И это являлось причиной того, что он никогда не был "анималистом". Эта работа показывает постепенную эволюцию в творческой манере автора. Повсюду экспрессионистов преследовало негодование почтенных обывателей, картины называли «цветной пачкотнёй» и «мазнёй». То эпохальное сражение длилось в течение полугода и унесло несколько сотен тысяч жизней. Миннеаполис, Институт искусств и Центр Уокера.
Свою художественную цель они определяли как соединение чистого цвета с чистой формой. Марк провозглашал, что все мистические элементы, рождающиеся в душе, суть древнейшие элементы искусства именно «"примитивные" закладывали основы долгого развития искусств». На ней изображены летние садовые цветы. Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных. Контуры фигуры тигра обрисованы стремительными зигзагами и ломаными линиями, а поверхность тела разбивается на треугольники и трапеции.
Изучал теологию и философию в Мюнхенском университете, затем учился в Академии художеств в Мюнхене (1900-1902 годы) у Г. фон Хакля и В. фон Дица. Перед нами картина Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». «Наивный взгляд на мир» детей, животных, неевропейских народов стал важной областью экспериментов и анализа для творцов первого десятилетия XX века. Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). Сила притягательности картин мастера – в цельности образа животных.
Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро. Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака. Марк (Marc) Франц (8. 2. 1880, Мюнхен, — 4. 3. 1916, погиб под Верденом), немецкий художник. Весной 1912 года в салоне Гольтца открылась дополнительная экспозиция «Синий всадник.
Композиция картины подчинена движению плавной упругой линии. Франц Марк погиб на фронте под Верденом в первую мировую войну в 1916 году. Марк ответил следующее: «Я не ставлю своей целью изображение только животных Я хочу обострить своё восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе Я не знаю лучшего способа подобного «оживления» искусства, чем изображение животных». Общее движение соединяют и замыкают вверху силуэты деревьев.
Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А. Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи). Мне очень понравилась это картина. «Синий всадник – это мы двое», – заявил однажды Кандинский. Но наибольшее влияние на Марка оказали импрессионисты, в особенности Ван Гог. Художник размещает фигуры в пейзаже.
Там он был "дома"». Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Марк – один из главных мастеров раннего немецкого экспрессионизма. За конем – сияющие массы то ли земли, то ли облаков.
Целью творца было возвысить своих героев и темы до духовного символа. Учился в АХ в Мюнхене (1900—1902) у Г. Хакля и В. Дица. Вскоре после начала Первой мировой Франц Марк ушёл добровольцем на фронт. Так, на картине Косуля в лесу II (1912) зритель видит на переднем плане свернувшуюся в клубок косулю, которая чувствует себя в безопасности, в то время как фигуры на заднем плане готовятся к нападению. В своих работах (например, Синие лошади, 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии и стилизованные кривые и блестящий нереальный цвет.
Восприняв мистико-пантеистические идеи немецких романтиков, Марк стремился передать «органический ритм, который пульсирует во всех существах». Впрочем, во фронтовом блокноте Марк, рядом с абстракциями, по-прежнему рисовал оленей и своих любимых лошадей. В 1910 году, после посещения выставки Нового мюнхенского художественного объединения, познакомился с В. В. Кандинским, А. Г. Явленским, Г. Мюнтер, М. Верёвкиной с 1911 года стал членом этого объединения.
Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). – спрашивал Марк. Чёрное и белое», на ней были представлены исключительно графические работы. В 1907 году он выставил на всеобщее обозрение свою программную работу – эскиз гобелена «Орфей и звери». «Искусство, — считал художник, — не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей».
Хотя он любил Марию Франк, женился все же (1907) на Мари Шнюр. Олень в монастырском саду 1912 Свиньи 1912 Тигр 1912 Трое животных (Собака, лиса и кошка) 1912 Три кошки 1912-1913 В 1912 году, не приняв кубизм и футуризм, Марк полностью переключается на создание своих абстракционистских работ. В 1912 году в Париже познакомился с Р. Делоне под его влиянием, а также итальянского футуризма стиль Марка меняется: появляются отвлечённые лучевидные и параболические формы, рассекающие изображение на фрагменты («Тигр», 1912 год, Ленбаххаус, Мюнхен «Мечтающая лошадь», 1913 год, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк «Судьба животных», 1913 год, Художественный музей, Базель). Поначалу Марк мечтал стать священником и заниматься теологией. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма.
Цвет насыщенный и плотный. Основной сюжет его живописи – животные в ландшафтном окружении (ещё в середины 1900-х годов он зарисовывал лошадей, ланей в Берлинском зоопарке был дружен со швейцарским зоологом Ж. Нитсле). 1905 Голова лошади 1906 Всадник на море 1907 Пара оленей 1907 Стог сена 1907 1907 Прыгающая собака 1908 Двое котов 1909 Сибирские собаки 1909 1909 Играющие ласки 1909 1909 Олени в сумерках 1909 В январе 1910 года Марк впервые встречается с Августом Макке, а в сентябре того же года вступает в «Новое мюнхенское художественное объединение» (нем. Каждый идет своей дорогой и, где бы мы ни встретились, нам будет всегда его недоставать. До XX столетия Запад не раз переживал критику и разочарование в рационализме: самый яркий пример – Жан-Жак Руссо и его идеал первобытного человека.
Однако выбранная стилистика ничуть не противоречит анатомии. Чистые насыщенные цвета (красный, синий, жёлтый) должны передавать «сущность», скрытую за «видимостью» и потому наделяются у Марка символическим значением. Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, – «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913). В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен).
Но Марка ничто не могло остановить: он сам предсказал свою преждевременную смерть в письме матери. 1913 Башня синих лошадей 1913 (не сохранилась) Бедная земля Тироля 1913 Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными. Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. В дальнейшем Марк обратился исключительно к абстрактной живописи. Отражает реальную картину живого сада в небольшом букете цветов, стоящих в доме на столе.
Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). У Марка, превосходного рисовальщика, был особый талант изображать зверей. Художник верил, что животные существовали до библейского сотворения мира.
Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком, свидетельствует о легкости взаимопонимания двух художников: «Мы оба любили синий, Марк – лошадей, я – всадников.
Перед зрителем – одна из самых известных работ мастера.
Известен афоризм художника: «дух сокрушает крепости». «С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке». Стремительная творческая эволюция Марка была прервана его гибелью на фронте под Верденом. В декабре 1911 года в мюнхенской галерее Тангаузер (нем.
Гордое животное показано вне бытового, земного, обыденного контекста. 1910: Теория цвета. Композиция построена очень крепко, пространство буквально иррадиирует (светится) неземной силой. Марк разделял мнение многих людей того времени о нравственной и моральной чистоте существ, находящихся в «естественном состоянии», то есть примитивных народов и зверей.
Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример — одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных». Применяя технику пуантилизма, он создал практически безупречный камуфляж. В нём была открыта Городская галерея. Эта идея была обоснована теоретически Кандинским.
Частная коллекция. Палитрой данная работа Франца Марка похожа на рассмотренную ранее. Его отец Вильгельм был юристом и художником-любителем, занимавшимся пейзажной живописью, а дедушка с бабушкой увлекались копированием работ старых мастеров. Толстой Фёдор Петрович (1783 – 1873) – русский художник. Швабинг был средоточием богемной жизни, здесь быстро завязывались волнующие знакомства.
Яркие цвета он, в отличие от фовистов, применял для усиления значимости животных. Им было расписано девять «росписей по брезенту» в различных стилях источниками вдохновения для Марка стали Мане и Кандинский, причём камуфляж в стилистике последнего оказался наиболее эффективен для укрытия от самолётов, пролетающих на высоте в две и более тысяч метров. В 1900 Марк начал учиться в академии изящных искусств, Мюнхен, где среди его учителей были Габриел фон Хакль и Вильгельм фон Диц. В четырех так называемых картинах-формах (1914) за счет соответствующего взаиморасположения формы и цвета он вдвое усиливает ощущение либо идиллии и гармонии, либо борьбы и упадка. Франц Марк Франц Марк (8 февраля 1880, Мюнхен, Германия — 4 марта 1916, Верден, Франция) — немецкий художник еврейского происхождения, яркий представитель немецкого экспрессионизма.
И название пришло само». Он всегда вдохновлялся великим органическим целым, так сказать природой в общем. Марк, как и его друг Василий Кандинский, разрабатывал собственную символику цвета. Животные казались мне прекраснее и чище», – признавался он.
Так, в 1914 году рождается картина «Борьба форм». 1911-1913: Знаменитый анималист. Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах. В городе он казался столь массивным, столь несоответствующим.
Фантастический цвет лошадиных крупов и пейзажа, соответствует символике, разработанной художником: голубой – цвет духовный, суровый и мужской красный – торжественный и тяжелый желтый – чувственный и женский. Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка. Франц Марк родился в 1880 в Мюнхене, тогда столица Королевства Баварии.
Группа «Синий всадник» просуществовала всего три года: амбициозные планы художников нарушила Первая мировая война. В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением. О желаниях. Франц Марк Большие синие лошади, 1911.
Мифотворчество Марка весьма точно объяснено им самим в очерке «Две картинки»: «В буквальном смысле слова человечество проскочило за этот срок последний этап тысячелетия, начало которому было положено крушением великого античного мира. В 1903, 1907 и 1912 посетил Париж. Во время дождя 1912 Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А. Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи) Два кота, синий и жёлтый 1912 Девушка с кошкой 1912 Три коровы (жёлтая, красная, зелёная) 1912 Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и другие). Он «строит» собственный мир видений, ощущений, воспоминаний и образов, полагаясь на внутреннее чутье художника. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Однако приказ не успел дойти до фронта.
Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и т. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества. Последовательно испытал влияние стиля модерн, кубизма и футуризма.
Своими мыслями он делился с Кандинским. Каждый цвет в иконографии Марка несёт определённый смысл. / Я пытаюсь усилить свое ощущение органического ритма всех вещей, пытаюсь пантеистически прочувствовать дрожь и течение крови в природе, в деревьях, в животных, в воздухе». Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки.
К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. 4 марта 1916 года Франц Марк погиб под Верденом (Франция) от ранения в голову.
Но именно она, сердечная и открытая, стала женщиной его жизни. Последовательно испытал влияние стиля «модерн», кубизма и футуризма. Он разработал собственную теорию цвета, в которой пытался охарактеризовать «мистически-имманентную» структуру мироздания. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен).
Больше всего ему нравились лошади. Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро. Для художника они олицетворяли духовные идеалы. «Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя.
Членов «Синего всадника» объединила любовь к примитивному и средневековому искусству, а также модернистским течениям в живописи – кубизму и фовизму. архитектор Ганс Грессель реконструировал и перестроил здание. выше. На заднем плане виднеется скромная хижина. Этюд, 1910.
Косули написаны лаконично, но реалистично. В картинах «Лошадь в пейзаже» (1910 год, Музей Фолькванг, Эссен), «Лисица» (1911 год, Музей Хейдта, Вупперталь) и др. Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке». Сами они, между тем, были отнюдь не равны. Одной из первых картин, в которой он воплотил свою теорию соотношения цветов, была Лошадь на фоне ландшафта (1910).
При фашизме работы Марк Франц были изъяты из музеев. Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» – не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство. В 1900году начал обучение в Мюнхенской академии художеств, где учился до 1903года у Габриэля фон Хакля и Вильгельма фон Дица. Перед зрителем – произведение сформировавшегося авторского стиля Франца Марка. Но всё ещё существует обширная сфера, усеянная развалинами, устаревшими представлениями и формами, ставшими давно достоянием прошлого, но всё ещё живучими.
Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, – «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913). Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Марк вырос в очень набожной, строгой религиозной семье. Он "конструировал" картину как художник, а не как "рассказчик". Помимо этого, как и все участники «Синего всадника», Марк занимался поисками новых способов самовыражения и выражения Духовного в искусстве.
Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» – не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство. Он стремился рисовать простые вещи, обыденные сценки, животных. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета. Лесная чаща предстает на картине как символ потаенного мира природы, который разрушается и гибнет под напором неведомой грозной силы.
– словно эпиграф к творчеству, да и ко всей жизни Франца Марка. Марк совмещает внешний вид голубя (полет) и его самоощущение – толщи воздуха и света вокруг, которые образуют не только реальное пространство, но и пространство для воспоминаний, отдельных фрагментов и образов. В 1903, 1907 и 1912 посетил Париж. Тема животных получает развитие в творчестве Франца Марка с 1907. В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества.
Она монументальна, пластична и своей геометрией близка раннему кубизму Пикассо. Занимающая все полотно по высоте, написанная в ракурсе снизу и вот таким образом возвышающаяся над зрителем фигура лошади величественна и монументальна, словно статуя божества этих гор. Лисицы 1913 Лошадь и собака 1913 Малая композиция I 1913 Олени в лесу I 1913 Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось) – см. Участники группы также мечтали уравнять в правах все существующие виды искусства. Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Этот мотив он будет развивать и дальше.
Школу импрессионизма он прошел самостоятельно во время пребывания в Париже. Марк воспроизводит стену дождя. Так, синий для него означал мужественность, твердость и духовность.
Он добился потрясающей гармонии формы и цвета, принципа «внутренней необходимости», при нем в композиции нет лишних деталей и нарочитых приемов. Наименование Синий всадник повторяло название картины Кандинского (1903г. ) и призвано было свидетельствовать о романтически-символистских устремлениях художников. Использование слова композиция в названии, отражает заимствование музыкальной терминологии живописью (Впечатление, Импровизация, Композиция), начавшееся с 1909 года. Она затеряна в огромном мире природы, вокруг – гигантские цветы и плоды.
Лето, солнце, много зелени, с цветка на цветок перелетают пчелы и бабочки. Творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX века в Германии. Кажется, что цветы вот – вот сорвали и поставили в вазу.
Эти формальные поиски имели для Марка серьезный духовный смысл: он искал путь от внешнего облика вещей («внешность всегда плоска») к их внутренней сущности и видел цель искусства в «раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, в разрушении зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию». Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году. – вопрошал Марк. являлся участником и главным организатором художественного объединения «Синий всадник». Широко известны его натюрморты «Ягоды красной смородины», «Букет цветов, бабочка и птичка». Художник экспериментирует с передачей времени и пространства.
С точки зрения живописного мастерства работы Марка отвечали идеалам, к которым стремились многие новаторы, в том числе Василий Кандинский. Сравнивают с орлом или собакой. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы ит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние. Вместе с В. В. Кандинским и А. Макке — организатор художественного объединения «Синий всадник» (1911) в 1912—1914 — один из лидеров раннего экспрессионизма.
Глядя на картину, слышится пение птиц, хочется почувствовать запах зелени и цветов. В юности он горячо интересовался теологией и христианской культурой, до 1898 даже готовился стать священником (как и Винсент Ван Гог, ставший впоследствии его кумиром). Причина, по которой художник отправился на войну, несмотря на то, что она была ему отвратительна, – её «очищающий» потенциал. К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария.
Помимо организации выставок, объединение выпустило два номера богато иллюстрированного альманаха Синий всадник (в дизайне обложки альманаха за 1912 год, созданной Кандинским используется популярная иконография святого Георгия), где были опубликованы высказывания художников, которые одни из первых смогли оценить художественную ценность архаического, средневекового и народного искусства – ксилографии и скульптура немецкого Средневековья, народное искусство России искусство племен тихоокеанского Севера, Океании и Африки, японские маски и гравюры, детские рисунки. Настольной книгой Франца Марка был труд Альфреда Брема «Жизнь животных». Хотя мы видим, что с некоторых цветов уже начали опадать лепестки. Марк Франц (Marc), немецкий художник.
Тигр и заросли исполнены в манере кубизма, созданы из геометризированных объемов. Как все воспринимают лошадь. Цветные объемы не создают контраст, а, словно кристаллы, вырастают друг подле друга.
Под воздействием кубизма мастер обострял форму, предельно уплотнял и ритмизировал объемы. Эта проблема стала основой формальных исканий, так же, как постоянное обращение к музыке, которую считали эквивалентом живописи. Рождение лошадей 1913 Святой Жульен 1913 Спящие звери 1913 Спящие лошади 1913 Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Умер он в 1904 году, а в 1927-1929 гг. Франц фон Ленбах стал самым известным немецким портретистом эпохи Бисмарка. Идя далее по пути деформации натуры, М. обнаружил близость абстрактному искусству («Борющиеся формы», 1914, Городская галерея, Мюнхен). Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными (Судьба животных, 1913, Художественный музей, Базель). Neue Kunstlervereinigung Munchen).
Птица изображена дважды: летящей и сидящей на неком уступе. (Так же, как Кандинский, Марк придавал символическое значение цвету: синий означал для него мужественность, твердость и духовность. ) Мощная личность Кандинского ни в коей мере не подавила Марка. Однако назвать Франца Марка анималистом невозможно: зверь был для него не реалистической «натурой», а высшим существом, символом естественного, чистого, абсолютного и гармоничного бытия.
Учился в АХ в Мюнхене (1900—1902) у Г. Хакля и В. Дица. Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака. Сегодня в искусстве и религии этот долгий путь развития пройден. Экстатическая образность произведений Марка, отмеченных динамикой форм, резким контурным рисунком, напряжённым, ярким колоритом, отразила его неприятие современной действительности, предчувствие общественных потрясений (Башня синих лошадей, 1913, не сохранилась Судьба животных, 1913, Публичное художественное собрание, Базель). В том же году Марк и Кандинский вышли из объединения, основав группу «Синий всадник» и выпустив (в 1912) одноименный альманах, украшенный их гравюрами и рисунками. Уже в декабре, вместе с Макке и Кандинским, Марк откалывается от «Нового мюнхенского художественного объединения» и организует собственную группу «Синий всадник». Наряду с Августом Маке, Василием Кандинским и др.
Они позволяют художнику добиться большей слитности композиций. Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных.
Учился в АХ в Мюнхене (1900-02). Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Звери изображены в условном идеальном мире. В фиолетовом, красном и желтомих движенья и песни и перья, уплывают небесные чёлны -вдохновенье, находки, потери. Мы и сами – как будто бы птицы, когда ярко живем, с вдохновеньем, в небеса мы стараемся влитьсяптицей синей полетных мгновений. Франц Марк. В небольшом эссе под названием «Духовные сокровища» Марк удручённо отметил «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях». Василий Кандинский Композиция II.
Мотив картины подвергался квазипризматическому разложению на геометрические формы (Косуля в монастырском саду, 1912 Судьба зверя, 1913 Конюшни, 1913/14). Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки. Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое. Посреди пышной зелени, на красно-золотом дереве, сидит маленькая обезьянка. Птицы как будто вылетают из ворот.
– Как видят мир лошадь или орёл, косуля или собака. Чем можно объяснить такой настойчивый интерес к наивному искусству. Их совместные интересы. Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака. Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета.
Вместе с В. В. Кандинским и А. Макке — организатор художественного объединения «Синий всадник» (1911) в 1912—1914 — один из лидеров раннего экспрессионизма. Зрелые картины мастера посвящены животным, представленным как высшие, более чистые существа по отношению к человеку, который казался Марку слишком безобразным. Но чем ближе была война, переломившая позвоночник века, тем явственнее ощущается тоска в глазах его зверей и обреченность в изгибах их тел. Эти формальные поиски имели для Марка серьезный духовный смысл: он искал путь от внешнего облика вещей («внешность всегда плоска») к их внутренней сущности и видел цель искусства в «раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, в разрушении зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию». В нижней части картины угадываются геометрические силуэты города.
Напряженные отношения внутри Объединения заставили Марка и Кандинского покинуть группу и создать собственную, названную ими Синий всадник. Этот дом походил вначале на итальянскую загородную виллу. Организатор (вместе с В. В. Кандинским и др. ) художественного объединения Синий всадник в 1912-14 – один из лидеров раннего экспрессионизма. «Синий всадник» стал синонимом немецкого экспрессионизма. Разнообразие расцветок цветов отражает яркость красок природы.
Тот написал ему в письме: «Не слишком ли страшную цену придётся заплатить за очищение. ». Животные и дома в городе словно состоят из одних и тех же элементов, они – единое целое. /. Мастер добивается слитности пространства в виде своеобразных «напластований» и «срезов» его элементов.
Когда издатель из Мюнхена Рейнхард Пипер попросил прокомментировать увлечение анимализмом. Птицы.
При фашизме работы М. были изъяты из музеев. В детстве мальчик отличался застенчивостью и мечтательностью. После выставка объездила Берлин, Кёльн, Хаген и Франкфурт.
Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником. После свежих парижских впечатлений застойная академическая атмосфера стала для Марка невыносимой. Холст, масло. В 1911 году вместе с Кандинским, А. Макке и другими основал объединение «Синий всадник», был одним из редакторов одноименного альманаха (1912 год), где напечатал несколько эссе о современном искусстве. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Tierschicksale, 1913).
Марк (Marc) Франц (8. 2. 1880, Мюнхен, — 4. 3. 1916, погиб под Верденом), немецкий художник. 1911: Синий всадник. Тогда «примитивные» закладывали основы долгого развития искусств и первые мученики умирали за новый христианский идеал. Она обогнала их и обернулась в ожидании. Художник часто получал вопросы относительно его излюбленной тематики.
В 1911 примкнул к «Новому мюнхенскому художественному объединению», где ведущую роль играл В. В. Кандинский. Контуры ясно очерчивают фигуры и предметы, тем не менее выразительность композиции основывается на вибрации мазков, покрывающих пунктиром поверхность картины и распостраняющихся на раму. Его лучше было видеть среди гор, лугов и лесов.
Дом Ленбаха был построен по проекту Габриеля фон Зайдля в стиле флорентийского Ренессанса. Если в «Синей лошади» обобщенная фигура животного сохраняет целостность формы, а альпийский пейзаж остается узнаваемым, то в «Тигре» Марк более ощутимо трансформирует реальный образ. Картон, масло. Так, молодой художник шел по стопам великих предшественников, рисуя эту картину.
Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников. Среди других известных работ этого периода можно назвать картины Синяя лошадь I, Желтая корова, Маленькие синие лошади (все – 1911), а также Тигр (1912). В его экстатичных образах, отмеченных динамикой форм, резким контурным рисунком, напряжённым колоритом (несколько основных цветов), отразились стихийное неприятие современной действительности и предчувствие грядущих общественных потрясений («Башня синих лошадей» «Судьба животных», 1913, Публичное художественное собрание, Базель). Изо всех нас именно он дал цвету самое светлое и чистое звучание, столь же светлое и чистое, каким было все его существо». Мальчик показан спиной, он удаляется, везя за собой санки.
Кандинский вспоминал: «Разговаривали охотно: мы понимали друг друга полностью. Смотреть на неё можно многочасов. Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников. Друзьям Франц Марк писал: «Мои цели не лежат преимущественно в области анималистики Я пытаюсь усилить свое ощущение органического ритма всех вещей, пытаюсь пантеистически прочувствовать дрожь и течение крови в природе, в деревьях, в животных, в воздухе».
Художник решительно порвал с натурализмом. Данную картину не каждый может понять. «Синий всадник – это мы двое» – сказал позднее Кандинский.
Эта картина действует на разум. Обезьяны 1911 Отдыхающие лошади 1911 Сине-чёрная лиса 1911 Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма.
Излюбленной темой Франца Марка становились лошади (красные, синие, зеленые, желтые), он изображал их на фоне условных пейзажей. Одновременно он работал над Башней синей лошади (законченав 1913), которая стала последним его творением во славу мира животных. Все эти интриги существенно сказались на психологическом состоянии Марка. Thanhauser) состоялась первая групповая выставка «Синего всадника». Эти строки Осипа Мандельштама.
Он все еще находился в поисках собственного языка форм. Франц родился 8 февраля 1880 года в Мюнхене. Однако назвать Франца Марка анималистом невозможно: зверь был для него не реалистической «натурой», а высшим существом, символом естественного, чистого, абсолютного и гармоничного бытия.
Полностью талант Марка расцвел в кругу художников, которых в 1911 году объединил «Синий всадник», – сообщество, душой которого были Василий Кандинский и он сам, Франц Марк. Изображение, как было характерно для него, состоит из сложных нагромождений. Последовательно испытал влияние стиля «модерн», кубизма и футуризма. Дальнейшие поиски сверхчувственной сущности влекут художника к абстракционизму («Тироль», «Борющиеся формы» обе – 1914 год, Мюнхен, Новая пинакотека).
В 1909 году Марк поселился в Зиндельсдорфе (Нижняя Бавария). Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Tierschicksale, 1913). К тому же, он специально изучал анатомию животных, его настольной книгой была «Жизнь животных» А. Брема, целые дни он проводил в зоопарке, наблюдая за зверями и делая зарисовки. Все остальная композиция – это мощные своеобразные взрывы цвета.
Он обнаружил сильное влечение к работе Винсента ван Гога. В 1916 он погиб под Верденом (Франция) в возрасте 36 лет. Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Индерсдорф 1904 Марк дважды (в 1903 и 1907) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние.
Он находил их более чистыми, даже возвышенными по сравнению с людьми. Ему было всего 36 лет. Привлекают внимание сдержанная палитра, атмосфера почти звенящей тишины и меланхолии. В его экстатичных образах, отмеченных динамикой форм, резким контурным рисунком, напряжённым колоритом (несколько основных цветов), отразились стихийное неприятие современной действительности и предчувствие грядущих общественных потрясений («Башня синих лошадей» «Судьба животных», 1913, Публичное художественное собрание, Базель).
Она описывает взаимосвязь природы, растений, птиц и насекомых между собой. Животное напоминает могучего исполина, оно будто идол, которому поклонялись древние. Творческое наследие его многогранно: живопись, графика, скульптура, медали. «Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя. Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году.
Их формы построены цветом, элементарны и лишены ассоциативности. Идя далее по пути деформации натуры, Марк Франц обнаружил близость абстрактному искусству («Борющиеся формы», 1914, Городская галерея, Мюнхен). Контур животного обведен зигзагами и ломанными линиями. Строили его в период 1887 – 1891 гг.
Марк еще сильнее трансформирует реальный образ, «разлагает» его на элементы.