«Монументальная греческая живопись, по сведениям древних авторов (. ), возникает в VIIв. Имея трезвый взгляд на искусство, М. В. Сюжеты – Ветхий Завет (Создание Адама), сцены жизни и стасти Христовы (Благовещение, Тайная вечеря, поцелуй Иуды, Распятие, Оплакивание Христа), танец смерти, аллегории (Аллегория мудрого правления), мифические персонажи (Геракл, Сивиллы), батальные сцены (Победа императора Константина над Максенцием), фиксация событий папского двора (Учреждение Ватиканской библиотеки папой Сикстом IV), значимые события мелких герцогских дворов и т. п.
Ходлер в Швейцарии и др. ). Картон выполняют в масштабе будущей росписи и в соответствии с ранее сделанным эскизом. В центре три животные (буйвол, птица, змея), которые удерживают друг друга за хвост – намек на обращение, повторение и течение времени. Наряду с безбородыми юношами – седые мужчины с Биография.
Уникальные местные особенности имел фресковая живопись романской эпохи в Каталонии. Сперва использовали технику a fresko (в переводе с итальянского – мокрый, сырой) – живопись по свежей штукатурке наносилась красками, разведенными на воде или известковом «молоке». Бесспорно одно: этот «музей пещерных изобразительных искусств», возраст которого насчитывает около 30 тысяч лет, без сомнения доказывает, что настенную живопись следует по праву считать проматерью всей современной живописи в целом. Художник изобразил апостолов в динамичных позах. fresco – свежий, сырой), вид монументальной живописи. В Киевской государстве основным видом внутр.
Контуры расчлененного рисунка переносят на поверхность двумя способами. Все синие и чёрные краски (реже другие) наносятся на уже сухую штукатурку с помощью клея. Выбор связующих веществ для красок диктовался видом применяемых пигментов. Этот способ позднее получил название секко, асекко или альсекко (от итал. Одна из фресок изображает Шиву на гигантском белоснежном быке. Византийское искусство стало жить собственной жизнью. Не смотря на то, что капелла до сих пор используется по своему прямому назначению, она почти всегда открыта для свободного посещения.
На фреске изображены знаменитые мыслители. В противоположность ему, секко-фреска создается на сухой штукатурке и, следовательно, требует связующего вещества (например яичной темперы, клея или масла), чтобы цветовой пигмент держался. Конечно, молиться мы привыкли именно перед иконами.
В эпоху готики создавались фрески и на светские темы (росписи Папского дворца в Авиньоне, Франция, 14в. ). Поистине, роспись стен, потолка и предметов мебели способна вдохнуть жизнь в пространство помещения, сделать его оригинальным и неповторимым, ведь такая работа производится исключительно вручную профессиональными художниками, которые отдают частичку себя, своей фантазии и вкладывают душу в свои произведения. Верхний слой штукатурки наносился сразу на всю площадь, подлежащую росписи. С 16 в. в Италии распространилась «чистая» Ф. (буон Ф. ) без применения темперы. Они воспринимаются как своеобразный эпиграф к последующему живописному рассказу изложенному в технике фрески. Именно в удалении «емчуги» и состоял главный смысл столь длительных и тщательных работ промывания. При письме приходится учитывать, что при высыхании краски бледнеют. Седляр, А. Павленко).
Для Ф. годны краски, которые не вступают в соединения с известью. Краски наносятся непосредственно на поверхность стены, потолка, свода. Новый расцвет искусство фрески пережило в творчестве итальянских мастеров эпохи Возрождения (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Рафаэль, Микеланджело и др. ). пр.
мастера сумели соединить живопись основанное на визант. Приступая к работе, художник должен представлять, какими станут использованные им цвета после окончательного высыхания (через 7 — 10 дней).
В гл. еще Стенопись). Киплик. В эпоху Возрождения именно во фреске были совершены новаторские открытия. торговой палаты (1927 Г. Комар и А. Довженко). По сухому же наносились некоторые цвета (яркие зелёные и синие), так как для живописи по сырой штукатурке было пригодно ограниченное количество пигментов.
Известковая штукатурка наносилась в семь слоёв, причём в нижние добавлялся песок, а в верхние— мраморная крошка. до н. э. ) фресковая живопись получила широкое распространение.
Ранним примером техники инкрустации или получившей в античности название мозаичной техники opus sectile, впоследствии развившейся в технику флорентийской мозаики можно считать артефакт, условно называемый «Штандартом из Ура» (2600-2400 гг. За день художник расписывает 3—4 квадратных метра стены. Впервые технику чистой фрески описал в 1447 году Ченнино Ченнини. О монументальные ансамбли Ф. церквей Львова, Луцк, Владимира, Холма, Хотина и др.
В Помпеях и Геркулануме, «случайно» сохраненных для нас слоями вулканического пепла, мы можем увидеть, что фреска в интерьере имела не только декоративное, но и практическое назначение: художественный прием «trompe loeil» (в пер. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «а секко». Техника чистой фрески очень сложна, так как грунт быстро высыхает.
Для обозначения непосредственной техники фрески иногда используют наименование «буон фреска» или «чистая фреска». С начала XVI века почти не применяется пропись фрески по сухому темперой, с этого момента начинается период господства чистой фрески (buon fresco). Процесс росписи храмов занимал очень длительное время. (См. Штукатурка (левкас), нанесённая на стену, была пригодна для письма по сырому в течение нескольких дней. Техника фресковой живописи издавна является основной техникой стенных росписей.
При раскопках открыты орнаментированные галечные полы Алтын-тепе (вост. Почему же живопись возрождается в Восточной, то есть в Византии, да еще мало-помалу. Появилась она еще в античные времена. Фресковые росписи широко использовались для украшения храмов (в меньшей степени – светских сооружений) как в Восточной, так и в Западной Европе.
Такова старинная итальянская терминология, которая имеет в настоящее время лишь историческое значение. Печальное состояние, в котором сегодня находится «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи (1452–1519), частично стало результатом его экспериментов с техникой – фреска начала портиться уже в процессе работы.
Наверное, лучшим свидетельством этому служат остатки минойской цивилизации, сохранившиеся на островах Крит и Фира (Санторини).
традициях с готической архитектурой. Особенно интересны Ф. светского характера в центр. Совсем недавно в личной молельне римских пап — Сикстинской капелле — проведена реставрация колоссальных фресок Микеланджело «Сотворение мира» и «Страшный суд».
Античные мастера заканчивали фреску по сухому с помощью темперы. Наполнители предохраняют штукатурку от растрескивания. Такая подготовка обеспечивает непрерывность работы в течение всего дня. Античные мастера заканчивали фреску по сухому с помощью темперы. Есть значительные расхождения и по стенописи Староданього Рима, которые имеют значительные отличия от прославленных фресок эпохи итальянского Возрождения.
Чести украсить фресками его парадные залы (станцы) удостоился знаменитый Рафаэль. Если живописная задача сводится к плоскостным решениям, то вполне уместно заглаживание живописного слоя, видимое в образцах византийской и русской стенной живописи. Сюжет фрески вполне традиционен для храма.
В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма. Штукатурка в этом виде фресок наносится на специальную флизелиновую основу по итальянской технологии. В технике фрески работают многие прогрессивные художники XX в. (А. Они щедро покрывались мозаикой или фресковой росписью. Всего на фреске представлено более 50 фигур. Рисунок на нём во всех деталях воспроизводил замысел художника в масштабе будущей росписи.
Лики святых объемны, переходы от света к тени плавны. Штукатурный грунт для фрески накладывается, как правило, в несколько слоев и состоит из гашёной извести, минеральных наполнителей (кварцевый песок, порошок известняка, дроблёные кирпич или керамика) иногда в состав грунта включают органические добавки (солома, пенька, лён и т. п. ). Однако его попытка писать масляными красками по фресковому грунту оказалась неудачной: фреска «Тайная вечеря» в трапезной миланского монастыря Санта — Мария делле Грацие начала осыпаться вскоре после ее создания. Нам пока неизвестны все секреты технологии фресок в Помпеях. В эпоху барокко становится популярным корпусное, пастозное письмо, а с XVIII века фреска выполняется не известковыми водорастворимыми, а казеиново-известковыми красками.
Кроме собственно фрески с глубокой древности известна роспись по сухой штукатурке (а секко). Поверхность фресковых росписей становится матовой, шероховатой. Ломоносов в кратчайший срок становится руководителем группы художников, прославившихся созданием первоклассных мозаичных картин, по качествам своим сравнимых с лучшими живописными произведениями до самостоятельных произведений изобразительного искусства – «мозаичных картин» и монументальных панно, возрождению этого забытого ремесла и искусства. В них уже не чувствуется влияние греческой школы и это свидетельствует, что к концу XIII века сербское искусство утратило связь с античным миром и преемственность культур была нарушена. Кроме собственно Ф., с глубокой древности известна роспись по сухой штукатурке (а секко). Для этого пигменты просеивают через сито.
школы 12 в. Из немногочисленных памятников известно, что в то время свои местн. Средневековый интерьер характеризуется роскошью стенного убранства. Выдающимися мастера фресковой живописи эпохи Возрождения являлись Фра Анжелико, Мазаччо, Пьеро делла Франческа. Так, в живописи этого вида хорошо зарекомендовали себя следующие пигменты: стронциановая желтая, английская красная, кадмий красный, кобальт синий, голубой и зеленый, ультрамарин (сульфатный), окись хрома, зелень изумрудная, кость жженая, марсы разного цвета. Реализм и перспектива ушли из изобразительного искусства.
до н. э. (Эгейское искусство). Креста на Вавеле (1470). Иногда по уже сухой фреске пишут темперой.
Детали прописывались до начала XVI века по сухому темперой. По сравнению с секко роспись по-сырому гораздо более долговечна. Среди них — работы Леонардо да Винчи (1452 — 1519). Большого подъёма искусство фресковой живописи достигло в творчестве мастеров эпохи Возрождения в Италии (Микеланджело, Рафаэль, Джотто, Мазаччо и др. Их особенностью было то, что в завершение роспись полировали разогретым воском.
тема – строительство сов. Для особо ответственной монументальной фресковой живописи рекомендуется применять наиболее чистые разновидности извести, получаемые обжигом белого мрамора с содержанием углекислого кальция (СаСО3) около 99–99, 5. Фреска – одна из самых древних живописных техник. Некоторые фрески создавались по другим технологиям.
Даже сам сюжет фрески, может вызывать правильные ассоциации. Кроме собственно фрески, с глубокой древности известна роспись по сухой штукатурке (асекко). Огромную часть затраченного времени занимали подготовительные процессы. А между тем достаточно взглянуть на «Амазонку», деталь росписи мраморного саркофага из Тарквинии IV века до н. э., чтобы понять, чем такая живопись отличается от краснофигурной вазовой росписи.
Фреска позволяет пользоваться тонами в их полную силу, но при высыхании краски сильно бледнеют. До этого момента все упоминания о росписи назывались «стенное письмо на сыром левкасе». На сохранившихся Ф. Михайловского Златоверхого монастыря можно провести параллель росписей обоих соборов, в частности колорита (в Михайловском Ф. живописные, яркие) и типажа (г. Затем выложенную смесь заливали водой и тщательно перелопачивали.
11 в. ), Борисо-Глебского, Успенского Елецкого монастыря (Оранта и др. )., Пятницкой церкви и следы переяславских Ф. из раскопок Михайловского собора (1089), Спасской церкви на Посаде и др. Фреска включает в себя несколько техник: живопись водяными красками как по сырой штукатурке (аль фреско), так и по сухой (а секко) живопись известково-казеиновыми и темперными красками. Воду в бочках необходимо было менять каждые шесть часов в течении нескольких лет.
Выполняется художником-фрескистом. В настоящее время термином «фреска» могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (а секко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и т. д. ). Тогда ее поверхность полировалась с применением горячего воска. С первых веков н. э. росписи, близкие по технике к Ф., начали создаваться у народов Востока (в Индии, Средней Азии и др. ). Сикстинская капелла в Ватикане – настоящая сокровищница мирового искусства. Правила древней византийской фресковой живописи описаны в «Ерминии Дионисия Фурноаграфиота» иконописца Дионисия (XVII в. ). искусства, в Византии оно не практиковалось.
Что такое фреска, хорошо знали еще во времена античности. Сцены и персонажи, набранные мозаикой, – это символы, раскрывающие основные положения христианского вероучения. Фирменный стиль может быть заложен в форме фрески, цветовом сочетании и даже в выбранном произведении искусства. По желанию можно добиваться и наличия потертостей и трещин. Фрески в Византии отличались многообразием и размерами. Фреска – итальянский термин, перевод которого звучит как «свежий». в храмах Ярославля.
Пигменты должны иметь высокую тонкость помола (дисперсность), обеспечивающую полное обволакивание каждой частицы пигмента пленкой гидрата окиси кальция с последующим образованием сплошной пленки углекислой извести. Расцвет фресковой живописи приходится на античный период.
От трещин избавлялись добавлением негашеной извести. В средневековье обычной практикой среди художников было пользование своеобразными иконописными справочниками-каталогами (pattern book), вот таким образом мотивы декоративного убранства многих церквей того периода очень схожи между собой.
Позднее рецептура левкаса изменилась: в 1599 году епископ Нектарий, греческий художник, оставшийся жить в России, в своём наставлении «Типик» советует не оставлять грунт на стене «без письма» на ночь или даже перерыв на обед. Кисиленко, А. Юноша). Именно в эпоху Ренессанса фреска начинает утрачивать популярность. техникой (Б.
школу творили мастера Успенского собора Киево-Печерского монастыря (11 в., уничтожен во время второй мировой войны). Античные мастера заканчивали Ф. по сухому с помощью темперы. Известь для левкаса интенсивно промывалась водой для удаления гидрата окиси кальция (так называемой «емчуги»), который, выступая уже на готовой фреске, безвозвратно портил роспись. Со временем фресками стали называть любые настенные росписи.
Обыкновенно они сильно высветляются, для того, чтобы понять, как будут они выглядеть после высыхания, краски наносятся на материал, обладающий сильной впитывающей способностью (рыхлую бумагу, мел, гипс, умбру). Из большого ч. этих работ сохранились Ф. в замковой часовне св. О величии фресок можно судить по творениям Рафаэля и Микеланджело. Сочетание мозаики и Ф. – особенность киев. Ходлер в Швейцарии и другие). Схожая система подготовки извести описана в работе Паломино, посвящённой технике фрески.
картин и икон 17 – 18 вв. Следы продавленного контура ясно видны на потолке Сикстинской капеллы. Площадь, занимаемая фреской и ее композиция зависят от архитектурных форм здания.
Крупные тематические панно с орнаментальным оформлением изображающие труд крестьян. Таким образом «Афинская школа» изображает идеальное сообщество мыслителей классической эпохи и прославляет мощь разума, объединяющего пространство и время. К слову, «сivetta» переводится как сова. Рисунок на нём во всех деталях воспроизводил замысел художника в масштабе будущей росписи.
От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo («по сырому»). Чем толще штукатурка, тем дольше она будет «свежей», то есть тем дольше она позволяет писать по-сырому. Готовые красочные составы хранят в чашках из фарфора. В интерьере главенствовала настенная живопись, выполненная восковыми красками.
(ит. Одновременно уточняют количество воды, необходимое для различных цветных смесей. В одном варианте изображение создается с помощью печати на специальных принтерах, в другом – более сложном – оно проходит несколько сложных технологических этапов. Вот таким образом отпадала необходимость в кладбищах. Той же мнения придерживался и известный советский технолог Д. И. Основное связующее вещество фрески — известь.
до н. э. (Эгейское искусство). Это одно из направлений живописного искусства, с довольно интересной техникой исполнения. Зная, что такое фреска их щедро украшали красивой росписью по влажной штукатурке и мозаикой (согласно пожеланиям заказчиков – богатых обитателей жилищ и во времена античности стремящихся к комфорту). Очень часто роспись фрески дополняется и исправля-ется с помощью темперы. На этапе раннего возрождения чрезвычайного распространение получил фресковая живопись.
Все три мастера, обвинены в формализме, погибли в ссылке. К сожалению, немало фресок погибло. Погибли и их произведения. 12 в. уничтожен большевиками), второй мист. Бурное и своеобразное развитие художественная роспись стен получила в Италии в XIV—XVII веках. Пигменты этих красок, вступая в химическую реакцию с сырой известью, после высыхания образовывали на поверхности левкаса прочную пленку из оксида кальция, который надежно защищал фреску от внешних воздействий.
Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В отличие от росписи по сырой штукатурке, техника al secco не была столь долговечной. Рисунок на нём во всех деталях воспроизводил замысел художника в масштабе будущей росписи. Известь для левкаса интенсивно промывалась водой для удаления гидрата окиси кальция (так называемой «емчуги»), который, выступая уже на готовой фреске, безвозвратно портил роспись. полет.
Но повторное увлажнение штукатурки ведет к его порче. fresco — свежий, сырой) — техника стенной росписи водорастворимыми красками по сырой (аффреско) или сухой (а сакко) штукатурке. Это делалось для того, чтобы штукатурка дольше сохла. Штукатурка (левкас), нанесённая на стену, была пригодна для письма по сырому в течение нескольких дней.
Существуют три основных типа фресковой живописи: «буон» или истинная фреска, «секко» и «меццо». Фрески – идеальное решение для ценителей роскоши и изысканного интерьера. Воск сплалялы с красками маленькими факелами и посудой с углями, а затем дополнительно шлифовали чистым полотном. Художественная роспись стен являлась своеобразным лицом жилища. Сперва, на стены наносили грунт (в древней Руси использовался раствор извести – штукатурка высокого качества или как ее тогда называли левкас), служивший основой для будущей фрески.
Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. Вот таким образом слова о «скромных попытках» ввести другие цвета очень странны. После принятия окончательного решения по композиции росписи и выполнения эскиза, делался картон. Необходимость начать и завершить фреску до высыхания извести заставляла художника работать в очень быстром темпе. Широко известно, так называемое, помпейское направление техники нанесения рисунка фрески.
Из всей настенной живописи Возрождения наиболее известна роспись потолка Сикстинской капеллы Микеланджело Буонарроти (1475–1564). Палитра современных Ф. пополнена многими новыми, синтетическими красителями.
О великолепных фресках храма мы уже рассказывали (см. до н. э. Затем sinopia переводилась на бумагу и служила во время дальнейшей работы в качестве трафарета.
Методика фреска на стену – это живопись по сырой штукатурке affresco. Самый ранний пример византийской фресковой живописи (500—850 гг.
н. э. ) сохранился в римской церкви Санта Мария. «После построения лесов на стену наносится набрызг, то есть приготовленный раствор набрасывается без затирания. Для создания рельефных фресок подойдут современные дизайны, сделанные под заказ. В этом методе в известковой воде растворяли различные, как тогда говорили, «земли»: основные оттенки при этом были темно-красный, красно-коричневый, охра и темно-зеленый.
Штукатурка высыхала, прежде чем работа была сделана. Художники XVI века хотели тратить на выполнение заказов меньше времени. Растрелли, Д. Кваренги, шотландец Ч. Камерон и др. Фресковая живопись римлян мало похожа на итальянскую фреску времен Ренессанса. от итал.
Довольно сложно представить себе вознесение молитвы у фрески. Гениальный художник и экспериментатор, он постоянно стремился к усовершенствованию техники живописи. Существует более сухая (al secco) и более влажная (al fresco) технология написания фрески. церк. Итальянское декоративное искусство корнями уходит в Византийскую традицию.
По сухому же наносились некоторые цвета (яркие зелёные и синие), так как для живописи по сырой штукатурке было пригодно ограниченное количество пигментов. По сравнению с секко роспись по-сырому гораздо более долговечна.
их работы, м. др.
Обитатели античных вилл щедро покрывали их мозаикой или росписью. Сегодня различные дизайн-студии предлагают широчайший выбор и ассортимент изображений под фрески, как говорится – «на разные вкусы», здесь каждый действительно найдет то, что ему нужно – под любой стиль интерьера. В переводе с итальянского слово fresco значит свежий, непросохший.
Принципы монументальной живописи стали меняться. Перед перенесением фрески на стену ее рекомендуют выровнять. в 14-16 вв. ). Самый трудоемкий процесс по росписи описан в Ерминии Дионисия в 17-м веке.
Техника фрески известна с античных времен. Его выдающийся ученик Джотто ди Бондоне (примерно 1266–1337) постепенно переходит от итало-византийской манеры письма к более натуралистической живописи. Усадка стен свежевыстроенного храма могла растянуться на срок от нескольких лет до нескольких десятилетий. (от итал. Линейная перспектива интерьера изображенной на фреске «Святая Троица» капеллы настолько точна, что измерив пропорции рисунка, можно воссоздать практически аутентичный внутренний вид собора. После этого использовалась методика secco (сухой) – живопись на сухой штукатурке.
Во всех этих костелах Ф. умело вкомпонована в гготични интерьеры укр. Традиции фрески в дальнейшем жили в декоративных росписях XVII-XVIII вв. Например, синопия (от итал. Главной светской композицией собора София Киевская был групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, написанный на трех стенах центрального нефа, против главного алтаря.
до н. э. ) использовалась в античности, на Востоке. Для фрески применяются краски, не вступающие в химические соединения с известью. Схематизм композиций каталонские мастера сочетают с геометрическими орнаментами истоки которых в античном искусстве и в тщательно разработанных мозаиках Византии. Полный комплекс Ф. того времени сохранился в Кирилловской церкви в Киеве. Ей по-матерински близки людские страдания.
Ф. выполнялись также в Межигорском техникуме (В. статью блога «Красота и долговечность»). Монастыри соревнуются в приглашении на работы известных художников. Последние Ф., которые выполнили М. Бойчук в сотрудничестве с В. Седляром и И. Падалко были Ф. Червонозаводского театра в Харькове (1933 – 35). Выбор связующих веществ для красок диктовался видом применяемых пигментов.
Картины-фрески наносятся красками на влажную, еще не до конца засохшую штукатурку. Процесс росписи стен также был трудоемким и проходил в несколько этапов. Правила древней византийской фресковой живописи описаны в «Ерминии Дионисия Фурноаграфиота» иконописца Дионисия (XVIIв. ). Палитра Ф. довольно сдержанна применяются главным образом земляные натуральные пигменты (охры, умбры), а также марсы, синий и зелёный кобальт и т. д., реже краски медного происхождения (голубец и др. ), а также киноварь.
От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo («по сырому»). Затем эту известь складывали кучами и накрывали мешковиной. Летописи.
Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. Готовый картон устанавливают на место, подготовленное под фресковую роспись, определяют взаимодействие композиции будущей фрески с характером и пропорциями здания, создавая этим возможность своевременного внесения тех или иных исправлений., цикл росписей Крестьянской санатории в Одессе (1928), где созданы галереи портретов фрески.
При написании al fresco пигменты или краски наносятся на влажную штукатурку, которую предварительно (перед наложением пигмента) увлажняют известняковой водой. Петр). в 1416 вв. ). Все герои полотна детально прописаны и индивидуализированы.
Связующим веществом красок в стенной живописи служили у римлян, кроме извести в чистом виде, соединения ее с животным клеем, казеином (в виде молока) или яичным белком, а также клей в чистом виде. Далее наклеиваются фрески. Левкас — это род жидкой шпаклевки, мел с клеем, для подготовки под краску и позолоту. 12 в. Ф. почти полностью вытеснила мозаику.
В отличие от интеллектуально изощренных Ф. св. На время усадки стены храма покрывали временной штукатуркой. Кроме собственно фрески с глубокой древности известна роспись по сухой штукатурке (а секко). Фрески были известны еще в античные времена. апсиде, ок.
1929 – 32 многие росписей выполнили одесские художники в Одессе и Одесской, на них след на влияние школы Бойчука, в частности Ф. Крестьянской санатории. дон. э. ), росписи домов вПомпеях (2в. На Балканах элементы византийского стиля сохраняются вплоть до XIX века.
и 14-17 вв. ), когда работали Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий. Фрески прекрасно сочетаются с интерьерами, как в классическом стиле, так и стиле модерн. Таким образом изображение становится буквально вечным. Число слоев штукатурки может быть различно: два, три и более.
Традиции Ф. жили в декоративных росписях 1718 вв. После этой сложной процедуры в течении еще шести недель повторяли тщательную промывшку, чтобы «достальная емчуга вышла». В интерьере античной архитектуры определяющее значение приобрели стены и окна. мастера из Галичины и Волыни. Кстати, «емчугой» на Руси называли едкую известь, которая при гашении водой выходила в виде наледи или же пены.
Скотти, А. Виги, а также выдающиеся итальянские архитекторы Ф. -Б. На западной стороне комплекса, была обнаружена колокольня, возведённая в XIII веке. Выбор связующих веществ для красок диктовался видом применяемых пигментов. Фреска была распространена уже в эгейском искусстве (2-е тысячелетие до н. э. ) большого подъёма достигла она в античной художественной культуре, где использовались многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли.
Работа по сырой штукатурке, так называемому «спелому раствору», который схватывается через десять минут довольно трудоёмка и требует сноровки и опыта: как только кисть, легко до этого скользящая, начинает «боронить» основание и «намазывать» краску, роспись прекращается, так как красочный слой уже не проникнет глубоко в основание и не закрепится. Линии предварительного рисунка усиливались чаще всего сангиной.
Гашеную известь в тесто применяют только после годичного ее выдерживания, а известь-пушонку после смешивания с водой до тестообразного состояния выдерживают не менее двух недель. Однако, поверхность античной фрески полировалась горячим воском (смесь фрески с живописью восковыми красками — энкаустикой). В качестве основы может использоваться штукатурно-песчаный материал, благодаря которому имитация выходит настоящей, состаренной, но без эффекта трещин.
Перед росписью храма ему давали отстояться. Знаменитый лондонский Тауэр когда-то снаружи был очень даже ярким. Там роспись аффреско заканчивалась с помощью темперы. Хотя это все рассчитано на любителя. Впервые этот термин появился в трактате итальянского художника Ченнино Ченнини (1437).
coemeterium – покои, греч. Как только участок росписи, намеченный на данный день, закончен, приступают к обрезке до грунта излишне наложенного накрывочного слоя точно по шаблону (выкройке) ножом с коротким и острым лезвием. типажа. По другому этот раствор называют «левкас» и он совсем не похож на современные смеси для отделки стен. Боргонцони в Италии, Д. Ривера в Мексике и др. ). Наиболее почитаемых святых сопровождают надписи (Апостол Варфоломей, Евангелист Матфей, Св. Ф. Фрагменты Ф. черниговских соборов: Спасского (св.
Главная трудность фресковой живописи в том, что художник должен начать и закончить работу в тот же день, пока сырая известь не высохла. Самый ранний пример византийской фресковой живописи (500—850гг.
Они способны придать жилищу особую, неповторимую атмосферу эпохи Возрождения. Фрески могут быть разными и в виде портретов и натюрмортов и пейзажей и даже в виде репродукций известных художников, которые выполнены на штукатурке. Палитра фрески довольно сдержанна употребляются главным образом натуральные земляные пигменты (охры, умбры), а также марсы, синий и зелёный кобальт и т. д., реже краски медного происхождения (голубец и др. ).
Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период эгейской культуры (2-е тыс. быта и быта страны гиподром, охота, музыканты, скоморохи на стенах башни. Многие прогрессивные мастера 20 в. работают в технике Ф. (А. С начала XVI века почти не применяется пропись фрески по сухому темперой, с этого момента начинается период господства чистой фрески (buon fresco). Отсутствие ценных смальт в Каталонии компенсировали яркими красками. мист.
Колорита Ф. яркий, преобладают теплые тона охры и бронзовочервонои краски. мозаичная Оранты, расписанные эпизоды из жизни Богоматери и ее родителей. Роспись выполнялась по двухслойному известковому грунту в тот момент, когда нижний слой грунта (арричиато) уже отвердел, а верхний (интонако) несколько провял, но еще не просох.
Многочисленные настенные фрески выполнены в средневековой Западной Европе. Впервые технику чистой фрески описал в 1447 году Ченнино Ченнини. Разделение производилось по контурам деталей композиции, часто в области тёмного цвета, чтобы шов, разделяющий участки, выполненные в разные дни (вульта), был малозаметным. Классическим представителем этого стиля считается флорентийский художник Джованни Чимабуэ (настоящее имя – Ченни ди Пепо, примерно 1240 – 1302).
В эпоху классицизма входит в моду подражание мотивам росписей древних Помпей. управления (1930 – 31, П. Пархету, И. Пастернак, И. Гурвич, Я. Тимофеев) и Вост. Благодаря этой работе его имя вошло в число великих мастеров живописи. Ф. была распространена уже в Эгейском искусстве (2-е тыс. Он демонстрирует свойства безошибочного художественного чутья, благородный пафос замыслов.
На сводах Ватиканской галереи (Ватиканские ложи) можно увидеть так называемую «Библию Рафаэля», в состав которой входят 52 фрески. Самая ранняя Византийская фресковая роспись находится в церкви Святой Марии в Риме. Большую часть покоев Ватиканского дворца расписывал Рафаэль Санти (1483–1520).
Смесь, которой покрывают стены для написания фресок изготавливается из песка и известки. Все чаще создаются фрески на светские и мифологические сюжеты (росписи братьев П. и А. Лоренцетти в палаццо Публико в Сиене, 1337–39 А. Мантеньи в «Камере дельи Спози» в замке Сан-Джорджо, 1474Рафаэля в Ватиканском дворце, 1509–14 Дж. Б. Россо и Ф. Приматиччо во дворце Фонтенбло, 1530–40-е гг. ). Краски для росписи растирались на смоле, растительном клее, яйце, казеине (клей, полученный из сухого молока) или смешивались с известью. Непревзойденных вершин в этой технике достигли Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микельанжело. От этой огромной композиции частично уцелели только портреты сыновей и дочерей князя. Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире.
Толщина всех вместе взятых слоев может доходить до 4 сантиметров. Ярослав Мудрый и его семья и сцены из кн. Например, выбор произведений с восточными мотивами сразу создаст нужное настроение и атмосферу, а также поможет выразительно передать образ компании. Высшие достижения связаны и с церковным искусством (росписи Пьеро делла Франческа в церкви Сан-Франческо в Ареццо, 1452–66 Микеланджело в Сикстинской капелле в Ватикане, 1508–41 «Тайная вечеря»Леонардо да Винчи в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане, 1495–98). Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. Современный образец настенных фресок для интерьера является абсолютно новым предложением на рынке отделочных материалов и настенных покрытий.
По указанию атрибутов можно распознать почитаемых святых и без надписей (Апостола Петра подают с ключами, которые тот получил от Христа). Мозаики М. В. Ломоносова – часть деятельности учёного, которая сочетает в себе продвижение двух важных и тесно взаимосвязанных направлений его творчества: развития основанной им науки о стекле, здесь – прикладной, поставленной на службу особому виду стеклоделия – варке, так называемого глухого стекла, смальт – удивительного по красоте материала, пригодного для художественных целей, – создания разнообразных мозаичных произведений – в данном случае, основному направлению, подразумевающему удовлетворение достаточно широкого круга интересов и потребностей – от утилитарных объектов (бисера, наборных столешниц, аксессуаров, декора мебели и малых архитектурных форм, элементов интерьера). Поверхность шлифовали, делали стенопись, тщательно защищали слоем прозрачного воска с растительным маслом.
«Афинская школа» получила особую популярность из-за своего необычного сюжета. Большинство итальянских художников этого периода – именно фрескисты. В эпоху барокко особенное внимание уделялось росписям плафонов, где с помощью иллюзионистических приемов, сильных ракурсов создавался эффект прорыва ввысь, разверзающихся небес, стремительного взлета фигур святых. Фреска (от итал.
с оригиналов IV века). Даже внешние стены замков декорировались. С начала XVI века почти не применяется пропись фрески по сухому темперой, с этого момента начинается период господства чистой фрески (buon fresco). При нанесении пигмент смешивается с известняковой водой и становится известняковой краской. Детали прописывались до начала XVI века по сухому темперой.
До нас дошли очень немногие из его работ. Поскольку во многом от качества левкаса зависело то, какой по качеству получится будущая фреска, то к его приготовлению подходили очень ответственно, начиная производить заготовку за два года до непосредственно росписи, поскольку самый «выдержанный» левкас считался и самым качественным. После окончательной усадки приступали к самой росписи. Разделение производилось по контурам деталей композиции, часто в области тёмного цвета, чтобы шов, разделяющий участки, выполненные в разные дни (вульта), был малозаметным.
может колебаться в пределах семи – пятнадцати тысяч рублей. до н. э. – 1в. н. э. ). Мозаичные апостолы в Евхаристии без нимба святых).
По методу буон была разработана целая система, своеобразное руководство, по которому художник добивался оптимального результата. Линии предварительного рисунка усиливались чаще всего сангиной. Здесь обычно находят сцены войны, когда растет количество смертей, сцены рая и мученичества грешников в аду от огня, холода, сцены, где грешников наказывают многочисленные демоны.
При этом они должны были иметь профессиональный опыт, так как кроме высокой скорости рисования, необходимо было иметь уверенную сильную руку и четкое представление обо всей композиции в целом, так как работать приходилось каждому только над одной ее частью. В Станца делла Сеньятура Рафаэль представил четыре области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила») и философию («Афинская школа»). Ее главными центрами считались Коринф и Сикион.
affresco) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому). Хотя можно заказать фрески и без трещин. Что такое фреска. Сегодня, чтобы создать фреску, не нужно изощряться. Приступая к работе, художник должен представлять, какими станут использованные им цвета после окончательного высыхания (через 7— 10 дней). оформление храмов была Ф. Только в 11 – нач. индустрии).
Сцены мирной жизни поселений и атакующие бойцы наиболее интересные, потому рисованные из тогдашней реальности, хотя и с долей условности. 20 в. деланно попытки воссоздать Ф. Техника фресковых росписей изучали в Киев. — Авт. ) Важнейшим отклонением от принятых у римлян правил является здесь изменение числа слоев штукатурки, которое доводится в византийской живописи всего до двух, причем мрамор (точнее: мраморная крошка. — Авт. ), входивший в известковый раствор римлян, мало-помалу исчезает из них, заменяясь в нижних слоях штукатурки соломой, в верхних— паклей или волокном льна». sinopia: эскиз-трафарет, наносимый на стену перед росписью. Всемирно известны византийские фрески Нерези (церковь св. Пантелеймона, 1164, Греция), Милешева (Сербия, ок. 1245г. ), росписи Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде (1378), Андрея Рублева в Успенском соборе г. Владимира (1408), Дионисия в соборе Ферапонтова монастыря (1502–03) в Вологодской оласти, росписи 17в.
Разделение производилось по контурам деталей композиции, часто в области тёмного цвета, чтобы шов, разделяющий участки, выполненные в разные дни (вульта), был малозаметным. al secco — по сухому). Схожая система подготовки извести описана в работе Паломино, посвящённой технике фрески. Известно множество разных технологий, позволяющих создать фрески. Подлинными ее шедеврами являются росписи древнеегипетских гробниц в Медуме, Бени-Гасане и Фивах, Кносского дворца на острове Крит (2-е тыс. Троицы в Люблине (1418), выполненные группой художников, возглавленной мастером Андреем, в кафедральном соборе Сандомир (1430-и pp. ), в коллегиальном костеле в Вислици (14 в., мастер Хайль) и в Кракове в часовне св. Для фрески применяются краски, не вступающие в химические соединения с известью. Их размещение на стенах, сводах, опорных столбах храма подчинялось четкой схеме и было граничит с символикой храма.
Обычно применя-ются земляные натуральные краски сдержанных тонов. Просто Ю. Колпинский прочитал у «древнего» автора (видимо, Плиния), что художники ограничивали себя четырьмя красками и решил: ВСЯ античная живопись состояла из четырех локальных цветов. нави: кн. Мазаччо (1401–28) добился идеального изображения человека: человеческая фигура у Мазаччо гармонична, пропорциональна и убедительна.
От сер. Мастера могут создавать работы в различных стилях и направлениях, тем самым обеспечивая наиболее гармоничное включение художественного произведения в общий дизайн. Вместо мраморного порошка стали вводить лен и паклю, которые хорошо сохраняли влагу. до н. э. ).
При засыхании возникает однородный штукатурка с рисунком. С XVI в. в Италии распространилась чистая фреска (буон фреско) без применения темперы верхний слой грунта (интонако) в этом виде фрески наносился только на тот участок, который художник рассчитывал закончить до его высыхания. Вот таким образом для нее годны краски, не всту-пающие в соединения с известью. Темы-шаблоны, предлагаемые такими каталогами, расценивались средневековыми и готическим мастерами как «рыба», а они уж вольны были интерпретировать их по-своему. В центр.
Анатолия) и дворца в Арслан-таше (Ассирия), однако самым богатым памятником являются галечные мозаики Гордиона. Затирают пигменты с водой курантом на мраморной доске. Сам Ярослав Мудрый был изображен с макетом заложенной им Софии Киевской.
fresco, буквально – свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной фреской называют также произведение, выполненное в этой технике. Однако, поскольку полученные методом фрески изображения были темными и маловыразительными, то, чтобы придать им яркости и праздничности, полностью высохшие фрески переделывались уже, как говорят специалисты, «по-сухому». Локальность живописи была преодолена в классический период (в Этрурии-Тоскане в это время наступил «проторенессанс»). Не удивительно, что изображения этой птицы можно встретить на каждом углу. Хозяева вилл украшали стены росписью и мозаикой. За день художник расписывает 3—4 квадратных метра стены. Эта фреска принесла Джотто заслуженную славу.
Софии, Кирилловские Ф. передают черты местн. Фекла, нач. Они могут быть любыми по размеру – здесь нет ограничений. Техника фресковой живописи известна со II тыс.
носят преимущественно декоративный характер (Дж. Б. Тьеполо). На самом деле они были местом погребения христиан. Интересным образцом религиозных фресок есть изображение бога Ямы из пантеона индуизма.
Гармонию между Ф. и мозаиками досягано одинаковыми доминирующими цветами. Связующее красок составлялось из обезжиренного творога или сухого казеина, свежегашеной извести и воды.
Византийские и славянские фрески композиционно и тематически строго согласованы с архитектурным обликом храма, ведь каждое из зданий имеет в определенной степени уникальную форму. мист.
Лица и жесты грешников выражают страх, отчаяние, мольбы о прощении. Среди их работ – роспись клубов в с. Каторжиному (1929 под рулем М. Гронця) и в Красноставе (1930 М. Лавренчук), в Одессе росписи Дома печати (1929 – 30 Н. Павлюк, Г. Довженко, И. Гурвич, И. Пастернак, Я. Тимофеев), клуб Гос. В раннехристианском искусстве (настенные росписи катакомб), в Средние века фреска стала одним из ведущих видов живописи. Техника фрески присуща многим памятникам монументальной живописи. Таковы расписные метоны храма Аполлона в Терме (3-я четверть VIIв.
Исключение составляли только краски, замешанные на казеиновом клее. Итальянский историк искусства Джорджо Вазари (1511–1574) известный как первый крупный коллекционер произведений искусства, не был ни монархом, ни аристократом, ни прелатом. Первый тип является наиболее распространенным методом создания работ и предполагает использование пигментов, смешанных с водой (без связующих веществ) на тонком слое мокрой, свежей извести или гипса. Штукатурка (грунт) составляется обычно из 1 части гашёной извести, 2 частей минеральных наполнителей (кварцевый песок, порошок известняка или дроблёный кирпич) иногда с органическими добавками (солома, пенька, лён и т. д. ), предохраняющих грунт от растрескивания. В России в качестве связующего для краски использовали яйца, пшеничный крахмал и осетровый (рыбный) клей.
Только к XVI веку некоторые из мастеров стали доверять секретную технологию бумаге. Новую популярность фреска обретает в эпоху модерна. С 14 – 15 вв.
По предположениям, это комбинации темперы с энкаустика. Под руководством Л. Крамаренко расписывали клуб и столовую Детского городка в Киеве Д. Шавикин и И. Жданко (1924). Среди библейских персонажей – и серафимы с крыльями вместо тел и жертвенные многоочитии животные (бык, ягненок). Непригодны и поверхности из шлакобетона, содержащие сернистые соединения. Известно, что авторы убранства церкви Богородицы православного монастыря в Студенице (Сербия), пришли именно из Константинополя.
А изображение цифровым способом наносят на поверхность. Боргонцони в Италии, Д. Ривера в Мексике и др. ). Слой штукатурки, оставшийся не записанным, срезается наискось наружу, новая часть приштукатуривается к предыдущему слою. В XVI веке в Италии стены комнат начали украшать масляной живописью на холсте. Современными фресками полностью передается фактура настоящих античных фресок. до н. э. ) фресковая живопись получила широкое распространение.
Известковая вода и пигмент наносятся вместе. мист. Если во времена Средневековья на работу уходили годы, то в XX веке достаточно нескольких дней либо недель (в зависимости от сложности эскиза и техники нанесения). И хотя он отмечает, что, «художник располагал более богатой палитрой, чем мастер вазовой росписи», все же, как выглядела живопись на следующем этапе развития, он себе не представляет. Фреска (от итал. Но особое внимание привлекает алтарная стена, на которой изображена легендарная фреска Микеланджело – «Страшный суд», которую специалисты называют самым зрелым произведением мастера. Известные художники-декораторы Д. Валериани, С. Торелли, П. Г. Гонзага, Д. -Б.
Поверхность фресковых росписей становится матовой, шероховатой. Бумажный трафарет sinopia накладывался на свежий слой intonaco и рисунок переводился на штукатурку одним из двух способов: (1) осторожно прорезался через бумагу на штукатурку или (2) сухие пигменты темного цвета набивались через перфорацию, сделанную по контуру рисунка и оставляли на стене отпечаток (припорох). К 8 веку до н. э. относят ранние примеры применения техники мозаики из необработанной гальки, составившей один из этапов в развитии мозаичных техник и на своем излете, пренебрежительно называвшейся римлянами opus barbaricum. Фреской также называют произведения, выполненные в этой технике. Поверхность фресковых росписей становится матовой, шероховатой. Подобно изображены фресковые апостолы в Остерский Юрию синагоги (11 – 12 в. ), но их колорита в теплой гамме с преобладанием красного и охристого и способ письма отличается от киев.
Очень влагостойкие, устойчивы к повреждениям, не выгорают на солнце. Обыкновенно они сильно высветляются, для того, чтобы понять, как будут они выглядеть после высыхания, краски наносятся на материал, обладающий сильной впитывающей способностью (рыхлую бумагу, мел, гипс, умбру). Она является противоположностью asecco, росписи по сухой поверхности.
fresco, буквально свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку кристаллического карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую Ф. долговечной Ф. называют также произведение, выполненное в этой технике. От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo («по сырому»). Позднее рецептура левкаса изменилась: в 1599 году епископ Нектарий, греческий художник, оставшийся жить на Руси, в своём наставлении «Типик» советует не оставлять грунт на стене «без письма» на ночь или даже перерыв на обед. Так она вымораживалась до весны. На них заметно влияние искусства Балкан.
Софии в Киеве (1037) и Михайловский-Златоверхий (нач. известно только из Гал. -Вл.
На другой день, проверив прочность поверхности накрывки, приступают к росписи. Но это не единственная фреска в Сикстинской капелле –. стены капеллы расписывали многие художники. Верхний слой штукатурки наносился сразу на всю площадь, подлежащую росписи. не дают оснований судить об отдельных мист.
В Западной Европе фресковая живопись переживает расцвет в романском искусстве (росписи в церквях Санта-Мария и Сан-Клементе в Тауле, Сан-Исидро в Леоне, Испания Берзе-ла-Виль, Франция все – 12в. ). fresco — свежий), аффреско (итал. Они одеты в широкие, ниспадающие складками плащи и обращены друг к другу, будто беседуют. Крупнейшими образцами этой системы отделки является собор св.
В 19 в. к Ф. обращались назарейцы в Германии, а также отдельные представители «модерна» (Ф. И если смешать черную виноградную и белила, получится синий, а не серый. Потолок и алтарную часть здания покрывают удивительные по красоте фрески Микеланджело. Еще в античные времена определяющее значение в интерьере стали иметь окна и стены. Античные мастера заканчивали фреску по сухому с помощью темперы.
Фреска, в отличие от иконы, неразрывно связана с конкретным храмом. Самая известная работа, созданная подобным образом — Тайная вечеря. Но реалистичность образов не имеет в искусстве его столетия других аналогов. Однако это не так: «неподвижность» у Фра Анжелико – это уже вовсе не «оцепенелость» любовь художника к изображаемому предмету и мастерство в технике позволили ему создать, по истине, совершенные фрески. Основной движущей силой дальнейшего развития живописи с этого момента стали поиски способов передачи игры света произведение искусства должно было как бы «светиться изнутри». Наполнители предохраняют штукатурку от растрескивания.
Техника фресковой живописи известна со II тыс. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма.
Над входом в здание помещена фреска «Страшный суд» – центральное изображение капеллы и одно из самых ярких творений мастера. Палитра фрески довольно сдержанна употребляются главным образом натуральные земляные пигменты (охры, умбры), а также марсы, синий и зеленый кобальт и т. д., реже краски медного происхождения (голубец и др. ). Фрески — уникальны, они ни чем не уступают художественным произведениям. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «а секко».
Примитивная ранневизантийская живопись XI–XII веков выполнялась за один день на всей площади картины, отчего в византийской фреске отсутствуют так называемые «соединительные» линии, столь характерные для поздней эпохи итальянской и, как отмечено, древней помпейской живописи. Данный технологический процесс является эксклюзивным и не имеет аналогов в мире. н. э. ) сохранился в римской церкви Санта Мария. С того времени датируется упадок Ф. и возвращение к нар. Здесь применяются и специальные принтеры или же более сложные технические приемы. Избежать трещин помогало выдерживание гашёной извести для раствора некоторое количество времени на воздухе. с франц.
росписей. Предполагается, что технику фрески знали на Руси уже в X—XII веках. С Джотто началась гуманизация живописи. Очищенные в ходе недавних реставрационных работ фрески выглядят сегодня так же великолепно, как и пять с половиной веков назад. Эта задача послужила стимулом к изобретению новых художественных техник, таких как глазурирование и масляная живопись, в отличие от которых традиционные фресковые техники, особенно основанные на использовании извести, давали эффект темных, непрозрачных изображений, в которых отсутствовала глубина.
Живопись времен Полигнота мы видим в Помпеях (якобы реплика I века до н. э. Творчество некоторых из них мы знаем только благодаря фрескам. Общая толщина двух слоев штукатурки равнялась приблизительно полутора сантиметрам. школы уже имели и Черниговское, Переяславское, Галицкое и Волынское княжества. Штукатурный грунт для фрески накладывается, как правило, в несколько слоев и состоит из гашеной извести, минеральных наполнителей (кварцевый песок, порошок известняка, дробленые кирпич или керамика) иногда в состав грунта включают органические добавки (солома, пенька, лён и т. п. ). Широко известен, так называемый, помпейский стиль фресковой росписи.
Линии предварительного рисунка усиливались чаще всего сангиной. Нанесение штукатурки в несколько слоёв позволяло замедлить процесс её высыхания и следовательно, увеличить время работы по сырой поверхности. В Софийском соборе доминируют синий, белый, пурпурный и частично зеленый цвета. Научиться данной росписи можно, но не каждый становится действительно профессионалом в этом деле. Библейские сюжеты на фресках дополнены притчами (девы разумные и неразумные), которые станут сюжетами для скульптурных композиций эпохи готики во Франции.
Сегодня вилла официально получила статус музея, посетить который могут все желающие. Фреска была распространена уже в крито-микенском искусстве (II тыс. Работа по сырой штукатурке, так называемому «спелому раствору», который схватывается через десять минут довольно трудоёмка и требует сноровки и опыта: как только кисть, легко до этого скользящая, начинает «боронить» основание и «намазывать» краску, роспись прекращается, так как красочный слой уже не проникнет глубоко в основание и не закрепится. Растительные краски (индиго и баканы), киноварь, синие, а иногда и чёрные краски наносятся на уже просохшую штукатурку с помощью клея.
Традиции украшать ими интерьеры не угасли. школ. стран. Скорее всего, это объясняется тем, что техника росписи по сухой штукатурке тогда считалась новой, неизвестной технологией и вот таким образом заслуживала того, чтобы ее в подробностях зафиксировали на бумаге.
Фрески 18в. Он сидит в условном пространстве, руками и зубами удерживая колесо сансары. По окончании росписи её поверхность шлифуют иногда— полируют с нанесением мыльного раствора с воском.