Снижение роли фовизма после 1906 года и распад группы в 1907 году никоем образом не повлияли на творческий рост самого Матисса. Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме ФовизмАнри Матисс. Матисс, Марке и Дюфи после этого стали развивать каждый свое индивидуальное видение фовизма, другие художники поменяли взгляды на кубизм, экспрессионизм иные направления.
Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954). Андре Дерен (1880--1954) всю жизнь оставался верен юношескому пристрастию к старым мастерам, которых внимательно изучал в Лувре. В настоящее время существует в двух версиях. Щукин уехал в эмиграцию.
Мастер никоим образом не желает выступать в роли разрушителя. Холст, масло. В Салоне Независимых весной 1905 года, где наряду с Матиссом показали свои полотна Ван Донген, Дюфи, Камуэн, Манген, Марке, Дерен, Вламинк, фактически оформилась группа фовистов, хотя роковое слово les fauves («дикие») прозвучало, как известно, лишь осенью. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
Его рисунки пером просты и изысканны. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи.
Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс. "Молодые художники открыли на лесных озерах Морицбурга саксонскую Аркадию.
Матисса по праву считали главой фовистов. Тоесть они имеют дело лишь «с облегченными знаками предметов». Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара.
Анри впервые начал рисовать, копируя цветные открытки во время двухмесячного пребывания в больнице. В 1906 г. в парижской мастерской на улице Севр открылась школа Матисса. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. 1911 г. «Красные рыбки» – эффект кадра. В их творчестве немаловажную роль сыграли учения Нитше и Шопенгауэра.
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания, четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Спустя короткое время «дикими» стали называть себя и русские и немецкие художники — приверженцы нового искусства. К началу 20 столетия- времени рождения кубизма- мастера предыдущего поколения уже сильно пошатнули ранее незыблемые основы европейской живописи. В те же годы в Европе стала очень популярной традиционная африканская скульптура. Она давала пример свободного обращения с формой: так, голова статуи могла быть больше тела и при этом фигура выглядела очень выразительно. Непосредственным толчком к появлению кубизма послужили 2 большие выставки Поля Сезанна. Его слова «трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса» можно считать своего рода эпиграфом ко всем исканиям нового направления. В 1907г. Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют.
Матисс много путешествует впоисках «вдохновения», основной предмет его интереса— восточная культура всамом общем понимании— мусульманское искусство стран Африки иправославное вРоссии. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения. Появление «диких» было откликом на социальный кризис общества. 1901 год можно назвать годом становления художника.
Другим выразительным средством в его картинах стала точно отработанная линия. Жорж Брак (1882 -1963) «Порт в Ла-Сьота» Его ранние работы были импрессионистскими, но после просмотра выставленных работ фовистов в 1905 году, Брак принял стиль фовистов. Ausdruck — экспрессионизм). Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Чувственная передача красоты натуры — вот в чем заключалась главная задача живописца.
Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). В марте 1912 года в галерее Х. Гольца проходит вторая экспозиция. Цвет значим только в соотношении с соседним. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse) родился 31 декабря 1869 года в городке Ле-Като-Камбрези, в Пикардии на севере Франции.
Ковёр на этой картине – реальный. В этот день четыре молодых студента, уже давно знавшие друг друга, решили объединить свои усилия по созданию новой живописи. Главной задачей художник считал достижение цветовой гармонии полотна с использованием контраста: фигуры персонажей окрашены в яркий пунцовый оттенок интенсивный цвет синего неба и зелёной травы находятся в контрасте с ними. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Такими и были его рисунки: чувственными, яркими, гармоничными. Он упрямо продолжал восславлять красоту и ценность жизни. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении.
Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. К тому же, фовизм — это динамика, контраст и эмоции. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. Он великолепный рисовальщик.
Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. В девяти картинах художника появляются эти существа, но эта является, вероятно, самой известной. В этот период из его работ постепенно уходит фигуративность ("С чёрной аркой"), он создаёт красочные картины, похожие на фотографические явления, запечатлённые в красках.
Столь контрастные отличия стали причиной того, что фовисты были объединены между собой короткое время (союз распался в 1908 году). Кажущаяся лёгкость, детская простота изображения добывались упорным, напряжённым трудом. Рука двигалась по бумаге или холсту безотчетно. Появление «диких» было откликом на социальный кризис общества.
Импульсивности, хаотичности, наивности в картинах Матисса было с самого начала очень мало. За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский. Использует различные манеры письма. По мнению фовистов предмет уже не играет той роли, как у прежних художников. Мечта о рае обернулась призрачностью (недаром в этом большом холсте есть нечто от сновидения) и разлетелась на осколки отдельных мотивов. В последовавших затем произведениях Матисс снова твердо стоит на земле. Тот, кто вначале показался пугающе чужим, обернулся своим.
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В ней принимают участие также и другие группы живописцев, в частности, объединение «Мост», супрематисты, кубисты. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники.
Недавний «зулус» стал в ряд классиков. Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник. В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Ведь «рисовать ножницами, врезаться прямо в цвет» — это ещё один способ находить идеальные соотношения цвета и линии на плоскости. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Какиего друг Пабло Пикассо (втворчестве которого специалисты выделяют бессчетное число периодов) Матисс никогда небыл приверженцем одного стиля или направления. Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета.
Подчас мастеру достаточно тонкого беглого контура, чтобы изображение обрело жизнь, «зазвучало». Художественные образы – это ряд ассоциаций, где главную роль играют формы и цвет. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо.
fauves). Матисса по праву считали главой фовистов. Но мастер не дает здесь глубину пространства в соответствии с математическими законами, а выписывает глубину лишь треугольниками незаполненного ковром пространства. Неоимпрессионисты не только максимально очистили палитру от грязи (Ван Гог тоже многому у них научился), но заботились о структурности живописи. Хорошо отправляться в благословенные края юга, но это не всегда возможно. «Откровение пришло комне сВостока».
О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. В мае того же года «Синий всадник» издаёт (и в ходе зондербундско-кёльнской выставки распространяет) альманах, в котором участники предлагают свои размышления об истории и развитии живописи.
В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски.
Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Летом 1904 Анри Матисс вместе с художниками-неоимпрессионистами П. Синьяком и Э. Кроссом едет на юг Франции, в Сен-Тропез художник начинает использовать технику дивизионизма – раздельных точечных мазков. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе.
Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Углы комнаты даёт другим цветом. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта.
Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. В их творчестве немаловажную роль сыграли учения Нитше и Шопенгауэра. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Цвет значим только в соотношении с соседним.
В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Щукин безраздельно доверял Матиссу. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже. До Матисса сочетание зелёного и синего не укладывалось в голове и такое сочетание цветов никогда не использовалось.
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Динамичность ого произведений — это динамичность того взгляда на мир, который свойствен человеку Запада. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования.
"Синий всадник" становится истинно международным сообществом. Но мастер не дает здесь глубину пространства в соответствии с математическими законами, а выписывает глубину лишь треугольниками незаполненного ковром пространства. На фоне общего праздничного настроения живописи фовистов полотна Руо поражают трагизмом.
В 1906 г. в парижской мастерской на улице Севр открылась школа Матисса. Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складываются в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский). В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. «Статуэтка и вазы на восточном ковре. Предшественников у мастеров авангардизма хватает.
Аполлинер уже в 1900 году говорил о нем как о «художнике-картезианце». Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27. Этапы творчества «Вид Коллиура» 1906 В 1902 -1904 гг.
Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Художники группы "Мост" не находили признания у зрителей.
Ответом сделались «Заметки живописца», один из лучших трактатов об искусстве, когда-либо написанных художниками. Но еще лучшим ответом оказались картины Матисса. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530). Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. ).
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. Культурное, рациональное «я» должно было быть исключено и нейтрализовано. Сами художники никогда не признавали этого эпитета. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше.
Главарь банды «дикарей», когда им занялись всерьез, оказался методическим умом, сторонником кропотливых предварительных разработок и точного расчета. Каждый мастер находил свои особые подходы, приемы и хитрости (как теоретические, так и практические), которые помогали интегрировать случай, бессмыслицу и подсознание в почитание абсолютной человечности. Щукин предоставил Матиссу возможность самовыражения. Картины на евангельские темы, обычно воспевающие величие духа, у Руо пронизаны щемящим чувством слабости и беззащитности человека. Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи.
В мае 1907 года он успешно выставляет работы в стиле фовизма в Салоне Независимых. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии.
Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. В программе «Моста» было много общего с французскимфовизмом.
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Кажущаяся лёгкость, детская простота изображения добывались упорным, напряжённым трудом.
«Вообразить мир таким, каким нам хочется» -- под этими словами Дерена могли бы подписаться многие художники, усвоившие открытия импрессионизма, но не удовлетворённые ими и стремившиеся к самовыражению. В исламском искусстве допустимы только орнаменты и каллиграфические надписи. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом.
Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. И вместе с тем, в его произведениях просматривалась строгость. Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. Случайное высказывание вошло в историю, закрепившись как название за течением. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка— их работы размещались только в одном зале (номер VII).
Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника. Они не принимали современной живописи их отталкивал и академический натурализм и поверхностный югендштиль. В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план. Анри Матисс.
Ведь «рисовать ножницами, врезаться прямо в цвет» — это ещё один способ находить идеальные соотношения цвета и линии на плоскости. Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595) и повторением классического академического рисунка. Сар Пеладан, поборник пошловатого мистицизма, объявил, что Матисс и его друзья не имеют ни малейшего уважения к правилам искусства и являются анархистами в живописи. Они поселились в прибрежных камышах со своими натурщицами, ходили обнаженными под летним солнцем, купались, отдавали дань Эроту, живя in unio mystica с природой. Матисс также был пассажиром в этом поезде и узнал, что его патрон едет тем же рейсом.
Колорит стал более насыщенным и светлым. У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии). В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». К. Малевич в определенный период своего творчества работал в духе кубофутуризма.
"Я не революционер по принципу", – сказал он однажды. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Программным произведением К. Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Подчас мастеру достаточно тонкого беглого контура, чтобы изображение обрело жизнь, «зазвучало».
Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки.
Он помещен между двумя работами его отца изображающих женщин, солидную – на высоком стуле и маленькую скульптуру чувственной, лежащей обнаженной. Такой, какой был у Матисса в его доме. Художники-фовисты не признавали никаких, прежде установленных европейской живописью законов: наложения светотени, перспективы, смягчения или сгущения цвета, а также рисунка как первоосновы для всей структуры картины. Для Матисса фовизм – свободный эксперимент с цветом и рисунком, а для Вламинка – «манера жить». В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре.
«Освобожденный» от копирования действительности, он превращается в средство передачи различными изобразительными образами непостижимого духовного начала мироздания, вечных «духовных сущностей», «космических сил». Ж. Помпиду, Париж). Это чувство — самое главное». В конце жизни Матиссу посчастливилось осуществить давнюю мечту о синтезе искусств: в 1951 г. была освящена Капелла чёток в городе Вансе (близ Ниццы), над которой он работал как архитектор, художник, витражист, мастер по металлу и керамист.
Брак работал наиболее тесно с художниками Раулем Дюфи и Отоном Фризом. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось.
Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Анри Матисс и Сергей Щукин. Он представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, архитектуру, музыку и танец. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном).
Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Тема панно — танец. На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Его работы кажутся незначительными, но это результат долгого изучения природных форм. Матисс же занял собственную позицию, став, по сути, предтечей «Модерновой революции». Именно он, этот мазок, перевернул представление о живописи.
В его творчестве присутствуют отголоски примитивизма и абстракции. Изысканная передача цвета и формы — вот визитная карточка знаменитого художника. манера письма и стиль художника сильно меняются. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией.
Матисс добивался чистоты чувств, характерных для детскогоунка или примитивного искусства. Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910).
В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Первая выставка объединения проходит 18 декабря 1911 года в мюнхенской галерее Танхаузер. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен).
Жорж Барк привез из поездки «по сезановским местам» пейзажи, созданные тем же способом, что и новые картины Пикассо. (В рецензии критика Луи Вокселя на выставку Брака впервые появилось слово кубизм). Брак хотел вернуть в современную живопись то, что она утратила после импрессионизма- ощущение плотности тел, наполненности объема. Спустя 2 года кубистические объекты Пикассо и Брака уже нельзя было назвать стабильными. Контуры в их картинах стали прерывистыми. Грани же представали не в положенных по законам перспективы ракурсах, а разворачивались в сторону зрителя. Большие цельные объемы стали распадаться на множество мелких. Зрителю давали возможность рассмотреть из чего состоит форма, «ощупать» ее глазами с разных сторон и даже увидеть один предмет сквозь другой. Эта стадия развития кубизма получила название Аналитического кубизма. В дробном ритме сечений уже едва можно было различить саму форму и тогда художники стали делать узнаваемыми некоторые детали, способные намекнуть на изображаемый предмет. Затем они начали вводить в полотна реальные предметы (коробочки, детали музыкальных инструментов и т. д. ) и материалы разной фактуры (бумага, дерево, ткань)Так кубизм подошел к следующему этапу-Синтетическому. Здесь образ уже не разлагается, а собирается, синтезируется из отдельных атрибутов, характерных деталей. Если в сезановский период кубизма были важны только форма и объем, то теперь важно было почувствовать именно разный качественный состав предметов. Эта черта еще ярче проявилась в овальных композициях. Их даже стали именовать рокайльным кубизмом. Некоторых художников кубистические эксперименты с формой постепенно привели к беспредметному, абстрактному искусству. Большинство художественных течений, возникших в начале 20 столетия, остались лишь краткими эпизодами в бурной биографии века. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Поэтическая простота пейзажей Альбера Марке (1875 -- 1947) выделяла его из фовистского окружения.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Революция 1917 года всё изменила. То же можно сказать и о графике.
о Матиссе заговорили все художественные критики Парижа в связи с выступлением фовистов. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Матисса не могло не задевать, когда его творчество объявлялось «продуктом теорий» (Андре Жид), «схемой некой теории» (Морис Дени), когда тот же Дени советовал ему вернуться к натуре и французской традиции, тогда как он и не думал отказываться ни от того, ни от другого.
Его модель Каролина Жобло (фр. Caroline Joblau) родила дочь Маргариту (1894—1982). Лето 1896 года он провёл на острове Бель-Иль у побережья Бретани, вместе с Эмилем Бери, соседом по лестничной площадке в Париже. Здесь Анри познакомился с художником из Австралии, Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена, коллекционером произведений Эмиля Бернара и Винсента ван Гога. На холсте хорошо заметна свобода в выборе цвета и красок — интенсивных, почти пламенеющих. «Радость жизни», написанная в разгар фовизма, своей аркадской темой и композиционными устоями воскрешает в памяти произведения Беллини, Джорджоне, Тициана, а чувственными текучими линиями напоминает о «Турецкой бане» Энгра. «Радость жизни» (какое матиссовское название. ) — поэтическое видение золотого века. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Было бы верхоглядством приклеивать к нему такой ярлык. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. Существуют лишь предположения искусствоведов. Фовизм (от фр.
(Donatello parmi les fauves). Эта «Розовая студия» была написана, когда Матисс вернулся из России. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Вместе с Кандинским у истоков объединения стоит Франц Марк.
Его полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Знаменитые панно «Музыка» и «Танец» — последняя работа находится в Зрмитаже — также были выполнены позаказу Щукина для его московского особняка. Он знакомился с художниками разных стран. Анри Эмиль Бенуа Матисс (фр. Henri mile Benot Matisse 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя)— 3 ноября 1954, Ницца, Франция)— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. В конце жизни Матиссу посчастливилось осуществить давнюю мечту о синтезе искусств: в 1951 г. была освящена Капелла чёток в городе Вансе (близ Ниццы), над которой он работал как архитектор, художник, витражист, мастер по металлу и керамист.
В первые годы XX в. Матисс познакомился и сблизился с Дереном, Руо, Вламинком и другими художниками, составившими впоследствии группу фовистов. Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник.
Но такие работы, как "Голубая обнаженная" – возможно, эпический образ творческого пути художника – были задуманы, чтобы существовать сами по себе, придавая основам эстетики Матисса эффект квинтэссенции. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Но этот художник – не рационалистический гуманист, а скорее читальный.
Миры, созданные фовистами, обладали яркой индивидуальностью. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Преподавание велось на некоммерческой основе. Ж. Помпиду). Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур (фр. Ecole Quentin de la Tour), где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1891 году он оставил юридическую практику и снова приехал в Париж, где поступил в Академию Жюлиана.
Анри учился у известного мастера салонного искусства, Виллиама Адольфа Бугро, готовясь к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств (фр. cole nationale suprieure des beaux-arts de Paris), куда, однако, не поступил. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств (англ. )русск. Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка. В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века. Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». Яркая индивидуальность мастера проявилась уже в его первых картинах (1899-1903).
Каждый гений проходит путь развития черезперемену стиля. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки. Идеи супрематизма так или иначе отражались в творчестве А. Экстер, Н. Удальцовой, И. Клюна, О. Розановой. В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом. Выполнима ли вообще эта задача.
Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера.
Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории. На лекции мы посмотрим на предшественников фовизма, обсудим самые знаменитые картины «диких», поговорим, почему критики увидели в «Радости жизни» Матисса «чистый акт живописи» и как фовизм связан с экспрессионизмом «Моста» и «Синего всадника». Фовизм, который давным-давно считался чем-то диким (фовизм — от фр. Существует музыкальный термин.
fauve — дикий) — направление во французской живописи конца XIX — начала XX века. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал собственный мир. Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити. Несмотря на сопротивление отца, Анри записался в школу рисунка в городе Тур, где готовили чертежников для работы в сфере текстильной промышленности.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Его искусство служит принципиально новым задачам (слово fauve, откоторого произошло название направления, впереводе сфранцузского— дикий, хищный). Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину».
А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Это чувство — самое главное».
Влияние голландского живописца проявляется и позже, в таких картинах, как «Интерьер» (1903-1904, там же) и «Жатва в грозу» (1906, там же), которые напоминают поздние пейзажи Ван Гога, написанные в Овер-сюр-Уаз. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм. В 1901 году, после недолгого лечения в Швейцарии, где он продолжал много работать, некоторое время Анри провел вместе с семьей у родителей в Боэн-ан-Вермандуа8.
Такой, какой был у Матисса в его доме. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти и французский критик Луи Воксель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves). Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов.
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Так, несколько карикатурный портрет «Папаши Бужю» (ок. (Натюрморт венецианской красной)» 1908 В 1908, когда Матисс создал эту картину, в Париже проходила выставка Восточного и мусульманского искусства, которое запрещает изображать лица людей, а также и животных. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году.
Их общение кардинальным образом повлияло на творчество художника и позднее он называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета (англ. )русск. Экспозиция фовистов была связана с третьем по счету Осенним салоном 1905 года. Оно само по себе обладало «безотчетной организованностью», оно было не смутно-бредовым, не бесформенным, не шаманским, а выстраивалось в стройный порядок гармоничных сновидений о реальности.
При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера.
Отношения между патроном и художником были очень доверительными, полными взаимопонимания. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». Острова природной чистоты, облагороженной чувством меры и утонченностью высокой культуры, возникают там и тогда, где и когда появляется художник, которому так видится мир.
Тема панно – танец. Писавшие о Матиссе гранды литературы и критики (среди прочих Л. Арагон и Р. Роллан) сумели превратить вчерашнего хулигана и дикаря в одного из полубогов прекрасной Франции. Ранее неизвестный фовизм вдруг обнаружил признаки вполне сложившегося течения. Холст, масло.
Ваза прикрыта изумрудным листком цветка. Более того, они пытались достигнуть своего идеала не только в искусстве, но и в жизни. Работая с моделью или с натурой, мастер стремился создать на полотне максимально обобщённый образ, который передавал бы самую сущность формы, её «знак», будь то рука, глаз или цветок. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх.
Другим выразительным средством в его картинах стала точно отработанная линия. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех».
Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. К концу 1900-х годов он выработал новое понимание роли искусства в современном мире. Панно- «Танец» и «Музыка». Художник совершил поездки в Африку, Алжир и Марокко, после поездок в его картинах появилась красочная декоративность, цветистые орнаменты арабских тканей. («Марокканка»). Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Пусть это будет мансарда художника. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе.
В 1908—1910 гг. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956). Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции.
Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. 1904 г. «Площадь в Сен-Тропе» – много света. Тоесть они имеют дело лишь «с облегченными знаками предметов». Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом. (фр. cole nationale suprieure des arts dcoratifs de Paris), где познакомился с юным Альбером Марке. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна.
Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. Несколько его ранних работ выполнено с использованием точечной манеры письма. Фовисты, являлись группой, которая включала Анри Матисса и Андре Дерена в частности.
Идея Осенних салонов, в свою очередь, возникла в противовес официозному Парижскому салону, как своеобразное продолжение политики Салона Независимых. Спокойствие духа царит в работах художника даже в трагические годы Второй мировой войны. Речь идет о фовизме. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. В этом они едины с другим художественным объединением – "Мост" (основанным несколькими годами ранее в Берлине и Дрездене). Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок.
После осознания в 1910-е гг. А что касается французской живописной традиции, разве чужда ей была яркость красок, если подняться до истоков этой традиции в средневековой миниатюре. Пусть это будет даже чрево гигантского современного города.
Осенью 1905г. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Картины Матисса украшали щукинский особняк и составляли единый ансамбль.
Родился в бедной многодетной семье. И конечно, здесь особенно благотворен был пример художников Востока. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках.
Фовисты меньше всего стремились теоретизировать. Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914).
В 1930 – 1940-е годы Брак писал натюрморты и композиции в интерьере иногда с музыкантами, натурщиками и художниками. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными.
Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Запомните своё первое впечатление. После «Радости жизни» Матисс не будет писать столь сложных многофигурных построений.
Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном.
Анри Матисс родился во Франции. Его отец мечтал видеть сына адвокатом. Принцип выражения преобладает над изображением. Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими. Очень распространены мотивы боли и крика. Безделушки на его комоде, блюдо с фруктами, занавес, столы и стулья – вполне достаточные поводы для того, чтобы насладиться прекрасным зрелищем и воплотить в живописи целую философию.
Более всего ему было близко графическое оформление поэтических произведений. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. При всей их необычности и пылкости они хранят в себе классическую основу. Он старательно и увлеченно, с полнейшей искренностью играл роль «культурного героя», то есть делал то же самое, что и Сезанн и Ван Гог.
Критики отмечали, что статуя в классическом стиле Возрождения, оказавшаяся в том же зале, что и картины всех этих художников, выглядела крайне наивно, словно «Донателло в окружении диких зверей». «Ярисую неженщину, ярисую картину». В ней он преподавал в 1908-1911 гг.
Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году. И хотя в Осеннем салоне 1905 года картины Матисса дальше всего расходились с прежними эстетическими представлениями и потому вызывали наибольшую неириязнь, кличка «дикий» меньше всего подходила к нему даже в годы фовизма. Слишком многое в личности Матисса противостояло фовистской инстинктивности. В 1908-1909 годах художник резко меняет манеру письма, перейдя к упрощённой, схематичной форме изображения. Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. Однако преувеличивать влияние Востока не стоит. les fauves).
В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи. Дополняет образ острота ритма. Он оставил свои подписи-арабески ради более жесткой, угловатой геометрии, опуская регулятор цвета на своей палитре до мрачного спектра серых, черных, коричневых тонов. Никакой другой художник, кроме Матисса не имел такого чувства цвета. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. В многозначности слова «жизнь» в тексте «Записок» исследователи охотно видят свидетельство Матиссова преклонения перед Анри Бергсоном, которого художник читал в течение всей жизни, как полагают, стремясь укрепиться в своем целостном и текучем восприятии мира.
Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Жорж Руо (1871 -- 1958) был одним из учеников Гюстава Моро и даже, по завещанию мастера, стал главным хранителем его коллекции, переданной Парижу. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне 1905 года. Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось).
Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40.
Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером. Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки. В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах.
Щукин весьма щедро заплатил Матиссу. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). 1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой.
На этом полотне очень важную роль играет цвет. Картины Амедео, выполненные в жанре ню, считаются жемчужиной его творческого наследия. Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне.
Так отвечал Матисс наобвинения внарушении пропорций или визлишней декоративности. В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер. Ему тоже было позволено (и даже предписано) воплощать в глазах критики и публики совершенную и гармоничную цивилизованность, которая способна прояснить и упорядочить даже самые хаотические субстанции реальности. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). В программе "Моста" было много общего с французским фовизмом. Матисса называли живописцем роскоши в мире, где царит нищета.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Экспрессионизм (от лат. Влияние древнерусской иконописи можно заметить взнаменитой картине «Стоящая Зора»— вытянутая фигура иабстрактный алый фон напоминают новгородские иконы.
Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Однако в этом вопросе не всё так однозначно.
Их первая встреча состоялась в Салоне Стайн на улице Рю де Флёрю в Париже, в котором Матисс регулярно выставлялся в течение года. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.
Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907 гг. ) сплотили тяготение к лапидарным образным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточном искусстве.
Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Не потому, что цвет мне не нравится, совсем напротив. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами.
Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе».
Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном. Бернхейм-Жён. Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета.
Работая с моделью или с натурой, мастер стремился создать на полотне максимально обобщённый образ, который передавал бы самую сущность формы, её «знак», будь то рука, глаз или цветок. «Арумы» — понимание полотна идёт от восточного иероглифа, по всему фону картины разбросаны завитушки – элементы восточного орнамента. Углы комнаты даёт другим цветом.
При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». В Осеннем салоне 1905 г. художник выставил виды Коллиура (местечка на Средиземноморском побережье, где он проводил лето с Матиссом) и автопортрет. Скромные пейзажи так завораживают спокойствием и лиризмом, что у видевших их под впечатлением от реальных видов -- моря, небесного простора, корабликов и лодок с цветными флажками -- сразу рождается мысль: «Как у Марке. ». В отличие от других фовистов этот художник не столько следовал воображению, сколько внимательно всматривался в действительность (излюбленной его натурой были доки и гавани). Это было время невероятно интенсивного внутреннего развития: новой угловатой геометрии и нового колорита с преобладанием жемчужно-серого и чёрного.
М. всегда восхищался творчеством Поля Гогена. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах.
Доминика и Девы Марии. Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм". «Мне стало неинтересно копировать предмет. В 1908 – 1914 Брак и Пикассо работали в тесном сотрудничестве, развивая принципы нового художественного направления. Созданный в загородном доме Матисса, этот холст изображает художника и его жену, разговаривающими в комнате с видом на сад. К тому времени Матисс великолепно умел достигать золотого равновесия ума и чувства. Осенний салон 1908 года, где Матисс развернул свою ретроспективную выставку, один из критиков назвал «салоном анархического искусства».
Картина входила в ансамбль Розовой гостиной в доме С. И. Щукина, для которой Матисс создал несколько работ одного формата, в том числе и «Красные рыбы». В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. Картины Матисса, действительно, казались современникам дикими: очищенная, пустая композиция, отсутствие деталей, какофония цвета Ното, что некогда было диким, оказало большое влияние надальнейшее развитие искусства. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Всё дело было в том, что Матисс искал своего патрона в 1-м классе, а Щукин ехал в третьем.
В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Они не встретились, хотя ехали одним поездом. По мнению фовистов предмет уже не играет той роли, как у прежних художников.
В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать. К случайным эффектам или впечатлениям апеллировали У. Тернер и О. Редон. «Нужно уметь сберечь свежесть детства в восприятии вещей, не утратить наивности», — сказал однажды Матисс.
Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Затем всё это органично перекликается с настоящими цветами и деревьями за окном.
Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста.
Выставленная "Скачущая лошадь" Кампендонка, скорее всего, навеяна творчеством Франца Марка (в частности, картиной "Большие синие лошади"), "Гроза" авторства Маке следует традициям Кандинского, который в свою очередь, представляет на суд ценителей живописи цветовые эксперименты"Композиция 5" и "Импровизация 22". Фовизм Анри Матисса — это чистый красный, желтый и синий, поскольку великий экспериментатор не хотел смешивать краски и создавать оттенки. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями. Для него наступает пора зрелости.
Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). Искусство стало отвлеченным. Особенного внимания заслуживал его мазок.
Все люди на картине находятся в неподвижности. Для работ Дерена характерны глубоко продуманные композиция и колорит, внимание к форме. Матисс как бы вознамерился привлечь вольные силы жизни к улучшению общественного бытия.
Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг). По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера.
Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое. Он постоянно варьировал густоту нанесения, бумага тут и там просвечивала через краску и цвет на картине будто «дышал». В 1903 г. он принял участие в первом Осеннем салоне — ежегодном смотре нового искусства. Этот подход для многих стал будто глотком свежего воздуха и многие с восторгом подхватили его. Смысл и пафос этой литературной акции живописца – похвалы порядку и ясности.
О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. Дерен же, хоть и был противоположностью собеседника, также считал, что реалистическая живопись уже в упадке, а будущее – за новым искусством. Но вскоре он увлёкся живописью. Вошедшие в экспозицию картины разных членов группы очень близки между собой. Венчает капеллу ажурный металлический крест.
В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. В России под названием «авангард» (авангардизм) объединялось несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм. А Матисс применил его и мы увидели, насколько это красиво и гармонично.
Он одним из первых начал изображать ню более реалистично в эмоциональном плане. Cлучайное высказывание закрепилось как название всего течения. Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема. Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. Известен он и как художник, выполнявший театральные декорации для балетов «Русских сезонов». 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
«Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905.
Это были Фриц Блейль, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф. «Отправная точка фовизма, — говорил позднее Матисс, — заключалась в том, чтобы способствовать возвращению к чистоте средств». Группа заявила о себе на парижских выставках 1905, 1906, 1907 гг. Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги и фрустрации, которые они передавали при помощи угловатых искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита. Вот таким образом не удивительно, что в своих первых работах он подражал их стилю.
В 1904 г. состоялась его первая персональная выставка, не принёсшая, впрочем, успеха. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Обнажённая натура в творчестве Модильяни — это не абстрактные, рафинированные образы, а реальные портретные изображения. То же можно сказать и о графике.
Испытание средств не может быть вечным. В 1910 г. М. Пехштайн, Э. Л. Кирхнер, Э. Хеккель и К. Шмидт-Роттлуфф вошли в "Новый Сецессион".
От «Радости жизни» идет нить к щукинским «Танцу» и «Музыке», к «Танцу» для Барнса, к одалискам двадцатых годов, наконец, к декупажам последнего десятилетия. И это завершение темы арабеска. Амедео Модильяни по праву считается певцом красоты обнажённого женского тела. Однако вскоре объединение распалось и творческие пути его участников разошлись. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур.
До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло.
Как-то, Сергей Щукин ехал на поезде в Ниццу. Ироническое прозвище les fauves (дикие) было дано современной критикой группе живописцев, выступивших в 1905 году в парижском Салоне независимых (А. Характерные особенности фовизма: предельно интенсивное звучание открытых цветов сопоставление контрастных хроматических плоскостей, заключенных в обобщенный контур сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.
Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков.
Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Итальянский Ренессанс и арс нова (северное Возрождение) привлекают меня совершенством линий и удивительной палитрой, нюансами религиозных и мифологических сюжетов и гармонией, которая отчетливо видна в Гентском алтаре братьев ван Эйк и Урбинском диптихе Пьеро делла Франческо. Хотя изображения получены с лодки, результат кажется довольно абстрактным а учитывая размер 99 футов – и внушительным. Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией.
Портрет жены художника поразил современников невиданными ранее резкими сочетаниями цветов — синего, красного и зелёного, — смелым построением форм. (Мадам Матисс). «Фовизм был для меня испытанием средств»— этим все сказано. Ковёр на этой картине – реальный. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения.
О живописи Матисса говорят, что она музыкальна. Сначала Анри начал копировать цветные открытки, это его так увлекло, что он решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур, где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1892 г. он приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. На выставке мусульманского искусства в Мюнхене в 1903 г. Матисс впервые познакомился с этим видом живописи, которая произвела на него сильное впечатление и дала направление дальнейшего развития его таланта. Дело не в том, что он был старше других. Визит Матисса был недолгим – всего две недели.
С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. А. Матисс «Музыка» (1910). На эти деньги художник смог прожить более 7 лет ни о чём не заботясь.
Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. О человеке, весьма одарённым музыкально говорят, что у него абсолютный слух. Дикари идиоты и шутники обыкновенно не настолько основательны в своих творческих методах. «Дикие» отказываются от атмосферных фантасмагорий и превозносят полнозвучность поверхности и чистоту красок.
Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап.
В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму. по заказу русского коллекционера С. И. Щукина Матисс выполнил два декоративных панно для его московского особняка — «Танец» и «Музыка». Художник совершил поездки в Африку, Алжир и Марокко, после поездок в его картинах появилась красочная декоративность, цветистые орнаменты арабских тканей. («Марокканка»). Так и случилось. 260 х 389 см. Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич.
Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Запомните своё первое впечатление. Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма.
Техника и тёплая световая гамма в картинах Модильяни «оживляет» его полотна. Самым первым «идеальным» покровителем Матисса, человеком, который принял все его идеи, был московский коллекционер Сергей Щукин. Стиль живописи художника Анри Матисса был разным как и его жизнь. Его рисунки пером просты и изысканны.
Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла".
Отблески этого видения до самого конца будут возникать в творчестве мастера. 1900, Париж, Нац.
Он как бы забывал о том, что он умеет. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное». Авангардизм двадцатого столетия неустанно занимался ею в течение многих десятилетий. Матисса называли живописцем роскоши в мире, где царит нищета.
Критик Леон Воксель, увидев в зале полотна Матисса и его единомышленников вокруг классицистической статуэтки, произнес: «Донателло среди диких зверей». О цвете я не говорю. Направление, в котором работал Модильяни, традиционно относят к экспрессионизму. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Фовизм (от фр. «Арумы ирисы и мимоза (Голубая ваза с цветами на синей скатерти)» 1913. Художники стали искать новые подходы, пробовать новые стили изображения. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. В методичности их мозаичных построений заключалась, пусть довольно механическая, гарантия стабильности, жизненно важная для Матисса в «антистабильные» периоды 1898—1900 и 1905— 1906 годов. Осенний салон 1905 года сделал Матисса центром внимания всего художественного Парижа, а следовательно и всей европейской художественной общественности.
Основоположником этого течения в живописи стал В. Кандинский. Осенний салон 1905 года (членом жюри которого в числе прочих, был и Василй Кандинский) открылся в Большом дворце. В 1910 он ездил в Мюнхен на выставку исламского искусства, затем посетил Испанию с целью обнаружить там следы влияния Востока. П. Пикассо показал друзьям свое незаконченное полотно «Авиньонские девицы». Он отверг иллюзорную трехмерность, перспективу, светотень. Поверхность большой картины- и фон и тела пяти бнаженных женщин-была рассечена на геометрические сегменты. Пикассо в своих работах дробил предметы и фигуры на составные части, упрощал их до строгих геометрических форм: кубов, конусов, цилиндров. В 1908г. На первый взгляд, его картины, кажется, похожи на набросок, где поверхность покрыта большими плоскостями благородного яркого цвета. Большие художники не умещаются в узких рамках направлений, которым сами дали жизнь. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все.
Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Этот период его творчества является переходным от импрессионизма к фовизму.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. В частности, его палитра сильно светлеет, появляется своеобразная техника импрессионистского мазка.