара Давида Фридриха высоко оценивалось современниками. Зрителю, созерцающему словно вместе с фигурками изображенными со спины на первом плане, открываются почти мистическое величие освещенных загадочным лунным или ровным дневным солнечным светом меловых скал на острове Рюген около селения Аркона (Меловые скалы на острове Рюген, 1818, Винтертур, Фонд О. Рейнхардта). До 1807 работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи. Понятия, которыми романтики описывали свои состояния, точно передают конфликт с реальностью: «ностальгия» – желание вернуться к состоянию покоя и счастья, когда-то утраченному «страсть», «тоска», «желание» – обычно связаны с некоторым идеалом жизни, который романтики «чувствуют», но не желают и не могут точно сформулировать.
Художник представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре (эти конкурсы проводились по инициативе Иоганна Вольфганга Гете (1749 – 1832 гг. ) и победил. Если находишь в них более того, что находят глаза, то лишь оттого, что художник смотрел на природу не как артист, который ищет в ней только образца для кисти, а как человек, который в природе видит беспрестанно символ человеческой жизни». Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище).
Но работа была встречена публикой с непониманием и неприятием. Германия. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. В поздних работах, посвященных этой теме, появляется сова символ ночной темноты и смерти. Его творчество по мере общего угасания интереса к романтизму начало выходить из моды. Все это делает не беспроблемное восприятие для зрителя, но очень притягательное.
Фридрих по-прежнему часто пишет морские виды, пейзажи острова Рюген и открытые им впервые в 1810 году горы Ризенгебирге, но теперь его чаще привлекают равнинные ландшафты Померании (Одинокое дерево, 1822, Берлин, Национальная галерея Вид Грейфсвальда, 1820—1830, Гамбург, Кунстхалле). 1826 для многих русских людей был временем излома судеб. Этот барьер мог принимать форму стены, как в случае с 171Зимним пейзажем187 (1811 г. ) или ворот примером тому Памяти Иоганна Бремера. Работы 1820—1830-х годов, в которых повторяются старые пейзажные мотивы, звучат как воспоминание о романтическом периоде его творчества (Руины в Ризенгебирге, 1830—1834, Грейфсвальд, Городской музей).
В Древнем погребении под снегом, ок. Следует отметить, что крест на полотнах художника всегда окружен вечнозелеными растениями (Крест в горах или Зимний пейзаж). Каспар Давид Фридрих (1774, Грейфсвальд— 1840, Дрезден) учился с1794 по1798в Академии художеств вКопенгагене, одним изего учителей был Йенс Юль.
Одна из них ведет к белому скромному особнячку, еще вросшему в землю, но уже с металлической (городской. ) крышей. В своих афоризмах он пишет: Оставайтесь подальше от нечестивых уверток, которые убивают свободные порывы сердца (1) и когда Гете ltjustifygtКаспар Фридрих живет, углубившись в себя, в свои работы. Необычна и таинственна серебрящаяся зеленоватая поверхность морской глади при свете луны, расстилающаяся перед смотрящими на нее путниками (Двое, созерцающие луну, 1830—1835, Берлин, Национальная галерея). Осев в городе Дрездене, художник посвятил себя акварели и чернильной сепии – автопортрет за столом, «Гроб на могиле» (1836г. ), «Вид Арконы при свете луны». Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера («Отдых в день нового урожая», 1823, не сохранилась).
Художник представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре (эти конкурсы проводились по инициативе Иоганна Вольфганга Гете (1749 8212 1832 гг. ) и победил. Среди других известных картин мастера – Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Ленинград), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (1819–1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна» (обе работы – 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). Эта картина больше, чем просто пейзаж. Присущий Фридриху интерес к конкретному воспроизведению мотива и разнообразных эффектов естественного освещения не нарушает общей картинности пейзажей. Особенностью этой работы является то, что драма уже произошла. Он кажется крошечным рядом со льдинами так проявляется торжество природы над человеком. Четкой линии горизонта мы не видим, поскольку она представляется как некая единая стихия.
Краски моря постепенно бледнеют и оно сливается с небом. Резной крест на вершине скалы – обычный мотив среднеевропейского пейзажа того времени.
Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой. Первую картину маслом «Крест в горах» художник, вероятно, писал на заказ. Любимым местом художника стал живописный остров Рюген. Клейстом —оказавшим значительное влияние на художника. Фридрих усвоил романтические идеалы и дополнил их своим собственным, глубоко религиозным, восприятием мира. В особенности его интересовало изображение эффектов освещения и времен года.
Проникнутые глубокой одухотворённостью, радостным подъёмом или просветлённой печалью, а чаще — меланхолически-отстраненной созерцательностью, пейзажи Ф. отличаются строгостью рисунка, чёткой ритмикой композиции, тонким колоритом, богатыми эффектами светотени («Пейзаж с радугой», 1809, Государственное художественное собрание, Веймар «Возрасты», около 1815, Музей изобразительных искусств, Лейпциг «Двое, созерцающие луну», см. Жуковский, познакомившийся с Фридрихом в 1821 году во время путешествия по Германии. А туманный силуэт Дрездена на фоне золотых облаков выглядит почти Градом Вечным. В промышленности господствовали ремесло и мануфактура. В предметах природы часто избирает он самое простое положение, льдину, волнуемую в море несколько деревьев, в долине растущих окно его комнаты (из коего, впрочем, виды на Эльбу прелестные) задумавшийся над развалинами или над памятником рыцарь монах, вдаль или в землю устранивший взор свой, – но все трогает душу, погружает в мечтательность, все говорит, хотя и неясно, но сильно воображению.
Первая картина завораживает зри теля необъятностью морской дали. Подчеркивал страстное стремление человека слиться сБожественным абсолютом. Этот прием не очень типичен для европейского пейзажа. На творчество Гримшоу огромное влияние оказали художники-прерафаэлиты.
Фридрих (Friedrich) Каспар Давид (5. 9. 1774, Грейфсвальд, — 7. 5. 1840, Дрезден), немецкий художник-пейзажист, представитель раннего романтизма. Но, гораздо чаще, противоположные символы художник помещал в рамках одного полотна. Первую картину маслом 171Крест в горах187 художник, вероятно, писал на заказ. Он получал уроки литературы и живописи в университете Грайфсвальда, где наставник Иоганн Готфрид Куисторп учил юношу «видеть мир изнутри». Но религиозность у Фридриха в отличие от его современников и тоже немецких романтиков — «назарейцев» искавших ее в традиционных библейских сюжетах и подражавших старым мастерам, выступала в пейзажах, которые он насыщал мистическим содержанием.
Первую картину маслом «Крест в горах» художник, вероятно, писал на заказ. Оно получило название «министерства культов», так как верховенство в культурно-духовной области по чисто немецкому образцу (вот где существенное отличие от Франции) все-таки вверялось религии. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). В холодноватом свете туманного утра растворены фигурки юноши и девушки, сидящих на носу парусника, в полотне На парусном корабле (1817—1818, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Кроме атмосферы картин, его работы также известны и своим профессионализмом.
«Гибель Надежды во льдах», см. Самой серьезной критике картина «Крест в горах» подверглась со стороны приверженцев неоклассицизма, назвавших Фридриха пейзажистом, который стремится протащить свое искусство в алтарь. Они не просто красивые и восхитительные, они вызывают особые эмоции. Фридрихазахватила новая тема, Вскоре, несколько потеснившая религиозный мистицизм. В отдельных случаях, Фридрих изображал места или события предельно натуралистично. С 1798 работал в Дрездене, где с 1816 преподавал в АХ.
Его ранние произведения («Гуннская гробница в снегу» (1807г. ), «Крест в горах» (1808г. ), «Монах у моря» (1808—1810гг. ) имели странную поволоку тумана и размытые краски, словно сквозь слезы смотрел мастер на реальные картины природы. Однако Фридрих очень вольно обходился с ними, всегда радикально меняя акценты пейзажа. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. На паруснике (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), Среди других известных картин мастера160 Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), Двое созерцающих луну (18191820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Восход луны над морем, у Женщина окна (обе работы160 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). 1807 г. засохшие деревья окружают древнюю могилу. В1810 был принят вБерлинскую, ав1816— вДрезденскую академии художеств.
Среди других известных картин мастера – Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Ленинград), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (1819–1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна» (обе работы – 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). 1817, оба — Нюрнберг, Германский национальный музей). Таковы и фигуры на первом плане картины «Меловые скалы на острове Рюген» (около 1818 г. ). Его обучение было насыщенным: это уроки «настроения» в живописи от великого Йенса Юля, работа с натурой, вкрапление в творчество скандинавского фольклора изучение голландской живописи и доступ в королевскую картинную Галерею Копенгагена.
Не случайно образование этих «монастырских братств» произошло в Германии одновременно со стремлением к национальному объединению. Немецкие философы по разным причинам поддерживали скорее идею реформирования, а не радикального революционизирования общественных порядков своей страны, хотя видели существенные недостатки отдельных реформ например тех, с помощью которых в условиях «французского угнетения» было отменено крепостное право и изменена законодательная система. Кунстхалле. И все же, годы обучения в Копенгагене принесли Фридриху немалую пользу. Заслуги романтиков несомненны в деле собирания и изучения национальных памятников средневековья, отечественного фольклора (преданий, легенд, сказаний), а также в обращении к традициям великого немецкого Возрождения во главе с Дюрером. Постоянно покрытое темными тучами небо вызвало сильное похолодание в 1816 году, который остался в человеческой памяти как «год без лета».
Здесь, в столице Дании, он смог регулярно посещать Королевскую картинную галерею, которая славилась своей прекрасной коллекцией работ голландских художников-пейзажистов и, кроме того, познакомился с одним из лучших датских живописцев своего времени Йенсом Юэлем (17451802 гг. ). 96, 7 x 126, 9 см. С этого момента между Фридрихом и Гете установились дружественные отношения. На творчество Гримшоу огромное влияние оказали художники-прерафаэлиты. Но, гораздо чаще, противоположные символы художник помещал в рамках одного полотна.
В другом – о его работах: «В его картинах нет ничего мечтательного. Появлялись новые направления, мысли, новые идеи. Работы 1820—1830-х годов, в которых повторяются старые пейзажные мотивы, звучат как воспоминание о романтическом периоде его творчества (Руины в Ризенгебирге, 1830—1834, Грейфсвальд, Городской музей). Центральная идея творчества Фридриха – поиск свободного духа.
Противопоставление себя классицизму сказывалось, в частности, в выборе тем — теперь это были не мифологические «античные», а исторические или религиозные образы. «Это сухощавый среднего роста человек, с белыми бровями, нависшими на глаза. Художник широких замыслов, Менцель стремится охватить жизнь во всем ее разнообразии. Экспертов заинтересовало, насколько изменение климата в эти годы повлияло на искусство.
Например, на картине Двое, созерцающие Луну (1819) каменистая дорожка служит границей между двумя различными представлениями о смерти. Художественная жизнь страны становилась насыщеннее и оживлённее. Эту потерю он воспринял очень болезненно, считая себя повинным в смерти брата. илл. 09. Например, на картине Двое, созерцающие Луну (1819) каменистая дорожка служит границей между двумя различными представлениями о смерти.
Рисовать, в особенности местные пейзажи, Фридрих начал еще в детстве. Брак, тем не менее, оказался удачным.
1807 г. засохшие деревья окружают древнюю могилу. Когда Каспару исполнилось семь лет, умерла его мать, а через шесть лет погиб один из его братьев (спасая самого Каспара, провалившегося под лед во время катания на коньках). Менцель. Расцвет реализма в немецкой живописи ознаменован творчеством Адольфа Менцеля (1815—1905), сочетавшего блестящий дар живописца и рисовальщика с добросовестностью ученого-историка. 10. Иногда, подобные контрасты Фридрих иллюстрировал, создавая парные картины, такие, как 171Монах у моря187 (1810 г) и 171Аббатство в дубовом лесу187 (1809 8212 10 гг. ).
История160— и древнеязыческая и средневековая160— проступает в виде меланхолических мотивов (Среди других известных картин мастера160— «Могила Гуттена» (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), «На паруснике» (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Странник над облаками» (1818, Кунстхалле, Гамбург), «Двое созерцающих луну» (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), «Восход луны над морем», «Женщина у окна» (обе работы160— 1822, Национальная галерея, Берлин), «Замерзшее море» (1823, Кунстхалле, Гамбург). И все же, годы обучения в Копенгагене принесли Фридриху немалую пользу. Склон холма заслоняет от зрителя эффектную панораму города. На картине изображён странник (сам художник), стоящий на тёмной, крутой скале. Холст, масло.
Жуковский деятельно помогает братьям Тургеневым преодолеть обрушившиеся на них несчастья. Картину Фридриха следует рассматривать и в связи с этим трагическим опытом.
Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Как бы неприязненно ни относился Жуковский к самому факту декабрьского восстания 1825, суровость приговора и непосредственным его участникам и даже тем, кто не был на Сенатской площади, но «имел умысел», потрясла поэта. Когда Каспару исполнилось семь лет, умерла его мать, а через шесть лет погиб один из его братьев (спасая самого Каспара, провалившегося под лед во время катания на коньках). Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Пашня близ Дрездена 8212 один из последних пейзажей художника.
Таковы его «Крест в горах» (1808), «Монах у моря» (1809), «Утро в Исполиновых горах» (1811) — самые яркие работы этого периода. Если находишь в них более того, что находят глаза, то лишь оттого, что художник смотрел на природу не как артист, который ищет в ней только образца для кисти, а как человек, который в природе видит беспрестанно символ человеческой жизни». Иногда, художник выполнял подобные на заказ. Рисовать, в особенности местные пейзажи, Фридрих начал еще в детстве. Потому его к артина наполнена смутным беспокойством, перерастающим в сумрачное настроение: царство ночи, огромное погибшее дерево (дуб, символизирующий смерть) — своего рода излияние души автора. Михайлова в своей статье «Природа и пейзаж у Каспара Давида Фридриха» посредством анализа критической статьи Барона фон Рамдора (современника художника), направленной в адрес картины Фридриха «Крест в горах», раскрывает суть пейзажей его пейзажей и определяет его новаторство относительно пейзажа классицистического.
Фигуры, показанные со спины – столь частые в картинах Фридриха – символизируют верующего человека, который рассматривает свое существование как подготовку к вечной жизни («Двое, созерцающие луну», Дрезден, Картинная гал. Поэт во многом способствовал известности немецкого живописца в России. Сам Фридрих писал в наставлении одному из своих учеников: «Постарайся закрыть свое телесное зрение, чтобы, прежде всего, увидеть будущую картину духовным взором, а затем освети ее внутренним светом, который поможет тебе видеть в темноте и отделить суть предмета от его внешних проявлений». илл. ). Зрителю, созерцающему словно вместе с фигурками изображенными со спины на первом плане, открываются почти мистическое величие освещенных загадочным лунным или ровным дневным солнечным светом меловых скал на острове Рюген около селения Аркона (Меловые скалы на острове Рюген, 1818, Винтертур, Фонд О. Рейнхардта).
(. Именно дневное солнце, пусть даже по-осеннему неяркое, дарит деревьям жизнь. Художник представил две выполненные сепией работы на ежегодный творческий конкурс в Веймаре (эти конкурсы проводились по инициативе Иоганна Вольфганга Гете (1749 – 1832 гг. ) и победил. Первое живописное произведение художника – «Крест в горах» (1807 – 1808 гг. ) – создано по заказу владельца замка Течен в Чехии и получило название «Теченский алтарь».
Его труды признали и художника избрали членом Берлинской и Дрезденской академий. Над точкой пересечения диагоналей картины находится луна. Когда Каспару исполнилось семь лет, умерла его мать, а через шесть лет погиб один из его братьев (спасая самого Каспара, провалившегося под лед во время катания на коньках). Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором – пускай. Но если он не видит в себе ничего, ему не надо рисовать и то, что он видит перед собой. Но писать маслом Фридрих начал поздно, лишь в 1807 году.
В своих горных пейзажах художник использует формы, навеянные морским побережьем. Всю весну он прожил у родственников, а затем совершил длительную поездку по окрестностям, во время которой сделал множество набросков к своим будущим картинам. «Alla Nazareno» – традиционное названия прически с длинными волосами, дано оно было, немецким художником Иоганном Христианом Рейнхартом.
Узнав биографию Фридриха не удивительно, что все его картины имеют меланхолический язык. Он создает в них менее романтизированные, более приближенные к реальности виды. Следующие картины художника «Аббатство в дубовом лесу» и «Монах у моря» показали, сколь востребованной была подобная живопись: обе работы приобрел Фридрих Вильгельм III, король Пруссии, а сам Фридрих был избран членом берлинской Академии. В том же году художник познакомился с Филиппом Отто Рунге (1777 — 1810 гг. ), одним из лидеров немецкого романтизма.
Поклонником таланта художника был и В. А. И все же, годы обучения в Копенгагене принесли Фридриху немалую пользу. Так появилась его своеобразная техника. Он оказал большое влияние на немецкую живопись XIX века, под обаянием его таланта находились такие крупные мастера, как К. Блехен и А. Менцель, многие художники других стран. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище).
Его романтическая натура проявилась здесь в умении замечать красоту в обыденном мире. Все пейзажи очень точные, а линии, формы и перспектива просчитаны и выверены. В поздних работах, посвященных этой теме, появляется сова символ ночной темноты и смерти. Особенностью этой работы является то, что драма уже произошла.
Этот барьер может принимать форму стены, как в случае с Зимним пейзажем (1811) или ворот – примером тому Памяти Иоганна Бремера. В «Зимнем пейзаже с церковью» (около 1811 г. ) три башни готического храма, как будто повисшие в синеватой мгле тумана, кажутся воздушным замком или призрачными тенями трёх елей, растущих на переднем плане. Вид побережья Балтийского моря написан в серебристо-серой колористической гамме. «Гибель Надежды во льдах», см.
Прием сопоставления обозримого и безграничного, малого и большого служит вовлечению зрителя в пространство пейзажа. Программным в творчестве художника явилось его позднее полотно «Возрасты человека» (1834—1835, Лейпциг, Музей изобразительных искусств). Жуковский деятельно помогает братьям Тургеневым преодолеть обрушившиеся на них несчастья. илл.
А. С. Пушкина), Винтертуре (собрание О. Рейнхарта «Меловые скалы на острове Рюген»), Осло, Праге и Париже (Лувр – «Дерево с воронами»). Пейзажи Фридриха с их глубокой духовностью и богатством чувств были высоко оценены публикой уже в начале XIX в. «Теченский алтарь» и «Монах у моря» встретили живую критику. К работам такого рода относится драматичная картина «Кораблекрушение в Арктике», 1824 г., сюжетом для которой послужила, по всей вероятности, полярная экспедиция сэра Уильяма Парри. Фигуры, которые мы видим на картинах Фридриха, также решены в рамках философии романтизма. Прославился своими картинами в стилистике романтического пейзажа.
Оборотная сторона этой ограниченности – духовная сосредоточенность и углубленность. 1798 г, в котором силуэт погибшего дерева перекликается с руинами на заднем плане. История – и древнеязыческая и средневековая – проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен.
Горы и облака являются частью души героя, также, как и он сам является частью их. К середине 1820-х годов живопись Фридриха стала выходить из моды. Порой мотивы Ф. получают символическое звучание, ноты грусти, одиночества перерастают в ощущение щемящей тоски, в чувство неизбежной бренности всего земного, в оцепенение мистического транса («Месса в готической руине», 1819, Национальная галерея, Берлин «Монастырское кладбище под снегом», см. Этот барьер мог принимать форму стены, как в случае с «Зимним пейзажем» (1811 г. ) или ворот примером тому Памяти Иоганна Бремера. История – и древнеязыческая и средневековая – проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Первым его большим произведением явилось полотно «Крест в горах» (Тетченский алтарь 1807—1808, Дрезден, Галерея новых мастеров). Будете в Петербурге, зайдите в Эрмитаж – там есть его замечательные работы.
Здесь, в столице Дании, он смог регулярно посещать Королевскую картинную галерею, которая славилась своей прекрасной коллекцией работ голландских художников-пейзажистов и, кроме того, познакомился с одним из лучших датских живописцев своего времени Йенсом Юэлем (17451802 гг. ). В бесконечное пространство морского пейзажа, гор, гаваней, лесных чащ или полей Фридрих вводит человеческие фигурки. Но работа была встречена публикой с непониманием и неприятием. Другая из наиболее популярных его картин, наиболее известная как «Крушение надежды» создаёт острое ощущение отчаяния и безнадёжности. К середине 1820-х годов живопись Фридриха стала выходить из моды. Рисовал улицы городов, виды доков Лондона, Лидса, Ливерпуля, Глазго в лунном свете.
Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера (Отдых в день нового урожая, 1823, не сохранилась). Следует отметить, что крест на полотнах художника всегда окружен вечнозелеными растениями (Крест в горах или Зимний пейзаж). Пашня близ Дрездена — один из последних пейзажей художника. Напротив, они привлекательны своею верностью, каждая возбуждает в душе воспоминания.
Фигуры изображенные на картинах, также решены в рамках философии романтизма. Отчасти, это было граничит с его замкнутым характером и аскетическим образом жизни. Исполнены они под впечатлением путешествий на берега Балтики и в Гарц. Самой серьезной критике картина «Крест в горах» подверглась со стороны приверженцев неоклассицизма, назвавших Фридриха пейзажистом, который стремится протащить свое искусство в алтарь.
Любимым местом художника стал живописный остров Рюген. Для Фридриха это движение к свету было, видимо, девизом всего его творческого пути. Трагедия коснулась и братьев Тургеневых, с юных лет бывших ближайшими друзьями Жуковского. Долгое время Фридриха считали угрюмым, болезненным художником.
1805 год стал знаменательным. илл. ). У него какая-то bonhomie8, которая нравится, а в картинах его воображение романтическое.
1826 для многих русских людей был временем излома судеб. К работам такого рода относится драматичная картина «Кораблекрушение в Арктике», 1824 г., сюжетом для которой послужила, по всей вероятности, полярная экспедиция сэра Уильяма Парри. Как бы неприязненно ни относился Жуковский к самому факту декабрьского восстания 1825, суровость приговора и непосредственным его участникам и даже тем, кто не был на Сенатской площади, но «имел умысел», потрясла поэта.
Саксонская столица была центром зарождавшегося немецкого романтизма. Каспар Фридрих родился в Грайфсвальде и был сыном мыловара. Рисовать, в особенности местные пейзажи, Фридрих начал еще в детстве. Самой серьезной критике картина «Крест в горах» подверглась со стороны приверженцев неоклассицизма, назвавших Фридриха пейзажистом, который стремится протащить свое искусство в алтарь. У него какая-то bonhomie8, которая нравится, а в картинах его воображение романтическое. К работам такого рода относится драматичная картина «Кораблекрушение в Арктике», 1824 г., сюжетом для которой послужила, по всей вероятности, полярная экспедиция сэра Уильяма Парри. Они посещают мастерскую Фридриха.
Помимо этого работал вДрездене, где писал городские пейзажи ивстречался скрупными представителями немецкого романтизма, вчастности споэтами Новалисом (1772–1802) иГенрихом Клейстом (1777–1811), атакже схудожниками Георгом Фридрихом Керстингом иКарлом Густавом Карусом. Важнейшими культурными центрами были: Берлин, Дрезден, Вена, Дюссельдорф, Мюнхен и Веймар. В предметах природы часто избирает он самое простое положение, льдину, волнуемую в море несколько деревьев, в долине растущих окно его комнаты (из коего, впрочем, виды на Эльбу прелестные) задумавшийся над развалинами или над памятником рыцарь монах, вдаль или в землю устранивший взор свой, — но все трогает душу, погружает в мечтательность, все говорит, хотя и неясно, но сильно воображению. Фигуры, которые мы видим на картинах Фридриха, также решены в рамках философии романтизма. История – и древнеязыческая и средневековая – проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен.
1798 г, в котором силуэт погибшего дерева перекликается с руинами на заднем плане. Художник проникся темой с непревзойденной драматической интенсивностью. Они изображены столь точно и живо, что кажутся холодными на ощупь. А туманный силуэт Дрездена на фоне золотых облаков выглядит почти Градом Вечным. Но, гораздо чаще, противоположные символы художник помещал в рамках одного полотна. Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807 Теченский алтарь или Крест в горах, 1808 обе работы160 Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден Монах у моря, 18081810, Национальная галерея Аббатство в дубовом лесу, 18091810, Шарлоттенбург Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 18101811, Национальная галерея все три картины160 Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства.
И он не изменил себе. Писать то, что хотела видеть публика, Фридрих не хотел, говоря, что это значило бы для него пойти против природы. Среди других известных картин мастера – Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Ленинград), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (1819–1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна» (обе работы – 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). Это мечтания, – сон, видения во сне и в ночи. Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807 Теченский алтарь или Крест в горах, 1808 обе работы – Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден Монах у моря, 1808–1810, Национальная галерея Аббатство в дубовом лесу, 1809–1810, Шарлоттенбург Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810–1811, Национальная галерея все три картины – Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства.
Смелая попытка человека покорить природу – заканчивается смертью. Всё это пугает лес, заставляя его замереть в тревожном ожидании. Картина, несмотря на ее символический смысл, писалась по реальным впечатлениям.
Саксонская столица была центром зарождавшегося немецкого романтизма. Возникает вопрос – можно ли считать романтизм «буржуазным» стилем, поскольку он возник как ответ на запросы класса буржуазии, восходящего на историческую арену. Постоянно покрытое темными тучами небо вызвало сильное похолодание в 1816 году, который остался в человеческой памяти как «год без лета». илл. ).
В поздних работах, посвященных этой теме, появляется сова символ ночной темноты и смерти. Узнав об этом, он пришел в такой восторг, что подарил обе работы учредителю. К середине 1820-х годов живопись Фридриха стала выходить из моды. Фридрих неставил задачей реалистично изображать природу всвоих пейзажах. История— и древнеязыческая и средневековая— проступает в виде меланхолических мотивов (Среди других известных картин мастера— «Могила Гуттена» (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), «На паруснике» (1818, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Странник над облаками» (1818, Кунстхалле, Гамбург), «Двое созерцающих луну» (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), «Восход луны над морем», «Женщина у окна» (обе работы— 1822, Национальная галерея, Берлин), «Замерзшее море» (1823, Кунстхалле, Гамбург).
До 1807 года работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи. Иногда подобные контрасты Фридрих иллюстрировал, создавая парные картины – такие, как Монах у моря (1810) и Аббатство в дубовом лесу (1809-10).
Первая картина завораживает зри теля необъятностью морской дали. Уже в ранних картинах («Могила великана в снегу» (1807) «Теченский алтарь» или «Крест в горах», 1808 обе работы160— Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден «Монах у моря», 1808—1810, Национальная галерея «Аббатство в дубовом лесу», 1809—1810, Шарлоттенбург «Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге)», 1810—1811, Национальная галерея все три картины160— Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Вскопанная плугом земля, несколько еще не зацветших яблонь, светлое небо все создает ощущение ожидания чуда. Художник скончался в 7 мая 1840 года в Дрездене.
Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). 1798 г, в котором силуэт погибшего дерева перекликается с руинами на заднем плане. Спустя несколько лет поэт посетил дрезденскую мастерскую художника. Он выражает в них обычно одну простую мысль или чувство, но неопределенное. Лишь в1807 вплотную занялся живописью. Такова картина «Кладбище», 1821 г., в которой потусторонний, кладбищенский мир представлен прекрасным пейзажем, залитым мягким неземным светом, обещающим вечный покой. В 1825 в Германию приезжают братья Александр Иванович и Сергей Иванович Тургеневы. Трагедия коснулась и братьев Тургеневых, с юных лет бывших ближайшими друзьями Жуковского.
С 1798 работал в Дрездене, где с 1816 преподавал в АХ. и Шарлоттенбург), Дрездене (Картинная гал. ) и Гамбурге (Кунстхалле), а также в Бремене, Эссене, Карлсруэ, Ганновере, Лейпциге (Музей изобразительных искусств – «Возрасты», 1835), Киле, Кельне и Мюнхене. В отдельных случаях, Фридрих изображал места или события предельно натуралистично. Когда Каспару исполнилось семь лет, умерла его мать, а через шесть лет погиб один из его братьев (спасая самого Каспара, провалившегося под лед во время катания на коньках).
Искусство твоё высоко и могущественно, так как тебя вдохновлял гений. » (из записей Уильяма Тёрнера, посвящённых одному из пейзажей Айвазовского). Они вместе поселились в Дрездене. Порой мотивы Фридрих Каспар Давид получают символическое звучание, ноты грусти, одиночества перерастают в ощущение щемящей тоски, в чувство неизбежной бренности всего земного, в оцепенение мистического транса («Месса в готической руине», 1819, Национальная галерея, Берлин «Монастырское кладбище под снегом», см. Гамбург. Саксонская столица была центром зарождавшегося немецкого романтизма.
Однако эти символы становятся в его картинах естественной частью изображаемой природы. В композиции главенствуют тяжелые, зазубренные острия разломанных льдин. Тем не менее, на протяжении всей своей жизни он не имеет заслуженной репутации. Окончив курс в копенгагенской Академии, Фридрих переехал в Дрезден, где именно в те годы культурная жизнь переживала период расцвета.
В своём программном произведении «Четыре возраста жизни» изображены человеческие фигуры четырёх возрастов на пустынном арктическом берегу и такое же количество судов, подходящих к берегу, но находящихся на разном расстоянии. Например, на картине «Двое, созерцающие Луну» (1819 г. ) каменистая дорожка служит границей между двумя различными представлениями о смерти. Переплетенные ветви деревьев символизируют сближение человеческих душ. Но при этом он не был автором фантастических и сочиненных пейзажей.
Его слушали, а картины его смотрели с необыкновенным удовольствием. Необычна и таинственна серебрящаяся зеленоватая поверхность морской глади при свете луны, расстилающаяся перед смотрящими на нее путниками (Двое, созерцающие луну, 1830—1835, Берлин, Национальная галерея). А туманный силуэт Дрездена на фоне золотых облаков выглядит почти Градом Вечным. Романтизм. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. «Двое, созерцающие луну» – асимметричная композиция, где в контрракурсном лунном свете предстают почти силуэтные пятна двух фигур, горных камней и сказочного дерева с вывороченными корнями. «Это сухощавый среднего роста человек, с белыми бровями, нависшими на глаза. Художник проникся темой с непревзойденной драматической интенсивностью.
Он выражает в них обычно одну простую мысль или чувство, но неопределенное. Спустя несколько лет поэт посетил дрезденскую мастерскую художника.
Зрителю, заместителем которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленые в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Искусство Каспара Давида Фридриха высоко оценивалось современниками. Берлинская выставка многое прояснила и изменила в мышлении искусствоведов. История – и древнеязыческая и средневековая – проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен.
История – и древнеязыческая и средневековая – проступает в виде меланхолических мотивов (гробницы сказочных исполинов, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Там, где Фридрих ищет одиночества, Рунге подчёркивает общность семьи или круга друзей. Исполиновые горы – череда горных кряжей и камней на переднем затемненном плане – это, видимо, возвращение к пережитому ощущению победы человека над самим собой, радость вознесения на «вершину мира», стремление к светлеющим непокоренным высям. Фридрих по-прежнему часто пишет морские виды, пейзажи острова Рюген и открытые им впервые в 1810 году горы Ризенгебирге, но теперь его чаще привлекают равнинные ландшафты Померании (Одинокое дерево, 1822, Берлин, Национальная галерея Вид Грейфсвальда, 1820—1830, Гамбург, Кунстхалле).
Картины немецкого мастера следует понимать как «излияние сердца», выражаясь словами Вакенродера, в них встречаются 2 элемента: поиск художником цельности бытия, что вызвано отрывом его от религии и, наряду с этим, анализ душевного состояния человека. "Художник должен рисовать не только то, что он видит перед собой, но и то, что он видит внутри себя. " Его пейзажи не были точными изображениями воздуха, воды, скал и деревьев но отражением души и эмоционального наполнения. Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807 Теченский алтарь или Крест в горах, 1808 обе работы – Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден Монах у моря, 1808–1810, Национальная галерея Аббатство в дубовом лесу, 1809–1810, Шарлоттенбург Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810–1811, Национальная галерея все три картины – Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Рисовал улицы городов, виды доков Лондона, Лидса, Ливерпуля, Глазго в лунном свете. Картину Фридриха следует рассматривать и в связи с этим трагическим опытом. илл. ).
В творчестве Фридриха горы символизировали Бога, скалы — веру, а сосны — «стоящих в вере». Такова картина «Кладбище», 1821 г., в которой потусторонний, кладбищенский мир представлен прекрасным пейзажем, залитым мягким неземным светом, обещающим вечный покой. Оказалось, что, вне зависимости от стиля художника на полотнах, написанных непосредственно после вулканических извержений, небо изображалось в более красных тонах, нежели в периоды низкой вулканической активности. Прости мне, великий художник, если я ошибся (приняв картину за действительность), но работа твоя очаровала меня и восторг овладел мною.
История -- и древнеязыческая и средневековая -- проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен.