Первым был его кумир. По Бэкону, успешный эксперимент может зваться таковым только в том случае, если во время его проведения постоянно меняются условия, в том числе время и пространство — материя должна быть всегда в движении. После приведения приговора в исполнение Бэкон пишет Декларацию о преступных деяниях Роберта, «бывшего графа Эссекса».
Три этюда. В последние годы его здоровье ухудшалось: в 1989 году удалили почку, но он продолжал посещать увеселительные заведения и говорил, что «если пьешь с 15 лет, то нужно радоваться, что осталась хотя бы одна почка». И четыре невероятных глаза — об этом говорят и пишут совершенно все. Неудовлетворённый своим продвижением по службе, Бэкон неоднократно обращается с просьбами к своим родственникам Сесилям в одном из писем к лорду-казначею, барону Берли содержится намёк на то, что продвижению его карьеры тайно препятствуют: «И если ваша светлость подумает сейчас или когда-нибудь ещё, что я ищу и добиваюсь должности, в которой вы сами заинтересованы, то вы можете назвать меня самым бесчестным человеком». В манере Бэкона было что-то импульсивное, эротичное.
Впрочем, даже изображая конкретных людей (Люсьена Фрейда, Изабель Росторн, Джорджа Дайера и других), художник старается передать переживания человека вообще. Они стали близкими друзьями и их платоническая связь длилась до самой смерти художника. После смерти Бэкона его репутация стабильно росла. По-настоящему критика заметила его лишь в 1944 году, когда Бэкон представил на суд публики «Три этюда фигур в ногах Распятия» : грязно-серых зооморфных существ на кричаще-оранжевом фоне.
Как он сам отмечал позже их работы оказали на него большое влияние, особенно «Метрополис» и «Броненосец Потёмкин».
Этот образ проистекает из работы швейцарского скульптора Альберто Джакометти «Клетка» (1950). Для наблюдателя это соположение очевидно и бесспорно, как и многие другие параллели на выставке, поскольку в данном случае фигура обнаруживает сходство с другой фигурой. Фрейд жил тогда в идущем на снос здании в Паддингтоне.
Их дружба закончилась со смертью Джакометти в 1966 году36. Всё своё имущество, оценивавшееся в 11млн фунтов, Бэкон завещал Джону Эдвардсу. Меня этот тип заинтересовал. В последние годы его здоровье ухудшалось: в 1989 году удалили почку, но он продолжал посещать увеселительные заведения и говорил, что «если пьешь с 15 лет, то нужно радоваться, что осталась хотя бы одна почка». Также, в работе «Новая Атлантида» имеется много подразумеваемых отсылок к Библии, а труд «Великое восстановление наук» является, как считает англо-ирландский учёный Бенджамин Фаррингтон, намёком на «Божественное обетование человеческого господства над всеми созданиями». Крупный профиль Дайера – его музы и любовника, который покончил с собой в Париже накануне открытия ретроспективы в Гран-Пале, узнается и на анонимных портретах. В феврале 2014 года анонимный покупатель из Америки приобрёл «Портрет говорящего Джорджа Дайера» (1966) за 70 млн. В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками.
Определённо неизвестно, как был принят современниками этот документ, автор которого обвиняет своего друга, но, желая оправдаться, философ в 1604 году пишет «Апологию», описывающую его действия и отношения с графом. Однако в таком понимании фигура привязана к своему референту – совокупности частей тела, принимающих определенное положение, – и оторвана от живописной материи, а это именно то, чего сам Бэкон стремился избегать (интервью Д. Сильвестру). 12 октября 1620 года опубликована одна из самых знаменитых его работ: «Новый Органон», вторая, по замыслу философа, часть незавершённого генерального труда— «Великое Восстановление Наук». Фрэнсис Бэкон, пожалуй, один из самых мрачных художников ХХ века. Бэкон уверен – для того чтобы познать новое, нужно отказаться от старого.
Это были портреты и натюрморты или комбинации того и другого. Но те, кого он писал, признавали свое сходство с изображением и точность отражения их личности (на выставке представлено несколько портретов Лизы и Роберта Сейнсбери, Изабель Роусторн).
что сейчас будет. Он изучал французский язык и посещал художественные выставки9. И в своей последней книге «Искусство соперничества» также не обошел его стороной: одна из глав посвящена многолетним отношениям Фрейда с другой звездой арт-сцены Френсисом Бэконом. С ним художник познакомился в начале 60-х годов в одном из кафе в Париже. — первый и, пожалуй, самый известный триптих Фрэнсиса Бэкона. Проводя экскурсию по выставке, он то и дело разводит руками, мол, поверьте мне на слово. В рисунке еще больше, чем раньше, проступала скрупулезность и стилизация.
«Достаточно взглянуть на картину Рембрандта вблизи или сбоку, чтобы найти как изнанку света ручную линию», – пишет Делез. Застенчивость Китти импонировала Фрейду, который и сам иногда прятался в раковину. Да, он мог целыми днями, а иногда и неделями бездумно наслаждаться жизнью.
В августе 1930 его работы появились в журнале «The Studio» как примеры «1930 года в британском декоративном искусстве». Оба мертвы. У него был дар говорить по душам и откалывать номера.
Из-за его атеистических воззрений поминальная служба не проводилась. Его подход к делу, вот что меня подкупало. Есть на выставке и удачные параллели, по крайней мере, одна: небольшой бронзовый этюд Родена изображающий кающуюся грешницу, «отражается» в бэконовском безымянном этюде женской фигуры, но не буквально, а с поправкой на разворот фигуры в плоскости холста, деформацию, нарушенную перспективу. Предложение философа было принято, Кока перевели, его место в суде общей юрисдикции занял сэр Генри Хобарт, а сам Бэкон получил должность генерального прокурора (генерал-атторнея) (англ. attorney-general). С этой свадьбой для Фрейда всё окончательно, дьявольски запуталось. Там юноши стали любовниками.
Тело было кремировано, а прах развеян. В Лондон с Бэконом поехала няня Джесси Лайтфут. Это вынудило их постоянно менять место жительства. Его герои — гротескные, пугающие фигуры, аморфные сероватые монстры с острыми зубками. Многое в его экспериментах оказывалось холостым выстрелом, выходило неуклюже, надуманно или было откровенно плохо скомпоновано и такие неудачные пробы Бэкон безжалостно уничтожал.
Что он предлагал конкретно сам, неизвестно, но планировал распределить выплату субсидий на шесть лет, с пометкой, что последняя субсидия является внеочередной. Это не красота формы, а красота настроения и движения. Энн была хорошо образованным человеком: владела древнегреческим и латынью, а также французским и итальянским языками являясь ревностной пуританкой, лично знала ведущих кальвинистов-теологов Англии и континентальной Европы, переписывалась с ними, переводила на английский язык различную богословскую литературу она, сэр Николас и их родственники (Бэконы, Сесили, Расселы, Кавендиши, Сеймуры и Герберты) принадлежали к «новой знати», преданной Тюдорам, в отличие от старой строптивой родовой аристократии. Критики то ласкали его позитивными рецензиями, то опускали на самое дно Бездны.
Но переломный момент в его творчестве наступил на полтора десятилетия позже, в 1944 году, с созданием триптиха «Три этюда к фигурам у подножия распятия», который получил высокие оценки критиков и Бэкона стали считать одним из ведущих британских художников XX века. Изображенные Бэконом женщина и ребенок «происходят» из ранних творений мастера. Известно, что именно в Монако он начал писать своих властных диктаторов, своих «кричащих пап» – копии портрета папы Иннокентия X Диего Веласкеса.
По молодости лет я то и дело ввязывался в драки. Лорды, как представители Верхней палаты, выдвинули предложение о выплате трёх субсидий за три года, затем смягчили до четырёх лет, при обычной практике уплаты одной субсидии за два года, а Бэкон, как представитель Нижней палаты, отстаивающей своё право определять суммы субсидий для королевского двора независимо от лордов, выступил против, говоря, что предложенная двором и лордами подать велика, ляжет непосильным бременем на плательщиков, вследствие чего «джентльмены должны продать свою серебряную посуду, а фермеры— медную» и всё это в результате принесёт больше вреда, чем пользы. Война еще не окончена. О том, что из этого вышло, рассказывает Анастасия Каркачева. Отец Бэкона, человек строгих нравов и пуританской морали, воспитывал сына сурово. Я пытался нарисовать птицу, садящуюся на поле. Парламентская сессия 1593 года началась 19 февраля.
Бывший военный, занимавшийся разведением лошадей, не мог смириться с жеманностью сына. Левая часть – интерпретация «Обнаженной в саду» Пикассо, центральная – Бельведерского торса, правда без мужских гениталий, с грудью, да не одной, а тремя и зонтиком а-ля Моне, правая – «Нарцисс» Караваджо, также в женском обличье. С тех пор как он посмотрел в Берлине «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна и «Метрополис» Фрица Ланга и увидел хронофотографии Эдварда Майбриджа — пофазовые снимки движущихся людей и животных, ему не давала покоя специфика фиксации жизни c помощью новой техники, сочетание скорости и дробности, а главное — возникающее в связи c этим ощущение утраты, разъединенности и смерти.
Тактильное пространство рушится, будучи пронзенным тонкими линиями «арматуры», воздвигающей вокруг Фигуры куб. Отец надеялся, что бывший военный положительно повлияет на Фрэнсиса. Написана на льняном полотне. Заседал не полный срок в парламентских журналах не осталось никакого упоминания о деятельности Бэкона в тот период.
При этом важно не «растерять» опыт, опираясь на который и пропуская его через разум, можно достичь успеха. Также, необходимо было найти работу и Бэкон выбрал право, обосновавшись в 1579 году в своей резиденции в Грейс-Инне.
С 20 лет заседал в парламенте. Всё своё имущество, оценивавшееся в 11млн фунтов, Бэкон завещал Джону Эдвардсу28. В мае триптих «Три этюда к портрету Джона Эдвардса» (1984) был продан на аукционе Кристис за 80, 8 миллионов53. Основой для фигур послужили фурии— мифические существа, персонажи тетралогии Эсхила «Орестея». Абсолютно уникальный тип. Отец Бэкона, человек строгих нравов и пуританской морали, воспитывал сына сурово. Лица не видно из тени выступают только подбородок и рот — открытый рот c рядом нижних зубов и вместо верхней губы кровавое месиво.
В ноябре 2013 года картина «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969) была продана за рекордную цену в 142, 4 миллиона долларов. Но пока ни то, ни другое не приносит результатов.
Бэкон облюбовал ресторан «Уилерс». Хотя краска наложена свободными широкими мазками, композиция изобилует деталями: желтый цветок у мужчины в петлице, под белым воротничком восточный ковер у него под ногами, написанный c размашистым шиком, в небрежно пуантилистской манере полукруглое ограждение, внутри которого заключено пространство наподобие цирковой арены (этот прием Бэкон, любитель театральных эффектов, в последующие десятилетия будет эксплуатировать снова и снова). В апреле 1933 года он среди прочих художников принял участие в выставке в Мейор Гэллери и его картина «Распятие, 1933», созданная под влиянием творчества Пикассо, была приобретена коллекционером Майклом Сэдлером. Жизнь Бэкона значительно изменилась после смерти отца. Сам он считал триптих своей первой зрелой работой и до конца жизни препятствовал появлению более ранних произведений на публике.
Будучи больным, он утешался копированием с черно-белых репродукций Делакруа и Милле, которые использовал, как источник для сюжетов. Для него этого оказалось недостаточно и он начал брать деньги взаймы. С середины 60-х годов прошлого века Бэкон в основном рисовал головы своих друзей. В 1594 году, на Рождество в Грейс-Инн был поставлен другой спектакль-маска с участием Бэкона, как одного из авторов— «Деяния грейитов» (лат. Gesta Grayorum).
Какая непростительная ошибка, скажет кто-то, надо было вовремя спрашивать — спрашивать и спрашивать. Но по крайней мере никто не дышал ему в затылок. Ответов на эти вопросы мы уже не получим.
Должно быть, немало изумлен был и Бэкон. Проработав после этого два года в Грейс-Инне, в 1582 году Бэкон получил должность младшего барристера (англ. outer barrister). Конечно, перед первоисточником, который так ловко процитировал современный автор.
В Берлине Бэкон встречался с людьми искусства и посещал ночные клубы. Вопреки советам докторов в начале 1992 года он отправился в поездку в Испанию.
Первая состоялась в далеком 1988 году в московском ЦДХ, вторая – спустя десять лет в Эрмитаже, но включала только триптих «Три штудии на распятие». Представляю себе эту поездку. Это можно было бы проиллюстрировать совсем другими вещами, например, картиной «Две фигуры в комнате» (1959), но она уже вовлечена в другую аналогию – буквально отражает расположившегося напротив «Скорчившегося мальчика» Микеланджело. Переломный момент в его творчестве наступил в 1944 году с триптихом «Три этюда к фигурам у подножия распятия (англ. )русск», который привлёк внимание публики своим ярким, грубым изображением страдания и крика и получил высокие оценки критиков. В апреле 1933 года он среди прочих художников принял участие в выставке в Мейор Гэллери и его картина «Распятие, 1933», созданная под влиянием творчества Пикассо, была приобретена коллекционером Майклом Сэдлером.
В этом вопросе акценты, конечно, так же смещены – поскольку решение, «с кем вы», остается за каждым. Доказательств у Харрисона немного и собирать их пришлось по крупицам. В 1933 году одна из репродукций Бэкона удостоилась чести находиться рядом с полотном Пикассо (в книге известного критика Герберта Рида).
Бэкон много путешествовал: в 1946 году он совершил путешествие в Париж, где подробно ознакомился с французским послевоенным искусством и идеями экзистенциализма, а в 1950 и 1952годах посещал Южную Африку: его мать переехала туда после смерти мужа, а сестры жили в Южной Родезии. В них столько эмоций, что, кажется, они разорвут полотно – даже на репродукциях. Но, судя по всему, спрашивать было бы едва ли не большей ошибкой. Тактильное (гаптическое) пространство, в котором контур, форма и фон находятся в одной плоскости, ощупываемой глазом, будто рукой.
Дружба разбилась о творческие разногласия. На него оказывали огромное влияние Рой де Мейстр и Эрик Холл. К слову, куратор Мартин Харрисон не исключает, что излюбленный мотив крика в творчестве Бэкона отсылает не только к «Избиению младенцев» Пуссена и «Броненосцу «Потемкин» Эйзенштейна, но и к вечной брани отца.
И он до последнего держал ее мертвой хваткой и вовсе не за рога. Известная картина «Крик» стала образом-катализатором, который часто встречался в его работах. В молодые годы Фрэнсис увлекался театром: так, в 1588 году при его участии студентами Грейс-Инн был написан и поставлен спектакль-маска «Беды короля Артура»— первая обработка для сцены английского театра истории о легендарном короле бриттов Артуре. В своих «Опытах» Бэкон, среди прочего, рассуждает о различных вопросах религии, критикует суеверия и атеизм: « поверхностная философия склоняет ум человека к безбожию, глубины же философии обращают умы людей к религии». Ортодоксальный англиканин, считал себя учеником Джона Уитгифта написал ряд религиозных сочинений: «Исповедание веры», «Священные размышления» (1597), «Перевод некоторых псалмов на английский» (1625). Живопись Бэкона передаёт трагедию существования.
В 1944 году Бэкон создал триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия». В ноябре 2013 года картина «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969) была продана за рекордную цену в 142, 4 миллиона долларов. Есть неожиданные – например, «розовый» портрет Джона Эдвардса (многолетнего любовника и его главного наследника) перекликается с нежно-розовым «Портретом мадам Гийон» Мари Лорансен. В то время Бэкон ещё не является советником Якова I, а доступ «к уху» государя имеет его кузен Роберт Сесил.
Затем последовало назначение его экстраординарным королевским адвокатом (правда, эта должность жалованием обеспечена не была) и, в 1589 году, Бэкона зачислили кандидатом на место регистратора Звёздной палаты. Впоследствии он обращался к этому мотиву в таких работах, как триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия» и серия картин «Кричащие папы». Другое важное качество Бэкона — его инстинктивная любовь к масляной живописи. Организованная им в 1934 году экспозиция не вызвала, мягко говоря, большого фурора. Для того чтобы покончить с собой, Дайер выбрал очень бэконовское место — уборную.
Завязываются отношения их можно охарактеризовать формулой «дружба-патронаж» иными словами, граф, являясь одним из фаворитов королевы, становится покровителем юриста-философа: старается продвинуть его по службе, употребляя для этого всё своё влияние. Жил (еще одна невообразимая комбинация. ) со своим любовником Эриком Холлом, господином средних лет и c Джесси Лайтфут, пожилой женщиной, которая когда-то была няней Фрэнсиса. И действительно, на тот момент это самое блестящее достижение Бэкона. На первой створке триптиха умирающий мужчина сидит на фаянцевом стульчаке, подобно первой из Трех фигур в комнате, на втором полотне в свете тусклой лампочки Дайер отбрасывает жутковатую инфернальную тень, а на правой части работы — нависает над раковиной, на месте которой два кадра назад располагался унитаз (очередная фирменная условность художника). На выставке представлена его картина с вырезанным фрагментом и холсты, которые он использовал, как палитру (Галерея Хью Лейн, Дублин). Они друг друга стоили — и тот и другой редкие, экзотические птицы.
Через год отец отправляет его в Берлин под присмотр дяди. Перед нами предстает один и тот же человек в разных ракурсах, позах, состояниях. Примерами использования этого образа являются такие картины, как «Распятие, 1933», «Фрагмент распятия (англ. )русск» (1950) и «Три этюда к распятию» (1962). В августе 1930 его работы появились в журнале «The Studio» как примеры «1930 года в британском декоративном искусстве».
Фрэнсис Бэкон (англ. Francis Bacon 28 октября 1909, Дублин— 28 апреля 1992, Мадрид)— английский художник-экспрессионист, мастер фигуративной живописи. Вопреки советам докторов в начале 1992 года он отправился в поездку в Испанию. Эмигрант из Мюнхена, завоевавший репутацию лучшего фотопортретиста в Лондоне Эдвардианской эпохи, Хоппе стал связующим звеном между «живописной», предпочитающей мягкий фокус старой фотографией и жесткими, резко сфокусированными фотопортретами эпохи модернизма. О ней Бэкон упоминает в интервью: «Это произошло случайно. В своих интервью Бэкон часто отмечал, что видел образы «в виде серий» и его творчество часто фокусировалось на отдельных темах в течение длительных периодов, включая его распятия, головы Пап и более поздние серии изображений голов. Мощным источником вдохновения для Бэкона стало искусство Ван Гога.
В посвящении, адресованном брату, автор опасался, что «Опыты» «будут подобны новым полупенсовым монетам, которые, хотя серебро в них и полноценно, очень уж мелки». Все мрачно и драматично. Даже оказавшись в Риме, он отказался смотреть на шедевр Веласкеса. Хоппе подвизался и как театральный художник. Бэкон обратил внимание на этот сюжет, увидев фильм Эйзентшейна «Броненосец Потёмкин» и прочитав книгу о болезнях ротовой полости.
Маргарет Тэтчер считала его картины ужасными, но ведь и красота рождается из ужаса, хаоса. Писал их Бэкон не с натуры, а по фотографиям и выглядят они как серия снимков, сделанных в фотоавтомате, – каждый щелчок фиксирует новое положение головы («Три этюда Генриетты Моралес», 1969 и «Три этюда для портрета Джорджа Дайера», 1964). И конечно, его целеустремленность тоже бросалась в глаза. «Он был невероятно дисциплинирован», — вспоминал Фрейд. В общей куче находились и работы фотографа Майбриджа, послужившие источником для создания «Штудии человеческого тела».
В 1613 году появилась, наконец, возможность более значительного карьерного продвижения. C особой гордостью Мартин Харрисон рассказывает об «Этюде быка» (1991) – последней незаконченной работе Фрэнсиса Бэкона. Тот факт, что король внял совету Бэкона и выполнил его, говорит об их доверительных отношениях современник Джон Чемберлен (1553—1628) по этому поводу отметил: «Имеется сильное опасение, что Бэкон может оказаться опасным орудием». По какой-то причине кураторы Тьерри Морель и Елизавета Ренне позволяют себе строить выставку и говорить о ней так, как будто никогда не существовало книги Делеза «Фрэнсис Бэкон: Логика ощущения» и совершенных им открытий в исследовании творчества великого британца, равно как и в методологии искусствознания.
Тогда он зажил на широкую ногу. На способности и хорошие манеры Фрэнсиса обратили внимание придворные, а также и сама Елизавета I, которая часто беседовала с ним и в шутку называла юным лордом-хранителем. В этих местах мужчины и женщины в перерывах между игрой в покер или рулетку пили, говорили и танцевали.
Также, в 1988 году Бэкон написал вторую версию картины. Этот образ проистекает из работы швейцарского скульптора Альберто Джакометти «Клетка» (1950). Кульминация этого позднего периода наступила с его «Этюдом автопортрета» 1982 г. и более поздним одноименным шедевром-триптихом 1985-86 гг. Из Лондона с богатым приятелем он рванул в Берлин, а уже оттуда – в Париж.
Однако, последующие работы были приняты хуже: картины и рисунки, выставленные в феврале 1934 года на его персональной экспозиции, продавались плохо и были отмечены негативной рецензией в «Таймс», а летом 1936года ему отказали кураторы Международной Сюрреалистической выставки, сочтя его работы «недостаточно сюрреалистическими». Так как мне и правда всё давалось c мучительным трудом А Фрэнсису придет в голову какая-то идея, он ее сразу воплощает, не понравилось — выбросил и быстро сделал заново. Бэкон, помимо путей познания. Кажется, что Бэкон работает, как мясник и видит человека мясной тушей. После этого Бэкона стали рассматривать как талантливого и влиятельного художника16. Если пишет картину, то, как правило, сам же ее уничтожает — и все в таком духе.
Довольно часто мне хотелось кого-то ударить. По словам художника, создавая образы, он отдавался случаю и воображению. Он унаследовал все состояние, поскольку братьев уже не было в живых. В Берлине Бэкон встречался с людьми искусства и посещал ночные клубы.
Это несколько приободрило художника, но ненадолго. В конце 1580-х годов Бэкон знакомится с Робертом Деверё, 2-м графом Эссекса (или просто— граф Эссекс), у которого брат философа Энтони служил секретарём. Она посвящена смерти Джорджа Дайера, любовника художника. Это третья по счету выставка Бэкона в России.
«Колючие» штудии асимметричных объектов, будь то люди или животные, растения или неодушевленные предметы — всё, на что он обратил свой дотошный, придирчивый взгляд. В поздних триптихах им на смену пришли не менее агрессивные, но все же лица. И довольно часто человек шел c нами обедать и тут уж Фрэнку ничего не стоило его очаровать и напоить и в чем-то даже немного изменить его жизнь.
Триптих— излюбленная форма в творчестве художника: как он говорил, «я вижу изображения последовательно»1. Он отыскал ее в Лондоне в частной коллекции и сейчас впервые показывает широкой публике. Вплотную портретами Бэкон начнет заниматься с 60-х годов. Ходатайства графа Эссекса при этом могли сыграть и отрицательную роль из-за ухудшающихся отношений графа с королевой Елизаветой I. В 1597 году философ публикует свой первый литературный труд «Опыты и наставления нравственные и политические», которые в последующие годы неоднократно переиздавались. Я пытался нарисовать птицу, садящуюся на поле. Это вынудило их постоянно менять место жительства.
Говорит и о постоянных препятствиях (так называемые препятствия-призраки), сопровождающие человека на протяжении всей его жизни. Последнюю неделю в Главном Штабе можно посмотреть выставку «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого» – плод совместных усилий Государственного Эрмитажа и Центра изобразительных искусств Сейнсбери. Некоторые из них признаются соответствующими «официальному» творческому наследию Бэкона. Да, конечно, нельзя вытащить из людей то, чего в них нет, — но я был потрясен, сколько в них есть. » Фрейд держался абсолютно иначе.
Источником сюжета послужили Изенгеймский алтарь и «Распятие» Чимабуэ из базилики Санта-Кроче, однако, пытаясь не изобразить религиозное событие, но передать представление человека о самом себе, художник интерпретировал их по-своему. Бэкон по-своему интерпретировал Ван Гога в этюдах «Портрет Ван Гога I» (1956, собрание Сейнсбери) и «Ван Гог IV» (1957, Галерея Тейт). В 1608 году, в качестве солиситора, Бэкон решил вопрос об «автоматической» взаимной натурализации шотландцев и англичан, родившихся после коронации Якова I: и те и другие становились гражданами обоих государств (Англии и Шотландии) и приобретали соответствующие права. Удивительно, но мировоззрение художника перевернула книга о болезнях полости рта.
Но он далеко не был таким экстравертом, как Бэкон и никогда не раскрывался до конца. Желание стать художником возникло у Фрэнсиса, когда он, ещё восемнадцатилетний юноша (выгнанный отцом из дома за гомосексуальные наклонности, проявлявшиеся в трансвестизме), посетил в 1927 году выставку рисунков Пикассо. Мучившая его всю жизнь астма (в том числе и от нее он спасался в Монако) обострилась, организм сдавал. Она в два раза больше оригинала и цвет фона изменён на кроваво-красный. – Бэкон часто говорил: пыль вечна. Изображенные Бэконом фигуры и лица людей, как правило, деформированы, перекручены искажены.
Организаторы выставки не ставят своей целью проследить «маршрут Бэкона», как это сделал Жиль Делез в нескольких главах «Логики ощущения», показав, что Бэкон заново прошел всю историю от Египта до Сезанна и Гогена и проделал титаническую работу по проблематизации и переосмыслению целого ряда авторов. О ней Бэкон упоминает в интервью: «Это произошло случайно. Так, может быть, здесь не обошлось без сексуального интереса.
Выигрыши тут же спускал на пьяные вечеринки с приятелями. В мае триптих «Три этюда к портрету Джона Эдвардса» (1984) был продан на аукционе Кристис за 80, 8 миллионов. Например, Маргарет Тэтчер назвала его «человеком, который рисует эти ужасные картины»4. В состав судей власти включили и Фрэнсиса Бэкона.
Этой причиной может быть уступка «общественному вкусу», вернее, тому, что у общества вместо вкуса. Зачастую фигура изображенная на картине, заключена в трёхмерную фигуру-клетку35. Из-за серьезных разногласий с отцом он оставил дом в возрасте семнадцати лет. Врачи запретили ему кутить и путешествовать, но он рванул в Мадрид за новым хорошеньким приятелем и новыми удовольствиями. Как складывалась их беседа. При этом его полотна неизменно хочется рассматривать.
В 43 году он возвращается в Лондон, где вместе с Холлом открывает подпольное казино. Успех пришел к нему с триптихом «Три этюда фигур у подножия Распятия» (1944 г. ).
Авторы выставки во главе с британским куратором, экспертом по Бэкону Мартином Харрисоном поставили себе амбициозную задачу: показать, как французская культура в целом и годы жизни в Монако в частности повлияли на творчество художника. Бывший премьер-министр Маргарет Тетчер однажды назвала его «человеком, который рисует эти ужасающие картины». Мое же, наоборот, показалось мне ужасно вымученным.
Всего при жизни автора вышло три издания «Опытов».
Также, в 1988 году Бэкон написал вторую версию картины. В 1974 году Бэкон познакомился с Джоном Эдвардсом, барменом в одном из клубов в Сохо. – СПб. : Machina, 2011. Историю знакомства двух художников, описанную в книге Сми, ARTANDHOUSES публикует с разрешения российского издателя «Искусства соперничества» издательской группы «Азбука-Аттикус».
О Фрэнсисе Бэконе Фрейд узнал от художника старшего поколения Грэма Сазерленда. А еще Фрэнсис Бэкон говорил, что «жизнь гораздо более жестока, чем все, что он может сделать». Он начал писать вариации на «Распятие», а затем сосредоточился на получеловеческих-полугротескных головах, лучше всего представленных в серии 1949 года «Головы в комнате». Ему было совсем не жаль усилий». Однажды мы все умрем и превратимся в пыль».
С. 127). Однако по приезде они вступили в сексуальную связь. Какая-то зрительная фантасмагория: человек меняется. Целый год 17-летнему Бэкону пришлось довольствоваться случайными подработками и деньгами, которые присылала мать. Фрэнсис меня не поучал, этого и в помине не было.
И если до последнего времени первой работой в этой самой прославленной серии портретов Бэкона, которую он продолжал вплоть до 1970-х, считалась «Голова VI» (1949), то выставка предлагает неизвестного ранее «папу» – «Пейзаж с папой / Диктатор» (1946). А тут Бэкон c его рискованными творческими эскападами, c его бравурной театральностью. «Он прекрасно знал, что это будет за картина.
И Роден и Бэкон обращаются к силам, действующим на тело и внутри тела (судороге, растяжению, непроизвольному движению), при этом женская фигура Бэкона словно бы уже этими силами истерзана и оставлена, опустошена. Наверное, есть другой способ решить проблему». Френсиса Бэкона небезосновательно считают основопологателем мышления нового времени.
Но как вышло, что ригидность общества, неготового следовать за прогрессом мысли, выступает цензором для незаурядных умов (или парализует их), делая их неспособными к борьбе за этот прогресс. Нетрудно представить, какое электризующее действие такие речи производили на Фрейда. В этом спектакле Бэконом были выражены идеи «покорения творений природы», открытия и исследования её тайн, позднее получившие развитие в его философских трудах и литературно-публицистических эссе, например, в «Новой Атлантиде».
К 1950 году Фрейд и Бэкон были уже близкими друзьями. Обращение вместо методов к фигурам, вместо идей – к именам уводит зрителя от загадки Бэкона, предоставляя как будто бы простое и логичное ее объяснение. Отец не принял гомосексуальность сына и выгнал его из дома. Напротив «Горгульи» на той же Дин-стрит располагалась «Колони Рум» или «У Мьюриэл» (по имени хозяйки Мьюриэл Белчер), — комнатушка на верхней площадке убогой лестницы, где, по словам приятеля Бэкона Дэниэла Фарсона, «вы не бог весть что получали за десятку, зато могли даром получить всё, о чем можно мечтать». Аргументацию Бэкона признали 10 судей из 12.
Они жили в лондонском районе Сент-Джонс-Вуд, у западной границы Риджентс-парка, в получасе ходьбы от холостяцкой квартиры Фрейда на Деламер-террас, в квартале Маленькая Венеция, где теперь была его мастерская. Триптих «Этюды человеческого тела» (1970), созданный специально для Гран-Пале, в Монако подается в исторических декорациях. Созыв парламента был обусловлен потребностью королевы в денежных средствах перед лицом военной угрозы со стороны Испании. До него квартиру снимал фотограф Э. О. Хоппе, который использовал бильярдную под фотоателье. Вернувшись в Лондон, Бэкон осваивает профессию декоратора интерьеров. Пространство обнаруживает глубину, делится на несколько планов, в нем «находит свое точное выражение уже не сущность, а сцепление, то есть органическая активность человека» (там же, с. 131).
Триптих— излюбленная форма в творчестве художника: как он говорил, «я вижу изображения последовательно». Через два года – снова неудача. Жиль Делёз отмечал, что «у Бэкона крик— процесс, когда всё тело выходит через рот».
Этюд» со статуей Аменемхета III (оба на троне, анфас, в статичной позе), чтобы указать на родство Бэкона с египетским искусством. Впоследствии долги всегда висели над ним. Однако заимствованный сюжет художник наделяет трагическим колоритом. После этого Бэкона стали рассматривать как талантливого и влиятельного художника.
Он был впечатлён африканской природой и культурой: этими мотивами наполнены такие работы, как «Этюд к фигуре в пейзаже» (1952) и серия картин «Сфинкс» (1953—1954). Его можно любить, можно – ненавидеть, но ни в коем случае нельзя пройти мимо его творчества равнодушным. Это — своего рода крик, который не имеет пределов и границ живописная акция.
В голове как-то само собой возникало, чт я хочу сделать и я это делал. Впоследствии он обращался к этому мотиву в таких работах, как триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия» и серия картин «Кричащие папы»32. Его путь в Париж лежал через Лондон и Берлин. А вот самого первого триптиха «Три этюда к фигурам у подножия распятия» (1944), с которого карьера Бэкона стремительно пошла вверх, на выставке, увы, нет.
На вопрос, какое же впечатление произвел на него Бэкон, когда они познакомились, Фрейд ответил c раскатисто-гортанным немецким «р» (родимое пятно берлинского детства): «Роскошное, просто роскошное. Однако по приезде они вступили в сексуальную связь. Эта знаменитая свадьба 1950 года отмечалась в доме, где жил Бэкон. – объясняет Харрисон.
Фрэнсис был выдающимся оратором, его выступления производили впечатление на современников характеризуя его как оратора, английский драматург, поэт и актёр Бен Джонсон отметил: «Никогда ни один человек не говорил глубже, весомей или допускал меньшую суетность, меньшую ветреность в своей речи Каждый, кто слушал его, опасался лишь того, что речь закончится». Всегда ощущая неудовлетворенность своей работой, он почти каждую свою вещь называл этюдом.
Но самая известная и подтвержденная самим Бэконом история про французское влияние связана с именем Пабло Пикассо (даром, что он был испанец). Более того, в конце 90-х годов на рынке всплыло несколько крупных работ, ранее считавшихся уничтоженными, включая «Пап» ранних 50-х годов и «Головы» 60-х. Здесь уместны параллели с Сезанном, Ван Гогом, Гогеном – крупнейшими колористами XX века. Фрэнсис Бэкон (англ. Francis Bacon 28 октября 1909, Дублин— 28 апреля 1992, Мадрид)— английский художник-экспрессионист, мастер фигуративной живописи. Написана на льняном полотне.
Дошло до того, что он был задержан на улице и препровождён в полицию по жалобе одного из золотых дел мастеров из-за долга в 300 фунтов стерлингов. Наконец, в триптихе 1985—1986 годов художник изображает самого себя. Часто он уничтожал свои произведения полностью или частично. С ним художник познакомился в начале 60-х годов в одном из кафе в Париже.
Фрэнсис начинает сам зарабатывать себе на жизнь. Бэкон обратил внимание на этот сюжет, увидев фильм Эйзентшейна «Броненосец Потёмкин» и прочитав книгу о болезнях ротовой полости. Однако, последующие работы были приняты хуже: картины и рисунки, выставленные в феврале 1934 года на его персональной экспозиции, продавались плохо и были отмечены негативной рецензией в «Таймс», а летом 1936года ему отказали кураторы Международной Сюрреалистической выставки, сочтя его работы «недостаточно сюрреалистическими»12. Триптих вместе с другой его картиной «Фигура в пейзаже», выставлялся в апреле 1945 года в галерее Лефевр и был восторженно встречен критиками.
Основой для фигур послужили фурии— мифические существа, персонажи тетралогии Эсхила «Орестея». Тело все же не самый удачный сосуд для мятежной души. Посмотрите в его лицо – и поймите его лица.
Есть очевидные, как, например, скульптура Родена, открывающая тему манипуляций с человеческим телом или клетки на рисунках Джакометти – в такие же будет запихивать своих героев и Бэкон. Отец надеялся, что бывший военный положительно повлияет на Фрэнсиса. В последние годы художник стал часто писать автопортреты ибо заявлял, что некого писать боле, ведь мрут люди, окружающие его, как мухи (свободная цитата).
И я написал ему, а может, просто к нему нагрянул, так вот c ним и познакомился». В основном играет в Монте-Карло, потом вдруг возвращается. Главные произведения: «Опыты или наставления нравственные и политические», «О достоинстве и приумножении наук», «Новый Органон», «Новая Атлантида». Переломный момент в его творчестве наступил в 1944 году с триптихом «Три этюда к фигурам у подножия распятия (англ. )русск», который привлёк внимание публики своим ярким, грубым изображением страдания и крика и получил высокие оценки критиков. В 1944 году Бэкон создал триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия».
Его мрачные, жестокие картины – зрелище не из приятных. Скульптура Родена дает исходную точку, от которой можно ясно проследить осуществленные Бэконом трансформации над формой и неважно имело ли место воспроизведение Бэконом именно этого пластического этюда французского скульптора. Примерами использования этого образа являются такие картины, как «Распятие, 1933», «Фрагмент распятия (англ. )русск» (1950) и «Три этюда к распятию» (1962)34.
Однако выглядит как насмешка сопоставление на эрмитажной выставке картины Бэкона «Обнаженная фигура. Не по какой-то конкретной причине, а только потому, что он таким родился. Образ распятия прослеживается в творчестве Бэкона с самого начала и является основополагающим принципом многих работ.
В Палате общин Бэкон заседал постоянно, начиная с 1581 года и до его избрания в Палату лордов. Триптих вместе с другой его картиной «Фигура в пейзаже», выставлялся в апреле 1945 года в галерее Лефевр и был восторженно встречен критиками. Этюд» (1952–1953) с «Мужчиной, собирающим плоды с дерева» (1897) Гогена.
Источником сюжета послужили Изенгеймский алтарь и «Распятие» Чимабуэ из базилики Санта-Кроче, однако, пытаясь не изобразить религиозное событие, но передать представление человека о самом себе, художник интерпретировал их по-своему. Он был впечатлён африканской природой и культурой: этими мотивами наполнены такие работы, как «Этюд к фигуре в пейзаже» (1952) и серия картин «Сфинкс» (1953—1954). Письмо Бэкона, написанное по этому случаю, показывает, что он понимал обвинение Обри как часть заранее подготовленного заговора против него. В волосах он прорисовывал каждую прядь. Состоялось его знакомство с фильмами Сергея Эйзентшейна и Фрица Ланга.
Состоялось его знакомство с фильмами Сергея Эйзентшейна и Фрица Ланга. Однако 1918 год, принесший человечеству облегчение, чувство тревоги Фрэнсиса не уменьшил. У Китти были теткины огромные глаза, но не было ее уверенности и прыти. И я думал: ну надо же. Из отчего дома, который был то в Ирландии, то в Великобритании, он ушел в 17 лет. Человеческие фигуры кисти Бэкона в лучшем случае напоминают странные, размазанные фантомы, в худшем — хаотичные куски мяса (художник действительно не раз попадал под воздействие снимков боен и разделанного мяса).
Играл он без удержу. Приведу вам один простой пример. Итак, существует четыре типа препятствий: «Призраки рода» (происходят из самой человеческой природы), «Призраки пещеры» (собственные ошибки восприятия окружающей реальности), «призраки рынка» (появляются вследствие общения с другими людьми посредством речи (языка) и «призраки театра» (навеянные и навязанные призраки другими людьми). Раньше я никогда особо не задумывался о своем поведении.
Во время Второй мировой войны Фрэнсис вступает в ряды гражданской обороны. С полным отсутствием сантиментов по поводу собственных усилий. Отношения с авторитарным отцом у мальчика никогда не складывались. Тело было кремировано, а прах развеян. В 1586 году Бэкон становится старшиной юридической корпорации— бенчером (англ. Bencher), не в последнюю очередь благодаря содействию своего дяди, Уильяма Сесила, барона Берли.
В 1927 году Бэкон по настоянию отца совершил полугодовое путешествие в Берлин вместе с другом семьи Сесилом Харкорт-Смитом. Она в два раза больше оригинала и цвет фона изменён на кроваво-красный18. Заливки, контур, форма и фон как два сектора, равно близких на одной плоскости крайняя близость Фигуры (присутствие) система отчетливости» (Делез, Ж. Френсис Бэкон: Логика ощущения. Жиль Делёз отмечал, что «у Бэкона крик— процесс, когда всё тело выходит через рот»33. Абсурдность подобных декораций лишь подчеркивает трагический финал жизни человека.
Он изучал французский язык и посещал художественные выставки. Фрэнсис Бэкон (англ. Francis Bacon, (/bekn/) (22января 1561 (1561-01-22)— 9 апреля 1626)— английский философ историк, политик, основоположник эмпиризма и английского материализма. Например, Маргарет Тэтчер назвала его «человеком, который рисует эти ужасные картины». Мог ли Фрейд устоять., художник устроился на стуле, безуспешно пытаясь занять удобное положение. Веселая подростковая разбросанность и беспардонность вступила в фазу обуздания.
Хотя Маргарет Тэтчер и назвала его «тем человеком, который рисует те ужасающие картины», его творчеству были посвящены две крупные прижизненные ретроспективы в галерее Тейт и третья – уже в 2008 г. Бэкон всегда решительно заявлял, что никогда не делает эскизов и предварительных набросков. А он мне ответил: Ты о нем наверняка даже не слышал. Только в 1944-м, за год до знакомства c Фрейдом, ему удалось нащупать нечто новое, необычное, выбивающее из равновесия — в триптихе, названном «Три этюда для фигур у распятия». В феврале 2014 года анонимный покупатель из Америки приобрёл «Портрет говорящего Джорджа Дайера» (1966) за 70 млн52.
А вечером пускался во все тяжкие: Казино Монте-Карло стало его вторым домом. В первых – учился, на вторых – заводил знакомства. Ну же, расскажите мне о своих сексуальных предпочтениях. В конце концов, мы живем только раз и запретных тем у нас быть не должно. Смотришь и вдруг он перевоплощается в другой образ.
В начале 60-х Бэкон в последний раз переезжает. «Целый ряд качеств, – пишет Делез, – делает Бэкона египтянином. Графа признали виновным в государственной измене и приговорили к смертной казни.
О, его можно и любить и ненавидеть. Если верить Данн, в нем говорила ревность — не только к ней самой. Другим популярным местом был клуб «Горгулья», располагавшийся под крышей на углу улиц Дин и Мирд: танцевальный зал, гостиная и кофейный салон — здесь витал дух (по свидетельству очевидца Дэвида Льюка) «тайны и томного эротизма». Он решает поселиться в помещении, где когда-то держали лошадей. Из-за его атеистических воззрений поминальная служба не проводилась. Они стали близкими друзьями и их платоническая связь длилась до самой смерти художника. Их дружба закончилась со смертью Джакометти в 1966 году.
Да, Бэкон Фрэнсис как художник мог быть и ярким и грубым и самобытным, он обнажал язвы. Живописью Бэкон начал заниматься, побывав на выставке Пикассо в Париже в 1928 году. «Иногда я (садился в поезд и) ездил повидаться c ним в Кент, — рассказывал Фрейд в 2006 году. Просто у него на время отнята его идеальная сторона. Как и монстры с Трех этюдов. Также и сам Бэкон продолжает обращаться за помощью в продвижении своей карьеры к Сесилям. Зачастую фигура изображенная на картине, заключена в трёхмерную фигуру-клетку. Однако, несмотря на мрак и безумие, которыми сочатся его картины, Фрэнсис Бэкон считал себя оптимистом.
Эту привычку он сохранил на всю оставшуюся жизнь. И Монако, очевидно, сыграло решающую роль в этом становлении». Когда они познакомились, Фрейду было двадцать два, Бэкону тридцать пять.
Знаменитый «Портрет мужчины, спускающегося по лестнице» (1972), написанный спустя год после его смерти, вынесен на афишу к выставке в Монако. Он объяснял брату, что импровизирует с цветом, стараясь припомнить их картины.
Фрейд к этому времени уже пользовался определенной известностью в кругу старших по возрасту поэтов, писателей и художников гомосексуального склада, включая Спендера и Уотсона, Седрика Морриса и Артура Летт-Хейнса (оба, напомню, его наставники в художественной школе в Дедхеме, в Восточной Англии). В 1581 году состоялась первая сессия в парламенте с участием Фрэнсиса. По словам куратора, художник знал, что смерть близка. Френсис не получил профессионального образования именно вот таким образом он долгое время скитается в поисках «своего» искусства.
Дело было в 1945 году. Бэкон вытаскивает ее, гипертрофирует, отрывает от валёрной основы, разбавляет цветными всполохами иссушает, уплощает исследуя все возможности достижения сходства «с помощью случайных и несходных средств» (там же, с. 104). В 1974 году Бэкон познакомился с Джоном Эдвардсом, барменом в одном из клубов в Сохо.
Этот триптих — одна из немногих сюжетных работ Бэкона, основанных на реальных событиях. В это Бэкон не верит. (Ауэрбах, как и Фрейд, родился в Берлине, но ему повезло меньше: его родители погибли в концентрационном лагере в 1942 году, через три года после того, как отправили сына в Англию. ) По вечерам все встречались в Сохо, не столько намеренно, сколько случайно, — все ходили в одни и те же места.
Свобода творчества, мысли и секса – вот чем станет для него французская столица. Это недовольство имело практические последствия: парламент привлёк к ответственности ряд предпринимателей-монополистов, после чего продолжил расследование. Свой подход к проблемам науки, а также человека и общества Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году.
Своих детей Энн постоянно побуждала к строгому соблюдению религиозных обрядов, наряду с тщательным изучением теологических доктрин. О живописи разговор заходил нечасто. Как он сам отмечал позже их работы оказали на него большое влияние, особенно «Метрополис» и «Броненосец Потёмкин».