Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен (фр. lisabeth-Louise Vige-Le Brun, урождённаяВиже, Лебренпо мужу16 апреля1755, Париж—30 марта1842, там же) — французская художница. Продолжение следует: «Русский период в творчестве французской художницы Мари Элизабет Луизы Виже-Лебрен». Виже-лебрен Элизабет (1755–1842)- известная французская художница, мастер портретного жанра, представительница сентименталистского направления в классицизме. Lisabeth-louise Vige-Le Brun, урождённая Виже, Лебрен по мужу 16 апреля 1755, Париж — 30 марта 1842, там же) — французская художница.
Нет ничего удивительного, что две талантливые женщины, да к тому же ровесницы, сдружились.
В 1795 г. Элизабет едет в Петербург, где ей покровительствует императорский дом и знать. Все герои её картин смотрят на нас, как живые. Она умело сочетала нерушимые законы изображения великих людей (во всём подчеркивалось их высокое положение и власть) с сентиментальной чувствительностью, «поэзией сердца», смягчающей даже наиболее парадные из ее образов. Воспитанная в ином духе, нежели европейки, восхищающиеся идеализированной театральностью рококо, Екатерина предпочитала барокко и видеть хотела правду, а не «причесанную» картинку.
На ней было легкое белое платье, небрежно перепоясанное по тонкой, как у нимфы талии. При всем том она не имела возможности довершить свое художественное образование надлежащим образом, будучи принуждена трудиться из-за денег. Испытала влияние Ж. Б. Грёза.
Среди характерных ее вещей – Художник Г. Робер (1788, Лувр, Париж), Г. А. Строганов (1793), А. С. Строганова с сыном (1793), Императрица Елизавета Алексеевна (1795), Дочери Павла I, великие княгини Александра Павловна и Елена Павловна (1796), Императрица Мария Федоровна (1799 все портреты – в Эрмитаже, Петербург), Мадам де Сталь (1808–1809, Музей искусства и истории, Женева). Так Виже-Лебрен снова пришлось уехать, на этот раз в Англию. Она оставила воспоминания о великой княгини Елизавете и императрице. Мог ли Луи предполагать, что его имя останется в истории только благодаря таланту девочки, которую он всячески баловал. (Впоследствии во время своих путешествий художница станет членом Болонской, Санкт-Петербургской, Копенгагенской, Берлинской, Руанской, Женевской академий. ) В 1791 г. работы Виже-Лебрён были допущены на Салон, несмотря на её антиреволюционные убеждения. Писала мемуары и просто наслаждалась покоем, которого ей так не хватало раньше. В 1776 вышла замуж за торговца картинами Ж. Лебрена.
Виже-Лебрён заключает, что рассталась с нею «с сожалением» и «навсегда сохранила память об этой очаровательной встрече». Юная особа столь изящно выглядела на фоне комнаты с задрапированной серебристо-розовой тканью колоннами, что я невольно воскликнула: Вот истинная Психея. ». Жюли с мужем осталась в России. Елизабет Луиз Лебрен (de Lebrun, 1755-1842, урожденная Виже) – французская портретистка, дочь незначительного живописца родилась в Париже.
Разные сведения сливаются в восприятии художницы в целостный образ императрицы, включающий такие качества, как «любезность и простота» обращения, но не определение «добрая женщина». Виже-Лебрён заключает, что рассталась с нею «с сожалением» и «навсегда сохранила память об этой очаровательной встрече».
автопортрет с дочерью Но не все было так прекрасно, как хотелось бы. Элизабет была против их брака и отношения между матерью и дочерью разладились. Однако что старшая дочь, что младший сын пошли в отца.
Власти пошли навстречу и теперь художница могла вернуться на родину. Примером рубенсовского влияния служит «Автопортрет в соломенной шляпе».
Первое впечатление оказалось безошибочным. Приглашенная в 1779 в Версаль для создания портрета королевы Марии-Антуанетты, сдружилась с ней, написав около 25 ее изображений (часть их хранится в музее Версальского дворца). Пред императрицей Элизабет предстала «с некоторым страхом», она сокрушалась, что нарушила церемониал, забыв поцеловать у Екатерины руку, хотя та «сняла одну перчатку для исполнения сего традиционного обряда». И с чистой совестью утверждала: русский народ трудолюбив, не ворует и мягок нравом, а также русские «проворны, умны, познают ремесла чрезвычайно легко, многие даже добиваются успехов в искусствах». Не сложились отношения с Екатериной II. Чтобы не подвергать свою жизнь опасности, Лебрёну пришлось в 1794 г. подать на развод.
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен (тогда еще просто Виже) появилась на свет в 1755 году в Париже, в семье художника. К этим явно положительным чертам характера русской императрицы художница добавляет еще одну. Художница окончательно переселяется в Париж (позднее, в 1820 г., она совершит последнюю поездку – в Бордо). В те времена женщины не могли заниматься только своей работой, как сегодня, а непременно должны были выйти замуж и вести хозяйство.
Елизавета Алексеевна, урожденная принцесса Луиза-Мария-Августа, дочь маркграфа Баден-Дурлахского Карла-Людвига, получила прекрасное образование, редкое в Германии и считалась выдающейся личностью «не только по внешности, но и по умственным душевным качествам». Это не просто украшения, это подарки Екатерины II на тезоименитства великой княгини. Мари Луиза Элизабет Виже (Marie-Louise-lisabeth Vige) родилась в 1755 году в французской столице Париже (Paris, France). Незадолго до того умирает Жан Батист Лебрён. В облике великой Екатерины Виже-Лебрён пытается подметить сердечное интимное. Елизавета пригласила художницу к себе, произнесла «много лестных слов» и, среди прочего, призналась: «Сударыня, мы уже давно хотели видеть вас здесь и даже во сне я не раз видела ваш приезд».
По списку, составленному ею самой из-под ее кисти вышло 662 портрета, 15 картин исторического и аллегорического содержания и 15 пейзажей. Луиза Виже-Лебрен, хрупкая талантливая француженка, обладая невероятной трудоспособностью, запечатлела на своих полотнах придворное общество практически всех европейских дворов XVIII века и выдающихся личностей современности, подарив потомкам возможность любоваться их подлинными изображениями. В труде «Живопись Эрмитажа» Колин Ислер так написал о ней: «Умная, дипломатичная изобретательная и независимая, она остается образцом для женщин, которые занимаются живописью, выиграв признание своего искусства и получив доступ в академию, прежде недоступную для представительниц женского пола».
Побывав при дворах итальянских и австрийских монархов, художница в 1795 году добралась до Петербурга, в котором задержалась на шесть лет. — последнего польского короляСтанислава Понятовского, великую княгиню Анну Федоровну (жену великого князяКонстантина Павловича) и других членов императорского семейства. На ней было легкое белое платье, небрежно перепоясанное по тонкой, как у нимфы талии. Она выучила русский язык и была впоследствии другом Карамзина.
Виже-Лебрён оставила пространные мемуары, опубликованные во Франции в 1835—1837 гг., российская часть которых «Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о пребывании её в Санкт-Петербурге и Москве, 1795—1801: С приложением её писем к княгине Куракиной» переведена и опубликована по-русски (СПб. : Искусство-СПб., 2004. Во время аудиенции художница отметила чрезмерную полноту императрицы, «но еще красивое лицо, обрамленное седыми волосами, придававшими ее облику совершенство». автопортрет 1781 год В 13 лет для Луизы началась новая жизнь. В различных странах Виже-Лебрён также избиралась в местные Академии художеств. Она выучила русский язык и была впоследствии другом Карамзина.
Это событие породило неслыханный общественный резонанс – ведь в то время не принято было принимать в подобные учреждения женщин (поскольку там учили рисовать человека с обнаженной мужской натуры). Обращалась и к пейзажу. Глаза ее были мягкими и весьма изящной формы, нос абсолютно греческий, лицо цвета весьма яркого, а его выражение чрезвычайно подвижное». Графиня Варвара Головина писала: «Эта прелестная женщина блещет остроумием и различными талантами». В 1827 г. её принимают в Авиньонскую академию. Портрет Элизабет Виже-Лебрен с ученицей.
На русский язык переведены интересные воспоминания Виже-Лебрен о пребывании в Северной столице – несколько наивные («При Екатерине русские жили столь счастливо, что я сама слышала, как благословляли ее имя малые и великие. »), ограниченные определенным кругом общения художницы, но показывающие интересный взгляд иностранки на эпоху правления трех российских императоров – Екатерины II, Павла I и Александра I. В Петербурге к Виже-Лебрен выстроилась очередь из представителей самых знатных русских семей: Строгановых, Голицыных, Куракиных, Трубецких, Толстых. Вскоре культурный Париж заговорил о новой восходящей звезде – юной Элизабет Виже. Он был очень богатым, но, как и жена, абсолютно не поощрял увлечения падчерицы. Пережив смерть дочери (в 1819 г. ) и брата (в 1820), Элизабет делает наследницей и компаньонкой свою племянницу Каролину. За это время у Элизабет появился брат Жан Батист Этьен (1758).
C 1780-х гг. Благодаря тому, что его Бриар, будучи членом Королевской академии живописи имел мастерскую в Лувре, Виже смогла познакомиться с такие мастерами, как Жан-Батист Грёз и Жозеф Верне, которые также помогали ей советами.
Я заметила у окна. Троицы. Родилась в Париже 16 апреля 1755 в семье художника Л. Виже. О жизни же простых людей мадам Виже-Лебрен не знала практически ничего. Виже-Лебрён становится всё популярнее.
Элизабет Луиз Лебрен (1755-1842, урожденная Виже) – родилась в Париже. В 1779 Виже-Лебрен была приглашена в Версаль рисовать королеву. "». Известно, что имя Психея (Псише) переводится с древнегреческого как «душа», «дыхание». Между прочим, ею написаны портреты императрицы Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны Елизаветы Алексеевны (в Романовской галерее Зимнего дворца), великих княжен Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого и многих других.
В 1790 году Виже-Лебрен избирают членом Академии Святого Луки в Риме, а для галереи Уффици она пишет, вероятно, свой самый знаменитый автопортрет (он же вынесен на все афиши выставки) – «Автопортрет с палитрой» (1790). Дыхание, в свою очередь, сближалось в античной мифологии «с дуновением, ветром, вихрем, крылатостью» (б. Она заказала Виже-Лебрен портрет своих внучек Елены и Александры. Между прочим, ею написаны портреты императрицы Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны Елизаветы Алексеевны (в Романовской галерее Зимнего дворца), великих княжен Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого и многих дрих.
Училась живописи у своего отца, художника. И хотя эта страна ей не слишком нравилась, заказов на портреты было много. В царскосельском сюжете из мемуаров встреча с Екатериной II, вызывающая страх, опасения, скованность художницы, противостоит встрече с Елизаветой, несущей только радостные чувства. Окончательно вернувшись во Францию в 1809 году, она поселилась в Марли, где, окруженная довольством и почетом, продолжала заниматься живописью до глубочайшей старости.
Луки. Художницу пригласили в Версаль написать портрет королевы Марии-Антуанетты.
Когда их читаешь, даже кажется что Луиза немного идеализирует российскую действительность. Пушкина в Москве, Музея Марии-Антуанетты в Париже, галереи Версаля во Франции, Национальной галереи искусств в Вашингтоне, Национальной галереи Лондона, Национального Трастового Поместья Waddesdon (Эйлсбери, Великобритания), Института изящных искусств (Бирмингем, Великобритания), галереи Уффици (Флоренция, Италия), Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко в Киеве, Художественного музея в Сент-Луисе (США, штат Миссури), Национальной картинной галереи Армении и множества частных коллекций. Она воплощает идеал, который художница стремилась запечатлеть. «. Мария-Антуанетта Лоррейн-Хабсбург, Королева Франции и её дети.
В светских салонах ее принимали как желанную гостью. Последний портрет Марии-Антуанетты кисти Элизабет Виже-Лебрен появился в 1789 году и в этом же году произошло охлаждение королевы к своей любимице. У неё было обычное детство девочки из обеспеченной, но не богатой городской семьи. Элизабет посетила ряд итальянских городов, в Риме её избрали в Академию св.
Виже-Лебрен оставила 660 портретов и около 200 пейзажей. Мария-Антуанетта дала художнице титул своей придворной портретистки (в 1779 г. ) и сделалась её другом. 12 февраля 1780 г. родилась Жанна Жюли Луиза – единственный ребёнок Лебрёнов.
Я заметила у окна. Я же более склонна объяснять ее крайней религиозностью русских». В конце жизни она написала любопытные мемуары «Воспоминания о моей жизни», в которых много страниц посвящено петербургскому периоду.
Последний портрет на выставке датируется 1824 годом и изображает герцогиню Беррийскую (мать одного из возможных наследников французского престола) как героиню произведений сэра Вальтера Скотта, в характерном костюме с развевающимся шарфом на фоне грозового неба. Виже-Лебрен много ездила по Европе (часто вместе с мужем), работая в разных странах. Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США. Стоит отметить, что кисть её была легка, а портреты изящны и эффектны. В Петербурге Лебрен провела 6 лет, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву.
Виже-Лебрен принимали с энтузиазмом: знать, богатые любители художеств окружали её вниманием и спешили заказывать ей портреты, вознаграждая ее за них щедрой рукой, а академии подносили ей членские дипломы. Протекция королевы Марии-Антуанетты сыграла, безусловно, решающую роль. «. За русский период в творчестве художницы на выставке «отвечают» портреты «нежной Психеи» императрицы Елизаветы Алексеевны, графини Анны Толстой, Екатерины Скавронской, Варвары Головиной – модели, закутанные в дорогие шали, мечтательно смотрящие в сторону или улыбающиеся зрителю, кажется, что они все одного возраста и неуловимо похожи между собой. «Простые люди в России добросердечны, но ведут себя с достоинством. Она не верит графу Шуазель-Гуфье, который утверждал: «.
Но такой выразительности и полноты красок порой невозможно достичь даже на фотографиях. Метрополитен-музей в Нью-Йорке открыл ретроспективную выставку работ Элизабет Луизы Виже-Лебрен (1755 – 1842) – одной из самых важных художниц конца XVIII – первой половины XIX века. Была она дочерью не слишком известного художника Луи Виже (Louis Vige) и его жены, которая работала парикмахером.
Между прочим, ею написаны портреты императрицы Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны Елизаветы Алексеевны (в Романовской галерее Зимнего дворца), великих княжен Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого и многих других. Она подчеркивает ее «мягкий, но довольно глубокий голос», «доброжелательность» и терпимость к ее простому туалету. Рисованию девочка начала учиться с раннего детства, ее наставником выступал отец, а после его смерти (Луизе было тогда 12 лет) она занималась в галерее Лувра. Однако, несмотря на требования жанра и воспроизведенные на полотне атрибуты принадлежности к царской фамилии (горностаевая мантия, лента), Елизавета выглядит на портрете нежной, наивной, непосредственной, слегка растерянной, не вполне «вписывающейся» в величественный антураж.
Уже ставший императором Наполеон на этот раз был благосклонен – среди ее моделей были сестра Наполеона Каролина Мюрат (1807) и знаменитая мадам де Сталь, которую художница запечатлела в виде древнегреческой поэтессы Коринны (1807–1810). Но отец потакал увлечению дочери. В Петербурге Лебрен провела 6 лет, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву. Виже-Лебрен много ездила по Европе (часто вместе с мужем), работая в разных странах. Молодой Пушкин посвятил ей стихи. В 1779 году в жизни Луизы произошло событие, круто изменившее её жизнь. В Нью-Йорк экспозиция приехала в несколько усеченном виде (среди музеев, предоставивших свои полотна для показа в США, Эрмитаж, к примеру, не значится), но 80 полотен, которые показывают посетителям, достаточно, чтобы понять живописный стиль Виже-Лебрен и его популярность у европейской знати.
Елизавета Алексеевна, урожденная принцесса Луиза-Мария-Августа, дочь маркграфа Баден-Дурлахского Карла-Людвига, получила прекрасное образование, редкое в Германии и считалась выдающейся личностью «не только по внешности, но и по умственным душевным качествам». Сделав быструю карьеру, стала придворной художницей еще до принятия (в 1783) в академию. Она была необразованной и беседы с ней были незанятными». Здоровье художницы было подорвано случившимся в 1841 г. ударом. Кроме того, Мария-Антуанетта вообще оказала художнице множество любезностей – она приблизила ее к себе и, кроме титула первой портретистки, Луиза проводила много времени с королевой – пела с ней дуэты, выходила на прогулки. Луиза стала придворной художницей, на неё буквально «посыпались» заказы. Училась у отца, писавшего пастельные портреты, а также у Г. Бриара и Г. Ф. Дуайена.
С 1783 стала членом Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. Продолжаются заказы на изображение королевы. Днем она была совершенно праздной. Тем не менее, когда о ней спустя семь лет вспомнили в Париже, она тотчас решила вернуться.
Отец Луи был выходцем из простой рабочей семьи, самостоятельно сделавшим себе имя, добрым и веселым человеком (в отличие от жены Жанны – сварливого и крутого нрава) и дом их всегда был полон гостей. В 1809 вернулась во Францию. Первые признаки готовившейся вспыхнуть революции побудили Лебрен покинуть Францию. молодую особу, поливавшую горшок с гвоздиками.
До 1789 года работала во Франции, затем в эмиграции в Италии, Германии, России (с 1795 по 1801), Великобритании, Швеции. Елизавета пригласила художницу к себе, произнесла «много лестных слов» и, среди прочего, призналась: «Сударыня, мы уже давно хотели видеть вас здесь и даже во сне я не раз видела ваш приезд». В 1769 году по его совету начала брать уроки у, которые способствовали её прогрессу. В1776г. Возвращаясь назад через сад, она обращает внимание на «особую террасу», соединенную с покоями Екатерины, «где содержалось множество птиц».
— 298 с. ). В 1776 г. Лебрён и Элизабет Виже обвенчались. В следующем году она умерла и была похоронена на кладбище в Лувесьене. Этот фон нужен для более яркого контраста, подчеркивающего живость и непосредственность молодой женщины.
Воспоминания написаны изящно и увлекательно, в Европе они не менее популярны, чем её полотна. Фактически самоучка (первые уроки живописи получила у своего отца, затем пользовалась консультациями Жан-Батиста Грёза и Жозефа Верне) Виже-Лебрен уже в 15 лет она была популярна как портретистка и зарабатывала достаточно, чтобы поддерживать свою семью, оставшуюся без средств после внезапной смерти главы семейства. По ее наблюдениям, здесь «никогда не увидишь пьяного».
В то же время злые языки распускают сплетни о любовных связях художницы. В различных странах Виже-Лебрён также избиралась в местные Академии художеств. Гордость Марии-Антуанетты была уязвлена и она не захотела больше видеть Элизабет.
В качестве приложения в книге опубликованы письма Виже-Лебрен к княгине Куракиной, в которых подробно отражена жизнь художницы во Франции до эмиграции. — последнего польского короля Станислава Понятовского, великую княгиню Анну Федоровну (жену великого князя Константина Павловича) и других членов императорского семейства. молодую особу, поливавшую горшок с гвоздиками.
Та высоко оценила работу художницы и засыпала дополнительными заказами. На следующий год художница с мужем совершили поездку во Фландрию и Голландию. C 1780-х гг.
После его смерти в 1767 году начала заниматься у Франсуа Дуайена, бывшего другом семьи. Элизабет представила в качестве вступительного произведения картину «Мир, приносящий Изобилие» и удостоилась почётного для женщины звания художницы историко-аллегорических картин. Брюзжание императрицы не сказалось на отношении к художнице столичной богемы. Елизабет Луиз Лебрен (de Lebrun, 1755-1842, урожденная Виже) – французская портретистка, дочь незначительного живописца родилась в Париже в раннем детстве начала учиться рисованию у своего отца, а после его смерти, когда ей еще не минуло девяти лет, брала уроки живописи у Г. Бриара, занималась в луврской галерее копированием и пользовалась советами Дойена, Грёза и Ж. Верне.
Наряд Елизаветы дополнен драгоценными украшениями с крупными сапфирами и жемчугом. Молодой Пушкин посвятил ей стихи. ервое впечатление оказалось безошибочным.
Однако в двенадцать лет все рухнуло: отец внезапно скончался. Эмигрировав после Французской революции, жила в Италии (1789–1793), Вене (1793–1794), Петербурге (1795–1802), Англии (1802–1805) и Швейцарии (1808–1809). В 23 года художницу вызвали в Версаль писать портрет королевы. Какие только люди их не посещали.
Семейная жизнь, к сожалению, не сложилась. Съездив на некоторое время в Москву, художница отправляется в Берлин, где находит тёплый приём у Гогенцоллернов, а затем – в Париж.
«Мне рассказывали, что она каждое утро кормит их, находя в этом величайшее для себя удовольствие» и «Я прошлась по царскосельским садам, которые являют собой истинную феерию». Художница не прекращает писать картины и выставлять на Салоне. Ненадолго приехав в Париж в 1802, окончательно вернулась на родину в 1810. Но я не верю, что графиня открыла хотя бы раз хоть одну из них и, когда свекровь выражала желание увидеть невестку в одном из этих восхитительных платьев и шляпок, она отвечала: «Для чего, для кого, зачем. » То же самое она сказала мне, показывая шкатулку с драгоценностями, среди которых были абсолютно невообразимые вещи.
В первом парадном портрете Елизаветы этот фон выражен мраморным бюстом Екатерины, ассоциирующимся с чем-то монументальным, статичным и холодным. Любопытно проследить, каксловесный портрет корреспондирует с живописным. (Вскоре они тоже приедут во Францию, но через несколько лет Нигрис бросит супругу. ) Картины Виже-Лебрён вновь появились на Салоне, после чего в 1803 г. она отправилась в Лондон и запечатлела там, среди прочих, принца Уэльского и молодого Байрона, а в 1805 г. через Голландию и Бельгию вернулась в Париж.
Художница писала, что когда она работала над портретом, великая княгиня вновь предстала перед ней как «истинная Психея». В чем Луиза справедливо усматривала придворные интриги.
Любимая портретистка европейского дворянства, член многих академий художеств (в том числе «почетный вольный общник» петербургской академии), умело сочетала классицистскую идеализацию с сентиментальной чувствительностью, «поэзией сердца», смягчающей даже наиболее парадные из ее образов. Оставила несколько примечательных автопортретов (Автопортрет с дочерью, 1787, Лувр Автопортрет художницы, пишущей императрицу Елизавету Алексеевну, 1800, Эрмитаж). Это объясняется особым волнением: «. По высокому и широкому лбу в ней сразу угадывалось присутствие гения. Дочь портретиста Луи Виже. Так в 1778 году появился самый ранний портрет Марии-Антуанетты в придворном платье, который был отправлен ее матери императрице Австрии Марии-Терезе, а в 1789 году – другая важная картина – «Мария-Антуанетта с детьми», где она представлена в качестве царственной матери с дофином и другими малышами.
Впрочем, это не мешало Луизе зарабатывать своим искусством. Вы будете поражены ее благожелательностью, она ведь воистину добрая женщина». Портрет графини Анны Сергеевны Строгановой с сыном, Эрмитаж Недавно «Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о ее пребывании в Санкт-Петербурге и Москве 1795-1801 гг» переизданы, почитайте, не пожалеете. Несмотря на успех, художница покинула Россию в 1802 году и поехала на родину. Похоже, стареющая императрица просто испытывала небольшую ревность: элегантная француженка постоянно окружена толпами поклонников, а на её полотнах женщины всегда прекрасны. Луки, а несколько ранее – в Пармскую. 30-е гг.
Внимание художницы сосредоточено на лице, прекрасном своей гармоничностью. Во время пребывания в Милане Элизабет встретила австрийского посланника, который предложил ей переехать работать в Вену. Работа была исполнена в срок, однако именитой заказчице она абсолютно не понравилась. Только в 1810 году она окончательно вернулась во Францию. Переждав таким образом Великую Французскую революцию, Виже-Лебрен вернулась во Францию по приглашению Наполеона и до 1814 г. жила, главным образом, в своём поместье в Лувесьене, а когда с наступлением войск союзников на Париж поместье было занято прусской армией, вернулась в Париж.