1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Мая. 1876. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. Он добился поставленной цели — чувства «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он позднее рассказывал художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, — причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой. Я. Дервиз с ребенком», 1888-89 «Мика Морозов», 1901 оба — Третьяковская галерея).
Мазини» (1890), «К. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893. Из более поздних портретов Серова выделяется портрет О. К. Орловой. мастерство Серова-портретиста достигла апогея.
А. Коровин» (1891), «Ф. Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона. Равноправным видом творчества постоянно пребывал у мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась в его творчестве с 1895, когда Серов исполнил цикл зарисовок животных, работая над иллюстрированием басен И. А. Крылова). Фигура приобрела неестественность и угловатость.
Серов изучал материалы о Петре, литературу, посещал лекции историка Ключевского. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Начало систематических занятий с И. Е.
И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января.
Возвращение в Москву. Художник, по рассказам дочери, работал над портретами с творческим горением. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома».
Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Петр I Портрет Г. Л. Он был слишком правдив». Поездка в Париж. Бакстом в Грецию и на Крит.
Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. С 1899 года В. А. Серов работал над иллюстрациями к книгамКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц) средство информации. Она умерла в 32 года от воспаления легких.
Таманьо» (1891), «Н. Продолжение занятий с Репиным. 1880. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. : культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы («М. Возвращение в Россию.
Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Родители были всецело поглощены творчеством и общественной деятельностью, вот таким образом у ребенка с юных лет в характере формировались замкнутость и угрюмость.
Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»9 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи.
1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Впечатление спонтанного, легкого артистизма усиливалось в образах Серова и потому, что он свободно работал в самых различных техниках (акварель, гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще на нет различие между этюдом и картиной. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911.
Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. «Октябрь» (1895), «Баба в телеге» (1896), «Серый день» (1897), «Полосканье белья» (1901) и другие пейзажи насыщены большим настроением и чувством. Рождение дочери Натальи. 1909. Валентин Александрович Серов – прославленный русский художник и график, вошел в историю как изумительный мастер портретного жанра, автор бессмертного произведения «Девочка с персиками». Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр.
Обучение в гимназии К. И. Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения».
Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Получает звание академика живописи. 1899.
В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886. Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков.
В последующие годы Серовым были написаны «Сестры Боткины», портрет Мики Морозова, также поражающие глубоким пониманием и точной передачей детского характера. В то же время появились его политические карикатуры «1905 год: После усмирения», «1905 год. Поездка в Мюнхен и Голландию. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Смерть отца. 1872.
Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми.
Портрет И. И. Домотканово, 1904 обе работы – Третьяковская галерея). Л. Гиршман», темпера, 1907 «В. Коровина. 1892.
В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Похоронен на Донском кладбище в Москве. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г.
На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). и жанром («Заросший пруд. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»15.
В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. Он рос и воспитывался в среде людей, живших художественными и музыкальными интересами. Репин писал о Серове: «Он не терпел в себе и в других ни малейшего избитого места: ни в движениях, ни в разговоре, ни в живописи, ни в сочинении, ни в позах своих портретов». 1893 год— Конец предыдущего года и первая половина текущего прошла в неоднократных сеансах позирования членов царской семьи для семейного портрета Александра III были написаны портреты его детей. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы».
Официальное оформление выхода из Академии художеств. Отталкиваясь от достижений Репина, Серов продолжал и развивал его традиции. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Валентин Серов родился в артистической семье.
В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи20. Переезд с матерью в Киев. 1878. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино17. В светском портрете нарастают черты иронического сарказма («Княгиня О. К. Орлова», 1911, там же).
В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Так началась целая серия портретов императорской семьи. Над этими иллюстрациями художник проработал пятнадцать лет, начиная с 1895 года. В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания.
за этюд с натуры». Встречается с Л. Н. Творчество художника виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. И. Репина, дочь художника) (1892) и другие. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом.
Большой художественный интерес представляют его иллюстрации к басням Крылова. Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Поездка в Рим и Париж. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится.
18 февраля вместе с В. Д. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. С. Мамонтова), а в 1888 году вторую свою значительную картину — «Девушка, освещенная солнцем» (М. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова.
Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. После усмирения» — Третьяковская галерея, темпера «Солдатушки, бравы ребятушки. » — Русский музей). На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888).
Избран действительным членом Академии художеств. 1904. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Но его талант распространился далеко за рамки портретной живописи, оставив в наследие лучшие образцы пейзажной, анималистической исторической и мифологической живописи, книжной иллюстрации. Домотканово», 1904 обе — Третьяковская галерея). Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника (оформление оперы Юдифь А. Н. Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907 эскизы занавеса к балету Шехеразада на музыку Н. А. Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С. П. Дягилева, 1910 – 1911).
Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. "Октябрь. заменялся кодексом.
Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году». Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью. Остроуховым, М. С. Он независимо от литературного образа создавал свой собственный мир животных. О. Гиршман», 1910-1911 все — Третьяковская галерея «Ида Рубинштейн», темпера, уголь, 1910, Русский музей) живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова — темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют.
Был членом «Товарищества передвижников» и объединения «Мир искусства». Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. Присущий манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах (Заросший пруд. в зеркале у края холста).
Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Рождение сына Александра. 1894. Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве.
1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Стиль: реализм, неоклассицизм. Виды на урожай 1906 года», картины «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. ». Серов быстро выдвинулся в ряд лучших портретистов России, проницательно заостряя самые характерные черты модели и добиваясь предельной живости световоздушной и цветовой среды. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь».
Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские (Н. Я. Дервиз с ребенком, 1888 – 1889 Мика Морозов, 1901 оба портрета – Третьяковская галерея) либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890 К. А. Коровин, 1891 Ф. Таманьо, 1891 Н. А. Лесков, 1894 все – там же), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. Затем Серовы обосновались в Москве. 1891. («Н.
1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман). 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался.
В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене8. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет.
за этюд с натуры». Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Художник, штампующий свои отдельные удачно найденные приемы, перестает развиваться и быстро надоедает зрителю. Знакомство с семьей Мамонтовых. Репиным.
И. Шаляпин», уголь, мел, 1905 «Г. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Вот таким образом меня и обвиняют, будто мои портреты иногда смахивают на карикатуры». потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э. ), со 2-4 вв.
Он также увлеченно пишет детские портреты. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Знакомство с А. Н. Поездка с Л. С.
Обычно Серов подолгу трудился над портретами иназначал натурщикам множество сеансов, однако сцарем художнику удалось встретиться лишь единожды. Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье». Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. И. Репина, дочь художника) (1884) или более позднее его произведение «Осенний букет» (В. Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871.
Позднее, когда в среде художественной интеллигенции слово «реалист» стало почти бранным словом, Серов не стеснялся говорить: «Я извините за выражение, все-таки реалист». После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900. 1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Это наполняет картину теплом домашнего уюта.
Очень достоверно передана обстановка комнаты. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки.
Особым почетом в семье пользовались музыканты и композиторы так называемой «Могучей кучки» (Мусоргский, Бородин и др. ). Хотя Серов и находился в дружеских отношениях с художниками объединения «Мир искусства» известными своеобразными иллюстраторами старины, главным образом дворянского быта и культуры XVIII века, но его подход, его отношение к исторической иллюстрации было принципиально иным. С тех пор мальчик больше проводил времени либо за рисованием, либо в компании художника Репина.
По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный» и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Особую главу Валентина Александровича составляют произведения «деревенского Серова» — этюды и картины с сельским пейзажемПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. На картине «Дети» (1889 г. ) изображены два его сына, которые охотно позировали отцу.
Коровиным. Н. Ермолова», 1905 «Ф. и Ю. С. В 1900-е гг. Демократические убеждения Серова чётко проявились во время революции 1905-1907 годов: он изобразил ряд сатирических фигур, которые разоблачали карателей.
Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму».
Валентин Серов родился в 1865 году в семье талантливого композитора известного музыкального критика, Александра Николаевича Серова и его ученицы, пианистки Валентины Семеновны Серовой (в девичестве Бергман). Баба с лошадью, 1898 Стригуны на водопое. Серов создал яркие образы (типы) людей исторически неповторимых, людей своего времени — деятелей культуры, буржуа, чиновников и др. - Автор многочисленных портретов, Серов никогда не повторялся, он всегда искал нового живописного выражения образа человека и всегда находил это выражение.
Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигла особой непринужденности в женских и детских портретахПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. В своих исторических картинах Серов развивал и сохранял традиции реалистической живописи. Серов — не импрессионист и не «мирискуссник»: он продолжатель лучших реалистических традиций передвижников и в первую очередь традиции Репина.
При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров». Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага. Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. Машков и др. Они предназначались для дальнейшего написания семейного портрета императора. Над образом Александра III Серов работал пофотографии. После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие.
Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок «1905 год. Гиршман. 1908. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей.
Заказывают у него портреты и другие известные личности: князья Юсуповы (1893), мультимиллионер Морозов (1902), банкир Гиршман (1911). Серов в своих исторических зарисовках не отказывается от правдивой индивидуальной характеристики героев, а ведь в иллюстрациях типичных представителей «Мира искусства» отказ от конкретных, правдивых социальных характеристик образов исторических личностей был принципом, творческой установкой. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Среди шедевров «светского» Серова – Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон (позднее – князь Юсупов), 1903, Русский музей Г. Л. Гиршман, 1907 В. О. Гиршман, 1911 И. А. Морозов, 1910 Княгиня О. К. Орлова, 1911 все – там же).
Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства».
Домотканово". 1896. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Написанная темперой работа «Петр I» (1907) — лучшее произведение Серова на эту тему.
1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г.
Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Его отец был композитором и музыкальным критиком, а мать — выдающейся пианисткой. Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. В феврале родилась дочь Ольга. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Первоначально в Древнем Риме слово imperium обозначало верховную власть (военную, судебную, административную), которой обладали высшие магистраты — консулы, преторы, диктаторы и др. В угоду новым исканиям Серов отказывается от спокойной, плавной линии, предметы обстановки вкомпанованы в картину отдельными частями (стул, стол, рамы картины). Поездка в Париж. 1907. Далее, он практически стал членом семьи Репиных.
Рождение сына Георгия. 1895. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы.
Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора.
Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи. Бенуа вынужден был признать, что «он весь захвачен личностями героев».
Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Появление в свет портретов «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888) произвело революцию в живописи, где в то время царствовал мрачный реализм с преобладанием меланхоличных и темных красок. Наезжал в Абрамцево.
Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. С. Лесков» (1894 все — там же) — люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». В 1900 году он написал портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года — Третьяковская галерея) самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императораИмператор (латинское imperator — повелитель) — монархический титул.
Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). Серов внимательно изучал зверей их повадки. Становится членом "Мира искусства". Избран членом ТПХВ. Это случилось в 1871 году. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г.
Переезд с матерью в Париж. Портрет великого князя Павла Александровича. 1898. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир человека, создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи. Став свидетелем расстрела рабочих во время революции 1905 года, Серов в знак протеста вышел из состава членов Академии художеств.
Орловой. "Девочка с персиками". 1888. Он пишет декоративные картины-панно на античные темы (Одиссей и Навзикая, Похищение Европы обе картины – 1910, варианты в разных собраниях). Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Портрет O. K. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Тончайшее мастерство, растущее с годами, органически сочетается тут с простотой мотива, тоже возрастающей, так что в итоге скромные, серенькие будни природы и человека оказываются воплощением Искусства как такового, причем самой чистой пробы.
Живет с матерью в Мюнхене. Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене.
Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила. Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. «Портрет Портретыч», как ласково называл свои работы автор, не только талантливо воссоздает внешний облик, но и передает внутренний мир изображаемой личности, чем привлекает ценителей настоящего искусства.
Задачи, поставленные Серовым, принципиально те же, что и в произведениях Репина этих лет, например «Стрекоза» (В. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии.
Портреты Ермоловой, Горького. 1906. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Выходит из ТПХВ.
Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Получилось неспокойное, как бы нервное композиционное построение. От нее веет здоровьем, безмятежностью. Ее организовали разночинцы. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось.
Он дает правдивый образ великого преобразователя. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Поездка в Германию. 1903. На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье.
В начале XX века, у Серова был стилистический переломный момент: из его работ исчезли черты импрессионизма и развился модернистский стиль, но присущее ему истинное и реалистичное понимание характера объектов изображения осталось постоянным. Домотканово, 1888, Третьяковская галерея Зимой, 1898, Русский музей, Петербург В деревне. о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера «Петр I», 1907, Третьяковская галерея). Женитьба на О. Ф. Здесь налицо влияние тех исканий, которые порождали так называемый стиль модерн. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая.
Домотканово», 1895 обе — там же «Зимой», 1898, Русский музей «В деревне. К концу лета наконец-то был окончен портрет отца, а также выполнено несколько заказов, в том числе для реформатской церкви на Большой Морской улице в Петербурге был написан портрет пастора Дальтона, а затем в Домотканово был завершён портрет хозяйки имения Н. Я. Дервиз. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное».
Таковы лучшие рисунки к басням: «Ворона и Лисица», «Волк и Журавль», «Обоз», «Квартет», «Крестьянин и Разбойник», «Тришкин кафтан», «Ворона», «Лев и Волк» и другие. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. В портрете Гиршман мастерство Серова проявилось с исключительным блеском. С детства он был окружен неординарными и одаренными людьми из самых разных социальных слоев – художниками, музыкантами, писателями и учеными.
Портреты Ф. Таманьо, К. А. Там состоялась судьбоносная встреча Серова с художником И. Е. Серов был страстным любителем животных. Жил в Петербурге и Москве. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов.
Бенуа. Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года Третьяковская галерея) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова.
Поездка в Вену и Италию с И. С. Избран действительным членом венского Сецессиона. Серов искал для своих зарисовок подходящие уголки природы, например ель для вороны из басни «Ворона и Лисица», кочки для басни «Волк и Журавль». В 1887 году Серов создает свой первый шедевр портрет-картину «Девочка с персиками» (В. На рубеже 19 – 20 вв. Таковы «А.
В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге. Серов стремился к тому, чтобы его искусство «мужик понимал, а не барин». В июне был отставлен от руководства попечительским советом Третьяковской галереи его друг И. С. Остроухов.
Я. Симанович). В 1874 – 1875 и 1878 – 1882 брал частные уроки у И. Е. Репина, оказавшего на него особое влияние посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880 – 1885). 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова.
Участие в Первой коллективной выставке произведений русских художников, организованной в Вене. В этих образах царит большой стиль модернаМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. Становится преподавателем МУЖВЗ. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи.
Художник становился все более замкнут, угрюм, резок в суждениях, вспыльчив. Еще – из 9 частных коллекций. Левитана. А в 1900-м он рисует портрет Николая II. Был написан портрет императора Николая II. 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки».
Знакомство с К. А. Серов Валентин Александрович – (1865 – 1911), русский художник (художник и график), представитель русского импрессионизма и модерна. Картина, написанная в 1895 году, впервые возвращается в Россию после того, как ее увезли во Францию в начале ХХ века. Желание писать «только отрадное» (о чем сам художник свидетельствовал в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, в 1887 году) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность — в особенности в годы революции и контрреволюции 1905-1907 годов, когда Серова мучительно гнетет «тупая мгла» «российского кошмара» (из письма О. Ф. Серовой, 1907). Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет.
Первые значительные произведения Валентина Серова («Девочка с персиками», 1887 «Девушка, освещенная солнцем», 1888 обе — Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова13.
Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. За 46 лет яркой и выразительной творческой жизни художник создал около двухсот великолепных неповторимых творений. Еще двадцатилетним юношей он писал: «Нравится мне тоже, что он не стоит за западное пошлое, бессодержательное направление искусства и громит его». Трубниковой (1865-1927).
Поездка в Крым и Сочи с В. Д. Репиным, который стал его главным учителем в жизни, обучившим основам мастерства, технике живописи и оказавшим огромное влияние на становление будущего живописца. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов.
Ученики-художники убедили солдат отдать им портрет и ученики принесли его художнику Нерадовскому, который его сохранил1415. Дервизом. 1885. Поездка с женой в Италию. 1905. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой10, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения11.
Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. Был написан портрет императора Николая II. Вдумчивый взгляд, напряженно сомкнутые губы, резкая игра света и тени передают непростой характер и творческое дерзновение будущего мастера. Сам Серов открытие фотографии не слишком жаловал.
Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Баба с лошадью», 1898 «Стригуны на водопое.
Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Рождение сына Антона. 1902. В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (М. Горький, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермолова, 1905 Ф. И. Шаляпин, уголь, мел, 1905 оба портрета – в Третьяковской галерее Ида Рубинштейн, темпера, уголь, 1910, Русский музей).
Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения. Родился сын Георгий. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года.
Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах («Великий князь Павел Александрович», 1897, Третьяковская галерея «Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов», 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Работа над полотном шла три месяца. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию.
В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова. В пейзажах Серов стремился показать характер русской природы, самой обычной и простой. Мамонтовыми. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте.
15 в. ) привело к резкому росту выпуска книг. В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909). В своих рисунках Серов награждает зверей собственной характеристикой художника. "Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд".
Поездка в Берлин и Париж. 1910. В их доме всегда было многолюдно, велись оживленные разговоры об искусстве интересные научные и культурные диспуты. Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д. Веласкеса). С заказами во дворце было покончено, а в семье Серовых к тому времени уже шестеро детей. Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников. Совмещение карьеры и семьи проходило не так успешно.
Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Домотканово», 1888 «Октябрь. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. В обстановке разложения и распада в кругу буржуазной художественной интеллигенции Серов сохранял свою реалистическую линию. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке.
В 1893-м художником были созданы портреты дочерей Александра III Ольги и Ксении. Ей за помощь и содействие большое спасибо. Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге).
В портрете Г. Л. Гиршман каждый предмет живет и сам человек становится красивым предметом. Рождение сына Михаила. 1897.