Объемную шаль-платок Фрида привнесла в свой образ не из национального мексиканского костюма – мода на персидские шали возникла в Европе в середине XIX века. В Автопортрете на границе между Мексикой и США, 1932 Фрида выразила свои взгляды и размышления того периода, отношение к Америке, показала свою оторванность от родины. Ипусть исследователи спорят, кчему ближе живопись Фриды— сюрреализму или наивному искусству— ясно одно: самобытный талант сделал еевыдающейся художницейXX века. В 1946 г. Фрида переносит операцию на спине, в том же году получает гос.
Фрида Кало умерла 13 июля 1954 года от воспаления лёгких. Также как и картины, наряды рассказывают о Фриде, они — часть личности, а не просто набор ткани и аксессуаров. Картины Фриды появляются на нескольких заметных выставках. К тому времени Фрида уже не могла встать с постели и на открытие выставки её принесли на больничной койке.
Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды. В 1940-е годы картины Фриды появляются на нескольких заметных выставках. Ну и, может, ещё Мексикой, романом с Троцким и Сальмой Хайек, сыгравшей художницу в фильме «Фрида».
С тех пор Фрида с особенной любовью относилась к народной мексиканской культуре, коллекционировала старинные произведения прикладного искусства, даже в повседневной жизни носила национальные костюмы. Фрида Кало де Ривера или Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон — мексиканская художница, наиболее известная автопортретами. Биография и личная жизнь Фриды Кало.
Чуть позже в Мексике скончалась мать Фриды от постоперационных осложнений. Фрида Кало. Фрида Кало появилась на свет в пригороде Мехико Койоакане 6 июля 1907 года. На свою первую персональную выставку Фриду доставили на машине скорой помощи и ввезли в зал на каталке.
Надо сказать, у Риверы от этого знатно припекало ибо его собственные измены нисколько не мешали ему ревновать Фриду Кало. Для Фриды Кало сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Последние свои дни Фрида не вставала с постели.
В этот период Фрида бросилась в работу. Диего тяжко переживал потерю Фриды. С 1943 г. Фриданачалапреподавать в Школе живописи и скульптуры, но через несколько месяцев из-за плохого состояния здоровья Фрида была вынуждена вести преподавание на дому.
Как и любая голливудская биографическая картина, «Фрида» не лишена недостатков жанра: образ главной героини выглядит немного засахаренным133 Но все это можно простить за одно танго огненной Сальмы Хайек исполнившей главную роль. Вот уже более полувека судьба мексиканской художницы Фриды Кало не только завораживает искусствоведов и поклонников ее таланта, но и считается эталоном стойкости и мужества в жизненной борьбе. Связь Фриды с Троцким долго не афишировалась – в 1960-е живопись коммуниста Диего была очень популярна в СССР, а о его жене никто не вспоминал.
Ярко-голубые и красные стены дворика украшает ещё одна надпись: «Фрида и Диего жили в этом доме с 1929 по 1954 год». Фрида Кало родилась в Мехико в 1907 году, в семье еврейского фотографа, родом из Германии. Фриде сражается, а Ариандель, по просьбе Фриде, закрывает глаза, чтобы не видеть происходящего. Однако в нем заметно и влияние европейской живописи— в ранних работах отчётливо проявилась увлечённость Фриды, например, Боттичелли.
Помимо всего, Фрида оказалась буквально нанизанной на железные перила, которые пропороли ей живот и матку. По инициативе восхищенного и влюбленного Бретона в 1938 году в Нью-Йорке, в одной из самых престижных галерей города, состоялась выставка Фриды и он же написал восторженное предисловие к выставочному каталогу. Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Троцким. Впрочем, достоверных подтверждений этому роману нету, хотя это было вполне в духе, что Фриды Кало, что Троцкого. Также именно симпатия к мексиканской культуре сподвигла Фриду носить все эти экстравагантные наряды, прически и обвешиваться сотнями штучек дрючек.
Фрида постоянно носила платья женщин древнего мексиканского племени, славившихся величавостью и силой. Фрида решает вернуться в Мехико, в Голубой дом. И тем не менее, Фрида поклялась выйти за него замуж и родить сына.
Их костюмы были очень красивы и удачно скрывали физические изъяны Фриды. Открывал выставку большой портрет элегантной Наташи Гельман работы Диего Ривера, мужа Фриды Кало. Ну и, конечно, ещё с Мексикой, коммунизмом и Сальмой Хайек, сыгравшей художницу в фильме «Фрида». 14 апреля 1941 года умер отец Фриды Гильермо Кало. В мае 2016 года картина Фриды Кало «Две обнаженные в лесу» на торгах аукциона Christies была продана за 8 миллионов долларов, что стало рекордом для работ латиноамериканских мастеров.
Фриде и ее верный воитель (Вингельм), ломают колокол, дабы он своим звоном не поднял негорящих, которые могут исполнить пророчество. После развода Фрида Кало продолжала писать. Авторы «Фриды» смешали в убойный сюрреалистический коктейль секс, политику и искусство.
Именно благодаря ему Фрида поверила в свои силы и выкарабкалась. Frida Kahlo de Rivera) или Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон (исп. В последний путь Фриду вместе с Диего Риверой провожали президент Мексики Ласаро Карденас, художники, писатели — Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор и другие известные деятели Мексики.
Спектакль «Фрида. Все потому, что будучи в Мексике, легендарный советский нарком сблизился сначала с семьей Ривера на почве марксистских идей, но вскоре совершенно потерял голову от Фриды. Фрида была женой успешного художника Диего Ривера (Diego Mara de la Concepcin Juan Nepomuceno Estanislao de la Rivera y Barrientos Acosta y Rodrguez), который был старше ее на 21 год. За три дня до смерти Фрида напишет картину Viva la Vida.
С тех пор Фрида с особенной любовью относилась к народной мексиканской культуре16, коллекционировала старинные произведения прикладного искусства, даже в повседневной жизни носила национальные костюмы. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида Кало могла видеть себя. Когда в следующем году они с Диего вернулись в Мексику, Фрида была готова броситься в живопись, но проблемы со здоровьем вынудили ее снова оказаться в больнице, аеще через годпришлось прерывать очередную беременность. Дом построил Гильермо Кало, отец Фриды, за три года до ее рождения.
В 1929 году они поженились – Фриде было 22 года, а ему – 43. Густые чёрные брови в одну линию, драматичная биография, сюрреалистические автопортреты — вот и всё чем известна большинству людей Фрида Кало (Frida Kahlo de Rivera). В работах Фриды Кало очень сильно влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки.
Кроме того Фриде, которая и без того страдала от невозможности иметь детей пришлось пережить второй выкидыш (первый случился ранее в Мексике, но это не точно). Фрида, словно маленькая девчонка, все время ходила вокруг Диего, пытаясь привлечь его внимание. Поездка в Париж в 1939, где Фрида стала сенсацией тематической выставки мексиканского искусства (одна из её картин была даже приобретена Лувром), ещё сильнее развила патриотическое чувство. Родители Кало, конечно, рыдали кровавыми слезами, когда узнали, что их милая Фридуша женится на похотливом монстре мексиканской монументальной живописи. Работы Фриды Кало пользовались бешеным успехом.
В шесть лет Фрида переболела полиомиелитом искалечившим ее правую ногу. Несмотря на эту мрачность и тоску, Фрида была удивительным человеком. Фрида Кало бы выучилась в «Препаратории», стала бы уважаемым врачом, удачно вышла замуж, родила бы десятерых детей и умерла бы счастливой и никому не известной. С тех пор и до самой смерти в 47 лет (1954) Фрида не расставалась с болью. Почему мы продолжаем вглядываться в картины Фриды и искать тайные символы.
Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Тогда многие прочили Фриде скорую смерть или тяжелую инвалидность, но характер сильной независимой женщины сыграл тут положительную роль. Когда родилась, день и причина смерти Фриды Памятные места. В том же году Фрида и Диего разводятся, свои переживания она воспроизводит в автопортрете Две Фриды, 1939, составленном из двух разных индивидуальностей. Рядом с самой Фридой изображен зародыш – символ ее нерожденного ребенка.
Отец Фриды был родом из Германии, а мать – мексиканкой с индейскими корнями. Долгие больничные дни в качестве натуры Фрида использовала себя саму, периодически разбавляя родственниками и друзьями. Прощание с Фридой Кало проходило во Дворце изящных искусств.
В начале 2006 года автопортрет Фриды «Корни» («Raices») оценён экспертами Sothebys в 7 миллионов долларов (эстимейт— 4млн фунтов стерлингов). Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего». Фрида и Ривера организовали комитет по сбору денег для испанских республиканцев.
После болезни у нее на всю жизнь осталась хромота, а правая нога Фриды стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала под длинными юбками). Фрида была третьим ребенком в семье. Режиссер Лейла Абу-аль-Кишек: «Творчество Фриды Кало неотделимо от ее жизни, большинство ее картин автобиографичны.
Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лёжа. Также Фрида разрисовывала стены в Койоаканской прачечной по гос заказу. Несмотря на натянутые отношения художницы с матерью, Фрида сильно переживала из-за ее смерти. Как истинный художник, Фрида никогда не следовала моде, она ее сама создавала.
После смерти Фриды в 1954 году, Диего Ривера сложил ее вещи в Голубом доме (Casa Azul) в Мехико-Сити и распорядился, чтобы туда никто не входил еще 15 лет после его смерти. После нескольких лет бурных скандалов, обид и взаимных упреков Диего и Фрида в 1939 году приняли решение развестись. Прощание с Фридой Кало проходило в «Бельяс Артес» — Дворце изящных искусств. Густые чёрные брови, множество автопортретов, драматичная биография — вот и всё, пожалуй, с чем ассоциируется у большинства людей Фрида Кало (Frida Kahlo de Rivera).
Жизнь в цвете» о всемирно известных мексиканских художниках Фриде Кало и Диего Ривере. В 2017-м на экраны вышел российский сериал «Троцкий», в котором роль Фриды Кало исполнила актриса Виктория Полторак. После победы над парным боссом, Фриде воскресает в качестве Чёрного пламени Фриде. А когда на экраны вышел фильм «Фрида», в котором главную роль сыграла другая мексиканка — Сальма Хайек, мир захлестнула настоящая фридомания.
Все-таки, Диего был в состоянии обеспечить несчастной Фриде надлежащую медицинскую помощь стоящую некислое количество зеленых. В 1929 году Фрида и Диего двинули в город с труднопроизносимым названием Куэрнавака, что в штате Морело находится. В 22 года Фрида Кало вышла за него замуж. Фрида Кало де Ривера или Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон.
Юная Фрида тогда и не думала стать художницей, а стремилась сделать карьеру врача. Фрида начала рисовать на больничной койке, кровать стала определенным символом ее болезни и нередко появлялась в ее картинах. В Париже, Нью-Йорке или Койоакане, Фрида одевалась как девушка племени ацтеков из Теуан. Фрида сразу же заработала авторитет, создав с восемью другими учащимися закрытую группу «Качучас».
Как бы то ни было, в 1939 году Фрида и Диего разводятся. Вовремя учебы Фрида познакомилась сосвоей первой любовью. Пьеса Ники Симоновой «Фрида. Единственное, чего в ней нет и быть не может, так это того из чего состояла вся жизнь и творчество Фриды Кало, - постоянной боли.
Фриде активно использует свою косу, магию льда и невидимость, чем очень походит на Присциллу из Нарисованного мира Ариамис, но намного шустрее. Благодаря убеждением Эльфриде Отец, страшась огня, задабривает пламя в чаше своей кровью, пока все вокруг снаружи гниет. Множество подлинных памятников древней культуры, которые Диего Ривера и Фрида Кало собирали всю жизнь, находится в саду «Голубого дома» (дома-музея). На искусство Фриды во многом повлияла культура коренного населения Мексики.
В прошлом году выставка работ Фриды Кало проходила в России. Жизнь уникальной мексиканки вдохновила многих работников кино, музыкантов на создание произведения искусств, посвященных Фриде. Умерла Фрида от легочной эмболии, после недолеченной пневмонии. А потом Фрида встает в третий раз и. попыток 20 у меня ушло на этого босса.
Фрида Кало — «мать селфи». Диего получил заказы на работу в США, где, в общей сложности, они провели 4 года, а Фрида перенесла несколько неудачных беременностей. Фриде воскресает, пробуждая в себе тёмную силу изза зловещего голоса неизвестного. Можно на все лады и в разных стилях рассуждать на тему жестокой судьбы, постигшей Фриду и обсасывать косточки её жизни.
Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Львом Троцким. Фрида родилась, выросла, прожила большую часть жизни и умерла в одном и том же доме – Casa Azur («Лазурный дом») в Мехико. Поездка в Париж в 1939 году, где Фрида стала сенсацией тематической выставки мексиканского искусства (одна из её картин была даже приобретена Лувром), ещё сильнее развила патриотическое чувство.
В 2002 году голливудский режиссер Джулия Тэймор представила на суд любителей кинематографа автобиографический фильм «Фрида», в основе сюжета которого лежала история жизни и смерти великой художницы. Алехандро и Фрида с трудом влезли в полный автобус, заняли два места сзади — и на повороте в автобус врезался трамвай. Некоторые знакомые Фриды Кало предполагали, она умерла от передозировки и её смерть могла быть неслучайной. Фрида удачно сочетает этот образ с этническими украшениями и неизменным головным убором.
Когда Диего ходил на симфонические концерты, которые Фрида не любила, она отправляла с ним свою подругу, надевая на нее собственное самобытное платье. А вскоре Фрида лишилась своей правой ноги. Драма и Музей Фриды Кало. Принеся свои работы известному художнику Диего Ривера, Фрида хочет услышать здоровую критику.
В возрасте 18 лет Фрида Кало получила тяжелые травмы в аварии, после которой перенесла 35 операций. Жизнь в цвете» о том, что скрыто за яркими и, отчасти, наивными картинами Фриды Кало. Несбывшиеся мечты оребенке стали одним изглавных лейтмотивов картин Фриды. Фрида Кало де Ривера (исп.
Иногда ленты и цветы в прическе Фриды заменяли искусственные пряди, вплетенные в косу и отдаленно напоминающие дреды. Натюрморт с арбузами Viva la Vida – самая последняя картина Фриды Кало. К Фриде пришла только сестра Матильда, узнавшая о несчастье из газет несколько лет назад она сбежала из дома с любовником и с тех пор не виделась с родными. Фрида умерла от воспаления лёгких через год после того, как состоялась её первая персональная выставка на родине. И еще про Фриду лучше сначала смотреть, а уже только потом читать.
Фрида устраивала незабываемые народные гуляния с фейерверками, воздушными шарами корридой, танцами и песнями под народный оркестр. Фрида придерживалась левых политических взглядов. Фрида Кало де Ривера (исп. Frida Kahlo de Rivera) или Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон (исп. Magdalena Carmen Frieda Kahlo Caldern Койоакан, Мехико, 6 июля 1907— 13 июля 1954), — мексиканская художница, наиболее известная автопортретами.
30 августа 2010 года Банк Мексики выпустил новую банкноту в 500 песо, на обороте которой была изображена Фрида и её картина 1949 года, Loves Embrace of the Universe, Earth, (Mexico), I, Diego, and Mr. В конце концов, Ривера совратил младшую сестру Кало, Кристину, что стало последней каплей и они с Фридой развелись. Долго жить порознь Фрида и Диего не смогли – через год они снова поженились и уже не расставались до самой смерти художницы. Сложно сказать, каких цветов они были, но, зная любовь Фриды к ярким краскам, можно предположить, что красные или синие. На картине Фриды Retrato de la familia («Семейный портрет») можно увидеть ее предков обеих линий.
По слухам, у них с Фридой завязался роман. Фриду Кало поразил еще один вирус так называемой национальной идентичности, точнее не поразил, а перешел в фазу обострения. Среди почитателей таланта Фриды были Нельсон Рокфеллер, Поль Элюар, Пикассо. Сие также было крайне привлекательным качеством для феминистически настроенной Фриды.
12 июля 1954 года Фрида скончалась в мучительной агонии. Фрида даже пыталась нескольк раз покончить жизнь самоубийством, после того, как Ривера начал очередную интрижку на стороне. Кроме того, после посещения резиденции супругов картины Фриды запали в душу небезызвестному пахану официальной сюрреалистической тусовки — Андре Бретону, который пообещал поспособствовать организации выставки в гнезде культуры и разврата — Париже (вот ведь написал самому сразу в Париж захотелось). В статье «Фрида Кало: биография, творчество, факты, видео» — краткая биография мексиканской художницы, наиболее известной автопортретами.
Художественный стиль Фриды Кало иногда характеризуют как наивное искусство или фолк-арт. Если Фрида несла Ривере обед (работая, он не прерывался), то укладывала еду в красивую корзинку, украшала ее цветами и накрывала салфеткой с вышитой любовной надписью по обычаю мексиканских крестьянок. Однако, период ясного сознания длился недолго, поэтому в 1935 году Фрида примирилась с сестрой и Диего, что, впрочем, не помешало обоим из супружеской пары бегать налево. Для большинства из нас Фрида Кало не является открытием, многие смотрели фильм-биографию Фрида, другие видели картины, читали биографию by Хайден Эррераи т. д. Но ядумаю, не будет лишним еще раз упомянуть об этой ярчайшей женщине.
«да здравствует Жизнь. » – говорит Фрида Кало на прощание. В 1940-е годы картины Фриды появляются на нескольких заметных выставках. К тому времени Фрида уже не могла встать с постели и на открытие выставки её принесли на больничной койке19. Фрида не обошла стороной это новшество.
Я не буду акцентировать внимание на любовных связях Фриды и Диего, хотя многим это может показаться самым интересным.
Став замужней дамой, Фрида неизменила своему дерзкому, по-детски озорному нраву. Когда я смог встать, я выбрался изпод вагона. Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды. Многие из них, безотносительно к табличкам, были восхищены самобытностью полотен и самой «м-м Риверой». Само помещение было возведено за несколько лет до рождения Фриды в Койокане (пригород Мехико).
В любом случае, семья Ривера-Кало оказалась замешанной в убийстве Троцкого. Муж нередко изменял Фриде, в том числе и с ее младшей сестрой. Зато отсутствие больших ожиданий давало полную свободу.
Боль и страсть будто стали ее кистями. Обе надписи приукрасили действительность. Большое полотно «Две Фриды»создавалось во время бракоразводного процесса на нём Фрида написала себя «любимую» (справа, в теуанском костюме) и «нелюбимую» (в викторианском платье истекающую кровью), словно заявляя, что теперь она сама себе «вторая половина». Фрида тоже ушла вслед за ним, но в 1933 году вступила снова.
На последнюю «вдохновил» ее Диего Ривера изменивший жене со свояченицей и отмахнувшийся от упреков: «Подумаешь, это просто царапина».
Все критики в один голос твердят, что картины Фриды очень самобытные. Даже на «свадебном» портрете «Фрида и Диего Ривера» только один из двух художников изображён с профессиональными атрибутами, палитрой и кистями, — и это не Фрида. В одной руке Фрида держит мексиканский флаг, а в другой – сигарету.
Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. На удивление, Лев поддался, сменив революционную горячку более низменными эмоциями. У кровати Диего Ривэры лежит шляпа, его рабочий халат и стоят огромные ботинки.
21 августа 1929 года они стали мужем и женой. С одной стороны, она страстно желала продолжить род, протянуть дальше ту красную ленту, которую она позже изобразит на картине «Мои бабушки и дедушки, мои родители и я», получить в своё распоряжение «маленького Диего». Целый год она не могла ходить. К несчастью, беременность закончилась выкидышем.
Среди поклонников Риверы встречается мнение, что картины Фриды — это «салонная живопись». Правда, организована выставка была плохо. Конечно, Ривере — тому самому жирному и гениальному Ривере, над которым она подшучивала и которым восторгалась, учась в подготовительной школе.
Но вопреки ужасающим увечьям Фрида выжила. Вместо «маленького Диего» на свет появилась «Больница Генри Форда» — одна из самых печальных работ, с которой началась череда «окровавленных» картин. Но, конец немного предсказуем — все беременности закончились выкидышами. Кало появилась на свет 6 июля 1907 года в Мехико.
Но Диего был так счастлив вернуть себе свою Фриду, что охотно подписал этот документ. Вопреки всем прогнозам, Фрида в очередной раз проявила силу духа и выжила. Справа мы видим пейзаж Северной Америки, где властвует технология. Но вскоре Фрида вернулась – жить вдали от Диего она не смогла.
Гостевание закончилось неожиданно скоро.
Пара решает улететь в Нью-Йорк и отдать все свои силы работе.
Фрида Кало была третьим ребёнком в семье. Мать Фриды, Матильда Кальдерон, была мексиканкой с индейскими корнями.
Словно в противовес тому, что на картинах Фриды Кало художница никогда не улыбалась. Фрида написала картину «Самоубийство Дороти Хейл». Белая простыня залита кровью. Гордая, она не стала своей болью делиться ни с кем – только выплеснула ее на холст. Всю свою тоску, все безутешное отчаяние Фрида выплескивала в своих картинах. Вместо этого его наняли борцы за власть хомячков — коммунистическая партия США.
Конец пребывания Диего в Америке ознаменовался скандалом ибо Диего пришла гениальная идея включить в роспись стены замка темных властелинов (Рокфеллеровского центра) самого человечного человека, благодаря которому СНГ отстало от всего остального мира лет на 100 (Ленин такой молодой и светлый октябрь впереди). На родине его называли попросту Пузаном и бабником. Хайнцу ничего не оставалось, как тихо исчезнуть. Откровенные записи Кало вела 10 лет, но они могут проиллюстрировать всю ее жизнь. После этой выставки Кандинский, Тцара и Пикабиа признали в ней большого художника, Пикассо дал в ее честь прием и подарил на память сюрреалистическую серьгу, а знаменитая модельерша Скьяпарелли, увлекшись необычным обликом Фриды и ее мексиканскими костюмами, придумала туалет «Мадам Ривера».
Спустя время Фрида лишилась правой ноги — она была ампутирована до колена. Впрочем, Диего славился не только пылким чувством к искусству, но и к молоденьким барышням. Передвигаться к тому моменту Фрида Кало могла только с помощью кресла каталки. Когда на сердце было покойно и хорошо изпод ее кисти выходили полотна, пронизанные солнечным светом и согретые юмором, когда плохо — мрачные и безысходные.
Уехав из Парижа, Диего забыл и про дочь и про жену и про любовницу. Причиной смерти Фриды Кало стало воспаление легких. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Яркие краски, отсутствие перспективы, четкие силуэты и детали, наивность рисунка и откровенность сюжетов – во всем просматриваются традиции мексиканского магического реализма и «наивного искусства» индейцев. Желание художницы включить в работы политическое измерение, чтобы «послужить Партии» и «принести пользу Революции», становится особенно явственным в картинах 1954 года Марксизм даст здоровье больным, Фрида и Сталин и в незаконченном портрете Сталина.
Даже яркая палитра и цвета в её работах неслучайны. Предполагалось, что пожилые политэмигранты поживут неопределенное время в Голубом доме. Чтобы забыть о бесконечной боли и тоске Фрида взялась за кисти и краски. Художница и ее картины стали настоящей сенсацией, одну из них даже купил Лувр.
Уже в день свадьбы начались неприятности. На её картинах всё чаще появлялись корни, стебли и плоды, а в дневниковых записях рефрен «Диего — мой ребёнок». Если быть точным, то между Диего и Фридой произошла встреча еще в бытность обучения Фриды в Препаратории (Диего тогда расписывал стену школы). Поощряла эти знаки внимания смешливая Фрида («нет ничего дороже смеха, с его помощью можно оторваться от себя, стать невесомой») или по-своему забавлялась, мы никогда не узнаем (написанный в качестве подарка несгибаемому большевику автопортрет оказался невостребованным).
После долгих и упорных попыток ей удается научиться ходить. Люди проталкивались к моим картинам, которые, видимо, потрясли их. Почти 60-летний революционер увлекся, как мальчишка. Так просто и так сложно одновременно. Молодожены переехали в свою первую квартиру, а потом — в ставший впоследствии музеем Фриды Кало «Голубой дом» на улице Лондрес в Койаокане, самом богемном районе Мехико, где они прожили много лет. Себастьяна, пронзенного стрелами.
Но Фриде это не мешало гонять с мальчишками в футбол и лазать во главе сколоченной ею «банды» через заборы по чужим садам, а излишнюю худобу ноги она скрывала, надев лишний чулок. Естественные роды были невозможны, но оставалась надежда на кесарево сечение. Несколько лет супружеская пара жила в Америке, абсолютно иной в культурном плане стране. Её отцом был фотограф Гильермо Кало, родом из Германии.
Вообще мало кому так по жизни не везло, как Фриде. Капитан очевидность спешит на помощь: «Los Fridos» — непереводимый испанский фольклор, Los — это множественный артикль в испанском языке, что значит «Fridos», думаю, объяснять не нужно. Воистину, как вы яхту назовете, так она и поплывет. А здоровье Фриды стремительно ухудшалось. Он понял, что не может потерять Фриду и бросился на штурм. Позволяя себе вольности, он был нетерпим к изменам жены.
Они украсили помещение в индейском традиционном стиле, окрасили в голубой цвет. Да, Фрида тогда уже восхищалась Диего, но влюблена она была в бесспорного лидера «Качучас» Алехандро Гомеса Ариаса. Фрида безумно хотела родить Диего ребенка, но три беременности – что при ее здоровье само по себе было подвигом – заканчивались выкидышами.
Испуганная Фрида сбежала к родителям и утром Диего пришлось просить прощения и уговаривать свою молодую жену вернуться к нему. Ярко-голубые и красные стены дворика украшает ещё одна надпись: «Фрида и Диего жили в этом доме с 1929 по 1954 год». Бурная совместная жизнь двух неординарных личностей стала легендой. Как известно, родилась Фрида Калов 1907 году, в Мексике, г. Койоакан.
Да только вот здоровья у нее совсем не было. Ривера трудился над росписями в Нью-Йорке и Сан-Франциско, а Фрида лечилась в клинике от алкоголизма и нервного истощения. То будто невзначай притрагивался к руке, то тайком касался под столом ее колена.
В восьмидесятые, когда расцвел буйным цветом феминизм, она стала одной из его икон. Толстые стены наружного фасада, плоская крыша, один жилой этаж, планировка, при которой комнаты всегда оставались прохладными и все открывались во внутренний двор, — почти образец дома в колониальном стиле. Ее внесли на носилках и поместили на кровать в центре зала. Неслучайно через год после развода появился «Автопортрет с остриженными волосами», на котором место юбок и лент занял мужской костюм — в похожем Фрида как-то позировала для семейного портрета задолго до встречи с Диего. У Фриды было полно времени и еще больше желания заняться ранее незнакомым делом. Отпраздновать событие собрались многочисленные друзья молодых среди них была фотохудожница Тина Мадотти, близкая подруга Фриды, сыгравшая большую роль в ее жизни, познакомившая ее с современным искусством и литературой, вовлекшая в политику и, как утверждают их знакомые, бывшая с ней в лесбийской связи.
В надписи внизу кроваво-красными буквами изложена история события. Посттравматический период протекал медленно и болезненно. Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Но, несмотря на все усилия, последствия болезни полностью преодолеть она не смогла.
В течение 30 лет облик дома не менялся. В 1950 г. она провела девять месяцев в больнице, перенесла семь операций на позвоночнике.
В 1942 году супруги Ривера начали преподавать в только что открытой школе искусств «Эсмеральда». Усамой художницы разгорелся роман соЛьвом Троцким, которого она ласково называла «козликом» из-за седых волос ибороды. Совместно они будут оплачивать только расходы по дому.
В 1929 году вышла замуж за Диего Риверу, ей было 22, ему – 43. Она устала. Узнав об этой истории из газет, Фрида написала полную сарказмаработу, буквально залитую кровью (пятна красной краски «выплеснулись» даже на раму). Революционер был кем угодно, только не слепцом.
Намного позже подобное направление в моде назовут «фьюжн». Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в Койоакане, пригороде Мехико (позднее она поменяла год рождения на 1910— год Мексиканской революции9). В конце 1940-х гг. В 6 лет она перенесла полиомиелит, после которого на всю жизнь осталась хромой. Она любила уводить «охотников» в непролазные чащи, сбивая со следа. Мы видим, как Фрида лежит на больничной койке.
Я ненавижу сюрреализм. » Ничего не помогало: французские художники обожали ярлыки. Тогда Фрида и начала ценить особенности Мексики. А чем еще заниматься девочке, обреченной на неподвижность.
Он им никогда не отказывал во внимании и, женившись на Фриде, продолжал жить попрежнему. Ей было 22 года, ему – 43. Отсюда эта неутолимая жажда жизни и любви», – писала она. Ну типа «как эти циничные беспринципные буржуи могут жрать в три горла и устраивать вечеринки пока сотни голодающих детей Африки многие люди умирают с голода».
После занятий они прогуливались, а когда расставались, писали друг другу письма. «Трамвай ударил автобус прямо в центр — вспоминал Алехандро. В течение 30 лет облик дома не менялся. Цепи, державшие ееискалеченное тело наземле, больше немогли удержать Фриду.
Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Есть опасность, что отвергнутая Фрида может истечь кровью до смерти. Сближала их не только живопись, но и коммунистические идеалы.
Но однажды с удивлением узнала, что «дети» причисляют её к своему лагерю. Фрида не питала иллюзий, соглашаясь на развод, не питала иллюзий, соглашаясь на повторный брак с Диего, но уже не плыла по течению. В хорошем смысле этих слов.
«Я пишу себя, так как много времени провожу одна, так как являюсь той темой, которую знаю лучше всего» Увлекшись, она работает с огромным удовольствием и порой даже забывает о боли. Сердца двух женщин выставлены напоказ их соединяет лишь одна тонкая артерия. Их бурная совместная жизнь стала легендой. Именно тогда и возникла её страсть к автопортретам. Однако, более тесное знакомство состоялось именно на пьянке, организованной Тиной Модотти (фотограф и модель также страдавшая коммунизмом).
Для Фриды оказывается гораздо важнее воспроизвести эмоциональное состояние, нежели запечатлеть с фотографической точностью реальную ситуацию. Он отличался бурным нравом и не менее бурной биографией. Гваделупе терпела его постоянные измены – но в конце концов он ушел и от нее. «Япила, чтобы утопить свои печали, ноэти ублюдки научились плавать», — писала Фрида. Ееизлюбленным жанром стал автопортрет— всего ихнаписано больше 50.
Архитектура здания выдержана в национальных мексиканских традициях. На картине «Моё рождение», созданной вскоре после первого выкидыша, она изображает себя в виде новорождённого, но, очевидно, также ассоциирует с фигурой матери, чьё лицо скрыто. Правительство Диаса делало сеньору Гильермо большие заказы, что давало хороший заработок. Работы Фриды выставлялись не только на родине, но и в Париже. В дальнейшем она выбрала именно этот жанр основным в своем творчестве.
Именно в это время она попросила у отца кисть и краски. Ей было 22, ему— 43. Идеальная мексиканская женщина, вотличие отФриды, проводила свои дни дома, воспитывая детей. В случаях, когда ей есть куда отступать, при ударе по ней с потерей баланса, никогда сразу не начинает новое комбо, а отпрыгивает, тем самым давая выпить эстус. Просто не зажимайте её у стен. В их с Диего доме в Сан-Анхеле была великолепная коллекция искусства доколумбова периода и предметов современного кустарного промысла.
В 1929-м он станет ее мужем. Он писал Фриде письмо за письмом, наталкиваясь на вялый отклик. Он вступил в коммунистическую партию и втянул жену в политику.
Девять месяцев девочка провела, прикованная к постели. В 1937 году, когда Троцкий с семьей был выслан из СССР, Фрида с Диего приняли их в своем «голубом доме». Работа показывает нам Фриду, лежащую на скупой больничной койке, залитой кровью. Мэтру понравилось и понравилось не только творчество Фриды, но и сама Фрида. Ощущая свою второстепенность, незначительность своих чувств по сравнению с мужскими, она довела это переживание до абсурда в картине «Немного маленьких уколов». Она стоит, подобно статуе, на пьедестале, награнице между двумя разными мирами.
Кало тогда было 18 лет. Кроме того, Ривера просто не умел быть верным мужем. Имя, которое чаще всего встречается в записях, – это Диего. В 1934 году Диего Ривера изменил Фриде с ее младшей сестрой Кристиной, позировавшей ему.
Несмотря на тяжёлое состояние, зависимость от наркотических обезболивающих и перепады настроения, готовилась к 25-летней годовщине первой свадьбы и даже уговорила Диего отвезти её на коммунистическую демонстрацию. И у меня тут совсем не «образцовые» сюрреалисты, ну, кроме Сальвадора Дали, пожалуй и то он «образцовый» с очень большими оговорками.
«Всего-то несколько царапин. » – назвала полотно ироничная Фрида. Первая авария заставила её начать писать картины, вторая сделала художником. Фрида привычно терпела боль, но боялась потерять подвижность. Всю жизнь Фрида собственноручно плела тонкое кружево легенды, а потом картинно драпировалась в эту «шаль» со сложным, сбивчивым узором эффектно, как умеют испанки (впрочем, в крови ее матери было намешано множество кровей, в частности индейских). В большой угловой спальне расположена стеклянная витрина. Подобный шаг был обусловлен далеко не самолюбованием.
Их бурная совместная жизнь стала легендой. В 6 лет она перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала под длинными юбками). Обстановка дома сохранена такой, какой была еще при художнице. Неунывающая Фрида тогда прокомментировала: «А зачем ноги человеку, который летает. » А пока она плавала, пыталась играть с мальчишками в футбол, пробовала овладеть приемами бокса, как будто предчувствуя, что всю жизнь ей придется бороться: с собой, непониманием окружающих, злым роком. По душевному складу Фрида Кало не была космополиткой. Вторая страшнее».
В 17 лет Фрида попала в автокатастрофу – ее живот и матка были пронзены металлическим прутом, что навсегда закрыло для нее возможность материнства, а гипсовый корсет стал ее второй кожей из-за серьезной травмы позвоночника. Как показывает свидетельство о рождении Фриды, родилась она 6 июля 1907 года. Украшением ей служил лишь цветок, небрежно воткнутый в волосы. «Всегото несколько царапин», — с присущей ей иронией назвала картину Фрида. Троцкий потом винился перед своей Наташкой (законной женой), что-то типа «я твоя старая верная собака, хочу только тебя, она для меня ничего не значит».
Мать Фриды, Матильда Кальдерон, была мексиканкой с индейскими корнями11. Парадоксально, но выбор, который обычно навязывается женщине «по умолчанию», в случае с Фридой становится бунтом против опеки мужа.
Он так шутил. А почему так мало пафоса. Он всячески пытался выразить свою нежность. Апофеозом стал палец одного из гостей, который жених в приступе расстройства случайно отстрелил. На устроенном собственноручно обеде он даже подарил «заокеанской орхидее» странноватые сережки в форме кисти руки с растопыренными пальцами. Видно, что Фрида любит свою родину, ее историю и культуру.
Однако во всем, что она писала, сквозит горечь надежд, которым не суждено сбыться. Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна – когда автобус врезался в трамвай, другая – это Диего».
«В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего», — говорила Фрида. При жизни Фрида и ее муж значительно улучшили и экстерьер и внутренний интерьер. Рокфеллер этого, мягко говоря, не одобрил. Заказов становилось все меньше, а жить — все труднее. Вскоре, после знакомства Кало с Диего Риверой, она принесла показать ему свои картины, дабы мэтр оценил, так сказать.
Ещё одна особенность её работ — мелкие мазки. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическими перилами. Она приветствовала посетителей прямо на кровати. Фриде можно обездвижить, нанося дветри (иногда четыре) атаки подряд. В итоге Фрида Кало сделала из себя произведение искусства.
Но до этого еще надо было дожить. «Фрида, деревянная нога», — неслось ей вслед и она надевала на больную ногу по три-четыре чулка, носила брюки, чтобы скрыть свой изъян. «Я не знаю, как писать любовные письма.
С тех пор, как я в тебя влюбилась, всё перемешалось и наполнилось красотой. Надпись появилась через четыре года после смерти художницы, когда её дом стал музеем.
Ошеломительным успехом ознаменовалась первая выставка ееработ вНью-Йорке в1938 году. Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. И Фрида разрывается между этими двумя противоположностями. Также Фрида находила скучных американцев скучными. Но Кало дает себе слово когда-нибудь встать на ноги. Пурпурную орхидею изображенную в центре под кроватью, принес Фриде в больницу Диего. Больше надо, больше, народец это любит.
Кроме того, живот и матка были проколоты металлической перилой. Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в Койоакане, пригороде Мехико (позднее она поменяла год рождения на 1910— год Мексиканской революции). После измены Диего она решила, что тоже имеет право на любовные увлечения. «Я хочу лишь одного: чтобы его никто не ранил Если бы я обладала здоровьем, я его целиком отдала бы Диего», написала Кало на одном из последних листов. Ее героями были идеологи и вожди мирового рабочего движения: Маркс, Ленин, Мао Цзэдун.
«Я пишу себя, так как много времени провожу в одиночестве и так как являюсь той темой, которую знаю лучше всего», — говорила Фрида и в обращении к этой «теме» была не только субъективность, но и субъектность. Если бы я обладала здоровьем, я его все целиком отдала бы Диего».
В семье Кало родились четыре дочери – Матильда, Адриана, Фрида и Кристина. Для семейства Кало эти бурные события стали большим несчастьем. Она любила использовать в них традиционные для Мексики атрибуты.
Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. После этого она может передвигаться только в инвалидной коляске. Их дружба возобновилась, но вскоре Алехандро женился – на другой. Ярко-голубые и красные стены дворика украшает ещё одна надпись: «Фрида и Диего жили в этом доме с 1924 по 1954 год». В восемнадцатилетнем возрасте Фрида Кало попадает в жуткую автокатастрофу.
«Я никогда не думала, что я сюрреалистка, пока Анри Бретон не приехал и не сказал мне об этом», – призналась она. Всю любовь, трепет и переживания момента впитал в себя дневник Фриды Кало, который она вела до конца жизни. Все ее отговаривают — ведь она уж почти не встает с постели. Ривера вообще оказался выдумщиком и где-то даже мечтателем.
Вот Тулуз-Лотрека хотя бы вспомнить. Всё из того же правила: мы ценим, когда теряем. Она же, увлеченная коммунистическими идеями, не смогла отказать столь великой фигуре. Фрида еще в 1928 году вступила в коммунистическую партию правда, через год, после исключения Диего, вышла из ее рядов.
Для меня не существовало полутонов, я должна была получить все или ничего. Этот мужчина завоевал любовь к себе многих мексиканцев написанием картин.
Таким поначалу был её брак с Диего Риверой. Такое времяпровождение девочек было совсем не в традициях приличных мексиканских семейств. В буквальном смысле – ей воздвигали алтари, а религию, которую исповедовала в ее память творческая богема, назвали «калоизм». Шило в нижнем заднем отверстии Фриды дало знать о себе сразу после относительного выздоровления (ибо окончательного произойти не могло). Фрида почувствовала себя художником.
Толстые стены наружного фасада, плоская крыша, один жилой этаж, планировка, при которой комнаты всегда оставались прохладными и все открывались во внутренний двор, — почти образец дома в колониальном стиле. Люди кричали: Балерина, балерина.
«Я был так счастлив вернуть Фриду, что согласился на все», – вспоминал Диего. Это был полный успех». И у него это великолепно получалось. Та без лишних раздумий согласилась. Жить так, как ему нравится: писать, глядеть, любить, есть не падать духом.
Фоном идет сухая, бездушная Америка, которая не может дать покоя. С таким рубцом на матке много не нарожаешь. Увещевания только распаляли разгулявшегося художника.
Её отцом был фотограф, родом из Германии. Костюм дополняет огромное количество браслетов, ожерелий и колец. Все началось с его поездки в Советский Союз.
Яркая интересная, обаятельная мексиканка мгновенно пленила гостей. Это был эксклюзив. Это символ медленного течения неудавшейся беременности. Мне стало действительно физически плохо. Свободными от гипсовых повязок оставались лишь руки. Устройство внизу слева может символизировать собственные «негодные» мускулы, которые не позволили ей сохранить ребенка в утробе. Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли.
У кровати Диего Риверы лежит шляпа, его рабочий халат и стоят огромные ботинки. Искусство, любовь близких и невероятная сила воли помогают ей встать. Это была первая картина мексиканского деятеля искусства в Лувре. Скупой надрыв показывает и реальная Фрида Кало. Фрида металась.
Фрида безумно его ревновала. Кало из Вильгельма стал Гильермо, а из продавца – фотографом. Фриде приписывают короткий, но бурный роман с козлобородым. Ее отец принес ей холст и гуашь в надежде скрасить тяжелое бремя дочери. Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли.
Фрида Кало (биография это показывает) лишь закалилась от этих невзгод, несмотря на юный возраст. Там у неё выявляют гангрену из-за чего ампутируют часть ноги. Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. В 1928 году вступила в Мексиканскую коммунистическую партию7. Право голоса мексиканские женщины фактически получили только в1953 году, досих пор встране запрещены аборты (кроме Мехико).
Над животом, еще округлым от беременности, она держит три красные, как артерии, ленты. Над кроватью девушки висело зеркало, в котором она могла видеть себя и будущая известная художница начала с автопортретов: «Я пишу себя, так как являюсь той темой, которую знаю лучше всего». Как у истинной мексиканки, у Фриды было особое отношение к смерти. Её отцом был фотограф Гильермо Кало, родом из Германии. В их доме редко бывало тихо.
Предметы извлекаются из обычного окружения и включаются в новые сочетания. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Первая трамвай, вторая Диего. Первая всю жизнь отзывалась физической болью, вторая причиняла боль душевную. Автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Фрида попала в тяжёлую аварию.
Диего любил женщин и при случае изменял своей жене. Диего и Фрида вернулись домой, в Мексику. Фрида начала с автопортретов: «Я пишу себя, так как много времени провожу в одиночестве и так как являюсь той темой, которую знаю лучше всего».
В 6 лет она перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала под длинными юбками). Эксцентричная иостроумная, Кало мгновенно приковала ксебе внимание студентов. Но это не помешало художнице получить большое количество восхитительных отзывов. Но и это не сломало Фриду, вопреки прогнозам врачей — она выздоровела.
Рядом с ножом в руке, с равнодушным лицом тот, кто нанес эти увечья. У нее начался роман с фотографом Николасом Мюреем, который покорил Фриду своей добротой, вниманием и нежностью, – никогда она еще не сталкивалась с подобным отношением. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало. Поскольку в годы революционного десятилетия она была ребёнком и жила среди хаоса и залитых кровью улиц Мехико, то решила, что родилась вместе с этой революцией. Такие дела. В общей сложности она перенесла больше тридцати операций на позвоночнике и упрекнуть ее в увлечении болеутоляющими и легкими наркотиками у близких не хватало духу. Первой картиной был автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества: «Я пишу себя, так как много времени провожу в одиночестве и так как я сама это тот предмет, который известен мне лучше всего».
Я очень многого ждала от нее, каждую минуту осознавая, что я могу все это потерять. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическим перилом. Троцких привезли в Голубой дом, окружили заботой. Но Фрида терпела все. Удар для Кало был жестоким. Пока Диего сутками напролёт писал фрески, ночуя на лесах, она носила ему корзинки с обедами, занималась счетами, экономила на столь необходимых ей медицинских процедурах (Диего тратил бешеные деньги на свою коллекцию доколумбовых статуй), внимательно слушала и сопровождала на выставках.
Созданная в это время серия автопортретов – «Автопортрет с обезьянкой и пластиной на шее», «Автопортрет с ожерельем из шипов и колибри», «Автопортрет с короткой стрижкой», «Две Фриды», – выражала все, что происходило в душе у этой женщины изувеченной и болезнью и разлукой с любимым человеком. Кало до последнего оставалась социально активной — вновь вступила в коммунистическую партию Мексики, собирала подписи за Стокгольмское воззвание (было такое рациональное предложение запретить атомное оружие от человеков, смысл жизни которых был в нечто большем, чем в мерянии фаллосами), ну и так далее и тому подобное.
Восхищенный Пабло Пикассо писал Диего: «Ни ты, ни Дерен, ни я не в состоянии написать такое лицо, какие пишет Фрида Кало». Ну, во первых, парижских классических у меня и нету особо, а во вторых я люблю живопись сюрреалистов, но отнюдь не люблю «официальную» идеологию сюрреалистов. Вместе с потерей своего возлюбленного европейская Фрида утратила часть самой себя. Тогда Фрида решила писать автопортреты.
В 1950 году состояние художницы резко ухудшилось. «Вначале я думала, что шутки насчет моей ноги не будут меня волновать, но потом они стали меня обижать и чем дальше, тем больше», — писала Фрида позже. Незадолго до назначенного часа собравшиеся услышали вой сирен. Тем не менее, художница все еще до сих пор находилась в тени великого и ужасного Диего.
Фриду таскали на многочисленные «обеды по случаю», тостирующие приправляли хвалебные речи магическим словом «сюрреализм». Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. Она опять начала носить джинсы, с удовольствием занималась хозяйством и преподавала студентам, написала «Автопортрет с косой», на котором ранее остриженныеволосы сплелись в причудливый крендель и, окончательно смирившись с неспособностью родить, обратилась к теме плодородия. Мать Фриды, Матильда Кальдерон, была мексиканкой с индейскими корнями.
И все-таки настоящим итогом поездки стало другое картину «Рамка» купил Лувр. Фрида просила отца принести ей кисти и краски. А Фрида не сдавалась: не могла отплясывать на вечеринках, зато громко распевала народные песни, не имела возможности щеголять в коротких платьях, зато пристрастилась к длинным ярким юбкам (а потом и эффектную причесочку с лентами и цветами сообразила), не стала доктором, зато приохотилась к холстам и подрамникам. Фрида ушла к родителям. Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в пригороде Мехико.
Он был старше ее и опекал свою юную подружку. Если автокатастрофа действительно была роковой случайностью (Фрида должна была ехать в другом автобусе, но вышла на полпути, чтобы поискать забытый зонтик), то сложные отношения (в конце концов, Диего Ривера не был единственным) были неизбежными из-за противоречивости её натуры, в которой сила и независимость сочетались с жертвенностью и одержимостью. Она знакомится с Диего Риверой. В 1929 году они стали мужем и женой.
«Зеркало. Но я хочу сказать, что всё моё существо открыто для тебя. Фрида это знала, но ничего не могла поделать. Родной город значил для нее очень много. Бухло и другие наркотики (да бухло — это наркотик, если вы не знали) — это лучший способ загнать иммунитет и нервную систему в подполье.
Андре Бретон, отец сюрреализма, организовал выставку «Вся Мексика», где были представлены предметы индейских культов, народных промыслов и работы Фриды Кало. Однажды в больнице ее навестил богатый американский коллекционер Хайнц Берггрюэн. В доме, где родилась известная художница, организован интересный, увлекательный музей. А она всегда любила его одного.
Фрида шутила, пела свои любимые сентиментальные песенки под аккомпанемент оркестра «Мариачи», курила и пила, надеясь, что алкоголь поможет снять боль. Их бурная совместная жизнь стала легендой. Нога оставалась очень тонкой. Надпись появилась через четыре года после смерти художницы, когда её дом стал музеем. Ееслава пересекла все границы иотмела все условности. Белая ткань, обернутая вокруг бедер, перекликается с Плащаницей Христа.
Упомянутая выше нью-йоркская выставка помогла Фриде стать свободнее. Ну или это он пал жертвой Фриды. Да, не только СПИД способен убивать иммунные клетки, такие дела. Это был вулкан, без преувеличения.
Рядом разбросаны символы родной страны. Это она вонзалась шипами в шею на «Портрете с терновым венцом», плескалась в тусклой ванне на полотне «Что дала мне вода», выступала кровавыми пятнами на картине «Всего-то несколько царапин». И все-таки основной темой творчества Кало стала воплощенная боль. Картины Фриды ценятся на вес золота, о ее жизни пишутся книги и снимаются фильмы. Однако, с помощью Марселя Дюшана (это такой парижский кубист, авангардист и тусовщик) Фриде Кало, все-таки, худо бедно удалось договориться с галереей.
Больше всего она жалела, что ее сил хватает всего на несколько часов работы в день. В то время все воспринимали Фриду как очаровательную жену знаменитого мужа. Так, шумно, со скандалом, закончилось их пребывание в США. Стала изучать медицину (специальные книги из-за постоянной востребованности никогда не пылились на ее полках в компании с заспиртованным эмбрионом): умница, она понимала, что знания такого рода ей пригодятся. Подобно покадровой съемке, Фрида фиксирует разные стадии падения, а само тело располагает внизу на переднем плане.
Она доказала, что можно жить вот так – наперекор боли, страданиям, наперекор самой судьбе, можно жить и при этом быть счастливой, без оглядки на правила, чужие мнения и саму себя Она не хотела возвращаться, но из памяти людской она никогда не уходила – и не уйдет. Тем удивительнее всвете этих фактов перед нами предстает свободолюбивая бунтарка Кало. Два этих переживания впоследствии стали главными темами её картин. В 1929 году Диего Ривера женился на Фриде. Год были в разводе, а потом снова отправились под венец.
Лицо на холсте как посредник между внешним и внутренним. Последними словами в дневнике Фриды были: «Надеюсь, что уход будет удачным и я больше не вернусь». Фриду Кало, которая жила ярко и страстно, не могли забыть. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы она могла видеть себя. Знаменитый художник был болезненно ревнив. В 2003 году выставка работ Фриды Кало и её фотографий прошла в Москве.
В течение 30 лет облик дома не менялся. Закончилось все громким скандалом, после которого Троцкий спешно покинул дом. На свадебном приеме Гваделупе задрала Фриде юбку и показала всем присутствующим ее изуродованную ногу, а затем приподняла свой подол – «Вот ради чего он отказался от моих ног. » Диего тоже продемонстрировал свой буйный нрав: напившись, он открыл стрельбу и даже ранил одного из гостей. Сделал это открыто, понимая, что оскорбляет жену, но отношений с ней порывать не хотел.
«Сюрреализм— это волшебный сюрприз, когда уверен, что вплатяном шкафу найдешь рубашки, анаходишь там льва»Теперь Кало проводила встудии целые дни. В январе 1939 года ей покорился Париж. Диего бесился, крушил все, что попадалось под руку и уходил из дома, при этом всегда возвращаясь. Правда, не представляла, насколько скоро. Даже вышла снисходительная статья под названием «Жена мастера монументальной живописи радостно плещется в искусстве».
В 1937 году в жизни Кало появился советский революционер Лев Троцкий. В результате, Кало пришлось перенести еще и курс противосифилитической терапии, что не могло не сказаться на ее руке (любая антибактериальная терапия ухудшает течение грибковой инфекции). В 1930 году едут в Америку, поселяются в Сан-Франциско. После этой трагедии она впервые попросила у отца кисти и краски.
Тогда же, в первые сутки семейной жизни Диего показал свой отнюдь не ангельский характер. Однажды, застав Фриду с американским скульптором Исамо Ногучи, Диего выхватил пистолет. Ей — двадцать два года, ему — сорок два, но это не мешает им быть счастливыми. Когда Клер Бут Льюс получила картину, она хотела уничтожить ее. Ее кладут в больницу, где ей предстоит пробыть целый год.
Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна— когда автобус врезался в трамвай, другая— это Диего». Они вместе работают и путешествуют. Неожиданно кФриде пришла известность. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало.
В свое время, еще Шопенгауэр писал о том, что самые великие произведения искусства созданы мужчинами (ну, вроде как у женщин предназначение другое. ). За тридцать лет жизни после аварии – тридцать хирургических операций. У меня не было ран, только ушибы. Каждый день приносил новую боль и разочарование. Тем временем, здоровье Фриды Кало продолжило катиться в бездну. Приняв тот факт, что Кало Фрида не хочет его, он попросился обратно к жене. На эти деньги семья Фриды приобрела дом в модном районе Койоакана — тот самый знаменитый, вошедший в историю Голубой дом (его стены были выкрашены голубой краской), в котором Фрида прожила большую часть своей жизни и где окончились ее дни. Эта «Маленькая серна» была утыкана дротиками почище Св.
Затем последовали долгие периоды, когда, предпочитая жить независимо в студии в Сан-Анхэле, Диего вовсе не жил вместе с Фридой, не говоря уже о том годе, когда оба Ривэра разъезжались, разводились и снова сочетались браком. Врачи не могли поручиться за ее жизнь. Быть художницей Фрида не мечтала, язвительно замечая, что просто убивает время, однако это «убийство» стало рождением будущих шедевров. Короче, пали жертвами друг друга.
В порту Тампико опальную пару встречала Фрида Кало Диего в это время лежал в госпитале. Алехандро сразу оценил ум и независимость характера Фриды. Обе надписи приукрасили действительность. В её творчестве преобладает жанр автопортрета, метафорически отражающего события её жизни. Но вскоре, на своей первой персональной выставке, художница Фрида Кало смеялась и шутила, как и обычно. Лежа в кровати, Фрида впервые попросила у отца краски и начала рисовать.
Именно после трагедии она впервые занялась живописью. Бойфренд Фриды Кало отделался мокрыми штанами, а вот самой Фриде далеко не так повезло. А Диего, дескать «же никак не мог простить обоих и в отместку жене переспал с ее младшей сестрой Кристиной». К ней возвращается Диего, так как не представляет жизнь без возлюбленной.
Он порвался и золотой порошок покрыл окровавленное тело Фриды. Отец заказал специальный подрамник, чтобы можно было работать лежа. Отец выполнил просьбу дочери и сделал ей специальный подрамник, позволяющий рисовать лежа. И Фрида пала жертвой самого страшного (и не только в переносном смысле) бабника в истории человечества Мексике. Но факт супружеской измены не помешал возлюбленным оставаться вместе. Полотна Фриды покорили именитого мастера.
Как и сам музей, они— часть легенды о Фриде. Есть знаковая картина «Автопортрет на границе между США и Мексикой». Но нет худа без худа и благодаря собственно коммунистическим тусовкам Фрида познакомилась с одной из самых крупных фигур (и не только в переносном смысле) тогдашней мексиканской живописи — страшным бабником и просто страшным Диего Риверой. Подкосившееся здоровье Фриды вынуждает её вернуться на родину в Мексику.
Их встречала Фрида – Диего лежал в госпитале. Они были согреты искренностью, какойто удивительной открытостью: Фрида рассказывала в них обо всем, что происходило в ее жизни, — и о не рожденных детях и о своей горькой любви к Диего, о том, что ее волновало, восхищало и тревожило. Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Некоторые из ее студентов даже стали настолько пылкими последователями художницы, что к ним прицепилась кликуха «Los Fridos».
Я видела себя. Два года после столкновения трамвая и автобуса, в котором находилась Фрида, Кало провела в постели без малейшей надежды на то, чтобы когда-нибудь вновь встать на ноги – серьёзная травма позвоночника не оставляла девушке никаких шансов. На восстановление ушли месяцы. Пикассо был сражен наповал. Диего пытался успокоить Фриду: «Забудь это, как маленькую царапину. » Фрида хлопнула дверью и переехала сначала в дом родителей, а затем в Нью-Йорк. Многочисленные переломы позвоночника, таза, ребер стали достаточной причиной, чтобы спеленать и закорсетить бунтарку (кстати, роспись медицинских корсетов политической символикой и бабочками впоследствии стала ее ноу-хау).
Кровь капает из только что перерезанной артерии, ее удерживает лишь хирургический зажим. По дороге в университет её автобус врезается в угол дома. Вопреки всему будущая художница решила вести максимально активную жизнь, посещая спортивные секции и готовясь стать медиком. Фрида произвела фурор не только своим искусством – «суровым, хрупким, как крылья бабочки, восхитительным, как улыбка ребенка и жестоким, как горечь жизни», по словам Риверы, но и сама по себе – своим характером, манерой одеваться, своей силой духа.
Она воспевала свою боль и вместе с нею – свою любовь к Диего. Ей было 22, ему— 43. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. В течение 30 лет облик дома не менялся. Вздорная, смешливая, резкая и возмутительно откровенная, средоточие радости и жизни – так ее видели окружающие, однако настоящая Фрида Кало (картины, фото, дневники не дадут соврать) грызла себя изнутри, пытаясь вырвать у судьбы то, что ей причитается.
Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды. Тело округлое, еще хранящее память о том, что готовилось вскормить дитя.
Так началась новая, полная любви, страсти и боли страница в биографии Фриды. На страницах дневника она записывала мысли, делала зарисовки, коллажи. Яркая, остроумная, обаятельная, с поразительной внешностью (после нескольких минут разговора уже никто не замечал ее увечий), Фрида очаровала русских гостей. «Она обращалась с ним, как с любимым псом, — вспоминала одна из подруг. — Он с ней— как с любимой вещью». «Я всего лишь ткнул её несколько раз», — говорил на суде некий мужчина, зарезавший свою подругу. «Я всегда буду помнить потрясение, которое я испытала, когда вытащила картину из ящика. Она, несмотря на горячее желание, так и не смогла стать матерью.
Супругам пришлось объясняться в полиции. Но кому. Вот такой странный брачный контракт. Она выкарабкалась, встала на ноги, но боль уже никогда не отпускала ее далеко от себя. Сюрреалистов же художница не любила и называла «чокнутыми детьми».
Раньше она очень переживала из-за того, что они с Диего живут только на его заработки, а ее лечение требует слишком больших средств. Фрида Кало была третьим ребёнком в семье. Правда, потом влюблённые всё-таки воссоединились. Сближало супругов не только искусство, но и общие политические убеждения— коммунистические.
Фрида знала, что великий американский промышленник нескрывает своей антисемитской позиции. Фрида Кало была знакома с Троцким. Она предпочитала мужскую компанию, называя сокурсниц «дурехами». «Никто никогда не поймет, как я люблю Диего, — написала она однажды в своем дневнике. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало.
Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. Говорят, Фрида была классной училкой, без короны на голове, (в отличие от многих преподавателей, которые ничего не добились по жизни, кроме возможности шпынять студентов), которая по свойски общалась со своим студиозусами. Над окровавленным телом женщины стоит невозмутимый убийца (его шляпа — намёк на Диего), а сверху, как издёвка, парит название, написанное на ленте, которую держат голуби, так похожие на свадебное украшение. Я поднял ее и с ужасом увидел, что из ее тела торчит кусок железа. Я придерживаюсь в этом плане философии Рене Магритта и из всех сюрреалистов, он мне ближе всего, как самый «не сюрреалистический» сюрреалист (если его вообще можно так назвать).
«Работы начинающей художницы, определённо, значительны и угрожают даже её увенчанному лаврами знаменитому мужу», — было написано в пресс-релизе к первой нью-йоркской выставке Фриды (1938) «малютка Фрида» — так называл её автор публикации в TIME. Эта картина, написанная в 1932 году, является средоточием боли Фриды Кало как женщины и матери. Так, постепенно увлечение живописью переросло в страсть, принесшую ей популярность. Задень допрезентации были перевешаны все картины икрасиво оформленная кровать, куда легла Фрида, стала полноценной частью экспозиции. Спустя год художница скончалась отвоспаления легких. Часами я чувствовала на себе его пристальный взгляд.
У них завязался роман, но ревнивая жена Троцкого задушила его на корню. В большой угловой спальне расположена стеклянная витрина. Возможно, поначалу и сама Фрида с этим бы согласилась. Модельер Эльза Скиапарелли, вдохновленная одеждой Фриды Кало, создала модель «Платье синьоры Риверы», а обложку журнала «Вог» украсила фотография тонкой руки Фриды в необычных кольцах. Новая жизнь стала бесконечно мучительной.
Вскоре после чего она скончалась. Те же предметы, часто парящие в воздухе, та же центральная фигура, тот же коктейль из странно смешанных образов. Фрида, как в свое время Сальвадор Дали, отметала рамки: «Мои картины само откровение. К тому моменту «начинающая» «малютка» писала уже девять лет. И перед зрителями они предстали только шесть недель спустя. Чтобы угодить мужу, она даже сменила джинсы и кожаные куртки на пышные юбки и стала «теуаной». В 1930-х годах Фрида какое-то время жила в США, где работал муж.
Часто на картинах можно увидеть различные символы, характерные для мексиканского прикладного искусства. Обе надписи приукрасили действительность.
«Я очень устала от старика», – якобы обронила однажды Фрида в кругу близких друзей и оборвала недолгий роман. Но что-то от людоеда у Риверы все-таки было. К счастью, не выстрелил. Счастлив тот, кому достаточно произнести «Я люблю тебя», чтобы остаться удовлетворённым. 5. В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Фрида попала в тяжёлую аварию.
Встав на ноги, жизнь преподносит Фриде судьбоносную встречу. Это было безусловное торжество духа над слабой плотью. Рассмотрим некоторые ее полотна, что отражают момент. «В моей жизни было две аварии, говорила Фрида.
В 1930-х годах Фрида какое-то время жила в США, где работал муж. В 1929 году Диего Ривера женился на Фриде. В 1938 году в Мексику приехал Андре Бретон, признанный лидер сюрреализма. В конце 20-х годов Диего Риверу пригласили на работу в США. Несмотря на все это, мексиканская художница была совсем не в восхищении от США. Дела пошли хуже, когда Ривера на пару с приятелем Сикейросом стал заигрываться.
А блеск интеллекта в глазах, темперамент и острый язык только добавляли шарма. Откуда это увлечение. Когда он вернулся в 1927 году, Фрида уже была на ногах и с головой ушла в живопись. Интересного в это время в жизни Фриды было мало, не считая ее последней выставки.
Чего ей это стоило, не знает никто. Рядом сидит ее alter ego, европейская Фрида в кружевном белом платье. Это взбесило Риверу. Это не столько картины, которые написала Фрида Кало, книги, скорее, в которых по слогам выписана вся трагедия мятущейся души. Фрида была практически обездвижена. Дети часто бывают жестокими.
В шесть лет в ее жизнь пришла первая беда — полиомиелит. В шесть лет девочка из вполне обеспеченной семьи заболела полиомиелитом (как известно, болезнь косила в первую очередь плохо питающихся детей трущоб) и стала объектом насмешек из-за хромоты и заметно утончившейся правой ноги. Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды. Она изображала реальность не такой, какой она ее видела, но какой она ее чувствовала.
Однако это не мешало ему ворошить юбки всех женщин, что встречались ему на пути. В 6 лет она перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала1213 под длинными юбками). Ктото в автобусе вез с собой пакет сухой золотой краски. Возможно, переживи Фрида болезнь, мы узнали бы её с новой, неожиданной стороны. Себастьяна.
Полотно изображает саму художницу, что потеряла ребенка в этом злополучном госпитале. В 1953 году состоялась первая персональная выставка художницы на её родине. Она решает, что обязательно должна быть на открытии. Фрида счастлива — как долго она об этом мечтала.
Год она была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем сопровождали ее всю жизнь. Фрида пережила и это. Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в Койоакане, пригороде Мехико (позднее она поменяла год рождения на 1910— год Мексиканской революции). Над изголовьем кровати витает улитка. Одной излюбовниц Диего стала младшая сестра Фриды. Неизвестно, какое страдание сильнее физическое или душевное. Они любили, однако любовь оборачивалась новой болью.
По широко распространённой версии, основанной на утверждениях Фриды, он был еврейского происхождения, однако, согласно позднейшему исследованию, он происходил из немецкой лютеранской семьи, корни которой отслеживаются до XVI века10. Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. Но Фрида не была кокеткой. Над нею написано: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало».
Им было уютно в Голубом доме. Сочилась кровь. Возможно именно в этом и стоит искать ключ к пониманию её работ. Там всегда многолюдно.
Фрида боролась со смертью, боролась с изувеченным телом, превозмогая боль и отчаяние. В 1928 году вступила в Мексиканскую коммунистическую партию. С этого дня боль стала постоянным спутником Фриды, самым преданным и верным. «Страстное желание выжить порождало большую требовательность к жизни.
Их сближало не только искусство, но и общие политические убеждения – коммунистические. Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна— когда автобус врезался в трамвай, другая— это Диего». Жизнь знаменитой мексиканской художницы была наполнена болью и красотой. К сожалению, надпись неточна.
Пресыщенная парижская богема поголовно влюбилась в Фриду. наступило серьезное ухудшение здоровья Фриды. Кало Фрида, пылкая, увлекающаяся, практически боготворила своего мужа, признавая его талант, но при этом позволяя себе указывать на огрехи в работе.
По одной из версий, Фрида как-то призналась, что «устала от старика» и оборвала отношения с Троцким, по другой — она все же вступила с ним в любовную связь, но Наталья Седова, жена Троцкого, смогла вернуть мужа в лоно семьи и потребовала, чтобы они вместе покинули «голубой дом» гостеприимных мексиканских хозяев. Фриде исполнилось восемнадцать, она чувствовала себя вполне прилично, но, как сказали бы булгаковские почитатели, Аннушка уже вышла из дома и успела пролить масло. Головокружительный роман Кало и Риверы закончился свадьбой. Автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем.
Зимой 1939/40 года она работает, как никогда. За это время ей сделали семь операций. А у Гильермо и Матильды росло четверо дочерей — Матита, Адри, Фрида и Кристи. Както Диего признался: «Чем сильнее я люблю женщин, тем сильнее хочу заставлять их страдать». В результате, Фрида была вынуждена лечь в больницу в Сан-Франциско для лечения боли в спине и руки, пораженной грибковой инфекцией. Свою обиду она, как всегда, выплеснула на холст – картина называлась «Всего-то несколько царапин». К сожалению, надпись неточна.
Говорят, что с этих ретабло многое перекочевало на полотна художницы. Случился первый семейный скандал. В 1934—1939 они жили в двух домах, построенных специально для них в жилом районе Сан-Анхэле. Фильм «Фрида» – биографическая мелодрама, рассказывающая о яркой жизни, любви и борьбе мексиканской художницы-модернистки, культовой фигуры своего времени. Всю жизнь Фрида Кало испытывала боль: детский полиомиелит, которым переболела героиня, закончился хромотой, а случившаяся позднее автокатастрофа принесла травму позвоночника и бедра.
Как писал Диего Ривера, Фрида «никогда ничего не преувеличивала, не изменяя точным фактам, сохраняя глубокий реализм извечно присущий мексиканскому народу и его искусству, даже тогда, когда она прибегает к аллегориям, доводя их до космогонического обобщения». Диего Ривера и Фрида Кало вновь поженились в декабре 1941 года. Присущие сюрреалистам мечтательность и декадентство её раздражали их ночные кошмары и фрейдистские проекции казались детским лепетом по сравнению с тем, что ей довелось пережить в реальности: «Со времени я была одержима идеей изображать вещи такими, какими их видят мои глаза и больше ничего». «У неё нет иллюзий», — поддакивал Ривера. Вероятно, это граничит с тем, что он признал в ней равную – как по духу, так и по таланту. Определенным образом это повлияло и на ее работы.
В 1939 году Кало и Ривера официально развелись. Если кто-то считает, что так принято на мексиканских свадьбах, он сильно заблуждается. Фрида пишет один за другим автопортреты. Урна с прахом Фриды Кало покоится в ее Голубом доме, превращенном в музей.
Увы, здоровье художницы быстро ухудшалось. В работах Фриды Кало заметно очень сильное влияние народного мексиканского искусства. Перед кончиной художница просит сжечь свое тело и развеять прах. Вскоре они покинули голубой дом.
Встречавшийся с Риверой в Париже Максимилиан Волошин называл художника «добрым людоедом». Маленькая Фрида была шустрой шалуньей. Фрида занималась футболом и боксом в школе входила в шайку «качучас» — хулиганов и интеллектуалов.
У девочки оказался полиомиелит. Это потом Фриду Кало причислят к сюрреалистам, одно из ее полотен «Корни» (хотя никакого полотна там и в помине не было, только металлическая доска и масло) на аукционе Sothebys в 2005-ом оценят в 7млн, а маленькая лондонская галерея Tate неожиданно прославится благодаря персональной выставке Кало.
Большое влияние на живопись Фриды Кало оказал Диего Ривера. В ее картинах это влияние проявляется очень тонко и изысканно.
Но влюбившись, Фрида словно теряла разум, который так ценила в людях. Фрида Кало была третьим ребёнком в семье. Она даже стала кокетничать с приходящим художником Диего Ривейрой, который украшал Препаторию росписью «Созидание». Кстати, я об этом не знал или забыл, но Кало работала училкой в национальной школе искусств «La Esmeralda». Как и сам музей, они— часть легенды о Фриде. Каждый шаг, каждый вздох ее теперь сопровождался постоянной болью, но все было не важно – она выдержала и готова идти дальше. Как показывает свидетельство о рождении Фриды, родилась она 6 июля 1907 года.
Вдохновленная им, Кало снова вернулась на свою вечную битву с жизнью. Гвозди, воткнутые в лицо и тело, взывают к образам мученичества св.
Первой серьёзной попыткой выйти из-под влияния мужа стало решение родить. Маленькая женщина, своим творчеством победившая саму себя. Сориентироваться достаточно сложно: никаких особых звуков перед этой атакой Фриде не издаёт, замах аналогичен обычным прерываемым атакам.
Не удивительно, что первой ее работой стал автопортрет. Над нею написано: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало». Думали, она умрет на операционном столе».
Он непринужденно рассуждал о Прусте и политике, живописи и школьных событиях играл словами, презирал глупость и призывал своих друзей посвятить жизни великому будущему Мексики. И вот почитатели ее таланта, собравшиеся в галерее, приветствуют восторженными криками Кало, которую санитары выносят из машины «скорой помощи» и кладут на празднично украшенную кровать, заранее привезенную из Голубого дома. Как и сам музей, они — часть легенды о Фриде. Всего лишь автопортрет (скучная, казалось бы, вещь. ), но на грани сюрреализма и помешательства.
Пока гости наслаждались угощениями вполной тишине, она сневинным видом поинтересовалась: «Мистер Форд, авыеврей. ». Фрида, без сомнения, знала оневерности мужа. Сказалась на творчестве древняя индейская мифология, национальные традиции. Очевидцы-однокурсники утверждали, что Фрида никогда не комплексовала (подумаешь, хромота. ) – а огромные глаза и прекрасные волосы на что. Её творчество изобилирует символами и фетишами. Вторая страшнее».
Они поселились в Голубом доме – «уже навсегда, без ссор, без всего плохого – только для того, чтобы любить друг друга». Фрида очередной раз лежала в больнице, когда друзья решили сделать ей сюрприз. Если картины были отражением внутренней бури, то костюмы стали её бронёй. В 1937 году в их доме поселился Лев Троцкий» — имея в виду любовную связь с Троцким.