Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. 19 февраля 1819 года Гойя приобрёл за 60000 реалов сельский дом под названием «Дом глухого», располагавшийся за мостом, ведущем в Сеговию со стороны луга Сан-Исидро. Аристократическую приставку «де» Гойя присоединил к своей фамилии в конце 1780-х годов, когда король Карл IV возвёл его в ранг придворного художника. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. В начале 1799 года в Академии продемонстрирована, а затем установлена в ризнице Толедского собора «Взятие Христа под стражу», где отмечено абсолютное изображение ночного освещения.
По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». Но протокол допроса не сохранился. Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, где теперь царствовал Людовик XVIII (а с 16 сентября 1824 года— Карл Х). Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого». В ясной, чистой, спокойной манере исполнены портреты друзей Гойи («Портрет Байеу», «Портрет доктора Пераля»), раскрывающие их внутреннее благородство и интеллигентность. Гойе периодически продлевали отпуск во Франции.
Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Чудо перенесено художником в обстановку современной ему жизни, происходит на фоне вольной кастильской природы, под открытым небом, в присутствии разноголосой толпы. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля».
Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Не один десяток биографов историков искусствоведов и медиков пытались разгадать секрет творчества великого испанского художника Франсиско Гойи (1746 – 1828), автора великолепных портретов, картин, картонов для шпалер, настенных росписей, графических серий «Капричос» и «Бедствия войны». Тем было освещено великое множество. в несвойственной ему неоклассической манере (сюжеты смерти святых Иосифа, Бернарда и Лутгарды). Эти сюжеты не вдохновляют Гойю.
Франсиско де Борха со своим семейством» и «Св. Франсиско, ухаживающий за умирающим», в последней Гойя впервые изобразил дьявола. В июне 1798 года Гойя вручил герцогу Осуне 6 небольших картин, сюжеты которых предвосхитили «Капричос», среди них выделяется «Большой козёл». В июле 1781 года Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой (англ. )русск. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса.
То же произошло и в 1803 году, когда Гойя, опасаясь инквизиции, решился на смелый шаг и почтительно преподнес королю офортные доски Капричос. Но в картине очень много воздуха и света. Одни полагают, что это было венерическое заболевание, предположительно сифилис. Это 14 картин.
С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины». Франциска Великого в Мадриде.
Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. Оно не принадлежит строго к портретному жанру. 27 июня единственная премия присвоена Паоло Борони (фр. )русск. Хотя Гойя оставался с ней в браке вплоть до её смерти в 1812году. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет.
Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. По воспоминаниям сына Гойи, Хавьера, художник любил работать ночью.
Его отец— Хосе Гойя. Последние годы жизни Гойя провёл в Бордо, где скончался 6апреля 1828г. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда.
В 1816 году он создал новую серию офортов «Тавромахию». Но Гойя верил в исцеляющую силу искусства и, чуть поправившись, вернулся к творчеству, чтобы, по его словам, «занять своё воображение и отвлечься от мыслей о болезни». Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. После этого его манера письма удивительным образом меняется.
Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг. В мае 1791года он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к «Деревенской свадьбе». В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет изображающий её в мантилье. и Гаспара Ховельяноса.
Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Вторая попытка получить академическое образование через 3года тоже провалилась. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Под ее одеждой скрыт нож.
Целый ряд листов посвящен современным нравам. В портретах Каэтаны Альбы можно найти намёки на существование связи. Полицейские ведут проституток (Бедняжки). Темы он брал как мифологические, так и религиозные. В июне Гойя овдовел, скончалась Хосефа.
Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). В 1815 году изобразил себя в «Погрудном портрете», где он не выглядит на свои почти уже 70 лет. Возможно, многое в этой нарисованной женщине многим не понравится, но ей самой она нравится, она одобряет эту женщину.
Картины Гойя рисовал для себя. Его хитростью завлекли во Францию. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де».
Входя в определенное состояние катарсиса художник, как бы заглядывает по «ту сторону сознания», для того, что бы поведать все смертным истину. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. Из-за войны с Францией Гойя получил заказ на портреты видных командиров испанской армии: Антонио Рикардоса (англ. )русск. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). В октябре 1784 года он получает от инфанта 30000 реалов за 2 картины: «Конный портрет доньи Вальябрига» и «Семейство дона Луиса». Ему в это время— 27 лет, а Хосефе— 26.
Самого же Гойю в июле 1790 году отправляют в Валенсию «подышать морским воздухом». В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент— сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». работает по украшению церкви св. Также Гойя написал портреты графини Альтамиры, её дочери, её сыновей графа де Трастамаре и трёхлетнего Мануэля Осорио, кроме того создал «Портрет семейства герцога и герцогини Осуна» в реалистической манере. Свою жену Франсиско называет «Пепой».
Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. В 1795 году Гойя создал портрет герцога Альбы, а затем и его жены— в полный рост. Застывшие особы королевского дома, выстроенные в ряд в одном из дворцовых покоев Аранхуэса, заполняют полотно от края до края.
Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. Сюжетно картоны восходят к стилю рококо, но Гойя уже вносит отчётливый «испанский акцент» (испанский пейзаж, национальный костюм и своеобразный юмор), который позже ляжет в основу всех его зрелых работ. В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей.
К сожалению, эта работа погибла в 1936г во время гражданской войны в Испании. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. В том же году умирает его мать (отец скончался в 1781 году). Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. Мать— Грасиа Лусьентес— дочь бедного арагонского идальго.
Благодаря Мануэлю Байеу, Франсиско приглашается в картезианский монастырь Аула Деи, вблизи Сарагосы, где он в течение двух лет (1772—1774годах) создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Он пишет «Проповедь св. Вторая картина пользуется мировой известностью.
Никто себя не знает». Гойя ненавидит слепки, он признается в этом намного позже. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. Лишь 2 картины выделяются из этого ряда в изображении войны: «Литьё пуль» и «Изготовление пороха в горах Сьерра де Тардиента»., чей портрет он создал. Гойя написал только один её портрет. Галерею прекрасных женских портретов Гойи завершает одна из последних поэтичных и просветлённых картин художника- «Молочница из Бордо», созданная в год его смерти-в 1828г.
По возвращении в Мадрид Гойя столкнулся с интригами придворного живописца Маэльи, лишь вмешательство Байеу помогло положению Франсиско при дворе. В них он нанес удар академической школе. Девы Марии. Среди прочего, художник увековечил Карла IV и Фердинанда VII. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. После смерти Карла III в 1789 году стал придворным художником Карла IV и с 1799 года его первым живописцем.
по заказу герцога Осуна: «Прощание св. В том же году он написал знаменитую панораму Мадрида при закате майского солнца в полотне «Луг у Сан-Исидро». Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя.
Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. Художник широко использует контрасты света и тени. Ныне оба портрета висят друг против друга в Лувре.
Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. Зато монументальный «Портрет герцога де Сан-Карлоса» использует все преимущества полихромии.
В течение военных лет Гойя однако сумел создать ряд своих выдающихся жанровых картин: «Махи на балконе», «Девушки или Письмо», «Старухи или Que tal. », «Кузница» и «Ласарильо де Тормес». После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. По возвращении в Бордо Гойя взялся за новую для него технику литографии: «Портрет гравёра Голона» и 4 листа под названием «Бордосские быки».
Сюжеты этой серии, пронизанные ненавистью к ужасам войны и состраданием к невинным жертвам «наглой воли» Наполеона I, отображены и в полотнах того периода у Гойи. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. Гойе поручили увековечить это событие в «Филиппианском совете», где тот мастерски изобразил пространство и световые эффекты. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. Свадьба состоялась в Мадриде.
С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. Внутренние демоны Гойя так реалистично и осязаемо проступают сквозь полотна художника, что становиться страшно от того, что творилось в голове Франсиско. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. Навсегда остаются в памяти большие полотна в Прадо, которые составляют исторический диптих и изображают Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года и Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая.
В 1827 году в Бордо Гойя написал портрет банкира Сантьяго Галоса, управляющего его финансами, а также портрет испанского торговца Хуана Баутисту Мугиро, родственника своей невестки. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. В портретах Гойи начинает пробиваться тема одиночества, смелый вызов устоявшимся нормам и тайная чувственность (Маха одетая и Маха обнаженная).
Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника сейчас не удаётся. По требованию короля картина была социально нейтральной в отличие от ранее написанного «Паяца».
Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). В 1766 году Гойя попадает в Мадрид и здесь его ждёт новый провал на конкурсе в Академии Сан-Фернандо. В 1792 году Гойя серьёзно заболел.
Особенно ярко это проявилось в серии 88 офортов под названием «Капричос», которые пылают негодованием по отношению к лицемерному и злобному окружающему миру. Но продали всего 27 комплектов из-за вмешательства инквизиции. И тогда Гойя предложил дописать его. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес.
Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. Гойя по этому поводу создал 6 полотен. Так он вызвал ненависть Жозефа.
Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. Художник, безупречно владеющий пластической формой, становится неожиданно беспомощным, допускает небрежность в рисунке и композиции. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя.
Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель (исп. )русск., которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок.
Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. Однако после окончательного переезда в Мадрид Франциско Гойя пробует свои силы в академической живописи (в частности, работой «Распятие»). В любом случае, неизлечимая глухота Гойи стала следствием перенесённого недуга. В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. Портрет понравился и был благосклонно принят. Фантазией писателя Лиона Фейхтвангера, автора романа «Гойя или Тяжкий путь познания», была создана легенда, основанная на распространённой в его время гипотезе, что именно герцогиня Альба позировала для знаменитых картин Гойи- «Маха обнажённая» и «Маха одетая». Также в 1794 году он написал портрет знакомой актрисы Марии Росарио дель Фернандес (исп. )русск., по прозвищу «Ла Тирана».
Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. В декабре того же года он закончил 7 панно для шпалер, ставшие последними его картонами. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. Для банка св. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид).
В конце жизни Гойя стал затворником, он создавал неясные, пугающие картины безумия и фантазии, в то время определяющиеся, как «Черный стиль», но во многом предвосхищающий движение экспрессионизма. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». Тем более, что новичок Гойя согласен на сумму 15000 реалов, в то время как более опытный Антонио Гонсалес Веласкес (исп. )русск.
В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. А уже через месяц она позировала и для конного портрета. Отец будущего художника, Хосе Гойя, был выходцем из крестьян, но постепенно выбился в ремесленники (он стал позолотчиком алтарей в храмах), а мать, Грация Лусьентес, происходила из обедневшего дворянского рода.
Стиль и характер полотен этого художника резко поменялся после Великой французской революции в начале 1790-х, к тому же состояние художника очень ухудшилось и в результате перенесённой болезни Франсиско потерял слух. В начале 1828 года Гойя готовился к приезду своего сына с женой, направляющихся в Париж.
Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Гойю приняли в Академию Сан-Фернандо в 1780г, когда он уже успешно делал карьеру. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. И это ему вполне удалось: после болезни Гойя создал свои знаменитые серии офортов, занимался религиозной живописью (всего за 3месяца оформил церковь Сан-Антонио де ла Флорида) и написал ряд прекрасных портретов, среди которых-портрет герцогини Альбы. За эту работу Гойя получил 16000 реалов из которых 6 800 вернул из уважения к герою картины приору и подарил ещё свою маленькую картину «Моление о чаше». запрашивает 25000 реалов за ту же работу. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия.
Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. В 1797-1798 годах Гойе продолжали поступать заказы на портреты: Бернардо де Ириарте (исп. )русск. Среди этих картин был автопортрет Байеу.
И только с появлением Фр. Гойи испанская живопись обрела общеевропейскую известность. Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Для Гойи типично изображение фигур в нежном, акварельном колорите, фигуры персонажей словно растворяются в тонкой дымке. Между июлем 1766 года и апрелем 1771 года жизнь Франсиско в Риме остается загадкой.
Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. В августе он закончил «Последнее Причастие св. Франсиско Байеу был шурином Гойи. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815).
Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. Другие считают, что причиной паралича и потери слуха могли явиться маниакально-депрессивный синдром и шизофрения. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей.
В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна.
Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. за «тонкий изящный колорит», тогда как Гойю упрекают за «резкие тона», зато признаётся «грандиозный характер выписанной им фигуры Ганнибала». Гойе стали заказывать портреты дети его прежних покровителей: «Дон Франсиско де Борха Тельес Хирон», портрет 10-го герцога Осуна или её сестры герцогини Абрантес.
К празднику св. Это очень известные картины живописца. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. 1808 год стал годом потрясений для всей Испании. В 1767-1770гг при мадридском дворе работал великий Дж. Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной.
В 1788 году Гойя создал 2 картины для поминальной капеллы в Кафедральном соборе Валенсии (англ. )русск. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Из писем Гойи известно, что в начале 1793 года он был тяжело болен. Характерной особенностью испанской живописи было отсутствие стилевого единства и яркое проявление «подражательного» направления. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных».
В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида (исп. )русск. Он удостаивается второй премии Пармской Академии художеств, получив 6 голосов.
Позднее же в «Капричос» Гойя весьма едкими рисунками изобразил герцогиню. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Картина «Похороны сардинки», написанная между 1812 и 1819 годами, также наполнена политическим подтекстом.
После назначения он написал ряд невыразительных портретов короля и его супруги. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. В июне 1800 года Гойя купил за 234000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. В этой стране Гойя провёл свои последние четыре года жизни. В 1783 и 1784годах он бывает в Аренас-де-Сан-Педро, выполняя заказы и изображая младшего брата короля инфанта дона Луиса (англ. )русск., его молодой жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса.
Гойя). Постепенно картины Франсиско Гойя становятся более трагичными и гротескными. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности.
Новые картины Франциско Гойи, как групповой портрет «Семья Карла IV», «Суд инквизиции», «Процессия флагеллантов» исполнены социальной сатиры и мрачных фантазий, а их техника словно предвосхищает манеру сюрреализма. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. Штрихи его иглы острые, царапающие. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». Но под впечатлением от происходящего в стране хаоса Гойя вновь взялся за резец и создал цикл офортов «Бедствия войны».
Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Фантастический образ истолковывался по-разному. Каждый безумствует по-своему. Мужчинам художник предложил одеться в яркие костюмы, а женщинам – в светлые тонкие полупрозрачные платья. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах.
Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств.
В 1797 году Гойя написал «Герцогиня Альба в мантилье», где изобразил её в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке «Solo Goya» (Только Гойя). В центре он поставил королеву с детьми. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы.
на тему «Поклонение имени Бога». Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте.
Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. Тогда же Гойя приступил к серии офортов «Капричос». Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Но есть у него и несколько портретов в полный рост («Семья Карла IV», «Портрет Марии-Терезы де Валлабриджа», «Автопортрет за работой»).
Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». С Гойи же сняли все подозрения в сотрудничестве с французскими захватчиками (он даже не получал жалованья во время оккупации) и позволили спокойно работать, хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно. Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным.
Из которых сохранились только семь и те испорчены реставрационными работами. Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Картины с описанием будут представлены ниже.
Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. Продолжая тему офортов во время войн Наполеона, художник пишет серию «Бедствия войны» и «Тавромахию». Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Ему предложено выполнить эскизы для плафона капеллы архитектора Вентуры Родригеса (исп. )русск. А сцены праздников, плясок и народных гуляний («Маха и ее поклонники», «Деревенская свадьба») дают почувствовать весь таинственный колорит Испании. После мессы в присутствии короля Гойя принял поздравления.
В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур.
Анны он выполнил за короткий срок 3 полотна для алтарей монастыря Санта-Ана де Вальядолид (исп. )русск. Жить ей осталось недолго. Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею». Трудно найти другого великого портретиста, который столь решительно проявлял бы свое личное отношение к изображаемым им людям.
К «черным картинам» мы еще вернемся. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры.
Один из них-большой заказ на серию картонов для Королевской шпалерной мануфактуры Санта-Барбара (в общей сложности Гойя выполнил 63эскиза). Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Будучи придворным художником, Гойя писал испанскую королевскую семью. Хавьер отмечал разнообразие технических приёмов в художественном арсенале отца: помимо кистей, Гойя иногда наносил краску ножом, пальцами и даже деревянной ложкой (в случае с картинами, посвящёнными мадридскому восстанию 2мая 1808г) иногда при создании картин использовал губки, тряпичные лоскуты и щётки.
В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. Чаще всего Гойя создавал поясные портреты или изображал только голову и плечи. 6 и 19 февраля 1799года сообщили о выходе «Капричос» их можно было приобрести в парфюмерной лавке на улице Десэнганьо, 1. Осталось последнее мгновение перед залпом. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу.
Современники отмечали, что у художника наблюдались панический страх преследования, крайняя невоздержанность и даже истеричность, тяга к одиночеству и некоторые другие странности в поведении. Согласно статье русского искусствоведа А. И. Сомова, в Италии художник «занимался не столько живописными работами и копированием итальянских мастеров, сколько наглядным изучением их средств и манеры». Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени.
Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). Об этом свидетельствуют почти одновременно созданные портреты Ховельяноса (1797) известного политического деятеля и друга Гойи и портрет французского посла Гиймарде (1798). Летом того же года он был в Париже, где создал «Корриду» и портреты своих друзей: Хоакина Феррера и его жены.
В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. Гойя вновь заболел и оказался в Кадисе, где возможно в это время создавал 3 больших полотна для оратория Санта-Куэва (исп. )русск., новаторские в изображении жизни Христа. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов.
К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере. Гойя отличался универсальным талантом, высочайшим техническим мастерством и поразительной работоспособностью (он мог написать портрет за один десятичасовый сеанс). В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры.
В то же время он создает такие шедевры, как «Маха одетая» и «Маха обнаженная». Тьеполо, чьё влияние для испанских художников этого периода было определяющим. В результате Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль, ему также стал покровительствовать знатный арагонец Рамон Пиньятелли (исп. )русск., чей портрет он напишет в 1791 году. По возвращении в Бордо Гойя создал последние свои шедевры: портрет бывшего алькальда Мадрида Пио де Молина и эскиз «Молочница из Бордо». Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома.
В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Через несколько месяцев после рождения Франсиско семья переехала в деревеньку Фуендетодос, находившуюся в 40км к югу от Сарагосы, где они и прожили до 1749 года (по другим сведениям— до 1760-го), покуда ремонтировался их городской дом. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна.
Карла Гойя написал реалистичные портреты графа Альтамира и короля Карла III. Ему покровительствовал дон Мануэль, герцог Алькудиа, фаворит королевы, первый министр Испании. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы.
И Гойя вскоре стал учеником популярного в ту пору художника Франсиско Байеу. Маха одетая, 1798 – 1805 И. С. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу.
Серия завершается образами беспредельного пессимизма. Когда мастеру было 46, он внезапно заболел. Но уже в октябре Гойя написал в Сарагосе портрет своего друга Мартина Сапатера (исп. )русск., одинокого и богатого негоцианта, с которым Франсиско состоял в регулярной переписке с 1775 по 1801 год. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Из этой серии выделяются «Весна» (или «Цветочницы»), «Лето» (или «Жатва») и «Зима» (или «Снежная буря»).
В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Благополучной жизни художника пришёл конец зимой 1792-93гг. Ей никогда не выбраться. Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь.
Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. Из-за приверженности художника к бескомпромиссному реализму в изображении моделей, грандиозный групповой портрет семьи Карла IV приобрёл характер разоблачения: «Мир-это маскарад: лицо, одежда, голос-всё подделка» (Фр. Болезнь, постигшая его в 1792 году, привела к глухоте и частичному параличу.
Всего Хосефа родила пять (по разным данным и больше) детей из которых выжил лишь один мальчик по имени Хавьер— Франсиско Хавьер Педро (1784—1854)— который стал художником. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз.
Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III.
Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти.