Густые чёрные брови, множество автопортретов, драматичная биография — вот и всё, пожалуй, с чем ассоциируется у большинства людей Фрида Кало (Frida Kahlo de Rivera). Боюсь предположить, но Фрида Кало была неповторимой в своём роде художницей ХХ века, которая, как правило из-за паралича, рисовала автопортреты, которые и запомнились нам благодаря её бровям. Недавно она позировала в образе знаменитой мексиканской художницы Фриды Кало, так же известной своими сросшимися бровями.
Обучение в колледже субсидируется государством и стоит сравнительно недорого – около 2000 за семестр (для сравнения – в престижном частном университете студенты платят порядка 1517 тысяч за семестр). У меня не было ран, только ушибы. Теперь девушка уверена, что естественность – лучше всего и нужно ценить то, что дала природа.
Не пряталась, не уходила в свою «раковину», а, напротив, предпринимала ответные атаки. Да, она понимала, что выглядит не так, как все, но именно это и было её целью. Над нею написано: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало». Удар для Фриды был жестоким. Ее брак с Диего Риверой – ярчайший пример созависимых, токсичных отношений.
До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало. Всего лишь автопортрет (скучная, казалось бы, вещь. ), но на грани сюрреализма и помешательства. Однажды, застав жену с американским скульптором Исамой Ногучи, Диего выхватил пистолет.
Пока девушки выщипывали брови в тонкую нить, Кало предпочла ходить с густой монобровью (также ставшей важной частью ее образа). Так она делала из вещей, которые была вынуждена носить по медицинским соображениям, манифесты своих убеждений и боли. Говорить о том, что она была очень сильной и независимой женщиной, вот таким образом не щипала монобровь, мне кажется несколько натянутым. На шнуровке находились бубенцы, которые сопровождали каждый шаг женщины своим звоном. Это взбесило Риверу.
Возможно именно в этом и стоит искать ключ к пониманию её работ. И, поскольку у нее не было других моделей, она постоянно рисовала себя. Осенью 1925 года восемнадцатилетняя Кало попала в тяжелую аварию: она ехала в автобусе, который столкнулся с трамваем и девушку буквально «перемололо»: множественные травмы таза, позвоночника, ключицы, ребер, вывих плеча и тяжелые травмы правой ноги, а также проникающие ранения брюшной полости и матки. Визажисты часто воспроизводят густые брови Фриды, равно как и ее прическу – плотное кольцо из кос, украшенных цветами. На создание любого стиля всегда влияет место рождения и формирования личности. Фрида Кало была третьим ребёнком в семье. Еще Кало любила платья и блузы, украшенные броской вышивкой на груди – такие вещи отвлекали от нижней части ее тела. Она всегда с удовольствием, даже с упоением выписывала на картинах в мельчайших подробностях свои наряды: вышитые блузы и накидки, мантильи и кружевные оборки юбок, цветочные венки, которыми она любила украшать свои великолепные, черные, как вороново крыло, «индейские» волосы.
Их бурная совместная жизнь стала легендой. Ривера не был ей верен, но душевные раны, наносимые мужем, она сносила с такой же стойкостью, как и физические. На следующий день близкие собрали ее любимые украшения, в том числе старинные ожерелья доколумбовых времен, дешевенькие простые вещицы из морских ракушек, которые она особенно любила и положили все это в серый гроб. В 2006 году был снят фильм "Фрида" с Сальмой Хайек, с которого начался очередной виток повышения интереса к Фриде Кало. В течение 30 лет облик дома не менялся.
Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. К сожалению, надпись неточна. У колледжа большой студенческий городок, где живут молодые люди из разных стран. По словам Костелло, если раньше ее «монобровь» в соцсетях высмеивали, то сейчас, наоборот, модель получает много положительных комментариев. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическими перилами.
А держала она себя смело и даже эпатажно. Особенно если это были мексиканцы с абсолютно четко выраженными индейскими чертами. Это отражалось и в ее внешнем виде.
Она любила использовать в них традиционные для Мексики атрибуты. Сделал это открыто, понимая, что оскорбляет жену, но отношений с ней порывать не хотел. Ниже трейлер к фильму. Еще кало любила платья и блузы, украшенные броской вышивкой на груди – такие вещи отвлекали от нижней части ее тела.
Все критики в один голос твердят, что картины Фриды очень самобытные. Откуда это увлечение. Что касается знаменитой «моноброви» Фриды, то это тоже было частью её личного бунта. Свои модельные фотографии Скарлетт в соцсетях публикует редко.
Сближало супругов не только искусство, но и общие политические убеждения— коммунистические. Она не впала в прострацию и не собиралась отказываться от того, что теперь называется «активной жизненной позицией». Особенно если это были мексиканцы с абсолютно четко выраженными индейскими чертами.
Корсет, который она была вынуждена носить из-за травм, она расписала серпом и молотом (Фрида была коммунисткой), а ниже на животе нарисовала дитя и пуповину – во время аварии штырь проколол насквозь ее матку, невозможность материнства была одной из главных трагедий ее жизни. В детстве Фрида кало переболела полиомиелитом, а в возрасте 18 лет попала в автокатастрофу, после которой провела месяцы в больнице, закованная в корсет с ног до головы и врачи даже не были уверены, выживет ли она. Сюрреалистов же художница не любила и называла «чокнутыми детьми». В характере и поведении Фриды с самых юных лет родные подмечали много мужских черт. Как и сам музей, они— часть легенды о Фриде.
После измены Диего она решила, что тоже имеет право на любовные увлечения. Надпись появилась через четыре года после смерти художницы, когда её дом стал музеем. В Мексике ежегодно празднуют мексиканский День Мертвых, когда живые вспоминают о своих почивших родственниках и дают им шанс вернуться на время в лоно семьи. У кровати Диего Ривэры лежит шляпа, его рабочий халат и стоят огромные ботинки. Ее легендарные сросшиеся брови были одной из ее узнаваемых черт.
Она словно специально старалась эпатировать консервативную американскую буржуазию. Девушка росла настоящей бунтаркой.
«Трамвай ударил автобус прямо в центр — вспоминал Алехандро. — назвала полотно ироничная Фрида. Можно даже дневники не читать об ужасах их брака – просто посмотрите на картины.
На протез надет кокетливый красный башмачок с высокой шнуровкой. Волоски на лице никогда не мешали ей оставаться желанной для противоположного пола (и не только). Отец закрепил над ее кроватью зеркало и приспособил специальный небольшой мольберт, на котором дочь могла писать лежа. «Я никогда не думала, что я сюрреалистка, пока Анри Бретон не приехал и не сказал мне об этом», – призналась она.
Несмотря на физические недуги, Кало была красива и не желала этого скрывать. Интеллект Фриды, как это нередко бывает у тех, кто не может похвастаться безупречным физическим развитием, был сильно выше среднего: в пятнадцатилетнем возрасте девушка поступила в очень серьезное учебное заведение — Препараторию (Национальную подготовительную школу). Ктото в автобусе вез с собой пакет сухой золотой краски. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь.
Как многие с детства больные дети, она хотела учиться медицине. Рядом разбросаны символы родной страны. Многих — но не ее. Говорят, что с этих ретабло многое перекочевало на полотна художницы. Однако прогнозы врачей не оправдались и Кало не только стала ходить, но и танцевать, писать автопортреты и позировать фотографам — в узорчатых и кружевных блузах, юбках всех цветов радуги, принтованных нарядах (которым бы сейчас позавидовали многие девушки) и национальных мексиканских костюмах.
Свои модельные фотографии Скарлетт в соцсетях публикует редко. Так, многие мемуаристы и исследователи жизни Троцкого утверждают, что у него был роман с яркой мексиканкой, развивавшийся в то сравнительно недолгое время, когда Лев Давидович пользовался гостеприимством Риверы в «Голубом доме» (так называется дом семьи Фриды в Койоакане, где она родилась, жила с Риверой и умерла сейчас там открыт ее музей). Есть знаковая картина «Автопортрет на границе между США и Мексикой». Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна— когда автобус врезался в трамвай, другая— это Диего». Тогда Фрида и начала ценить особенности Мексики.
Обучение в колледже субсидируется государством и стоит сравнительно недорого – около 2000 за семестр (для сравнения – в престижном частном университете студенты платят порядка 1517 тысяч за семестр). Уже при жизни она стала успешной, востребованной художницей, к ней было приковано внимание не только в родной Мексике, но и в Европе и соединенных штатах. В случае Фриды – это Мексика и ее культурные традиции. Как и заявления про то, что она все делала только в свое удовольствие. Рядом с ножом в руке, с равнодушным лицом тот, кто нанес эти раны. В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Фрида попала в тяжёлую аварию.
Фрида год провела в постели, лишилась возможности иметь детей и всю жизнь после аварии нуждалась в медицинской помощи, время от времени переживая новые и новые хирургические операции. «Я пишу себя, так как много времени провожу в одиночестве и потому, что я для себя — та тема, которую я знаю лучше всего», — говорила Кало позднее. Мексиканцы в Америке, даже представители творческой богемы, зачастую воспринимались так называемыми WASP (белыми, англо-саксами, протестантами) как люди второго сорта. Так просто и так сложно одновременно. Вещи для Фриды стали не только способом выразить себя, но и маскировкой. Люди кричали: Балерина, балерина.
Гордячка, она своей болью не желала делиться ни с кем — только выплеснула ее на холст. В ее планах создать целый стиль и творческое направление для девушек с монобровью. Её творчество изобилирует символами и фетишами.
Таких, как она, сейчас назвали бы «инфлюэнсерами»: Кало приковывала к себе внимание не только тем, что делала, но и тем, как выглядела и держала себя на публике. К счастью, не выстрелил. Впоследствии, когда у Кало появился протез (ее правая нога была сломана 11 раз. ), она тоже смогла сделать его стильной деталью образа, надевая всякий раз поверх протеза красный кожаный сапог с вышивкой из бисера. Мать Фриды, Матильда Кальдерон, была мексиканкой с индейскими корнями9. В большой угловой спальне расположена стеклянная витрина. Фрида не слыла среди них самой красивой, но оказалась самой заметной из всех студенток. Не пряталась, не уходила в свою раковину, а, напротив, предпринимала ответные атаки. Но однажды с удивлением узнала, что «дети» причисляют её к своему лагерю. Но и это не сломило «железную» девушку.
Её отцом был фотограф Гильермо Кало, родом из Германии. На многих семейных фото она запечатлена именно в них. Так, многие мемуаристы и исследователи жизни Троцкого утверждают, что у него был роман с яркой мексиканкой, развивавшийся в то сравнительно недолгое время, когда Лев Давидович пользовался гостеприимством Риверы в «Голубом доме» (так называется дом семьи Фриды в Койоакане, где она родилась, жила с Риверой и умерла сейчас там открыт ее музей).
«Лента. ру» разобралась в феномене «разбитой звезды» Фриды Кало. Автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. В 18 лет Фрида попала в страшную аварию: автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем и металлический поручень проткнул ее таз насквозь.
Впрочем, вряд ли сама Кало взяла на себя такую роль нарочно: все, что она делала, было зовом души, а не прагматичным расчетом. Уж точно не в современном понимании этого понятия. Я поднял ее и с ужасом увидел, что из ее тела торчит кусок железа. Таких, как она, сейчас назвали бы «инфлюэнсерами»: Кало приковывала к себе внимание не только тем, что делала, но и тем, как выглядела и держала себя на публике.
В 1930-х годах Фрида какое-то время жила в США, где работал муж. Когда я смог встать, я выбрался изпод вагона. Как итог — перелом позвоночника, 40 операций и два года в постели без надежды когда-нибудь снова встать на ноги. Даже яркая палитра и цвета в её работах неслучайны. Но сам факт, что художницу отметил Vogue, говорит о ее признании не только как деятельницы искусства (а о ней в этом качестве говорили и писали многие — так, Андре Бретон, основоположник сюрреализма, считал ее «своей» наряду, скажем, с Сальвадором Дали, находя, что Фрида выходит далеко за рамки наивизма), но и богемной звезды.
Ей было 22, ему— 43. Но в одном художница никогда себе не отказывала. Но сам факт, что художницу отметил Vogue, говорит о ее признании не только как деятельницы искусства (а о ней в этом качестве говорили и писали многие — так, Андре Бретон, основоположник сюрреализма, считал ее «своей» наряду, скажем, с Сальвадором Дали, находя, что Фрида выходит далеко за рамки «наивизма»), но и богемной звезды. Платья-теуаны (по названию региона Теуантепек) были не столько данью корням Фриды, сколько средством сокрытия несовершенств — яркий орнамент отвлекал внимание от диспропорций тела и придавал образу экзотичности. Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо.
Знаменитый художник был болезненно ревнив. У колледжа большой студенческий городок, где живут молодые люди из разных стран. Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. Однако провидение, судя по всему, решило, что проблем в жизни юной Фриды недостаточно. Всего-то несколько царапин.
Она хотела быть уникальной. В 6 лет она перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала1011 под длинными юбками). Ещё одна особенность её работ — мелкие мазки. Прически Фриды с прямым пробором или косой, уложенной вокруг головы, стали такой же ее отличительной и узнаваемой чертой, как сросшаяся у переносицы «монобровь», длинные юбки и крупные коралловые бусы. Но даже в самые страшные дни Кало одевалась ярко и привлекала внимание.
В ее планах создать целый стиль и творческое направление для девушек с монобровью. Другие женщины в начале 20 века старались сделать линию бровей тоньше, но Фрида не собиралась подстраиваться под моду. Затем последовали долгие периоды, когда, предпочитая жить независимо в студии в Сан-Анхэле, Диего вовсе не жил вместе с Фридой, не говоря уже о том годе, когда оба Ривэра разъезжались, разводились и снова сочетались браком.
Вещи для Фриды стали не только способом выразить себя, но и маскировкой. Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды. Наоборот, она была хоть и тяжелым, но открытым, жизнелюбивым, страстным человеком с любовью к вечеринкам, общению, сигарам, выпивке, флирту с мужчинами и женщинами. Обольстительной красоткой она бы при этом не стала. Мексиканцы в Америке, даже представители творческой богемы, зачастую воспринимались так называемыми WASP (белыми, англосаксами, протестантами) как люди второго сорта. И пусть монобровь и осталась той самой изюминкой, которая шла только художнице, сложно подсчитать, сколько раз образ Фриды кало воссоздавался на съемках и показах. Так как стать красоткой возможным не представлялось, она сделала недостатки своим имиджем.
Обе надписи приукрасили действительность. Ярко-голубые и красные стены дворика украшает ещё одна надпись: «Фрида и Диего жили в этом доме с 1929 по 1954 год».
А держала она себя смело и даже эпатажно. После аварии Фриде требовалась дополнительная поддержка для спины, вот таким образом ей пришлось «подружиться» с кожаными, стальными и гипсовыми корсетами. Думали, она умрет на операционном столе». Аrценты в образах художница расставляла также при помощи аксессуаров: «кошачьих» очков, длинных бархатных перчаток, шарфов и украшений. Они до пугающего болезненны. Несколько лет супружеская пара жила в Америке, абсолютно иной в культурном плане стране.
Всё из того же правила: мы ценим, когда теряем. В 1934 году Диего Ривера изменил Фриде с ее младшей сестрой Кристиной, позировавшей ему.
Многих соотечественников Фриды это отношение заставляло тушеваться, маскироваться под местных. Как показывает свидетельство о рождении Фриды, родилась она 6 июля 1907 года. Два года назад в лондонской галерее Майкла Хоппена открылась выставка фотографий Ишиучи Мияко, на которых запечатлен выдающийся гардероб Фриды Кало. Как у истинной мексиканки, у Фриды было особое отношение к смерти.
В Латинской Америке смерть со времен ацтеков воспринимается иначе, чем в Европе. Позволяя себе вольности, он был нетерпим к изменам Фриды. Для женщины того периода это было немыслимо. Говорят, она никогда не комплексовала (или не подавала виду) из-за внешности, она пошла по своему, необычному пути. Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в Койоакане, пригороде Мехико (позднее она поменяла год рождения на 1910— год Мексиканской революции7).
Он порвался и золотой порошок покрыл окровавленное тело Фриды. В 1929 году Диего Ривера женился на Фриде. Длинные платья прятали обувь на платформах разной высоты, свободные силуэты блузок и платьев укрывали очертания корсета, длина макси не позволяла окружающим увидеть многочисленные хирургические шрамы. В 1928 году вступила в Мексиканскую коммунистическую партию5.
Уже в начале прошлого века женщины начали избавляться от лишней растительности на лице. В хорошем смысле этих слов.