Результаты однозначно свидетельствовали, что все пигменты использованные при написании лица, рук, фона и костюма (помимо воротника и манжет), соответствовали материалам, применявшимся живописцами XVII столетия. Луки (Sint-Lucasgilde). Композиция стала спокойной и строгой. Так проходит слава живописца по имени Франс Хальс. Его "Кормилица с ребенком", 1619-20 (на след.
Наполненность движением, живость, естественность ситуации — основополагающие черты лучших портретов Халса. Нам остается лишь гадать об этом.
Широкий белый воротник модели еще больше привлекает внимание к выражению лица. Среди таких портретов: Малле Баббе, Цыганка, Мулат, Мальчик-рыбак и многие другие. Эта забава очень нравится детям, они прямо-таки визжат от восторга. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. Вероятнее всего, это – офицер.
Хальс всего лишь следовал своему кредо: писать то, что видишь, ни на шаг не отступая от действительности. От жизни великого художника нас отделяет чуть меньше четырехсот лет. В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса). Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме.
Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах. Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. Георгия». Ранней манере художника (Банкет офицеров стрелковой роты св. Уникальные для своего времени произведения — вершина творчества Халса. Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени.
Оно вовсе не так нелепо, как может показаться на первый взгляд. Нам остается лишь гадать об этом. Чаще всего детские портреты становились у Хальса частью больших групповых портретов. Ничто в его облике не говорит о религиозном самоотречении или фанатизме.
В XVI веке искусство Голландии (в отличие от Испании, Италии и Франции) развивалось не в придворных центрах и великосветских салонах, а в маленьких провинциальных городках. Работа — героиня фильма — входит в серию «Четырех евангелистов». Работа Халса «Св. Голландский художник, выдающийся мастер портрета. Художник очень убедительно передает все оттенки настроения мужчины.
Во время его рождения не было мира на его родине. Испанские войска осаждали города, брали штурмом, разоряли. И воротнички у них попроще и лица – не столь важные. В условиях торжества протестантизма образы этих святых могли быть написаны для частной часовни одного из харлемских бюргеров, приверженца традиционной католической веры (в Голландии это не возбранялось).
стр. ) – выразительный тому пример. Но одновременно он словно забавляется своим положением "портретируемого". Франс Халс был преданным отцом и они продолжали иметь восемь детей.
Харлемские мануфактуры производили богатые ткани в избытке. Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена. Нам остается лишь делать предположения. Картину "Горшечник-музыкант", 1618-22 исследователи очень долго считали копией. Остающееся искусство, которое считали слишком «римско-католическим», было продано Корнелису Клэесзу ван Виринджену, такому же члену гильдии, при условии, что он удаляет его из города.
Цыганка — с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте — отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем, на заказных портретах Хальса. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Адриана. Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда.
Так проходит слава живописца по имени Франс Хальс. В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. Халс принял решение не пригладить конец к своей живописи, как большинство его современников сделало, но подражало живучести его предмета при помощи клеветы, линий, пятен, больших участков цвета и едва любых деталей. непосредственность и убедительность (Групповой портрет стрелковой роты св.
Плоть, которую он нарисовал, является pastose и полируемый, менее ясный, чем это впоследствии стало. 1664), которые являются шедеврами цвета, хотя, по сути, все кроме монохромов. Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре. А еще в «Групповом портрете стрелков роты святого Адриана» присутствовала абсолютно особая нотка добродушия и патриархальности, присущая лучшим голландским портретам. Таким же приемом написан белый кружевной воротник, освещенные волосы и перчатка.
А еще через год он женится. Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он – офицер (об этом говорит шпага у пояса "кавалера". Репутация Хальса тоже была небезупречной.
Пушкина представляет малознакомое широкой публике полотно «Евангелист Марк» кисти выдающегося голландского мастера Франса Халса Старшего (1582-1666), который снискал известность благодаря большим групповым портретам членов стрелковых обществ и регентов госпиталей. Также он мастерски передавал непринужденные позы и мимолетные жесты. Но потом его начинают забывать. Франс Халс нарисовал компанию три раза. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов.
Он 39не рисовал их до смерти39, как многие его современники сделали в их большой точности и усердии, требуемый ли их клиентами или нет. На заднем плане внимательный зритель видит выглядывающую из двери старуху. Поражает удивительная способность Халса залечат леть мгновенное, сиюминутное настроение человека, передать самые существенные и характерные черты его образа («Цыганка», 1628 «Малле Баббе» (1634). Правда, странная работа была в основном подавлена без underdrawings или underpainting (39живопись по сырому39), но большинство работ было создано в последовательных слоях, как было обычно в то время.
По традиции каждая из них иллюстрировала какой-нибудь порок или добродетель. Луки. Хальс экспериментировал также с позами заказчиков. Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею. А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра.
предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне (Стрелковая гильдия св. Адриана и др. ) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Наконец, считалось, что каждый человек обязан уметь трудиться так, чтобы обеспечивать себя и свою семью. Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем. Особенно показательны «Регентши» — композиция, если не считать служанки, образует дугу, замыкающуюся спереди жестами двух крайних фигур.
У Халса необычайно свободная, размашистая манера письма, уверенность рисунка, сероватый, но энергичный и гармоничный колорит, удивительная виртуозность накладки тонов. Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок.
Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. А. С. Художник отражает момент, живое мгновение жизни.
Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс. Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски.
Этот инструмент делали, натягивая на горло глиняного горшка свиной пузырь.
Удалось ему и польстить самолюбию заказчика (по всей видимости – отца девочки). Гораздо более «халсовским» выглядит другое изображение того же Хейтхейзена, выполненное во второй половине 1630-х годов. Учился у К. ван Мандера. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. Так, в «Мужском портрете» начала 1650 годов мы по-прежнему видим человека гордого, мужественного, энергичного. Портрет же был чрезвычайно популярен в Голландии иногда даже говорят о «портретомании» имевшей место в обществе и характерно, что два крупнейших художника — Рембрандт и Халс работают в этом жанре.
Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью. И здесь излюбленным приемом художника была улыбка. Он выиграл много комиссий для свадебных портретов (муж традиционно расположен слева и жена, расположенная справа).
Вот таким образом могли носить сколь угодно смелое декольте. Это — один из самых «мажорных» портретов Хальса. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Он явно умеет справляться с любыми жизненными ситуациями.
Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. В браке родится пять сыновей и все пойдут по стопам отца – станут портретистами.
В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков. В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. Но изображая людей разных сословий и питая ко всем симпатию, Халс всё-таки был художником, не стремившимся (или не умевшим) проникнуть во внутренний мир своих персонажей. Георгия» (1616), написанной в теплых тонах, характерными тяжелыми плотными мазками. На картине изображен человек (по всей видимости – не совсем трезвый), развлекающий детей игрой на так называемом "роммель-пот". Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Георгия (1616), показывают ему как осторожного чертежника, способного к большому концу, все же энергичному кроме того.
В начале 1630 годов были написаны портреты, которые можно назвать жанровыми, как, например, «Цыганочка». С 40-х гг. Во время этого периода он нарисовал портрет во всю длину мадам ван Берестеин (Лувр) и портрет во всю длину Виллема ван Хеизуизена, облокачивающегося на меч. Модель производит впечатление спокойной уверенности в себе и жизнерадостности. "Смеющимся", кстати, кавалера назвали только в конце XIX века.
Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. Вполне возможно, что он не относился именно к роте св. Тогда ещё абсолютно неизвестный художник только начинал попытки создания первых шедевров. Пушкина, последний раз летом 2012 года в рамках выставки «Возвращение «Святого Луки».
Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Это было своего рода выражение оптимизма, пользовавшееся колоссальным успехом у современников.
Изображал ли художник низы общества, нищих рыбаков, озорных мальчишек, молодцеватых голландских офицеров или писал заказные портреты преуспевающей буржуазии, везде он следовал жизненной правде в раскрытии естественной сущности человека, его характера и эмоций. К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. Зато фон и тени прописаны полупрозрачной краской. Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема).
Халс, кажется, более отстра-ненно, чем обычно, смотрит на свою героиню. Халс был дважды женат имел двенадцать детей, многие из которых также стали живописцами. В 1624 году Хальс написал своего знаменитого "Улыбающегося кавалера". ван Хейтхейзен, около 1625-36, Государственный музей, Вадуц) до деклассированных элементов, выступающих в трактовке мастера как воплощение неистощимой жизненной энергии народа (Цыганка, Лувр, Мулат, Музей изобразительных искусств, Лейпциг, – оба около 1630). Была ли она ведьмой.
А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия.
В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам. Его произведения отличаются смелой новизной, могучим жизнелюбием. В браке родится пять сыновей и все пойдут по стопам отца – станут портретистами.
наряду с портретами Халс создаёт жанровые сцены, религиозные композиции (Евангелист Лука, Евангелист Матфей, около 1623-25, – обе в Музее западного и восточного искусства, Одесса), в которых святым придан облик людей из народа. Он находится в частной коллекции. Родился Франс Халс в 1582 году в семье суконщика, в Антверпене, то есть во Фландрии. Точно и умело рассчитаны все движения кисти. Художник провел за мольбертом более полувека. Элизабет Gasthuis и в его портрете 1639 года в Амстердаме. На лице ее – то ли улыбка, то ли отчаянная гримаса.
К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников. Это можно объяснить тем, что Франсуа был католиком, а с 1581 по 1585 год католикам в Антверпене запрещалось вступать в брак. Внимательный взгляд кареглазого ребенка обращен на что-то любопытное вверх и вправо. Крупным планом в круг на золотистом светлом фоне помещена головка ребенка. Позы, жесты разнообразны, все офицеры заслуживают отдельного внимания (ведь каждый платил за свою голову).
Последние его портреты написаны короткими мазками, одежда предельно схематизирована (словно и она уже становится лишней, мешает художнику сосредоточиться на лице человека). Харлемский художник портрета, Джоханнс Верспронк, один приблизительно из 10 конкурирующих портретистов в Харлеме в то время, возможно учился в течение некоторого времени с Халсом. Правая, освещенная светом играет румянцем. Образ, созданный Хальсом, подкупает зрителя своей свежестью и непосредственностью.
По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. И в это время им написаны многие двойные портреты супружеских пар: муж на левом портрете, а жена – на правом. От жизни великого художника нас отделяет чуть меньше четырехсот лет.
В пользу «пивоваренной» версии происхождения «кавалера» говорит и то, что пивовары были непременными членами стрелковых обществ и числились среди постоянных заказчиков Хальса. Единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику. Например, та, что держит веер и перчатки, – скорее всего, знатная особа. Эти легендарные картины уже неоднократно экспонировались в ГМИИ им.
Домов терпимости, надо сказать имелось в пуританской Голландии более чем достаточно. Во время его рождения не было мира на его родине. Первое предположение напрашивается само собой.
Круг сразу придает законченность портрету. Вероятно их было гораздо больше. Обучившись профессии, принятый в гильдию Св.
Ситуация позирования не вполне оставлена Халсом: многие повернуты к нам лицом (впрочем, это объясняется и характерным для мастера желанием активного общения со зрителем), трое знаменосцев не вполне, быть может, уместно держат штандарты. Георгия" (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра. Георгия, мы не слишком погрешим против истины, если скажем, что «кавалер», скорее всего, был одним из соратников Хальса. Георгия, 1639, – оба произведения в Музее Ф. Халса, Харлем). Оставленный лишенный, ему дал ренту 200 флоринов в 1664 муниципалитет. Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия. Отсюда пошел термин «малые голландцы».
Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. В «Банкете офицеров роты Св. Волосы и берет повторяют первоначально заданную форму круга.
В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником. По тем временам это был очень смелый, революционный шаг. В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни. «Новые» голландцы считали, что все язвы общества — пьянство, нищету, сумасшествие — следует прятать подальше от глаз, делая вид, что их не существует.
Ею «разорван» плоский холст. Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса. Можно добавить, что приключение даже пошло на пользу картине, по возвращении ей были выправлены загнутые края и она, таким образом, обрела первоначальный формат (реставратор С. С. Чуриков). «В этот же период Халс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св. Композиция едина, нет разложенности на части, как в ранних картинах подобного типа. И тем не менее он стал фигурой всеевропейского значения: он показал, что можно стать великим художником, будучи портретистом преимущественно одного слоя голландского общества — бюргерства. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире.
Халс был также членом местной палаты риторики и в 1644 он стал председателем Гильдии Св. Лука» и «Св. Георгия (с различными портретами) и того же самого ополчения в 1627 и Банкета Чиновников Ополчения Св.
Надвигается нищета, которая приводит мастера в богадельню. В этих портретах нас пленяет не портретное сходство, а выраженные в них идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. Франс Халс, «Евангелист Марк»ГМИИ им. Жил и работал в Харлеме. Западноевропейская живопись VI – XVIII веков из музеев Украины». «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» – единственный портрет, где супруги изображены вместе.
В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах. Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником. Не стоит отбрасывать это предположение. У современников его искусство не получило особенно широкого признания. Он состоятелен и независим, насмешлив и, пожалуй, полон апломба. Цыганка – с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте – отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем на заказных портретах Хальса.
Его произведения находятся в различных музеях мира: в Берлинском музее, в Амстердамской и Кассельской галереях, в Дрезденской, Венской и Лондонской галереях, 3 работы в Лувре. Есть работы Халса и в России: 4 портрета хранятся в Государственном Эрмитаже в Петербурге. Его творчество занимает почётное место в голландской живописи. Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. Обе этих картины уравнены другим Банкетом Чиновников Ополчения Св.
Но для нас большой разницы в этом нет. Его портреты были самые разные: частные интимные, совсем маленькие (предназначенные для гравирования) и большие заказные (в том числе групповые). Эти светлые пятна не оживляют картину, а, напротив, привносят в нее что-то траурное.
Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св.
Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум). Учился Халс у Кареля ван Мандера известного художника, поэта и биографа. Благодаря такой улыбке все на портретах выглядели здоровыми, крепкими и жизнерадостными. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов.
Во всяком случае, к чести работников МУРа и присоединившихся к ним сотрудников государственной безопасности преступники были пойманы и «возвращение» «Св. Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел. Оба портрета художник создал по заказу Попечительского совета приюта для престарелых, а вовсе не из собственного "желания отомстить".
Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. Малле Баббе, содержательницу одной из городских харчевен, называли за глаза «харлемской ведьмой». Честный труженик – будь то купец или ремесленник – любил нехитрую поучительность этих картинок. В его состоянии совершенно отсутствует интеллектуальное напряжение (его у персонажей Халса почти не бывает) — это интимные, лирически-грустные воспоминания об учителе и давних событиях. В 1610 году онвступает в харлемскую гильдию св.
Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т. к. Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни. Адриана.
Дальше нам остается лишь строить предположения. Он был голландским живописцем Золотого Века, который практиковал близкий реализм с радикально бесплатным подходом. Но, быть может, Хальс создавал свои шедевры прямо на холсте, без подготовительных этюдов. Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс — великий мастер европейского портрета.
психологические характеристики в портретах Халса углубляются (Регенты госпиталя св. Евангелисты — едва ли не единственное обращение художника к религиозной тематике. Хэдриана 1633. Его персонажи подкупают зрителя своей индивидуальностью и естественностью. По костюмам женщин мы не можем понять, к какому слою общества принадлежит каждая из них. Вот таким образом, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем.
Вплоть до начала XX века полотна считались утерянными. В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св. Все персонажи этих сценок (например, пьяница) были стереотипными. Он стал популярным живописцем портрета и нарисовал богатых Харлема в особых случаях. 1650).
Но бывали и исключения. В 1600-03 годах Франс Халс обучался искусству живописи у Карела ван Мандера. Именно эмблему Меркурия художник изобразил между прорезями рукава кавалера. Вполне возможно, что он не относился именно к роте св.
Ведь Хальс был рисовальщиком высочайшего уровня. Луки» состоялось в очень короткие сроки. А еще через год он женится. Сын фламандского ткача, Халс с раннего детства жил в Харлеме. Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году. По словам французского художника и писателя Эжена Фромантена, «мастерство Халса несравненно, он это знает и любит, чтобы другие видели это». Наиболее же интересными его работы в этом виде портрета оказываются, когда он создает ситуацию естественного общения между персонажами — его «банкеты».
Если ранее в подобных композициях господствовала изокефалия (равноголовие), то теперь от нее не осталось и следа. В Харлем бежали иммигранты со всех сторон. Уже в 17-м веке люди были поражены живучестью портретов Франса Халса. К середине 17 века ясно обозначаются сдвиги, происшедшие в голландском обществе по мере укрепления в нем позиций буржуазии, утратившей связи с народными массами, оно приобретает все более консервативный характер. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св.
Портретист. Прописаны лишь ее отдельные детали – например, воротники. Таким образом, фигура рельефно выступает из полотна и приближается к зрителю. складывается зрелое живописное мастерство художника. Никак не подчеркнуто главенство полковника (сидящий крайним слева), наоборот, самой интересной фигурой становится капитан (в центре, с голубой лентой через плечо).
Рукав "Улыбающегося кавалера" написан Хальсом с большим мастерством. Придавая динамику фигуре, Хальс придавал ее и лицу.
Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным. Этим достигнуто создание законченного образа. Заметными густыми мазками неразведенной краски просто «вылеплено» лицо модели. c 30 апреля по 18 июля 2013 МоскваВыставка одной картины. Позже, он стал более эффективным, показал больше свободы руки и большую команду эффекта.
Чувство гордости новых хозяев страны Халс сумел подметить одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в 20-30-е годы. «Портрет Виллема Хейтхейссена» выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка, но присутствует в нём и некая пародия, шарж: слишком уж горделива осанка, слишком выпячен локоть, слишком далеко отставлена шпага – всё слишком, что и создаёт впечатление шаржа. 1620-1640 годы – время наивысшей популярности Халса. Испанские войска осаждали города, брали штурмом, разоряли. История полотна «Евангелист Марк» по сравнению с тремя другими картинами этого цикла наиболее драматична. Но в 1812 году по указу Александра I «Евангелисты» в числе других произведений были переданы в Таврическую губернию для декорирования церквей.
Возможно, факт его совершения человеком, явно имевшим доступ в музей, в свою очередь, облегчил сыщикам задачу «вычисления» злоумышленников. Позднее, в 1773 году серия «Евангелисты» Франса Халса была целиком приобретена Екатериной II для коллекции Императорского Эрмитажа. Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс. Кстати, возможно, удивительная непосредственность портретов и жанровых сценок Хальса объясняется именно тем, что он писал их без подготовительных набросков, "по живому". Возможно именно это событие он и должен был увековечить групповым портретом. Все в этой женщине просто и все прекрасно.
Спустя шесть лет он приобретает известность как портретист. Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение. Таковы его картины «Веселый собутыльник», «Лейпциг», «Мулат», «Амстердам», «Улыбающийся офицер». У самого Халса тоже есть ряд таких произведений.
Первая значительная работа Халса – «Групповой портрет стрелковой роты святого Георгия», на котором изображена полная движения группа предающихся веселью людей, фигуры которых вылеплены яркими сочными мазками – все это было новым в голландской живописи того времени. Они и без того были язычницами, лишенными даже малейшей надежды на спасение души. Хальс написал этих женщин, ответственных за попечительство над престарелыми одинокими людьми, предельно честно. В 1959 году две другие картины цикла – «Св.
Рештратен не был только студентом (Харлемские архивы содержат заверенный нотариально документ, который поддерживает этот факт), но он также стал зятем Халса, когда он женился на своей дочери Адриэентдж. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование малых голландцев, то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть и за то и другое. Старость, по мнению Халса, разрушает не только тело, но и душу человека.
Надвигается нищета, которая приводит мастера в богадельню. В конце 20-30-х гг. С большой симпатией художник изобразил маленькую девочку, похожую на ангелочка и ее няню.
Также писал много групповых портретов и двойных портретов супружеских пар, то есть две картины, на одной из которых – супруга, на другой – супруг. Город богател и стал проявлять большой интерес к искусству. С его именем связан расцвет национальной живописи. Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности.
Персонажи Хальса на заказанных индивидуальных портретах лишены внутренней сосредоточенности и самоуглубления, они выразительны, потому, что в них «схвачена» реакция на окружающее и взаимодействие с ним. Халс захватил, с редкой интуицией, момент в жизни его предметов. В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника.
Не было возможно подтвердить это. Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр). Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. Жанровые сценки работы Хальса пользовались большой популярностью и шли нарасхват у владельцев бесчисленных харлемских пивных и трактиров.
А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. обычно образы здесь выступают среди привычных предметов, в привычной ситуации: портреты государственных лиц, решающих государственные дела портреты матрон с розовой или желтой кожей, в белых чепцах, в черных шерстяных или шелковых платьях, обсуждающих бюджет или богадельни. На губах играет легкая улыбка. Халс Франс, Гальс (Hals) (родился между 1581-1585 – умер 1666), голландский художник.
Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами. С полотен 10 – 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. Город богател и стал проявлять большой интерес к искусству. Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах. Совсем по-другому выглядят офицеры Хальса.
Это прозвище она получила за демонический смех, а еще за сову, что вечно сидела у нее на плече. В эмоциональном состоянии, полном динамики, он улавливал наиболее характерные индивидуально-выразительные черты моделей и видел в этом сгусток пойманной жизни, сердцевину образа («Цыганка», «Малле Бабе»).
Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Праздники, подобные этому иногда растягивались на несколько дней, а все обильное угощение оплачивала городская казна. Главное достижение голландского искусства в этот период – в станковой живописи. В 1612 году стрелковая рота святого Георгия пополнилась новыми членами.
Сама поверхность его холстов пронизана движением и трепетом красочных мазков. Например, четыре самые большие картины, написанные художником в 1627—39 годах, заказали ему именно они. Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. А вот другие две регентши, возможно из более "низкого" звания. Обучившись профессии, принятый в гильдию Св. Герой изображен не просто сидящим, но раскачивающимся на стуле, который стоит в самом неустойчивом положении — на двух ножках.
На цыганок, однако, подобные указы не распространялись. Он поднял бокал, приветствуя собравшихся. Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины. Живой и захватывающий, техника может казаться «якобы небрежной» – люди часто думают, что Халс 39бросил39 свои работы 39в один бросок39 (aus einem Guss) на холст. Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей. Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620–1640 годы.
В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. Вот таким образом, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем. Много художников поехали в Музей Франса Халса в Харлеме (с 1913 на Groot Heiligland и перед этим в Ратуше), где несколько из его наиболее важных работ сохранены. Портрет не производит впечатление застывшего, статичного.
С 1610 работал реставратором в составе художников гильдии святого Луки. Он работал над их большой коллекцией произведений искусства, которую Карел ван Мандер описал в своем Schilderboeck («Книга Живописца187) изданный в Харлеме в 1604. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни.
Георгия» все сидят вокруг стола и пребывают в любимом художником «застольном» состоянии. Картина поражает своей застывшей атмосферой. Здесь мастера интересует скорее не личность, а социальный типаж. Праздник отличался размахом и длительностью. Оно им схвачено и перенесено на полотно.
В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ. Lovis Коринф по имени Халс как его самое большое влияние. Но о нем лично известно немного.
Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности. Точка зрения взята снизу, уверенна его поза. Никакие пертурбации в жизни ему не грозят. На самом деле дело обстояло абсолютно иначе. В 1610 г. Халс становится самостоятельным мастером и членом гильдии св.
Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме. В Голландии работало множество живописцев. Лицо обрамляют легкие золотистые волны коротких волос. Чем старше становился художник, тем мрачнее становились краски на его картинах. Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен.
Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Это впечатление не правильно. Благодаря акценту на какой-то детали или «недосказанности» другой, характерному мазку и яркой поверхности даже непримечательные модели превращались в высокохудожественный образ.
Персонажи сохраняют равноправие, любая регентша не может быть обойдена вниманием зрителя. Жанровые сценки Жанровые сценки всегда пользовались популярностью в Голландии. В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей. Умер художник в 1666 году.
Луки (этот святой почитаем художниками в качестве покровителя их профессии, поскольку написал первый портрет Богоматери). Тело занимает диагональное, то есть самое динамичное, положение, грудь, ноги, голова развернуты к нам под разными углами. Мы можем понять это по ленте на плече и шпаге у пояса.
Взгляд, направленный на зрителя, полон внимания интереса и доброжелательности. В ней он и умирает. "Музыкант" водит по пузырю кончиком сухой камышинки издающей при этом отвратительный скрежещущий звук. Таким образом, специфичность портретов Хальса состоит в точно подмеченной индивидуальности, в жизненной силе и непосредственности образа и импровизационной манере письма. Вряд ли здесь имеет место умышленная ирония художника. Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии.
Работа находится в частной коллекции в Лондоне. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Инвентарь собственности захватил упоминания только три матраса и подушки, шкаф, стол и пять картин (они были один, его сыновья, ван Мандр и Маартен ван Хеемскерк). В голландском обществе утверждаются новые вкусы. В его Де Гроте Шубюргхе (1718–21), Арнольд Хоубрэкен упоминает Philips Wouwerman, Адриена Брауэра, Питера Геррицца ван Рештратена, Адриэена ван Остэйда и Дирка ван Делена как студенты.
Картины почти не заказывают. Масштаб изготовления и потребления пива в Голландии был в XVII веке таков, что учитель Хальса Карел ван Ман-дер называл алкоголизм «повальной болезнью голландцев».
Первое предположение напрашивается само собой. Но о нем лично известно немного. Особенно это утверждение относится к данному портрету.
Вполне вероятно, что на картине "Поющие мальчики" (вверху) Хальс изобразил своих сыновей, а моделью для "Поющей девочки", ок. Характернейшим примером подобных работ может служить «Портрет Виллема ван Хейтхейзена». Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Картины почти не заказывают. Детские портретыХальсу был дан особый дар изображать детей. Была ли она ведьмой.
Это – один из самых "мажорных" портретов Хальса. В 20-х гг. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. Луки. Халс много работает в жанре группового портрета.
Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. А. С. Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона. Персонажи на них обыкновенно изображаются стоящими в ряд, откровенно позирующими. Долгое время имя этой женщины считали вымышленным, но сейчас мы располагаем документами, которые свидетельствуют о том, что Малле Баббе действительно существовала и в 1653 году была помещена в исправительный дом. Среди "неофитов" был и сам Хальс.
Возможно, картину, нетипичную для художника по сюжету, последующие владельцы хотели сделать более «халсовской», превратив ее в портрет. В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. В поздних работах художника, построенных на строгих, напряжённых контрастах чёрных и белых тонов, оттенённых редкими красно-коричневыми пятнами (Мужчина в чёрной одежде, около 1650-52, ГЭ), нередко проявляется чувство безысходности и пессимизма (Регентши приюта для престарелых, 1664, Музей Ф. Халса, Харлем). Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо. В Харлем бежали иммигранты со всех сторон. Создается впечатление, что художник застал их врасплох во время веселого дружеского обеда. Нужно сказать, что в реальности преступникам не пришлось разрабатывать столь хитроумные комбинации, как в кино, так как основной исполнитель был сотрудником ГМИИ — реставратором имевшим доступ в здание. Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов.
Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. Заказчиками художников выступали купцы, врачи, учителя, проповедники, ювелиры, граверы, мелкие ремесленники и даже крестьяне. Спустя два века после его смерти, Халс принял много 39посмертных39 студентов.
Яркие губы красивого рисунка плотно сжаты. Кажется, что если бы в комнате были часы, мы услышали бы их тиканье. Они осадили Антверпен и горожане капитулировали. Этот портрет – один из самых знаменитых в истории западноевропейской живописи. Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости.
Один изображает неизвестного молодого человека его исполнение превосходно, но вместе с тем мастер не скрывает, что портретируемый вполне зауряден. Спустя шесть лет он приобретает известность как портретист. Изменилось отношение буржуазных заказчиков к художникам- реалистам.
Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным. У них было одиннадцать детей. Несмотря на всю парадность, портрет не потерял своего демократического характера. Свои самые глубокие работы Хальс создал уже в старости. На лондонском аукционе в октябре 1972 года на продажу был выставлен «Портрет бородатого мужчины», который приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано.
Но для нас большой разницы в этом нет. Старость Халс проводит в глубокой бедности, получая пенсию. Объясняется это тем, что после Нидерландской революции 1566-1609 годов на территории Республики Соединенных провинций (официальное тогда название Голландии — северной части Нидерландов) господствующей религией стал протестантизм, то есть вариант христианства, при котором отвергалось, в частности, почитание священных образов и запрещалось украшать ими храмы. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету.
Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св. Уродливая старуха с горящим хитрецой взглядом, резко обернувшись и широко оскалившись, словно отвечает кому-то из завсегдатаев своего кабачка. С холста на нас с легкой улыбкой смотрит молодая очаровательная женщина.
Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. Известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. С необычайным старанием выписаны кружева воротника и манжет. Йориса. Пробы были взяты из десяти разных мест картины. Получается почти комическое впечатление человека играющего не свою роль.
Внимательно разглядывая рукав, мы можем выделить два основных типа мазка. Его поза естественна и непринужденна. Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. О детях самого Хальса (а он был многодетным и чадолюбивым отцом) его современник Ханс Хоубракен писал, что они "отличаются живостью, любознательностью, очень любят пение и музыку".
К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. Адриана, 1633, Офицеры стрелковой роты св. Богато расшитое платье и кружевной чепец ребенка написаны очень искусно и реалистично. В «Групповом портрете стрелков гильдии святого Адриана» традиционная горизонталь композиции окончательно ломается.
В последней работе Халсу удается достичь сочетания единства и равнозначности героев. Халс любил подчёркивать в портретах своих соотечественников пафос самоутверждения.
Преступление действительно было заказным. Дальше нам остается лишь строить предположения. То же самое можно сказать и о чопорных старухах, сидящих по краям стола.
1626 послужила одна из его дочерей. Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он — офицер (об этом говорит шпага у пояса «кавалера»). Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу.
Кроме расположения людей, свободно сгруппированных вокруг стола в самых разнообразных позах и поворотах (в фас, профиль, три четверти), Хальс подчеркивает движение всеми имеющимися художественными средствами. В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу. Преувеличенно важной кажется и поза с выпяченным вперед животом.
Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Кроме портретов, Франс Халс писал жанровые сцены, картины с религиозным мотивом. Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620 – 1640 годы. Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение. Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св.
В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ. Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. Дженскерке в Харлеме.
В ней он и умирает. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней». Их крупные кудри низко спускаются на лоб, показывая красоту формы бровей. Так на девятом десятке лет больной, одинокий и нищий художник создает свои самые драматические и самые изысканные по мастерству произведения.
В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником. Луки. Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом).
Разными оказались и связующие компоненты: в одном случае это было льняное масло, в другом – яичный желток. Нищета брала за горло. Но потом его начинают забывать.