Великие мастера импрессионизма, такие как Моне, Корбе и Мане, посещали музей Франса Халса, чтобы полюбоваться его произведениями.
Мулат (Музей изобразительных искусств, Лейпциг), Цыганка (Лувр, Париж), Мальчик-рыбак (Королевский музей изящных искусств, Антверпен все работы – ок. Вот таким образом могли носить сколь угодно смелое декольте. Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620 – 1640 годы. С его именем связан расцвет национальной живописи. В пользу «пивоваренной» версии происхождения «кавалера» говорит и то, что пивовары были непременными членами стрелковых обществ и числились среди постоянных заказчиков Хальса.
Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Во всяком случае, к чести работников МУРа и присоединившихся к ним сотрудников государственной безопасности преступники были пойманы и «возвращение» «Св. Испытал большое влияние караваджизма (проявившееся в любви к ярким бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно), но главным выразительным средством стали у него не караваджистские световые контрасты, а сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и легкий. Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу.
Действительно, Хейтхейзен сейчас чувствует себя абсолютно естественно и комфортно, спокойно поглядывает на нас, поигрывая хлыстиком и пребывает в состоянии расслабленности и, по всей видимости, опьянения. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни. Внимательно разглядывая рукав, мы можем выделить два основных типа мазка. Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. Луки. В них выражены идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества.
Родился в Антверпене между 1581 и 1585 в семье ткача. 1626 послужила одна из его дочерей. Этим достигнуто создание законченного образа. В голландской живописи XVII века библейские сюжеты и изображения святых вообще крайне мало распространены, что резко отличает художественную ситуацию в стране от Италии, Испании, Франции и даже родственной Фландрии, где эти жанры доминируют. Старость Халс проводит в глубокой бедности, получая пенсию. Кажется, что если бы в комнате были часы, мы услышали бы их тиканье. Эти черты еще более усилены в блестящем по живописи портрете мужчины в широкополой шляпе из музея в Касселе (60-е годы).
Нищета брала за горло. В его состоянии совершенно отсутствует интеллектуальное напряжение (его у персонажей Халса почти не бывает) — это интимные, лирически-грустные воспоминания об учителе и давних событиях. Он состоятелен и независим, насмешлив и, пожалуй, полон апломба. 40-е годы стали переломными в живописи Хальса. Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов.
Ничто в его облике не говорит о религиозном самоотречении или фанатизме. На самом деле дело обстояло абсолютно иначе. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св.
Правда, роль народной милиции была вполне декоративной – роты служили скорее клубом для зажиточных горожан. Позднее, в 1773 году серия «Евангелисты» Франса Халса была целиком приобретена Екатериной II для коллекции Императорского Эрмитажа. Дальше нам остается лишь строить предположения. Особенно это утверждение относится к данному портрету. Он писал себя и свою жену, молодых влюбленных, на дерновой скамье в саду, после первой брачной ночи. В «Банкете офицеров роты Св.
По словам французского художника и писателя Эжена Фромантена, «мастерство Халса несравненно, он это знает и любит, чтобы другие видели это». Хальс блестяще преодолевает трудности группового портрета. Хальс экспериментировал также с позами заказчиков.
Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. Именно эмблему Меркурия художник изобразил между прорезями рукава кавалера. Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры. Пушкина представляет малознакомое широкой публике полотно «Евангелист Марк» кисти выдающегося голландского мастера Франса Халса Старшего (1582-1666), который снискал известность благодаря большим групповым портретам членов стрелковых обществ и регентов госпиталей.
Портреты Хальса разнообразны по темам и образам. 1623, Музей Метрополитен, Нью-Йорк Портрет офицера, 1620-е годы, Музей собрания Уоллес, Лондон) либо в более интеллектуально-тонкой гордости (Молодой человек с перчаткой в руке, Мужской портрет, оба портрета – 1650-е годы, Эрмитаж, Петербург), но в любом случае картины кажутся частицами единого человеческого моря. Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. Каждый Цвет дан художником в тончайших градациях, в богатстве нюансов, каждый тон обрел замечательную глубину.
c 30 апреля по 18 июля 2013 МоскваВыставка одной картины. В «офицерских пирушках» (два Банкета офицеров стрелковой роты святого Георгия, 1616 и 1627 Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана, 1633) сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает радушный праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности, выражающей гордое самосознание нидерландского общества в раннюю пору его независимости. Западноевропейская живопись VI – XVIII веков из музеев Украины». Город богател и стал проявлять большой интерес к искусству. Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов. Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. Создается впечатление, что художник застал их врасплох во время веселого дружеского обеда.
Никто не знает, сколько произведений Хальса было утрачено за три с лишним столетия, прошедших с его смерти. Эти цветы жизни художник не накрывал стеклянными колпаками, как это делал Маленький Принц со своей Розой.
Этого мы никогда не узнаем, но зато поймем – занятие подарило маленькому герою счастье. Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах. Ситуация позирования не вполне оставлена Халсом: многие повернуты к нам лицом (впрочем, это объясняется и характерным для мастера желанием активного общения со зрителем), трое знаменосцев не вполне, быть может, уместно держат штандарты. Первое предположение напрашивается само собой. Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо.
Пушкина, последний раз летом 2012 года в рамках выставки «Возвращение «Святого Луки». Например, та, что держит веер и перчатки, – скорее всего, знатная особа. Георгия, мы не слишком погрешим против истины, если скажем, что «кавалер», скорее всего, был одним из соратников Хальса.
Халс много работает в жанре группового портрета. Все персонажи этих сценок (например, пьяница) были стереотипными. Дальше нам остается лишь строить предположения. Возможно, по этой причине ранние биографы Халса считали его завсегдатаем кабаков.
Портрет не производит впечатление застывшего, статичного. Главным же становится ощущение общего искреннего веселья, соединяющего героев в цельный, сильный образ. Картину "Горшечник-музыкант", 1618-22 исследователи очень долго считали копией. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св.
На лице ее – то ли улыбка, то ли отчаянная гримаса. Но изображая людей разных сословий и питая ко всем симпатию, Халс всё-таки был художником, не стремившимся (или не умевшим) проникнуть во внутренний мир своих персонажей. Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс — великий мастер европейского портрета. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св.
Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни. Праздник отличался размахом и длительностью. В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент. Среди таких портретов: Малле Баббе, Цыганка, Мулат, Мальчик-рыбак и многие другие. Но в их глазах есть нечто общее, что связывает воедино все пять образов.
Каждый одинок, каждый существует сам по себе. Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей. Персонажи сохраняют равноправие, любая регентша не может быть обойдена вниманием зрителя. Адриана (1627 и 1633) и св. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников.
А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. Картины почти не заказывают. Адриана.
Так проходит слава живописца по имени Франс Хальс. Здесь мастера интересует скорее не личность, а социальный типаж. Родился Франс Халс в 1582 году в семье суконщика, в Антверпене, то есть во Фландрии.
Учился Халс у Кареля ван Мандера известного художника, поэта и биографа. Герои его «Весёлого общества» (между 1б1б и 1620 гг. ) — участники масленичного гулянья. Неизвестный изображенный на картине из ленинградского Эрмитажа (50-е гг. ), еще чувствует свои силы, свои возможности, но в нем уже нет ни радости, ни веры. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652). Демократизм его искусства обусловлен связями с традициями эпохи нидерландской революции.
Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет. Нам остается лишь делать предположения. Эти легендарные картины уже неоднократно экспонировались в ГМИИ им. Георгия (1627) (музей Франса Хальса в Харлеме). В осанке мужчины, в жесте руки, упирающейся в бок, в жестко сомкнутом рте читаются холодная властность и высокомерное презрение ко всем, кто не принадлежит к его кругу. Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней». Напротив, в образе содержательницы трактира (Малле Баббе, ок.
Объясняется это тем, что после Нидерландской революции 1566-1609 годов на территории Республики Соединенных провинций (официальное тогда название Голландии — северной части Нидерландов) господствующей религией стал протестантизм, то есть вариант христианства, при котором отвергалось, в частности, почитание священных образов и запрещалось украшать ими храмы. Персонажи на них обыкновенно изображаются стоящими в ряд, откровенно позирующими.
Это – один из самых "мажорных" портретов Хальса. Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема). Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. Регент, устремивший на зрителя осоловелый мутный взгляд, держит речь, которая кажется бессвязной.
То же самое можно сказать и о чопорных старухах, сидящих по краям стола. Традиция группового портрета зародилась на севере Нидерландов ещё в XV в. В 30-х гг. Таковы его картины «Веселый собутыльник», «Лейпциг», «Мулат», «Амстердам», «Улыбающийся офицер».
Рукав "Улыбающегося кавалера" написан Хальсом с большим мастерством. Художник любил эмоциональные состояния, полные динамики, в них заключались для него и как бы сгусток всего наиболее характерного индивидуально-выразительного в модели и ощущение уловленной жизни. Портрет пьяной старухи, «гарлемской ведьмы», содержательницы харчевни Малле Баббе (начало 30-х годов), с совой на плече и пивной кружкой в руке, носит черты жанровой картины. Возможно, факт его совершения человеком, явно имевшим доступ в музей, в свою очередь, облегчил сыщикам задачу «вычисления» злоумышленников. Цыганка — с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте — отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем, на заказных портретах Хальса. Точно и умело рассчитаны все движения кисти.
Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии. В этом же году Халс вступает в другое общество – "Росток виноградной лозы", девизом которого было : "Любовь – превыше всего". Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины.
Художник получает этот эффект динамики за счет того, что модель приближена к зрителю, взгляд обращен прямо на него, а локоть руки, на которую опирается портретируемый, выдвинут вперед. Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия. Широкий белый воротник модели еще больше привлекает внимание к выражению лица. С блеском и силой энергичная кисть художника лепит объемы форм.
Однако в образах Хальса самого конца 30-х и 40-х годов появляются задумчивость и грусть, прежде абсолютно чуждые его персонажам (портрет Виллема Хейтхейсена Брюссельского музея), а порой проскальзывает легкая ирония в отношении художника к ним. Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена. Картина поражает своей застывшей атмосферой.
Уоллес). Он не рисовал румяные щёки и блестящие глаза на фарфоровых лицах кукол. В портретах Халса позднего периода (50—60-е годы) исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц.
1630) чаруют своим задором, героизмом веселой нищеты. Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. Можно добавить, что приключение даже пошло на пользу картине, по возвращении ей были выправлены загнутые края и она, таким образом, обрела первоначальный формат (реставратор С. С. Чуриков). С большой симпатией художник изобразил маленькую девочку, похожую на ангелочка и ее няню. К такому типу принадлежат и произведения Халса, обладая при этом ярко выраженным своеобразием. Эту работу впоследствии стали называть "пушечным выстрелом, возвестившим о начале золотого века голландской живописи".
Этот цвет у Халса – «многолик», что подметил еще ван Гог, сказав, что художник использует 27 оттенков черного. Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба произведения – 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего земного. В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков. Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера.
Получается почти комическое впечатление человека играющего не свою роль. У них было одиннадцать детей. Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности. Он находится в частной коллекции. В ней он и умирает. Но потом его начинают забывать.
Правая, освещенная светом играет румянцем. Масштаб изготовления и потребления пива в Голландии был в XVII веке таков, что учитель Хальса Карел ван Ман-дер называл алкоголизм «повальной болезнью голландцев». Свои самые глубокие работы Хальс создал уже в старости.
Но в том мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа («Цыганка», 1628-1630, Париж, Лувр «Малле Бабе», начало 30-х гг., Берлин-Далем, Картинная галерея). Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами. Заметными густыми мазками неразведенной краски просто «вылеплено» лицо модели.
Его персонажи подкупают зрителя своей индивидуальностью и естественностью. Георгия" (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире. Картинам свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты. Он явно умеет справляться с любыми жизненными ситуациями. С необычайным старанием выписаны кружева воротника и манжет.
предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне (Стрелковая гильдия св. Адриана и др. ) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье.
Этот портрет – один из самых знаменитых в истории западноевропейской живописи. Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. складывается зрелое живописное мастерство художника. Композиция едина, нет разложенности на части, как в ранних картинах подобного типа.
Художник героической поры Голландии, Франс Халс принадлежал к тому поколению, руками которого было построено независимое голландское государство. Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. Приехав в Харлем, учился (ок.
В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса. Он поднял бокал, приветствуя собравшихся.
Умер художник в 1666 году. В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей. За два года до смерти, в 1664 г., Хале снова возвращается к групповому портрету.
В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. В регентах нет ни жизненной силы, ни товарищеской спаянности персонажей ранних групповых портретов Хальса. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами. Силуэты пяти старух в чёрных платьях резко выделяются на фоне шоколадного цвета стен.
Халс, быстро снискавший славу талантливого портретиста, не имел недостатка в заказах. Отсюда пошел термин «малые голландцы». Возможно именно это событие он и должен был увековечить групповым портретом. Испанские войска осаждали города, брали штурмом, разоряли. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего.
Нам остается лишь гадать об этом. Была ли она ведьмой. Художник запечатлел стрелков во время традиционного банкета. На картине изображен человек (по всей видимости – не совсем трезвый), развлекающий детей игрой на так называемом "роммель-пот".
Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски. В эмоциональном состоянии, полном динамики, он улавливал наиболее характерные индивидуально-выразительные черты моделей и видел в этом сгусток пойманной жизни, сердцевину образа («Цыганка», «Малле Бабе»). Обучившись профессии, принятый в гильдию Св. Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным. Работа находится в частной коллекции в Лондоне. У самого Халса тоже есть ряд таких произведений.
Но о нем лично известно немного. Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире. История полотна «Евангелист Марк» по сравнению с тремя другими картинами этого цикла наиболее драматична.
Работа Халса «Св. Но для нас большой разницы в этом нет. Спустя шесть лет он приобретает известность как портретист. Эти качества натуры Хальс передает с такой сочностью и восхищением, что все малопривлекательные черты в характере его моделей словно отходят на второй план.
А. С. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Вот таким образом, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем. Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей.
Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью. Таким образом, фигура рельефно выступает из полотна и приближается к зрителю. Но для нас большой разницы в этом нет. Веселое, с оттенком юмора настроение объединяет разных по характерам и манерам офицеров. Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел. Эта забава очень нравится детям, они прямо-таки визжат от восторга.
Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. Уникальные для своего времени произведения — вершина творчества Халса. Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. ван Хейтхейзен, портреты конца 1620–1630-х годов) в одной картине (Государственный музей, Вадуц) выглядит чопорным и чванным рыцарем, а в другой (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) – добродушно-лукавым мудрецом. Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века.
Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. И всё же они упорно стремятся сохранить свои черты для будущих поколений. Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум).
В 10—30-х годах Халс много работает в жанре группового портрета. Совсем по-другому выглядят офицеры Хальса. Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение. Работа — героиня фильма — входит в серию «Четырех евангелистов». Георгия». Хальс добивается поразительной естественности композиции — она кажется непреднамеренной, случайной, но за этим скрывается тонкий) художественный расчет.
Хальс был первым в европейском искусстве мастером свободной, «эскизной» живописи. Но не портретное сходство пленяет нас в этих произведениях Халса. Преувеличенно важной кажется и поза с выпяченным вперед животом. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Евангелисты — едва ли не единственное обращение художника к религиозной тематике. Харлемские мануфактуры производили богатые ткани в избытке. Халс Франс, Гальс (Hals), голландский художник, портретист.
Точка зрения взята снизу, уверенна его поза. Здесь нет главного героя. Широкую популярность снискали ему групповые портреты офицеров стрелковой роты святого Георгия (1627, Гарлем, Музей Франса Хальса) и стрелковой роты святого Адриана (1633, там же).
Тогда ещё абсолютно неизвестный художник только начинал попытки создания первых шедевров. Халс любил подчёркивать в портретах своих соотечественников пафос самоутверждения.
А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. Они и без того были язычницами, лишенными даже малейшей надежды на спасение души. А еще через год он женится.
В браке родится пять сыновей и все пойдут по стопам отца – станут портретистами. Чаще всего детские портреты становились у Хальса частью больших групповых портретов. Но в 1812 году по указу Александра I «Евангелисты» в числе других произведений были переданы в Таврическую губернию для декорирования церквей. В ее полупьяной улыбке, косящем избегающем нас на сей раз взгляде ощущается нечто хищное, пугающее. Главное достижение голландского искусства в этот период – в станковой живописи. Лука» и «Св.
С конца же 1640 года он теряет популярность интересно, что приблизительно в это время происходит конфликт с заказчиком и у Рембрандта. Круг сразу придает законченность портрету. Таким же приемом написан белый кружевной воротник, освещенные волосы и перчатка. За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. Сама живописная манера получила особое содержательное значение.
В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу. Харлем является типичным протестантским городом, а это значило, что художники, лишённые церковных заказов (протестантизм не поощрял религиозную живопись), могли рассчитывать на заказы исключительно от частных лиц. Никакие пертурбации в жизни ему не грозят.
Хальс всего лишь следовал своему кредо: писать то, что видишь, ни на шаг не отступая от действительности. Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда. Ведь Хальс был рисовальщиком высочайшего уровня. Изменяется и колористический строй его живописи.
Его самые масштабные вещи – большие многофигурные портреты – выразительно обозначили как его творческую зрелость, так и позднюю манеру (все они хранятся в Музее Ф. Халса в Харлеме). Прописаны лишь ее отдельные детали – например, воротники. Характернейшим примером подобных работ может служить «Портрет Виллема ван Хейтхейзена». Яркие губы красивого рисунка плотно сжаты.
Хальс родился в Антверпене, затем переехал в Гарлем, где и прожил всю жизнь. Оно вовсе не так нелепо, как может показаться на первый взгляд. К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников.
Во время его рождения не было мира на его родине. Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). Писал пьянчужку во хмелю, старую торговку рыбой, ухмыляющуюся как ведьма, красивую шлюху цыганку, младенцев в пеленках, разудалого кутилу дворянина, с усами, в ботфортах и при шпорах. Крупным планом в круг на золотистом светлом фоне помещена головка ребенка. Малле Баббе, содержательницу одной из городских харчевен, называли за глаза «харлемской ведьмой».
На лондонском аукционе в октябре 1972 года на продажу был выставлен «Портрет бородатого мужчины», который приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано. В Голландии работало множество живописцев. Этот инструмент делали, натягивая на горло глиняного горшка свиной пузырь. Репутация Хальса тоже была небезупречной. В ином эмоциональном ключе решен «Портрет регентш».
Георгия» все сидят вокруг стола и пребывают в любимом художником «застольном» состоянии. Модель производит впечатление спокойной уверенности в себе и жизнерадостности. На заднем плане внимательный зритель видит выглядывающую из двери старуху. Пробы были взяты из десяти разных мест картины.
Возможно, картину, нетипичную для художника по сюжету, последующие владельцы хотели сделать более «халсовской», превратив ее в портрет. Образ, созданный Хальсом, подкупает зрителя своей свежестью и непосредственностью. Домов терпимости, надо сказать имелось в пуританской Голландии более чем достаточно. Луки.
Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Халса по-прежнему влекут к себе сильные, волевые натуры, однако былой подъем сменяется теперь затаенностью внутренней жизни. Нам остается лишь гадать об этом. Они осадили Антверпен и горожане капитулировали.
Единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику. К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. Мы можем понять это по ленте на плече и шпаге у пояса.
1621, Государственный музей, Амстердам). Франс Халс, «Евангелист Марк»ГМИИ им. Композиция стала спокойной и строгой. В «Портрете регентов» всех объединяет чувство разочарования и обреченности.
По костюмам женщин мы не можем понять, к какому слою общества принадлежит каждая из них. В 1612 году стрелковая рота святого Георгия пополнилась новыми членами. Старшие чины заняты непринуждённой, неторопливой беседой (спешить им некуда, ведь подобные банкеты продолжались по нескольку дней), младшие почтительно молчат. «Новые» голландцы считали, что все язвы общества — пьянство, нищету, сумасшествие — следует прятать подальше от глаз, делая вид, что их не существует.
Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо. наряду с портретами Халс создаёт жанровые сцены, религиозные композиции (Евангелист Лука, Евангелист Матфей, около 1623-25, – обе в Музее западного и восточного искусства, Одесса), в которых святым придан облик людей из народа. Сын фламандского ткача, Халс с раннего детства жил в Харлеме. Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году.
Но бывали и исключения.
Богато расшитое платье и кружевной чепец ребенка написаны очень искусно и реалистично. Композиция портрета – поколенный обрез фигуры, ее постановка в чистый фас, взгляд, направленный прямо на зрителя, — дает ощущение «масштаба», значительности личности. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов.
Первое предположение напрашивается само собой. Так, в «Мужском портрете» начала 1650 годов мы по-прежнему видим человека гордого, мужественного, энергичного. Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). Зато фон и тени прописаны полупрозрачной краской.
В образе мужчины на портрете из Кассельской галереи (1660-1666) мы видим не привычное самоутверждение и браваду, а печаль и апатию, словно внутренняя энергия его иссякла и он пассивно следует течению жизни. Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т. к.
Оно им схвачено и перенесено на полотно. В 1600-03 годах Франс Халс обучался искусству живописи у Карела ван Мандера. Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету («Веселый собутыльник», «Амстердам» Рейксмузеум «Мулат», «Лейпциг», «Улыбающийся офицер», Лондон, собр. Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Кроме портретов, Франс Халс писал жанровые сцены, картины с религиозным мотивом.
Персонажи Хальса на заказанных индивидуальных портретах лишены внутренней сосредоточенности и самоуглубления, они выразительны, потому, что в них «схвачена» реакция на окружающее и взаимодействие с ним. В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником.
В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах. Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес).
Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес). Здесь царит порядок. Художник провел за мольбертом более полувека. Это был веселый, общительный человек, добрый и беспечный. Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек.
Сама поверхность его холстов пронизана движением и трепетом красочных мазков. Портрет же был чрезвычайно популярен в Голландии иногда даже говорят о «портретомании» имевшей место в обществе и характерно, что два крупнейших художника — Рембрандт и Халс работают в этом жанре. Но, быть может, Хальс создавал свои шедевры прямо на холсте, без подготовительных этюдов. Это — один из самых «мажорных» портретов Хальса. Гораздо более «халсовским» выглядит другое изображение того же Хейтхейзена, выполненное во второй половине 1630-х годов.
Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Халс, кажется, более отстра-ненно, чем обычно, смотрит на свою героиню.
Надвигается нищета, которая приводит мастера в богадельню. Чистая радость бытия часто берет верх в его супружеских портретах (И. Масса с женой – наиболее гармонически-«ренессансное» произведение мастера, ок. Чувство гордости новых хозяев страны Халс сумел подметить одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в 20-30-е годы. «Портрет Виллема Хейтхейссена» выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка, но присутствует в нём и некая пародия, шарж: слишком уж горделива осанка, слишком выпячен локоть, слишком далеко отставлена шпага – всё слишком, что и создаёт впечатление шаржа. 1620-1640 годы – время наивысшей популярности Халса. Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он — офицер (об этом говорит шпага у пояса «кавалера»). Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона.
Композиция стала спокойной и строгой. Халс Франс. На картине «Регентши приюта для престарелых» художник запечатлел пять женских фигур, облачённых в чёрное. В 1624 году Хальс написал своего знаменитого "Улыбающегося кавалера".
Луки» состоялось в очень короткие сроки. Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр). Художник отражает момент, живое мгновение жизни. По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума.
Была ли она ведьмой. Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. Внимательный взгляд кареглазого ребенка обращен на что-то любопытное вверх и вправо. Черный цвет лишен у Хальса тяжести и глухости, он многообразен по красочному звучанию. Цыганка – с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте – отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем на заказных портретах Хальса. Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре. На цыганок, однако, подобные указы не распространялись.
В Харлем бежали иммигранты со всех сторон. Не стоит отбрасывать это предположение. В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. Творчество Франса Хальса Портрет женщины с веером, 1640-е Национальная галерея, Лондон Портрет мужчины с перчаткой 1650, Эрмитаж, Петербург Цыганка, 1628-1630 Музей Лувр, Париж Портрет юноши с черепом, 1628 Национальная галерея, Лондон Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры.
Дети на работах Халса – потрясающий аспект его творчества. Его поза естественна и непринужденна. Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова.
Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником. В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. Учился у К. ван Мандера. Но одновременно он словно забавляется своим положением "портретируемого". В портрете же регентов царит атмосфера растерянности, беспокойства, композиционного разнобоя лишенных устойчивости фигур их неловких поз, хаотичных жестов.
Адриана. Семья Хальсов тоже уехала из Антверпена и в 1591 году мы находим их следы уже в Харлеме – здесь был крещен третий сын Хальсов, Дирк. К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. С полотен 10 – 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные.
Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Праздники, подобные этому иногда растягивались на несколько дней, а все обильное угощение оплачивала городская казна. 1650). За два года до смерти, в 1664 году, были написаны Хальсом портреты регентов и регентш (попечителей) харлемского приюта для престарелых (Харлем, музей).
Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия. XVI в. появились большие полотна, запечатлевшие торжественные собрания различных общин и объединений, прежде всего офицеров стрелковых гильдий — отрядов гражданской гвардии, набиравшихся из местных жителей для охраны городов. На одной из ранних картин «Смеющийся мальчик» (1625 год) улыбающийся во весь рот ребёнок будто вырван из реальной ситуации для того, чтобы застыть на полотне художника. Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения. Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме. Особенно показательны «Регентши» — композиция, если не считать служанки, образует дугу, замыкающуюся спереди жестами двух крайних фигур. Наиболее же интересными его работы в этом виде портрета оказываются, когда он создает ситуацию естественного общения между персонажами — его «банкеты».
Однако персонажи чутко выражают динамические превратности бытия: один и тот герой (В. А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра.
В условиях торжества протестантизма образы этих святых могли быть написаны для частной часовни одного из харлемских бюргеров, приверженца традиционной католической веры (в Голландии это не возбранялось). В конце 20-30-х гг. Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни.
Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Колорит его картин становится почти монохромным. Халс действительно был отчаянный жизнелюб и не жалел денег на развлечения. В голландском обществе утверждаются новые вкусы.
В начале 1630 годов были написаны портреты, которые можно назвать жанровыми, как, например, «Цыганочка». Волосы и берет повторяют первоначально заданную форму круга. Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Последние его портреты написаны короткими мазками, одежда предельно схематизирована (словно и она уже становится лишней, мешает художнику сосредоточиться на лице человека). Командиры стрелков, назначавшиеся из местной знати, обычно заказывали групповой портрет. Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным.
Вполне вероятно, что на картине "Поющие мальчики" (вверху) Хальс изобразил своих сыновей, а моделью для "Поющей девочки", ок. Его произведения отличаются смелой новизной, могучим жизнелюбием. В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св.
Старость, по мнению Халса, разрушает не только тело, но и душу человека. Групповой портрет способен был выразить дорогое для представителей молодой республики чувство свободы и равноправия, товарищества и гражданской солидарности. В 20-х гг. Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. Позы, жесты разнообразны, все офицеры заслуживают отдельного внимания (ведь каждый платил за свою голову).
А вот другие две регентши, возможно из более "низкого" звания. В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ. Безволие и полное душевное опустошение читаются в их облике. Их крупные кудри низко спускаются на лоб, показывая красоту формы бровей. 1600–1603) у К. ван Мандера в 1610 был принят в местную гильдию художников («гильдию святого Луки»). Акцентировка какой-нибудь детали или «недосказанность» другой, характер мазка и красочной поверхности помогали создать выразительный художественный образ из порой ничем не примечательной модели.
По свидетельствам современников художника, эта организация объединяла не только любителей красиво говорить (ораторов), но и. Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. Жанровые сценки Жанровые сценки всегда пользовались популярностью в Голландии. Творческое лицо Хальса сложилось к началу 20-х годов 17 века.
Его "Кормилица с ребенком", 1619-20 (на след. С 1610 работал реставратором в составе художников гильдии святого Луки. Луки (этот святой почитаем художниками в качестве покровителя их профессии, поскольку написал первый портрет Богоматери).
О детях самого Хальса (а он был многодетным и чадолюбивым отцом) его современник Ханс Хоубракен писал, что они "отличаются живостью, любознательностью, очень любят пение и музыку". Вероятно их было гораздо больше. По традиции каждая из них иллюстрировала какой-нибудь порок или добродетель. В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника. Халс был дважды женат имел двенадцать детей, многие из которых также стали живописцами.
Результаты однозначно свидетельствовали, что все пигменты использованные при написании лица, рук, фона и костюма (помимо воротника и манжет), соответствовали материалам, применявшимся живописцами XVII столетия. стр. ) – выразительный тому пример. В последней работе Халсу удается достичь сочетания единства и равнозначности героев. Скорее всего, они преувеличивали. Преступление действительно было заказным.
Но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие. Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св. Кроме того известно, что с 1612 по 1615 годы художник состоял в рядах стрелковой роты Святого Георгия, а по окончании этой, довольно условной, службы бывшие командиры предложили ему написать их групповой портрет. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св.
Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса. Несмотря на всю парадность, портрет не потерял своего демократического характера. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы.
Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса. А. С. Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку.
Известны и его религиозные образы (Евангелист Лука и Евангелист Матфей, ок. Лицо обрамляют легкие золотистые волны коротких волос. И воротнички у них попроще и лица – не столь важные.
Удалось ему и польстить самолюбию заказчика (по всей видимости – отца девочки). Взгляд, направленный на зрителя, полон внимания интереса и доброжелательности. В 1610 году онвступает в харлемскую гильдию св. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен.
Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он – офицер (об этом говорит шпага у пояса "кавалера". По тем временам это был очень смелый, революционный шаг. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование малых голландцев, то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть и за то и другое. Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего.
Эти светлые пятна не оживляют картину, а, напротив, привносят в нее что-то траурное. Вполне вероятно, что в свое время они существовали, а потом просто были выброшены за ненадобностью или утеряны. От жизни великого художника нас отделяет чуть меньше четырехсот лет. Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме. Лаконичная живописная палитра построена, однако, на тончайших градациях.
"Смеющимся", кстати, кавалера назвали только в конце XIX века. В 1959 году две другие картины цикла – «Св.
любителей крепко выпить. Ею «разорван» плоский холст. Художник очень убедительно передает все оттенки настроения мужчины.
«Семейный портрет Исаака Массы и его жены» – единственный портрет, где супруги изображены вместе. Среди "неофитов" был и сам Хальс. Ранней манере художника (Банкет офицеров стрелковой роты св. Вероятнее всего, это – офицер. Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности.
Вплоть до начала XX века полотна считались утерянными. На губах играет легкая улыбка. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов.
Детские портретыХальсу был дан особый дар изображать детей. Никак не подчеркнуто главенство полковника (сидящий крайним слева), наоборот, самой интересной фигурой становится капитан (в центре, с голубой лентой через плечо). Все присутствующие — равноправные участники праздника. Ряд работ Халса 1616—1620 гг.
Благодаря акценту на какой-то детали или «недосказанности» другой, характерному мазку и яркой поверхности даже непримечательные модели превращались в высокохудожественный образ. Вряд ли здесь имеет место умышленная ирония художника.