Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Фрида Кало – это история удивительной женщины, которой удалось сделать свой собственный внутренний мир произведением искусства.
Всей душой и телом Фрида привязалась к своему необузданному мужчине. Счастлив тот, кому достаточно произнести: «Я люблю тебя», чтобы остаться удовлетворённым. Роман с блистательным американским фотографом Николасом Мюреем «вылился в истинную любовь». Снова начав ходить, посещала художественную школу и в 1928 году вступила в компартию.
Среди поклонников Риверы встречается мнение, что картины Фриды — это «салонная живопись». В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Фрида попала в тяжёлую аварию. А почему так мало пафоса. Древний мудрец сказал о подобных отношениях: Ни с тобой, ни без тебя жить невозможно.
Но и это не сломало Фриду, вопреки прогнозам врачей — она выздоровела. «Работы начинающей художницы, определённо, значительны и угрожают даже её увенчанному лаврами знаменитому мужу», — было написано в пресс-релизе к первой нью-йоркской выставке Фриды (1938) «малютка Фрида» — так называл её автор публикации в TIME. Их связывали отношения – страстные, одержимые и порой мучительные. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Встречавшийся с Риверой в Париже Максимилиан Волошин называл художника «добрым людоедом». Ярко-голубые и красные стены дворика украшает еще одна надпись: «Фрида и Диего жили в этом доме с 1929 по 1954 год».
Диего же был покорен юной изысканной и очень красивой женщиной. В нем взыграло незнакомое прежде чувство ревности». Её знаменитый теперь на весь мир «Синий дом», прозванный так из-за стен цвета «индиго», традиционного для индейских хижин, стал вначале госпиталем, потом студией, затем сценой, а после смерти художницы – музеем её творчества. Как и сам музей, они— часть легенды о Фриде. В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра и нога в одиннадцати местах. Кало заканчивает картину «Сломанная колонна»: обнаженная Фрида плачет, ее тело, стянутое металлическим корсетом, вдоль позвоночника рассечено, открывая вместо позвоночника сломанную античную колонну. У них завязался роман, но ревнивая жена Троцкого задушила его на корню. Картины этого периода полны муки, красоты и символики («Думая о смерти», «Диего в моих мыслях», «Невеста испугавшаяся при виде открытой жизни», «Раненый олень»). Это вдребезги разбило девичьи грезы, но не дух Кало.
Счастлив тот, кому достаточно произнести «Я люблю тебя», чтобы остаться удовлетворённым. Фрида Кало никогда не рисовала мечты, я рисовала свою реальность, » – сказала художница. Живопись захлестнула меня. ТворчествоТворчество Фриды Кало всегда тяготело к сюрреализму. Фрида выжила — невзирая и вопреки. Тем не менее, художница все еще до сих пор находилась в тени великого и ужасного Диего.
Спустя время Фрида лишилась правой ноги — она была ампутирована до колена. Неунывающая Фрида тогда прокомментировала: «А зачем ноги человеку, который летает. » А пока она плавала, пыталась играть с мальчишками в футбол, пробовала овладеть приемами бокса, как будто предчувствуя, что всю жизнь ей придется бороться: с собой, непониманием окружающих, злым роком. Присущие сюрреалистам мечтательность и декадентство её раздражали их ночные кошмары и фрейдистские проекции казались детским лепетом по сравнению с тем, что ей довелось пережить в реальности: «Со времени я была одержима идеей изображать вещи такими, какими их видят мои глаза и больше ничего». «У неё нет иллюзий», — поддакивал Ривера. Даже вышла снисходительная статья под названием «Жена мастера монументальной живописи радостно плещется в искусстве». Ривера был порядком удивлен мастерством (живописи Кало специально не училась) и оригинальностью произведений.
Ее принесли на больничной койке. Десятки Фрид с серьезными, скорбными лицами, без улыбок смотрели на свою создательницу. «Я всего лишь ткнул её несколько раз», — говорил на суде некий мужчина, зарезавший свою подругу. Другие же биороботы, которые в состоянии только перепечатывать чужие статьи своими словами эту статью размножили. Но поврежденный позвоночник постоянно напоминал о себе. Упомянутая выше нью-йоркская выставка помогла Фриде стать свободнее.
Надев мужской костюм (возможно, это была попытка замаскировать корсет, который она была вынуждена носить), выглядевший на ней весьма экстравагантно, она появлялась на многолюдных собраниях и вечеринках и легко сходилась с различными людьми. Ощущая свою второстепенность, незначительность своих чувств по сравнению с мужскими, она довела это переживание до абсурда в картине «Немного маленьких уколов». На одной из таких прогулок семилетней Фриде показалось, что она сильно ушибла ногу «о толстые корни дерева и упала, оглушенная болью». Вот Тулуз-Лотрека хотя бы вспомнить.
Два этих переживания впоследствии стали главными темами её картин. Алехандро отделался легко, а Фриду покалечило так, что врачи были единодушны в своих неутешительных прогнозах. Это она вонзалась шипами в шею на «Портрете с терновым венцом», плескалась в тусклой ванне на полотне «Что дала мне вода», выступала кровавыми пятнами на картине «Всего-то несколько царапин». Обе надписи приукрасили действительность. она приняла участие (вместе с Диего Риверой) в Международной Выставке Сюрреализма, но позже доказывала что никогда не была истинным сюрреалистом.
На картине «Моё рождение», созданной вскоре после первого выкидыша, она изображает себя в виде новорождённого, но, очевидно, также ассоциирует с фигурой матери, чьё лицо скрыто. 42-летний новобрачный, переборщив с алкоголем, внезапно схватился за пистолет и принялся палить из него в воздух. Все было мучительно. «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего», — говорила Фрида.
Правда, потом влюблённые всё-таки воссоединились. Да, она понимала, что выглядит не так, как все, но именно это и было её целью. Их семейная жизнь бурлила страстями. Ее творчество насыщено символами и фетишами. Вот полотно «Больница Генри Форда»: обнаженная Фрида лежит на железной кровати, живот вздут, волосы в беспорядке. Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли.
Эта «Маленькая серна» была утыкана дротиками почище Св. Она любила уводить «охотников» в непролазные чащи, сбивая со следа.
влюбленная парочка села в битком набитый автобус, чтобы добраться до дома. В 1929 году Диего Ривера женился на Фриде. Однако вернувшись в Мексику, о них и не вспоминал. Вряд ли Троцкий действительно влюбился в Кало как утверждают («без памяти влюбился в молодую художницу»), возможно из-за её болезни он рассматривал эту связь просто как секс. «Мой крылатый Диего, моя тысячелетняя любовь», — шептала Фрида, забываясь в беспокойном сне.
В течение 30 лет облик дома не менялся. Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. «Я пишу себя, так как много времени провожу в одиночестве и так как являюсь той темой, которую знаю лучше всего», — говорила Фрида и в обращении к этой «теме» была не только субъективность, но и субъектность. В 22 года Фрида Кало вышла за него замуж. Это был полный успех» Половина работ Кало была продана. С одной стороны, она страстно желала продолжить род, протянуть дальше ту красную ленту, которую она позже изобразит на картине «Мои бабушки и дедушки, мои родители и я», получить в своё распоряжение «маленького Диего».
Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало. Дела пошли хуже, когда Ривера на пару с приятелем Сикейросом стал заигрываться.
В 1928 году вступила в Мексиканскую коммунистическую партию5. Все чаще Кало беспокоят мысли о смерти. В 1925 году Фрида попадает в страшную автомобильную аварию – её сбивает автобус.
Она предпочитала мужскую компанию, называя сокурсниц «дурехами». Полотна Фриды покорили именитого мастера. Фурор произвело не только творчество Фриды, но и ее наряды. Увещевания только распаляли разгулявшегося художника. Тридцать две операции, годы в гипсе и на инвалидной коляске, бесконечная боль.
Он так шутил. Мое творчество — словно проводник боли», — так писала в своем знаменитом «Дневнике» легендарная женщина Мексики — Фрида Кал о. О ней написаны десятки объемистых романов и искусствоведческих трудов, поставлены драматические и оперные спектакли, а в настоящее время идет съемка сразу трех художественных фильмов. Быть сильной пришлось научиться ещё в детстве: сначала помогая отцу пережить приступы эпилепсии, а затем справляясь с последствиями полиомиелита. С таким рубцом на матке много не нарожаешь. Все идеи ее картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, расположенных рядом или нарисованных на лбу.
Для Фриды Кало сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Несмотря на все это, мексиканская художница была совсем не в восхищении от США. Ееслава пересекла все границы иотмела все условности. 22-летняя Фрида и 43-летний Диего поженились. Неожиданно кФриде пришла известность.
Снаружи дом на углу улицы Лондрэс и улицы Альендэ выглядел точно так же, как и другие в Койоакане, старом жилом районе на юго-западе пригорода Мехико. А чем еще заниматься девочке, обреченной на неподвижность. Кстати, я об этом не знал или забыл, но Кало работала училкой в национальной школе искусств «La Esmeralda». Фрида очередной раз лежала в больнице, когда друзья решили сделать ей сюрприз. Он остался невредим и кинулся искать Фриду.
Ей хотелось быть рожденной в год Мексиканской революции. Она готовила себя к неизбежному разрыву, но жить вдали от Диего долго не смогла. И сама Фрида не была обойдена вниманием. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида Кало могла видеть себя.
Задень допрезентации были перевешаны все картины икрасиво оформленная кровать, куда легла Фрида, стала полноценной частью экспозиции. Спустя год художница скончалась отвоспаления легких. Пока гости наслаждались угощениями вполной тишине, она сневинным видом поинтересовалась: «Мистер Форд, авыеврей. ». Фрида, без сомнения, знала оневерности мужа. «Порой я спрашиваю себя: не были ли мои картины скорее произведениями литературы, чем живописи.
Фрида Кало была знакома с Троцким. Темные властелины не смогли вынести нестерпимого света от лика самого человечного человека, вот таким образом взяли и уволили Диего, да еще денег не заплатили. На последнюю «вдохновил» ее Диего Ривера изменивший жене со свояченицей и отмахнувшийся от упреков: «Подумаешь, это просто царапина». Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Хайнц обеспокоенно следил за напором бывшего мужа. Родилась Фрида Кало 6 июля 1907 году в мексиканской семье, в Койоакане.
Мэтру понравилось и понравилось не только творчество Фриды, но и сама Фрида. Да и средств к существованию у нее не было, так как свои работы она еще не продавала. Украшением ей служил лишь цветок, небрежно воткнутый в волосы.
Их бурная совместная жизнь стала легендой. Но все внутри нее так и осталось покалеченным. В порту Тампико опальную пару встречала Фрида Кало Диего в это время лежал в госпитале. Сама экспозиция коммерческого успеха не имела (одну картину Кало купил Лувр), но работы Фриды и она сама стали сенсацией пресыщенного искусством Парижа.
Именно тогда и возникла её страсть к автопортретам. За год, проведенный почти в полной неподвижности, Кало всерьез увлеклась живописью. Катастрофа столько определила в моей жизни: от живописи до умения любить. Парадоксально, но выбор, который обычно навязывается женщине «по умолчанию», в случае с Фридой становится бунтом против опеки мужа.
Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическими перилами. Из инвалида Кало превратилась в заводилу, а лишняя пара чулок (в любую жару) скрывала от любопытных взглядов ненормальную худобу ноги. В 1929 году они стали мужем и женой. Если автокатастрофа действительно была роковой случайностью (Фрида должна была ехать в другом автобусе, но вышла на полпути, чтобы поискать забытый зонтик), то сложные отношения (в конце концов, Диего Ривера не был единственным) были неизбежными из-за противоречивости её натуры, в которой сила и независимость сочетались с жертвенностью и одержимостью. В какой-то мере это даже дошло до абсурда.
Она начала с автопортретов. И все-таки в живописи Фриды заметно влияние европейской живописи. Фрида металась. В этом была доля кокетства, но, откровенно говоря, трудно чувствовать себя уверенной, когда твой муж — признанный мастер, работающий сутками напролёт, а ты — самоучка, с трудом выкраивающая время для живописи между хлопотами по хозяйству и медицинскими операциями. Год были в разводе, а потом снова отправились под венец.
Красота ее была одновременно дикой и строгой, ей было чуждо кокетство. Диего любил женщин и при случае изменял своей жене. Однажды Фрида отважно пришла к знаменитому художнику в Министерство образования, где он расписывал стены, заставила его спуститься с лесов, чтобы «услышать честное мнение» о своих работах.
Вообще мало кому так по жизни не везло, как Фриде. В первых письмах к другу семьи доктору Лео Элоиссеру беременная Фрида спрашивает, какой вариант нанесёт меньший вред её здоровью, но, не дождавшись ответа, сама принимает решение сохранить беременность и уже не отступает. Фрида не придавала значения физической ущербности и не боялась выделиться среди однолеток.
Уже в начале прошлого века женщины начали избавляться от лишней растительности на лице. После продажи на торгах Sothebys в 2006 году картины «Корни», которая ушла с молотка за 5, 6 млн долларов (и стала, таким образом, самой дорогой работой художницы), распространились слухи, что именно Мадонна приобрела ее в свою коллекцию. На носилках ее внесли в зал галереи и уложили на кровать. Правда, не представляла, насколько скоро.
Для меня было очевидно, что эта девочка была прирожденной художницей». А здоровье Фриды стремительно ухудшалось. Узнав об этой истории из газет, Фрида написала полную сарказмаработу, буквально залитую кровью (пятна красной краски «выплеснулись» даже на раму).
Некоторые из ее студентов даже стали настолько пылкими последователями художницы, что к ним прицепилась кликуха «Los Fridos». В 1945г. Поощряла эти знаки внимания смешливая Фрида («нет ничего дороже смеха, с его помощью можно оторваться от себя, стать невесомой») или по-своему забавлялась, мы никогда не узнаем (написанный в качестве подарка несгибаемому большевику автопортрет оказался невостребованным).
Первой серьёзной попыткой выйти из-под влияния мужа стало решение родить. В 1929 году Фрида Кало поступает в Национальный институт Мексики. В шесть лет девочка из вполне обеспеченной семьи заболела полиомиелитом (как известно, болезнь косила в первую очередь плохо питающихся детей трущоб) и стала объектом насмешек из-за хромоты и заметно утончившейся правой ноги. Ей было 22 года, ему – 43. Усамой художницы разгорелся роман соЛьвом Троцким, которого она ласково называла «козликом» из-за седых волос ибороды.
«Моя жизнь — это серьезная история. На родине его называли попросту Пузаном и бабником. Как показывает свидетельство о рождении Фриды, родилась она 6 июля 1907 года. Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна— когда автобус врезался в трамвай, другая— это Диего». Отец не скупился: оплачивал лучшие спортивные и учебные заведения, врачей. «Я не знаю, как писать любовные письма.
Передвигаться к тому моменту Фрида Кало могла только с помощью кресла каталки. Она велела поставить кровать посреди выставочного зала и, возлежа как королева, принимала поздравления, периодически запевая громким голосом любимые песни. Фрида перенесла семь операций на позвоночнике (всего за ее жизнь их было 32), совершила несколько попыток самоубийства, а однажды, доведенная до отчаяния, чуть ли не сожгла себя заживо.
Вместо «маленького Диего» на свет появилась «Больница Генри Форда» — одна из самых печальных работ, с которой началась череда «окровавленных» картин. Их бурная совместная жизнь стала легендой. На её картинах всё чаще появлялись корни, стебли и плоды, а в дневниковых записях рефрен «Диего — мой ребёнок». В 1930-х годах Фрида какое-то время жила в США, где работал муж. Супругам пришлось объясняться в полиции.
Ну, во первых, парижских классических у меня и нету особо, а во вторых я люблю живопись сюрреалистов, но отнюдь не люблю «официальную» идеологию сюрреалистов. Свои страдания и эмоциональный упадок художница передала на полотне «Больница Генри Форда». Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. И у меня тут совсем не «образцовые» сюрреалисты, ну, кроме Сальвадора Дали, пожалуй и то он «образцовый» с очень большими оговорками. Идеи ее картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Бойфренд Фриды Кало отделался мокрыми штанами, а вот самой Фриде далеко не так повезло.
Из Музея Долорес Ольмедо (Мехико) она приехала в Россию на два с половиной месяца. Чтобы забыть о бесконечной боли и тоске Фрида взялась за кисти и краски.
Но что-то от людоеда у Риверы все-таки было. Кроме того, она обожала текилу. Для того времени это было необычно для женщины.
На восстановление ушли месяцы. Фрида занималась футболом и боксом в школе входила в шайку «качучас» — хулиганов и интеллектуалов. Сегодня в Голубом доме музей и сам бог велел сотрудникам выдумывать эффектные небылицы и жонглировать датами. Почти год она не выходила из дому. Она даже стала кокетничать с приходящим художником Диего Ривейрой, который украшал Препаторию росписью «Созидание». Ей приснился умерший отец и предсказал год ее смерти.
Матильда Кальдерон, мать Фриды, была мексиканкой индейского происхождения. Цепи, державшие ееискалеченное тело наземле, больше немогли удержать Фриду. Для Фриды сделали специальный подрамник, чтобы она могла рисовать лежа. В частности, в 1939 году Кало открывает выставку в Париже, затем несколько раз посещает Испанию и Италию, где знакомится со многими интересными художниками и политическими деятелями.
Я, наверно, казалась всем распущенной. Но нет худа без худа и благодаря собственно коммунистическим тусовкам Фрида познакомилась с одной из самых крупных фигур (и не только в переносном смысле) тогдашней мексиканской живописи — страшным бабником и просто страшным Диего Риверой. Она изображала «свою реальность» без всяких моральных и эстетических преград и ни на одном из автопортретов Фрида не улыбается. В 1937 году в жизни Кало появился советский революционер Лев Троцкий. К сожалению, надпись неточна. Фрида ушла к родителям. Картина «Корни» выставлялась в 2005 году в лондонской галерее «Tate», а персональная выставка Кало в этом музее стала одной из самых удачных в истории галереи – ее посетили около 370 тысяч человек. Стоимость картинВ начале 2006 года автопортрет Фриды «Корни» оценен экспертами Sothebys в 7 миллионов долларов.
На перекрестке автобус столкнулся с трамваем. Родители отправили юношу в Европу, чтобы разлучить его с изувеченной возлюбленной. Поразителен контраст между образом импульсивной, жизнерадостной девушки иработами 1930-х годов: они проникнуты ощущением безысходности иутраты, погружены втемное, липкое отчаяние. В течение 30 лет облик дома не менялся. В 1937 году, когда Троцкий с семьей был выслан из СССР, Фрида с Диего приняли их в своем «голубом доме». Он стоял лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. «Диего — монстр и святой в одном лице» был ее судьбой.
Возможно, поначалу и сама Фрида с этим бы согласилась. С тех пор, как я в тебя влюбилась, всё перемешалось и наполнилось красотой. Правая ступня атрофировалась, а нога стала короче и тоньше. В 15 лет она поступила в национальную медицинскую школу Мексики «Препараторию».
17 сентября 1925г. А пока диагноз врачей был малоутешительный — полиомиелит. В большой угловой спальне расположена стеклянная витрина. По утверждениям учителей, девочка никогда не была слабой.
Фрида не смогла устоять. Они думали, что я сюрреалист, но я не была. Тогда же, в первые сутки семейной жизни Диего показал свой отнюдь не ангельский характер. Однако, с помощью Марселя Дюшана (это такой парижский кубист, авангардист и тусовщик) Фриде Кало, все-таки, худо бедно удалось договориться с галереей. В 1928 году Фрида вступила в компартию, а через год вышла замуж за Диего.
Сочилась кровь. Я придерживаюсь в этом плане философии Рене Магритта и из всех сюрреалистов, он мне ближе всего, как самый «не сюрреалистический» сюрреалист (если его вообще можно так назвать). Любовью к автопортретам Фриды Кало известны не только сильные мира искусства, но и Мадонна имеющая в своей коллекции ее работы наряду с произведениями Дэмиена Хёрста, Пабло Пикассо и других художников.
«Она обращалась с ним, как с любимым псом, — вспоминала одна из подруг. — Он с ней— как с любимой вещью». Да, не только СПИД способен убивать иммунные клетки, такие дела. Люди проталкивались к моим картинам, которые, видимо, потрясли их. Сирена «скорой помощи» и рев мотоциклетного эскорта возвестили о прибытии Кало.
Несмотря на все свои страдания Фрида Кало всегда сохраняла живой, жизнерадостный характер — у нее было прекрасное чувство юмора, она постоянно смеялась, подшучивала над собой и друзьями и устраивала вечеринки. Но Диего был так счастлив вернуть себе свою Фриду, что охотно подписал этот документ. Вот такой странный брачный контракт. Тлацольтеотл, богиня Любви, должно быть, была со мной. И все-таки основной темой творчества Кало стала воплощенная боль.
Кало до последнего оставалась социально активной — вновь вступила в коммунистическую партию Мексики, собирала подписи за Стокгольмское воззвание (было такое рациональное предложение запретить атомное оружие от человеков, смысл жизни которых был в нечто большем, чем в мерянии фаллосами), ну и так далее и тому подобное. К несчастью, беременность закончилась выкидышем. Страстное желание выжить породило большую требовательность к жизни. Последними словами в дневнике Фриды были: «Надеюсь, что уход будет удачным и я больше не вернусь».
Фрида написала картину «Самоубийство Дороти Хейл». Фрида это знала, но ничего не могла поделать.
Бурная совместная жизнь двух неординарных личностей стала легендой. Она отказалась от сюрреализма не сразу, в январе 1940г. Он понял, что теряет Фриду, писал, звонил, умолял вновь пожениться. Отсюда эта неутомимая жажда жизни, жажда любви». Фрида лежала, тупо уставившись в потолок и слушала свою боль, пока сестре Матильде не пришло в голову приделать к кровати («ящику», «гробу», «темнице») балдахин, да еще и с зеркалом, чтобы больная могла видеть себя.
Вскоре они покинули голубой дом. Злополучная конечность досаждала богу настолько, что через сорок лет он легко позволил ее ампутировать. Это была странная пара — «голубка и слон».
Увещевания только распаляли разгулявшегося художника. В 1953г. Фриде приписывают короткий, но бурный роман с козлобородым. Но здесь ее ждало горькое разочарование: Николас собрался жениться на другой женщине.
В декабре 1941г. И тогда Фрида написала свой первый автопортрет. Себастьяна.
В 1944г. В нем заметно и влияние европейской живописи – в ранних работах проявилась увлеченность Фриды, например, Боттичелли. ВыставкиВ 2003 выставка работ Фриды Кало и ее фотографий прошла в Москве. Автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. Несмотря на мучительные боли, она сопровождала его в Нью-Йорк и Детройт, где Ривера выполнял заказные росписи. Вильгельм превратился в Гильермо и сменил профессию — стал известным фотографом, посвятившим свое творчество новой родине и построил большой «голубой дом» — дом цвета мечты — в Койоакан, пригороде столицы.
Сближала их не только живопись, но и коммунистические идеалы. Право голоса мексиканские женщины фактически получили только в1953 году, досих пор встране запрещены аборты (кроме Мехико). Многие из них, безотносительно к табличкам, были восхищены самобытностью полотен и самой «м-м Риверой». Они не всегда могли быть вместе, но никогда – врозь. Одним из самых острых переживаний Фриды стала невозможность родить ребенка.
Гораздо большее значение для него имела Седова, соратник в его политической работе. Случился первый семейный скандал. Та без лишних раздумий согласилась. Определенным образом это повлияло и на ее работы.
Специалисты полагают, что 1940-е – это эпоха расцвета творчества Фриды Кало. Однако сам он был болезненно ревнив. Молодожены переехали в свою первую квартиру, а потом – в ставший впоследствии музеем Фриды Кало «Голубой дом» на улице Лондрес в Койаокане, самом богемном районе Мехико, где они прожили много лет. Мероприятие спас Марсель Дюшан, выставка состоялась 6 неделями позже.
Как-то раз, когда супруги переехали изМексики вДетройт ихпригласили наужин вдом Генри Форда. Если картины были отражением внутренней бури, то костюмы стали её бронёй. Любила ли Троцкого Фрида спорный вопрос, некоторые полагают, что нет и что просто муж был холоден с Фридой к тому времени и Троцкий показался ей более пламенным любовником в сексуальном плане («она с ним развлекалась»), а для Троцкого Фрида была моложе и привлекательней Седовой. Украшением ей служил лишь цветок, небрежно воткнутый в волосы. «Я хочу лишь одного: чтобы его никто не ранил Если бы я обладала здоровьем, я его целиком отдала бы Диего», написала Кало на одном из последних листов. Вторая жена, мексиканка Гваделупе Марин, родила ему двух дочерей.
совместно с мужем начала преподавать в школе искусств «Эсмеральда». Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Неслучайно через год после развода появился «Автопортрет с остриженными волосами», на котором место юбок и лент занял мужской костюм — в похожем Фрида как-то позировала для семейного портрета задолго до встречи с Диего. Стала изучать медицину (специальные книги из-за постоянной востребованности никогда не пылились на ее полках в компании с заспиртованным эмбрионом): умница, она понимала, что знания такого рода ей пригодятся. Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади.
Первая авария заставила её начать писать картины, вторая сделала художником. Сила воли помогала жить. «В моей жизни было две аварии, говорила Фрида. В довершение ко всему после бурного романа со скульптором Луизой Невелсон он совратил младшую сестру Кало, Кристину. Гильермо был из старинной лютеранской семьи.
Но я хочу сказать, что всё моё существо открыто для тебя. Но пока Фриде было не до художника. «Фрида закричала так, что заглушила сирену подъехавшей кареты Красного Креста», — вспоминал Ариас.
Совместно они будут оплачивать только расходы по дому. Способствовало этому и неизменное дружелюбие и пытливый ум девушки. Увы, здоровье художницы быстро ухудшалось.
Физические силы на исходе и духовные тоже иногда не выдерживают. Фрида Кало хорошо знала историю своей родины. Девочки одевались в школу, как взрослые дамы, а Кало ходила в строгой, как сказали бы у нас, пионерской форме. В 1952 году Фриде Кало ампутировали до колена правую ногу. Муж нередко изменял Фриде, в том числе и с ее младшей сестрой. Если бы не хирургический зажим в руке Фриды, женщина, вероятно истекла бы кровью.
Зеркало над кроватью и специальный подрамник, позволявший писать картины лежа. Больше надо, больше, народец это любит. В Москве знаменитый художник познакомился со знаменитым мифотворцем, лидером IV Интернационала Троцким. Диего Ривере тогда было 43 года.
Капитан очевидность спешит на помощь: «Los Fridos» — непереводимый испанский фольклор, Los — это множественный артикль в испанском языке, что значит «Fridos», думаю, объяснять не нужно. 21 августа 1929г. В любом случае, семья Ривера-Кало оказалась замешанной в убийстве Троцкого. Но выбрав нечто более значительное, чем ничтожные факты, она решила, что родилась не в 1907 году, а 1910, в год начала Мексиканской революции. Это было безусловное торжество духа над слабой плотью.
«Я хочу лишь одного: чтобы его никто не ранил Если бы я обладала здоровьем, я его целиком отдала бы Диего», написала Кало на одном из последних листов. И только кисти и краски позволяли ей забыть о своих увечьях. Ривера, как и положено самоуверенным мужьям, узнал об измене в последнюю очередь. Фрида продолжала рисовать, а с 1942г. Здоровье все чаще и чаще подводило ее. В 1934—1939 они жили в двух домах, построенных специально для них в жилом районе Сан-Анхэле.
Корсеты — гипсовые, кожаные, стальные (некоторые весили до 20кг)— только поддерживали ее многострадальное тело, но боли не смягчали. Алехандро выбросило через окно. Ее работы высоко оценил уже знаменитый к тому времени художник-коммунист Диего Ривера. Но, конец немного предсказуем — все беременности закончились выкидышами.
Незадолго до экспозиции из-за гангрены пришлось ампутировать часть правой ноги: «Что мне ноги, когда у меня за спиной крылья. », – записала Фрида в своём дневнике. У кровати Диего Ривэры лежит шляпа, его рабочий халат и стоят огромные ботинки. Словно в противовес тому, что на картинах Фриды Кало художница никогда не улыбалась. Случился первый семейный скандал. Ах, как бы повеселилась эта жизнерадостная женщина, узнав, что она приравнена к богам последователями ее стиля из числа богемы: сооружены «алтари Фриды», а религия носит название «калоизм». С этого дня и до конца жизни ей пришлось жить в мире не утихающих болей. Тот, кто называл их союз загадочным, считал очередным розыгрышем, глубоко ошибался.
Неизвестно, какое страдание сильнее физическое или душевное. Фрида Кало родилась в Мехико в 1907 году, в семье еврейского фотографа, родом из Германии. Железный прут прошил ей живот и таз, навсегда лишив ее возможности иметь детей. Она росла порывистым, лукавым и по-мальчишески независимым ребенком-сорван-цом. Это потом Фриду Кало причислят к сюрреалистам, одно из ее полотен «Корни» (хотя никакого полотна там и в помине не было, только металлическая доска и масло) на аукционе Sothebys в 2005-ом оценят в 7млн, а маленькая лондонская галерея Tate неожиданно прославится благодаря персональной выставке Кало.
После отъезда молодоженов в США Кало не раз находилась в состоянии беременности. Предполагалось, что пожилые политэмигранты поживут неопределенное время в Голубом доме. Шило в нижнем заднем отверстии Фриды дало знать о себе сразу после относительного выздоровления (ибо окончательного произойти не могло).
Головокружительный роман Кало и Риверы закончился свадьбой. Отец заказал специальный подрамник, чтобы можно было работать лежа. Обложку журнала «Вог» украсила тонкая изящная рука Кало, унизанная оригинальными кольцами. Картина была написана художницей маслом по листу металла в 1943 году (после повторного брака с Диего Риверой). Очевидцы-однокурсники утверждали, что Фрида никогда не комплексовала (подумаешь, хромота. ) – а огромные глаза и прекрасные волосы на что.
Она устала. В конце 20-х годов Диего Риверу пригласили на работу в США. Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды. Тем временем в западноевропейской традиции это животное символизирует сладострастие. Зато отсутствие больших ожиданий давало полную свободу. Тогда же, в первые сутки семейной жизни Диего показал свой отнюдь не ангельский характер.
Его околдовала невероятная красота этой измученной, но стойкой женщины. В результате, Кало пришлось перенести еще и курс противосифилитической терапии, что не могло не сказаться на ее руке (любая антибактериальная терапия ухудшает течение грибковой инфекции). Ривера вообще оказался выдумщиком и где-то даже мечтателем. Одной излюбовниц Диего стала младшая сестра Фриды. Испытаний на её долю было отмеряно немало. Волоски на лице никогда не мешали ей оставаться желанной для противоположного пола (и не только).
Ей было 22, ему— 43. Родной город значил для нее очень много. Он чувствовал ответственность за свою любимицу. И не напрасно. Девушек там было мало, тем более, таких, как Фрида.
Она отражает сентиментальное идеальное отношение к браку, что снова расходится с реальностью. «Поручень проткнул меня, как клинок пронзает быка». Ну типа «как эти циничные беспринципные буржуи могут жрать в три горла и устраивать вечеринки пока сотни голодающих детей Африки многие люди умирают с голода».
Символика Кало опирается на национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода. Как показывает свидетельство о рождении Фриды, родилась она 6 июля 1907 года. Многочисленные переломы позвоночника, таза, ребер стали достаточной причиной, чтобы спеленать и закорсетить бунтарку (кстати, роспись медицинских корсетов политической символикой и бабочками впоследствии стала ее ноу-хау). Многие из ее друзей и поклонников считали, что это произошло из-за передозировки наркотиков. Андре Бретон предложил устроить выставку в Париже, но когда Фрида Кало, не говорившая по-французски, прибыла в Париж, ее ждал неприятный сюрприз – Бретон не удосужился забрать работы мексиканской художницы с таможенной службы.
Система одна бабка сказала утверждает, что Троцкий Фриде быстро надоел, впрочем, так же, как и она ему. В течение 30 лет облик дома не менялся. Травма дала о себе знать: все три ее беременности завершились выкидышами. Это был эксклюзив. Сама Фрида часто говорила, что он имел еврейские корни, но это не так. К тому моменту «начинающая» «малютка» писала уже девять лет. Однако, более тесное знакомство состоялось именно на пьянке, организованной Тиной Модотти (фотограф и модель также страдавшая коммунизмом).
Вокруг были ее картины. И сама работала столько, сколько позволяло здоровье. А потрясенный Пабло Пикассо признался Диего в письме: «Ни ты, ни Дерен, ни я не в состоянии написать такое лицо, какие пишет Фрида».
А Диего, дескать «же никак не мог простить обоих и в отместку жене переспал с ее младшей сестрой Кристиной». В галерее было полно народу. Каждый день приносил новую боль и разочарование. Автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. Мотив обезьянки часто встречается в работах Кало, однако в нетривиальном значении. Сближало двух художников не только искусство, но и общие коммунистические убеждения. Он сказал: «Продолжайте. Тем временем, здоровье Фриды Кало продолжило катиться в бездну.
Ее творчество насыщено символами и фетишами. Но до этого еще надо было дожить. В 1937 году в их доме поселился Лев Троцкий» — имея в виду любовную связь с Троцким. Пока Диего сутками напролёт писал фрески, ночуя на лесах, она носила ему корзинки с обедами, занималась счетами, экономила на столь необходимых ей медицинских процедурах (Диего тратил бешеные деньги на свою коллекцию доколумбовых статуй), внимательно слушала и сопровождала на выставках. Именно в это время Кало попросила у отца кисть и краски.
Он вступил в коммунистическую партию и втянул жену в политику. Первая трамвай, вторая Диего. Для меня не существовало полутонов, я должна была получить все или ничего. Какой-то мужчина вырвал железо из ее тела. Острый перитонит».
Параллельно она ходит в подготовительную школу, где практически с первых дней формирует чуть ли не «собственное общество» со своими правилами и законами. Именно автопортреты стали главной темой ее творчества. «Я пишу себя, — говорила она, — так как много времени провожу в одиночестве и так как являюсь той темой, которую знаю лучше всего». Над нею написано: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало». Стараясь максимально развить девочку, родители отдают её на занятия боксом. Лежа в кровати, Фрида впервые попросила у отца краски и начала рисовать.
Наверное, мало кто из художников сумел настолько искренне изобразить боль, грусть и одиночество, как это сделала Фрида. В 6 лет Фрида перенесла полиомиелит. Возможно, переживи Фрида болезнь, мы узнали бы её с новой, неожиданной стороны. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическим перилом. Вместо этого его наняли борцы за власть хомячков — коммунистическая партия США.
Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Вторая страшнее». Берггрюэн, расстроенный исчез из жизни Кало, даже не попрощавшись. Сегодня Фрида Кало— единственная мексиканская художница известная нетолько народине, ноиво всем мире.
Врачи не дали Кало никаких надежд. Но с другой стороны, темпераментная и романтичная Фрида могла и влюбиться, недаром ведь она написала «Троцкому с глубокой любовью». Над окровавленным телом женщины стоит невозмутимый убийца (его шляпа — намёк на Диего), а сверху, как издёвка, парит название, написанное на ленте, которую держат голуби, так похожие на свадебное украшение. Но Кало не особенно заботилась о чужом мнении и всегда поступала, как считала нужным. Закончилось все громким скандалом, после которого Троцкий спешно покинул дом.
А еще Фрида мечтала о ребенке, но многочисленные травмы не дали ей счастья материнства. Надпись появилась через четыре года после смерти художницы, когда её дом стал музеем. Всю жизнь Фрида собственноручно плела тонкое кружево легенды, а потом картинно драпировалась в эту «шаль» со сложным, сбивчивым узором эффектно, как умеют испанки (впрочем, в крови ее матери было намешано множество кровей, в частности индейских). В тот вечер, когда открылась выставка, я была крайне возбуждена. Она родилась 6 июля 1907 года в Мехико, однако, позднее поменяла год рождения на 1910.
Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. Часто видела она и Диего Риверу. Больше ей ничего не надо было.
В 1929-м он станет ее мужем. Даже на «свадебном» портрете «Фрида и Диего Ривера» только один из двух художников изображён с профессиональными атрибутами, палитрой и кистями, — и это не Фрида. Когда она в Штатах потеряла второго своего ребенка, то прямо в больнице написала картину «Госпиталь Генри Форда».
Но вполне вероятно, что Фрида могла оправдываться перед мужем, сказав ему когда всё выяснилось, что «революционная любовь должна быть выше буржуазных предрассудков». Три выкидыша — море боли и отчаяния, которое выплеснулось в картинах. Интересного в это время в жизни Фриды было мало, не считая ее последней выставки.
Молодожены переехали в свою первую квартиру, а потом — в ставший впоследствии музеем Фриды Кало «Голубой дом» на улице Лондрес в Койаокане, самом богемном районе Мехико, где они прожили много лет. Вот такой странный брачный контракт. вступила в коммунистическую партию) и артистическую жизнь Мехико. Я очень многого ждала от нее, каждую минуту сознавая, что могу все это внезапно потерять. Но влюбившись, Фрида словно теряла разум, который так ценила в людях.
В галерее Джульен-Леви было экспонировано 25 картин. В большой угловой спальне расположена стеклянная витрина. Уникальность и загадочность художницы оставили глубокий след в памяти богемы. Над нею написано: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало». К сожалению, надпись неточна.
Все эти подробности их жизни добавляли им славы, но вероятно причиняли боль обоим. Также Фрида находила скучных американцев скучными. Ничуть не смущаясь, переходила от одного мужчины к другому. Воспрянув духом, Кало отправилась в Париж, где «отец сюрреализма» Андре Бретон организовал выставку «Вся Мексика». Дети дразнили ее: «Фрида — деревянная нога», она взрывалась от гнева, глаза из-под торчащей челки метали молнии.
Фрида и Диего вновь поженились. Ну или это он пал жертвой Фриды. В 6 лет она перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала1011 под длинными юбками).
Она опять начала носить джинсы, с удовольствием занималась хозяйством и преподавала студентам, написала «Автопортрет с косой», на котором ранее остриженныеволосы сплелись в причудливый крендель и, окончательно смирившись с неспособностью родить, обратилась к теме плодородия. Обе надписи приукрасили действительность. Официальная версия — воспаленье легких. Однажды она просидела три часа в школьном амфитеатре «Боливар», наблюдая, как уверенно ложатся на стену мазки, как сочетаются краски под кистью художника-монументалис-та Диего Риверы, что не мешало ей кричать ему вслед с остальными учащимися: «Пузан. » А однажды Кало заявила друзьям, что «непременно выйдет замуж за этого мачо и родит ему сына».
А может, гордо отвернулась бы от этих изысков (как в свое время от сюрреалистов), так как жила в мире, где все было реально — боль искусство, любовь. Мне захотелось сбросить с себя его эмоциональное давление испробовать свои чары и самоутвердиться. Диего стал жаловаться, что лечение «садит его на мель». «Фридомания» захлестнула Западный мир: американские феминистки называют ее своей предтечей, ею восторгаются бисексуалы, художники-сюрреалисты зачислили художницу в свой лагерь, картины Кало оцениваются в миллионы долларов. Фрида отдалась на волю судьбы, а Диего словно очнулся от сна. Ибо если сбрить усы и подбрить монобровь, то Кало, в общем то, хоть и не красавица, но обаяния отнюдь не лишена была.
Когда он вернулся в 1927г., Фрида уже была на ногах. В 1922г. Фрида Кало была третьим ребёнком в семье. Она создала закрытую группу «Качучас», где собиралась творческая молодежь, была очень популярна и просто сводила парней с ума своими черными глазами. Над кроватью девушки висело зеркало, в котором она могла видеть себя и будущая известная художница начала с автопортретов: «Я пишу себя, так как являюсь той темой, которую знаю лучше всего». Фрида тоже ушла вслед за ним, но в 1933 году вступила снова.
Так началась новая, полная любви, страсти и боли страница в биографии Фриды. Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Троцким. С 1950 по 1951г. Она выкарабкалась, встала на ноги, но боль уже никогда не отпускала ее далеко от себя. Наблюдательная Фрида во всем искала красоту. Матери девочка побаивалась и величала ее «мой босс», а отца любила всем сердцем и с восторгом следовала за ним во время съемок.
Со своим мужем, художником Диего Риверой, Фрида впервые познакомилась еще в годы студенчества в«Препаратории». Фрида знала, что великий американский промышленник нескрывает своей антисемитской позиции. «Япила, чтобы утопить свои печали, ноэти ублюдки научились плавать», — писала Фрида. Ееизлюбленным жанром стал автопортрет— всего ихнаписано больше 50. Ее отец Гильермо Кало был родом из Германии. Она лежала на автобусной площадке. Гостевание закончилось неожиданно скоро.
Творчество Фриды стало популярно уже во время её жизни. По первому зову сиделки Диего срывался с работы и несся в «голубой дом», в крохотную спаленку, где на потолке порхали большие, яркие нарисованные бабочки, чтобы успокоить, приласкать, влить силы в такую дорогую ему женщину. Что касается знаменитой «моноброви» Фриды, то это тоже было частью её личного бунта.
Только по ним можно определить, каких усилий ей стоило жить. Мое творчество — самая полная биография, которую я смогла написать. Как и сам музей, они — часть легенды о Фриде. Она была влюблена в самого блестящего юношу своего круга, Алехандро Гомеса Ариаса и он отвечал ей взаимностью.
Тем удивительнее всвете этих фактов перед нами предстает свободолюбивая бунтарка Кало. И все-таки настоящим итогом поездки стало другое картину «Рамка» купил Лувр. А Фрида не сдавалась: не могла отплясывать на вечеринках, зато громко распевала народные песни, не имела возможности щеголять в коротких платьях, зато пристрастилась к длинным ярким юбкам (а потом и эффектную причесочку с лентами и цветами сообразила), не стала доктором, зато приохотилась к холстам и подрамникам. Став замужней дамой, Фрида неизменила своему дерзкому, по-детски озорному нраву.
По душевному складу Фрида Кало не была космополиткой. Она же, увлеченная коммунистическими идеями, не смогла отказать столь великой фигуре. Таким поначалу был её брак с Диего Риверой. Совместно они будут оплачивать только расходы по дому. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало.
«Сюрреализм— это волшебный сюрприз, когда уверен, что вплатяном шкафу найдешь рубашки, анаходишь там льва»Теперь Кало проводила встудии целые дни. «Я так счастлив был вернуть Фриду, что согласился на все», — вспоминал Ривера. Но каждый раз женщина теряла ребенка из-за прежних травм, перенесенных ею еще в юности.
Но Диего был так счастлив вернуть себе свою Фриду, что охотно подписал этот документ. Правда, потом влюблённые всё-таки воссоединились. У кровати Диего Ривэры лежит шляпа, его рабочий халат и стоят огромные ботинки. В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Фрида попала в тяжёлую аварию. На устроенном собственноручно обеде он даже подарил «заокеанской орхидее» странноватые сережки в форме кисти руки с растопыренными пальцами.
Если кто-то считает, что так принято на мексиканских свадьбах, он сильно заблуждается. Их исключительная задушевная дружба возобновилась, но Алехандро женился на другой женщине. Кало до дна испила радость, любовь, счастье и боль, отмеренные ей судьбой. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили мало. Это был лишь предлог. Думаю, что нет ничего лучше творчества». В 1939 году Кало и Ривера официально развелись.
Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. Троцкий потом винился перед своей Наташкой (законной женой), что-то типа «я твоя старая верная собака, хочу только тебя, она для меня ничего не значит». По одной из версий, Фрида как-то призналась, что «устала от старика» и оборвала отношения с Троцким, по другой — она все же вступила с ним в любовную связь, но Наталья Седова, жена Троцкого, смогла вернуть мужа в лоно семьи и потребовала, чтобы они вместе покинули «голубой дом» гостеприимных мексиканских хозяев.
Он был ее самой большой радостью и самым большим испытанием. Слезы заливают щеки, кровь — белую простыню. Фрида почувствовала себя художником.
Фрида привычно терпела боль, но боялась потерять подвижность. Но, поскольку вскрытия тела не производилось, версия осталась недоказанной. Ошеломительным успехом ознаменовалась первая выставка ееработ вНью-Йорке в1938 году. Чтобы угодить мужу, она даже сменила джинсы и кожаные куртки на пышные юбки и стала «теуаной».
В общей сложности художница перенесла 32 операции. Огромный, толстый, с выпученными, как у жабы, глазами, он ворвался в жизнь Фриды, «как красочный вихрь, полный неожиданностей». И Фрида пала жертвой самого страшного (и не только в переносном смысле) бабника в истории человечества Мексике. Та без лишних раздумий согласилась. Надо признать, что пара эта – Диего и Фрида, была весьма необычной. Я ненавижу сюрреализм. » Ничего не помогало: французские художники обожали ярлыки.
Хайнц Берггрюэн, богатый американский коллекционер живописи, навестил Фриду в больнице. Эксцентричная иостроумная, Кало мгновенно приковала ксебе внимание студентов. Свободными были лишь ее руки.
Врачи не могли поручиться за ее жизнь. Через год она умерла. Знаменитая модельер Эльза Чапарелл (Скьяпарелли), любительница всего необычного и шокирующего, создала «платье сеньоры Риверы» и духи «Шокинг». Большое полотно «Две Фриды»создавалось во время бракоразводного процесса на нём Фрида написала себя «любимую» (справа, в теуанском костюме) и «нелюбимую» (в викторианском платье истекающую кровью), словно заявляя, что теперь она сама себе «вторая половина». Причиной смерти Фриды Кало стало воспаление легких.
Такие дела. И первые шаги в живописи. А блеск интеллекта в глазах, темперамент и острый язык только добавляли шарма. Конец пребывания Диего в Америке ознаменовался скандалом ибо Диего пришла гениальная идея включить в роспись стены замка темных властелинов (Рокфеллеровского центра) самого человечного человека, благодаря которому СНГ отстало от всего остального мира лет на 100 (Ленин такой молодой и светлый октябрь впереди). Фрида ушла к родителям. Разоделась в пух и прах и это произвело фурор.
Первая всю жизнь отзывалась физической болью, вторая причиняла боль душевную. Мать – испанка, рожденная в Америке. Если быть точным, то между Диего и Фридой произошла встреча еще в бытность обучения Фриды в Препаратории (Диего тогда расписывал стену школы).
Все это не способствовало укреплению и без того подорванного здоровья. В 1929 году Фрида сочеталась браком с художником Диего Ривера. Все началось с его поездки в Советский Союз. 1934г.
Много месяцев девушка была прикована к больничной койке, обездвижена специальным корсетом. Пикассо был сражен наповал. Травма была ужасающей: «перелом четвертого и пятого поясничных позвонков, три перелома в области таза, одиннадцать переломов правой ноги, вывих левого локтя, глубокая рана в брюшной полости, произведенная железной балкой, которая вошла в левое бедро и вышла через влагалище.
Это было что-то вроде дневника, переписки, которую я вела всю свою жизнь. В 1939 году Кало и Ривера официально развелись. За спиной у жениха — бурное прошлое. Естественные роды были невозможны, но оставалась надежда на кесарево сечение. И если бы не творчество, кто знает, выдержала ли бы Фрида очередной удар.
Говорят, Фрида была классной училкой, без короны на голове, (в отличие от многих преподавателей, которые ничего не добились по жизни, кроме возможности шпынять студентов), которая по свойски общалась со своим студиозусами. В результате перенесенного в 6 лет полиомиелита, Фрида стала прихрамывать на левую ногу. Бухло и другие наркотики (да бухло — это наркотик, если вы не знали) — это лучший способ загнать иммунитет и нервную систему в подполье. Это была первая картина мексиканского деятеля искусства в Лувре. В течение 30 лет облик дома не менялся. Наверное, первая часть фразы прозвучала в урочный час.
Я лишилась троих детей и многого другого, что могло бы заполнить мою кошмарную жизнь. Прощание с Фридой Кало проходило в Бельяс Артес – Дворце изящных искусств. Первая работа художницы, появившаяся в Санкт-Петербурге, – это «Автопортрет с обезьянкой». Короче, пали жертвами друг друга. Она устала.
Боль от разрыва она превратила в свои лучшие работы, а страдающему Диего выкатила условия: она будет содержать себя сама и у них не будет сексуальных отношений. Фрида, как в свое время Сальвадор Дали, отметала рамки: «Мои картины само откровение. Они снова были вместе «и уже навсегда, без ссор, без всего плохого — только для того, чтобы сильно любить друг друга». Жизнь художницы была полна трагических событий, а также удивительных историй. Надпись появилась через четыре года после смерти художницы, когда ее дом стал музеем. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь.
В 1953 году в Мехико проходит первая персональная выставка Фриды Кало. случилась очередная трагедия: из-за начавшейся гангрены Кало ампутировали правую ногу. Фриду таскали на многочисленные «обеды по случаю», тостирующие приправляли хвалебные речи магическим словом «сюрреализм». Именно тогда она попросила отца принести ей кисть и краски. Ярко-голубые и красные стены дворика украшает ещё одна надпись: «Фрида и Диего жили в этом доме с 1929 по 1954 год».