Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Где любовь, там и ревность. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции.
К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Но она ли на картине. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари.
Второе название полотна – Джоконда – как-то ближе широкой аудитории. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Так он и спал на картине больше двух лет. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории.
Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см.
Получив согласие, он принялся за работу. Елена, люди любят чудеса, без них жизнь была бы серой и скучной. Картина написана маслом на доске из тополя.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. 27 августа 1939 года картина была упакована в специально маркированный ящик, выполненный в 1938 году из дерева и с другими произведениями французских музеев была отправлен на хранение сначала в замок Шамбор в долине Луары. Степень охраны картины беспрецедентная.
По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Леонардо да Винчи начал работу над своим бессмертным шедевром около 1503 года. Неоднократно пытались восстановить и руки статуи, но безуспешно — все они портили шедевр. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Лишь 15 из них остались в живых и спустя 12 дней были подобраны бригом «Аргус». Интересный факт: он стал последним французским монархом носившим имя Иоанн.
В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Венера Милосская Вторая звезда Лувра — статуя богини любви Афродиты из белого мрамора.
В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. В Лувре есть что посмотреть, это каждый знает. Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления. Другая икона XVI века взалах Лувра— «Симеон Столпник».
«Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Под кроной дерева, справа, значится имя художника – Мухаммад Казим (один из известнейших мастеров того времени и, по всей видимости, придворный художник Аббаса) – и короткое стихотворение: Пусть жизнь вам даст то, чего вы желаете от трех уст: вашего любовника, реки и кубка. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж».
Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. Первым покупателем стал Франциск I, купивший картину у наследников ученика Леонардо. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения». Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал.
Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Но затворницей Мона Лиза не была. Интерес к одному из самых известных и загадочных произведений живописи в мире не угасает.
Отказаться от предложения императора была по понятным причинам нельзя. Эта удивительная статуя стала главным символом античного мира. Причем, также неожиданно, как и исчезла.
В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Время шло – картина не появлялась.
Это ничего не означающее мимолётное движение уголков её рта, словно отдалённое, слившееся в один звук эхо, доносит до нас из беспредельной дали красочную полифонию духовной жизни человека»14. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда.
До охраны наконец дошло, что картину украли. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Если картину преступления удалось полностью восстановить, то мотивы до конца неизвестны. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска.
Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Раньше искусство служило церкви, власти и знати.
Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. 1503-1519 гг. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Разве что Рафаэль.
Барышни спортрета Владимира Боровиковского 1808–1812 годов— племянницы русского посла вПариже Александра Куракина (возможного прототипа князя Курагина в «Войне и мире»). Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. «Большую одалиску» признают самым крупным его полотном. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Так что Джокондой Вы можете полюбоваться исключительно в Лувре.
Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция.
Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Мона Лиза в Лувре появилась после революции, прямиком из королевских покоев. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Ранних мастеров французской живописи начали изучать сравнительно недавно, во второй половине XIX века, да и большинство их произведений было утрачено в ходе войн и революций. Существует две версии этой картины.
Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности. Но тяжелая голубая драпировка, чалма и кальян изображены вполне реалистично. Когда картина появилась в салоне в 1819 году, один из критиков писал, что в «Одалиске» нет «ни костей, ни мускулов, ни крови, ни жизни, ни рельефа». Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Однако местные жители островов Эгейского моря верят в другую красивую легенду.
Но на этом трагичная история полотна не заканчивается. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра.
Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. Оба мужчины тут же бегут в полицию, которая и арестовывает таинственного продавца. Потом она спускалась все ниже и ниже по лестнице придворной иерархии, пока не оказалась в одном из темных закоулков Версаля. Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства.
Автором Венеры считается скульптор Агесандр Антиохийский. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем.
В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы. Только вот женщин там вы не найдете. «Мона Лиза», возможно, не была бы так популярна и всемирно известна, если бы в 1911 году ее не похитил работник Лувра.
Но вернемся к Босху, те, кто внимательно смотрит по сторонам, ни за что его не пропустят. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Леонардо да Винчи. Скульптура изображает бога Купидона в момент пробуждения Психеи от его поцелуя. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника.
Огромное количество людей ежедневно приходит в Лувр, чтобы своими глазами взглянуть на завораживающую улыбку «Моны Лизы». Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Наверное, это все знают, но на всякий случай. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Опасно попасть под обаяние этого призрака.
В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». Le Clos Luc), который сейчас является домом-музеем великого художника. К тому же он доверял профессионалам.
Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды. О пропаже узнали не сразу. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета.
Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Художник рисовал портрет жены богатого флорентийца по имени Франческо Джокондо.
Обмороки около Джоконды у Леонардо, кстати, тоже были. А скульптура так и осталась без обеих рук. Девушка так сильно прижимала к груди скульптора, что тот задохнулся и умер. Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой.
Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Это уже дама, которой за 30-35 лет. «Амур и Психея» Антонио Канова Существует две версии скульптуры. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Кроме эротических фресок и скульптур ее украшали любимые картины Франциска, а он предпочитал все светлое и радостное. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Они избрали ее объектом своих экспериментов. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе».
Один знаменитый скульптор искал модель для создания статуи богини Венеры. «Коронация Наполеона» Жак Луи Давид Ценители искусства едут в Лувр, чтобы вживую увидеть монументальные картины французского художника Жака Луи Давида «Клятва Горациев», «Смерть Марата» и грандиозное полотно, запечатлевшее коронацию Наполеона. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок.
Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Причём вор раскрыл себя сам, отозвавшись на объявление в газете. Слева: Портрет Джинервы Бенчи.
В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. А еще – техника.
На переднем плане изображен ручей, вода которого когда-то была посеребрённой. Расстроилась девушка. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться.
Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». В Лувре Мона Лиза обосновалась в 1797 году, после Французской революции. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах.
Девушек напортрете сопровождает мопс— вконце XVIII века крайне модный живой аксессуар («Явижу мопса вкаждой карете, которая попадается навстречу», — писал современник в1789году). В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга».
Она сберегается в Лувре. Визитной карточкой Лувра является знаменитая Джоконда или, как ее еще называют, Мона Лиза. Джоконда — потому, что фамилия женщины была Джиокондо. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Перуджиа признается в краже и говорит, что хотел возвратить «прекрасную итальянку» своей стране.
Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. «Джоконда» впала в полное забвение. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. То, что Луврскую Джоконду написал сам Леонардо, почти никто не сомневается. Эта маленькая работа старшего из Брейгелей (всего 18, 5 на 21, 5 см. ) единственная на весь Лувр. Через два года в Италии картина была найдена.
Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы».
В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи.
Загадка Джоконды была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Затем идет в зал «Каррэ», где висит картина, снимает ее и в укромном уголке вынимает из рамы. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его.
Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Проблема состоит в том, что картины в шахтах были обнаружены 16 июня, а по документам Лувра картина в этот день уже была в Париже. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Ее перевели в покои министров.
Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины. «Большая одалиска» Жана Энгра Энгр писал «Большую одалиску» для сестры Наполеона Каролины Мюрат. Началось расследование.
Это помогло сохранить картину от дальнейших нападений. Общая коллекция французского музея содержит 350 тысяч творений мастеров прошлого.
Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре. «Мона Лиза» Леонардо да Винчи «Джоконда» кисти Леонардо да Винчи — главный экспонат Лувра. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.
«Джокондомания» охватила Америку. Так что картина действительно загадочная. По мнению исследователей, шрам символизировал какое-то ритуальное, деструктивное действие. До него дошел слух о женщине необычайной красоты с острова Милос. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет. Неоспоримо, главный экспонат Лувра – Джоконда или Мона Лиза кисти Леонардо да Винчи. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Креспи был большим поклонником голландской живописи и жанровых сценок в частности.
Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Вплоть до своей неудачной попытки продать картину во Флоренции. Та, что хранится в Лувре, написана в период между 1483-86 годами и первое упоминание о ней (в описи французской королевской коллекции) датируется 1627 годом.
Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Собственно портретные работы XV века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались ещё внешней и внутренней скованностью.
Намекает на смысл сценки и картина на заднем плане изображающая Христа и грешницу. Голова слегка повёрнута10. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински.
Так, Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. Потом Наполеон на время опять перенес ее в свою спальню во дворце Тюильри, но после свержения императора, «Джоконда» окончательно вернулась в галерею.
А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. История картины «Мона Лиза» волнует не одно человеческое поколение.
Стихотворение можно интерпретировать и символически, в персидской традиции было множество стихов, обращенных к виночерпию. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Были допрошены сотни людей. Короче, это похищение было похоже на какую-то детскую игру.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. В1934 году Общество друзей Лувра приобрело его упарижского антиквара ипреподнесло музею. Не поверив в это, он на всякий случай предупреждает директора Галереи Уффици во Флоренции и просит его сходить вместе с ним во флорентийский отель «Триполи», где Леонард назначил встречу. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Статуя теряла ощущение полета и стремительности, неудержимого стремления вперед.
Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Установленная защита обезопасила картину от возможных посягательств. Они встречаются, Леонард демонстрирует картину и что же видят продавец с директором. Он хорошо владел техникой сфумато, придав картине лёгкую туманность. Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу».
Творчество Энгра имеет огромное влияние на современных художников, особенно Пикассо. Назревала большая европейская война.
Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. Хотя надо отдать должное и картине. Лувр, Париж Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете. Если нет чудес в наличии, то создают или придумывают их сами. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше.
Существующая в нескольких версиях Женщина ищущая блох, видимо, входила в серию картин (ныне утраченных), повествующих о жизни одной певицы от начала ее карьеры до последних лет, когда она стала набожной. Сейчас, кроме Лувра, нигде нельзя увидеть оригинал Джоконды. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну.
В течение целых двух лет Перуджиа молчит о «Джоконде», как рыба. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Он намеренно искажает анатомические детали. Впрочем, до сих пор никто не берется объяснить персонажа с миской в руках (на заднем плане), а также лисьи хвосты на одежде героев, хотя некоторые видят тут намек на ежегодный праздник нищих Koppermaandag.
Грудь преподнимется. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Фрегат «Медуза» потерпел крушение и 140 человек попытались спастись на плоту. Очень важно, что эту оценку он дал, ни разу не увидев картину лично, а лишь выразив общее мнение цеха художников.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. «Большая одалиска» считается самым известным и значительным произведением мастера. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма.
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Нужно понимать, что на свет выставлено менее 5 сокровищ, главные шедевры Лувра. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два.
Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Где-то между 1503 и 1506-м. «Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре и нигде больше. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам.
Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. Жерико соединил в одной картине надежду и отчаяние, живых и мертвых. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн.
Детиих, разумеется, считались внебрачными ипотребовался императорский указ, чтобы дать имправа законнорожденных (причем издали его только после смерти Александры). Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». В Вашингтоне и Нью-Йорке картину за два месяца посмотрели больше полутора миллионов человек. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало.
Однако позже оба были освобождены. Не было ее и у реставраторов. Но это уже дело вкуса. Вот это уже серьёзная несостыковка. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. И сегодня это никого не смущает.
() Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота.
Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить. До него никто не видел в ней никакой тайны. Прошло два года, прежде чем полиция смогла выйти на след настоящего грабителя.
Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Но в применении метода сфумато все равно ему уступал. Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см.
Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Потом разошлись по всему миру. Эксперты уверяют, что руки статуи были отбиты задолго до ее обнаружения. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний.
Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Эту картину называют и «Мона Лиза» и «Джоконда». Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину.
Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Никто не знает, кто обрезал картину. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал.
Как выглядит «Мона Лиза». Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари»2. из-за японцев к картине и правда не протолкнешься)) красота – страшная сила. Мона Лиза (фрагмент).
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Немецкие газеты платили той же монетой. Первым на недостающую картину в зале Лувра обратил внимание французский художник Луи Беру. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя.
Почему. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Парный наплечник сизображением Распятия похожим путем оказался вНюрнберге. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. 1490 г. Музей Чарторыйских, Краков. Рисунок был приобретен музеем в 1975 году.
Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Винченцо Перуджа действовал один. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Полное название картины — «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года».
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Расследование опять в тупике. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Девушку звали Мона Лиза. «Плот Медузы» стал последним из законченных произведений Жерико.
Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Находится Мона Лиза в части Лувра под названием Денон (Denon) в 7-ом зале итальянской живописи. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в Джоконду камень и повредил красочный слой у локтя. Из-за участившихся случаев вандализма, картину защитили пуленепробиваемым стеклом.
Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту.
Мона Лиза — сокращение от Мадонна Лиза. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся.
Нигде, кроме Лувра, увидеть ее нельзя. Однако это можно списать на плохую реставрацию. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики.
Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности.
Этот железный человечек родом из Бактрии и ему более 5-ти тысяч лет (датирован концом II – началом III тысячелетия до н. э. ). Никто не обращает на него никакого внимания и он свободно передвигается по музею. И вдруг, спустя два года, в декабре 1913, она всплывает во Флоренции.
В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Трудясь над Джокондой, Леонардо сильно подорвал здоровье. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Именно к этой картине ведут все указатели, которым послушно следуют потоки туристов.
Большая часть из них доступна только специалистам. Правление Иоанна Доброго, пришедшееся на годы Столетней войны, было не из легких: разбитый англичанами в битве при Пуатье, он попал в плен и находился в заточении в Лондоне, где подписал договор о своем отречении. Сегодня «Мона Лиза» спрятана за пуленепробиваемым стеклом, толпу туристов сдерживают заграждения. У одалиски три лишних позвонка, правая рука неправдоподобно длинная, а левая нога вывернута под невозможным углом. Она расположилась на фоне пейзажа. Все указатели музея ведут именно к этой картине.
Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Благодаря его предприимчивости они нерассеялись помиру иколлекция эта уступает только кремлевской. ) «Симеона Столпника» в1956 году Гринберг преподнес вдар Лувру, музей тоже остался благодарным— втомже году купил унего икону «Страшный суд» XVIIвека. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. В этой раскаленной атмосфере кража шедевра Леонардо была воспринята французами как национальное оскорбление. К этому времени все потеряли надежду, что произведение искусства будет найдено.
Её сущность заключается в том, что здесь даётся одна из первых в итальянском искусстве попыток изобразить естественное психическое состояние ради него самого, как самоцель, без каких-либо привходящих религиозно-этических мотивировок. Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Руководство музея приняло решение больше никогда не вывозить шедевр за пределы дворца.
Зрители часто отмечают, что в образе Моны Лизы, несмотря на всю нежность и скромность, есть какая-то мужественность и лицо юной модели, почти лишенное бровей и ресниц, – кажется мальчишеским. Он признается, что его настоящее имя Винченцо Перуджиа и что именно он устанавливал в 1911 году защитное стекло у «Джоконды». Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Далеко не всем она кажется таковой. Исходящее от Моны Лизы ощущение силы— это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Вспомните, как усаживает курортный фотограф отпускников на фоне задника с намалеванной горой Ай-Петри. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера.
Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Вторая, которая принадлежит Лондонской Национальной галерее, была написана позже в 1508-м.
В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Экспонаты Лувра не содержат творений авторов, созданных после 1848 года. () Джоконда— не портрет.
Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. И не только был закончен, но и является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо»2. В итоге на родине Джоконда пробыла недолго. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем.
До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Вещество попало на нижнюю часть картины.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. И помните, Мону Лизу нельзя увидеть нигде кроме Лувра. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона.
Только чувство утраты рождает любовь. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось.
В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Справа: Мона Лиза. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Которых у Моны Лизы нет. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. На раме он заметил отпечаток пальца. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Небольшой по размерам портрет не очень красивой и скромно одетой женщины не первой молодости. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы».
Название Венера (римское имя) не совсем корректное. В каталоге Лувра скульптурная группа названа «Психея, разбуженная поцелуем Амура». В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет. От посетителей картина защищена пуленепробиваемым стеклом.
Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Подлинник да Винчи. Но картина так и не была принята заказчицей. Вторая, более поздняя версия, находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Джоконда стала персонажем криминальной и светской хроник вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории.
Баптистерий (или крестильная купель) Святого Людовика отмечена среди важнейших экспонатов цокольного этажа, однако мало у кого хватает сил спуститься сюда после осмотра главных достопримечательностей музея. О матери Леонардо почти ничего не известно. У одалиски на его картине неестественно длинный позвоночник. Бельгиец Пьере был его секретарем. Увидеть ее невозможно и именно вот таким образом в СМИ постоянно циркулируют сплетни о каком-то тайном послании художника миру и человечеству, якобы, написаннном на обороте «Моны Лизы».
Предполагается, что найдены они в Иране, неподалеку от города Шираз. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. После ложных доносов Аполлинера под стражу заключили его друга Пабло Пикассо.
Вероятно, она подарила гостю картину напамять. Ощущение, что «Джоконда» просто испарилась. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Ее подарил музею князь Юсупов, который приобрел шедевр в Риме в 1796 году. Разразился страшный скандал.
Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы».
Она вздохнёт. Она была написана в 1503 году, а попала в Лувр в 1793. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали.
Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Аббас I (1587-1629) – самый значительный представитель династии Сефивидов, считающихся основателями современного Ирана. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой.
Венера Милосская (Афродита) известна нисколько не меньше, чем предыдущая красавица. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Никем не замеченные, это, конечно, громко сказано, та же Мадонна в скалах – одна из самых знаменитых картин в мире и, тем не менее, начав свой забег с финишем у Моны Лизы, туристы, к сожалению, часто проходят мимо этой прекрасной работы, у которой стоит постоять лишнюю пару минут.
Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Одну из наиболее известных картин Иеронима Босха не то, чтобы не знают в лицо.
Найденная в начале XIX века на греческом острове и незаконно вывезенная во Францию (произошел даже небольшой бой с турецкой полицией, которая не хотела выпускать скульптуру с территории Османской империи), скульптура поражает тонко переданной красотой человеческого тела. Также Вазари говорит о бровях. «Плот «Медузы» Теодор Жерико Сегодня картина Теодора Жерико является одной из жемчужин музея. Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена.
Если находящуюся в том же зале Венеру Милосскую вы не пропустите точно, окружающая ее толпа туристов – хороший ориентир, то расположенного неподалеку Спящего Гермафродита можно запросто пропустить, если свернуть не туда. Все указатели музея ведут именно к этой картине. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне.
Она отнимает у лица все жесткое, напряжённое, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределённых душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью»16. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Легендарная Джоконда бьёт все рекорды среди известных картин Леонардо да Винчи в Лувре. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Из небольшой комнатки он выбрался лишь на следующее утро.
Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа»11. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Подобные работы отнюдь не являются центральными в творчестве художника, но дают современному человеку яркое представление о реалиях того времени, когда без блохоловки не мог обойтись ни один приличный человек.
К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. 1503-1519 гг. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо.
Одни усматривали в ней размышление о врожденной слабости человеческой природы, другие – социальную сатиру (карнавальные головные уборы персонажей могут символизировать короля, епископа, бюргера, солдата и крестьянина), либо критику политики, проводившейся во Фландрии Филиппом II. Французы собирали осколки впопыхах и потеряли руки Венеры. Её левая нога и правая грудь странным образом прикрепляются к корпусу. Руководство Лувра было уволено, а сам музей закрыли на неделю.
Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Мона Лиза из Лувра явно старше. Леонардо да Винчи.
Так богиня любви и красоты стала жертвой битвы за прекрасное. Это основная цель многих туристов, вот таким образом народу возле неё всегда много.
Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Эта картина, по версии музея, была реквизирована немцами в Muses Nationaux Rcupration (инв. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Что вы видите перед собой. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. «Рабы» Микеланджело В числе самых ценных экспонатов Лувра две скульптуры Микеланджело: знаменитые «Восставший раб» и «Умирающий раб». На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура.
У этой девушки непростая судьба. На ней изображена женщина, которая сидит в кресле. Историки искусства отмечают, что портрет Моны Лизы стал решающим шагом на пути развития ренессансного портретного искусства. Мона Лиза находится в крыле Денон в 7 зале.
Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. А само изображение покрывает толстая броня. Посередине: Дама с горностаем. Древние артефакты традиционно привлекают к себе меньше внимания, чем творения великих художников и скульпторов. Художник помчался туда, отыскал красавицу и без памяти влюбился в нее. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца.
И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. Уже современники мастера оценили портрет в наивысшей степени. Этот шедевр воплощения чувственности в мраморе несомненно стоит оценить вживую. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Оборотная сторона картины.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Все это время, пока шло следствие, «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, став объектом копирования и поклонения.
Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Ника Самофракийская Еще одна гордость музея — мраморная скульптура богини победы. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Лувр представляет картину на первом этаже, в зале 75. Путь в Лувр нерелигиозных работболее разнообразен.
Да и горизонт с одной стороны выше чем с другой, вот таким образом картина кажется больше с левой стороны. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Леонард был арестован. Покинув Италию, Леонардо увез с собой и портрет Моны Лизы.
То есть разобраться в этом механизме. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». В своеобразно прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель Джоконды она сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя.