Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Франсиса Пикабиа.
В начале 20-го века находился под сильным влиянием импрессионизма. На смену орфизму пришла «машиноморфная живопись». Яркие «механоморфные» рисунки Франсиса Пикабиа полны провокации, дадаистского эпатажа и сарказма, они демонстрируют одновременно бессмысленность и силу человеческого восприятия, способного вживить реальные образы в любую, самую абстрактную или абсурдную форму. О том, что предтечами этого течения стали Гюстав Курбе и Эжен Буден, — почти все.
Сначала последовал разрыв с Бретоном, а в 1921 г. — и с Тцара. В этих картинах крупные прозрачные силуэты, составленные из линий, могут накладываться на мелкий и подробно написанный пейзаж, создавая эффект особого «пространственного сюрреализма», не встречающегося более ни у кого из художников-сюрреалистов. Любитель красивой жизни и удовольствий, во все времена рекламируемых в туристических проспектах (красивые женщины, гоночные машины, частные яхты, виллы на побережье, солнечные пляжи и. т. д. ), Пикабиа после своего «критического пятидесятилетия» закончил тем, что начал откровенно зарабатывать деньги и переводить своё громкое имя в «кэш». А во второй части фильма «Антракт» Пикабиа даже нарисовал свои собственные инициалы вместе с инициалами композитора (FP – ES) внутри выразительного сердечка на похоронных дрогах с телом застреленного им балетмейстера, Жана Бьорлена. В это время он особенно много работает на заказ. 1921: Приближение к сюрреализму.
В 1915-16 годах, вместе с М. Дюшаном. Тотальность идеи отмены спектакля «Relche» получила и своё прямое воплощение за пределами сцены. Если же не идти на поводу у названия и не притягивать за уши факты, то мы увидим лишь кубический этюд в серых тонах с красными вкраплениями.
Работа Перья (1921), в которой из птичьих перьев собрано дерево, должна, по замыслу автора, пробуждать ассоциации с ландшафтом. В разных номерах балета («Выход женщины», «Музыка», «Мужчины раздеваются», «Танец с тачкой») оркестровка нарочито прозрачна и ясна, а пошлые мотивчики искажаются ровно настолько, чтобы остаться легко узнаваемыми. Пикабиа разработал целый цикл композиций на основе чертежей. Однако, в тот момент, когда в «Театре Елисейских Полей» уже собралась изысканная публика и весь парижский бомонд, был объявлен решительный «релаш» и спектакль отменили. В действительности же мотивы, связанные с гендерной и сексуальной принадлежностью (а точнее, с непринадлежностью), обыгрывались в искусстве и полтора века назад. Впрочем импрессионизм Франсиса Пикабия продолжался недолго.
1927: Ироничный эклектизм. Следующий этап творчества Пикабиа связан с сюрреализмом, художник часто работает над пейзажными портретами в стиле «ню». Когда ему исполнилось шестнадцать лет, отец втайне от сына предложил один из его пейзажей жюри парижского «Салона французских художников». После дадаистского этапа, где он, наряду с Тристаном Тцара, являлся одним из признанных лидеров, (1914 – 1920) Франсис Пикабиа в 1921 году сделал очередной резкий поворот и присоединился к прямым противникам (и одновременно последователям) дада – сюрреалистам. Оставил обширное литературное наследие (поэтические сочинения, художественная критика, статьи по теории искусства).
Многие серьёзно утверждали, что никакой «Relche»— реально не существует и это просто мошеннический розыгрыш с целью саморекламы двух известных любителей скаламбурить, Сати и Пикабиа. О том, что импрессионизм формально начался с картины Клода Моне «Впечатление. Премьера балета была назначена на 27 ноября 1924 года. В это время он особенно много работает на заказ. В то время он за-. Его дадаистские статьи признаны разрушительными и блестящими, авангардистский альманах «391», который он основал в Нью-Йорке и который затем издавал в Цюрихе и Париже до 1924 года, а также его абстрактные полотна до Первой мировой войны и «механоморфные» рисунки, напоминающие какие-то странные чертежи будущего, стали не только узнаваемыми, но и знаковыми в истории искусства начала XX века. Отец Франсиса был атташе в кубинской дипломатической миссии в Париже.
Когда война окончилась, художник смог вернуться в Париж. Мать умерла от туберкулеза, когда ему было семь. Регулярно его одолевают депрессии, от которых он вынужден лечиться какодилатовыми таблетками (его очень забавляет это слово), также глубоко проникнувшими в его творчество парижского периода. Одно из своих дада-стихотворений 1920 года он называет так: «Орик Сати колол орех Кокто» (Auric Satie la noix de Cocteau). Через два года художник умер в Париже в 74-летнем возрасте. В разных номерах балета («Выход женщины», «Музыка», «Мужчины раздеваются», «Танец с тачкой») оркестровка нарочито прозрачна и ясна, а пошлые мотивчики искажаются ровно настолько, чтобы остаться легко узнаваемыми.
Дискуссии с новыми друзьями об искусстве помогли Пикабиа выработать новый, нефигуративный стиль в живописи — орфизм. Самая известная картина Пикабиа этого времени – «Танцовщица в атлантическом круизе» (1913 год) является документом не только абстрактного стиля Пикабиа, но – и его длительного (более трёх лет) отъезда в Нью-Йорк. К этому времени он развелся с Габриель и сошелся с Жерменой Эвелинг. А ведь именно в его работах особенно ярко виден переход от безжалостной точности реализма к расплывчатой нежности импрессионизма именно он одним из первых нащупал мотив растворения границ человеческого тела в природной среде именно у него, выходца из состоятельной семьи, всегда находились в кармане деньги, чтобы накормить обедом стесненных в средствах Моне и Ренуара.
Франсис рос в окружении служанок избалованным ребенком. После очередной поездки в Нью-Йорк (1918) он продолжает лечение в Швейцарии. Публика была искренне возмущена выходкой авторов спектакля. Самая известная картина Пикабиа этого времени— «Танцовщица в атлантическом круизе» (1913 год) является документом не только абстрактного стиля Пикабиа, но— и его длительного (более трёх лет) отъезда в Нью-Йорк.
Таким же образом развивалось и его творчество. В это время Пикабиа оставляет свой «механический» стиль, несколько лет не пишет маслом, переходит в основном на приёмы коллажа и сюрреалистического объекта. Пикабия в своей жизни вообще имел обыкновение покидать место, где идёт война. Уже в 1894 году одна из картин Франсиса получила приз в Салоне французских художников.
В это время он особенно много работает на заказ. С 1916 года художник живет в Барселоне, здесь он открывает для себя движение дадаистов. Пожалуй, наивысшей точкой жизни и деятельности Франсиса Пикабиа, в котором соединились практически все направления его творчества, можно считать дадаистский балет «Relche» на музыку Эрика Сати, премьера которого состоялась 4 декабря 1924 года, в «Театре Елисейских полей». Условно эти картины можно назвать «механическими» или «антропоморфными чертежами».
От фовизма на сравнительно краткое время до войны с Германией он переходит сначала к кубизму и геометрической абстракции. По словам мастера, основная цель искусства — заставить зрителя думать. Но главная его заслуга как художника и человека состоит в издании журнала «391» (1917-1924) и распространении идей авангарда по всему миру. После окончания немецкой оккупации, в 1945 году вернулся в Париж, в последние годы жизни довольно тесно общался с экзистенциалистами.
Выяснилось, что он в одинаковой мере владеет и кистью и словом. Однако, уже в начале 1922, во время очередной «войны» сюрреалистов Бретона против дадаистов Тцара, Сати и Пикабиа вновь оказываются в противоположных лагерях. Картина «Звезда танца на трансатлантическом пароходе», 1913) является одной из самых известных работ художника. Спустя полгода, уже в Париже, вместе с Андре Бретоном и его хулиганствующими сюрреалистами, Пикабия уже вовсю воюет против «группировки Жана Кокто». Потом были встречи и дружба с Марселем Дюшаном, Жоржем Рибмон-Дессенем и Гийомом Аполлинером (книга последнего о кубизме вышла при финансовой поддержке Пикабиа).
Под этим скорее музыкальным, чем живописным термином Аполлинер (именно он ввел его в обиход) понимал искусство, тяготевшее к абстрактным геометрическим фигурам и футуристической динамике рисунка. Увлекался импрессионизмом, неоимпрессионизмом, фовизмом. «Конструкция музыки Эрика Сати, – писала впоследствии вторая жена Пикабиа, Жермен Эверлинг, – постоянно обволакивала и поясняла мысль художника». Однако и на этом его стилистические метаморфозы не заканчиваются.
Шесть лет войны с Германией Пикабиа пережил в нейтральной Швейцарии. «рожденные без матери». Франсис Пикабиа — французский художник-авангардист, график и писатель-публицист.
От фовизма на сравнительно краткое время до войны с Германией он переходит сначала к кубизму и геометрической абстракции. Но прошедшая в 1920 году выставка не имеет успеха, вот таким образом он разочаровывается в дадаизме. Шиле считают мастером экспрессионизма в живописи, Майринка — экспрессионизма в литературе. В 1919 он вернулся во Францию и буквально поднял со дна парижское движение дадаистов. Многие серьёзно утверждали, что никакой «Relche» – реально не существует и это просто мошеннический розыгрыш с целью саморекламы двух известных любителей скаламбурить, Сати и Пикабиа. Единение двух главных авторов балета действительно было впечатляющим. После экспериментов с импрессионизмом и пуантилизма, Пикабиа приходит к кубизму.
Угрозу он почувствовал только тогда, когда гестапо казнило одного из его друзей и произвело обыск в его квартире, когда сам он находился в Монако. Тотальность идеи отмены спектакля «Relche» получила и своё прямое воплощение за пределами сцены. Вместе с М. Дюшаном входит в группу Пюто и на выставке Золотое сечение (112 год) представляет картину Танец у источника, где пытается домагтися синтеза человеческих фигур и ландшафта с помощью объема и цвета. После начала первой мировой войны Пикабиа попал в армию. Пикабиа занимался также сценографией, организацией празднеств и гала-представлений. Сати, в течение всей своей жизни постоянно склонный к конфликтам и обидчивый, не имел во время работы над «Relche» никаких трений с Пикабиа.
Любитель красивой жизни и удовольствий, во все времена рекламируемых в туристических проспектах (красивые женщины, гоночные машины, частные яхты, виллы на побережье, солнечные пляжи и. т. д. ), Пикабиа после своего «критического пятидесятилетия» закончил тем, что начал откровенно зарабатывать деньги и переводить своё громкое имя в «кэш». В его картинах стали проявляться абстрактные тенденции. Более трех лет художник провел в Нью-Йорке (1915-1917 гг. ). После освобождения Пикабиа жил в родительском доме, работал в мастерской деда Альфонса. Она умерла, когда будущему художнику и поэту было 5 (по другим сведениям— 7) лет. Во время Первой Мировой войны Пикабиа был мобилизован и направлен на Кубу.
Пожалуй, в этом отношении он может быть признан едва ли не рекордсменом. В 1895 году он поступает в Школу прикладного искусства. Пикабиа переходит к жестким, брутальным картинам в стиле любительского псевдоклассицизма. Спустя буквально полгода похоронные дроги приехали и за ним. В 1919 году, когда Пикабиа жил ещё в Цюрихе и не был погружён в конфликты и склоки парижских художественных течений, художник включил (неверно написанное) имя «Erick Satye» в свою картину под названием «Движение Дада», предназначавшуюся для иллюстрации журнала Тристана Тцара. Однако, в тот момент, когда в «Театре Елисейских Полей» уже собралась изысканная публика и весь парижский бомонд, был объявлен решительный «релаш» и спектакль отменили. 8 В качестве причины отмены назвали дурную погоду и нежелание Жана Бьорлена танцевать «в том самочувствии, в котором он находился». В течение всей своей жизни Пикабиа множество раз менял свой творческий стиль, а также личные и эстетические пристрастия.
Пожалуй, в этом отношении он может быть признан едва ли не рекордсменом. Профессора учили его точности и безупречности рисунка, художники-авангардисты — смелости в подходе к профессии. Этот период «чертежного» искусства (Пикабиа нередко включал в свои картины чертежи разных механизмов) продолжался вплоть до 1919 г. и был предвосхищением или даже независимым воплощением дадаистских идей. Заниматься живописью лежачему больному было несподручно и Пикабиа обратился к поэзии. Он много путешествовал, увлекался научными изысканиями, дружил с Л. Ж.
С 1909 года он попал под влияние тех, кого позже стали называть кубистами. Мастер добился удивительных результатов. После войны жил в родительском доме, работал в мастерской деда Альфонса. Впрочем импрессионизм Франсиса Пикабия продолжался недолго6.
По меткому выражению Сати, это название заранее обеспечило спектаклю грандиозный успех, так как «мы можем быть абсолютно уверены, что сможем видеть его в афише по крайней мере один раз в неделю и в любом театре, а летом – во всех театрах сразу». В 1908 году Пикабиа женится на Габриэль Бюффе. Таким образом, дав спектаклю концептуальное название «Представление отменяется», Франсис Пикабиа задумал ярко авангардное тотальное зрелище, в котором заранее содержался главный принцип дадаизма – игра в абсурд и отсутствие открытого смысла.
Однако и на этом достижении Пикабиа не останавливается.
Посмотрите, какая прелестная экспрессия. Единение двух главных авторов балета действительно было впечатляющим. В Нью-Йорке Пикабиа также возглавил отделение дадаистов. Однако и на этом достижении Пикабиа не останавливается.
Как и многое в жизни Франсиса Пикабиа, его отношения с Эриком Сати развивались по ярко выраженной «зигзагоообразной» траектории. Франсис Пикабиа (Francis Picabia, 1879—1953, полное имя Франсуа Мари Мартине-Пикабиа) родился в Париже. Этот период в творчестве Пикабиа растянулся на значительное время. Любитель красивой жизни и удовольствий, во все времена рекламируемых в туристических проспектах (красивые женщины, гоночные машины, частные яхты, виллы на побережье, солнечные пляжи и. т. д. ), Пикабиа после своего «критического пятидесятилетия» закончил тем, что начал откровенно зарабатывать деньги и переводить своё громкое имя в «кэш».
Вот Шишкин, я понимаю, художник. Уже в 1902 году, после путешествия в Испанию, художественные интересы Пикабия начали постепенно смещаться в сторону красочного и вызывающе яркого («испанского») стиля фовистов. Сам Сати, отбирая для своего балета наиболее пошлые и неприличные парижские песенки, говорил об этом куда более определённо: «услышав знакомый мотивчик, в памяти публики сразу же должны непроизвольно всплывать и самые неприличные слова, которые на него поются». Франсис Пикабиа (Francisco Picabia)—французский художник-авангардист, график и писатель-публицист. Родился 22 января 1879 года в Париже в семье испанского аристократа. Какая фантастическая неразбериха. В своей начальной версии балет не носил такого провокационного названия.
Впрочем импрессионизм Франсиса Пикабия продолжался недолго. Таковы работы «Сфинкс» (1929, Национальный музей современного искусства, Париж), «Медея» (1929, частное собрание, Париж). К этому времени художник уже охладел к геометрическим построениям разного рода. В тексте своего стихотворения он весьма ядовито иронизировал по поводу «Эрика Сати, который решил, что его Меблировочная музыка способна дать ему место по вечерам в высшем свете» (журнал «Дадафон», 1919, 7). С 1951 года он практически не занимается живописью. Он работает с упоением, забывая о еде, сне и отдыхе.
В 1905 году проходит его первая персональная выставка в Париже. Яркие «механоморфные» рисунки Франсиса Пикабиа полны провокации, дадаистского эпатажа и сарказма, они демонстрируют одновременно бессмысленность и силу человеческого восприятия, способного вживить реальные образы в любую, самую абстрактную или абсурдную форму. Франсис Пикабиа (Francis Picabia) – французский авангардный художник и поэт.
Одно из своих дада-стихотворений 1920 года он называет так: «Орик Сати колол орех Кокто» (Auric Satie la noix de Cocteau). 1930 гг. Но спустя всего два года он ещё раз парадоксальным образом меняет свой стиль.
Условно эти картины можно назвать «механическими» или «антропоморфными чертежами». В 1919году, когда Пикабиа жил ещё в Цюрихе и не был погружён в конфликты и склоки парижских художественных течений, художник включил (неверно написанное) имя «Erick Satye» в свою картину под названием «Движение Дада», предназначавшуюся для иллюстрации журнала Тристана Тцара. Пожалуй, в этом отношении он может быть признан едва ли не рекордсменом. Примерно с 1927 года в творчестве Пикабиа начинается стиль «прозрачных картин», в которых он откровенно экспериментирует и ищет различные способы искажения перспективы.
Он создаёт целый цикл самобытных художественных композиций, которые стали самыми узнаваемыми и «фирменными» для его личного стиля в живописи. Сам Сати, отбирая для своего балета наиболее пошлые и неприличные парижские песенки, говорил об этом куда более определённо: «услышав знакомый мотивчик, в памяти публики сразу же должны непроизвольно всплывать и самые неприличные слова, которые на него поются». Это побудило Пикабиа серьезно заняться живописью. Спустя буквально полгода похоронные дроги приехали и за ним.
Родился в Париже в семье дипломата. Он был одним из первых крупных деятелей движения «Дадаизм» в Соединенных Штатах и во Франции. Условно эти картины можно назвать «механическими» или «антропоморфными чертежами». Он основал дадаистский журнал 391, в котором печатались стихи, эссе, графика.
В 1922 он и его новая возлюбленная, Жермен Эверлинг, поселились в Тремблэсюр-Моль (Индрэ). Вначале работал в импрессионистической манере, писал пейзажи. Однако, в тот момент, когда в «Театре Елисейских Полей» уже собралась изысканная публика и весь парижский бомонд, был объявлен решительный «релаш» и спектакль. Многие серьёзно утверждали, что никакой «Relche»— реально не существует и это просто мошеннический розыгрыш с целью саморекламы двух известных любителей скаламбурить, Сати и Пикабиа. Но спустя всего два года он ещё раз парадоксальным образом меняет свой стиль. Новые друзья — Арп, Рихтер, Тцара, Янко, Зернер — приняли его с распростертыми объятиями.
Пикабия в своей жизни вообще имел обыкновение покидать место, где идёт война. В 1921 году художник отходит от дадаизма и увлекается идеями зарождающегося сюрреализма. Он регулярно посещал занятия в «Школе декоративного искусства» и в «Школе Лувра», одновременно наведываясь в мастерские современных художников, где познакомился с Жоржем Браком и Мари Лорансен. Он отправил Сати письмо исполненное симпатии, надписав на обложке одного из своих журналов дарственную «Erik est Satierik». Наряду с орфизмом Пикабиа в эти годы отдал дань кубизму и фовизму.
Премьера балета была назначена на 27 ноября 1924 года. Но уже годом позднее Сати возобновляет прерванные отношения с художником, на этот раз уже по поводу сотрудничества в создании нового балета, пока ещё не носящего название «Relche» или «Спектакль отменяется». Его мать Мари Сесиль Даван, принадлежала к состоятельной парижской буржуазии. Созданные здесь картины на испанские мотивы с черно-белыми силуэтами вновь подвели его к предметной живописи.
В качестве причины отмены назвали дурную погоду и нежелание Жана Бьорлена танцевать «в том самочувствии, в котором он находился». Кинолента именно под таким названием «Антракт» с участием множества знаменитых художников дадаистов и сюрреалистов, главного балетмейстера «Шведского балета», а также самих Эрика Сати и Франсиса Пикабиа был снят начинающим тогда кинорежиссёром Рене Клером, сделал громкое имя своему автору и (уже отдельно от спектакля «Relche») прочно вошёл в золотой фонд киноискусства XX века. Этот балет стал высшей точкой сотрудничества Сати и Пикабия.
Пикабия в своей жизни вообще имел обыкновение покидать место, где идёт война. А во второй части фильма «Антракт» Пикабиа даже нарисовал свои собственные инициалы вместе с инициалами композитора (FP— ES) внутри выразительного сердечка на похоронных дрогах с телом застреленного им балетмейстера, Жана Бьорлена. В поисках новых средств самовыражения Пикабиа незадолго до второй мировой войны обратился к ландшафтной живописи, в которой пытался возродить импрессионизм своих ранних работ. Это знакомство коренным образом изменило его творчество и оставило след на всю жизнь. Сати, в течение всей своей жизни постоянно склонный к конфликтам и обидчивый, не имел во время работы над «Relche» никаких трений с Пикабиа.
К середине 1930-х от прозрачных образов Пикабиа переходит к жёстким, брутальным картинам в стиле любительского псевдоклассицизма. Основатель журнала «391» (1917-1924 гг. ). Ум и рационализм были названы основными виновниками воин. Позднее в творчестве Пикабиа присутствуют черты абстрактного искусства с намеренным гротеском и иронией над изображаемым объектом: «Она танцует» (1948, частное собрание, Милан), «Разговор» (1949, частное собрание, Париж). Его абстрактные композиции были красочны и богаты контрастами.
И очень зря: «Ангел. » — захватывающая история обретения духовной свободы через свободу телесную, чрезвычайно созвучная поэтике Шиле. Яркие «механоморфные» рисунки Франсиса Пикабиа полны провокации, дадаистского эпатажа и сарказма, они демонстрируют одновременно бессмысленность и силу человеческого восприятия, способного вживить реальные образы в любую, самую абстрактную или абсурдную форму. После короткой любовной связи с танцовщицей Айседорой Дункан Пикабиа вернулся (1917) в Барселону.
Регулярно его одолевают депрессии, от которых он вынужден лечиться какодилатовыми таблетками (его очень забавляет это слово), также глубоко проникнувшими в его творчество парижского периода. Как и многое в жизни Франсиса Пикабиа, его отношения с Эриком Сати развивались по ярко выраженной «зигзагоообразной» траектории.
Именно в ее квартире Пикабиа приютил приехавшего из Цюриха Тцара. Уже в 1902году, после путешествия в Испанию, художественные интересы Пикабия начали постепенно смещаться в сторону красочного и вызывающе яркого («испанского») стиля фовистов. Таковы, например, его самые знаменитые работы: «Парад любви» (1917), «Дочь, рождённая без матери» (1917), «Дитя-карбюратор» (1919). После дадаистского этапа, где он, наряду с Тристаном Тцара, являлся одним из признанных лидеров, (1914-1920) Франсис Пикабиа в 1921 году сделал очередной резкий поворот и присоединился к прямым противникам (и одновременно последователям) дада – сюрреалистам. Он создаёт целый цикл самобытных художественных композиций, которые стали самыми узнаваемыми и «фирменными» для его личного стиля в живописи. Он создаёт десятки картин в жанре «ню», аллегории, портреты и даже классические библейской сцены имеющие нарочито нелепый вид поделки или анти искусства.
Книжка попала в руки цюрихских дадаистов, они сразу узнали в Пикабиа своего. Отец после смерти жены вел рассеянную светскую жизнь и мало заботился о сыне. Однако, «Отмена спектакля» всё же состоялась неделей позднее, 4 декабря 1924 года. От фовизма он переходит сначала к кубизму и геометрической абстракции. Автор знаменитого снимка «Дрези и Кэзи» изображающего душевнобольных братьев-близнецов из южноафриканской провинции Трансвааль, Роджер Баллен стал едва ли не самым популярным фотографом среди поколения нынешних 20-летних, после того как в 2012 году выступил в качестве режиссера клипа «I Fink U Freeky» группы Die Antwoord, а позже выпустил одноименный альбом с кадрами со съемок.
Термин «квир» обычно применяют в адрес тех, чье гендерное или сексуальное поведение отличается от принятой социумом нормы, причем в самом широком смысле. Свои новые картины в абстрактном кубистическом стиле он выставляет на выставке «Армори шоу» (Нью-Йорк, 1913), это приносит ему очередную известность. В этой стране он получил признание своего творчества, выставляя картины в стиле кубизма. Далее наступил период «прозрачных» картин время поиска в неперспективных способов изображения пространства С середины 1930-х годов Пикабиа неожиданно обратился к фигуративной живописи и стал тяготеть к неоклассицизму. Такие названия, как Девочка, рожденная без матери (1916/1917) или Осторожно, окрашено (1917-1919), выдают самоиронию Пикабиа. Балет «Relche» – это последнее произведение Эрика Сати.
Умер в Париже. Самая известная картина Пикабиа этого времени— «Танцовщица в атлантическом круизе» (1913 год) является документом не только абстрактного стиля Пикабиа, но— и его длительного (более трёх лет) отъезда в Нью-Йорк. Но уже годом позднее Сати возобновляет прерванные отношения с художником, на этот раз уже по поводу сотрудничества в создании нового балета, пока ещё не носящего название «Relche» или «Спектакль отменяется». В США Пикабиа завершил свои так называемые механо-морфологичные работы: источником многообразия форм служили детали машин, которые, как казалось зрителю, наделены идеями и человеческими качествами.
Он создаёт целый цикл самобытных художественных композиций, которые стали самыми узнаваемыми и «фирменными» для его личного стиля в живописи. Поворотным пунктом в судьбе Пикабиа стала Первая мировая война.
Состоятельный Пикабиа помог издать номер журнала «Дада», включив туда и материалы своего журнала «391», по духу и форме мало чем отличавшиеся от того, что создавали цюрихцы. Американец Сай Твомбли, пожалуй, особенно часто подвергается нападкам со стороны тех, кто любит скривиться перед картиной современного художника и сказать что-то вроде: «Да моя пятилетняя дочь и то лучше рисует. » или «Тьфу, мазня какая-то. Если по порядку пересчитать все трансформации его стиля, направления, манеры письма и даже идеологии, получится никак не менее семи, (а то идесяти) резких поворотов. Пикабиа задумал провокативное представление, в котором «в единую бессмылицу» соединялись бы многие искусства: театр, балет, музыка, скульптура, живопись и даже кино— «Relche» включал в себя две проекции фильма на экран, одну в начале спектакля (Пролог), а другую— в перерыве (Антракт). Свои новые картины в абстрактном кубистическом стиле он выставляет на выставке «Армори шоу» (Нью-Йорк, 1913), это приносит ему очередную известность. Новый период в творчестве Франсиса Пикабиа связан с изменениями в личной жизни.
В этих картинах крупные прозрачные силуэты, составленные из линий, могут накладываться на мелкий и подробно написанный пейзаж, создавая эффект особого «пространственного сюрреализма», не встречающегося более ни у кого из художников-сюрреалистов. В раннем детстве у него обнаружился талант к живописи. Вплоть до начала 1920-х годов в творчестве Пикабиа превалировали механистические композиции, где образы технических чертежей обретали сходство с человеческими фигурами («Я вновь вспоминаю мою дорогую Удни», 1914). Годы войны с Германией Пикабиа пережил в Швейцарии (1939-1945 гг. ).
Кроме того, Пикабиа создавал пародии на неоклассицизм 20-х в таких своих работах, как, например, Виноградный лист (около 1923). Балет «Relche»— это последнее произведение Эрика Сати. Такова его «Соломенная шляпа» (1921), «Какодилатовая картина» (1922) и «Женщина со спичками» (1923). Отчасти, «релаш» противоположен похожему на него слову «аншлаг». Его дадаистские статьи признаны разрушительными и блестящими, авангардистский альманах «391», который он основал в Нью-Йорке и который затем издавал в Цюрихе и Париже до 1924 года, а также его абстрактные полотна до Первой мировой войны и «механоморфные» рисунки, напоминающие какие-то странные чертежи будущего, стали не только узнаваемыми, но и знаковыми в истории искусства начала XX века. Эрик Сати скончался 1 июля 1925 года.
К сер. Учился в парижской Школе декоративных искусств (у Эмбера и Кормона, 1895-1896 гг. ). В 1915 г. Пикабиа по протекции отца направили на Кубу с особым поручением — наладить поставки провианта для французской армии. Там он показал свои абстрактные картины «Танцы у источника» и «Процессия в Севилье» (обе 1912), там же познакомился с художниками-авангардистами, разделявшими его взгляды и восторженно воспринявшими его идеи. Друг Гийома Аполлинера.
К 1921 году художник отошел от дадаизма и увлекся идеями зарождающегося сюрреализма. Таковы, например, его самые знаменитые работы: «Парад любви» (1917), «Дочь, рождённая без матери» (1917), «Дитя-карбюратор» (1919). К 1909 году Пикабиа попадает под влияние нового художественного направления, которое вскоре сформировалось в кубизм. К этому стилю относятся картины «Он и его тень» (1928), «Сфинкс» (1929) и «Медея» (1929). Таким же образом развивалось и его творчество.
Самая известная картина Пикабиа этого времени -- «Танцовщица в атлантическом круизе» (1913 год) является документом не только абстрактного стиля Пикабиа, но -- и его длительного (более трёх лет) отъезда в Нью-Йорк. Франсиско Мария Мартинес Пикабиа делла Торре, называемый Франсис Пикабиа (в написании иногда— Пикабия), родился в Париже от матери-француженки и отца-испанца. Этот балет стал высшей точкой сотрудничества Сати и Пикабия. Небольшое пояснение.
Первые абстрактные работы Пикабиа начал писать в 1912-м году и уже в 1913-м представлял кубизм на «Оружейном шоу» в Нью-Йорке. Крайне свободный и независимый по духу человек, близкий по характеру и чертам своей личности Гийому Аполлинеру и Марселю Дюшану, забавно проследить, как сначала Франсис Пикабия открыто враждовал и противостоял, а потом поддерживал и даже возглавил движение «Дада» в ходе своих специально предпринятых «пропагандистских» путешествий в Нью-Йорк, Барселону и Цюрих. Родился в 1879-м, умер в 1953-м. По возвращении из Америки Пикабиа под впечатлением успехов технической цивилизации написал первую из своих «машинных» картин — «Дочь, рожденная без матери». В этот период одним из наивысших достижений Франсиса Пикабия является, как ни странно, не чистая живопись, а балет и кинофильм «Relache» («Антракт» или «Спектакль отменяется»), сделанный совместно с ярким авангардным композитором Эриком Сати и начинающим молодым кинорежиссёром Рене Клером.
Таковы, например, его самые знаменитые работы: «Парад любви» (1917), «Дочь, рождённая без матери» (1917), «Дитя-карбюратор» (1919). Условно эти картины можно назвать «механическими» или «антропоморфными чертежами». Спустя полгода, уже в Париже, вместе с Андре Бретоном и его хулиганствующими сюрреалистами, Пикабия уже вовсю воюет против «группировки Жана Кокто». Он отправил Сати письмо исполненное симпатии, надписав на обложке одного из своих журналов дарственную «Erik est Satierik». Если по порядку пересчитать все трансформации его стиля, направления, манеры письма и даже идеологии, получится никак не менее семи, (а то и десяти) резких поворотов.
Но спустя всего два года он ещё раз парадоксальным образом меняет свой стиль. Однако и на этом достижении Пикабиа не останавливается. В 1913 г. вместе с Габриель Бюффе, ставшей его женой, он отправился в США, чтобы принять участие в крупнейшей по тем временам выставке авангардистского искусства — «Армори шоу».
Публика была искренне возмущена выходкой авторов спектакля. Пикабиа снова возвращается к творчеству, превратив гостиничный номер в Нью-Йорке в художественную мастерскую. Восходящее солнце», знают все. Пикабиа участвовал в создании и распространении нового движения – дадаизма вплоть до начала 1920-х годов в его творчестве преобладали механистические композиции, где образы технических чертежей обретают сходство с человеческими силуэтами («Я вновь вспоминаю мою дорогую Ундину», 1914). Тцара от имени «руководящего комитета» прислал письмо с приглашением присоединиться к группе дада. Так он изобрел «транспарансы», то есть прозрачные картины. Спустя полгода Сати публикует в альманахе Пикабиа «391» два слегка скабрезных афоризма, которые появляются громадными буквами на первой странице журнала. 9 Однако, уже в начале 1922, во время очередной «войны» сюрреалистов Бретона против дадаистов Тцара, Сати и Пикабиа вновь оказываются в противоположных лагерях.
В 1951 Пикабиа перенес еще один инсульт, в результате чего у него отнялись конечности и работать он уже не мог. Но спустя всего два года он ещё раз парадоксальным образом меняет свой стиль. Таковы, например, его самые знаменитые работы: «Парад любви» (1917), «Дочь, рождённая без матери» (1917), «Дитя-карбюратор» (1919).
Однако, «Отмена спектакля» всё же состоялась неделей позднее, 4 декабря 1924 года. Если по порядку пересчитать все трансформации его стиля, направления, манеры письма и даже идеологии, получится никак не менее семи, (а то и десяти) резких поворотов. Публика была искренне возмущена выходкой авторов спектакля.
Его мать была француженкой, отец имел испано-кубинские корни. Красноречивый и наивный символ их единения, двухминутный кинематографический Пролог балета показывает Сати и Пикабиа, лично заряжающих пушку и наводящих её на зрителей. Эрик Сати скончался 1 июля 1925 года. В то же время он создает сборники стихотворений «Уникальный евнух», «Мысли без языка», «Иисус Христос — авантюрист», пронизанные духом дада.
Такова его «Соломенная шляпа» (1921), «Какодилатовая картина» (1922) и «Женщина со спичками» (1923). В этом же году он женился на Габриэлле Буффет. Однако, «Отмена спектакля» всё же состоялась неделей позднее, 4 декабря 1924 года. К удивлению семьи и самого юного живописца картина была принята и даже отмечена. 1913: Передовой боец дадаизма.
Но спустя всего два года он ещё раз парадоксальным образом меняет свой стиль. После окончания немецкой оккупации, в 1945 г. вернулся в Париж. Уже в 1902году, после путешествия в Испанию, художественные интересы Пикабия начали постепенно смещаться в сторону красочного и вызывающе яркого («испанского») стиля фовистов. Премьера балета была назначена на 27 ноября 1924 года.
Уже в это время ясно определилось стремление Пикабиа создавать абстрактные композиции («Каучук»). Нужно отметить особо, что само по себе название балета «Relche» (или «Спектакль отменяется») – представляет собой совершенно привычное и обыденное для парижан слово, которое чаще всего крупным шрифтом пишется на табличке и вывешивается на дверях театра в те дни, когда спектакль по какой-то причине отменяется или не может состояться. «Конструкция музыки Эрика Сати, — писала впоследствии вторая жена Пикабиа, Жермен Эверлинг, — постоянно обволакивала и поясняла мысль художника». После короткой любовной связи с танцовщицей Айседорой Дункан Пикабиа вернулся (1917 г. ) в Барселону.
Однако и на этом достижении Пикабиа не останавливается. Таковы, например, его самые знаменитые работы: «Парад любви» (1917), «Дочь, рождённая без матери» (1917), «Дитя-карбюратор» (1919). Условно эти картины можно назвать «механическими» или «антропоморфными чертежами». Произнесённое кратко и громко: «релаш. » – представляет собой нечто повелительное и сопровождающееся резким движением руки, что отдалённо может напоминать русское «шабаш. » или «облом. », однако, не имеющего строгой привязки именно к театру. Французский художник и поэт, представитель авангарда. Крайне свободный и независимый по духу человек, близкий по характеру и чертам своей личностиГийому Аполлинеру и Марселю Дюшану, забавно проследить, как сначала Франсис Пикабия открыто враждовал и противостоял, а потом поддерживал и даже возглавил движение «Дада» в ходе своих специально предпринятых «пропагандистских» путешествий в Нью-Йорк, Барселону и Цюрих.
В качестве причины отмены назвали дурную погоду и нежелание Жана Бьорлена танцевать «в том самочувствии, в котором он находился». Пикабиа задумал провокативное представление, в котором «в единую бессмылицу» соединялись бы многие искусства: театр, балет, музыка, скульптура, живопись и даже кино – «Relche» включал в себя две проекции фильма на экран, одну в начале спектакля (Пролог), а другую – в перерыве (Антракт). Пикабия в своей жизни вообще имел обыкновение покидать место, где идёт война. В 1919 г. дадаистская группа в Цюрихе распадается и Пикабиа снова оказывается в Париже. Встретившись с бежавшими из воюющей Франции друзьями-авангардистами (Альбер Глез, Мари Лорансен, Артур Краван), он начинает издавать журнал «391», публикует свой первый поэтический сборник «Пятьдесят два зеркала» и снова обращается к живописи. Пикабиа был разноплановой личностью. Он создаёт целый цикл самобытных художественных композиций, которые стали самыми узнаваемыми и «фирменными» для его личного стиля в живописи.
Франсис Мари Мартинес Пикабиа, Francis Picabia (1879 – 1953) – французский авангардный художник, поэт и типографист иллюстратор, декоратор, поэт, член движения «Дада». В последний период жизни он перешёл к условной и почти гламурной живописи, служившей немедленной коммерческой выгоде, но абсолютно лишённой мощи и оригинальности, присущих его таланту в молодые годы. В тексте своего стихотворения он весьма ядовито иронизировал по поводу «Эрика Сати, который решил, что его «Меблировочная музыка» способна дать ему место по вечерам в высшем свете» (журнал «Дадафон», 1919, 7).
Его отец, Франсиско Винсенте Мартинес-Пикабиа, отпрыск знатной испанской семьи, эмигрировавшей на Кубу, был промышленником и дипломатом, представлявшим Кубу во Франции. Критики сравнивали его работы с Сислеем, Моне и Синьяком. Пожалуй, в этом отношении он может быть признан едва ли не рекордсменом. В начале 20-х Пикабиа отдалился от дадаизма.
В Лозанне выходит в свет сборник «Стихотворения и рисунки дочери, рожденной без матери». Его более поздние работы немного связаны с сюрреализмом. В 1915ПикабиапоселилсявНью-Йорке. К этому стилю относятся картины «Он и его тень» (1928), «Сфинкс» (1929) и «Медея» (1929). Сюрреалистический период Франсиса Пикабия начинает постепенно угасать и сходит на «нет» к началу 30-х годов.
но знакомство в 1910 году с братьями Дюшан склонило его к геометрической абстракции («Танцовщица в Трансатлантическом круизе», 1913). Тотальность идеи отмены спектакля «Relche» получила и своё прямое воплощение за пределами сцены. В конце концов, как сказал поэт: «Безобразное — это прекрасное, что не может вместиться в душе». С 1927 года в его творчестве наступает период «прозрачных» картин — время поиска внеперспективных способов изображения пространства, за ним период неоклассицизма.
В 1908 году он женится на Габриэль Бюффе. Он обращался к стилистике почти откровенного китча — создал десятки картин в жанре «ню», аллегории, портреты и даже классические библейской сцены имеющие нарочито нелепый вид поделки или антиискусства. Он создаёт десятки картин в жанре «ню», аллегории, портреты и даже классические библейской сцены имеющие нарочито нелепый вид поделки или антиискусства. Франсис Мари Мартинес-Пикабиа умер в 1953 году в Париже. Именно в Париже он и познакомился с будущей матерью Франсиса.
Свои новые картины в абстрактном кубистическом стиле он выставляет на выставке «Армори шоу» (Нью-Йорк, 1913), это приносит ему очередную известность7. После путешествия в Испанию (1902 г. ), художественные интересы Пикабия начали постепенно смещаться в сторону красочного и вызывающе яркого стиля фовистов.
отменили. Пикабиа был достаточно богат и мог заниматься любимым делом, не заботясь о заработке. Он создаёт целый цикл самобытных художественных композиций, которые стали самыми узнаваемыми и «фирменными» для его личного стиля в живописи. Вернувшись во Францию, Пикабия увлекся красочной яркостью фовистов, однако ненадолго. Спустя полгода Сати публикует в альманахе Пикабиа «391» два слегка скабрезных афоризма, которые появляются громадными буквами на первой странице журнала. Свои новые картины в абстрактном кубистическом стиле он выставляет на выставке «Армори шоу» (Нью-Йорк, 1913), это приносит ему очередную известность.
Так или иначе, но уже к концу апреля 1924 года бывший балет «После обеда» на либретто Блеза Сандрара окончательно превратился в «Спектакль отменяется». Первые его картины в этом направлении – Каучук, Пейзаж (1909 год), Регата (1911 год). Она умерла, когда будущему художнику и поэту было 5 (по другим сведениям — 7) лет и Пикабиа, как свидетельствует Габриэль Бюффе-Пикабиа, его жена искал не доставшейся ему в детстве материнской нежности в связях с женщинами. Теперь его интересовала философская система экзистенциализма. Кинолента именно под таким названием «Антракт» с участием множества знаменитых художников дадаистов и сюрреалистов, главного балетмейстера «Шведского балета», а также самих Эрика Сати и Франсиса Пикабиа был снят начинающим тогда кинорежиссёром Рене Клером, сделал громкое имя своему автору и (уже отдельно от спектакля «Relche») прочно вошёл в золотой фонд киноискусства XX века. Отсюда же и своеобразие его художественной натуры — импульсивной, увлекающейся, энергичной, но склонной к приступам депрессии.
Его роман «Голем» стал сенсацией в годы Первой мировой войны, а вот книга «Ангел западного окна», опубликованная незадолго до смерти писателя, столь широкого признания уже не получила. Это привело к нервному срыву, болезнь на долгие месяцы приковала его к постели. Его не отправили на передовую благодаря вмешательству тестя. Яркие «механоморфные» рисунки Франсиса Пикабиа полны провокации, дадаистского эпатажа и сарказма, они демонстрируют одновременно бессмысленность и силу человеческого восприятия, способного вживить реальные образы в любую, самую абстрактную или абсурдную форму. В своей начальной версии балет не носил такого провокационного названия. Он создаёт десятки картин в жанре «ню», аллегории, портреты и даже классические библейской сцены имеющие нарочито нелепый вид поделки или антиискусства.
Он оказал большое влияние на современное искусство, в частности, на дадаизм и сюрреализм. В это время Пикабиа оставляет свой «механический» стиль, несколько лет не пишет маслом, переходит в основном на приёмы коллажа и сюрреалистического объекта. Так или иначе, но уже к концу апреля 1924 года бывший балет «После обеда» на либретто Блеза Сандрара окончательно превратился в «Спектакль отменяется».
Формально считается, что квир-эстетика расцвела буйным цветом только в 1960–1980-е годы на фоне деятельности феминистского движения и борьбы за право на сексуальную свободу. А общение с К. Писсаро приводит художника к импрессионизму. Мать, Мари Сесиль Даван, принадлежала к состоятельной парижской буржуазии. Эта картина была написана в так называемый «нью-йоркский период», когда Пикабиа спасался от ужасов Первой мировой войны в далёкой Америке. На самом деле надо обладать огромным воображением, чтобы разглядеть в сухих линиях чертежей героев картин, вступающих во взаимодействие друг с другом («Парад любви», 1917, частное собрание, Чикаго «Вот дочь, рожденная без матери», 1917, Национальный музей современного искусства, Париж).