Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Он изобразил своих старших сыновей. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов.
Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса.
Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). за этюд с натуры». Вот таким образом меня и обвиняют, будто мои портреты иногда смахивают на карикатуры». В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву.
1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи. Заказывают у него портреты и другие известные личности: князья Юсуповы (1893), мультимиллионер Морозов (1902), банкир Гиршман (1911). Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. Серов Валентин Александрович – (1865 – 1911), русский художник (художник и график), представитель русского импрессионизма и модерна. Своих детей воспитывала и учила сама, вместе со старшими сыновьями жил и Серов, его мать полностью доверяла Елизавете Григорьевне и оставляла сына надолго в Абрамцеве.
В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (М. Горький, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермолова, 1905 Ф. И. Шаляпин, уголь, мел, 1905 оба портрета – в Третьяковской галерее Ида Рубинштейн, темпера, уголь, 1910, Русский музей). Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья. Написанная темперой работа «Петр I» (1907) — лучшее произведение Серова на эту тему. Так рождались тонкие творения мастера.
потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Своё «настоящее» название картина получила на VIII периодической выставке в Москве, прошедшей в декабре 1888 года. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Его отец был композитором и музыкальным критиком, а мать — выдающейся пианисткой. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров.
Наезжал в Абрамцево. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Очень достоверно передана обстановка комнаты.
Сам Серов открытие фотографии не слишком жаловал. Серов Валентин Александрович – (1865–1911), русский художник (художник и график), представитель русского импрессионизма и модерна. И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. Многие же воспринимали «Петра» как карикатуру.
Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». В портрете Гиршман мастерство Серова проявилось с исключительным блеском. Картину «Дети» художник исполнил в то время, когда у него было много заказов, но он иногда писал для себя, как будто отдыхая от «повинности». Самое счастливое время (со слов самого русского художника) была весна 1887 года, проведённая в Италии.
По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный» и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. С заказами во дворце было покончено, а в семье Серовых к тому времени уже шестеро детей. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора.
Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию.
В 1893-м художником были созданы портреты дочерей Александра III Ольги и Ксении. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности.
«Портрет Портретыч», как ласково называл свои работы автор, не только талантливо воссоздает внешний облик, но и передает внутренний мир изображаемой личности, чем привлекает ценителей настоящего искусства. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. Был членом «Товарищества передвижников» и объединения «Мир искусства».
1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Детская тема играет важную роль в творчестве художника. Искусствоведы писали о «подлинности» этой картины. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится.
Был написан портрет императора Николая II. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Известная картина «Пётр I» исполнена в 1907 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Писал он темперой, чтобы картина не отличалась масляным блеском и лоском.
А в 1900-м он рисует портрет Николая II. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Серов искал для своих зарисовок подходящие уголки природы, например ель для вороны из басни «Ворона и Лисица», кочки для басни «Волк и Журавль». Матэ.
Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. Домотканово, 1904 обе работы – Третьяковская галерея). В пейзажах Серов стремился показать характер русской природы, самой обычной и простой.
Смотреть нужно долго и не один раз, ведь и сам автор был настолько внимательным и сосредоточенным в своей работе, что у торопливого посетителя не хватит сил по-настоящему разглядеть те же портреты. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие. В поисках наиболее правдивого раскрытия образа, Серов мог изобразить Гиршман только так: ведь в действительности она сама, ее быт и жизнь сливаются с мелочностью буржуазной жизни, тонут в массе красивых и дорогих безделушек. Серов показал Гиршман в типичной жизненной обстановке, предельно заострив характеристику. Он рос и воспитывался в среде людей, живших художественными и музыкальными интересами.
Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские (Н. Я. Дервиз с ребенком, 1888 – 1889 Мика Морозов, 1901 оба портрета – Третьяковская галерея) либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890 К. А. Коровин, 1891 Ф. Таманьо, 1891 Н. А. Лесков, 1894 все – там же), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. Серов стремился к тому, чтобы его искусство «мужик понимал, а не барин». Серов внимательно изучал зверей их повадки. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене.
Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). В 1880году поступил в Императорскую Академию Художеств. Отталкиваясь от достижений Репина, Серов продолжал и развивал его традиции.
Они предназначались для дальнейшего написания семейного портрета императора. в зеркале у края холста). Она умерла в 32 года от воспаления легких. Машков и др.
Фигура приобрела неестественность и угловатость. В последующие годы Серовым были написаны «Сестры Боткины», портрет Мики Морозова, также поражающие глубоким пониманием и точной передачей детского характера. Первое название картины звучало просто – «Портрет Веры Мамонтовой». С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком).
Им также был издан журнал «Музыка и театр». Он пишет декоративные картины-панно на античные темы (Одиссей и Навзикая, Похищение Европы обе картины – 1910, варианты в разных собраниях). Получилось неспокойное, как бы нервное композиционное построение. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника (оформление оперы Юдифь А. Н. Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907 эскизы занавеса к балету Шехеразада на музыку Н. А. Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С. П. Дягилева, 1910 – 1911).
Присущий манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах (Заросший пруд. Хотя Серов и находился в дружеских отношениях с художниками объединения «Мир искусства» известными своеобразными иллюстраторами старины, главным образом дворянского быта и культуры XVIII века, но его подход, его отношение к исторической иллюстрации было принципиально иным. Особым почетом в семье пользовались музыканты и композиторы так называемой «Могучей кучки» (Мусоргский, Бородин и др. ).
Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. На картине «Дети» (1889 г. ) изображены два его сына, которые охотно позировали отцу. Моделью для картины послужила 12-летняя дочь Савы Мамонтова – Вера. Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец.
Серов был страстным любителем животных. В то же время появились его политические карикатуры «1905 год: После усмирения», «1905 год. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. В своих рисунках Серов награждает зверей собственной характеристикой художника. Был написан портрет императора Николая II. Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. В 1887году написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея).
Он приехал в Терноки к своему другу В. В. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. В этом маленьком произведении Серов достигает монументальности в решении образа Петра, его смешных спутников и индустриально-строительного пейзажа.
1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Это благоприятное окружение помогло Серову впоследствии стать на позиции идейного реалистического искусства. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге.
Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. В 1884 году в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник). В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи20. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой10, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения11. И. Грабарь, увидевший картину, восхищённо воскликнул: «Девочка с персиками. » Это было время воспевания юности.
1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Серов видел Петра ужасным, а не «слащавого оперного героя и красавца», как он писал. В портрете Г. Л. Гиршман каждый предмет живет и сам человек становится красивым предметом. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых.
Большой художественный интерес представляют его иллюстрации к басням Крылова. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Задачи, поставленные Серовым, принципиально те же, что и в произведениях Репина этих лет, например «Стрекоза» (В.
1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Вера согласилась позировать уже взрослому 22-летнему Серову по дружбе и из послушанию старшему. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Еще – из 9 частных коллекций. Летом он два месяца гостил в имении Трояновского Бугры и посещал соседние имения Обнинских Белкино и Турлики, где им был создан пастельный портрет Клеопатры Обнинской с зайчиком этот рисунок считается одним из лучших лирических портретов в графике художника.
Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Бенуа вынужден был признать, что «он весь захвачен личностями героев». И. Репина, дочь художника) (1892) и другие. При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров».
Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье.
Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»15. Я. Симанович). Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами.
Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Здесь налицо влияние тех исканий, которые порождали так называемый стиль модерн. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства.
В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Ее организовали разночинцы. Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман). Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Серов создал яркие образы (типы) людей исторически неповторимых, людей своего времени — деятелей культуры, буржуа, чиновников и др. - Автор многочисленных портретов, Серов никогда не повторялся, он всегда искал нового живописного выражения образа человека и всегда находил это выражение. Еще двадцатилетним юношей он писал: «Нравится мне тоже, что он не стоит за западное пошлое, бессодержательное направление искусства и громит его». Далее, он практически стал членом семьи Репиных.
Валентин Серов родился в артистической семье. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты».
Был членом «Товарищества передвижников» и объединения «Мир искусства». Виды на урожай 1906 года», картины «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. ». В 1874–1875 и 1878–1882 брал частные уроки у И. Е. Репина, оказавшего на него особое влияние посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880–1885). В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы».
В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. 1904 год— В начале года, восстанавливая здоровье в Домотканове, написал там ряд картин в апреле-мае совершил с женой поездку в Италию. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Здесь и создал художник одну из лучших своих картин, назвав её «Дети Саша и Юра».
Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Художник, по рассказам дочери, работал над портретами с творческим горением. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»9 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). В своих исторических картинах Серов развивал и сохранял традиции реалистической живописи. Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. Картина вышла вовсе не школьная, а – грандиозная, хоть и не большая по размерам. От нее веет здоровьем, безмятежностью.
Это случилось в 1871 году. Позднее, когда в среде художественной интеллигенции слово «реалист» стало почти бранным словом, Серов не стеснялся говорить: «Я извините за выражение, все-таки реалист». Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Среди шедевров «светского» Серова – Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон (позднее – князь Юсупов), 1903, Русский музей Г. Л. Гиршман, 1907 В. О. Гиршман, 1911 И. А. Морозов, 1910 Княгиня О. К. Орлова, 1911 все – там же). 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков.
Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино17. Равноправным видом творчества постоянно пребывал у мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась в его творчестве с 1895, когда Серов исполнил цикл зарисовок животных, работая над иллюстрированием басен И. А. Крылова). Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом».
Но зрителю знаком именно образ созданный Серовым. Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман). Уже тогда стало понятно, что на культурном небосклоне появилось ещё одно имя мирового значения. На стене играет солнечными бликами майоликовое блюдо. Баба с лошадью, 1898 Стригуны на водопое.
Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Александр Николаевич написал ряд популярнейших опер – «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила». 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. Он пишет декоративные картины-панно на античные темы (Одиссей и Навзикая, Похищение Европы обе картины – 1910, варианты в разных собраниях). Над этими иллюстрациями художник проработал пятнадцать лет, начиная с 1895 года.
В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене.
После знакомства с мужем она бросила консерваторию, увлеклась революционными идеями «шестидесятников», следовала убеждениям нигилистов. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Этим подчеркнута значительность личности Петра.
Серов — не импрессионист и не «мирискуссник»: он продолжатель лучших реалистических традиций передвижников и в первую очередь традиции Репина. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен.
В 1899 году Серов побывал на побережье Финского залива. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Жил в Петербурге и Москве. На этом фоне сияющее великолепие живописи Серова, легкие, воздушные тона, пронизанные солнечным светом, подействовали как дуновение свежего ветерка в знойный, удушливый день. Работа над полотном шла три месяца.
Серов изучал материалы о Петре, литературу, посещал лекции историка Ключевского. Репин писал о Серове: «Он не терпел в себе и в других ни малейшего избитого места: ни в движениях, ни в разговоре, ни в живописи, ни в сочинении, ни в позах своих портретов». Совмещение карьеры и семьи проходило не так успешно. Валентин Александрович Серов – прославленный русский художник и график, вошел в историю как изумительный мастер портретного жанра, автор бессмертного произведения «Девочка с персиками». Это наполняет картину теплом домашнего уюта. На рубеже 19–20 вв.
Валентин Александрович первым утвердил графический портрет в качестве самостоятельного произведения искусства, оказал огромное влияние на всю последующую русскую школу живописи, воспитал немало талантливых художников, среди которых были К. С. Петров-Водкин, Н. П. Крымов, И. И. В 1906 году к Серову обратился известный издатель и книгопродавец И. Н. Картина, написанная в 1895 году, впервые возвращается в Россию после того, как ее увезли во Францию в начале ХХ века. Там состоялась судьбоносная встреча Серова с художником И. Е.
Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году». Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки.
Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д. Веласкеса). Он также увлеченно пишет детские портреты. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап.
С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. Таковы лучшие рисунки к басням: «Ворона и Лисица», «Волк и Журавль», «Обоз», «Квартет», «Крестьянин и Разбойник», «Тришкин кафтан», «Ворона», «Лев и Волк» и другие. Сама картина написана в холодных голубоватых тонах. Впечатление спонтанного, легкого артистизма усиливалось в образах Серова и потому, что он свободно работал в самых различных техниках (акварель, гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще на нет различие между этюдом и картиной. Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д. Веласкеса).
Самому художнику в это время было 23 года. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. На рубеже 19 – 20 вв. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось.
1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков.
Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Жил в Петербурге и Москве. Свет играет яркими пятнами на всех предметах и на скатерти, поражая цветовыми переливами. Истосковавшись по работе, он возвращается в Москву и сразу же едет в Абрамцево, где и был создан шедевр «Девочка с персиками». Художник становился все более замкнут, угрюм, резок в суждениях, вспыльчив. Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. Он был слишком правдив». Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых.
В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года Третьяковская галерея) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова. Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские (Н. Я. Дервиз с ребенком, 1888–1889 Мика Морозов, 1901 оба портрета – Третьяковская галерея) либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890 К. А. Коровин, 1891 Ф. Таманьо, 1891 Н. А. Лесков, 1894 все – там же), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. Серов в своих исторических зарисовках не отказывается от правдивой индивидуальной характеристики героев, а ведь в иллюстрациях типичных представителей «Мира искусства» отказ от конкретных, правдивых социальных характеристик образов исторических личностей был принципом, творческой установкой.
Среди шедевров «светского» Серова – Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон (позднее – князь Юсупов), 1903, Русский музей Г. Л. Гиршман, 1907 В. О. Гиршман, 1911 И. А. Морозов, 1910 Княгиня О. К. Орлова, 1911 все – там же). Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника (оформление оперы Юдифь А. Н. Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907 эскизы занавеса к балету Шехеразада на музыку Н. А. Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С. П. Дягилева, 1910–1911). Валентин Серов родился в 1865 году в семье талантливого композитора известного музыкального критика, Александра Николаевича Серова и его ученицы, пианистки Валентины Семеновны Серовой (в девичестве Бергман). Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств.
Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (М. Горький, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермолова, 1905 Ф. И. Шаляпин, уголь, мел, 1905 оба портрета – в Третьяковской галерее Ида Рубинштейн, темпера, уголь, 1910, Русский музей). за этюд с натуры». После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Если А. Бенуа и стремился увести Серова в мир дворянского быта XVIII века, то из этого ничего не получилось.
Матэ был известным гравером, академиком, профессором Академии художеств. В 1874 – 1875 и 1878 – 1882 брал частные уроки у И. Е. Репина, оказавшего на него особое влияние посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880 – 1885). Так началась целая серия портретов императорской семьи.
В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года Третьяковская галерея) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова. В угоду новым исканиям Серов отказывается от спокойной, плавной линии, предметы обстановки вкомпанованы в картину отдельными частями (стул, стол, рамы картины). Появление в свет портретов «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888) произвело революцию в живописи, где в то время царствовал мрачный реализм с преобладанием меланхоличных и темных красок. В феврале родилась дочь Ольга.
Мать Серова, Валентина Семёновна (урождённая Бергман), была талантливой пианисткой. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Из более поздних портретов Серова выделяется портрет О. К. Орловой. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Валентин Серов вышел из состава Академии художеств, президентом которой был Владимир Александрович. 1902 год— Была завершена работа над портретом З. Н. Юсуповой её сын, Ф. Ф. Юсупов, писал: «терпеливое отношение моей матери увенчалось успехом и сам художник был удовлетворен своим произведением.
1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Портрет, написанный на одном дыхании, отражает молодость, чистоту, радость жизни. Ведь именно картина «Девочка с персиками» принесла художнику известность.
С. Мамонтова), а в 1888 году вторую свою значительную картину — «Девушка, освещенная солнцем» (М. Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. И. Репина, дочь художника) (1884) или более позднее его произведение «Осенний букет» (В.
На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Он независимо от литературного образа создавал свой собственный мир животных. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Наезжал в Абрамцево.
Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Композицию художник строит так, что фигура Петра выглядит несколько приподнятой из-за пониженного горизонта и зритель воспринимает Петра, как бы глядя на него снизу. «Октябрь» (1895), «Баба в телеге» (1896), «Серый день» (1897), «Полосканье белья» (1901) и другие пейзажи насыщены большим настроением и чувством. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи.
Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова13.
Над образом Александра III Серов работал пофотографии. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). В 1887 году Серов создает свой первый шедевр портрет-картину «Девочка с персиками» (В. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене8. Картина «дети» создана в 1899 году, находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге.
Из окна струится свет, а за окном – знаменитый абрамцевский парк. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Он дает правдивый образ великого преобразователя. Родился сын Георгий.
К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Домотканово, 1888, Третьяковская галерея Зимой, 1898, Русский музей, Петербург В деревне. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин).
Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи.
В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. Ей за помощь и содействие большое спасибо. В 1909 году Серов из солидарности с обвиненной в неблагонадежности скульптором Голубкиной оставил преподавание в Училище живописи, ваяния и зодчества.