В 1771 году Франциско получает вторую премию папской Академии художеств за нарисованную картину на античную тему. Последние годы своей жизни Франциско прожил во Франции. Франциско Гойя появился на свет 30 марта 1746 года в небольшом селении Фуэн-детодос, вблизи Сарагосы, в семье мастера-позолотчика.
Незадолго до своего дня рождения в 1828 году Гойя с нетерпением ожидал из Испании своего внука Мариано. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». Гойя написал только один ее портрет.
Такое состояние его здоровья продлилось еще 13 дней. Под влиянием испанских просветителей (Г. Он пишет «Проповедь св. Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры.
Гойя написал только один её портрет. Около 1769 отправился в Италию. С начала 80-х гг. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы15. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1.
В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». Ему покровительствовал дон Мануэль, герцог Алькудиа, фаворит королевы, первый министр Испании.
В августе он закончил «Последнее причастие св. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Уже при жизни Гойя был признан выдающимся испанским художником.
Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты20. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана». Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. Руководство церкви быстро одобрило все его эскизы и предложило начать работу.
Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. Нередко он использовал жидкие краски, дающие мелкие брызги, способствующие аэрозольному и контактному механизму отравления. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет.
В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». Для банка св. Он смотрел на свою руку в простодушном удивлении. Эта война, как и все остальные, началась из-за борьбы за власть.
В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. В мае 1825 года Франсиско вновь тяжело заболел, но быстро поправившись он создал быстро около 40 миниатюр на слоновой кости26. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа.
Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. А уже через месяц она позировала и для конного портрета. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. Маха — женщина легкого поведения, но не проститутка в общепринятом смысле.
1808 год стал годом потрясений для всей Испании. Он писал пейзажи и натюрморты. В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». Но в картине очень много воздуха и света. Портрет понравился и был благосклонно принят. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет.
Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. «Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба.
Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. В 1780 Гойя был избран в мадридскую АХ (с 1785 вице-директор, а с 1795 директор её живописного отделения), в 1786 назначен придворным живописцем, с 1799 первым живописцем короля. А уже через месяц она позировала и для конного портрета. В 1780 году Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии (с 1785 года вице-директор, а с 1795 года— директор её живописного отделения), а в 1786 году был назначен придворным живописцем после смерти Карла III стал придворным художником Карла IV и с 1799 года его первым живописцем.
М. Ховельяноса-и-Рамиреса, М. X. Гойя (Goya), Франсиско, собственно Хосе де Гойя-и-Лусьентес – испанский художник. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом.
В 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771-72). В это же время Гойя начал серию из 87 офортов Бедствия войны. Но накануне его приезда художника разбил паралич, он потерял речь. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. Франсиско Байеу был шурином Гойи. Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи.
По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. В 1812 году умирает жена художника, Хосефа. Сюжеты для конкурсных работ связаны с великодушием короля Альфонсо X Мудрого и подвигами национальных героев-воинов XVI века. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны».
В августе он закончил «Последнее Причастие св. С удивительной обличительной силой неприкрашенной правды запечатлевает художник надменную торжественность и уродство королевской семьи в групповом портрете Семья Карла IV (1800, Прадо). Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик ХVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Вспыхивает бурный роман, в результате которого Леокадия разводится со своим мужем.
Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского.
Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Свадьба состоялась в Мадриде.
Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжёло болен. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». запрашивает 25000 реалов за ту же работу8.
С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов. А после того, как летом 1795 года она посетила его мастерскую, художник, который несколькими месяцами ранее был избран почетным директором Академии Сан Фернандо, потрясенно признался одному из друзей: «Теперь, наконец, я знаю, что значит жить. » Их бурный роман продолжался около семи лет. Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств. Чувство одиночества, внутреннее противостояние, враждебная внешняя среда – всё это перекочевало в работы живописца.
Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. После смерти Карла III в 1789 году стал придворным художником Карла IV и с 1799 года его первым живописцем. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост.
Начались годы странствий. В августе он закончил «Последнее Причастие св. Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. Франциска Великого в Мадриде. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия16: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие.
Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». Последовавший раздел имущества между Гойей и его сыном Хавьером остался для нас единственным источником сведений о повседневной жизни Гойи после смерти Сапатера в 1800 году.
Останки Гойи французы возвратят испанцам лишь в 1919 году. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана».
С 1773 работал в Мадриде. Последние, чрезвычайно тяжёлые для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, Гойя провёл в загородном доме (Кинта дель Сордо, т. е. Дом Глухого), стены которого расписал маслом. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны.
В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». 268 347 см. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск.
Гойя опубликовал свои «Капричос» — серию из 80 сатирических гравюр в офорте, критиковавших предрассудки, невежество, суеверия и пороки. его единогласно избрали членом Королевской академии искусств Сан-Фернандо, а в 1785г. Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею». Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году.
Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Он пишет «Проповедь св. Но 18 мая 1814 году Фердинанд VII отменил конституцию 1812 года, распустил Кортесы, подверг тюремному заключению ряд либеральных депутатов. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. Когда Фердинанд VII вернулся на испанский трон, Гойя все еще оставался придворным художником.
Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. В 1808 Испания была оккупирована Наполеоном. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты Диспаратес оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Серия завершается образами беспредельного пессимизма.
В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. В 1777г.
Как художник, Гойя тонко владел светотенью Рембрандта и светом Веласкеса. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола. С 1760 учился в Сарагосе у X. Лусана-и-Мартинеса. В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск.
За эту работу Гойя получил 16 000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»21. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Вот что писал об этом один из его друзей: «Гойе засело в голову, что у него много дел в Мадриде.
Когда мастеру было 46, он внезапно заболел. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. на тему «Поклонение имени Бога». 1797). В 1790-х – начале 1800-х гг.
Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. В молодые годы талантливый испанец рисовал иначе, с юношеским максимализмом, вплетая в собственные творения чудесную поэзию рождающегося индивидуального стиля – стиля Франсиско Гойя. Франсиско обладал вспыльчивым характером, его настроение часто менялось. В 1796 году умер престарелый муж герцогини и она уехала в свое поместье в Андалузию «оплакивать потерю».
После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги. Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин». У Гойи не было любимого жанра. 1814). У нее родилась дочь от Гойи, которую назвали Росарита.
В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес». В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет.
Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Я теперь не хватаюсь за любую работу». Не сдерживая бушующих чувств, хранящий тайну Франсиско выплескивал эмоции на холст: помимо официальных портретов, черты Каэтаны отчетливо проскальзывают в лицах ведьм из жутковатых офортов «Капричос» и в лицах обеих «Мах». 1814, Мадрид, Прадо). В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. )русск.
исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучали чувство тревожного одиночества человека (портреты – сеньоры Бермудес, Музей изобразительного искусств, Будапешт, Ф. Байеу, 1796, Прадо, Ф. Савасы Гарсии, около 1805, Национальная галерея искусства, Вашингтон), мужественное противостояние и вызов окружающему миру (Ла Тирана, 1799, АХ, Мадрид портреты – доктора Пераля, 1796, Национальная галерея, Лондон, Ф. Гиймарде, 1798, Лувр). В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». Чувствуется, что толчком к написанию портрета было личное чувство художника к изображаемому, а не заказ. А свой первый заказ художник получил в возрасте 17 лет.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. За всю историю своего творчества, художник создалединственный портрет жены. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. И то и другое приглянулось испанскому обществу и Гойя стал знаменит уже при жизни. Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника.
Художник чуть не умер и остался полуглухим на всю жизнь. Это стало началом известности и процветания Гойи. Критик В. Стасов, впрочем, сетовал на то, что в «Капричос» очень уж много «. аллегорий и иносказаний, зачем так много ослов, заседающих перед генеалогическими книгами и едущих верхом на несчастных мужиках, так много обезьян, проделывающих шутки над целою толпою олухов или стригущих друг другу когти, так много медведей, козлов, баранов и овец. Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина.
на тему «Поклонение имени Бога». Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца».
В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье.
Гойя написал только один её портрет. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». 2 мая 1808 года тревожные слухи поползли по обеспокоенной столице. Женщина смотрит в противоположную сторону.
Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I18, отображены и в полотнах того периода у Гойи. К «черным картинам» мы еще вернемся.
Если бы мы его не отпустили, то он сел бы на мула и пустился бы в путь один». Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. Гойе удалось познакомиться с герцогиней. 1802). Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Звание придворного художника принесло Гойе ежегодное содержание в 15 тысяч реалов он стал богат и известен. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»8.
После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»). Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи16.
Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. Гойя по этому поводу создал 6 полотен. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги14. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование.
Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»).
Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. Испанское общество XVIII века развивалось под сильным влиянием идей Просвещения.
Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу. 1 июля 1772 года Гойя заканчивает роспись, его работа вызывает у капитула восхищение ещё на стадии представления эскиза. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании.
Его произведения начиная с этого времени отличались новой глубиной и критическим видением. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). работает по украшению церкви св.
Художник широко использует контрасты света и тени. 1 апреля мы вместе обедали. Полицейские ведут проституток (Бедняжки).
Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Он был первым мастером, который обратился в своем творчестве к актуальным событиям. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I, отображены и в полотнах того периода у Гойи. Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св.
В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. С этого времени в его творчестве появляются ужасные внутренние демоны человека. Но его картина была отвергнута.
Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»).
83 х 65 смДанный портрет написан во второй половине жизни художника, уже признанным мастером, лишившимся слуха из-за серьезной болезни. Будучи придворным художником, Гойя писал испанскую королевскую семью. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск.
Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого». Холст, масло. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Своеобразным философско-историческим осмыслением судьбы народа в эту трагическую эпоху истории Испании явились офорты Бедствия войны (82 листа 1810-20 изданы в 1863 в Мадриде). Эти сюжеты не вдохновляют Гойю.
Его слабость не дала возможности что-либо понять, он говорил невнятно. Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес. Говорили, что Наполеон не собирается отдавать трон Фердинанду.
Когда он уснул-таки смирным и веселым, даже сам врач удивился его терпению и силам. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида.
В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. В 1819 году он отходит от дел, уезжает из Мадрида и уединяется в своем загородном доме «Кинта дель Сордо», что означает «Дом Глухого». В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно.
У автора «Путешествий Гулливера» случались припадки, сопровождающиеся временной глухотой и сильными головокружениями, во время которых он терял ориентацию. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. В компании с последним Гойя в январе 1800 года искал себе новые апартаменты, так как его дом приобрёл Годой для своей любовницы Пепиты Тудо14. В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию».
Его отец— Хосе Гойя— был баскК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан). В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году.
Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги10. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше»25. в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено. Веселые идеализированные сцены испанской сельской жизни принесли Гойе известность. В 1789, после смерти Карла III, он стал придворным художником нового короля Карла IV.
Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск. Но настал день и Гойя затосковал. В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств.
Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. Свадьба состоялась в Мадриде. Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны». 30 мая 1815 года король председательствовал на генеральном совете Филиппинской компании, где получил значительную ссуду. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье.
Эти сюжеты не вдохновляют Гойю. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи12.
Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. В центре он поставил королеву с детьми. В ночь с 15 на 16 апреля в 2 часа он умер. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Вторая картина пользуется мировой известностью., чей портрет он создал. Пребывая в таком душевном настрое, он в самых обыденных вещах стал усматривать инфернальные связи и таинственные отношения между событиями, не имеющими ничего общего. Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины».
Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. Байеу не понимал строптивого Гойю, поскольку тот всегда хотел писать так, как он сам себе представляет свою живопись. Ещё сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа 1820-23 изданы в 1863 в Мадриде под названием Пословицы).
Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск. Благодаря Гойе ее имя вышло в легенды.
Свежи и сильны полные озлобления и фантазии гравюры Гойи. Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Раненый каменщик, 1786, Игра в жмурки, 1791, – все в Прадо).
В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. К теме свободных от условностей красавиц — мах — Гойя обращался не раз: «Маха и поклонники», «Танцующая маха», «Махи на балконе».
В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». Наполеон, пленив короля, вторгся в Испанию и с чрезвычайной жестокостью подавил народное сопротивление. Так он вызвал ненависть Жозефа. Гойя начал учиться живописи 14 лет.
Однако разводиться с ней не стал и они пробыли в браке до самой ее смерти. Согласно статье русского искусствоведа Сомова А. И., в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»3. В 1775 году Гойе пришлось жениться на ней, когда она была на пятом месяце беременности. Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю.
В начале 1790-х гг. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. Для него этот момент так и остался неясным. Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году.
В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки».
К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны.
Холст, масло. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Стены двух больших комнат художник расписал маслом по гипсу сюжетами, как будто взятыми из ночных кошмаров. Гойя остается совсем один. Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I22, отображены и в полотнах того периода у Гойи.
Он отрекся от престола в пользу своего сына Фердинанда, который верил, что Наполеон окажет ему поддержку. В отличие от доктора С. Родригеса, считающего, что причиной глухоты и других серьезных нарушений был сифилис, американский исследователь, профессор Т. Ковторн сравнивает недуг художника с историей болезни Джонатана Свифта. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты24. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента». Гойя родился в 1746 г. в деревушке близ Сарагосы, в крестьянской семье. Сын Хавьер женится и начинает жить отдельно.
В руках малыша шнурок, привязанный к лапке сороки, которая, оправдывая свою славу «воровки», держит в клюве визитную карточку художника, который таким оригинальным приемом помещает свою подпись на работе. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры»7. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Серию Капричос отличают смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий, беспокойных пятен и штрихов, контрастов света и тени, обращение к гротеску, аллегории, художественному преувеличению и иносказанию.
Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы.
Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. За годы пребывания в Мадриде художник достиг значительных успехов: 7 мая 1780г. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде.
Ей никогда не выбраться. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. И все же судьба улыбается Мастеру в последний раз: он знакомится с Леокадией Вейс. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца». Испанцев встретил оружейный огонь, французы с помощью мамелюков, ненавистных всем наемников (в тюрбанах), быстро расправились с нападавшими. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни.
В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. и лейтенант-генерала Феликса Колона де Ларреатега, а также родственника Ховельяноса, Рамона Посадо-и-Сото.
В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа. В мае 1791 год он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». Обратите внимание на композицию — в центре картины расположена супруга монарха, Мария-Луиса, а сам Карл находиться сбоку. Тем было освещено великое множество.
и Гаспара Ховельяноса. В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. огромен. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо.
Его отец— Хосе Гойя. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. В октябре Гойя вновь оказался в Сарагосе, где создал портрет каноника Рамона Пиньятелли известный лишь в копии.
Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах.
запрашивает 25000 реалов за ту же работу. Ароматом тайны и скрытой чувственности окутан образ женщины в картинах Маха одетая и Маха обнажённая (обе – около 1802, Прадо). Речь к нему вернулась ненадолго, так как он был наполовину парализован. Дон Луис поручает художнику исполнить портреты членов своей семьи. До пяти часов следующего дня, дня его святого, он не говорил.
В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». Портреты Гойи были совершенно лишены лести и часто их сходство с оригиналом было правдиво до жестокости, но он продолжал получать заказы и его популярность при дворе росла. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона.
Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Картины с описанием будут представлены ниже.
Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. В большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797-98, обнародованы в начале 1799) в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, раскрыто уродство моральных, политических и духовных основ испанского старого порядка. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу.
Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. В то же самое время он писал прелестные портреты детей и красивых женщин. Фантастический образ истолковывался по-разному. Осталось последнее мгновение перед залпом. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. Набор красок суров, скуп, почти монохромен — черное, белое, рыже-красноватое, охра, цвета словно вобрали в себя оттенки испанской земли, сожженной солнцем, ржавчину горных пород, тлеющий пламень красноземов, мазки размашисты и стремительны.
Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. В сложившейся обстановке диктатуры и гонений большое количество шедевров Гойи упрятано в Академии Сан-Фернандо. Его вклад в формирование искусства 19–20 вв. По протекции Байеу Гойя выполнил для Королевской шпалерной мануфактуры в 1776—1780 годах 45 панно, которые служили образцами (картонами) для гобеленов и получил постоянную работу на фабрике.
В сложившейся обстановке диктатуры и гонений большое количество шедевров Гойи упрятано в Академии Сан-Фернандо. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала». Художник появился на светв 1746 году в северо-восточной части Испании. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Среди этих картин был автопортрет Байеу.
Это очень известные картины живописца. Его отец был прославленным мастером по работе с позолотой. Гойя по этому поводу создал 6 полотен.
Свою жену Франсиско называет «Пепой». Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя.
Из-за отсутствия королевских и частных заказов, почти прекратившейся переписки с Сапатером судьба Гойи в 1792 году остаётся малоизвестной. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год.
В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. Гойя болел тяжелой болезнью, природа которой до конца так и не была выяснена. К празднику св.
Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. Картины Гойя рисовал для себя. Уединившись на вилле, Гойя работал. В 1792–1793 Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой потерял слух. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26.
Злые искаженные и измученные лица пугают своей откровенностью. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме Глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Одна из самых больших коллекций Франсиско Гойи хранилась у герцогини Каэтаны Альба. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь.
Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления. Клиника болезни напоминает энцефалит и нередко сопровождается потерей слуха.
Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. по заказу герцога Осуна: «Прощание св.
На тот момент художнику было 27 лет. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше». Франсиско Хосе де Гойя, картины которого заставляют задуматься о давно минувшем времени, – человек, умевший видеть глубже повседневности, несущий через свои произведения человечность, первый услышавший нарастающий шум нового времени, боровшийся против всякой лжи и ищущий основу, на которой должно быть выстроено лучшее будущее собственного народа. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Он писал ее портреты много раз два самых знаменитых из них – Маха обнаженная (ок.
Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. И тогда Гойя предложил дописать его. Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. Он сумел вывернуть всего себя наизнанку, показав самые страшные и гнетущие уголки своего разума. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии.
С 1824 Гойя жил во Франции, где писал портреты своих друзей, осваивал технику литографии. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы19. Но протокол допроса не сохранился.
С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. В это время он знакомится с Франсиско Байеу, который впоследствии окажет немалое влияние на жизнь художника.
В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. А все потому, что жюри симпатизировало классическим формам живописи, которые Франсиско не признавал. Однако сеанс был сокращённым и как оказалось последним, вот таким образом Гойе пришлось дописывать портрет по памяти17. тяжёлая болезнь привела художника к глухоте. Он думает, что он не испытывал страданий, но я не уверена в этом». Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом.
Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. Это 14 картин. Среди прочего, художник увековечил Карла IV и Фердинанда VII. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид.
Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. Девы Марии. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. )русск., новаторские в изображении жизни Христа. так много нетопырей — все это вместо живых людей.
Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. Ф. Гойя. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие.
Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. Вскоре у них родился мальчик, но он умер в младенчестве. Но так или иначе, недуг временно отступает и Гойя вновь погружается в работу.
Ему предложилизанятьсяросписью капеллы в церкви дель-Пилар. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Он был младшим из трех сыновей в семье. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок.
По мнению известного европейского исследователя Антона Ноймара, причиной такого наполнения «фантастическими изображениями ужасов являлось, несомненно, безутешное одиночество оглохшего человека, в ушах которого бушевал шум, а сердце было полно горечи, жажды и упреков Богу и всему миру». Воспользовавшись этим, Наполеон хотел посадить на престол своего брата Жозефа. Каждый безумствует по-своему. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. Кинтаны) обостряется неприязнь Гойи к феодально-клерикальной Испании. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ».
Действительно, эта живопись вызвала крайнее раздражение Сант-Оффицио (святой инквизиции). Целый ряд листов посвящен современным нравам. Впрочем, каждому свое», – и как в воду глядела. С раннего возраста бойкий мальчик проявил большую склонность к живописи и 14-ти лет поступил в мастерскую к художнику в Сарагосе.
19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60 000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. Холст, масло.
Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». Жить ей осталось недолго. Под ее одеждой скрыт нож.
За три часа до смерти он призвал всех. После ее смерти в 1802 году они перешли к всесильному министру Мануэлю Годою, а сейчас экспонируются в Прадо. Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур.
В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Оно становится лейтмотивом в Похоронах сардинки (около 1814, Прадо), в серии офортов Тавромахия (1815 изд.
Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. Современники Гойи утверждали, что художник был прямолинейным и искренним. в 1816 в Мадриде) и других работах. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана».
Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула. Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро— который стал художником. С удивительной быстротой он написал короля и его супругу, королеву Марию Луизу. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». Франсиско впервые серьезно заболел.
Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. Он также украсил фресками ее загородный дворец. И вряд ли какие-то доводы убедят сегодня, что моделью для знаменитых картин «Одетая маха» и «Обнаженная маха» явилась не герцогиня Альба, а фаворитка тогдашнего премьер-министра. Два года престарелый мастер прожил во Франции.
Все невзгоды и огорчения, которые ложились на его плечи, находили отражение на холсте. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск., чей портрет он создал. Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая». Два года спустя он получает вторую премию Пармской академии художеств за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии» (как это часто бывает в истории имя обладателя первой премии кануло в Лету).
Его вызывающе натуралистические портреты Фердинанда обнаруживают презрение к новому королю. А уже через месяц она позировала и для конного портрета. Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки». Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи. Эта картина, еще напоенная светом, уже предвещает полное трагизма позднее творчество Гойи.
Байеу был тогда официальным придворным художником короля Карла IV и королевы Марии Луизы. В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. Стены своего жилища он расписывает изнутри мрачными фресками, так называемыми «Черными полотнами», представляющими, по сути, видения и галлюцинации одинокого, уставшего от жизни человека. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры».
В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. В конце 1769 года Гойя отправляется в Италию – посещает Рим, Неаполь и Парму. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26.
Эти работы принесли Гойе известность. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки», 1826 и картину «Молочница из Бордо» (1827—1828). Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены.
В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. Несмотря на пугающее и чрезвычайно тревожное настроение картина невероятно красива, благодаря наполняющему её золотистому фону, с синими и серебряными вкраплениями, на котором расположены два, не связанных между собой, ярко-красных объекта. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала»4. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному).
В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. Его войска, под предлогом предстоящего похода в Португалию, уже находились в Испании.
В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». Герцогиня изображена абсолютно обнаженной и на сотнях рисунков, сделанных художником. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения. Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск. Историю о взаимной страсти Гойи и герцогини Альбы прямо не подтверждает ни один из дошедших до нас документов.
Глубоким историзмом, подлинно народной энергией и страстным протестом пронизаны большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции: Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде и Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года (обе – около 1814, Прадо). Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого.
работает по украшению церкви св. он стал ее вице-директором. Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III.
В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников. Входя в определенное состояние катарсиса художник, как бы заглядывает по «ту сторону сознания», для того, что бы поведать все смертным истину. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. Однако вскоре Гойя понял, что оказался в золотой клетке. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака.
Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. У Гойи начинается депрессия. Ребенок, одетый в костюм ярко-красного цвета, помещен на монохромном фоне, что акцентирует внимание на его фигуре. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год.
Гойя получил известность и как портретист (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо Портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. Английский психиатр Ф. Райтман пришел к выводу, что во время работы над серией офортов «Капричос» художник находился в состоянии выраженной депрессии и враждебности к окружающему миру. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна.
Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж. Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо».
Гойя принадлежит к самым выдающимся испанским художникам. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». Гойе периодически продлевали отпуск во Франции. Его хитростью завлекли во Францию. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения13. 6 и 19 февраля 1799 года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1.
Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. Девы Марии.
Да, это она, Мария-Луиза Бурбонская, принцесса Пармская, королева всех испанских владений, королева обеих Индий, дочь великого герцога, супруга короля, мать будущих королей и королев, хотящая и могущая отвоевать от жизни то, что можно отвоевать, не знающая страха и раскаяния и такой она останется, пока ее не опустят в Пантеон королей. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. Бережно и тщательно он выписывал ландшафт, но так, что он не бросался в глаза, а оставалась одна Каэтана. В июне 1800 года Гойя купил за 234 000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Свою жену Франсиско называет «Пепой»9.
Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов.
Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля». Антония, благословляющего больного. В 1824 году, опасаясь гонений со стороны нового правительства (король Испании Фердинанд, только что вошедший на престол, прямо заявил Гойе: «Вы достойны петли. »), художник испрашивает разрешения уехать «лечиться» во Францию. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет.
Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. Деятели Просвещения считали, что разум является определяющим началом в жизни каждого человека и напрямую связывали с ним поведение людей.
Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Для банка св. 97 х 190 см. Никто себя не знает». Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы.
Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году.
«Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Так Гойя и Леокадия оказываются в Бордо. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся.
В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. Ночью при свете фонаря у холма на окраине города солдаты расстреливают повстанцев. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере.
Гойя по этому поводу создал 6 полотен. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают.
Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск.
В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. огромен.
Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания». В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения17. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». В 1789г. Штрихи его иглы острые, царапающие.
27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году.
Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) (1746-1828) испанский художник, гравёр, рисовальщик. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. Не случайно Гойя своими учителями считал природу, Веласкеса и Рембрандта. 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены.
Портрет Мартина Сапатеры (1797). В них он нанес удар академической школе. Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго.
В 1799г. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии. В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина).
В июле 1802 года умерла покровительница Гойи герцогиня Альба, сохранился рисунок Гойи с проектом гробницы для герцогини. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия20: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. Во время выздоровления в 1792 Гойя начал работать над серией офортов Капричос (закончена к 1799), сатирой на политические, социальные и религиозные порядки.
Паломничество к св. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где провёл свои последние четыре года жизни. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты. Этот успех помог начинающему живописцу поверить в себя и в определенной мере явился компенсацией того высокомерного молчания академического совета Сан Фернандо, которым встречались работы Гойя, регулярно высылаемые им в Мадрид на всевозможные конкурсы и выставки. В конце жизни Гойя стал затворником, он создавал неясные, пугающие картины безумия и фантазии, в то время определяющиеся, как «Черный стиль», но во многом предвосхищающий движение экспрессионизма. 1797) и Маха одетая (ок.
Этот спор искусно подогревал Наполеон, который мечтал прибрать Испанию к рукам. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. Франциска Великого в Мадриде. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой. Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века., чей портрет он создал.
Паломничество к св. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой».