Жан Фуке родился в 1420 году во французском городе Тур на Луаре. Получив поместье, Николя Фуке про него забыл и вспомнил лишь через 15 лет, когда занял должность главного финансиста Франции. Фуке родился в г. Тур в долине Луары, который во второй половине XV в. стал резиденцией французских королей Карла VII и Людовика XI и одним из главных художественных центров Франции.
Великолепны миниатюры Жана Фуке к рукописи Больших французских хроник, заказанных Карлом VII (другая рукопись Больших французских хроник проиллюстрирована Симоном Мармионом по заказу герцога Бургундии Филиппа Доброго). Широко известный в узких кругах, «Часослов Этьена Шевалье» — иллюминированный манускрипт, созданный первым мастером французского Возрождения Жаном Фуке около 1452—1460 годов по заказу Этьена Шевалье. Фуке, Жан (Jean Fouquet) – французский живописец и миниатюрист, один из основоположников искусства раннего Возрождения во Франции. Замок Во-ле-Виконт наполнен прекрасными фресками с изображением нимф и божественных созданий интерьер замка сияет позолотой и изобилует произведениями искусства, которые французская армия безжалостно вывозила со всех концов света, а предприимчивый Фуке заботливо хранил в своем имении.
Фуке известен прежде всего как миниатюрист. Он лишил сюринтенданта права подписи чеков для оплаты секретных государственных расходов. Король отправился в Нант Фуке сопровождал его. Она честно доносит до нас доподлинные лица французов, живших четыреста лет тому назад. Лошади, запряженные в карету королевы, поднялись на дыбы.
— миллион подарил королю, переправив деньги в одну из башен Венсенского замка. Служил он в королевской гвардии и в роте мушкетеров. Их сопровождала придворная знать. Бесконечный кортеж выехал в самое жаркое время — в три часа после полудня. Бывшего министра конвоировали как опаснейшего государственного преступника. Людовик XIV жаждал совершенной власти.
Вот только жить в замке министру было не суждено. Признание короля. «Итак, нужно всего бояться и все предвидеть» 17, — говорилось в записке.
Он подписывал «летр де каше» — приказ об изгнании или заточении без суда и следствия.
Молодому королю и этих денег было мало. Реальные ли это были люди или они — плод талантливой фантазии замечательного писателя. Он боялся разоблачить злоупотребления Мазарини, опасаясь за свою карьеру и всю снедавшую его ненависть к стоявшим у власти нечестным людям перенес на суперинтенданта.
Людовик XIV, по словам поэта Жана Расина, в день объявления приговора сказал Луизе де Лавальер: «Если бы его приговорили к смертной казни, я бы дал ему умереть» 20. Королевский канцлер представлен в молитвенной позе перед раскрытой книгой. Это диптих, подаренный Этьеном Шевалье своему родному городу Мелену и «Пьета», украшающая приходскую церковь в Нуане.
А он оставался тем же самоуверенным человеком. Но это только по сравнению с Гольбейном. Тогда Людовик XIV решил арестовать Фуке во время пышных празднеств, которые он устроил в честь короля в Во-ле-Виконт 17 августа 1661 года (присутствовали 600 приглашенных) но арест, по просьбе Анны Австрийской, был отложен. Он даже тайно посетил Во-ле-Ви-конт. Ни бумаги, ни перьев арестанту не давали.
Раму портрета украшает надпись: «Победоноснейший король Франции Карл Седьмой этого имени» (то есть «седьмой по имени Карл»). Ярким шедевром оформительского искусства Жана Фуке являются миниатюры Часослова Этьена Шевалье (1461 г. ), заказанного Этьеном Шевалье для церкви в его родном городе Мелене. Они еще роскошнее по краскам, свободнее в передаче пространства, цельнее по композиции (в бургундских «Больших хрониках» разновременные события не всегда органически связаны в пределах одной миниатюры). Именно это король и желал слышать от Кольбера. При нем он не только не потерял своих позиций, но и укрепил их, получив в 1474 г. титул «королевского живописца» и выполняя заказы самых знатных особ Франции.
«Меленский диптих» был заказан Фуке королевским казначеем Этьеном Шевалье для церкви в городе Мелене. Это был «Проект восстания» против Мазарини. Грозная тень Мазарини стояла за спиной Фуке. Фуке согласился.
Этот этюд называют «инкунабулой пастели» : своей техникой (он выполнен углем на серой бумаге, подцвечен коричневым и красным карандашами), никогда ранее не используемой, рисунок предвосхищает карандашные портреты XVI в. Детально воспроизводя натуру, турский мастер демонстрирует незаурядное искусство рисовальщика. 40 мушкетеров на лошадях были готовы к атаке.
В частности было создано одно из наиболее известных творений французского Ренессанса — «Фонтан невинных». «Из всех дел, которыми мне пришлось заниматься, арест сюринтенданта и суд над ним принесли мне самые большие огорчения и создали наибольшие трудности» 14. Карету короля, словно на крыльях, несла шестерка белых лошадей. 1571, Национальная галерея искусства, Вашингтон и др. ), нарастают маньеристические черты – эротизм и гротеск. ливров. 5 сентября Никола Фуке был арестован ДАртаньяном.
Прежде всего сам Мазарини. Чтобы оправдаться, он вновь обрел красноречие своей прежней прокурорской должности. Ревность Его Величества оказалась слепой и жестокой.
Вместо того, чтобы собирать налоги сразу через королевских чиновников их «закрепляли» за частными лицами, получая от них авансом заранее оговоренные суммы. Проникнуть за городские стены было нелегко. Считается, что он родился в Руане. Мастер создавал скульптурное оформление дворового фасада (конец 1540-х — 1550-е годы). Я не имел ни малейшего намерения использовать его против короля». Впоследствии Людовик XIV писал: «Недолго я находился в неведении его недобросовестности. Обычно монарх пользовался иными, тайными и более надежными средствами. Рисунок датируется 1520-ми гг. Его отец — разбогатевший торговец, купивший дворянское звание.
Речь шла, таким образом, о гласном, большом и шумном политическом процессе. «Конечно, -признавался он, -я, пожалуй, чересчур любил роскошь (было бы бессмысленно отрицать это), но посмотрите мои счетные книги и вы убедитесь, что я не только не обогатился на королевской службе, но напротив, пришел к полному разорению. Он преувеличивает расходы и скрывает доходы. Налоговый откуп выставлялся на торги и, по обычаю, тот, кто выигрывал аукцион, подносил министру «благодарность» или же назначал ему годовую пенсию до конца аренды. Процесс Фуке тянулся три года. Здание Лувра неоднократно достраивалось и перестраивалось теперь о стиле XVI века свидетельствует только стена западного фасада (центральный «Павильон часов» был построен уже в XVII веке).
Жест младенца подтверждает благосклонность Марии к заказчику. Как говорит семейный девиз: «Quo non ascendet. Франсуа Клуэ (фр. Затем началось пиршество.
Портрет Этьена Шевалье попал в начале XIX в. к немецкому коллекционеру Брентано-Ларошу, а Мадонну с младенцем привез из Парижа мэр Антверпена Ван Эртборн. Несмотря на огромное количество фигур изображение не сливается, а композиция остается четкой и ясной. » — «Куда он только не взойдёт. Мадам Фуке вынуждена была немедленно уехать в Лимож. Она враждебна королевской власти. И просчитался 16. Нуанский каноник смотрит прямо на Христа.
Однако время еще не наступило, Людовик, похоже, ничуть не верил сплетням о лихоимстве своего суперинтенданта. Жители говорили на местном наречии.
Разумеется, в сравнении с деньгами, которыми ворочал Никола, это была капля в море. Все обстояло не так просто, как может показаться сегодня. Он принимал участие в обсуждении международных дел. Окна раззолоченных карет с дворянскими гербами были закрыты.
Уникальную ценность представляет чудом сохранившийся подготовительный этюд с натуры к портрету Жювенеля Дезюрсена. Людовик действовал вопреки расчетам Фуке. Его отец был членом Государственного совета и пользовался симпатией кардинала Ришелье.
поехал в Италию. Он ревниво относился к доходам Фуке. Назначенное судом наказание оказалось достаточно мягким – ссылка. Правая створка изображает Марию, прибывшую в эмпиреи (херувимы перенесли ее на троне в небеса, вот таким образом они продолжают поддерживать трон, тогда как серафимы с молитвенно сложенными руками приветствуют ее).
Из достоверных произведений Гужона, к сожалению, сохранилось немногое. И дело не только в том, что художник отказывается от традиционных нимбов. Вроде ничего необычного: так было всегда, когда Людовик отправлялся на охоту или прогулку. Его замок был блистательной и роковой демонстрацией этого искусства.
Перепродавая их через подставных лиц, он обогащался, хотя и скандальным, но законным способом. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде хранится подлинное сокровище – рукописная книга «Больших французских хроник» изготовленная в середине XV века для бургундского герцога Филиппа Доброго. И с тех пор судьба постоянно сводила его с сильными мира сего. Сходство черт с мадонной «Меленского диптиха» очевидно. Фуке ничто не казалось огромным, слишком красивым — работа поглотила значительные средства и это вызвало гнев завистливого короля. Три окрестные деревни были разрушены, чтобы расширить строительную площадку.
Условия содержания были тяжелыми. Нимфы Гужона больше напоминают о лучших созданиях французской готики, чем о маньеризме, а вместе с тем что-то в них есть и от греческой (не римской) античности, какое-то отдаленное эхо рельефов на постаменте храма Нике Аптерос. С ним вместе находились королева-мать Анна Австрийская и брат герцог Филипп Орлеанский. На сферической поверхности шишечки трона Марии видно отраженное окно, а хорошо известно, что окна были в домах самых богатых людей Франции. Людовика XIV распалял Филипп Орлеанский, неустанно твердивший: «Ваше Величество, станьте сюринтендантом финансов только на один год и у вас будут деньги на строительство». Хорошие отношения между Фуке и Мазарини расстроились к концу жизни последнего.
ыл, в первую очередь, замечательным портретистом. При дворе он сорил деньгами и создал себе партию его уже называли L039Avenir. Сочетание темно-красного цвета с золотом создают впечатление строгой торжественности.
Он дает единственную возможность проследить ход работы Фуке над портретным образом (долгое время автором рисунка считался Гольбейн). Дата смерти неизвестна. После того, как не стало кардинала, Его Величество уведомил всех министров, что намерен теперь самолично управлять государством и отныне они обязаны давать ему отчет в порученных им делах. Из разных источников поступали сведения о том, что Людовик намерен расправиться с ним. В конце 1679 году ему разрешили, наконец, увидеть супругу и детей.
«Все идет хорошо. Сходство опять-таки не вызывает сомнений. В пейзажах много света, воздуха, простора. Точная дата его смерти неизвестна.
Фуке имел не только врагов, но и преданных ему клиентов. Судей назначил сам король главную образ посреди них играли заклятые враги Фуке Сегье и Талон. В парижской Национальной библиотеке хранится рисунок изображающий женское лицо в трехчетвертном повороте и снабженный надписью по нижнему краю, сделанной по-французски: «Прекрасная Аньес». Официальный, парадный характер портрета подчеркивается и его цветовым строем.
Портретная концепция Фуке представляет собой решительный разрыв со старыми традициями. В тот же день, 5 сентября 1661 года, король объявил придворным об аресте Фуке. В этом чувстве слились воедино и политические и личные мотивы. Родственники и друзья старались добиться королевского помилования, но король оставался непреклонным.
Процесс Фуке тянулся три года. Как будто всё было не в его пользу. Никола был сыном Франсуа Фуке, виконта де Во, ординарного советника короля Людовика XIII и «Благородной Дамы» МарииЛуи ФукеОдному из внуков супери нтенданта выпала славная судьба. Оскорбленная женщина ответила, что никакие деньги не заставят ее сделать ложный шаг. Она же в любой момент могла служить удобным инструментом для устранения неугодных. Тур избежал военных действий. Эта гастрономическая роскошь обошлась Фуке в непостижимую сумму — 120 тысяч ливров 9.
Лес вокруг парка посажен на бывших пашнях одновременно с постройкой дворца. Небо раскололось над головами. Несомненно, что Фуке принимал участие в противозаконных махинациях. Огромные суммы просто не доходили до государства. Задолго до начала личного правления Людовика XIV против Фуке выступили могучие силы. Чтобы осуществить проект во всём его размахе, были расчищены 500 гектаров территории: снесены старый замок, деревня Во и два соседних хутора. После заключения мира Франция не могла довольствоваться прежними стилевыми формами.
Эпилог драмы свершился в Нанте. Портоса звали Исаак де Порто. Фуке не сдержался и воскликнул: «Я теперь ничто»5. Процесс над Фуке длился три года. Не это было нужно королю.
Подсудимого защищали два адвоката. Ученик своего отца, Франсуа Клуэ, несомненно, работал вместе с ним в начале своей карьеры. Ему мы обязаны появлением шедевра Фуке Часослова Этьена Шевалье (1452—1460, Шантийи, Музей Конде и Париж, Лувр).
Вскоре к ним присоединились 100 человек охраны. Точных сведений о ранних годах жизни Гужона нет. Настоящее имя Атоса — Арманд де Сийер дАтос дОтовиль.
А сам сюринтендант не чист на руку. До нас дошло также несколько алтарных картин, созданных Фуке. Благодаря естественному орошению (на участке исстари протекали две речки) Ленотр смог устроить для Фуке регулярный парк с партерами, фонтанами и каналами. Помогал королю личный секретарь кардинала Мазарини (а после его смерти первый министр) Жан-Батист Кольбер.
Для Зала кариатид в Лувре Гужон исполнил женские фигуры (1550 год), поддерживающие кафедру. это просто смешно», дал себя увезти. Фуке в это время оставался верен интересам кардинала, королевы-регентши и ее сына. Кольбер изучал кипучую деятельность финансового бога. Размах гуляний был огромным и даже в чем-то затмевал увеселения Короля-Солнце. Фуке работал в Туре до конца своей жизни.
Однажды в январе 1661 года он встретил в Лувре Никола и стал публично обвинять брата в воровстве, в расходовании 30 миллионов ливров на строительство и в принуждении женщин (он бесцеремонно назвал их имена) к сожительству. Придворные задыхались в застегнутых до шеи камзолах с накрахмаленными кружевами. Лицемерный итальянец вел двойную игру.
Со дня ареста сюринтенданта и до начала судебного процесса над ним прошло 38 месяцев. Этот процесс был описан в письмах маркизой де Севинье. Никто не мог переступить и порог камеры осужденного.
Десятки сторонников Фуке получили задания по снаряжению судов и солдат. Король поручил финансисту ряд сложных дипломатических переговоров. Перед нами предстают ее древние города, зеленая долина Луары, которую называли «цветущим садом Франции». Увы, Базиль был слеп и глух к доводам разума.
Что поделаешь — приказ короля. Генеральный прокурор придерживался иного мнения. Он привел сведения о расходах Фуке. Пока карета увозила Людовика в Фонтенбло, он не мог подавить растущее раздражение. Его наследие включает большое число подготовительных рисунков (преимущественно погрудных исполненных карандашом иногда чуть подкрашенных сангиной или цветными карандашами), а также ряд живописных портретов, в том числе Карла IX (1561, Музей истории искусств, Вена), аптекаря П. Кюта (1562, Лувр, Париж) и Елизаветы Австрийской (1571, там же).
Над головой сюринтенданта сгущались тучи. В день ареста сюринтенданта намечалась королевская охота. Луврский медальон представляет собой погрудный портрет художника, о чем свидетельствует надпись крупными буквами вокруг его головы: «Johes Fouquet». Ее подымали копыта сотен лошадей. Таков второй урок «дела Фуке».
Но, наверное, самой значительной работой Гужона совместно с Леско стало участие в 1548—1562 годах в строительстве нового здания Лувра. Фуке обвинял Кольбера в исчезновении более чем 1200 писем Мазарини. Бастилия была уже шестым местом заключения бывшего министра. Бог знает, когда он умер 11. В ответ на это Парламент Парижа запретил устанавливать налоги без своего согласия.
Больше всего жизнелюбивый Фуке страдал от того, что был отрезан от всего мира. Заседание Государственного совета перенесли на более раннее время. Откровенное, правдивое. «Тут какая-то ошибка, -закричал он знаменитому мушкетеру, -ведь я суперинтендант финансов». Кольбер принимал непосредственное и активное участие в подготовке суда над Фуке.
Так, в 1660 году содержание прислуги обошлось сюринтенданту в 371 тысячу ливров придворная осведомительница мадам Дюплесси-Бельер получила от него 234 тысячи ливров. По указанию Кольбера мушкетеры пытались получить для публикации материалы, компрометирующие сюринтенданта. Сам же Фуке считал себя виноватым только в нарушении некоторых финансовых формальностей. Именно так и увековечил себя Фуке. Это произведение не имело себе равных по художественным достоинствам. Основные цвета – красный белый и зелёный – составляли гамму герба Валуа.
Гужон исполнил для него 12 рельефов: горизонтальные с амурами, наядами, тритонами и вертикальные — «Нимфы». Встретив Луизу, он заговорил с ней о бесчисленных и неоценимых достоинствах Людовика XIV. Ч. Стерлинг обнаружил следы этого сотрудничества в портрете Франциска 1 (Париж, Лувр), который традиционно приписываетсяЖану Клуэ по мнению исследователя, Франсуа исполнил руки короля. Он отдал этот документ дАртаньяну, а тот переправил его Мишелю ле Телье.
Но арифметика подводила. Он предлагал готовые решения, авторство которых неизменно приписывалось королю. При дворе он сорил деньгами и создал себе партию его уже называли LAvenir. В «Меленском диптихе» персонажей объединяют более глубинные и живые связи. Комендант Бель-Иль располагал для этого необходимыми деньгами. Беспощадное наказание — неизбежный удел каждого, кто запустит руку в казну. 5 сентября 1661 г. он по обыкновению присутствовал в королевском совете, но при выходе из совета был арестован лейтенантом королевских мушкетеров дАртаньяном и отвезен в Венсеннский замок, а оттуда (в 1663 г. ) в Бастилию.
Для достижения своей цели финансист подобрал неповторимую «команду»: архитектор Луи Лево, художник Шарль Лебрен, скульпторы Франсуа Жирардон и Франсуа Ангье, садовник Андре Ленотр. Уже в пути Фуке написал коменданту Бель-Иль приказ о передаче острова королю. Мари Мадлен, жена Фуке, находила новых издателей и новых читателей.
Пострадала вся семья сюринтенданта. Главный дом с четырёх сторон окружён рвом с водой.
Даже для богатейших монархов Европы это была астрономическая сумма 3. Вот таким образом их мало сохранилось и они анонимны. Фуке согласился. Процесс Фуке тянулся три года.
Передача пространства говорит о знакомстве художника с законами перспективы. Опасности таились для Фуке и в его собственной семье. Пот ручейками сбегал из-под пышных париков.
Как ни пытались избежать Людовик и Кольбер даже упоминания имени Мазарини, фактически судили покойного кардинала, а следовательно, королеву-мать и косвенно самого короля. Но у Анны Австрийской мысль об аресте суперинтенданта вызвала серьезное беспокойство. Он согласился, понимая, что судьба Фуке все равно уже решена. Мастер создает новый тип портрета, воплощая образ новыми художественными средствами. Очень ясно по этому диптиху, насколько глубоко светский дух проник в религиозную живопись. Чувствуя угрозу своей жизни, Фуке отчаянно защищался. Этим временем датируются первые выполненные им заказы. Да, французы с такими именами жили в свое время.
Многие растраты были бесспорными 19. Мария также смотрит на сына, склонив голову в знак согласия быть заступницей Этьена Шевалье перед богом. Операцией по «захвату» сюринтенданта руководил младший лейтенант первой роты мушкетеров Шарль де Ба Кастельмор, всемирно известный по романам Александра Дюма под именем дАртаньяна (не следует путать с маршалом дАртаньяном). ДАртаньян ответил ему: «Монсеньор, Его Величество приказал мне доставить в Венсен-ский замок именно суперинтенданта финансов». учился в Париже, а затем в 1445-1447 гг. Но ничто уже не могло смягчить ненависть монарха.
Это устойчивый национальный «галльский тип». Они оставили нам обширную галерею людей XVI столетия. В государстве, которым он правил, любое его желание должно было быть выше законов. Вот где нам станет очевидной вся мощь Гольбейна. Может быть именно тогда у короля И зародилась мысль положить конец молниеносной карьере и «непомерным амбициям» супер интенданта финансов. Это составляло уже государственную измену и также могло привести прямехонько на эщафот.
Как всегда основное бремя пало на низшие слои населения. Занимал пост военного министра и был маршалом Франции. Выбор Тура в качестве резиденции не был случайным. Раму Меленского диптиха украшали круглые медальоны, на одном из них был автопортрет Фуке.
Лесть сделала свое дело. За столы сели сразу три тысячи человек. Он лишился интендантства и звания государственного советника. Средоточием всей жизни Франции во второй половине XV в. становится Тур. Над дорогой, которая вела из королевского дворца в Фонтенбло, построенного в XVI веке в 65 километрах от столицы, клубилось черно-серое облако пыли.
Они окружаются парками, обносятся стенами с башнями, возникает проблема архитектурного ансамбля. Полны чудес были владения финансиста. Семьи Шевалье и Дезюрсенов стали заказчиками придворного художника Жана Фуке.
Почти одновременно с «Большими хрониками» Мармиона, только не в Бургундии, а во Франции, появился другой аналогичный по теме исторический кодекс с иллюстрациями Фуке. Он настойчиво и неторопливо убеждал короля, что «партия Фуке» — это «государство в государстве».
Воцарилось гробовое молчание. Солнце зашло. Фуке безумно любил роскошь, почести и блеск.
Фуке в начале 1440-х гг. Его портреты являют собой чудесный пример изысканного придворного искусства Франции XVI в. Рисунки Франсуа Клуэ также не столь просты, как рисунки его отца они более сложные по технике, тонко описывают модели, подчеркивая выражение лица (Портрет Маргариты Французской в детстве, Шантийи, музей Конде). Младший Клуэ уделял много внимания деталям костюма, передаче фактуры разнообразных материалов. Вместе с Абелем Сервьеном (Мазарини решил сделать должность двойной) Николя Фуке стал заведовать доходами и расходами государственной казны.
По возвращении в Тур Фуке женился, открыл свою мастерскую. ».
Грандиозный фейерверк. В конце 1644 года гасконец стал мушкетером. Сюринтендант в общей сложности располагал 600 тысячами ливров дохода, а его расходы исчислялись миллионами. Завершив изучение права, он начал свою карьеру в качестве адвоката парижского Парламента. «Его надо было тут же арестовать», -сказал он своей матери и прибавил: «Придет время и я покажу всем этим людям их место». Однако с присущим ему лицемерием Людовик предварительно решил выпотрошить «денежный мешок».
Ма-зарини давал мушкетеру ответственные поручения во время Фронды дАртаньян, например, поддерживал связи с командующими армиями, электорами (германские князья или епископы избиравшие императора Священной Римской империи германской нации) Кёльна, Бонна. Процесс Фуке тянулся три года. Дату рождения Жана Фуке большинство его биографов относит к началу 1420-х гг.
Во время обыска его дома в Сен-Мандэ действительно был найден план обороны», подготовленный обвиняемым на случай, если ему придется искать убежища в Бель-Иле. Казнить Фуке королю не удалось. В итоге суд согласился с пунктами обвинения против Фуке, касающихся хищений и растрат. При этом он ориентировался на Италию.
Великолепны батальные сцены на листах, выполненных самим Мармио-ном. В 1420-х англичане в союзе с бургундцами захватили Париж и большую часть страны. Фуке отправили на границу с Италией, в крепость Пиньероль.
Людовик XIV воспринял этот приговор как личное оскорбление. Спектакль Мольера в естественном зеленом театре. Король отправился в Нант Фуке сопровождал его.
Больше всего он работал в сотрудничестве с архитектором Леско, строителем Лувра. Восторги не смолкали. Затем, едва достигнув двадцати лет, купил себе весьма дорогое место советника. Фуке, подчинись своему необузданному темпераменту, поступил иначе. Пышное приобретение (в числе прочих обвинений) было использовано Жаном-Батистом Кольбером интендантом финансов, для атаки на Фуке.
Более того, он сам лишил себя правовой защиты. Ему запрещались любые внешние контакты, даже переписка. Он подтвердил, что страна в 1650-е годы оказалась раздавлена коррупцией.
Главный дом с четырёх сторон окружён рвом с водой. Готовясь к защите, он потребовал для изучения архивы — свыше 60 тысяч документов. В настоящее время все мое имущество обременено долгами.
Благодаря выгодной женитьбе на Марии Фуршье (эта дульцинея принесла ему в приданое 160 тысяч ливров), он унаследовал от своего тестя должность докладчика в Государственном Совете, потом на него обратил внимание и приблизил к себе кардинал Мазарини. В своих иллюстрациях к «Часослову Этьена Шевалье», «Иудейским древностям» и «Большим французским хроникам» он создает ряд прекрасных пейзажей и реалистичных зарисовок из жизни Франции того времени. Вот почему портрет кажется на первый взгляд архаичным. Все вернулись во дворец. Белый, красный и желтый цвета составляли гамму герба Дезюрсенов.
Завязалась тяжелая борьба между Парламентом с одной стороны и Мазарини с другой. Это земное пространство реально, конкретно и трехмерно. Итак, Людовика XIV раздражали богатство Фуке, его самомнение и необузданная гордыня, его надменный девиз: «Разве есть что-либо недоступное для меня. » 8. И оно оставалось бы окончательно закрытым, если бы не последние (лет двадцать назад) исследования профессора Военно-Морской Школы Даниеля Дессера, которые принесли некоторые неожиданности. 17 августа 1661 года Фуке справил торжественное новоселье, на котором выступали Мольер и Лафонтен. Посвежело.
Приходилось прибегать к помощи крупных финансистов и одалживать деньги у них. Это был выходец из средних слоев «дворянства мантии» – его отец был советником Парижского парламента. Трагические события в Нанте не были для Фуке неожиданными. Иными словами, расправа с Фуке была связана для Людовика с опасными осложнениями. Тогда Людовик XIV решил арестовать Фуке во время пышных празднеств, которые он устроил в честь короля в Во-ле-Виконт 17 августа 1661 года (присутствовали 600 приглашенных) но арест, по просьбе Анны Австрийской, был отложен.
Видны были и каменные белки играющие в лапах больших добродушных львов.
«Непоправимая ошибка» 7, — заметил историк Лер, оценивая поведение Фуке. Посредница почувствовала опасность. Но к суду над ним начали готовиться без промедления.
В войне наступил перелом и дофин был коронован в Реймсе под именем Карла VII. Наибольшую опасность для Фуке представляла найденная в его доме в Сен-Манде, за зеркалом, рукопись (26 страниц), работу над которой он завершил в 1658 году. Такова миниатюра «Суд над герцогом Алансонским в 1458 г», представляющая на одном листе более двухсот персонажей. Письменные источники называют местом рождения Шарля дАртаньяна замок Кастельмор. Некоторые опасались, чтосюринтендант взбунтует соседние с Бель-Иль провинции — Нормандию и Бретань и дело дойдет до новой Фронды. Атос умер в Париже в 1643 году. Он тут же понял свою ошибку и в ярости прикусил губу.
Кто в юности не увлекался их подвигами. Жизнь Фуке пришлась на один из самых бедственных периодов в истории Франции: десятилетиями длилась кровопролитная война с Англией, названная впоследствии Столетней (1337—1453). Подписанных им произведений не сохранилось, однако ему исстари приписывают семь миниатюр из рукописной «Галльской войны» и собрание из 130 портретных эскизов французской знати, хранящееся в Шантильи. Лес вокруг парка посажен на бывших пашнях одновременно с постройкой дворца.
Фуке, насколько это возможно, придвигает трон к переднему краю картины и почти полностью закрывает его мантией, лишая возможности судить о глубине пространства, которое в данном случае абстрактно и не поддается измерению. Свою подпись на документе ставил и государственный секретарь.
В Публичной библиотеке им. Программа праздника была, казалось, бесконечной. Влияние итальянского маньеризма оказалось широким и довольно стойким. Его посадили в карету вместе с четырьмя офицерами-мушкетерами. Бывший сюринтендант доказывал, что кардинал на свои личные расходы «заимствовал» из казенных денег от 18 до 20 миллионов ливров. Художнику удалось не только портретное сходство.
Вначале «летр де каше» использовали для наказания придворных или министров, а затем и более широко — для заточения или ссылки любых неугодных властителю лиц. Фуке иллюстрировал еще многие рукописные книги (и, между прочим, сочинения Боккаччо), но не менее прославлены его портреты – короля Карла VII и придворных, а также диптих Этьена Шевалье с изображением мадонны. Новый этап требовал создания нового художественного стиля и языка. Ему нужна была бесспорная демонстрация силы: полное сокрушение всемогущего Фуке. Ее главным художником был Симон Мар-мион, которого современники называли «государем иллюстраторов» : им исполнено в этом манускрипте пятнадцать миниатюр, остальные семьдесят пять – его помощниками.
Более надежная опора для аналогий – надгробие Аньес Сорель в церкви Нотр-Дам в Лоше. Но и Фуке не дремал. Да и долги составляли 12 млн. Благодаря естественному орошению (на участке исстари протекали две речки) Ленотр смог устроить для Фуке регулярный парк с партерами, фонтанами и каналами. Фигура донатора имеет те же размеры, что и персонажи евангельской легенды. Jean Goujon, родился около 1510/1520 — умер ок.
Фуке обвиняли в том, что только за три года он истратил 23 миллиона. План ареста Фуке был разработан до деталей. В итоге репутации Кольбера и его «людей» был нанесен тяжелый удар. Ему запретили не только переписываться, но и разговаривать с кем бы то ни было. Но лишь в этом его связь с религиозным эстетическим идеалом.
Это был город со старыми культурными традициями. Он решил доказать, что король все знает, все решает, а министры лишь исполняют его волю. Его нимфы естественно и целомудренно грациозны. Еще хорошо помнили Фронду и хотя монархия, благодаря стараниям Маэарини, стала намного сильнее, все-таки она еще оставалась достаточно уязвимой.
Только в два часа ночи Людовик XIV дал сигнал к отъезду. Оправдываясь, Фуке подсчитывал деньги, данные ему лично королем. Судьба Фуке была предрешена. Отец Франсуа Клуэ. Движение одной фигуры как бы продолжается в другой, потом в следующей (всего их пять): кувшин в руках у нимфы опускается, поднимается на плечо, опрокидывается.
Здесь состоялась лотерея. Кардинал «убрал» бы и Фуке, но страшился его братьев их друзей их крепостей. Главным композиционным центром является младенец Христос. Только в 1674 году узнику позволили два раза в год обмениваться письмами с женой. Другие прогуливались по двору, расположились у выходов, ведущих из крепости. Три мушкетера.
Перед смертью Мазарини, рекомендуя Людовику XIV Кольбера, по-видимому, посоветовал королю отделаться от Фуке. Крупные фигуры придвинуты к нижнему краю картины и занимают почти всю ее плоскость.
Документ от ноября 1481 г. упоминает вдову художника и двух его сыновей-наследников. Однако в противоположность итальянским художникам, которых вдохновляла идея возрождения величия Древнего Рима, Гужон воплощал в своих произведениях дух искусства Древней Греции. На столе Людовика XIV всеобщее внимание привлекал сервиз из массивного золота. Неловкости, совершенные Фуке, лишь довершили дело. Жан Гужон (фр.
Людовик выехал туда из Фонтебло 27 августа 1661 года. Клуэ был высоко оценен королевой Екатериной Медичи, которая собирала его рисунки (551 рисунок она передала своей внучке Кретьенн Лотарингской большая часть ныне хранится в Шантийи, музей Конде). Именно королю Луиза рассказала о беседе с сюринтендантом. С именем этого художника связано начало ренессансного искусства во Франции.
Его давно предупреждали о том, что король намерен избавиться от своего министра финансов. Это первый урок «дела Фуке». За проявленную лояльность ему удалось приобрести должность генерального прокурора. Створки диптиха до сих пор находятся в разрозненном виде.
Высшие классы тоже оказались под ударом – фискальные аппетиты кардинала Мазарини практически обесценили государственные должности, вызвав всплеск коррупции. Иконография портрета Карла VII восходит к средневековой традиции иератического портрета (модель представлена фронтально, в симметричном обрамлении занавесей). Сюринтендант писал о «злой воле» кардинала, его «совершенной власти» над королем и королевой. Небольшой одноэтажный дом, много раз перестроенный. Диптих предназначался для церкви Мелена — родного города Шевалье и посвящен памяти фаворитки короля — Агнессы Сорель (доверенным лицом которой был Шевалье). Война изменила соотношение общественных сил в стране.
Детей (младшему было два месяца) отправили в Париж к бабушке. Почти квадратный формат картины придает фигуре короля еще большую устойчивость.
Фуке на то время был министром финансов Франции и к государственным деньгам относился не очень бережно: значительная их часть уходила на развлечения, девушек и строительство, в том числе и Во-ле-Виконт. Вот таким образом осторожный Людовик XIV предпочел дожидаться удобного случая. Его Величество твердо и непреклонно решил стать самодержавным правителем Франции. И, что не менее важно, утверждалась мысль о достоинстве художника, творца. Как сказано у Дюма, «господин Фуке не король, но он такой же могущественный властелин, как король». Согласно старинным сведениям лицу Мадонны приданы черты Агнессы Сорель (умершей от родов в 1450, по другой версии она была отравлена).
Только сильное централизованное государство могло всерьез браться за такие задачи. Кажется, что это единое струящееся движение. Замок Во-ле-Виконт (Le chateau de Vaux le Vicomte) был сооружен по инициативе Николя Фуке на месте небольшой усадьбы между Венсеном и Фонтенбло. Леско сделал проект «Фонтана нимф» (или «Фонтана невинных») в виде галереи из семи аркад, а рельефы между пилястрами изображающие нимф источников исполнил Гужон. Жан Фуке был первым французским художником, отправившимся в Италию. ДАртаньян арестовал Фуке.
С некоторыми судьями поступили еще круче: их сослали. Слева представлен земной мир – Этьен Шевалье изображен во дворцовых покоях. Сервиз этот вызвал особое раздражение королевской семьи: ее золотая посуда была переплавлена для оплаты расходов на Тридцатилетнюю войну (1618—1648 гг. ) между габсбургским блоком (испанские и австрийские Габсбурги, католические князья Германии, поддержанные папой и Польшей) и антигабсбургской коалицией в составе протестантских князей, Франции, Швеции, Дании, которым оказывали содействие Англия, Голландия и Россия.
Кольбер и Людовик XIV оказывали неприкрытое давление на судей. Крепло третье сословие, сосредоточивая в своих руках огромные денежные средства. Их с трудом удержали. Ответ был необычен для двора, где продавалось и покупалось все.
Один из братьев сюринтенданта, Базиль, вел борьбу против благодетеля и опоры семьи. Он запутывает сам себя»6 — так оценил обстановку в беседе с Кольбером Людовик XIV. Художник умело передал это, по-видимому, постоянное выражение апатии и брюзгливости на лице Карла, так не соответствующее идеальному образу «победоноснейшего короля». Им больше импонировало искусство итальянских маньеристов – талантливые рисовальщики и декораторы Россо и Приматиччо, приехав во Францию и работая в Фонтенбло, положили начало целому направлению известному как «школа Фонтенбло».
Какой уж там замок. Для Жана Фуке важно достоверно воспроизвести облик короля. Нуанская «Пьета» сохраняет характерную для Жана Фуке мощную пластику объемов и драпировок, подчиняющуюся идее создания монументального образа.
5 сентября 1661 г. он по обыкновению присутствовал в королевском совете, но при выходе из совета был арестован лейтенантом королевских мушкетеров д039Артаньяном и отвезен в Венсеннский замок, а оттуда (в 1663 г. ) в Бастилию. Кареты направились к большим узорчатым воротам. Сохранилось два изображения Аньес Сорель – графическое и скульптурное. Король ненавидел своего министра финансов. Хорошие отношения между Фуке и Мазарини расстроились к концу жизни последнего. Это было идеальное начало для восхождения наверх.
Такова миниатюра «Суд над герцогом Алансонским в 1458 г», представляющая на одном листе более двухсот персонажей. Но, конечно, об этом мы никогда не узнаем. Это был Луи Фуке, маркиз де Бель-Иль, родившийся в 1634 г. в Вильфранш-де-Руэрг.
Мать удержала сына от безрассудного поступка. Охрана — вооруженные мушкетеры и гвардейцы — открывали процессию и замыкали ее. В следующем году 65-летний Николя Фуке умер от инсульта.
400 ламп в форме лилий освещали аллеи, по которым приглашенные вернулись во дворец для ужина. Фуке сделал головокружительную карьеру.
Программа действий, намеченная Фуке, предусматривала укрепление островов Бель-Иль и Конкарно, отправку туда нескольких кораблей с людьми и снаряжением, покупку лошадей. Сюринтенданту посоветовали опередить события, самому обвинить Луизу в вымогательстве. Родился художник в Туре около 1420 года.
Король Карл VII Жана Фуке безволен и слаб, но он король. А финансисту подготовили настоящую засаду. Ормессону, например, его беспристрастие дорого стоило. В Портрете Карла VII (ок. Его братья, в том числе и озлобленный Базиль, лишились своих мест и были сосланы.
В начале личного правления Людовика XIV положение сюринтенданта казалось прочным. Наказал король не только Фуке. Он действовал столь искусно, что в голове монарха поселилось подозрение. Для этого на облигациях нужна была лишь его подпись как супер интенданта, что гарантировало их незамедлительную оплату звонкой и полновесной монетой (конечно, он брал за это хорошие деньги).
Богатства или даже достатка в нем никогда и не было. Город нельзя было назвать ни французским, ни итальянским. Король отправился в Нант Фуке сопровождал его. Кольбер активно участвовал в осуществлении королевского замысла.
Это впечатление неслаженности отдельных частей, неумелости – обманчиво. Да и сам пост всемогущего сюринтенданта финансов стал не нужен, более того, вреден. Турский мастер не останавливается на простом сопоставлении объемов.
По сравнению с реалистически трактованным лицом фигура короля кажется более плоскостной. Король и придворные хотели видеть все, даже огороды и апельсиновые деревья. В один ряд стройно выстраивались факты, свидетельствующие о недобросовестности сюринтенданта: огромные затраты на дворец в Во-ле-Виконт, дом в Сен-Манде (предместье Парижа), на строительство укреплений острова Бель-Иль.
Он поступил на военную службу и отличился во время войны с Австрией. Именно в портретах Фуке с наибольшей силой отразились новые реалистические тенденции. Цитадель просто наглухо закрыли. Монарх потребовал заменить ссылку на пожизненное заключение, что и было исполнено. Однако Фуке до поры до времени оставался в безопасности. Король отправился в Нант Фуке сопровождал его.