Таким образом, фигура рельефно выступает из полотна и приближается к зрителю. Вот таким образом, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем. Эти светлые пятна не оживляют картину, а, напротив, привносят в нее что-то траурное. Вполне вероятно, что в свое время они существовали, а потом просто были выброшены за ненадобностью или утеряны. Каждый одинок, каждый существует сам по себе.
Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620 – 1640 годы. В эмоциональном состоянии, полном динамики, он улавливал наиболее характерные индивидуально-выразительные черты моделей и видел в этом сгусток пойманной жизни, сердцевину образа («Цыганка», «Малле Бабе»). Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена. Кроме расположения людей, свободно сгруппированных вокруг стола в самых разнообразных позах и поворотах (в фас, профиль, три четверти), Хальс подчеркивает движение всеми имеющимися художественными средствами.
На заднем плане внимательный зритель видит выглядывающую из двери старуху. Мулат (Музей изобразительных искусств, Лейпциг), Цыганка (Лувр, Париж), Мальчик-рыбак (Королевский музей изящных искусств, Антверпен все работы – ок. Словом, всем тем, кто оказался выброшен на обочину жизни.
Видно, что заказчик – состоятельный и пышущий здоровьем человек – старается держаться величаво. Безволие и полное душевное опустошение читаются в их облике. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. Левая часть лица находится в тени, которая позволяет отчетливее вылепить овал юного лица и подбородок с ямочкой. Городской Совет назначил ему пенсию – но очень скромную, с ее помощью нельзя было даже покрыть долги. Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема). Зато фон и тени прописаны полупрозрачной краской.
Праздник отличался размахом и длительностью. наряду с портретами Халс создаёт жанровые сцены, религиозные композиции (Евангелист Лука, Евангелист Матфей, около 1623-25, – обе в Музее западного и восточного искусства, Одесса), в которых святым придан облик людей из народа. Надвигается нищета, которая приводит мастера в богадельню. Он поднял бокал, приветствуя собравшихся.
За два года до смерти, в 1664 году, были написаны Хальсом портреты регентов и регентш (попечителей) харлемского приюта для престарелых (Харлем, музей). В 20-х гг. В нем находилось место и нищим и калекам и бездомным демобилизованным солдатам.
Нам остается лишь делать предположения. Адриана (1627 и 1633) и св. Приехав в Харлем, учился (ок. В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент.
Вероятно их было гораздо больше. Но одновременно он словно забавляется своим положением "портретируемого". Он явно умеет справляться с любыми жизненными ситуациями. психологические характеристики в портретах Халса углубляются (Регенты госпиталя св. В 1624 году Хальс написал своего знаменитого "Улыбающегося кавалера".
Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году. Именно эмблему Меркурия художник изобразил между прорезями рукава кавалера. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование малых голландцев, то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть и за то и другое.
В ней он и умирает. Никакие пертурбации в жизни ему не грозят. Вплоть до начала XX века полотна считались утерянными. Роскошный костюм офицера недвусмысленно намекает нам на его социальное положение. Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени.
И воротнички у них попроще и лица – не столь важные. Однако персонажи чутко выражают динамические превратности бытия: один и тот герой (В. Картина поражает своей застывшей атмосферой. Ведь Хальс был рисовальщиком высочайшего уровня. Главное достижение голландского искусства в этот период – в станковой живописи.
Творчество Хальса, сформировавшееся в атмосфере послереволюционных лет, стало одним из ярчайших выражений демократического духа голландской буржуазной культуры в период ее становления. Благодаря акценту на какой-то детали или «недосказанности» другой, характерному мазку и яркой поверхности даже непримечательные модели превращались в высокохудожественный образ.
Пушкина представляет малознакомое широкой публике полотно «Евангелист Марк» кисти выдающегося голландского мастера Франса Халса Старшего (1582-1666), который снискал известность благодаря большим групповым портретам членов стрелковых обществ и регентов госпиталей. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Неизвестный изображенный на картине из ленинградского Эрмитажа (50-е гг. ), еще чувствует свои силы, свои возможности, но в нем уже нет ни радости, ни веры.
Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником. Кроме того, в освободившейся в 1609 году от испанского владычества Голландии резко вырос спрос на бытовые и жанровые сценки. До нас не дошло рисунков или набросков, которые можно было бы с уверенностью приписать Хальсу. Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу. Вполне возможно, что он не относился именно к роте св.
Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Франс Халс, «Евангелист Марк»ГМИИ им. Но бывали и исключения.
Хальс блестяще преодолевает трудности группового портрета. И здесь излюбленным приемом художника была улыбка. Георгия, а являлся членом, скажем, стрелковой роты св.
"Смеющимся", кстати, кавалера назвали только в конце XIX века. Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах.
По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. Например, та, что держит веер и перчатки, – скорее всего, знатная особа.
Испанские войска осаждали города, брали штурмом, разоряли. С необычайным старанием выписаны кружева воротника и манжет. Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме. Но о нем лично известно немного. Халс любил подчёркивать в портретах своих соотечественников пафос самоутверждения. Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения.
Результаты однозначно свидетельствовали, что все пигменты использованные при написании лица, рук, фона и костюма (помимо воротника и манжет), соответствовали материалам, применявшимся живописцами XVII столетия. Он находится в частной коллекции. 1600–1603) у К. ван Мандера в 1610 был принят в местную гильдию художников («гильдию святого Луки»). В голландском обществе утверждаются новые вкусы. Точно и умело рассчитаны все движения кисти.
Цыганка – с непокрытой головой (верх неприличия), распущенными волосами и смелым декольте – отчаянно не похожа на чопорных и сухих добродетельных матрон, которых мы во множестве встречаем на заказных портретах Хальса. Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо. В Голландии заказывались также групповые портреты старшин различных объединений, попечителей госпиталей, богаделен, врачей, чья профессия уважалась и ценилась. Крупным планом в круг на золотистом светлом фоне помещена головка ребенка. А. С.
Хальс экспериментировал также с позами заказчиков. У современников его искусство не получило особенно широкого признания. Но улыбка для Хальса была не только средством оживления лиц, она имела для него и глубокий психологический смысл. Изысканность колорита и общего Живописного решения как бы внутренне аристократизировала персонажи Хальса – приоткрывала в образе новые грани, которые духовно усложняли и обогащали его.
Напротив, в образе содержательницы трактира (Малле Баббе, ок. Мазок достигает возможного для Халса предела свободы и подвижности, краски — прозрачной текучести. Это можно объяснить тем, что Франсуа был католиком, а с 1581 по 1585 год католикам в Антверпене запрещалось вступать в брак. Возможно именно это событие он и должен был увековечить групповым портретом. Мы можем понять это по ленте на плече и шпаге у пояса. Акцентировка какой-нибудь детали или «недосказанность» другой, характер мазка и красочной поверхности помогали создать выразительный художественный образ из порой ничем не примечательной модели.
Последние его портреты написаны короткими мазками, одежда предельно схематизирована (словно и она уже становится лишней, мешает художнику сосредоточиться на лице человека). Многие второсортные художники зарабатывали на жизнь тем, что копировали на заказ работы Хальса – такие, например, как "Масленичное гулянье". Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок.
По словам французского художника и писателя Эжена Фромантена, «мастерство Халса несравненно, он это знает и любит, чтобы другие видели это». Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею. Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св. С 1610 работал реставратором в составе художников гильдии святого Луки.
Георгия» (1616), написанной в теплых тонах, характерными тяжелыми плотными мазками. А вот другие две регентши, возможно из более "низкого" звания. Модель производит впечатление спокойной уверенности в себе и жизнерадостности.
Георгия». Но для нас большой разницы в этом нет. Эта забава очень нравится детям, они прямо-таки визжат от восторга. Образ, созданный Хальсом, подкупает зрителя своей свежестью и непосредственностью. У него было много учеников, среди которых и его сыновья – пятеро сыновей Халса стали художниками-портретистами.
Возможно, по этой причине ранние биографы Халса считали его завсегдатаем кабаков. Город богател и стал проявлять большой интерес к искусству. Репутация Хальса тоже была небезупречной.
1626 послужила одна из его дочерей. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов. По свидетельствам современников художника, эта организация объединяла не только любителей красиво говорить (ораторов), но и. Харлемские мануфактуры производили богатые ткани в избытке.
Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей. С большой симпатией художник изобразил маленькую девочку, похожую на ангелочка и ее няню. Халс действительно был отчаянный жизнелюб и не жалел денег на развлечения.
В Харлем бежали иммигранты со всех сторон. Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел. О человеке изображенном на портрете, мы не знаем почти ничего. До конца дней Хальс сохранил непогрешимость своего мастерства, а искусство восьмидесятилетнего живописца получило невиданную прежде психологическую проникновенность и драматическую силу. Позднее, в 1773 году серия «Евангелисты» Франса Халса была целиком приобретена Екатериной II для коллекции Императорского Эрмитажа.
Уникальные для своего времени произведения — вершина творчества Халса. Сама поверхность его холстов пронизана движением и трепетом красочных мазков. Так проходит слава живописца по имени Франс Хальс. Лихо заломленная шляпа, подкрученные усы, щеголеватые кружевные манжеты выдают в нем самого настоящего дамского угодника. Дальше нам остается лишь строить предположения.
Оно вовсе не так нелепо, как может показаться на первый взгляд. Сама живописная манера получила особое содержательное значение. Известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св.
Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св.
В браке родится пять сыновей и все пойдут по стопам отца – станут портретистами. То же самое можно сказать и о чопорных старухах, сидящих по краям стола. Испытал большое влияние караваджизма (проявившееся в любви к ярким бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно), но главным выразительным средством стали у него не караваджистские световые контрасты, а сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и легкий.
Его персонажи подкупают зрителя своей индивидуальностью и естественностью. Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре. Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса. Придавая динамику фигуре, Хальс придавал ее и лицу.
В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах. На лондонском аукционе в октябре 1972 года на продажу был выставлен «Портрет бородатого мужчины», который приписывался кисти итальянского художника Луки Джордано.
Чувство гордости новых хозяев страны Халс сумел подметить одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в 20-30-е годы. «Портрет Виллема Хейтхейссена» выполнен по типу парадного аристократического портрета в духе ван Дейка, но присутствует в нём и некая пародия, шарж: слишком уж горделива осанка, слишком выпячен локоть, слишком далеко отставлена шпага – всё слишком, что и создаёт впечатление шаржа. 1620-1640 годы – время наивысшей популярности Халса. Картины голландских мастеров XVII века обычно рисуют нам образ спокойной и размеренной жизни, наполненной трудами и невинными развлечениями. По тем временам это был очень смелый, революционный шаг. Домов терпимости, надо сказать имелось в пуританской Голландии более чем достаточно. 1623, Музей Метрополитен, Нью-Йорк Портрет офицера, 1620-е годы, Музей собрания Уоллес, Лондон) либо в более интеллектуально-тонкой гордости (Молодой человек с перчаткой в руке, Мужской портрет, оба портрета – 1650-е годы, Эрмитаж, Петербург), но в любом случае картины кажутся частицами единого человеческого моря.
Совсем по-другому выглядят офицеры Хальса. 40-е годы стали переломными в живописи Хальса. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Они и без того были язычницами, лишенными даже малейшей надежды на спасение души. Заметными густыми мазками неразведенной краски просто «вылеплено» лицо модели. Спустя шесть лет он приобретает известность как портретист.
В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником. Адриана, 1633, Офицеры стрелковой роты св. 1621, Государственный музей, Амстердам). Художник провел за мольбертом более полувека. Такими, гордыми своей независимостью, жизнерадостными и деятельными горожанами, в которых еще свежо воспоминание о совместной борьбе и предстают они на портретах офицеров стрелковой роты св. Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т. к.
Вот таким образом могли носить сколь угодно смелое декольте. Раннему Хальсу в его жанровых портретах свойственно изображать модели в близком общении со зрителем в естественных позах, с непосредственными жестами и мимикой, словно бы пойманными на лету и через эти детали передавать индивидуальность характера и настроения. Его самые масштабные вещи – большие многофигурные портреты – выразительно обозначили как его творческую зрелость, так и позднюю манеру (все они хранятся в Музее Ф. Халса в Харлеме). ван Хейтхейзен, портреты конца 1620–1630-х годов) в одной картине (Государственный музей, Вадуц) выглядит чопорным и чванным рыцарем, а в другой (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) – добродушно-лукавым мудрецом. На цыганок, однако, подобные указы не распространялись.
Но в 1812 году по указу Александра I «Евангелисты» в числе других произведений были переданы в Таврическую губернию для декорирования церквей. любителей крепко выпить. Была ли она ведьмой.
Композиция портрета – поколенный обрез фигуры, ее постановка в чистый фас, взгляд, направленный прямо на зрителя, — дает ощущение «масштаба», значительности личности. Эти легендарные картины уже неоднократно экспонировались в ГМИИ им. Но потом его начинают забывать. Например, четыре самые большие картины, написанные художником в 1627-39 годах, заказали ему именно они.
Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Не стоит отбрасывать это предположение. Прописаны лишь ее отдельные детали – например, воротники. На самом деле дело обстояло абсолютно иначе.
Вполне вероятно, что на картине "Поющие мальчики" (вверху) Хальс изобразил своих сыновей, а моделью для "Поющей девочки", ок. Удалось ему и польстить самолюбию заказчика (по всей видимости – отца девочки). С полотен 10 – 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. непосредственность и убедительность (Групповой портрет стрелковой роты св. Внимательно разглядывая рукав, мы можем выделить два основных типа мазка. Оно им схвачено и перенесено на полотно.
В поздних работах художника, построенных на строгих, напряжённых контрастах чёрных и белых тонов, оттенённых редкими красно-коричневыми пятнами (Мужчина в чёрной одежде, около 1650-52, ГЭ), нередко проявляется чувство безысходности и пессимизма (Регентши приюта для престарелых, 1664, Музей Ф. Халса, Харлем). Этот портрет – один из самых знаменитых в истории западноевропейской живописи. В портрете же регентов царит атмосфера растерянности, беспокойства, композиционного разнобоя лишенных устойчивости фигур их неловких поз, хаотичных жестов. Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен. «В этот же период Хальс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св. Многие путешественники того времени с удивлением отмечали, что даже бедняки стремятся украсить свое жилище хотя бы одной гравюрой в этом роде.
Создается впечатление, что художник застал их врасплох во время веселого дружеского обеда. Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. 1630) чаруют своим задором, героизмом веселой нищеты.
Ранней манере художника (Банкет офицеров стрелковой роты св. Лицо обрамляют легкие золотистые волны коротких волос. Художник прожил долгую жизнь и ему довелось стать свидетелем перерождения голландского общества исчезновения его демократического духа. В это время город покинуло множество людей – как протестантов, так и католиков.
Поражает удивительная способность Халса залечат леть мгновенное, сиюминутное настроение человека, передать самые существенные и характерные черты его образа («Цыганка», 1628 «Малле Баббе» (1634). Правая, освещенная светом играет румянцем. История полотна «Евангелист Марк» по сравнению с тремя другими картинами этого цикла наиболее драматична. Среди "неофитов" был и сам Хальс.
В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса). Художник очень убедительно передает все оттенки настроения мужчины. В 1600-03 годах Франс Халс обучался искусству живописи у Карела ван Мандера. Его поза естественна и непринужденна. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св.
Обучившись профессии, принятый в гильдию Св. С 40-х гг. Их побаивались им заранее приписывали преступные наклонности.
Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. Георгия» (1616), написанной в теплых тонах, характерными тяжелыми плотными мазками. Утратив в конце жизни контакт с современным ему буржуазным голландским обществом, Халс впал в старости в глубокую нужду и умер в богадельне.
Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии. Пробы были взяты из десяти разных мест картины. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Существуют более ранние групповые портреты членов стрелкового общества святого Георгия.
Чаще всего детские портреты становились у Хальса частью больших групповых портретов. Таким же приемом написан белый кружевной воротник, освещенные волосы и перчатка. Первая значительная работа Халса – «Групповой портрет стрелковой роты святого Георгия», на котором изображена полная движения группа предающихся веселью людей, фигуры которых вылеплены яркими сочными мазками – все это было новым в голландской живописи того времени. Родился в Антверпене между 1581 и 1585 в семье ткача.
В конце 20-30-х гг. Его портреты были самые разные: частные интимные, совсем маленькие (предназначенные для гравирования) и большие заказные (в том числе групповые). Луки, которая в те времена являлась аналогом Академии живописи, молодой Хальс становится для начала реставратором. Свои самые глубокие работы Хальс создал уже в старости. Луки.
Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона. «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» – единственный портрет, где супруги изображены вместе. Георгия, 1639, – оба произведения в Музее Ф. Халса, Харлем). Внимательный взгляд кареглазого ребенка обращен на что-то любопытное вверх и вправо. предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне (Стрелковая гильдия св. Адриана и др. ) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. Это – один из самых "мажорных" портретов Хальса. Их крупные кудри низко спускаются на лоб, показывая красоту формы бровей.
Жанровые сценки Жанровые сценки всегда пользовались популярностью в Голландии. В «Портрете регентов» всех объединяет чувство разочарования и обреченности. Художник отражает момент, живое мгновение жизни. Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски. В 1612 году стрелковая рота святого Георгия пополнилась новыми членами.
Возможно, картину, нетипичную для художника по сюжету, последующие владельцы хотели сделать более «халсовской», превратив ее в портрет. К этому времени у художника была своя мастерская имел он и учеников. В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости. Западноевропейская живопись VI – XVIII веков из музеев Украины». 1650). В «Групповом портрете стрелков гильдии святого Адриана» традиционная горизонталь композиции окончательно ломается.
складывается зрелое живописное мастерство художника. Его произведения отличаются смелой новизной, могучим жизнелюбием. Георгия (1627) (музей Франса Хальса в Харлеме). Также он мастерски передавал непринужденные позы и мимолетные жесты.
Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Харлем является типичным протестантским городом, а это значило, что художники, лишённые церковных заказов (протестантизм не поощрял религиозную живопись), могли рассчитывать на заказы исключительно от частных лиц. Однако не все было так безмятежно и уютно в этом мире.
Богато расшитое платье и кружевной чепец ребенка написаны очень искусно и реалистично. В 1610 г. Халс становится самостоятельным мастером и членом гильдии св. На губах играет легкая улыбка. ван Хейтхейзен, около 1625-36, Государственный музей, Вадуц) до деклассированных элементов, выступающих в трактовке мастера как воплощение неистощимой жизненной энергии народа (Цыганка, Лувр, Мулат, Музей изобразительных искусств, Лейпциг, – оба около 1630). Луки (Sint-Lucasgilde).
Картинам свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты. В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни. В «офицерских пирушках» (два Банкета офицеров стрелковой роты святого Георгия, 1616 и 1627 Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана, 1633) сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает радушный праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности, выражающей гордое самосознание нидерландского общества в раннюю пору его независимости. Каждая форма у Хальса получает подвижность, а образ в целом — внутреннюю динамику и эмоциональную остроту.
Георгия" (1616) – самый масштабный групповой портрет в истории жанра. К 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен. В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Этот инструмент делали, натягивая на горло глиняного горшка свиной пузырь. Рукав "Улыбающегося кавалера" написан Хальсом с большим мастерством. Портретист. Не вдаваясь глубоко в психологизм, художник Франс Хальс пишет молодую круглолицую миловидную, доброжелательную и простодушную женщину.
Чистая радость бытия часто берет верх в его супружеских портретах (И. Масса с женой – наиболее гармонически-«ренессансное» произведение мастера, ок.
В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса. Нищета брала за горло. Этим достигнуто создание законченного образа. Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов.
Если ранее в подобных композициях господствовала изокефалия (равноголовие), то теперь от нее не осталось и следа. Широкий белый воротник модели еще больше привлекает внимание к выражению лица. В 1959 году две другие картины цикла – «Св. Изменяется и колористический строй его живописи. Хальс был первым в европейском искусстве мастером свободной, «эскизной» живописи.
Все персонажи этих сценок (например, пьяница) были стереотипными. Черный цвет лишен у Хальса тяжести и глухости, он многообразен по красочному звучанию. В регентах нет ни жизненной силы, ни товарищеской спаянности персонажей ранних групповых портретов Хальса. Нужно отметить, что в стрелковые роты принимали только обеспеченных граждан или же тех, кого рекомендовал какой-либо влиятельный член роты (как это произошло с самим Хальсом). Кажется, что если бы в комнате были часы, мы услышали бы их тиканье. А еще через год он женится.
Портрет не производит впечатление застывшего, статичного. Но в том мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа («Цыганка», 1628-1630, Париж, Лувр «Малле Бабе», начало 30-х гг., Берлин-Далем, Картинная галерея). Первое предположение напрашивается само собой. А. С.
Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. Камзолы из такой ткани во времена Хальса любили украшать эмблематической вышивкой, свидетельствующей, например, о том, что сердце обладателя этого камзола принадлежит той или иной даме. Картину "Горшечник-музыкант", 1618-22 исследователи очень долго считали копией. Персонажи Хальса на заказанных индивидуальных портретах лишены внутренней сосредоточенности и самоуглубления, они выразительны, потому, что в них «схвачена» реакция на окружающее и взаимодействие с ним.
стр. ) – выразительный тому пример. Ею «разорван» плоский холст. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Пушкина, последний раз летом 2012 года в рамках выставки «Возвращение «Святого Луки». Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св.
Во время его рождения не было мира на его родине. Вероятнее всего, это – офицер. Кроме того, пожалуй, что ему двадцать шесть лет (возраст его указан в правом верхнем углу картины) и что он – офицер (об этом говорит шпага у пояса "кавалера". Картины почти не заказывают.
Халс много работает в жанре группового портрета. Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью.
Его "Кормилица с ребенком", 1619-20 (на след. Несмотря на всю парадность, портрет не потерял своего демократического характера. Только что вошедший в комнату знаменосец в высокой шляпе скептически смотрит на зрителя. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Праздники, подобные этому иногда растягивались на несколько дней, а все обильное угощение оплачивала городская казна.
Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку. Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда. Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем. Работа находится в частной коллекции в Лондоне.
Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Кроме портретов, Франс Халс писал жанровые сцены, картины с религиозным мотивом. О детях самого Хальса (а он был многодетным и чадолюбивым отцом) его современник Ханс Хоубракен писал, что они "отличаются живостью, любознательностью, очень любят пение и музыку". Общество, увы, было жестоко по отношению к этим несчастным. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652).
Они осадили Антверпен и горожане капитулировали. Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. Взгляд, направленный на зрителя, полон внимания интереса и доброжелательности. В этом же году Халс вступает в другое общество – "Росток виноградной лозы", девизом которого было : "Любовь – превыше всего".
Но, быть может, Хальс создавал свои шедевры прямо на холсте, без подготовительных этюдов. В XVI веке искусство Голландии (в отличие от Испании, Италии и Франции) развивалось не в придворных центрах и великосветских салонах, а в маленьких провинциальных городках. Учился у К. ван Мандера.
Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс. Скорее всего, они преувеличивали. Известны и его религиозные образы (Евангелист Лука и Евангелист Матфей, ок. В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника. Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия. По традиции каждая из них иллюстрировала какой-нибудь порок или добродетель. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов.
Жил и работал в Харлеме. Адриана. Известно, что с 1612 по 1624 год Хальс тоже был мушкетером роты святого Георгия и здесь, думается, не обошлось без покровительства Гибланта. Среди таких портретов: Малле Баббе, Цыганка, Мулат, Мальчик-рыбак и многие другие.
Луки (Sint-Lucasgilde). Таковы его картины «Веселый собутыльник», «Лейпциг», «Мулат», «Амстердам», «Улыбающийся офицер». В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», примерно 1623—1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса). Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба произведения – 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего земного. За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету.
Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах. В образе мужчины на портрете из Кассельской галереи (1660-1666) мы видим не привычное самоутверждение и браваду, а печаль и апатию, словно внутренняя энергия его иссякла и он пассивно следует течению жизни. Это первое монументальное произведение голландской живописи XVII в. Всего за несколько лет до того было заключено перемирие с испанцами, была признана фактическая независимость страны. Эпоха героической борьбы еще не была забыта, вот таким образом харлемские стрелки изображены с долей самоуверенности, но с естественным чувством гордости. Халс, быстро снискавший славу талантливого портретиста, не имел недостатка в заказах. Халс Франс, Гальс (Hals) (родился между 1581-1585 – умер 1666), голландский художник.
По костюмам женщин мы не можем понять, к какому слою общества принадлежит каждая из них. Голландский художник, выдающийся мастер портрета. Но изображая людей разных сословий и питая ко всем симпатию, Халс всё-таки был художником, не стремившимся (или не умевшим) проникнуть во внутренний мир своих персонажей.
Особенно это утверждение относится к данному портрету. Благодаря такой улыбке все на портретах выглядели здоровыми, крепкими и жизнерадостными. В условиях торжества протестантизма образы этих святых могли быть написаны для частной часовни одного из харлемских бюргеров, приверженца традиционной католической веры (в Голландии это не возбранялось). Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс — великий мастер европейского портрета. На лице ее – то ли улыбка, то ли отчаянная гримаса. Тогда ещё абсолютно неизвестный художник только начинал попытки создания первых шедевров.
Круг сразу придает законченность портрету. Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме. В этой работе Хальс создал подчеркнуто-чувственный образ. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан их жен и детей.
Лука» и «Св. c 30 апреля по 18 июля 2013 МоскваВыставка одной картины. Волосы и берет повторяют первоначально заданную форму круга.
Яркие губы красивого рисунка плотно сжаты. Сюжетная канва — собрание или пирушка членов гильдии, отслуживших трехгодичный срок, — превращает портретируемых в участников сцены, в ее действующих лиц. Их в каждом городе и в каждой деревне ждали плеть, виселица и раскаленное клеймо. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. От жизни великого художника нас отделяет чуть меньше четырехсот лет.
Он состоятелен и независим, насмешлив и, пожалуй, полон апломба. В ином эмоциональном ключе решен «Портрет регентш». Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. Художники, являвшиеся членами Гильдии Святого Луки, пользовались в этом смысле особыми привилегиями, поскольку большинство состоятельных клиентов предпочитало иметь дело с "организованными" художниками. Сын фламандского ткача, Халс с раннего детства жил в Харлеме. Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины.
У них было одиннадцать детей. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах.
Честный труженик – будь то купец или ремесленник – любил нехитрую поучительность этих картинок. Само собой разумеется, порядочные люди не могли смотреть на нее без отвращения. Нам остается лишь гадать об этом.
Однако в образах Хальса самого конца 30-х и 40-х годов появляются задумчивость и грусть, прежде абсолютно чуждые его персонажам (портрет Виллема Хейтхейсена Брюссельского музея), а порой проскальзывает легкая ирония в отношении художника к ним. Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум). Детские портретыХальсу был дан особый дар изображать детей. В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу. Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней». Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет.
С его именем связан расцвет национальной живописи. А еще в «Групповом портрете стрелков роты святого Адриана» присутствовала абсолютно особая нотка добродушия и патриархальности, присущая лучшим голландским портретам. Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету («Веселый собутыльник», «Амстердам» Рейксмузеум «Мулат», «Лейпциг», «Улыбающийся офицер», Лондон, собр. В 1610 г. Халс становится самостоятельным мастером и членом гильдии св. Чем старше становился художник, тем мрачнее становились краски на его картинах.
На картине изображен человек (по всей видимости – не совсем трезвый), развлекающий детей игрой на так называемом "роммель-пот". А Питер Якобе Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году), владевший двумя крупнейшими городскими пивоварнями, пять раз переизбирался на пост бургомистра. Уоллес). В Голландии работало множество живописцев. А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной.
Заказчиками художников выступали купцы, врачи, учителя, проповедники, ювелиры, граверы, мелкие ремесленники и даже крестьяне.