Вы помните, что император Август приказал провести перепись населения, вот таким образом Мария и Иосиф должны были отправиться в родной город Иосифа Вифлеем, где в хлеву Мария родила Иисуса. Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Не менее выдающийся художник Антонис ван Дейк (1599-1641) прославился как прекрасный мастер портрета, он был лучшим учеником Рубенса и ведущим придворным художником Англии. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами.
Но Идас камнем сразил Полидевка.
Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии.
Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». Парис решил похитить Елену. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. А ведь оно только одно из многих. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа.
Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия».
Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. Заниматься живописью Рубенс стал очень рано.
Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания.
На выставке «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского» было представлено 55 картин выдающихся фламандских живописцев XVII века из них 19 картин принадлежали кисти Питера Пауля Рубенса. Рубенса также нередко называют основоположником барокко в живописи, хотя это утверждение иногда поддается сомнению.
Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Однако его современникам пышнотелые красавицы не казались ни чрезмерно грузными, ни безобразными. Контрастом этой картине служит вторая, на которой изображен спокойный танец служанок Венеры.
Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. Историк искусства Э. Фромантен писал: «Похоже, в сердце художника поселился определённый женский тип, который представлялся ему идеальным, поскольку к этому типу красоты можно было отнести в равной степени обеих его жён. Рубенс был поразительно начитанным человеком, его интересы простирались от философии стоиков до изучения редких гемм. Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение.
Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. 1750). Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Они мало выделяются среди окружающих их жителей деревни.
Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены.
Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Рубенс не считается мастером психологического портрета. Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона».
Неужели она была настолько скромна. 28 июня 1577 года родился знаменитый фламандский художник Питер Пауль Рубенс. Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок. Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). Впрочем, позволить себе украсить дом «рубенсовскими» полотнами могут не только обеспеченные поклонники его творчества. Такие работы обычно преследовали одну цель — продемонстрировать знания анатомического строения животного и основывались главным образом на библейских или мифологических рассказах. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом).
Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Питер Брейгель младший (1564-1638) в своем искусстве полностью перенял наследие отца Питера Брейгеля старшего и картина «Перепись в Вифлееме» является копией.
Каждый миллиметр их телесных несовершенств выписан с таким тщанием и любовью, что сомнений не остается: Рубенс действительно преклонялся перед таким типом красоты и считал его идеальным для изображения. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки.
Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. И слава Богу. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины.
Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. От Изабеллы словно исходит невидимый свет.
Читайте здесь и вы многое узнаете о коллекции Княжества Лихтенштейн и о «Портрете Марии де Тассис». В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Рубенс делает фантастическое освещение носителем своего переживания идя по тому же пути, что и такие глубоко отличные от него художники, как Рембрандт и Эль Греко. Красавица Европа гуляла с подругами по берегу моря, где ее увидел Юпитер, бог-громовержец.
И одной из центральных тем, в которой Рубенс проявил себя наиболее ярко и полнокровно и стала религиозная и мифологическая живопись. За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место.
Творчество Рубенса считают связующим звеном двух культурных эпох – Возрождения и XVII в. Как известно, в культуре Ренессанса возрождались античные традиции, с их культивированием красоты человеческого тела, прославлением свободы и гармонии изображением обнажнёной натуры – всего того, что во времена Средневековья находилось под запретом. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов.
Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Художник дважды был женат. Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки.
Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. Питер Пауль Рубенс родился в Германии, в 1577 году, в семье фламандского юриста, по религиозным мотивам покинувшего родной Антверпен.
Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Изучение и копирование лучших образцов античного и ренессансного искусства помогло художнику выработать собственную манеру и индивидуальный стиль, легко узнаваемый во всех произведениях. И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени.
Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.
Идеал рубенсовской красоты далек и от классических канонов и от современных представлений о ней. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. КОНТИНЕНТЫ.
Вполне вероятно, что невероятная популярность его искусства при жизни объяснялась потребностью людей почувствовать твердую поддержку в своем подавленном состоянии. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни.
Первый раз я им любовалась на выставке «Воображаемый музей». Когда-то я рассказывала вам о работе Валентина Серова «Похищение Европы». Рубенс и себя не раз писал в ней. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной».
Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции. Портрет необыкновенной красавицы Марии де Тассис прибыл в Москву во второй раз. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама.
Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина.
Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. Вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника.
За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти.
Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. Европа села на его спину и бык увез красавицу на Крит. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений.
Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Он писал грубоватые библейские сцены, стремительную, захватывающую охоту на животных, звонкие ратные побоища, примеры высочайшего проявления религиозного духа и все это делал с равным пристрастием к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы. Да, чувственность и пылкость Рубенса в полной мере проявились в восторженном любовании его второй женой, пусть не обладавшей изысканностью и тонкостью Изабеллы, но такой прелестной и соблазнительной.
Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны).
Но дочери царя Аттики Кекропа нарушили запрет и тайна была раскрыта. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. В основе его картины «Нахождение младенца Эрихтония» лежит повествование Овидия из «Метаморфоз».
Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. Постепенно отказываясь от характерного для его ранних работ локального цвета, художник достиг исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов теплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно-розовые, жемчужно-серые, красно-коричневые и мягкие зеленые оттенки сливаются в ликующую праздничную гамму. Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа.
С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. И всё же рука не поднимается осудить немолодого по меркам 17 века Рубенса за его увлечённость. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных».
Проведенные в Лувре исследования показывают, что художник намеревался написать девочку с распростертыми руками. Соперничество кончилось трагедией. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи.
Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху.
Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. Части света часто персонифицировались речными божествами и могут появляться в живописи вместе с характерными для этих мест животными или опираться на урны из которых струится вода голова под вуалью указывает, что источник реки неизвестен. На острове Юпитер превратился в прекрасного юношу и овладел Европой. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах.
С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Во время своих творческих путешествий Рубенс оказался вовлеченным в дипломатическую деятельность. Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. Рубенс изображает прозрачный перелесок на берегу ручья, когда деревья озарены золотисто-розовыми лучами заходящего солнца.
Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. Все это тайна велика есть. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Рубенс не разделяет в человеке плотское и духовное: сквозь материю у него веет дух. Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Но Рубенс никогда не был педантом.
После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. Чувствуется, что картина написана с большой любовью, в этом не может быть никаких сомнений. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни.
Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). В 1630-е годы начался новый период творчества художника.
Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. С наслаждением писал местные пейзажи. Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений. Это верно в том случае, когда речь идёт о пышности и богатстве красок, об изображении тяжеловесных фигур в стремительном движении, в моменты невероятного эмоционального напряжения.
А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Прирожденный художник-монументалист, график, архитектор-декоратор, оформитель театральных зрелищ, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, он пользовался почетом при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара.
И вот теперь любопытно сравнить ее с картиной того же библейского сюжета кисти Хендрика ван Балена (1575-1632). У маленького Эрихтония вместо ножек был змеиный хвост.