А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. Цыганка – с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте – отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем на заказных портретах Хальса. Зато фон и тени прописаны полупрозрачной краской. О детях самого Хальса (а он был многодетным и чадолюбивым отцом) его современник Ханс Хоубракен писал, что они "отличаются живостью, любознательностью, очень любят пение и музыку". В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Ранней манере художника (Банкет офицеров стрелковой роты св. Богато расшитое платье и кружевной чепец ребенка написаны очень искусно и реалистично.
Возможно, картину, нетипичную для художника по сюжету, последующие владельцы хотели сделать более «халсовской», превратив ее в портрет. стр. ) – выразительный тому пример. Создается впечатление, что художник застал их врасплох во время веселого дружеского обеда.
Именно эмблему Меркурия художник изобразил между прорезями рукава кавалера. Работа Халса «Св. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им.
Адриана», около 1623—27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Он находится в частной коллекции. К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. Сияют атласные банты и ленты, украшающие пояс и воротник модели, а также полупрозрачные ленты в ее волосах.
Его "Кормилица с ребенком", 1619-20 (на след. В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником. В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни. А еще через год он женится. Персонажи сохраняют равноправие, любая регентша не может быть обойдена вниманием зрителя. Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т. к. Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен.
Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Франс Халс, «Евангелист Марк»ГМИИ им. Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия. В ней он и умирает. Модель производит впечатление спокойной уверенности в себе и жизнерадостности. Георгия», 1616, см.
Возможно, факт его совершения человеком, явно имевшим доступ в музей, в свою очередь, облегчил сыщикам задачу «вычисления» злоумышленников. Яркие губы красивого рисунка плотно сжаты. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. По традиции каждая из них иллюстрировала какой-нибудь порок или добродетель. Мастер с 1610. Затем семья переехала в Харлем, который находится примерно в двадцати километрах от Антверпена.
Можно добавить, что приключение даже пошло на пользу картине, по возвращении ей были выправлены загнутые края и она, таким образом, обрела первоначальный формат (реставратор С. С. Чуриков). Легкие, размашистые, небрежные мазки, словно сдвинутые со своего места идущие в разных направлениях свободно лепят пластическую форму. В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса). Эта забава очень нравится детям, они прямо-таки визжат от восторга.
Поздние произведения Х исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов («Мужчина в чёрной одежде», около 1650—52, Эрмитаж, Ленинград «В. Елизаветы», 1641, там же портрет молодого человека, около 1642—50, Эрмитаж, Ленинград: «Яспер Схаде ван Веструм», около 1645, Национальная галерея, Прага) в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. Сын фламандского ткача, Халс с раннего детства жил в Харлеме. Таким образом, фигура рельефно выступает из полотна и приближается к зрителю.
Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование». Ведь Хальс был рисовальщиком высочайшего уровня. Это — один из самых «мажорных» портретов Хальса. Изменилось отношение буржуазных заказчиков к художникам- реалистам. «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» – единственный портрет, где супруги изображены вместе. Эти светлые пятна не оживляют картину, а, напротив, привносят в нее что-то траурное.
Видно, что заказчик – состоятельный и пышущий здоровьем человек – старается держаться величаво. Пушкина, последний раз летом 2012 года в рамках выставки «Возвращение «Святого Луки». Внимательно разглядывая рукав, мы можем выделить два основных типа мазка. В числе работ этого великого живописца много потрясающих полотен, но одной из самых заметных является картина «Малле Баббе» («Malle Babbe»). По костюмам женщин мы не можем понять, к какому слою общества принадлежит каждая из них.
Вот таким образом, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. 306. ). Все персонажи этих сценок (например, пьяница) были стереотипными. Его реализм стал более психологически углубленным и критическим, его мастерство — более отточенным и совершенным.
Ещё при жизни художника с неё была создана гравюра., её пытались повторять его ученики, но «хальсовский» смех плохо поддаётся копированию. Георгия», 1639)» Не желая покидать Харлем, Хальс отказывался от заказов, если для этого необходимо было ехать в Амстердам. Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо.
В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. Город богател и стал проявлять большой интерес к искусству. В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620 – 1640 годы.
Результаты однозначно свидетельствовали, что все пигменты использованные при написании лица, рук, фона и костюма (помимо воротника и манжет), соответствовали материалам, применявшимся живописцами XVII столетия. Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности. предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне (Стрелковая гильдия св. Адриана и др. ) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности. Например, когда одна из рот амстердамской милиции попросила его написать свой групповой портрет, Хальс заявил, что "головы он начнет писать в Амстердаме, а все остальное закончит дома".
В 1624 году Хальс написал своего знаменитого "Улыбающегося кавалера". Вряд ли здесь имеет место умышленная ирония художника. В браке родится пять сыновей и все пойдут по стопам отца – станут портретистами. Оно вовсе не так нелепо, как может показаться на первый взгляд. наряду с портретами Халс создаёт жанровые сцены, религиозные композиции (Евангелист Лука, Евангелист Матфей, около 1623-25, – обе в Музее западного и восточного искусства, Одесса), в которых святым придан облик людей из народа.
(«Регенты госпиталя св. Цыганка — с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте — отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем, на заказных портретах Хальса. В настоящее время находится в Национальной галерее Берлина. Дальше нам остается лишь строить предположения. Старость Халс проводит в глубокой бедности, получая пенсию.
Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах. Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он – офицер (об этом говорит шпага у пояса "кавалера". Персонажи на них обыкновенно изображаются стоящими в ряд, откровенно позирующими. А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе.
Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Внимательный взгляд кареглазого ребенка обращен на что-то любопытное вверх и вправо. Все в этой женщине просто и все прекрасно. Репутация Хальса тоже была небезупречной. Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел.
Но, быть может, Хальс создавал свои шедевры прямо на холсте, без подготовительных этюдов. Уникальные для своего времени произведения — вершина творчества Халса. Он поднял бокал, приветствуя собравшихся.
Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения. Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. Луки. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Так проходит слава живописца по имени Франс Хальс. Художник очень убедительно передает все оттенки настроения мужчины.
Удалось ему и польстить самолюбию заказчика (по всей видимости – отца девочки). Масштаб изготовления и потребления пива в Голландии был в XVII веке таков, что учитель Хальса Карел ван Ман-дер называл алкоголизм «повальной болезнью голландцев». Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Постепенное повышение к центру создает своего рода треугольник — самую устойчивую геометрическую фигуру.
В его состоянии совершенно отсутствует интеллектуальное напряжение (его у персонажей Халса почти не бывает) — это интимные, лирически-грустные воспоминания об учителе и давних событиях. За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. Композиция стала спокойной и строгой. Халс продолжает изображать сильные, темпераментные натуры, но теперь они прошли через тяжелые испытания и смотрят на окружающее более реально, а потому горько и мрачно.
Перед нами схема парадного портрета — так писали испанских аристократов Веласкес, английских — Ван Дейк. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Ситуация позирования не вполне оставлена Халсом: многие повернуты к нам лицом (впрочем, это объясняется и характерным для мастера желанием активного общения со зрителем), трое знаменосцев не вполне, быть может, уместно держат штандарты. Выставка проходила, как обычно, в центральных помещениях второго этажа и картина висела в хорошо известной всем открытой колоннаде, сигнализацию не понадобилось отключать, так как ее просто не было. Халс любил подчёркивать в портретах своих соотечественников пафос самоутверждения. Малле Баббе, содержательницу одной из городских харчевен, называли за глаза «харлемской ведьмой».
Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. Во время его рождения не было мира на его родине.
Свои самые глубокие работы Хальс создал уже в старости. Главное достижение голландского искусства в этот период – в станковой живописи. Была ли она ведьмой. А. С. Евангелисты — едва ли не единственное обращение художника к религиозной тематике.
Их крупные кудри низко спускаются на лоб, показывая красоту формы бровей. Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение. ван Хейтхейзен», около 1625—36, Государственный музей, Вадуц) до деклассированных элементов, выступающих в трактовке мастера как воплощение неистощимой жизненной энергии народа («Малле Баббе», Картинная галерея, Берлин-Далем «Цыганка», Лувр, Париж «Мулат», Музей изобразительных искусств, Лейпциг все — около 1630). Он явно умеет справляться с любыми жизненными ситуациями. На лице ее – то ли улыбка, то ли отчаянная гримаса.
Это можно объяснить тем, что Франсуа был католиком, а с 1581 по 1585 год католикам в Антверпене запрещалось вступать в брак. Сама поверхность его холстов пронизана движением и трепетом красочных мазков. Прописаны лишь ее отдельные детали – например, воротники. Праздник отличался размахом и длительностью. Оно им схвачено и перенесено на полотно. Несмотря на всю парадность, портрет не потерял своего демократического характера.
Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. Адриана. Так же сову воспринимали и в Италии: на одной из средневековых иллюстраций к «Божественной комедии» на воротах ада сидят аж три совы.
Например, та, что держит веер и перчатки, – скорее всего, знатная особа. Долгое время имя этой женщины считали вымышленным, но сейчас мы располагаем документами, которые свидетельствуют о том, что Малле Баббе действительно существовала и в 1653 году была помещена в исправительный дом. Картина Малле Баббе проникнута особой атмосферой, которую можно назвать загадочной и даже мистической. Учился Халс у Кареля ван Мандера известного художника, поэта и биографа.
Впрочем, оборотной стороной многознания, усугублявшегося ночным образом жизни и бесшумностью полета, считалась связь с дьяволом. Ею «разорван» плоский холст. Луки. На самом деле дело обстояло абсолютно иначе. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св. Вот таким образом могли носить сколь угодно смелое декольте. В последней работе Халсу удается достичь сочетания единства и равнозначности героев.
Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей. Первое предположение напрашивается само собой. По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума.
Этот инструмент делали, натягивая на горло глиняного горшка свиной пузырь. Преувеличенно важной кажется и поза с выпяченным вперед животом. В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально—М. Объясняется это тем, что после Нидерландской революции 1566-1609 годов на территории Республики Соединенных провинций (официальное тогда название Голландии — северной части Нидерландов) господствующей религией стал протестантизм, то есть вариант христианства, при котором отвергалось, в частности, почитание священных образов и запрещалось украшать ими храмы.
Художник провел за мольбертом более полувека. Но потом его начинают забывать. В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. Испанские войска осаждали города, брали штурмом, разоряли.
Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. Наиболее же интересными его работы в этом виде портрета оказываются, когда он создает ситуацию естественного общения между персонажами — его «банкеты». К 1615 году он был уже довольно известным портретистом и, кроме того, писал жанровые сценки.
Жанровые сценки Жанровые сценки всегда пользовались популярностью в Голландии. Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр). Размер: 73х58, 5 (масло). Преступление действительно было заказным.
Революционная борьба против феодализма была неизбежно связана с борьбой против римско-католической церкви — этого, по словам Энгельса интернационального центра феодальной системы (См. Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме.
К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. Но и двухсот картин достаточно для того, чтобы говорить о Хальсе как об одном из лучших художников XVII века. Главными заказчиками стали не церковь, а деловитые голландские буржуа, которые хотели видеть в живописи себя и свою жизнь. В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ.
Его персонажи подкупают зрителя своей индивидуальностью и естественностью. Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. В этих портретах нас пленяет не портретное сходство, а выраженные в них идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. Чаще всего детские портреты становились у Хальса частью больших групповых портретов. На картине изображен человек (по всей видимости – не совсем трезвый), развлекающий детей игрой на так называемом "роммель-пот". Луки (Sint-Lucasgilde).
Нам остается лишь гадать об этом. Работа находится в частной коллекции в Лондоне. Георгия" (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра. В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи.
Образ, созданный Хальсом, подкупает зрителя своей свежестью и непосредственностью. Зная, что Хальс был близок к стрелковым обществам города Харлема, а в 1624 году состоял мушкетером роты св. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. Композиция едина, нет разложенности на части, как в ранних картинах подобного типа. Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия.
Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса. Родился Франс Халс в 1582 году в семье суконщика, в Антверпене, то есть во Фландрии. В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу. Во всяком случае, к чести работников МУРа и присоединившихся к ним сотрудников государственной безопасности преступники были пойманы и «возвращение» «Св.
Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней». Нам остается лишь гадать об этом. В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса.
Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Malle Babbe содержала одну из городских харчевен или портовых таверн. Георгия» все сидят вокруг стола и пребывают в любимом художником «застольном» состоянии. Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема).
Эти легендарные картины уже неоднократно экспонировались в ГМИИ им. «Новые» голландцы считали, что все язвы общества — пьянство, нищету, сумасшествие — следует прятать подальше от глаз, делая вид, что их не существует. Особенно это утверждение относится к данному портрету. Никак не подчеркнуто главенство полковника (сидящий крайним слева), наоборот, самой интересной фигурой становится капитан (в центре, с голубой лентой через плечо). Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником.
Георгия, мы не слишком погрешим против истины, если скажем, что «кавалер», скорее всего, был одним из соратников Хальса. Но для нас большой разницы в этом нет.
Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Праздники, подобные этому иногда растягивались на несколько дней, а все обильное угощение оплачивала городская казна. Характернейшим примером подобных работ может служить «Портрет Виллема ван Хейтхейзена». Харлемские мануфактуры производили богатые ткани в избытке. Например, четыре самые большие картины, написанные художником в 1627-39 годах, заказали ему именно они. Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку.
Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. В этот же период Халс Франс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа.
Они теперь в период между ярмарками стремились написать значительное количество небольших по размеру картин, охотно покупаемых бюргерами. Учился у К. ван Мандера (1600—03). Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски.
Крыло совы наряду с шерстью летучей мыши, ядом змеи и т. д. – непременная составляющая колдовских зелий, не случайно у Франса Халса на плече «харлемской ведьмы» Малле Баббе сидит сова. В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах. Они и без того были язычницами, лишенными даже малейшей надежды на спасение души. Дальше нам остается лишь строить предположения. К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников. 1650). Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов.
А. С. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Они осадили Антверпен и горожане капитулировали.
Была написана в период 1630-33 гг. Портрет не производит впечатление застывшего, статичного. Детские портретыХальсу был дан особый дар изображать детей. Учился у К. ван Мандера. Лука» и «Св.
Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным. Он состоятелен и независим, насмешлив и, пожалуй, полон апломба. В Харлем бежали иммигранты со всех сторон. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр.
Вторая жена Хальса происходила из самых низов, была неграмотной и, ко всему, отличалась скандальным характером. Последние его портреты написаны короткими мазками, одежда предельно схематизирована (словно и она уже становится лишней, мешает художнику сосредоточиться на лице человека). Хальс первым начал изображать героев жанровых сценок живыми, характерными людьми, а не "фигурами из карточной колоды". Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок. Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). Обремененность большой семьей не мешала ему вести весьма веселое существование, легко расставаясь с деньгами и постоянно влезая в долги, несмотря на большие заработки в течение длительного времени.
В начале 1630 годов были написаны портреты, которые можно назвать жанровыми, как, например, «Цыганочка». складывается зрелое живописное мастерство художника. В пользу «пивоваренной» версии происхождения «кавалера» говорит и то, что пивовары были непременными членами стрелковых обществ и числились среди постоянных заказчиков Хальса. В портретах 1620—30-х гг. Вероятнее всего, это – офицер.
Во времена борьбы за независимость и последующего национального подъема голландского общества особое значение приобрели групповые портреты офицеров стрелковых рот — военного объединения граждан, своего рода почетной бюргерской милиции. Первое предположение напрашивается само собой.
Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины. Но одновременно он словно забавляется своим положением "портретируемого". Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. А. и И. Остаде, Я. Стен и др. Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес). Получается почти комическое впечатление человека играющего не свою роль.
Буржуазия могла сокрушить феодальный строй, только опираясь на народные массы ибо они служили главными движущими силами в революционных выступлениях. Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем. c 30 апреля по 18 июля 2013 МоскваВыставка одной картины. То же самое можно сказать и о чопорных старухах, сидящих по краям стола.
Разными оказались и связующие компоненты: в одном случае это было льняное масло, в другом – яичный желток. Художник отражает момент, живое мгновение жизни.
Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Не стоит отбрасывать это предположение. Но в 1812 году по указу Александра I «Евангелисты» в числе других произведений были переданы в Таврическую губернию для декорирования церквей. Вплоть до начала XX века полотна считались утерянными.
Но для нас большой разницы в этом нет. В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. Он любил запечатлевать портретируемых в действии, в движении, в конкретной жизненной ситуации. Так, в «Мужском портрете» начала 1650 годов мы по-прежнему видим человека гордого, мужественного, энергичного. По тем временам это был очень смелый, революционный шаг.
Данное произведение является одним из знаковых во всём творчестве Франса Халса. Хальс экспериментировал также с позами заказчиков. Халс был дважды женат имел двенадцать детей, многие из которых также стали живописцами. Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда. Георгия» (1616), написанной в теплых тонах, характерными тяжелыми плотными мазками. В числе работ этого великого живописца много потрясающих полотен, но одной из самых заметных является картина «Малле Баббе» («Malle Babbe»).
Композиция стала спокойной и строгой. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами. Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись.
Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей. Нищета брала за горло.
Данное произведение является одним из знаковых во всём творчестве Франса Халса. Проведенная реставрация показала, что костюм, соответствующий моде 1640-х годов, написан поверх грубого плаща, а слева открылось изображение головы льва – атрибута евангелиста Марка. Творчество Франса Хальса Портрет женщины с веером, 1640-е Национальная галерея, Лондон Портрет мужчины с перчаткой 1650, Эрмитаж, Петербург Цыганка, 1628-1630 Музей Лувр, Париж Портрет юноши с черепом, 1628 Национальная галерея, Лондон Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры.
Честный труженик – будь то купец или ремесленник – любил нехитрую поучительность этих картинок. Ничто в его облике не говорит о религиозном самоотречении или фанатизме. Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. Известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св.
С полотен 10 – 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. Западноевропейская живопись VI – XVIII веков из музеев Украины». Во внешности женщин художник с остротой и безжалостностью фиксирует разрушительную работу старости над человеческим телом, которую, вероятно, болезненно ощущал на себе. Сборище чопорных старух с ханжескими, озлобленными, поблекшими ничтожными лицами и костлявыми кистями алчных рук кажется более организованным, в регентшах еще теплится привязанность к материальной стороне жизни. Обвинители утверждают, что Хальс изобразил регентов бездушными, черствыми людьми, а одного из них – вдобавок ко всему еще и пьяным. Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. Халс Франс.
Работа — героиня фильма — входит в серию «Четырех евангелистов». Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году. Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу. Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св.
В Голландии работало множество живописцев. Точка зрения взята снизу, уверенна его поза. А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена. Ранней манере Халс Франс («Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», 1627, см.
Это – один из самых "мажорных" портретов Хальса. Эти работы стали последними групповыми портретами в жизни Хальса, он работал над ними в возрасте восьмидесяти четырех лет. От портрета регентш веет безнадежностью и тлением. Картину "Горшечник-музыкант", 1618-22 исследователи очень долго считали копией. Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным. История полотна «Евангелист Марк» по сравнению с тремя другими картинами этого цикла наиболее драматична.
Размер: 73х58, 5 (масло). Лицо обрамляют легкие золотистые волны коротких волос. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме. Была написана в период 1630-33 гг. В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ.
Но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. У самого Халса тоже есть ряд таких произведений.
В 20-х гг. Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум). Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии.
С его именем связан расцвет национальной живописи. В 1620-х гг. Нам остается лишь делать предположения. Крупным планом в круг на золотистом светлом фоне помещена головка ребенка. Луки (этот святой почитаем художниками в качестве покровителя их профессии, поскольку написал первый портрет Богоматери). Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Но о нем лично известно немного. Именно такой – с птицей на плече, с пугающей ухмылкой и графином изобразил её Франс Халс, увековечив образ известной харлемской дамы на долгие и долгие столетия.
Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею. На губах играет легкая улыбка. Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение. Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент. Отсюда пошел термин «малые голландцы».
Георгия», 1639 все — Музей Ф. Халса, Харлем). илл. В настоящее время находится в Национальной галерее Берлина. Позднее, в 1773 году серия «Евангелисты» Франса Халса была целиком приобретена Екатериной II для коллекции Императорского Эрмитажа. Взгляд, направленный на зрителя, полон внимания интереса и доброжелательности.
Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование малых голландцев, то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть и за то и другое. Крус», около 1660, Старая пинакотека, Мюнхен) в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых», обе — 1664, Музей Ф. Халса, Харлем). На цыганок, однако, подобные указы не распространялись. Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте.
Халс Франс, Гальс (Hals), голландский художник, портретист. Никакие пертурбации в жизни ему не грозят.
1626 послужила одна из его дочерей. В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника. Таким же приемом написан белый кружевной воротник, освещенные волосы и перчатка. В конце 20-30-х гг.
Пробы были взяты из десяти разных мест картины. Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св. Обучившись профессии, принятый в гильдию Св. илл. ) свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков.
На лондонском аукционе в октябре 1972 года на продажу был выставлен «Портрет бородатого мужчины», который приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано. Была ли она ведьмой. Совсем по-другому выглядят офицеры Хальса. В 1610 г. Халс становится самостоятельным мастером и членом гильдии св. Круг сразу придает законченность портрету.
Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Известно также, что в 1653 году Малле Баббе была помещена в исправительный дом. Умер художник в 1666 году. "Смеющимся", кстати, кавалера назвали только в конце XIX века.
Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости. Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью. На заднем плане внимательный зритель видит выглядывающую из двери старуху. Халс много работает в жанре группового портрета. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа.
Кажется, что если бы в комнате были часы, мы услышали бы их тиканье. С холста на нас с легкой улыбкой смотрит молодая очаровательная женщина. Надвигается нищета, которая приводит мастера в богадельню. Волосы и берет повторяют первоначально заданную форму круга.
У них было одиннадцать детей. Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Картина поражает своей застывшей атмосферой. Чувство гордости новых хозяев страны Халс сумел подметить одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в 20-30-е годы. «Портрет Виллема Хейтхейссена» выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка, но присутствует в нём и некая пародия, шарж: слишком уж горделива осанка, слишком выпячен локоть, слишком далеко отставлена шпага – всё слишком, что и создаёт впечатление шаржа. 1620-1640 годы – время наивысшей популярности Халса.
В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков. А вот другие две регентши, возможно из более "низкого" звания. Жизнеутверждающий оптимизм мастера сменился глубоким раздумьем иронией, горечью, скептицизмом. В 1610 году онвступает в харлемскую гильдию св. Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он — офицер (об этом говорит шпага у пояса «кавалера»).
Этот портрет – один из самых знаменитых в истории западноевропейской живописи. В голландском обществе утверждаются новые вкусы. Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом).
Луки» состоялось в очень короткие сроки. Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. Домов терпимости, надо сказать имелось в пуританской Голландии более чем достаточно. Апостол — очень грузный человек с почти шарообразным, как можно себе представить по полуфигуре, телосложением, круглой же головой, широким, красным, самым простонародным лицом, обширной лысиной, нечесаными бородой и волосами. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св.
С необычайным старанием выписаны кружева воротника и манжет. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире. Здесь мастера интересует скорее не личность, а социальный типаж. Но бывали и исключения. Вполне вероятно, что на картине "Поющие мальчики" (вверху) Хальс изобразил своих сыновей, а моделью для "Поющей девочки", ок. Вероятно, этот молодой человек принадлежал к одной из состоятельных и уважаемых в городе семей.
Утрехтские караваджисты любили писать «домашние концерты» с нарядными юношами и разрумянившимися девицами, мастера галантных сценок — «уроки музыки» с жеманными ученицами и молодых женщин, скучающих над клавишами, а Хальс — актёров-любителей из клуба «риторов» (в котором состоял и сам) и трактирных музыкантов. Картины почти не заказывают. Если в 1630 годах мрачноватые нотки в восприятии мира и человека лишь изредка проскальзывали в работах художника, то в последние десятилетия из творчества стареющего мастера, наоборот исчезают веселые, жизнерадостные люди. Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона. От жизни великого художника нас отделяет чуть меньше четырехсот лет.
Мы можем понять это по ленте на плече и шпаге у пояса. В «Банкете офицеров роты Св. Но изображая людей разных сословий и питая ко всем симпатию, Халс всё-таки был художником, не стремившимся (или не умевшим) проникнуть во внутренний мир своих персонажей. Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену.
«В этот же период Халс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св. К середине 17 века ясно обозначаются сдвиги, происшедшие в голландском обществе по мере укрепления в нем позиций буржуазии, утратившей связи с народными массами, оно приобретает все более консервативный характер. Среди "неофитов" был и сам Хальс. Особенно показательны «Регентши» — композиция, если не считать служанки, образует дугу, замыкающуюся спереди жестами двух крайних фигур. Возможно именно это событие он и должен был увековечить групповым портретом. Мазок достигает возможного для Халса предела свободы и подвижности, краски — прозрачной текучести.
Этим достигнуто создание законченного образа. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире. Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре. Халс, кажется, более отстра-ненно, чем обычно, смотрит на свою героиню. В условиях торжества протестантизма образы этих святых могли быть написаны для частной часовни одного из харлемских бюргеров, приверженца традиционной католической веры (в Голландии это не возбранялось). В Норвегии обыкновенная неясыть была предвестником смерти, так как в издаваемых ею звуках слышались слова «оденься в белое» (то есть в саван).
наряду с портретами Халс Франс писал жанровые сцены и отдельные религиозные композиции («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—25, Музей западного и восточного искусства, Одесса). Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов.
В 1612 году стрелковая рота святого Георгия пополнилась новыми членами. Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах. Заметными густыми мазками неразведенной краски просто «вылеплено» лицо модели. В 1959 году две другие картины цикла – «Св. Широкий белый воротник модели еще больше привлекает внимание к выражению лица.
Его поза естественна и непринужденна. Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс — великий мастер европейского портрета. Портрет же был чрезвычайно популярен в Голландии иногда даже говорят о «портретомании» имевшей место в обществе и характерно, что два крупнейших художника — Рембрандт и Халс работают в этом жанре. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Позы, жесты разнообразны, все офицеры заслуживают отдельного внимания (ведь каждый платил за свою голову). Его произведения отличаются смелой новизной, могучим жизнелюбием.
Точно и умело рассчитаны все движения кисти. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. И это не удивительно.
Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. Гораздо более «халсовским» выглядит другое изображение того же Хейтхейзена, выполненное во второй половине 1630-х годов. Адриана.
О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. «Групповой портрет стрелковой роты св. Рукав "Улыбающегося кавалера" написан Хальсом с большим мастерством. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Франс Халс (1582/1583 – 1666) – знаменитый голландский художник. Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св. По словам французского художника и писателя Эжена Фромантена, «мастерство Халса несравненно, он это знает и любит, чтобы другие видели это».
И воротнички у них попроще и лица – не столь важные. Такое установление ввели ревностные протестанты, поднявшие в 1581 году восстание против испанцев. Старость, по мнению Халса, разрушает не только тело, но и душу человека. С большой симпатией художник изобразил маленькую девочку, похожую на ангелочка и ее няню. В. Алпатову, А. И. Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3. Спустя шесть лет он приобретает известность как портретист. Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени.
Правая, освещенная светом играет румянцем. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов. Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек.
Вероятно их было гораздо больше. Пушкина представляет малознакомое широкой публике полотно «Евангелист Марк» кисти выдающегося голландского мастера Франса Халса Старшего (1582-1666), который снискал известность благодаря большим групповым портретам членов стрелковых обществ и регентов госпиталей. Любопытный факт: первая их дочь по имени Сара появилась на свет спустя всего девять дней после свадьбы.
Портреты Хальса разнообразны по темам и образам.