Псля важко хвороби на лихоманку у 1792 став глухим вдлюдкуватим та заглибленим в себе. Стиль цих «Чорних картин» став прототипом експресонзму. Завдяки приятелю Голону, Гойя вдкрива для себе технку лтограф, нещодавно вдкриту нмцем Зенефельдером, ззнаться: «Мен вже всмдесят рокв, а я все ще вчусь» Пд кнець життя Гойя зробив клька швидких ескзв на лтографчному камен, це були сцени бою бикв. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса.
Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс.
В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. ), одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. Через несколько лет, замешанный в драке, он вынужден бежать из Сарагосы.
В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». С начала 1780-х гг. М. Ховельяноса-и-Рамиреса, М. X.
В 1780 Гойя был избран в мадридскую АХ (с 1785 вице-директор, а с 1795 – директор её живописного отделения): в 1786 был назначен придворным живописцем, с 1799 первый художник короля. В 1819 году он отходит от дел, уезжает из Мадрида и уединяется в своем загородном доме «Кинта дель Сордо», что означает «Дом Глухого». A pictorial biography, L., 1961 Harris Т., Goya. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом».
В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) (1746-1828) испанский художник, гравёр, рисовальщик. Под влиянием испанских просветителей (Г. На одной из картин Гойя изобразил ее одетой во все черное.
В 1805 году Гойя устроил свадьбу своего 21-летнего сына Хавьера с Гумерсиндой Гойкоэчеа, родственницей крупных баскских финансистов. Эта картина, еще напоенная светом, уже предвещает полное трагизма позднее творчество Гойи. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. Тема испанской народной жизни считается абсолютно новой и импонирует заказчикам. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000реалов за 2картины: «» и «».
Гойю она взяла с собой. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. Франциска Великого в Мадриде. В Сарагосе за молодым художником охотилась инквизиция по причине драки в церковный праздник, которую он устроил. По протекции Байеу Гойя выполнил для Королевской шпалерной мануфактуры в 1776—1780 45 панно, которые служили образцами (картонами) для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике. Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск.
Произошло это в 1775 году. Diego Velazquez). В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес».
Минувшим вечером сборная России в красивой и достойной игре уступила команде Хорватии в четвертьфинале чемпионата мира. Глубоким историзмом, подлинно народной энергией и страстным протестом пронизаны большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции: Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде и Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года (обе – около 1814, Прадо).
Мальчик про жил недолго и вскоре умер. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. И все же судьба улыбается Мастеру в последний раз: он знакомится с Леокадией Вейс. После смерти Карла III в 1789 году стал придворным художником Карла IV и с 1799 года его первым живописцем. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III.
Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. В 1780 Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии (с 1785 вице-директор, а с 1795— директор её живописного отделения), а в 1786 был назначен придворным живописцем после смерти Карла III стал придворным художником Карла IV и с 1799 его первым живописцем.
Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11больших композиций на темы из жизни Св. Девы Марии. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала». В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск. Его отец— Хосе Гойя.
В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). Веселые идеализированные сцены испанской сельской жизни принесли Гойе известность. Через четыре месяца родился мальчик, которого назвали Эусебио, он прожил недолго и вскоре умер. исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучали чувство тревожного одиночества человека (портреты – сеньоры Бермудес, Музей изобразительного искусств, Будапешт, Ф. Байеу, 1796, Прадо, Ф. Савасы Гарсии, около 1805, Национальная галерея искусства, Вашингтон), мужественное противостояние и вызов окружающему миру (Ла Тирана, 1799, АХ, Мадрид портреты – доктора Пераля, 1796, Национальная галерея, Лондон, Ф. Гиймарде, 1798, Лувр).
6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. Одним из основных атрибутов битника считался чёрный свитер (обязательно с высоким горлом на манер «водолазки») и берет, допускались также белые майки без рисунка. Позже их унаследовал Мануэль де Годой, любовник королевы Испании. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «», «», «», «» и «». В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. ) по заказу герцога Осуна: «» и «», в последней Гойя впервые изобразил дьявола.
С 1824 Гойя жил во Франции, где писал портреты своих друзей, осваивал технику литографии. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения.
Оно становится лейтмотивом в Похоронах сардинки (около 1814, Прадо), в серии офортов Тавромахия (1815 изд. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. ) за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала». В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «».
В 1775 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. В 1786 году, после серии работ, выполненных по заказу герцога Осуны, творчеством Гойи заинтересовался сам король Карл III. С начала 80-х гг.
В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Гойя по этому поводу создал 6 полотен. В 1775 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса.
Он имел для того веские причины. Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита. Гойя малював спанську королвську родину, зокрема Карлоса IV спанського та Ферднанда VII. После смерти Карла III в 1789 году стал придворным художником Карла IV и с 1799 года его первым живописцем. Але той старий свт себе знищив так реч втратили свою актуальнсть.
«Капричос» – творение глубочайшего мыслителя и смелого борца, высшее художественное выражение века Просвещения и Великой французской революции. Свою жену Франсиско называет «Пепой». Тьма уступает место вновь загорающемуся сиянию красок в картинах «Водоноска» (1810, Музей изобразительных искусств, Будапешт) и «Махи на балконе» (около 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I, отображены и в полотнах того периода у Гойи. 30 мая 1815 года король председательствовал на генеральном совете Филиппинской компании, где получил значительную ссуду. Опираясь на опыт венецианских живописцев середины 18 в. (особенно Дж.
Щоб уникнути переслдування нквзицю, Гойя втк до Мадриду, де навчався у Антона Рафаеля Менгса (сп. 6и 19февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. М. Ховельяносом-и-Рамиресом М. Х. Кинтаной) обостряет неприязнь художника к феодально-клерикальной Испании.
В начале 1790-х гг. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. ), чей портрет он напишет в 1791 году.
Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). В январе 1818 года Гойя закончил большое полотно изображающее двух святых покровительниц Севильи Хусту и Руфину в виде пышнотелых мах, для Севильского собора. запрашивает 25000 реалов за ту же работу8. Фигуры утрачивают рельефность, словно растворяясь в дымке. Через некоторое время Гойя уже просит место придворного художника, но ему отказывают.
Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «» в реалистической манере.
Зато монументальный «» использует все преимущества полихромии. Художник появился на светв 1746 году в северо-восточной части Испании. С раннего возраста бойкий мальчик проявил большую склонность к живописи и 14-ти лет поступил в мастерскую к художнику в Сарагосе. Гойю привлекает искусство графики: стремительность перового рисунка, царапающего штриха иглы в офорте, светотеневые эффекты акватинты. В его искусстве появляется яростная сила сопротивления гнёту действительности.
Для банка св. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. В мае 1825 года Франсиско вновь тяжело заболел, но быстро поправившись он создал быстро около 40 миниатюр на слоновой кости. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги. Никто себя не знает».
Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Це вимагало змни концепц художнх творв, Гойя зреформував, вн показав нову функцю митцв, яка й надал була реалзована найвидатншими художниками.
Своеобразным философско-историческим осмыслением судьбы народа в эту трагическую эпоху истории Испании явились офорты Бедствия войны (82 листа 1810-20 изданы в 1863 в Мадриде). В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. ) работает по украшению церкви св. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. Эти работы принесли Гойе известность. Обе картины герцогиня оставила у себя.
Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «» и 4 листа под названием «». Для мужчин одним из атрибутов также была «козлиная бородка» (англ. )русск. Caprichos). В руках малыша шнурок, привязанный к лапке сороки, которая, оправдывая свою славу «воровки», держит в клюве визитную карточку художника, который таким оригинальным приемом помещает свою подпись на работе.
Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес.
В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. ) и лейтенант-генерала Феликса Колона де Ларреатега, а также родственника Ховельяноса, Рамона Посадо-и-Сото. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Невиданно конкретным историзмом, подлинно народной энергией и страстью личного переживания пронизаны картины «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе около 1814, Прадо). В июне 1800 года Гойя купил за 234000реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо.
Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». в 1816 в Мадриде) и других работах. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост.
Байеу був тод офцйним придворним художником короля Карла IV королеви Мар Лузи. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. С 1773 работал в Мадриде.
Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». Еще через пять месяцев родился их первый сын, которого они назвали Эйсебио.
Счастье. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. Гойя також головним персонажем у пс Клва Баркера «Colossus». В это время (осень 1792 – зима 1793) тяжёлая болезнь приводит художника к глухоте. В 1790-х – начале 1800-х гг.
В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги. Свойственная первоначально его портретам парадность (портрет графа Флоридабланка, 1782-83, банк Уркихо, Мадрид) уступает затем место интимности, не исключающей подчас лёгкой иронии по отношению к модели («Семья герцога Осуна», 1787, Прадо портрет маркизы А. Понтехос, около. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Так Гойя и Леокадия оказываются в Бордо.
1808 год стал годом потрясений для всей Испании. В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. ). Через клька рокв, замшаний в бйц, вн змушений ткати з Сарагоси. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск.
По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». К празднику св. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Но главными становятся беспримерная до того прямота обнажения истины и откровенность личного отношения художника к миру, которые заставляют содрогаться при виде жёсткой обесчеловеченности лиц в «Семье короля Карла IV» (1800, Прадо) или почувствовать таинственную притягательность женщины в «Махе одетой» и «Махе обнажённой» (обе – около 1802, Прадо). Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре.
Ему предложилизанятьсяросписью капеллы в церкви дель-Пилар. Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго. То, что они показали – это даже не битва, это хрестоматийная игра из учебника. Перед отъездом нового короля Фердинанда VII в Байонну, где он будет арестован вместе со всей королевской семьёй, Академия Сан-Фернандо поручает Гойе написать его портрет. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая».
Для банка св. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. В 1797 году Гойя написал «», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя).
Гойя написав тльки один портрет. Зачастую битник носил тёмные непроницаемые очки. На одном из них она написала: Хранить такое — просто безумие. Его сын женился на дочери богатого купца и стал жить отдельно. Гойя получает известность и как портретист.
В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». Он пишет «». Примерно через год Гойя поднялся с постели, но навсегда с тех пор остался глухим.
К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами.
Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где провёл свои последние четыре года жизни. Всего Жозефа родила пять (впрочем, вполне вероятно, что шесть) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Ксавьер. Ребята не проиграли. Однажды Гойе удалось случайно познакомиться с герцогиней.
Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. Вспыхивает бурный роман, в результате которого Леокадия разводится со своим мужем. Josefa) (вн називав «Пепа»). В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе».
тяжёлая болезнь привела художника к глухоте. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. В 1746 году в семье мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина родился сын. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Вн ще й висвчу в гротескнй форм весь традицйний спанський порядок, включаючи його найсвятш деали. В 1816 году он создал новую серию офортов «».
Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Сын Хавьер женится и начинает жить отдельно. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Он был младшим из трех сыновей в семье.
Кроме этого, рукой она указывала на фразу, написанную на песке. Гойя написал только один ее портрет. Гойя принадлежит к самым выдающимся испанским художникам.
Свадьба состоялась в Мадриде. Жан Карло Менотт написав бографчну оперу про нього «Goya» (1986) на замовлення Пласдо Домнго (сп. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». Человечность и мудрость Гойя находят своё высокое проявление в его автопортрете (1815, Прадо), портретах Т. Переса (1820, Метрополитен-музей), П. де Молина (1828, собрание О. Рейнхарта, Винтертур). Последние четыре года жизни Гойя провёл во Франции.
Не которое время Гойя был практически слепым и почти полностью парализованным. А уже через месяц она позировала и для конного портрета. В 1780 Гойя был избран в мадридскую АХ (с 1785 вице-директор, а с 1795 директор её живописного отделения), в 1786 назначен придворным живописцем, с 1799 первым живописцем короля.
Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником.
Його батько був вдомим майстром по золоченню. Первую же премию получает младший брат Байеу, 20-летний Рамон В Мадриде Гойя знакомится с работами придворных художников, совершенствует своё мастерство. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Программно-заострённым воплощением настроений Гойя явилась первая большая серия офортов «Капричос» (80 листов с комментариями художника, 1797-98, обнародованы в начале 1799), в которой в гротескно-трагической форме было всесторонне раскрыто уродство моральных, политических и духовных основ испанского «старого порядка». Лежу в луже корвалола. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. ), по прозвищу «Ла Тирана». In 1786, Goya was given a salaried position as painter to Charles III.
В августе он закончил «» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Гойя по этому поводу создал 6полотен. Енрке Гранадос написав у 1916 роц сюту для фортепано, а пзнше оперу пд назвою «Goyescas», на яку його надихнув живопис художника. В 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771-72). в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды).
Впрочем, каждому свое», – и как в воду глядела. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. Гойя (Goya), Франсиско, собственно Хосе де Гойя-и-Лусьентес – испанский художник. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры».
На новой должности Гойя продолжает создавать картоны для шпалер и летом 1786 года ему поступает заказ на новую серию для королевской столовой во дворце Пардо. В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. )русск. В 1812 году умирает жена художника, Хосефа. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). 1806, Национальная галерея, Лондон). Альба позировала для обеих.
В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. ) и Гаспара Ховельяноса. 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом.
В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. Как художник, Гойя тонко владел светотенью Рембрандта и светом Веласкеса. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие.
Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола. Там, протягом пяти рокв, вн створив 42 зразки (картони), багато з яких були використан, щоб декорувати гол камян стни в El Escorial та Palacio Real de El Pardo— новозбудованих резиденцях спанських монархв. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Pablo Picasso). Они прожили вместе несколько месяцев. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»7.
и Гаспара Ховельяноса. Однако разводиться с ней не стал и они пробыли в браке до самой ее смерти. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры». Гойе поручили увековечить это событие в «», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты.
Около 1769 отправился в Италию. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. Но и махи кажутся находящимися в заговоре со своими стражами — слишком заговорщически улыбаются эти обольстительницы, словно заманивая тех, кого привлечет их красота, в темноту, что клубится за их спинами. Konigliche Gemaldegalerie Mauritshuis. Спасибо за праздник, который теперь всегда будет с нами.
В большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797-98, обнародованы в начале 1799) в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, раскрыто уродство моральных, политических и духовных основ испанского старого порядка. В книге «Minor characters» (1999) Джойс Джонсон (англ. Joyce Johnson) отмечал, что битники торговали свитерами, темными очками, беретами и бонго, продавая образ жизни, казавшийся опасным и весёлым и городские парочки начинали устраивать «вечеринки в стиле битников» по субботам. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании.
Начались годы странствий. Определенной прически битник не имел, но волосы были преимущественно длинные (примерно до плеч и почти всегда прямые), в одежде преобладал чёрный цвет. 1798, Лувр, Париж, И. Ковос де Порсель, ок. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления.
Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св. Своеобразным философско-историческим осмыслением судьбы народа в трагическую эпоху жизни Испании явились офорты «Бедствия войны» (82 листа 1810-20 изд. «Дом Глухого»), стены которого расписал маслом (1820-23, росписи ныне в Прадо).
Варвары), выказавших неисчерпаемое богатство его фантазии, замечательных по оригинальности замысла и композиции, пленяющих нежностью, серебристостью, теплотою и гармоничностью колорита. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». Здесь он знакомится с работами придворных художников, совершенствует своё мастерство и даже участвует в конкурсах мадридской Академии художеств, надеясь быть принятым в Королевскую Академию изящных искусств Сан-Фернандо.
вернулись бы домой марвеловскими персонажами. Впрочем, каждому свое. Ночью при свете фонаря у холма на окраине города солдаты расстреливают повстанцев. Работает Гойя быстро и под руководством Байеу. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи.
На одном было написано Гойя, на другом Альба. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I22, отображены и в полотнах того периода у Гойи. Дякуючи талантов, смливост та х сил, вн створив нове обличчя живопису.
В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. В 1815 году изобразил себя в «», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Нисколько. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес.
Франциска Великого в Мадриде. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». Девы Марии.
В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». Образование все братья получили довольно поверхностное, Франсиско Гойя всегда будет писать с ошибками. Среди известных произведений того времени— Сон разума рождает чудовищ.
В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». Выиграли все мы. 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1.
В течение двух лет (1778—1780) Гойя создаёт 7 картонов для шпалер в опочивальню принца и его жены и 13— в их гостиные. Anton Raphael Mengs), художника, популярного при спанському королвському двор. L., 1968: Gudiol J., Goya, L. – N. Y., 1969 Goya. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. искусств. ", т. II).
Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. Кстати, о жабрах. Этому способствовала атмосфера наивных надежд, порожденная реформами Карла III в пору его увлечения идеями «просвещённого абсолютизма».
Боль., чей портрет он создал. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». А после того, как летом 1795 года она посетила его мастерскую, художник, который несколькими месяцами ранее был избран почетным директором Академии Сан Фернандо, потрясенно признался одному из друзей: «Теперь, наконец, я знаю, что значит жить. » Их бурный роман продолжался около семи лет.
Для банка св. Около 1773 Гойя обосновался в Мадриде. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». Гойя надихнув художникв свого та наступного столття: Делакруа (фр. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Через десять лет умерла жена Гойи Жозефа.
Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. ), новаторские в изображении жизни Христа. В 1824 году, опасаясь гонений со стороны нового правительства (король Испании Фердинанд, только что вошедший на престол, прямо заявил Гойе: «Вы достойны петли. »), художник испрашивает разрешения уехать «лечиться» во Францию. К празднику св.
Цей шлюб та членство Франсско Байу (з 1765 року) у Королвськй академ художнх мистецтв допомогли йому отримати замовлення вд Королвсько гобеленово майстерн. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Всього Хосефа народила пять (за рзними даними бльше) дтей, з яких вижив лише один хлопчик на мя Хавр – Франсско Хавр Педро – який став художником. Мастер достоверно передает отталкивающую внешность, духовную нищету и ничтожество правящей верхушки, не скрывая свою неприязнь к испанским монархам. Это насыщенные по цвету и непринуждённые по композиции сцены повседневной жизни и праздничных народных развлечений («Зонтик», 1777 «Продавец посуды» и «Мадридский рынок», 1778 «Игра в пелоту», 1779 «Молодой бык», 1780 «Раненый каменщик», 1786 «Игра в жмурки», 1791 все – в Прадо, Мадрид)., чей портрет он создал.
Из этой серии выделяются «» (или «Цветочницы»), «» (или «Жатва») и «» (или «Снежная буря»). Оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. Его отец был прославленным мастером по работе с позолотой.
Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл».
Последние, чрезвычайно тяжёлые для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, Гойя провёл в загородном доме (Кинта дель Сордо, т. е. Дом Глухого), стены которого расписал маслом. Она позировала ему как в одежде, так и обнаженной. Байе был уже официальным придворным художником короля Чарльза IV и королевы Марии Луизы. В конце 1769 года Гойя отправляется в Италию – посещает Рим, Неаполь и Парму. Вначале работал в мастерской Ф. Байеу, в 1776-80 и 1786-91 выполнил для королевской шпалерной мануфактуры свыше 60 панно, которые служили образцами (картонами) для ковров.
В августе он закончил «Последнее Причастие св. Девы Марии. В 1786 году Гойя назначается королевским художником, в это же время он пишет портрет своего шурина, что может свидетельствовать о примирении с ним после такого назначения. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки», 1826 и картину «Молочница из Бордо» (1827—1828).
Гойя по этому поводу создал 6 полотен. Гойя, виходячи з обймв «майже смерт», перемагав не тльки громадськ забобони художн канони, але в першу чергу страх. Брак добрих справ для простого люду з боку можновладцв призвв до занепаду феодально будови суспльства. В 1771, получив вторую премию пармской АХ за картину на тему из античной истории, вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771-72). Один из современников написал о ней так: Нет в мире более прекрасной женщины.
Среди этих работ выделяются «», «», «» или «». Його помтили серед учасникв бйки, яка вдбувалася пд час релгйно процес. Однако его росписи не понравилась Байеу и заказчикам и Гойя вынужден был переписать их в более формальной манере. Их привлекали в Гойя острая характерность и мужественная энергия, охват реальной сложности бытия, во имя которых он отвергал абстрактно «правильное» и «разумное».
Даже дети перестают играть, чтобы полюбоваться ею. Темн видння, зображен у цих гравюрах, частково пояснюються самим автором у його пдпис: «Сон розуму породжу чудовиська», вони демонструють гострий, сатиричний розум художника особливо це помтно в таких гравюрах, як «Полювання на зуби». Энн Чартерс (англ. )русск.
Гойя написал только один ее портрет. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. Свою жену Франсиско называет «Пепой»9. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26.
На одной из них она была показана с двумя лицами. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро— который стал художником. Несмотря на все политические страсти, бушевавшие в Испании во время Французской оккупации и сразу же после нее (1808—1814 гг. ), Гойя сумел все же сохранить за собой должность придворного художника. Остальное не имеет значение.
В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I, отображены и в полотнах того периода у Гойи. Движение становится ритмичным лейтмотивом в «Похоронах сардинки» (около 1814, Прадо), в серии офортов «Тавромахия» (изданы в 1816 в Мадриде), в алтарной картине «Моление о чаше» (1819, духовное училище Сан-Антонно, Мадрид) и в знаменитых «Кузнецах» (1819, собр. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. За всю историю своего творчества, художник создалединственный портрет жены.
Протягом 5 рокв, як пшли на одужання, вн багато читав про Французьку революцю та флософю. Як тльки Гой стали доступн зустрч з придворними аристократки, Хосефа була тут же м практично забута. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. ) на тему «Поклонение имени Бога». С удивительной обличительной силой неприкрашенной правды запечатлевает художник надменную торжественность и уродство королевской семьи в групповом портрете Семья Карла IV (1800, Прадо). В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса.
В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26. Раненый каменщик, 1786, Игра в жмурки, 1791, – все в Прадо). Два года спустя он получает вторую премию Пармской академии художеств за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии» (как это часто бывает в истории имя обладателя первой премии кануло в Лету). Его не поддерживает его шурин Франсиско Байеу, не желающий делить с ним место первого живописца короля.
19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Час показав, що Франсско Гойя був найвидатншим спанським художником з часв так звано спансько золото доби (XVI—XVII ст. ). В том числе мода на такую тематику способствует дебюту Гойе при дворе: в начале 1779 года он не без успеха представляет королю 4 свои картины. вот к кому на лекции надо было моих саэнтологов отправить.
В эти годы, чрезвычайно тяжёлые для Гойя, он жил в одиночестве в загородном доме («Кинта дель Сордо», т. е. Ещё сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа 1820-23 изданы в 1863 в Мадриде под названием Пословицы). В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами.
вспомнил еще одно «место силы»: Гибраалтарский пролив—край света, сам Геракл там столбы ставил и баттерфляем плавал, самая интенсивная морская трасса всех времен и народов, Атлант там держал небо, опасные воды, где проносятся тучные косяки тунца, за которыми гонятся стаи касаток, акул-мако и прочей сельди. Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. ) в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). Engravings and litographs, v. 1-2, Oxf., : W у ndham Lewis D. B., The world of Gova.
А уже через месяц она позировала и для конного портрета. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. )русск., новаторские в изображении жизни Христа.
Ароматом тайны и скрытой чувственности окутан образ женщины в картинах Маха одетая и Маха обнажённая (обе – около 1802, Прадо). Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. Франсско сварився з свом майстром, результати його спитв виявилися незадовльними. Ця функця— боротьба митцв за суспльну справедливсть.
Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Герцогиня Альба скоропостижно скончалась в 1802 году. Останки Гойи французы возвратят испанцам лишь в 1919 году. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. 1805, Национальная галерея искусства, Вашингтон) и мужественное противостояние, даже вызов окружающему («Ла Тирана», 1799, АХ, Мадрид: портреты – доктора Пераля, 1796, Национальная галерея, Лондон, Ф. Гиймарде.
Серя «Тавромахя» менш вдома та популярна, нж, наприклад, «Капрчос», що зрозумло: там нема няких мук душ та мстичних переживань. на тему «Поклонение имени Бога». После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). С 1760 учился в Сарагосе у X. Лусана-и-Мартинеса.
В 1824 году Гойя все же был вынужден перебраться во французский город Бордо, спасаясь от преследований на родине. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). В 1780 Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии (с 1785 вице-директор, а с 1795— директор её живописного отделения), а в 1786 был назначен придворным живописцем после смерти Карла III стал придворным художником Карла IV и с 1799 его первым живописцем.
В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина.
Руководство церкви быстро одобрило все его эскизы и предложило начать работу. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Гойя получил известность и как портретист (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо Портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Герцогиня изображена абсолютно обнаженной и на сотнях рисунков, сделанных художником.
Но настал день и Гойя затосковал. Свадьба состоялась в Мадриде. У не народилася дочка вд Гой, яку назвали Росарта. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом.
Факт эволюции термина также подтверждает Чарльз Уилс (англ. Charles Wills), в книге «Америка в 1950-е» (англ. America in the 1950s) давший уже новое, отличное от вышеуказанного определение «битника»— он отмечал, что претерпев видоизменение от «асоциальности» до «чудачества», образ жизни типичного представителя бит-поколения соответственно изменил и само отношение к последнему— к концу 50-х, по утверждению Уилса, под словом «битник» стали понимать молодого человека в чёрном свитере с высоким воротником и с беретом на голове, околачивающегося в районе потрёпанных кафешек и играющего на бонго. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Х. Фрика, Нью-Йорк). здесь дополняла Джонса, комментируя стереотипизацию термина утверждением, что слово «битник» стало расхожим, поскольку могло обозначать что угодно— к примеру, звукозаписывающие компании из Нью-Йорка практически сразу стали использовать идеи бит-поколения чтобы продавать свои виниловые пластинки.
Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». Альба позволила Гойе сохранить эти рисунки. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро— который стал художником.
Когда она идет по улице, все смотрят только на нее. Сам же Гойя к тому времени создал себе капитал в 100000реалов. Вн часто малював себе самого на передньому план. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля».
О чем вы. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения17. Этот брак оказался весьма выгодным для Гойи.
Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. ) запрашивает 25000реалов за ту же работу. Близость с испанскими просветителями (Г. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»8. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. Она была на пятом месяце беременности, когда Гойя был вынужден жениться на ней.
Между двумя художниками возникает конфликт, в который втянут и капитул собора: Гойя отказывается вносить требуемые своим руководителем поправки в работу. Два года престарелый мастер прожил во Франции. Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. Giovanni Tiepolo), а ще бльше завдяки його захвату вд робт Дго Веласкеса (сп. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «».
По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». работает по украшению церкви св. Если бы мы его не отпустили, то он сел бы на мула и пустился бы в путь один». В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана».
Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «» и «». Франциско Гойя-и-Луциентес (Goya у Lucientes) – знаменитый испанский художник и гравер (род. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре.
Сегодня весь мир узнал, что Россия – не просто страна чемпионата мира. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье.
В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. Yriarte, "Biographie de G. " (Париж, 1867) P. Lefort, "Francisco G., tude biographique et critique" (Париж, 1877) и монографию М. В. Ватсон: "Франциско Г. " (в "Вестнике изящн. Последние годы своей жизни с 1822 года он провел в Бордо. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет.
В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты24. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. Он пишет «Проповедь св.
В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). В августе он закончил «Последнее Причастие св. Пзнше цей проект розрсся в цлий графчний цикл пд назвою «Тавромахя» («таврос»— бик), виданий у 1816 роц. В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. На пальцах руки у нее при этом было два кольца.
И хотя Гойя ещё создаёт такие произведения, как сияющая серебристо-пепельными тонами роспись потолка в капелле церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), в его живописи всё чаще царит подвижный ночной мрак, поглощающий фигуры, которые то едва проступают сквозь тьму, то ненадолго разгоняют её, вспыхивая тревожным сиянием. Гойя остается совсем один.
По протекции Байеу Гойя выполнил для Королевской шпалерной мануфактуры в 1776-80 45 панно, которые служили образцами (картонами) для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы. Кинтаны) обостряется неприязнь Гойи к феодально-клерикальной Испании. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году.
В 1790-х – начале 1800-х гг. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». В 1775 Гой довелося одружитися з нею, коли вона була на пятому мсяц вагтност. Ця еволюця вдобража те, як похмуршав його настрй. «Корида» (1825, Прадо) одним з чотирьох полотен, написаних у Франц, що являють собою люстрац до опублковано у 1777 роц книги про вдважних тореадорв. Его отец— Хосе Гойя.
Вскоре у них родился мальчик, но он умер в младенчестве. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6голосов. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». В 1796 году умер престарелый муж герцогини и она уехала в свое поместье в Андалузию «оплакивать потерю».
В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Гойя написал только один её портрет. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы19. Сын мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина.
Весной 1771года он участвует в конкурсе Пармской академии на картину по античной теме, называя себя римлянином и учеником Байеу. Стены своего жилища он расписывает изнутри мрачными фресками, так называемыми «Черными полотнами», представляющими, по сути, видения и галлюцинации одинокого, уставшего от жизни человека. До цього часу вплив Гой на художню культуру почина набувати загальновропейського значення.
по заказу герцога Осуна: «Прощание св. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше». Около 1769 отправился в Италию. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. ), которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. В конце концов был поставлен диагноз: сифилис.
Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. Они подарили нам лучшее лето в жизни. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Обидв хвороби загострили силу виразу його живопису. Художник остался совсем один. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом».
С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». Виявляться в Рим, де знайомиться з живописом талйських майстрв.
В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. ), его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. У 1774 роц Гойя одружився з сестрою Байу Хосефою (сп.
Гойя, що замолоду навчався класичному стилю в малярств, одного дня став продовжувачем венецанських та барокових традицй, що сталося завдяки його контактам з Джованн Баттста Тьполо (сп. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия20: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие.
У вигнанн вн пише портрети свох друзв-емгрантв, освою нову тод технку лтограф робить серю, присвячену бою бикв: бордоською бики, 1826 картину Молочниця з Бордо (1827 – 1828). Прадо Ф. Савасы Гарспа, ок. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»25.
С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии.
Фернанда избрала его в свои члены, в 1786 г. он получил титул королевского живописца и хотя в 1793 г. был удален из Мадрида за принадлежность свою к партии герцогини Альбы, но вскоре возвратился из изгнания в 1795 г. занял пост президента вышеупомянутой академии, а в 1799 году удостоен звания первого придворного живописца. Свежи и сильны полные озлобления и фантазии гравюры Гойи. Его картина была отвергнута и он отправился в Италию.
Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. Здесь воплотились созвучные «Капричос» идеи противостояния прошлого и будущего, ненасытного дряхлого времени («Сатурн») и освободительной энергии юности («Юдифь»). Однако сеанс был сокращённым и как оказалось последним, вот таким образом Гойе пришлось дописывать портрет по памяти21. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «».
Гойя написал только один ее портрет. См. Эта фраза состояла из двух слов: Только Гойя.
Delacroix), Мане (фр. Тут вн знайомиться з роботами придворних художникв, удосконалю свою майстернсть навть бере участь у конкурсах мадридсько Академ мистецтв, сподваючись бути прийнятим в Королвську Академю образотворчих мистецтв Сан-Фернандо. Он также жа ловался на страшную слабость и шум в голове. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье.
В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи. Он пишет «Проповедь св. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. В 1766 Гойя потрапля в Мадрид.
В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». Окрм гравюр, виникають також картини.
Ещё сложнее система жутких гротескных образов в серии офортов «Диспаратес» (22 листа 1820-23 изданы в 1863 в Мадриде под названием «Пословицы»). Самой распространенной обувью были обычные кожаные сапоги. В результат зявилась грка серя гравюр, яка була опублкована у 1799 пд назвою «Капрчос» (сп.
Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Летом того же года он был в Париже, где создал «» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. Munch), символств, мпресонств, фовств, сюрреалств, але в першу чергу Пабло Пкассо (сп. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. А уже через месяц она позировала и для конного портрета.
Герцогиня была потрясающе красива. исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойя. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся.
Вместе с тем это произведение наряду с «Фаустом» Гёте вдохновляло творческие искания последующих поколений, начиная с романтиков. По возвращении в Мадрид Гойя столкнулся с интригами придворного живописца Маэльи, лишь вмешательство Байеу помогло положению Франсиско при дворе. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. Именно благодаря им мы по-новому особенно горды быть русскими. Його картина була вдкинута, вн вдправився в талю. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. В добровольном изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии (серия «Бордоские быки», 1826), создаёт полную оптимизма картину «Молочница из Бордо» (1827-28, Прадо).
В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. Гойя, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) Франсиско Хосе де (30. 3. 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы, – 16. 4. 1828, Бордо) испанский художник, гравёр, рисовальщик. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. работает по украшению церкви св. Эти работы принесли Гойе известность. Близость с испанскими просветителями (Г. М. Ховельяносом-и-Рамиресом, М. Х. Кинтаной) обостряет неприязнь Гойя к феодально-клерикальной Испании.
Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. Действительно, эта живопись вызвала крайнее раздражение Сант-Оффицио (святой инквизиции). После смерти Карла III, его преемник, Карл IV, оставляет Гойю при должности официального королевского живописца, существенно увеличив ему жалованье. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга.
В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи16. Гойя довв, що не було суперечност мж класичним стилем та барочною традицю. Революця у Франц та експанся до вропи (в тому числ до спан) через солдатв Наполеона сповдувала ще бльший занепад добрих звичав. Гойя родился в 1746 г. в деревушке близ Сарагосы, в крестьянской семье. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Гойя написал только один её портрет. на тему «Поклонение имени Бога». Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца.
Дон Луис поручает художнику исполнить портреты членов своей семьи. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. Франциска Великого в Мадриде.
Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. Все это время Гойя либо рисовал герцогиню, либо занимался с ней любовью. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. Гойя, уязвленный и оскорбленный, написал три картины изображающих ветреность Альбы.
Manet), Мунка (фр. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. запрашивает 25000 реалов за ту же работу.
Они – настоящие ангелы Я получил от них двадцать тысяч реалов, а моя жена – платье, расшитое золотом и серебром, стоимостью, наверное, около тридцати тысяч реалов. Гойе удалось познакомиться с герцогиней. Гойя был в восторге от Жозефы и вскоре соблазнил ее. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги14.
На тот момент художнику было 27 лет. Ch. Plcido Domingo), який зграв головну роль, вистава транслювалася по телебаченню.
За эту работу Гойя получил 16000реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше». Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже.