Фрида Кало де Ривера (исп. Frida Kahlo de Rivera) или Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон (исп. Magdalena Carmen Frieda Kahlo Caldern Койоакан2, Мехико, 6 июля 1907— 13 июля 1954), 34— мексиканская художница, наиболее известная автопортретами56. В своих картинах, а в основном это были автопортреты, Фрида Кало мастерски передаёт свои чувства: боль, утрату, тщетность человеческих усилий перед лицом рока. Фрида Кало де Ривера или Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон — мексиканская художница, наиболее известная автопортретами. В том же году Фрида и Диего разводятся, свои переживания она воспроизводит в автопортрете Две Фриды, 1939, составленном из двух разных индивидуальностей.
В Тихуане находится собор, где размещена знаменитая икона Богоматери Гваделупской, в уборе которой Фрида нарисовала этот автопортрет. Еще одна картина 1946 года, запечатлевшая страдания Фриды, это автопортрет «Маленькая лань», где Фрида изобразила себя в образе израненной молодой лани. В творческом наследии Фриды Кало больше всего автопортретов. В частности для необычного дизайнерского колье отправной точкой стал известный «Автопортрет с ожерельем из шипов и колибри», где Фрида смотрит в мир с терновыми ветками на шее и медальоном в виде птицы, символизирующей ацтекского бога.
Первой картиной Фриды был автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего». Автопортретов с изображениями на лбу у Фриды несколько. У Фриды множество автопортретов с животными – птицами, обезьянкой, собаками. Густые чёрные брови в одну линию, драматичная биография, сюрреалистические автопортреты — вот и всё чем известна большинству людей Фрида Кало (Frida Kahlo de Rivera).
Ни на одном автопортрете Фрида не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные черные усики над плотно сжатыми чувственными губами. Например, во время 5-месячной выставки в Риме в 2014 году, музей переживал массовые посещения – около 2000 посетителей в день, которые приходили посмотреть на этот и другие автопортреты Фриды. На автопортретах лицо Фриды всегда имеет одинаковое задумчивое и серьезное выражение: никаких очевидных признаков эмоций и чувств на нем не прочтешь.
В Автопортрете на границе между Мексикой и США, 1932 Фрида выразила свои взгляды и размышления того периода, отношение к Америке, показала свою оторванность от родины.
Идея ее картин зашифрована в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Ничто не может сравниться с твоими руками и нет ничего прекрасней зелени твоих глаз. Эту любовь она называла одной из двух катастроф в своей жизни. Она искренне надеялась, что с ней он изменится.
В свое время в Париже она нарисовала автопортрет «Две Фриды» (1939) — один из ее самых известных автопортретов, где изображены две версии художницы, держащиеся за руки, сидя бок о бок. В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра и нога в одиннадцати местах. Ей было 22, ему— 43. Лишь хирургические ножницы, зажимающие артерию.
Обездвиженная, поскольку большая часть ее тела была скована гипсом, она могла шевелить руками и тогда родители принесли ей краски, кисти и холст. Фрида — деревянная нога — жестоко дразнили ее сверстники. Полотно изображает саму художницу, что потеряла ребенка в этом злополучном госпитале.
Как и все работы Фриды, эта картина наполнена символами. И Фрида разрывается между этими двумя противоположностями. что уже не будет прежней, даже небо потеряло свою ясность и сгустились тучи. Все эти подробности их жизни добавляли им славы, но вероятно причиняли боль обоим. Их семейная жизнь бурлила страстями. Первой картиной был автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества: «Я пишу себя, так как много времени провожу в одиночестве и так как я сама это тот предмет, который известен мне лучше всего».
Обе надписи приукрасили действительность. Белая ткань, обернутая вокруг бедер, перекликается с Плащаницей Христа. Но вопреки ужасающим увечьям Фрида выжила. Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади.
И всё-таки в живописи Фриды заметно и влияние европейской живописи. Они оба изменяли, расходились и сходились вновь, но, если верить воспоминаниям друзей, Фрида чаще уступала, стараясь сохранить отношения. Эту любовь она называла одной из двух катастроф в своей жизни. Она вспоминала: «Вагон ударил автобус в бок, это было страшное столкновение, оно было не сильное, а довольно тихое, медленное, но пострадали все и я больше всех».
А она наперекор всем плавала играла с мальчишками в футбол и даже занималась боксом. Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Получилась картина, быть может, самая трагичная в ее творчестве: обнаженное женское тело иссечено кровавыми ранами. Еще до свадьбы Кало было известно, что Диего не был верен своим первым двум женам. Первая – это та самая авария.
Костюм дополняет огромное количество браслетов, ожерелий и колец. А еще – зеркало. Эти, особенно любимые, украшения она забрала с собой. Закончилась жизнь полная боли и страсти. Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды.
К сожалению, надпись неточна. Как показывает свидетельство о рождении Фриды, родилась она 6 июля 1907 года. Справедливости ради стоит отметить, что на жену руку он не поднимал, хотя не брезговал подобными жестами ранее – одну из своих любовниц, что родила ему дочь, он чуть не зарезал. Картина, написанная художницей после развода с мужем Диего Риверой, отражает внутреннее состояние женщины после разрыва отношений с любимым.
В «Цветке жизни» (1944) навязчивая мечта Фриды о потомстве преобразуется в растительный образ тропического цветка с мужскими и женскими гениталиями. Умерла Фрида в сорокасемилетнем возрасте 13 июля 1954 года. Именно в это время она попросила у отца кисть и краски.
Автомобиль, в котором Фрида ехала со своим школьным другом, столкнулся с трамваем. Предметы извлекаются из обычного окружения и включаются в новые сочетания. Мне стало действительно физически плохо. В 1929 году Диего Ривера женился на Фриде.
В дальнейшем она выбрала именно этот жанр основным в своем творчестве. Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. Диего был пьян, эпатажен и обаятелен. Облака в мексиканском небе перекликаются с клубами дыма, вырывающимися из труб заводов Форда, а пышная растительность слева уступает место образцам электрического оборудования справа, чьи провода превращаются в корни, высасывающие энергию из земли. В конце 1940-х гг. Над животом, еще округлым от беременности, она держит три красные, как артерии, ленты.
Вопреки всем прогнозам, Фрида в очередной раз проявила силу духа и выжила. На картине «Моё рождение», созданной вскоре после первого выкидыша, она изображает себя в виде новорождённого, но, очевидно, также ассоциирует с фигурой матери, чьё лицо скрыто. Фрида постепенно снова начинает ходить, много рисует. Собственно два этих события и послужили основным лейтмотивом ее жизни. Фрида сделала все, чтобы обратить на себя внимание.
Ее любимый «Синий дом», прозванный так из-за стен цвета индиго, стал сначала ее госпиталем, а затем студией. Первая – это та самая авария. Возможно, переживи Фрида болезнь, мы узнали бы её с новой, неожиданной стороны.
Фрида постепенно снова начинает ходить, много рисует. Увлекается коммунистической идеологией – в те годы в Мексике это течение было невероятно модным. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего», — говорила Фрида. Упомянутая выше нью-йоркская выставка помогла Фриде стать свободнее. Но каждый раз женщина теряла ребенка из-за прежних травм, перенесенных ею еще в юности. Они не всегда могли быть вместе, но никогда — врозь.
Слева — европейский вариант Фриды, одетой по западной моде. Множество подлинных памятников древней культуры, которые Диего Ривера и Фрида Кало собирали всю жизнь, находится в саду Голубого дома (дома-музея). Однако уже через год Диего и Фрида поженились вновь. Так вот, Фрида Кало для меня -это образец неженской стойкости характера, силы воли, пылкого нрава в сочетании с совершенно самобытной красотой, обольстительностью и трагической судьбой. Сделал это открыто, понимая, что оскорбляет жену, но отношений с ней порывать не хотел.
Рядом сидит ее alter ego, европейская Фрида в кружевном белом платье. «Я всего лишь ткнул её несколько раз», — говорил на суде некий мужчина, зарезавший свою подругу. Если картины были отражением внутренней бури, то костюмы стали её бронёй. Врачи не могли поручиться за ее жизнь.
наступило серьезное ухудшение здоровья Фриды. На ее работах – бесконечные попытки понять себя. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида могла видеть себя. И вскоре стала его любовницей, а потом и женой. Врачи больницы, куда привезли искалеченную Фриду, были уверены, что долго она не проживет. Первой ее картиной стал автопортрет, что определило основную линию ее творчества.
Рассмотрим некоторые ее полотна, что отражают момент. «Работы начинающей художницы, определённо, значительны и угрожают даже её увенчанному лаврами знаменитому мужу», — было написано в пресс-релизе к первой нью-йоркской выставке Фриды (1938) «малютка Фрида» — так называл её автор публикации в TIME. Он сказал мне, что его очень заинтересовала моя работа. «С тобой я несчастна, но без тебя не будет счастья», – говорила художница.
Оно вызвало переполох, биографы пытались перерыть заново все те письменные подтверждения перемещений героев, фото, дабы выяснить, могла ли на самом деле случиться их встреча. Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. В 22 года Фрида Кало вышла за него замуж.
Работа показывает нам Фриду, лежащую на скупой больничной койке, залитой кровью. Если автокатастрофа действительно была роковой случайностью (Фрида должна была ехать в другом автобусе, но вышла на полпути, чтобы поискать забытый зонтик), то сложные отношения (в конце концов, Диего Ривера не был единственным) были неизбежными из-за противоречивости её натуры, в которой сила и независимость сочетались с жертвенностью и одержимостью. Фрида Кало (биография это показывает) лишь закалилась от этих невзгод, несмотря на юный возраст.
42-летний новобрачный немного перебрал текилы и стал палить из пистолета в воздух. Фрида выжила — невзирая и вопреки. В большой угловой спальне расположена стеклянная витрина.
Проспавшись, Диего просил прощения и был прощен. Больше всего в жизни Фрида Кало любила саму жизнь — и это магнитом притягивало к ней мужчин и женщин. Но он легко отделался — лишь контузией. Каменные идолы, такие же каменные животные схоронились под пальмами и кактусами. Фрида любила ухаживать за растениями и на ее полотнах они выглядят, как живые.
Воистину, как вы яхту назовете, так она и поплывет. Кало Фрида (Kahlo Frida), мексиканский художник и график, жена Диего Риверы, мастер сюрреализма. В шесть лет девочка переболела полиомиелитом, который навсегда оставил ее хромой. В течение 30 лет облик дома не менялся. Вскоре они поженились. Мать – испанка, рождённая в Америке. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическим перилом.
На самом деле художница любила лишь одного мужчину – Диего, а интрижки с другими (в том числе и с женщинами – Фрида была бисексуалкой) помогали забывать многочисленные похождения ее неверного супруга. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическими перилами. Фрида Кало была третьим ребёнком в семье.
Она изображала реальность не такой, какой она ее видела, но какой она ее чувствовала. Её знали, как довольно неоднозначного человека. Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна— когда автобус врезался в трамвай, другая— это Диего».
Фоном идет сухая, бездушная Америка, которая не может дать покоя. Автокатастрофа произошла дождливым вечером 17 сентября 1925 года. Пурпурную орхидею изображенную в центре под кроватью, принес Фриде в больницу Диего. Почему она изобразила себя. Чтобы угодить мужу, она даже сменила джинсы и кожаные куртки на пышные юбки и стала «теуаной». В 18 лет Кало Фрида попала в автомобильную аварию – автобус, в котором она ехала со своим другом, протаранил трамвай. В 1950 г. она провела девять месяцев в больнице, перенесла семь операций на позвоночнике. С одной стороны, она страстно желала продолжить род, протянуть дальше ту красную ленту, которую она позже изобразит на картине «Мои бабушки и дедушки, мои родители и я», получить в своё распоряжение «маленького Диего».
К тому моменту «начинающая» «малютка» писала уже девять лет. Узнав об этой истории из газет, Фрида написала полную сарказмаработу, буквально залитую кровью (пятна красной краски «выплеснулись» даже на раму). Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. «Идите домой нарисуйте картину, а в воскресение я приду, посмотрю и скажу, что я думаю». Мать Фриды, Матильда Кальдерон, была мексиканкой с индейскими корнями10.
Она не умерла и даже медленно шла на поправку. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Древний мудрец сказал о подобных отношениях: Ни с тобой, ни без тебя жить невозможно. Кроме того, живот и матка были проколоты металлической перилой. И первые шаги в живописи.
Фрида Кало родилась в Мехико и была третьей дочерью в семье. Она начала с автопортретов. Зато отсутствие больших ожиданий давало полную свободу. Именно тогда Фрида и начнет рисовать. Когда Клер Бут Льюс получила картину, она хотела уничтожить ее. Художница написала это полотно после развода с мужем.
А еще – зеркало. Над изголовьем кровати витает улитка. Фрида Кало родилась в Мехико в 1907 году, в семье еврейского фотографа, родом из Германии. Три ленты, что связывают художницу с неродившимся ребенком, улиткой – медленным ходом беременности и костьми таза, которые стали причиной трагедии. Фрида сделала все, чтобы обратить на себя внимание.
В результате перенесенного в 6 лет полиомиелита, Фрида стала прихрамывать на левую ногу.
Именно в это время Кало попросила у отца кисть и краски. Но все внутри нее так и осталось покалеченным. Это был вулкан, без преувеличения. Первая авария заставила её начать писать картины, вторая сделала художником. В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра, нога. Гвоздь, вбитый в стену, возможно, отсылает к мексиканскому выражению estarclavado – «быть обманутым» (clavo – гвоздь исп. ). Шолоитцкуинтли (науатль: Xolotl «Шолотль» и itzcuntli «собака») — собаки, которые были в мифологии ацтеков земным воплощением Бога грозы и смерти Шолотля. Возможно, поначалу и сама Фрида с этим бы согласилась.
Это исповедь женщины, утратившей не только своего ребенка, но и свою женственность, свой род, свое предназначение и будущее. Сюрреалистов, кстати, художница называла «чокнутыми детьми». К тому же, увлеченный коммунист – на тот момент Ривера был секретарем мексиканской коммунистической партии.
В общей сложности художница перенесла 32 операции. Её знаменитый теперь на весь мир «Синий дом», прозванный так из-за стен цвета «индиго», традиционного для индейских хижин, стал вначале госпиталем, потом студией, затем сценой, а после смерти художницы – музеем её творчества. В 1929 году Фрида сочеталась браком с художником Диего Ривера. Приняв тот факт, что Кало Фрида не хочет его, он попросился обратно к жене. Вместо «маленького Диего» на свет появилась «Больница Генри Форда» — одна из самых печальных работ, с которой началась череда «окровавленных» картин.
На её картинах всё чаще появлялись корни, стебли и плоды, а в дневниковых записях рефрен «Диего — мой ребёнок». Но ни на одном автопортрете Фрида не испытывает радость и не улыбается. Присущие сюрреалистам мечтательность и декадентство её раздражали их ночные кошмары и фрейдистские проекции казались детским лепетом по сравнению с тем, что ей довелось пережить в реальности: «Со времени я была одержима идеей изображать вещи такими, какими их видят мои глаза и больше ничего». «У неё нет иллюзий», — поддакивал Ривера. Но влюбившись, Фрида словно теряла разум, который так ценила в людях. Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. Вздорная, смешливая, резкая и возмутительно откровенная, средоточие радости и жизни – так ее видели окружающие, однако настоящая Фрида Кало (картины, фото, дневники не дадут соврать) грызла себя изнутри, пытаясь вырвать у судьбы то, что ей причитается. Судьба художницы сложилась драматично.
«Я являюсь той темой, которую знаю лучше всего» – позже скажет художница. Лицо и шея открыты. Автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. Её творчество насыщено символами и фетишами. Непростые отношения художников отражает и «Автопортрет с обезьянкой» 1945 года, которую можно было видеть в Эрмитаже до 20 января 2016 года. — назвала полотно ироничная Фрида.
Она всегда серьёзна. Так Фрида начала писать автопортреты.
Её отцом был фотограф Гильермо Кало, родом из Германии. Из-за автокатастрофы она была прикована к постели и писала картины лёжа. Незадолго до смерти она оставила в своём дневнике последнюю запись: «Надеюсь, что уход будет удачным и я больше не вернусь».
Заметное влияние на её творчество оказали мексиканская культура и искусство народов доколумбовой Америки. Обе надписи приукрасили действительность.
Но Фрида с детства привыкла бороться. Она последовала за Риверой в Сан-Франциско и Нью-Йорк, куда он уехал по работе. Белая простыня залита кровью.
В 18 лет Фрида Кало попадает в серьезную аварию. Год она была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем сопровождали ее всю жизнь. Гордячка, она своей болью не желала делиться ни с кем — только выплеснула ее на холст. Именно там Фрида начала рисовать. Мы видим, как Фрида лежит на больничной койке. Так как на тот момент ее мир сузился до больничной койки и собственного тела.
Удар был таким сильным, что парня вышвырнуло из машины. Фрида Кало известна также и тем, что была женой известного мексиканского художника Диего Ривера. Второе намного тяжелее». Первой серьёзной попыткой выйти из-под влияния мужа стало решение родить. Сила воли помогала жить. Я проникаю в секс всей земли, ее тепло обнимает меня и все в моем теле ощущается, как свежесть нежной листвы.
В 1953 году в Мехико проходит первая персональная выставка Фриды Кало. В 6 лет она перенесла полиомиелит, после которого на всю жизнь осталась хромой. А Фрида. Фрида металась.
Подобный шаг был обусловлен далеко не самолюбованием. Желание художницы включить в работы политическое измерение, чтобы «послужить Партии» и «принести пользу Революции», становится особенно явственным в картинах 1954 года Марксизм даст здоровье больным, Фрида и Сталин и в незаконченном портрете Сталина. Устройство внизу слева может символизировать собственные «негодные» мускулы, которые не позволили ей сохранить ребенка в утробе. Он писал Фриде письмо за письмом, наталкиваясь на вялый отклик. Вскоре после чего она скончалась. В 1930-х годах Фрида какое-то время жила в США, где работал муж. Их связывали отношения – страстные, одержимые и порой мучительные.
Но поврежденный позвоночник постоянно напоминал о себе. Прощание с Фридой Кало проходило в Бельяс Артес — Дворце изящных искусств. В 22 года Фрида Кало стала женой известного мексиканского художника Диего Риверы.
В первых письмах к другу семьи доктору Лео Элоиссеру беременная Фрида спрашивает, какой вариант нанесёт меньший вред её здоровью, но, не дождавшись ответа, сама принимает решение сохранить беременность и уже не отступает. После этой трагедии она впервые попросила у отца кисти и краски. Случился первый семейный скандал. Тело округлое, еще хранящее память о том, что готовилось вскормить дитя. «Я никогда не думала, что я сюрреалистка, пока Анри Бретон не приехал и не сказал мне об этом», – говорилаона.
Это не любовь, не нежность, не привязанность, это вся жизнь. Как известно, родилась Фрида Калов 1907 году, в Мексике, г. Койоакан. Она, несмотря на горячее желание, так и не смогла стать матерью. Она могла буквально преследовать объект своей страсти, забрасывая письмами, обольщая и манипулируя, — всё для того, чтобы затем играть роль верной спутницы. Как и сам музей, они— часть легенды о Фриде. Это символ медленного течения неудавшейся беременности.
Лицо на холсте как посредник между внешним и внутренним. Сердца двух женщин выставлены напоказ их соединяет лишь одна тонкая артерия. Ощущая свою второстепенность, незначительность своих чувств по сравнению с мужскими, она довела это переживание до абсурда в картине «Немного маленьких уколов». Именно это событие перевернуло всю её дальнейшую жизнь.
Фрида привычно терпела боль, но боялась потерять подвижность. Жизнь знаменитой мексиканской художницы была наполнена болью и красотой. Так, картина«Раненый олень» (1946) изображает Фриду в образе оленя, который смертельно ранен стрелами.
Когда Фриде было 18 лет, она попала в автокатастрофу, которая навсегда изменила ее судьбу. Фрида расписала собственный гипс, а потом написала свой первый автопортрет.
Увещевания только распаляли разгулявшегося художника. «Она обращалась с ним, как с любимым псом, — вспоминала одна из подруг. — Он с ней— как с любимой вещью». «Я являюсь той темой, которую знаю лучше всего» – позже скажет художница. Родители купили для нее специальный подрамник, что позволяло ей рисовать лежа. Европейская Фрида отвергнута, вот таким образом она истекает кровью. В итоге Фрида Кало сделала из себя произведение искусства.
У кровати Диего Ривэры лежит шляпа, его рабочий халат и стоят огромные ботинки. Гвозди, воткнутые в лицо и тело, взывают к образам мученичества св. Рядом с ножом в руке, с равнодушным лицом тот, кто нанес эти раны. Меня обнимают зеленые свежие ветви.
Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Почему она изобразила себя. спасают от полной потери крови. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Их бурному роману положила конец супруга Троцкого. Тут и там выглядывают индейские маски.
Только гора знает, что внутри у другой горы». Фрида занималась футболом и боксом в школе входила в шайку «качучас» — хулиганов и интеллектуалов. Почти год она пролежала в кровати. В 2010 году в Мексике поступила в оборот новая банкнота в 500 песо, на обороте которой изображена Фрида. Она стоит, подобно статуе, на пьедестале, награнице между двумя разными мирами.
Птицы, символизирующие светлую и темную стороны любви и держащие ленточку с надписью «Всего лишь несколько царапин». В 1934 году Диего Ривера изменил Фриде с ее младшей сестрой Кристиной, позировавшей ему. Железный прут прошил ей живот и таз, навсегда лишив ее возможности иметь детей.
Фриду можно назвать самой популярной и известной во всем мире художницей Мексики. Ярко-голубые и красные стены дворика украшает ещё одна надпись: «Фрида и Диего жили в этом доме с 1929 по 1954 год». Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Неслучайно через год после развода появился «Автопортрет с остриженными волосами», на котором место юбок и лент занял мужской костюм — в похожем Фрида как-то позировала для семейного портрета задолго до встречи с Диего. Выражение лица совершенно одинаково – спокойный, решительный взгляд.
Художница жила в Мехико, Нью-Йорке, Сан-Франциско и Париже. Апофеозом стал палец одного из гостей, который жених в приступе расстройства случайно отстрелил.
В свое время, еще Шопенгауэр писал о том, что самые великие произведения искусства созданы мужчинами (ну, вроде как у женщин предназначение другое. ). И вскоре стала его любовницей, а потом и женой. Врачи думали, что она не выживет.
Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Она опять начала носить джинсы, с удовольствием занималась хозяйством и преподавала студентам, написала «Автопортрет с косой», на котором ранее остриженныеволосы сплелись в причудливый крендель и, окончательно смирившись с неспособностью родить, обратилась к теме плодородия. Даже на «свадебном» портрете «Фрида и Диего Ривера» только один из двух художников изображён с профессиональными атрибутами, палитрой и кистями, — и это не Фрида.
Тридцать две операции, годы в гипсе и на инвалидной коляске, бесконечная боль. Врачи больницы, куда привезли искалеченную Фриду, были уверены, что долго она не проживет. «С тобой я чувствую себя семнадцатилетним мальчишкой» — писалон ейводном из любовныхписем. Разницей нарядов и внутреннего состояния Кало хочет подчеркнуть.
В течение 30 лет облик дома не менялся. Всё это не помешало гениальной художнице стать одной из великих творцов Мексики. Таким поначалу был её брак с Диего Риверой. Предательство двух любимых людей, которое она не могла вынести и простить. Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Есть опасность, что отвергнутая Фрида может истечь кровью до смерти. Парадоксально, но выбор, который обычно навязывается женщине «по умолчанию», в случае с Фридой становится бунтом против опеки мужа. Большое полотно «Две Фриды»создавалось во время бракоразводного процесса на нём Фрида написала себя «любимую» (справа, в теуанском костюме) и «нелюбимую» (в викторианском платье истекающую кровью), словно заявляя, что теперь она сама себе «вторая половина».
При этом ее полотна необычайно яркие и неповторимые по цвету. Она приветствовала посетителей прямо на кровати. Удар для Фриды был жестоким.
Вероятно, это граничит с тем, что он признал в ней равную – как по духу, так и по таланту. Их бурная совместная жизнь стала легендой. Над нею написано: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало». Намного позже подобное направление в моде назовут «фьюжн».
Два этих переживания впоследствии стали главными темами её картин. Я не знаю, какую краску использовать, чтобы она захотела оставить свой след в такой форме, я уважаю ее желание и сделаю все, чтобы убежать от себя».
Справа мы видим пейзаж Северной Америки, где властвует технология. Ее роса – это пот всегда нового любовника. Пока Диего сутками напролёт писал фрески, ночуя на лесах, она носила ему корзинки с обедами, занималась счетами, экономила на столь необходимых ей медицинских процедурах (Диего тратил бешеные деньги на свою коллекцию доколумбовых статуй), внимательно слушала и сопровождала на выставках. Сросшиеся брови, еле заметные усики над губами, которые постоянно плотно сжаты. Кровь капает из только что перерезанной артерии, ее удерживает лишь хирургический зажим.
Себастьяна, пронзенного стрелами. К несчастью, беременность закончилась выкидышем. Эта картина, написанная в 1932 году, является средоточием боли Фриды Кало как женщины и матери. Так как на тот момент ее мир сузился до больничной койки и собственного тела. Этот автопортрет Фрида подарила Льву Троцкому, подписав «с любовью».
Для Фриды Кало сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Кало появилась на свет 6 июля 1907 года в Мехико. Свои страдания и эмоциональный упадок художница передала на полотне «Больница Генри Форда». В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Фрида попала в тяжёлую аварию. А Фрида шутливо называла его нелицеприятным испанским маленьким «козлом», вероятно из-за его редкой бороды.
Скупой надрыв показывает и реальная Фрида Кало. Она начала с автопортретов. Автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. Многочисленные статьи, книги и документальные фильмы рассказывают о жизни и искусстве Кало, в том числе биографический фильм «Фрида» (2002), в котором актриса Сальма Хайек играет главную роль.
Не удивительно, что первой ее работой стал автопортрет. Для меня было очевидно, что эта девочка была прирожденной художницей». Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида Кало могла видеть себя. После отъезда молодоженов в США Кало не раз находилась в состоянии беременности.
Особенное значение в творчестве Фриды Кало имеют национальные мотивы. В 6 лет она перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала1112 под длинными юбками). Целый год она не могла ходить. В 1928 году вступила в Мексиканскую коммунистическую партию6. Революционер сразу же «потерял голову» от экстравагантной художницы и ярой коммунистки Кало. Толстые стены наружного фасада, плоская крыша, один жилой этаж, планировка, при которой комнаты всегда оставались прохладными и все открывались во внутренний двор, — почти образец дома в колониальном стиле. Испытаний на её долю было отмеряно немало.
В 1952 году Фриде Кало ампутировали до колена правую ногу. В надписи внизу кроваво-красными буквами изложена история события. Вместе с потерей своего возлюбленного европейская Фрида утратила часть самой себя. Диего Ривере тогда было 43 года.
У одной, мексиканской Фриды, оно здоровое, в руках медальон (Фрида до развода), а у другой, европейской Фриды – сердце разорвано истекает кровью. Диего был пьян, эпатажен и обаятелен. Однако это не мешало ему ворошить юбки всех женщин, что встречались ему на пути. Через несколько лет, восстановившись после автокатастрофы, Фрида приехала к Диего Ривере, первому художнику среди мексиканских живописцев того времени, показать свои автопортреты, созданные в течение страшного года, который она провела в постели, закованная в ортопедический корсет. Над окровавленным телом женщины стоит невозмутимый убийца (его шляпа — намёк на Диего), а сверху, как издёвка, парит название, написанное на ленте, которую держат голуби, так похожие на свадебное украшение. Революционер был кем угодно, только не слепцом. Фрида расписала собственный гипс, а потом написала свой первый автопортрет. На ногу натягивала по 3–4 чулка, чтобы выглядела, как здоровая.
До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало. Зеркало над кроватью и специальный подрамник, позволявший писать картины лежа. В одной руке Фрида держит мексиканский флаг, а в другой – сигарету.
Если бы не хирургический зажим в руке Фриды, женщина, вероятно истекла бы кровью. Надо признать, что пара эта – Диего и Фрида, была весьма необычной. Среди поклонников Риверы встречается мнение, что картины Фриды — это «салонная живопись». В течение 30 лет облик дома не менялся.
Когда она в Штатах потеряла второго своего ребенка, то прямо в больнице написала картину «Госпиталь Генри Форда». Как и сам музей, они — часть легенды о Фриде. Она писала: «Растительное чудо пейзажа моего тела в тебе, природа.
Она не умерла и даже медленно шла на поправку: обездвиженная, поскольку большая часть ее тела была скована гипсом, она могла шевелить руками и тогда родители принесли ей краски, кисти и холст. Художница «запятнала кровью» даже рамку и проткнула ее несколько раз ножом. Но связь Диего с ее сестрой стала для Фриды оглушительным ударом, сопоставимым со смертью. Художественный стиль Фриды Кало иногда характеризуют как наивное искусство или фолк-арт.
Творчество Кало — это боль и страсть, которые она проецировала на плоскость своих картин. Первая всю жизнь отзывалась физической болью, вторая причиняла боль душевную. 22-летняя супруга ушла к родителям. Свой недостаток Фрида впоследствии всегда скрывала длинными юбками. Но Фрида с детства привыкла бороться. Сердца двух женщин открыты, между собой они соединяются лишь тонкой артерией. Родилась Фрида Кало 6 июля 1907 году в мексиканской семье, в Койоакане. На удивление, Лев поддался, сменив революционную горячку более низменными эмоциями.
В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Фрида попала в тяжёлую аварию. «Я всегда буду помнить потрясение, которое я испытала, когда вытащила картину из ящика. Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Троцким.
Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в Койоакане, пригороде Мехико (позднее она поменяла год рождения на 1910— год Мексиканской революции8). Всего-то несколько царапин. В день свадьбы Диего показал свой взрывной нрав. Еще с детства Фрида имела слабое здоровье, но в18 лет она попала в тяжелую аварию, которая на всю жизнь привязала ее к больницам и лишила возможности иметь детей. В её жизни начались мучительные месяцы неподвижного бездействия.
Боль и страсть будто стали ее кистями. Маленькая израненная женщина в последний путь уплывала, как всегда при параде: из-под аккуратной прически выглядывали крупные серьги-кольца с тяжелой нижней дугой, на каждой руке по четыре приметных кольца, шею обвивали два колье с несколькими рядами мелких яшмовых бусин между которыми пролегла низка покрупнее. Естественные роды были невозможны, но оставалась надежда на кесарево сечение. Но пневмония, подхваченная на той самой демонстрации, оборвала жизнь художницы 13 июля 1954 года.
До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало. ОднакоФрида изображает обезьянку и собакукак нежные и защитные символы.
Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. «Я пишу себя, так как много времени провожу в одиночестве и так как являюсь той темой, которую знаю лучше всего», — говорила Фрида и в обращении к этой «теме» была не только субъективность, но и субъектность. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Спустя четыре года организатор её парижской выставки Пьер Колле даже не сразу решился выставить эти картины, посчитав их слишком шокирующими. Надпись появилась через четыре года после смерти художницы, когда её дом стал музеем. Но сердце.
Однако во всем, что она писала, сквозит горечь надежд, которым не суждено сбыться.