Противоположная идея лежит в основе повести «Мусорный ветер», котоshyрая изобилует примерами регрессивной метаморфозы, то есть обратного векshyтора эволюции живых существ. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример — одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных». 1910: Теория цвета. Во время дождя 1912 Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А. Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи) Два кота, синий и жёлтый 1912 Девушка с кошкой 1912 Три коровы (жёлтая, красная, зелёная) 1912 Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и другие). Ну ничего – я тоже скоро помру, нам будет тихо» (496).
Одновременно он работал над Башней синей лошади (законченав 1913), которая стала последним его творением во славу мира животных. В четырех так называемых картинах-формах (1914) за счет соответствующего взаиморасположения формы и цвета он вдвое усиливает ощущение либо идиллии и гармонии, либо борьбы и упадка. Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка. Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки.
Применяя технику пуантилизма, он создал практически безупречный камуфляж. Настольной книгой Франца Марка был труд Альфреда Брема «Жизнь животных». «Синий всадник – это мы двое» – сказал позднее Кандинский. В лагере считают, что Лихтенберг «едва ли человек», а «новый возможный вид социального животного», обросшего «волосяным покровом» (281).
Олень в монастырском саду 1912 Свиньи 1912 Тигр 1912 Трое животных (Собака, лиса и кошка) 1912 Три кошки 1912-1913 В 1912 году, не приняв кубизм и футуризм, Марк полностью переключается на создание своих абстракционистских работ. Группа «Синий всадник» просуществовала всего три года: амбициозные планы художников нарушила Первая мировая война. Наверное, в Африку, в Австралию, в Южную Америку. Птицы. В 1916 он погиб под Верденом (Франция) в возрасте 36 лет.
Если в «Синей лошади» обобщенная фигура животного сохраняет целостность формы, а альпийский пейзаж остается узнаваемым, то в «Тигре» Марк более ощутимо трансформирует реальный образ. Сам писатель обращает внимание на дружескую близость ребенка и животного, когда он пишет, что «ребенок – это человек вначале, то есть животное» (Платонов 2004, 125)7. Насыщенный фон картины, состоящий из нагромождения сложно пересекающихся плоскостей, отчасти продолжает и повторяет линии, заданные в фигуре зверя, так что тигр кажется неотъемлемой частью окружения, а не доминирует над ним, как синяя лошадь. Больше всего ему нравились лошади. Тогда «примитивные» закладывали основы долгого развития искусств и первые мученики умирали за новый христианский идеал. Он подчеркивает мысль апостола Павла о том, что «вся тварь стенает и мучится доныне» (Послание к римлянам, гл. «Синий всадник – это мы двое», – заявил однажды Кандинский.
Марк Франц (Marc), немецкий художник. Читать училась по азбуке Льва Толстого. Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником. У него не только кроткие человечьи глаза и «не собачья, почти человеческая круглая задумчивая голова» (Плаshyтонов 2011б, 257), но и сны у собаки и у мальчика бывают схожи.
Эта фраза перекликается с одобрительными словами Чиклина в адрес активиста: «Ты чуешь классы, как животное» (507). Птицы как будто вылетают из ворот. Он бьет молотом «человечески» и радуется будущему наслаждению, когда ему обещают водку на вечер. Последовательно испытал влияние стиля модерн, кубизма и футуризма. Яркие цвета он, в отличие от фовистов, применял для усиления значимости животных.
Мотив картины подвергался квазипризматическому разложению на геометрические формы (Косуля в монастырском саду, 1912 Судьба зверя, 1913 Конюшни, 1913/14).
После выставка объездила Берлин, Кёльн, Хаген и Франкфурт. Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников. «Искусство, — считал художник, — не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей». «С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. В «Мусорном ветре» «неполноценное бытийное состояние общества приводит к мутации человека», в результате чего меняется «форма человеshyческого тела и все его известные физиолого-анатомические свойства» (Баршт 2000б, 166).
Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных. Ковтун подчеркивает «антропоморфизм конских голов и, напротив, сближеshyние с обликом животного лица человека» (там же)6. Организатор (вместе с В. В. Кандинским и др. ) художественного объединения Синий всадник в 1912-14 – один из лидеров раннего экспрессионизма. Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Thanhauser) состоялась первая групповая выставка «Синего всадника».
Синий цвет преобладает на этой работе Н. И. Мысль зоотехника об эволюции животного мира соответствует убеждеshyнию Платонова (как и Заболоцкого), что эволюция жизни на земле, благоshyдаря усилиям общества и науки, должна привести к сближению разных видов живых существ. Но прежде чем заниматься разными видами взаимоотношений между чеshyловеком и животным в творчестве Платонова, стоит оглянуться на традицию, на фоне которой Платонов строит свои «антропозоологические» образы. Марк ответил следующее: «Я не ставлю своей целью изображение только животных Я хочу обострить своё восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе Я не знаю лучшего способа подобного «оживления» искусства, чем изображение животных». Так, на картине Косуля в лесу II (1912) зритель видит на переднем плане свернувшуюся в клубок косулю, которая чувствует себя в безопасности, в то время как фигуры на заднем плане готовятся к нападению.
Повсюду экспрессионистов преследовало негодование почтенных обывателей, картины называли «цветной пачкотнёй» и «мазнёй». О желаниях.
Не задумываясь, ребенок предоставshyляет животному полную равноценность в безудержном признании своих потребностей он чувствует себя, пожаshyлуй, более родственным животному, чем кажущемуся ему загадочным взрослому» (Фрейд 1991, 317). Улетают на зиму, так как сейчас здесь им холодно и неуютно. Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы.
являлся участником и главным организатором художественного объединения «Синий всадник». В декларации 1904 года Хлебников выражает желание, чтоб на его могильной плите прочли: Мотив умирающей лошади находим также в стихотворении Бертольта Брехта, в котором от лица лошади рассказывается о том, как голодные люди бросаются на нее, чтобы отрезать от ее костей кусок мяса (Brecht 1967, 61 – 62). Сегодня в искусстве и религии этот долгий путь развития пройден. Однако назвать Франца Марка анималистом невозможно: зверь был для него не реалистической «натурой», а высшим существом, символом естественного, чистого, абсолютного и гармоничного бытия.
Чёрное и белое», на ней были представлены исключительно графические работы. Когда издатель из Мюнхена Рейнхард Пипер попросил прокомментировать увлечение анимализмом. Членов «Синего всадника» объединила любовь к примитивному и средневековому искусству, а также модернистским течениям в живописи – кубизму и фовизму. выше. В небольшом эссе под названием «Духовные сокровища» Марк удручённо отметил «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях».
Хозяин обращается к полумертвой лошади со словами: «Значит, ты умерла. Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах. И название пришло само». Эти формальные поиски имели для Марка серьезный духовный смысл: он искал путь от внешнего облика вещей («внешность всегда плоска») к их внутренней сущности и видел цель искусства в «раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, в разрушении зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию». Художник решительно порвал с натурализмом. Обезьяны 1911 Отдыхающие лошади 1911 Сине-чёрная лиса 1911 Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма.
Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке». Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Во время летнего пребывания в Ленггризе в 1908 Марк написал свою первую картину с изображением лошади. Своими мыслями он делился с Кандинским. Творческое наследие его многогранно: живопись, графика, скульптура, медали.
Поначалу Марк мечтал стать священником и заниматься теологией. Разнообразие расцветок цветов отражает яркость красок природы. Ироническое представление ошеломительного «сверхчеловеческого» ума лошади является как бы изнанкой той высокой оценки, которую часто придают лошади как существу, обладающему особым даром провидения (Jung 1952, 474). Уже в декабре, вместе с Макке и Кандинским, Марк откалывается от «Нового мюнхенского художественного объединения» и организует собственную группу «Синий всадник».
Поздние работы Марка характеризуются яркой палитрой в сочетании с кубистическими образами, резкими и жёсткими цветовыми переходами, подчас создающими тревожное и апокалиптическое настроение. – Как видят мир лошадь или орёл, косуля или собака. При этом он приспоshyсабливает и переакцентирует традиционные мотивы в своих целях. Кошки на красной драпировке 1909-1910 1910 Пасущиеся лошади Собака, лежащая в снегу 1910-1911 Несмотря на это, с лидером объединения – русским абстракционистом Василием Кандинским – он встречается лишь в феврале 1911 года. Так, например, обратная эволюция в «Мусорном ветре», приводящая к разным негативным формам зооморфозы, контрастирует с привычной для Платонова тенденцией к сближению человеческого и животного начал. Лето, солнце, много зелени, с цветка на цветок перелетают пчелы и бабочки.
Но наибольшее влияние на Марка оказали импрессионисты, в особенности Ван Гог. Среди других известных работ этого периода можно назвать картины Синяя лошадь I, Желтая корова, Маленькие синие лошади (все – 1911), а также Тигр (1912). Весной 1912 года в салоне Гольтца открылась дополнительная экспозиция «Синий всадник. В начале века Мюнхен был признанным художественным центром Германии. Он родился в Мюнхене, который был в ту пору одной из культурных столиц Европы, в интеллигентной семье потомственных юристов. – вопрошал Марк.
(Так же, как Кандинский, Марк придавал символическое значение цвету: синий означал для него мужественность, твердость и духовность. ) Мощная личность Кандинского ни в коей мере не подавила Марка. На смерть 27-летнего живописца Марк написал некролог, в котором присутствовало такое замечание: «С его смертью внезапно надломился прекраснейший и смелый поворот немецкого художественного развития никто не в состоянии его продолжить. Но именно она, сердечная и открытая, стала женщиной его жизни.
Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое. Учился в АХ в Мюнхене (1900-02). Толстой Фёдор Петрович (1783 – 1873) – русский художник.
Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году. Для вдумчивого чувствительного юноши это был, казалось, хороший выбор, но после прохождения военной службы он изменил свои планы, решив стать художником. Еще в раннем «Рассказе о многих интересных вещах» братская жизнь челоshyвека и животного предстает в виде будущего идеала. Известен афоризм художника: «дух сокрушает крепости». Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Франц Марк погиб на фронте под Верденом в первую мировую войну в 1916 году. «Синий всадник» стал синонимом немецкого экспрессионизма.
Мысль о деградации человека, контрастирующей с благородстshyвом животных, всплывает не раз в «Записных книжках» Платонова. К тому же, он специально изучал анатомию животных, его настольной книгой была «Жизнь животных» А. Брема, целые дни он проводил в зоопарке, наблюдая за зверями и делая зарисовки. После свежих парижских впечатлений застойная академическая атмосфера стала для Марка невыносимой. В 1911 году в Париже Н. И. Во второй цитате речь идет о платоshyновской идее желательной «эволюции животного мира», в то время как перshyвая явно пародирует официальный дискурс того времени. В переписке со своим другом Аугустом Макке Марк разработал собственную теорию цвета, согласно которой каждый из трех основных цветов характеризовался индивидуальными свойствами: синий представлял мужское начало, духовную и аскетическую сущность, желтый – женское начало, нежность и радости жизни красный олицетворял материю как таковую и потому был грубым и тяжелым, находясь в противостоянии по отношению к двум предыдущим.
Сами они, между тем, были отнюдь не равны. Или: «Среди животных есть морально даже более высокие существа, чем люди» (Баршт 2000б, 213). Вообще можно констатировать, что идея необходимости в искуплении всей твари акцентируется именно в гетеродоксальной, сектантской среде, в то время как господствующая философская и церковная традиция подчеркивает принципиальное различие животного и человеческого начал (Agamben 2003)2.
Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» – не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство. В 1912 году он знакомится с Робером Делоне, чей стиль, наряду с итальянским футуризмом и кубизмом, стал следующим источником вдохновения для художника.
Таким образом, причислить его к анималистам – представителям узкого и специфического жанра – означало бы преуменьшить размах его творчества, стереть его философские и квазирелигиозные воззрения. Анна Ахматова теперь была символом своей страны и своего времени. Свою художественную цель они определяли как соединение чистого цвета с чистой формой.
Регрессивные метаморфозы «Мусорного ветра» говорят о том, что в фашистском «царстве мнимости» (275) все не то, чем кажется. У Марка, превосходного рисовальщика, был особый талант изображать зверей. 1911: Синий всадник. Франц Марк был среди тех мастеров, которые склеивали позвонки двух столетий кровью своего творчества: путь от завершающей 19-й век живописи постимпрессионистов к абстрактному искусству 20-го столетия шел через экспрессионизм и Марк был его ключевой фигурой. Мифотворчество Марка весьма точно объяснено им самим в очерке «Две картинки»: «В буквальном смысле слова человечество проскочило за этот срок последний этап тысячелетия, начало которому было положено крушением великого античного мира.
В декабре 1911 года в мюнхенской галерее Тангаузер (нем. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. Когда Альтман попросил Ахматову позировать ему, она согласилась. Животные казались мне прекраснее и чище», – признавался он. Темная, трудная надежда ее была в желании съесть всех людей, когда они умрут» (199).
Франц Марк Франц Марк (8 февраля 1880, Мюнхен, Германия — 4 марта 1916, Верден, Франция) — немецкий художник еврейского происхождения, яркий представитель немецкого экспрессионизма. Полностью талант Марка расцвел в кругу художников, которых в 1911 году объединил «Синий всадник», – сообщество, душой которого были Василий Кандинский и он сам, Франц Марк. Полицейский, смотрящий на мертвого с точки зрения нацистshyской идеологии, считает, что это «лежит обезьяна или прочее какое-нибудь ненужное для Германии, ненаучное животное» (288). Однако выбранная стилистика ничуть не противоречит анатомии. Цитирую слова молоshyдого героя Ивана Копчика, основателя сказочного города Новая Суржа, который хочет поселить лошадей и коров вместе с людьми в одном доме: О близости человека и животного говорит и происхождение самого героя Ивана, которого зачал «почти не существующий» человек-волк, «по обличию – скот и волк, по душе, по сердцу, по глазам – странник и нагое бьюshyщееся сердце» (там же, 348).
Их совместные интересы. А потом опять придет осень – и уже новое поколение засобирается в путь.
Верблюд, умирающий от недостатка воды и пищи, «глядел черными глазами, как умный грустный человек» и закрыл глаза, «так как не знал, как нужно плакать» (Платонов 2010, 133)9. В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением. Она привыкла к ободshyряющему выкрику «Роза» и «самостоятельно предпочитала одну дорогу другой и всегда выходила туда, где нуждались в вооруженной руке Копенкина», коshyторый «действовал без плана и маршрута, а наугад и на волю коня» (Платонов 2009б, 110). Франц Марк стоит особняком в движении экспрессионизма. Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось).
Все эти интриги существенно сказались на психологическом состоянии Марка. Художник верил, что животные существовали до библейского сотворения мира. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Tierschicksale, 1913). Второй выпуск альманаха так и не был опубликован, а после гибели на фронте Августа Маке стало ясно, что объединение больше не возродится. Художник часто получал вопросы относительно его излюбленной тематики. Как бурshyжуйка она оказывается лишним «социальным животным» в социалистическом обществе: «Длинные обнаженные ноги были покрыты густым пухом, почти шерстью, выросшей от болезней и бесприютности, – какая-то древняя, оживshyшая сила превращала мертвую еще при ее жизни в обрасshyтающее шкурой животное» (Платонов 2009б, 458).
В апокалиптическом хаосе мы различаем хищные красные всполохи и лучи, падающие стволы, мятущихся коней испуганно сгрудившихся оленей ищущих укрытия кабанов, а в центре полотна – как олицетворение невинной жертвы – голубую лань, поднявшую голову к небу. Франц родился 8 февраля 1880 года в Мюнхене. Наряду с Августом Маке, Василием Кандинским и др. Помимо этого, как и все участники «Синего всадника», Марк занимался поисками новых способов самовыражения и выражения Духовного в искусстве.
Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро. И еще он пишет: «Не лестница эволюции, а смешение живых существ, общий конгломерат» (Платонов 2000а, 213). Художнику было хорошо известно о трепетном отношении к животным монахов из ордена францисканцев. На ней изображены летние садовые цветы.
Со стороны проблематики пола повесть связана с хлыстовским учением о кастрации (Эткинд 1998, 98 – 99), но со стороны отрицания института собстshyвенности она скорее отражает соответствующие представления духоборцев. Однако приказ не успел дойти до фронта. В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества. Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников. Mnage trois продержался недолго, в 1907 году Марк женился на Шнюр, хотя его гораздо больше влекло к Франк.
В детстве мальчик отличался застенчивостью и мечтательностью. Кафкианская модель мира. Можно предshyположить, что повесть Толстого «Холстомер», показывающая моральное преshyвосходство лошадей над людьми, отражает подобные сектантские представshyления. Глядя на картину, слышится пение птиц, хочется почувствовать запах зелени и цветов. Рождение лошадей 1913 Святой Жульен 1913 Спящие звери 1913 Спящие лошади 1913 Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Так, в 1914 году рождается картина «Борьба форм». Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком, свидетельствует о легкости взаимопонимания двух художников: «Мы оба любили синий, Марк – лошадей, я – всадников.
Одной из первых картин, в которой он воплотил свою теорию соотношения цветов, была Лошадь на фоне ландшафта (1910). Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Он все еще находился в поисках собственного языка форм. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Она описывает взаимосвязь природы, растений, птиц и насекомых между собой.
Филонов был знаком с биологическим монизмом немецкого философа Эрнста Хекеля, стремившеshyгося к примирению религии и науки (Krieger 2006, 154). 4 марта 1916 года Франц Марк погиб под Верденом (Франция) от ранения в голову. Эти свойства отличают искусство Марка от творчества других экспрессионистов с их напряженной экзальтацией цвета и формы.
Neue Kunstlervereinigung Munchen). Каждый идет своей дорогой и, где бы мы ни встретились, нам будет всегда его недоставать.
Причина, по которой художник отправился на войну, несмотря на то, что она была ему отвратительна, – её «очищающий» потенциал. Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных.
Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). В его работах было отчётливо выражено влечение к пасторальному идеалу, тоска по романтизму, в них не было типичного для экспрессионистов надрыва, напряжения, экзальтации цвета и форм. Грусть и боль животных усугублены тем, что они лишены споshyсобности плакать. В дальнейшем Марк обратился исключительно к абстрактной живописи. Поshyдобно «организованным» лошадям, медведь оказывается более сознательным, чем Вощев, которому стало грустно, «что зверь так трудится, будто чует смысл жизни вблизи, а он стоит на пороге и не пробивается в дверь будущего» (519).
Однако накануне первой мировой войны в творчестве Марка появилось тревожное настроение. Обобществленные лошади колхоза идут «ровным шагом» в овраг, где они напиваются «в норму», возвращаются оттуда, «не теряя строя и сплочения между собой» и совместно входят в общий двор, где опускают собранный им по дороге корм в одну среднюю кучу и вместе начинают есть, «организованно смирившись без заботы человека» (Платонов 2009б, 485)12. Когда Настю уверяют в том, что медведь тоже за Сталина, она говорит: «Звери тоже чуют. » (502). Тот написал ему в письме: «Не слишком ли страшную цену придётся заплатить за очищение. ». 1911-1913: Знаменитый анималист.
То эпохальное сражение длилось в течение полугода и унесло несколько сотен тысяч жизней. Лисицы 1913 Лошадь и собака 1913 Малая композиция I 1913 Олени в лесу I 1913 Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось) – см. Когда герой увидел черепаху, которая «томительно глядела черными нежными глазами на лежавшего человека» (135), он старался разгадать, что сейчас происходит в ее сознании: «Может быть, волшебная мысль любопытshyства к таинственному громадному человеку, может быть, печаль дремлющего разума» (135).
Экстатическая образность произведений Марка, отмеченных динамикой форм, резким контурным рисунком, напряжённым, ярким колоритом, отразила его неприятие современной действительности, предчувствие общественных потрясений (Башня синих лошадей, 1913, не сохранилась Судьба животных, 1913, Публичное художественное собрание, Базель). Он находил их более чистыми, даже возвышенными по сравнению с людьми. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и т. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. Животные казались мне прекраснее и чище, — писал Марк.
Немецкий поэт, однако, дает этой теме характерный для его мировозshyзрения поворот. В 1907 году Франц Марк впервые показал на выставке большой живописный эскиз для гобелена Орфей и звери (Мюнхен, Ленбаххаус). К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. Хотя мы видим, что с некоторых цветов уже начали опадать лепестки.
Отражает реальную картину живого сада в небольшом букете цветов, стоящих в доме на столе. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 года по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета.
Романтическое стремление к идеалу, поиск внутренней гармонии особенно ощутимы в таких его работах, как Голубая лошадь (1911, Мюнхен, Ленбаххаус), Бык (1911, Нью-Йорк, Музей Гуггенхейма), Белая кошка (1912, Галле, галерея Морицбург), Собака, глядящая на мир (1912, Цюрих, частное собрание). Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. «Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы ит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа.
Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Индерсдорф 1904 Марк дважды (в 1903 и 1907) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Вскоре после начала Первой мировой Франц Марк ушёл добровольцем на фронт.
Кажется, что цветы вот – вот сорвали и поставили в вазу. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. 1905 Голова лошади 1906 Всадник на море 1907 Пара оленей 1907 Стог сена 1907 1907 Прыгающая собака 1908 Двое котов 1909 Сибирские собаки 1909 1909 Играющие ласки 1909 1909 Олени в сумерках 1909 В январе 1910 года Марк впервые встречается с Августом Макке, а в сентябре того же года вступает в «Новое мюнхенское художественное объединение» (нем. Ему было всего 36 лет.
Дело, конечно, не только в этом единичshyном факте из биографии автора. Мне очень понравилась это картина. Им было расписано девять «росписей по брезенту» в различных стилях источниками вдохновения для Марка стали Мане и Кандинский, причём камуфляж в стилистике последнего оказался наиболее эффективен для укрытия от самолётов, пролетающих на высоте в две и более тысяч метров. Этим как бы признается, что лошадь человечнее человека и в образе ее страдания больше благородности и художественной силы» (Марков 1955, 75). Это говорит о том, что несмотря на сложную судьбу она стала победителем.
Николай Бердяев пишет в раshyботе «Смысл творчества» о том, что падение человека влечет за собой падение и омертвение всех низших слоев природы, поскольку человек как высшая степень природы ответственен за весь строй космоса. В своих работах (например, Синие лошади, 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии и стилизованные кривые и блестящий нереальный цвет. Втроём они отправились в общину Кохель-ам-Зе в верхней Баварии, где провели целое лето, обе любовницы позировали художнику на фоне пасторальных пейзажей. Перед нами картина Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».
Быстро впитывая уроки искусства, Марк искал свой стиль и свои сюжеты. Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака.
Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Каждый цвет в иконографии Марка несёт определённый смысл. Хотя он любил Марию Франк, женился все же (1907) на Мари Шнюр. Широко известны его натюрморты «Ягоды красной смородины», «Букет цветов, бабочка и птичка».
Спасибо итак, мы ещё раз убедились в том, что поэты, писатели обыкновенные люди с одной стороны, которые возможно живут с нами по соседству. Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета. Три красные лошади (1911, Рим, коллекция П. Гейер) — первый законченный образец уникального звериного стиля Франца Марка. 1913 Башня синих лошадей 1913 (не сохранилась) Бедная земля Тироля 1913 Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными.
Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником. Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, – «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913). Эти строки Осипа Мандельштама – словно эпиграф к творчеству, да и ко всей жизни Франца Марка. Он разработал собственную теорию цвета, в которой пытался охарактеризовать «мистически-имманентную» структуру мироздания.
О Ницше рассказывают, что в Турине в 1889 году при виде жестокого отношения извозчика к своему коню он в слезах бросается животному на шею с восклицанием: «Брат мой. » У поэshyтов и художников первых десятилетий ХХ века мотив избавления твари приshyобретает новую силу на основе обращения к примитивизму. В 1907 году он выставил на всеобщее обозрение свою программную работу – эскиз гобелена «Орфей и звери». Участники группы также мечтали уравнять в правах все существующие виды искусства. Швабинг был средоточием богемной жизни, здесь быстро завязывались волнующие знакомства.