В своей поздней картине «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» художник изобразил великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Из Красноярска Суриков привезёт «Взятие снежного городка». В детстве Суриков не раз наблюдал казни на Острожной площади (она была между домом Суриковых и уездным училищем, где сейчас стадион «Локомотив») и впоследствии вспоминал: «Какие люди были, сто плетей выдерживали, не крикнув». Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение.
Полотно «Меншиков в Березове» приобрел Павел Третьяков — так у Сурикова появились деньги для поездки в Европу. Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах. Остальные стрельцы ожидают своей очереди.
Прасковья Фёдоровна с тремя детьми перебирается обратно в Красноярск. Суриков изображает стрельца со спины, чтобы не показывать зрителю его лица – лица смертника. По именам их знали: какой – Мишка, какой – Сашка. Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). Так, для написания картины «Переход Суворова через Альпы» Суриков посетил Швейцарию. Одновременно с «Меньшиковым в Березове» художник начал делать эскизы «Боярыни Морозовой».
Контраст низкой избы и громадной фигуры Меншикова подчеркивает величие его образа и душевное состояние узника, заключенного в тюрьму. Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. Прекрасно и подробно расписана разномастная толпа зрителей. Для этого он много путешествовал по России и европейским странам. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум.
Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. Палачей дети любили. Его супруге было всего 30 лет.
В детстве Суриков ходил вместе с друзьями наблюдать за казнью преступников. Страсти разгорались. Рубахи у них красные, порты широкие. Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами. И все это происходит на фоне могучего и зловещего пейзажа Москвы.
Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. Картины Василия Сурикова этого периода тоже относятся к исторической тематике. В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Суриков с упоением работал над «Боярыней Морозовой», а затем решил отправиться со всей семьёй на родину, показать жене и дочкам Сибирь, Красноярск и своих родных.
Над каждой своей большой картиной Суриков работал по несколько лет. В 1874 году Суриков написал первую историческую картину — «Княжий суд», а год спустя дипломное полотно «Апостол Павел объясняет догмат веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Береники», выдержанные в академических канонах. Биография Сурикова и будет представлена ниже.
Безнадежно больная, хрупкая, сломленная горем несостоявшаяся невеста царя Мария доверчиво прильнула к отцу, словно ища у него защиты. У них родились две дочери: Ольга и Елена. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа.
Феодосия Прокопьевна Морозова не приняла церковную реформу, начатую патриархом Никоном, примкнула к старообрядцам (они защищали принятое до реформы нанесение крестного знамения двумя перстами и ряд других традиций), привечала их в своём доме, переписывалась с протопопом Аввакумом, который отозвался о ней: «Персты твои тонкостны, очи твои молниеносны, кидаешься ты на врага, аки лев». Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве. Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты.
Скорее восторг. – так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. И появился мальчик, который с детства тянулся к рисованию. Я вам всё о себе расскажу по порядку.
В итоге прототипом боярыни Морозовой стала Авдотья Торгошина — тетка художника. В центре картины стрельцы, восставшие против Петра и ведомые теперь на казнь. Он давал ему копировать работы старых мастеров. В честь двоюродного деда живописца был назван Атаманский остров на Енисее. Суриков больше никогда не женится, а из его картин надолго исчезнут женские образы.
Многих такой подход шокировал. Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей. С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. В середине декабря 1868 года Суриков отправился из Красноярска в Петербург.
Московский период жизни сделался поворотным в жизни живописца. Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. Где-нибудь на площади или на берегу реки строили из снега крепость, невысокую стену с зубцами, воротами.
Он верил в своих солдат, а солдаты верили в своего гениального полководца. Очень дорогой художник, знающий себе цену. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей. В семье Суриковых было четверо детей: Елизавета (дочь Ивана Васильевича от первого брака), Екатерина, Василий и Александр. 000 рублей) и «Боярыню Морозову» (15. 000).
Особенно Василий Блаженный: все он мне кровавым казался. К петровским временам художник Василий Суриков обращается и в 1881 году. Нервы все выдерживали. По возвращении на родину Суриков приступил к созданию нового исторического полотна «Боярыня Морозова», посвященного трагическому эпизоду русской истории — расколу русской Церкви в середине XVII века. Боярыня Морозова отказалась от участия в мероприятиях царского двора, заявила о себе как о стороннице «старой веры».
Правда исторической панорамы становится откровением. Однажды Суриков нарисовал на одном из официальных документов муху. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим. Суриков был похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище. В Академии Сурикова прозвали «композитором»: в своих работах он считал главным композицию.
Прототипами героев полотна послужили родственники Сурикова и другие жители Красноярска. Приготовления к казни закончены. С 1877 В. И. Суриков жил в Москве. А возле ямы страж ходит. Но Суворов сказал: «Где пройдёт олень, там пройдёт русский солдат.
Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. Он рисует такую сильную личность, как Емельян Пугачев, перед казнью, в клетке. Цветовое оформление по-прежнему остается важнейшей составляющей мастерства Сурикова. Везут. » Мы все на площадь бежим за колесницей. Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. На этот раз его попытка завершилась успешно.
Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти. В 1891 году он написал новую большую картину, на этот раз не на исторический, а на современный сюжет — «Взятие снежного городка». Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Две картины приобрёл у Сурикова царь (за «Покорение Сибири Ермаком» он заплатил 40. 000 рублей). Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. Таково было его желание правды, а не виртуозной фантастики. В одном персонаже он узнавал деда, в другом дядю, в третьем соседа или знакомого.
Никаких условий для этого не было. Все получалось не то, не так. Стрельцы погружены в себя, будто окаменели. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. Раскольников стали преследовать.
Прототипов для героев своих произведений он часто подбирал среди своих родных и знакомых хотя подчас находил их и совсем случайно. Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. В 1864 он поступил на службу писцом в Енисейское губернское управление. Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» стала результатом поездок Сурикова в Сибирь.
Свой собственный стиль Суриков обрел лишь после переезда в Москву в 1876 году. Он подумал о сильном человеке, взлетевшем на вершину власти и все утратившем. Высоко ценил творчество Сурикова П. М.
Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. На XV Передвижной выставке работа Сурикова вызвала неоднозначные оценки. Но именно так навсегда вошел в историю искусства этот художник. Среди наиболее известных картин художника: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» и др. Он часто покупал картины мастера. В последующие годы художник написал еще несколько масштабных полотен — «Покорение Сибири Ермаком» (1895), написанное с убедительностью очевидца, озорной и дерзкий «Переход Суворова через Альпы» (1899), былинный и напевный «Степан Разин» (1910). Они также попались на глаза губернатору края – Замятину. Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности.
Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище. По приказу царя Никон велел исправить тексты церковных книг по греческим образцам и заново их перепечатать. После окончания картины «Утро стрелецкой казни» (1881 г. ) Суриков пишет картину «Меншиков в Берёзове», где показывает некогда всесильного светлейшего князя Александра Меншикова в сибирской ссылке с семьёй. Неизвестно, как бы он отнёсся к идее экспроприации, ведь он был довольно консервативен.
В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Так же смелы и суриковские стрельцы. Там на кобыле наказывали плетьми. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург). Готовую картину художник представлял на выставке передвижников (он сам был долгое время членом Товарищества передвижных художественных выставок), продавал и на деньги, полученные за большую картину, мог жить несколько лет (всего таких картин им за всю его творческую карьеру было продано семь).
Следующая картина была написана только в 1891 году, это была Взятие снежного городка. Саша Суриков родился в 1856 г. в Сухом Бузиме, а в 1859 г. умер Иван Васильевич. Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах.
Жил он у своей двоюродной тети и крестной О. М. Дурандиной. Умирает его жена. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве.
Некоторые сравнивали картину с пестрым персидским ковром. Како крестишься и како молитву творишь. Однако поступить в Академию Суриков не смог.
«В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». В то время Спиридонову было 82 года. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова. Мать с сыном и остальными детьми возвращается в Красноярск. Несколько позднее были созданы картины «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова». В 1899—1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого.
Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. Церковь раскололась. 1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее. (1) Феодосия Морозова.
Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. Суриковы же являлись старожилами Красноярска. Суриков изобразил заседания первых четырёх Вселенских соборов. Выделяются они и своим душевным состоянием.
Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи. В 1854 И. В. Сурикова перевели на службу в акцизное управление в с. Сухой Бузим (в настоящее время – с. Сухобузимское Красноярского края расположено в 70 км к северо-востоку от Красноярска). Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка. Болезнь настигла её уже после возвращения в Москву.
В мае-июле 1869 усиленно занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художников и в августе 1869 все же стал вольнослушателем Академии (в августе 1870 был принят в число действительных слушателей). Он так и не смог исцелиться и умер в Москве в марте 1916 года. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. За годы обучения Суриков получил несколько денежных премий и четыре серебряные медали. Каждый персонаж оценивает боярыню по-своему. Впоследствии он будет винить себя за самонадеянность. Он знаменит также своими портретами.
В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). Известно, что художник происходил из казачьего рода. В 1914-15 годах художник начал болеть и переехал на лечение в Крым.
На эту идею его натолкнула тесная крестьянская изба. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом.
Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. С лета 1889 до осени 1890 он жил с дочерьми в Красноярске. Меншиков сидит у стола.
Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви. Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887 обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. Работа над этой картиной растянулась на несколько лет. В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). Третьяков, который приобрёл за большие деньги несколько картин художника, включая «Утро стрелецкой казни» (8.
Сидят они в яме, цепями прикованные. Вскоре после окончания Академии художеств Суриков женился, а затем переехал жить в Москву. Он ехал с обозом Кузнецова, вот таким образом дорога заняла два месяца. Талант «художника» был оценен. Его картины грандиозны не только по замыслу, но и по размеру («Боярыня Морозова» 3х6 метров, «Переход Суворова» — 5х4).
А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии. Биография Сурикова неотъемлема от истории России. В его творчестве – повелительная убежденность галлюцината. Без всякого заказа и чьей-либо материальной помощи Суриков приступил к созданию большого исторического полотна «Утро стрелецкой казни» (1881), ставшего первым в ряду картин, прославивших его имя и определившим основное направление его дальнейшего творчества: изображение русского народа в драматические минуты его истории.
Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. (16) Икона «Богоматерь Умиление».
– Довольно прижимистый при жизни. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Низкая бревенчатая изба. Через год после этого он женился на Елизавете Шаре, внучке декабриста Свистунова. Близко к отцу сидит и сын, с болезненным лицом, на котором застыло выражение недетской горечи и печали о несбывшихся надеждах. После смерти отца, Сурикову пришлось работать писцом. После смерти отца мальчик подрабатывал писарем в канцелярии, но рисовал в часы досуга. Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума.
Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»3. Учился В. И. Суриков успешно, получал медали, премии и стипендии. Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903–1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Начались месяцы скучной канцелярской работы. Юноша устроился канцелярским писцом в Енисейское общее губернское управление, об этом времени он вспоминал: «Очень я по искусству тосковал».
Бывало идем мы, дети из училища, кричат: «Везут. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. Суриков чувствует себя здесь очень уютно, восхищается архитектурой города. Участвовал в росписи фресок в храме Христа Спасителя. В 1861 Василий Суриков окончил Красноярское уездное училище с похвальным листом.
Гармонирует картина с пейзажем, светом и архитектурными деталями. Но буквально через год отец художника скоропостижно умирает от туберкулеза. Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца. Окрыленный успехом, художник немедленно приступил к работе над новой картиной — «Меншиков в Березове» (1883).
В 1887 году художника постигло большое личное горе — он потерял жену. Суриков подхватил эту мысль. Художник оставил занятия живописью и отправился на родину, в Сибирь, где прожил целый год. Художник изобразил Красную площадь, молодого Петра I в окружении бояр, друзей и солдат-преображенцев. (8) Церковь. В 1858 Василий Суриков начал обучение в уездном училище.
Проникнутая атмосферой праздника, эта картина стала исключением в творчестве Сурикова. Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. Вот боярыня и просит его:Миленький.
И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. Москва, XVII век. Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. В 1878 он женился на петербурженке Елизавете Августовне Шаре, отец которой был французом. Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск). дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887 обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы.
По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. В. Суриков. В этом городе родился будущий художник. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Это был его родной дед.
Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. Одной из главных картин Сурикова явилась «Боярыня Морозова». Реформа вызвала возмущение – в ней видели измену старине, покушение на национальный характер религии. Думал, так моя жизнь и пропадёт вместе со мною. Да так искусно, что губернатор П. Н. Замятнин, к которому попал документ, пытался эту муху убить и не мог поверить, что она нарисованная. При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884).
В. И. Сурикова. Тут и остяки и вогулы и сами татары. И ужаса никакого не было.
В 1887 году Суриков завершил работу над одним из самых известных своих произведений — «Боярыня Морозова». Тогда все сбивалось в кучу. Это известная с семнадцатого века семья. Все это виртуозно сочетается с красочной выразительностью деталей.
При изучении истории он обнаружил, что ему близки и понятны герои русского XVII века. Но большая часть людей глядит на боярыню с сочувствием. К таинственной затворнической жизни аристократок высшего сословия художник обращается в «Посещении царевной женского монастыря». И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца.
Мы на палачей как на героев смотрели. Сурикова Ольга Строганова. В настоящее время – это детская художественная школа им. В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые. Дипломная картина художника, посвященная эпизоду из жития апостола Павла, уже несла элементы будущих драматических столкновений разных исторических лиц. Биография Сурикова как художника решилась в этот момент. А где не пройдёт олень, всё равно пройдёт русский солдат».
Но никак не удавался главный образ – самой боярыни. Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить. Результатом стало полотно «Утро стрелецкой казни». Василий Суриков (1848-1916) – русский художник известный своими выдающимися картинами исторического жанра.
Работа продолжалась около двух лет. Его работы видели сотрудники. Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа. Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать. В 1859 умирает отец Сурикова и семья возвращается в Красноярск.
В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. Умер Суриков в Москве 6 (19) марта 1916. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Но проявил сибирский характер и не сдался. Регулярно приезжал он и в родные места.
Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. К таким картинам относятся «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы». Современники отнеслись к этому полотну восторженно, оно участвовало в Передвижной выставке.
Все это обливалось водой. Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. 6 марта 1916 года великого русского художника не стало.
Сам ведь я записывать не умею. Суриков изобразил в картине момент перед казнью. После этой работы о Сурикове заговорили как о живописце-историке. Первая большая картина молодого Сурикова, как громом поразившая публику — «Утро стрелецкой казни». Небольшую пенсию (около трёх рублей в месяц) получала Прасковья Фёдоровна как вдова чиновника.
Но интересовало её в жизни не это, а вопросы веры. – допрашивали ее увещатели. Там Василий оканчивает приходскую школу и поступает в уездное училище.
Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). Иногда персонаж находился случайно. О Сурикове хочется сказать: он вдохновенно-косноязычен. Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903 – 1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. В 1875 В. И. Суриков окончил Академию, получив звание классного художника первой степени.
О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души.
После продажи «Меншикова» Суриков с семьёй отправился за границу, эта поездка оказала благотворное влияние на Елизавету Августовну. Чиновник подал прошение в Императорскую Академию художеств о принятии юноши. Позже Суриков написал картину «Меншиков в Березове». И рядом стрелец с большой черной бородой и космами волос, закрывающими почти все лицо его ярость не выплескивается наружу, как у рыжебородого, но он также одержим ненавистью к Петру, тяжелой и глухой, подавляющей в нем все другие чувства. В 1888 году великий русский художник испытал одно из своих самых тяжёлых потрясений.
В 1884 – 1887 гг. И вот таким образом беспримерный переход через Альпы был совершён и русская армия была спасена. И получилось именно то, что он хотел. Одна молодая девушка кланяется Морозовой, другая в изумлении сложила на груди руки, горюет старуха в узорчатом платке, внимательно смотрит странник, осторожно выглядывает из толпы беглая монахиня, тянется за санями старуха-нищенка, а сидящий на снегу юродивый в знак солидарности с боярыней складывает пальцы в двоеперстие.
В дождливые дни он находился с семьей у станции Люблино. Солдатам, кажется, нет конца. После смерти жены Суриков уезжает с дочерьми в свой родной город, где создает картину «Взятие снежного городка». Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова.
Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. Впервые картину показали в 1883 году на XI выставке Товарищества передвижников. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой. Затем были работы – Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин.
Над воротами устанавливали снежные фигуры казаков, пеших и конных, с винтовками за плечами. Свободолюбивого художника тяготил постоянный контроль со стороны заказчиков и получив за «Вселенские соборы» огромные по тому времени деньги – 10. 000 рублей, он впоследствии больше на заказ никогда не работал. Каждого персонажа (а их были десятки и сотни) он писал с натуры, очень внимательно относясь к выбору натурщиков, особенно для главных персонажей (Морозова, Суворов, Разин). Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. Каменный храм построили в 1703 году. Она тоже была родом из казачьей станицы. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком.
После путешествия в Европу Суриков решает показать супруге свою родину. Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал.
В углу иконы, зажженные лампады. При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884). В 1898 году появился этюд, в котором современники видели прототипом Суворова преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря. В 1888 Елизавета Августовна умерла, что стало для Василия Ивановича тяжелейшим ударом. Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле).
Именно в это время Василий Иванович Суриков создает одну из своих самых значительных картин – «Утро стрелецкой казни». В глубокое, трудное раздумье погрузился странник – все они живут одними мыслями и чувствами с Морозовой, прощаются с ней, поклоняясь ее подвигу. Городок – старинная народная игра. И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна.
Первое большое историческое полотно Сурикова. Но его преследовали сердечные расстройства. У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке.
В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее). Усилия лучших медиков оказались тщетны. Всё это Суриков осознал, побывав в Петербурге и Москве. С первого раза поступить в Академию в апреле 1869 он не сумел. Еще одно большое историческое полотно.
С ранних лет он имел тягу к рисованию. Однако противникам его удалось взять верх. Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. После Петербурга Суриков оказался в Москве.
Похоронен В. И. Суриков в Москве на Ваганьковском кладбище. Эти люди готовы претерпеть жестокие муки и смерть ради того, что они считали правдой. Эшафот недалеко от училища был. Художественный критик Владимир Стасов расчувствовался перед полотном. Но консервативным преподавателям она не понравилась и золотой медали Суриков не получил. А тут всё-таки кое-что останется».
Значительное внимание он уделял композиции, за что приобрел от товарищей прозвище «Композитор». – Казни и телесные наказания на площадях публично происходили. Суриков писал ее кусками, выискивая натурщиков и нужные предметы.
Но обстоятельства оказались сильнее его. Как одному из лучших учеников, Академия дала Сурикову возможность получить заказ от казны — четыре масштабных картины (примерно 4х4 метра каждая) для грандиозного Храма Христа Спасителя в Москве. Со стороны отца и матери он принадлежал к старинным казачьим семьям. Там он внезапно задумался о ссылке князя Меньшикова. Исследователи биография Сурикова пишут о том, что он в 1877 году переехал жить в Москву.
Этот статус он сохранял за собой до конца жизни. Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. Художник Михаил Нестеров называл ее своей «самой любимой картиной Сурикова». Другой предок Сурикова служил сотником в Туруханске. Мы на них с удивлением смотрели – необыкновенные люди какие-то. Хохочет купец, ухмыляется священник в шубе с лисьим воротником (во время церковного раскола ожесточение с обеих сторон доходило до крайностей, что стало большой трагедией для русского народа), сурово смотрит учёный монах, глумится возница. Ехать нужно было долго, около полутора месяцев.
Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. И нелепым выглядит в этой темной избенке богатый парчовый наряд Александры, что еще более подчеркивает трагическую безысходность происходящего. В 1910 году художник путешествует по Испании. Но главный доход (десять рублей в месяц) приносила сдача квартирантам второго этажа, сами Суриковы размещались на первом этаже. Еле уговорил позировать, сидя на снегу.
Молодой Василий Иванович поступил в канцелярию писцом, чтобы помогать семье. А когда осталось их немногим более пятисот человек, порешил Ермак идти на Иртыш к столице хана Кучума – к городу Искер. Пришел ответ, что его могут зачислить без выплаты стипендии. «Нравы жестоки были, – рассказывал Суриков.
Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым. Жизнь в Москве стала особенным периодом жизни художника. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья.
Великий русский художник Василий Иванович Суриков (1848-1916) родился в Красноярске в семье губернского регистратора Ивана Васильевича Сурикова. Как я на Красную площадь пришел, все это у меня с сибирскими воспоминаниями связалось» (из книги Максимилиана Волошина «Суриков»). Вместо пышных театрализованных сцен на зрителя взирала беспощадная реальность прошлого. Потомок казаков – основателей Красноярска был и прост и велик одновременно. Православный человек и глубоко верующий.