Сегодня, 30 марта исполняется 269 лет величайшему живописцу, одному из первых представителей эпохи романтизма испанскому художнику —Франсиско Гойя. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп. Francisco Jos de Goya y Lucientes 30марта 1746 (1746-03-30), Фуэндетодос, близ Сарагосы— 16 апреля 1828, Бордо)— испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп. Francisco Jos de Goya y Lucientes 30марта 1746 (17460330), Фуэндетодос, близ Сарагосы— 16 апреля 1828, Бордо)— испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16 апреля 1828, Бордо) — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.
Франсиско Гойя – это великий художник, который оставил яркий след в искусстве, только он мог писать такие разные картины: прекрасный и чувственный романтизм и ужасающий мрачный реализм.
Не будь она связана с образом махи, воспринималась бы очень вульгарно. В середине 90-х годов Гойя заболевает и последствием этой болезни становится глухота. Целый ряд листов — сатира на церковь: «Какой златоуст». В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. Но его картина была отвергнута. Флаксмена. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника.
Замечательную галерею портретов своих современников создал Великий испанский художник Франсиско Гойя (1746 – 1828). II. Во всяком случае именно герцогиня Каэтана вдохновила мастера на создание двух его самых знаменитых и неоднозначных шедевров — «Махи одетой» и «Махи обнаженной». Образы, существующие в глубинах подсознания художника, вырвались на свободу и обрели самостоятельную жизнь.
Глубокая личная трагедия не помешала мастеру обзавестись двумя новыми покровителями. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». Франсиско был младшим из трёх братьев: Камилло, старший, стал впоследствии священником, средний, Томас пошёл по стопам отца. Как художник учился в Лондоне у гравера Дж.
В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Это полотно изображающее маленького Осорио, родившегося в 1784 г., – одно из серии сеченных портретов, заказанных графом Альтамира. Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. Для банка св. Целый ряд листов посвящен современным нравам. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес.
1788 От нового короля, Карла IV, получает титул придворного художника. Остальные члены семьи разделены на две группы. Картины этих лет – мир мрака, ужаса, страха.
Гойя по этому поводу создал 6 полотен. «Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск.
Для Р. выражение внутреннего мира человека важнее, чем изображения внешнего, объективного мира, вот таким образом «главным» романтическим искусством стала музыка и литература. Оно не принадлежит строго к портретному жанру. В руках малыша шнурок, привязанный к лапке сороки, которая, оправдывая свою славу «воровки», держит в клюве визитную карточку художника, который таким оригинальным приемом помещает свою подпись на работе. Колорит работы строится на сочетании звучных, густых темных оттенков.
В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо.
Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания». Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза.
Романтик любит и порой идеализирует далекое средневековье, «первозванную» природу, в мощных проявлениях которой он видит отражение обуревавших его сильных и противоречивых чувств. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон.
Учение продлилось около трех лет. В 1780 году Гойю наконец-то приняли в Королевскую академию Сан-Фернандо. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. Особое место среди его произведений начала XIX века занимает изображение молодой женщины, запечатленной дважды — одетой и обнаженной.
В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Гойя отправился в Кадис навестить своего друга, Себастьяна Мартинеса. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. Несмотря на присущую любому парадному портрету строгость, здесь можно обнаружить и "оживляющие" его детали.
Между ней и зрителем существует непреодолимая психологическая преграда, возведенная надменной моделью и мастерски переданная художником. Хронология Жизни Гойи 1746 Родился 30 марта в Фуэндетодосе, в Испании. Делакруа Эжен (Delacroix Eugene) (1798–1863), учился в Париже, где сблизился с Теодором Жерико изучал в Лувре живопись старых мастеров (особенно Питера Пауля Рубенса), увлекался современной английской живописью, в первую очередь работами пейзажиста Джона Констебла. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно.
Однако сеанс был сокращённым и как оказалось последним, вот таким образом Гойе пришлось дописывать портрет по памяти. Бидермейер, бидермайер (нем. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1.
Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. Некоторые из королевских советников предлагали изгнать иностранцев, но Карл не посмел начать военные действия. В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху. Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок.
Этот спор искусно подогревал Наполеон, который мечтал прибрать Испанию к рукам. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». Академия Сан Фернандо, Мадрид Гойя представляет народный карнавал демоническим праздником. Для живописи Бидермейера (Л. Часто емй приходилось «Заглядывать под маску», чтобы разглядеть истинную сущность человека.
Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. В начале ноября 1771 года капитул одобряет предложенную Гойей пробную фреску и поручает ему заказ. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома.
Целый ряд листов посвящен современным нравам: надпись «Они говорят «да» и отдают руку первому встречному», «Старый избалованный ребенок», «На охоте за зубами» и т. д. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»7. В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. У Гойи и Хосефы родилось несколько детей, но все они, за исключением Хавьера (1784—1854), умерли в младенческом возрасте. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик.
Гойя написал только один её портрет. Листы с ослом, страшные чудовища окружают заснувшего человека «Сон рассудка производит чудовищ». Прадо, Мадрид. псевдоготику. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. 1780 Становится членом Королевской академии Сан-Фернандо. Художник широко использует контрасты света и тени (темные силуэты старика и старухи ищущих тело сына среди белых пятен мертвецов, — лист «Хоронить и молчать»). Гойяпоибегает к аллегории лишь в тех листах, которые посвящены периоду реакции, наступившему после 1814 г., когда он вновь вынужден говорить эзоповым языком.
Но маловероятно, чтобы Гойя мог настолько рисковать своим положением. У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св.
В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения17. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре.
В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. Ими стали герцог и герцогиня Альба. В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. огромен.
С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Архитектура (главным образом отделка интерьеров) и декоративное искусство Бидермейера, отражавшего вкусы бюргерской среды, перерабатывали формы ампира в духе интимности и домашнего уюта. Свадьба состоялась в Мадриде. Своё новое жилище он украсил жуткими росписями.
Страшные видения бесов, демонов, богов и титанов. В 1780 году Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии (с 1785 года вице-директор, а с 1795 года— директор её живописного отделения), а в 1786 году был назначен придворным живописцем после смерти Карла III стал придворным художником Карла IV и с 1799 года его первым живописцем. Испанцев встретил оружейный огонь, французы с помощью мамелюков, ненавистных всем наемников (в тюрбанах), быстро расправились с нападавшими. Безайра (с 1771), посещал Академию художеств (1778) испытал влияние Дж. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи.
После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. В эти же годы художник создал целый ряд портретов. и Гаспара Ховельяноса. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. В центре он поставил королеву с детьми. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. ис-ве – фр.
Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки».
Входя в определенное состояние катарсиса художник, как бы заглядывает по «ту сторону сознания», для того, что бы поведать все смертным истину. Воспользовавшись этим, Наполеон хотел посадить на престол своего брата Жозефа. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. )русск., новаторские в изображении жизни Христа. По протекции Байеу Гойя выполнил для Королевской шпалерной мануфактуры в 1776—1780 годах 45 панно, которые служили образцами (картонами) для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике. Этот брак продолжался до самой смерти Хосефы, наступившей в 1812 году. Донна Исабель на представленном холсте одета как маха. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере.
Одновременно в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь к феодально-клерикальной Испании старого порядка. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. Здесь он получает большой заказ на картины для шпалер и работал над ними до 1791 года, выполнив 43 заказа. Семья короля Карла IV (1800-01).
Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. 1 июля 1772 года Гойя заканчивает роспись, его работа вызывает у капитула восхищение ещё на стадии представления эскиза. Полна эмоционального напряжения и мрачного трагизма картина Делакруа Данте и Вергилий, духом активного протеста против жестокости и насилия, глубокого сочувствия к бедствиям греческого народа пронизана Резня на Хиосе (1823–1824, Лувр, Париж). Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. 1773 Женится, на Хосефе Байеу, сестре Франсиско Байеу.
Гойя уже рисовал графиню и теперь, хорошо зная эту молодую женщину и относясь к ней с сочувствием, подметил ее глубоко спрятанную печаль. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Холст, масло. Все мужчины позируют в ярких костюмах (красных, синих и темно-коричневых) все женщины – в белых блестящих платьях с золотой и бледно-голубой отделкой. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро— который стал художником.
за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала». Будучи придворным художником, Гойя писал испанскую королевскую семью. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю.
Один его брат, Камилло, стал священником второй, Томас, пошел по стопам отца. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны».
Считается, что именно она позировала Гойе для знаменитой Махи обнаженной. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Но протокол допроса не сохранился.
Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. Гойя развивается медленно, его яркая индивидуальность полностью себя выявила только к сорока годам. Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии.
Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Началась долгая и кровопролитная партизанская война (герилья). Быстрые, летящие мазки контрастируют, соседствуя, с густыми мазками и пятнами краски.
Холодный свет подчеркивает бледность прекрасного лица, обрамленного густыми кудрями. Комедия Аристофана «Лягушки» – первый образец литературной критики. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры». Девы Марии. Франциска Великого в Мадриде.
Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи. проявлением Р. в архитектуре была ложная готика – подражание характерным формам ср. -век. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу.
Сидящие на балконе девы, напоминающие птичек в клетке, – сюжет, типичный для современной художнику испанской жизни. Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено. Для Р. характерно обостренное внимание к душевному миру человека, но, в отличие от сентиментализма, романтиков интересует не обычный человек, а исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес.
На этой почве между ними происходили постоянные трения, причем часто брата поддерживала Хосефа, жена Гойи. Франсиско Байеу был шурином Гойи. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия20: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I22, отображены и в полотнах того периода у Гойи.
1808 год стал годом потрясений для всей Испании. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск.
Его отец— Хосе Гойя. Вторая картина пользуется мировой известностью. Гойя становится вице-директором Королевской Академии с 1785 года, а с 1795 года— директором её живописного отделения. Художник предпочитал сюжеты исполненные драматизма и внутренней напряженности.
Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба.
Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года (1814). Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. )русск.
Тревожный взгляд усталых темных глаз приковывает внимание зрителя. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». Здесь он пишет свои последние прекрасные зрелые произведения, простые в своей реалистичности, предвещающей расцвет европейского реалистического искусства: «Бордосская молочница», «Девушка с кувшином» — это образы юных, в изображении которых нет старческого бессилия и пошлой сладости.
Блейк, Уильям 1757 -1827 Блейк (Blake) Уильям (1757– 1827), английский поэт, художник, гравер. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала».
Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». Фантастический образ истолковывался по-разному. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. Романтический герой испытывает бурные чувства, «мировую скорбь», стремление к совершенству, мечтает об идеале.
Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. В конце жизни Гойя стал затворником, он создавал неясные, пугающие картины безумия и фантазии, в то время определяющиеся, как «Черный стиль», но во многом предвосхищающий движение экспрессионизма. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги14. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы19.
Серия завершается образами беспредельного пессимизма. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». Гойя принимает участие в защите своего родного города Сарагосы. Гойя исполнил заказ, но его полотна не были оценены по достоинству – это связано, скорее всего, с тем, что художник написал их в слишком оригинальной манере.
на тему «Поклонение имени Бога». 1814). В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. Гойя по этому поводу создал 6 полотен. Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес.
Девы Марии. Он расписал стены своего дома фантастическими фресками идеи которых были до конца понятны только художнику. Сходится с Леокадией Вейсс. В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес».
1786 Приглашен ко двору короля Карла III. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. Уединившись на вилле, Гойя работал. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны».
С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Р. захватил все сферы духовной культуры: лит-ру, музыку, театр, философию, эстетику и др. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку.
Здесь, в «доме глухого» около 1820 г. он создает свою последнюю графическую серию, — серию притч, снов под названием «Диспаратес» — «Необычайности» (излишества, безумства), 21 лист самых сложных художественно и технически, самых трудных для понимания, самых индивидуальных и странных листов: это ирония над собственным ослеплением, «розовыми очками» молодости, скорбь над утраченными иллюзиями. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Однако вскоре Гойя понял, что оказался в золотой клетке., чей портрет он создал. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже.
Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник.
Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Его отец— Хосе Гойя. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск. Король стоит справа от нее, слегка выдвинувшись вперед. С этого времени в его творчестве появляются ужасные внутренние демоны человека. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным.
Гойя становится даже чрезмерным, когда изображает уродства, гримасы страшных чудовищ. Среди них — Портрет герцогини Альбы, с которой в 1796-97 годах у художника была связь. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). Живопись темная, оливково-серых и черных тонов, с пятнами белого, желтого, красного. В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя).
Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Мать — Грасиа Лусьентес — дочь бедного арагонского идальго. Он раздражался в ответ на критику, а когда что-то не получалось, мог одним махом испортить практически готовую работу. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга.
Серия обладает огромной выразительной силой документа, свидетельства очевидца этой героической борьбы испанского народа с Наполеоном: «Какая доблесть. ». В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. Портрет, задуманный парадным, являет зрителю живого и обаятельного человека. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск.
Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Но образ этой гордой аристократки кажется одиноким и трагичным. В неправильности нежного бледно-золотистого и словно ощутимо живого обнаженного тела состоит его волнующая привлекательность.
Название получило позже, по фамилии немецкого обывателя, персонажа стихов немецкого поэта Л. Айхбродта Biedermaiers Liederlust (изданы в 1850). Эта серия —- вершина реалистической графики Гойи. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля».
Первую же премию получает младший брат Байеу, 20-летний Рамон. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр.
Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг. Она облачена в строгое черное платье и укутана воздушной светлой шалью.
Просто к моменту создания портрета с ее кандидатурой еще не определились. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». 1797). В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса».
Это выразилось хотя бы в том, что он включил в композицию и собственный автопортрет. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40 км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям — до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. Последние годы своей жизни Гойя провел во Франции в Бордо, где и умер 16 апреля 1828 года, в возрасте 82 лет. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой.
К религиозным работам Гойи этого периода относится оформление церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), выполненное им всего за три месяца. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. Говорят, король высказался тогда о Гойе: «Этот достоин петли». Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок.
В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Экономико-правовые условия передачи в аренду недвижимости. Базовые принципы бухгалтерского учета: допущения и требованияБазовые принципы ЖизниБазовые принципы инвестированияБазовые принципы позитивизмаБанковский кредит. Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. было разгромлено.
Лишь сам художник едва различим. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». Он пишет «Проповедь св. Эжен Делакруа посетил Великобританию (1825), Алжир (1831–1832), Марокко, Испанию, Бельгию. Свою жену Франсиско называет «Пепой». Ночью при свете фонаря у холма на окраине города солдаты расстреливают повстанцев.
Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе».
В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». Осталось последнее мгновение перед залпом. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. Недуг все чаще проявлялся с возрастом: эмоциональные вспышки периодически сопровождались глухотой, которая полностью завладела им в 1793-м году и Франсиско страдал от невозможности нормально общаться с окружающими.
По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. Между тем увидела свет первая серия офортов мастера — «Капричос» («Капризы»), — подвергшая жестокому осмеянию человеческие слабости и предрассудки.
Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. 1795 Избран директором живописного отделения Королевской академии Сан-Фернандо. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему, аромат тайны и скрытой чувственности.
1785 Избран вице-директором, живописного отделения Королевской академии Сан-Фернандо. 1812 Умирает Хосефа. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Первые его эскизы пространственны и «картинны», но художник быстро усваивает требования производства — перевод картона в полосу коврового тканья, обычно заполняющего пространство между окнами.
Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Вместе с этим застывшая поза, характерный изгиб руки, внимательный взгляд подчеркивают внутренние достоинства портретируемого. Таков и «Портрет графини Карпио, маркизы де ла Солана». Знаменитые фрески Дома глухого – апофеоз черной живописи Гойи.
В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. 4 апреля он в последний раз присутствовал на академическом заседании. художники Делакруа, Жерико, нем. В 1775 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности.
Хосе Гойя был известным мастером по золочению, которому даже каноники собора Базилика-де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар поручают проверку качества позолоты всех изваяний, над которыми тогда трудились арагонские мастера, реконструировавшие собор. – Кипренский, Блюллов, Айвазовский и др. Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. 1820 Начинает работать над серией офертов "Черные картины". У неё родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик ХVIII (а с 16 сентября 1824 года — Карл Х).
Трезво и внимательно посмотрев на мир, Гойя увидел царящие вокруг ложь, ханжество, тупость, суеверие и запечатлел их. Художник широко использует контрасты света и тени. Для банка св. Выявление самой сути личности портретируемого характерно для всех портретов Гойи.
Здесь воплощен привлекавший художника национально-характерный тип чувственной женской красоты, бесконечно далекий от академических канонов. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. Живописные полотна Т. Жерико Э. Делакруа (Франция), Ф. Гойи (Испания), Д. Тёрнера, Д. Констебла, У. Блейка (Англия), С. Щедрина, О. Кипренского, К. Брюллова и И. Айвазовского (Россия) – лучшее, что создано в эпоху романтизма. В августе он закончил «Последнее Причастие св. Схватку мадридцев с французской конницей на Пуэрта дель Соль Гойя наблюдал из дома своего сына. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой.
Неприятие повседневной жизни, отсюда и внутренняя раздвоенность. Работа над офортами «Каприччос» заняла пять лет, с 1793 по 1797 г. Возможно, нет произведений более трудных для анализа, чем эти графические листы. В 1808 году в Испанию вторгается армия Наполеона. Ночью при свете фонаря у холма на окраине города солдаты расстреливают повстанцев. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником.
Делакруа работал также в области психологического портрета (Фредерик Шопен, 1838, Лувр, Париж) и монументальной живописи (росписи Бурбонского дворца в Париже, 1833–1847 зала Мира в Парижской ратуше, около 1851–1853, не сохранились). Луч надежды редкий гость в этом царстве мрака. работает по украшению церкви св. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»25. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно, в высшей степени выразительно. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Конечно, это не могло быть сделано без «разрешения» самой Исабель (в облике махи Гойя изобразил даже королеву Марию Луизу Пармскую). В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет.
Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». На картине же наряд и поведение – выражение игры аристократки в нечто рискованное. Отсутствовала невеста наследника, но поскольку переговоры о будущей свадьбе еще не закончены, ее Гойя изобразил отвернувшейся от зрителя, с анонимным лицом.
Среди этих картин был автопортрет Байеу. В 1826 году Гойя возвратился в Мадрид и добился от двора разрешения уйти на покой с сохранением жалования и возможностью бывать во Франции. Кошмары стали реальностью. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля».
Хосефа приходилась сестрой упомянутому Франсиско Байеу, пользовавшемуся немалым влиянием. 2 мая 1808 года тревожные слухи поползли по обеспокоенной столице. Современники Гойи утверждали, что художник был прямолинейным и искренним. «Каприччос» включает 80 листов, пронумерованных и снабженных подписями. Капитул церкви дель-Пилар обращает внимание на молодого художника, возможно из-за его пребывания в Риме и Гойя возвращается в Сарагосу. Романтизм (1-ая пол.
Здесь свет не рассеивает кошмары. В апреле 1787 года Франсиско передал в Аламеду 7 своих картин для украшения Малого дворца, резиденции герцога Осуна. Франсиско де Гойя (1746–1828) испанский художник, гравер, рисовальщик. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году.
Восстание испанцев против реакции 1821—1823 гг. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. В этом же году Гойя возвращается на родину в Сарагосу и начинается профессиональный творческий путь мастера. Пространство картины заливает мягкий свет, отчетливо обозначающий фигуры на фоне теней.
В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше». В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. ). Не сдерживая бушующих чувств, хранящий тайну Франсиско выплескивал эмоции на холст: помимо официальных портретов, черты Каэтаны отчетливо проскальзывают в лицах ведьм из жутковатых офортов «Капричос» и в лицах обеих «Мах».
1828 Умирает во французском, городе Бордо в возрасте 82 лет. Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»8. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс.
Основные обязанности, принципы и правила служебного поведения работниковII. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Картины, полные карнавального веселья («Игра в жмурки», «Карнавал» и пр. ), сменяются такими, как «Трибунал инквизиции», «Дом сумасшедших», предваряющими его бессмертные офорты «Каприччос».
В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». Свадьба состоялась в Мадриде. Под давлением инквизиции художник был вынужден изменить первоначальный вариант картины и заменить надпись на хоругви mortus (умер) на гримасу маски. Гойя умер в Бордо в 1828 г. В конце века останки его были перевезены на родину. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск.
268 347 см. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). Эта картина, еще напоенная светом, уже предвещает полное трагизма позднее творчество Гойи.
В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв.
В них он прежде всего хотел передать внутренний мир человека, его чувства, переживания. С 1808 по 1820 г. он работает над своей второй графической серией «Десастрес делла герра» («Ужасы войны»), состоящей из 85 листов офортов. Летом того же года Гойя последний раз был в Мадриде, где запечатлел на полотне своего 21-летнего внука Мариано Гойю.
Художник живет одиноко, замкнуто, в полутора часах езды от Мадрида, в доме, который получил у соседей название «дом глухого». Эти работы принесли Гойе известность. Франсиско был младшим из трёх братьев: Камилло, старший, стал впоследствии священником, средний, Томас пошёл по стопам отца. Напряженной интеллектуальной жизнью дышит тонкое, нервное лицо доктора Пераля величием, спокойствием и уверенностью веет от фигуры знаменитой трагической актрисы, носящей прозвище «Ла Тирана».
Постигшее его несчастье заставило его по-новому посмотреть на многие события в стране. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж.
Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). В 1773 году он женился на Хосефе Байеу. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы.
В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. Холст, масло. Лишь чудом ему удалось избежать тюрьмы и сохранить в тайне имя натурщицы. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». запрашивает 25000 реалов за ту же работу8. 1799 Публикует серию офортов "Капричос".
Он пишет «Проповедь св. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. Он знакомится с Леокадией де Вейс, женой предпринимателя Исидро Вейса, которая затем разводится с мужем. Правящим принцем Пармы в то время являлся Филипп Бурбон-Парм, брат испанского короля Карла III.
Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса.
В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Около 1759 года (то есть в возрасте 13 лет) Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу. Портрет Мартина Сапатеры (1797)., чей портрет он создал. Холст, масло. Каждый безумствует по-своему.
В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). Принципы банковского кредитованияБезопасность и принципыБилет 25. В них он нанес удар академической школе. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры.
Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. Учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая». Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I, отображены и в полотнах того периода у Гойи. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании.
В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Гойя написал только один ее портрет. 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. но он не был тем универсаль-ным стилем, каким был классицизм. Огромное значение имело творчество Гойи и для формирования европейского романтизма.
В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки», 1826 и картину «Молочница из Бордо» (1827—1828). В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». Франсиско обладал вспыльчивым характером, его настроение часто менялось. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. В центре композиции находится королева Мария-Луиза с дочерью и младшим сыном.
Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. 1792 Едва не умирает от странной болезни. Портрет был написан незадолго до кончины Антонии Сарате, умершей от туберкулеза.
Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». Согласно статье русского искусствоведа Сомова А. И., в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры». С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. 1819 Переезжает, в загородный дом, ("Дом Глухого") неподалеку от Мадрида.
Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты. 1759 Переезжает в Сарагосу. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Романтики в изоб. На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны.
В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. Следующие несколько месяцев он провел на грани между жизнью и смертью. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи16. Biedermeier), стилевое направление в немецком и австрийском искусстве 1810– 1840 -х гг. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». Качества, присущие героине, превосходно переданы мастером.
В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. Зимой 1792—93 годов безоблачной жизни преуспевающего художника пришел конец. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. Среди прочего, художник увековечил Карла IV и Фердинанда VII.
В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Но в картине очень много воздуха и света. В семье мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое сыновей: Франсиско был младшим. работает по украшению церкви св.
Портрет понравился и был благосклонно принят. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. (неудовлетворенность действительностью, кризис идеалов классицизма, стремление уйти в мир идеальных представлений, утопические мечтания о совершенстве мира). После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги. Свое сочувственное отношение к революционной Франции Гойя засвидетельствовал нарядным по колориту и торжественным по композиции портретом посланника французской Директории Фернана Гиймарде.
Это поспособствовало его утверждению в художественном мире того времени. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. Во второй половине 90-х годов Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов: (портрет Ф. Байе). В 1826 г. он ненадолго приезжает в Мадрид, где его встречают, как патриарха. Испанское общество XVIII века развивалось под сильным влиянием идей Просвещения.
Это была рака для хранения мощей. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид и здесь его ждёт новый провал на конкурсе в Академии Сан-Фернандо. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. Там он перенес неожиданную и загадочную болезнь. Одна из самых больших коллекций Франсиско Гойи хранилась у герцогини Каэтаны Альба.
Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Эта картина, еще напоенная светом, уже предвещает полное трагизма позднее творчество Гойи.
Композиция первой картины завязана в один упругий узел. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы. Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес.
Дни свои Гойя закончил в Бордо в возрасте 82 лет. Свою жену Франсиско называет «Пепой»9. Его отец — Хосе Гойя — был баск. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Франциска Великого в Мадриде.
Ф. Гойя. по заказу герцога Осуна: «Прощание св. Эстетические воззрения Аристофана по комедии «Лягушки». К празднику св. К концу 1750-х годов семья переехала в Сарагосу.
В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля.
Гойя говорил: «Мир – маскарад: лицо и одежда, голос – всё подделка, каждый хочет казаться не таким, каков он есть на самом деле каждый обманывается и никто не узнаёт себя». В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). В августе он закончил «Последнее Причастие св. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815).
Гойя написал только один её портрет. Хотя сам Гойя не был свидетелем казни, но атмосферу страшного насилия над человеческой природой ему великолепно удалось передать. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. В 1824 г., когда реакция в Испании достигает предела, Гойя под предлогом лечения уезжает во Францию. Построек. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты24. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени.
Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). И тогда Гойя предложил дописать его. 1789), Книгу Иова (1818– 1825), Божественную комедию Данте (1825– 1827) и др. ), ярко отразились тенденции романтизма в английском искусстве конца XVIII – 1 -й четверти XIX века: тяготение к визионерской фантастике, аллегоризму и мистической символике, обращение к смелой, почти произвольной игре линий, острым композиционным решениям.
запрашивает 25000 реалов за ту же работу. – Фридрих, Рунге, рус. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры.
Общеевропейскую известность испанское искусство после «золотого века» вновь обрело лишь с появлением Франсиско Гойи. Его войска, под предлогом предстоящего похода в Португалию, уже находились в Испании. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. Франсиско познакомил Гойю со своей сестрой Хосефой, от которой тот был в восторге и вскоре соблазнил ее. Говорили, что Наполеон не собирается отдавать трон Фердинанду. Гойя болел тяжелой болезнью, природа которой до конца так и не была выяснена.
Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Эта война, как и все остальные, началась из-за борьбы за власть. Готовясь к этой работе, Гойя написал десять портретных этюдов членов королевской семьи. на тему «Поклонение имени Бога». Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула.
Все невзгоды и огорчения, которые ложились на его плечи, находили отражение на холсте. 19 в).
Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. В пластическом и линейном ритме, в колористическом решении эти картины для шпалер ближе всего стилю рококо.
Для передачи страшной реальности Гойя сознательно пользовался не реалистическим, а аллегорическим языком. В своей работе художник, несомненно, следовал великому Веласкесу. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. В руках малыша шнурок, привязанный к лапке сороки, которая, оправдывая свою славу «воровки», держит в клюве визитную карточку художника, который таким оригинальным приемом помещает свою подпись на работе. В своем произведении Гойя бунтует против порядков, установленных инквизицией и демонстрирует бессилие своих современников перед их лицом. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома.
Как бы то ни было, художника постиг паралич и частичная потеря зрения. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. Злые искаженные и измученные лица пугают своей откровенностью.
Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. С этого момента в картинах художника всё больше царит мрак, который является не только фоном его полотен, но и поглощает сами фигуры.
Полицейские ведут проституток (Бедняжки). В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году).
Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск.
По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». В 1896 его приобрела Национальная галерея. Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику.
Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. А уже через месяц она позировала и для конного портрета. А уже через месяц она позировала и для конного портрета.
С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. 97 х 190 см. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. Но после его смерти Испания забыла своего великого художника. Это привело Гойю к плоскостности изображения и вертикальной композиции: «Игра в жмурки» (1791) безупречна по сочетанию белых, красных, желтых, темных пятен.
Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. Здесь он исполняет последние листы «Десастрес», а также серию, посвященную бою быков «Тауромахия» (около 40 листов). В Сарагосе мастер расписывает одну из церквей фресками.
В 1771 г. Академия в Парме присудила Гойе вторую премию за картину о Ганнибале. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Органический синтез героической действительности и символики, прекрасной романтической мечты о свободе достигнут художником в картине Свобода, ведущая народ, 1830, Лувр, Париж) изображающей реальных участников революции 1830 года рядом с аллегорической фигурой Свободы.
Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. Желание слиться с природной стихией характерно для героя-романтика). Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены.
После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». Центральный лист — «Сон разума порождает чудовищ» -показывает тот страшный выморочный мир, который, как опасался Гойя, может поглотить человека, не внемлющего голосу разума и превратить его в тупого кровожадного зверя. Обстановка накалялась, внезапно настроение толпы резко переменилось и люди бросились на французских солдат, охранявших дворец.