Тур по Саду земных наслаждений был создан кинематографистами, фотографами и историками накануне презентации документального проекта голландского режиссера Питера ван Хюйсте Иероним Босх.
Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. Джорджа Лукаса трудно заподозрить в любви к средневековой живописи.
14. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Тем не менее, автор «Звездных войн» говорил в интервью, что некоторых инопланетных существ он придумал под влиянием картин Босха (в частности он упоминал Джаббу Хатта).
Мать его была дочерью портного. И до сих пор мир на его картинах не поддаётся никаким объяснениям и теориям. По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее – в сюрреализме. Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов.
Таким образом, он условно отделяется от тех художников, которые творили ради денег, ведь в них Босх не нуждался. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Бог видит «. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Тех, кто видел это в детстве, уже не испугать поделками вроде «Кошмара на улице Вязов»: не пытаясь походить на полотна мастера визуально, эта «Халиф-аист» эксплуатирует самые жуткие элементы обязательной босховской программы. Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Босх является одним из представителей мастеров раннего Северного Возрождения. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Босх — давняя обсессия Терри Гиллиама.
«Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Короли на лошадях следуют за ним, а небольшая кучка счастливчиков беззаботно сидит на его вершине.
У Терри Гиллиама (режиссера «12 обезьян», «Бразилии», «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», участника знаменитой комик-группы «Монти Пайтон») много общего с Иеронимом Босхом. Точная дата рождения Босха неизвестна. Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков2.
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. 15. В них тоже тесновато от тиар и нимбов, рогов и копыт. Картина называется «Искушение святого Антония «. А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Дель Торо, как и Босх, нередко становится жертвой смелых зрительских трактовок. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное.
Теперь никто не упрекнет их в инфантильности и легкомыслии. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Художниками были дед, двое дядей и два брата Иеронима.
В фильмографии американца Байера — всего один полнометражный фильм: ремейк «Кошмара на улице Вязов», который неловко сравнивать не то что со средневековой живописью, но даже с оригинальным фильмом про Фредди Крюгера. Когда сюрреализм заявил о главенстве подсознания в искусстве, фантазии Босха были заново оценены.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда.
Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Впрочем, не будем забывать о том, что Лукас был в первую очередь ловким промоутером. Это было последнее произведение Босха.
Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Ад изображен в правой части триптиха. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Французский постановщик Кристоф Ган, главным образом известный, благодаря экранизации культовой компьютерной игры «Сайлент Хилл», сумел воссоздать на большом экране натурально босховский ад.
Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Его техника называется алла прима. Достоверные факты скупы.
Это очень тонкая аллегория. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Кто-то заимствует у него «букву». Что ж, Босх, конечно, знал толк в гигантских жабах. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию.
Эта снайперская формулировка подойдет ко многим фильма Линча. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Все эти изображения были хотя бы частично выдержаны в духе Босха— с обилием чудесных и чудовищных созданий. Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов».
Колдуны, алхимия, рептилоиды, звероподобные фрики, мертвое дерево, тьма. Бог в облике Иисуса Христа изображен на картине молодым, что было нетипично для художников того времени. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть.
Иероним Босх – это великий нидерландский художник, который работал преимущественно в Хертогенбосе (Северная Фландрия). По его словам, однажды увидев триптих «Искушение святого Антония» в Брюсселе, он испытал «синдром Стендаля», превратился в «собаку Павлова от искусства» и теперь всякий раз при упоминании Иеронима Босха роняет восторженные слюни. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен.
Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. И даже Игорь Фёдорович, да.
Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
Исследования материала привели к неожиданному результату: фрагмент камня, помещенный под микроскоп, начал слабо светиться, а температура его поверхности внезапно возросла на три с лишним градуса. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц.
Имя Босх пошло от того, что все свои работы, он, по неизвестной причине, подписывал сокращённым названием своего родного города Хертогенбос – Den Bosch. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Просто идти в Черный вигвам можно разными тропами. Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Едва ли вы перепутаете кадр Линча с фрагментом какого-нибудь триптиха Босха. Вот, собственно и всё.
Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония».
11. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками.
В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Кто-то идет по следам мастера, даже не подозревая об этом. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes».
Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи.
Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе.
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Да и о том, что совы — не то, чем кажутся, Босх знал за 500 лет до сериала «Твин Пикс». Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене.
В первую очередь мексиканца дель Торо роднит с Босхом страсть к многофигурным композициям. «Артхив» вспомнил 10 режиссеров, в чьих фильмах Босх присутствует как минимум на правах музы. Недаром лучшие из кинокритиков норовят разобрать «Хэллбоя» в контексте манихейской ереси, а, например, «Лабиринт фавна» — как метафору взаимоотношений ребенка с миром религиозных запретов. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда.
Покойный Александр Маккуин использовал для создания своей заключительной коллекции ткани с принтами полотен Иеронима. Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. Багрово-парной кошмар «Сайлент Хилла» щедро присыпан пеплом и типичными для Босха символами — крестами, ключами и т. п. По городу бродит жуткий пирамидоголовый жнец (нужно ли напоминать, насколько любимы были Босхом всякие пирамиды, конусы и треугольники. ) и, кажется, если приглядеться, на лезвии его чудовищного тесака обнаружится столь характерное для Босха клеймо «М». Голландское слово «vogel», что в переводе значит «птица», в устаревшем значении переводилось как «половой акт». Иероним Босх – великий нидерландский художник. А вот клип Until it Sleeps, который Байер снял для группы Metallica, — это очевидный оммаж Босху: за пять минут Байер умудрился процитировать «Сад земных наслаждений», «Воз сена» и приписываемую Босху работу «Се человек». Босх – был личностью весьма интересной.
Создавая культ планетарного масштаба, стоит обзавестись респектабельными источниками вдохновения — в самом деле, не говорить же Лукасу, что на создание «Звездных войн» его вдохновило «Маппет-шоу». В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью.
Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Лишь семь творений Босха подписаны. Тот же «Синий бархат» неслучайно начинается с отрезанного уха — ключевого образа в творчестве Босха. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.
Фантазия Босха соединяла не просто разные элементы животных, как было принято в его время при изображении демонов или монстров. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх1 (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. На протяжении целого столетия в Нидерландах накипало возмущение, вылившееся затем в революцию. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». 12.
Его фильмы, как и полотна Босха, слегка страдают от перенаселения. Уши, пронзенные стрелой, это аллюзия на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит». Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле».
На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Даже персональная выставка его фоторабот (по большей части состоявшая из обнаженной женской натуры) называлась «Диптихи и триптихи». По легенде, когда Антоний уединился в пустыне, Дьявол со своим легионом бесов пытались неоднократно соблазнить святого подвижника, сбросить его в пучину грехов, страха и отчаяния, но тот стойко перенес все атаки нечистых сил. 13. (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись.
Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Это увлечение длилось несколько десятилетий.
Ни до него, ни после него никто настолько правдиво не обнажал мир человеческих пороков и страстей. Кроме того, это что-то вроде культурной индульгенции фанатам эпопеи. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.
Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. «Как будто Норманн Роквелл встречается с Иеронимом Босхом», — сказал однажды о фильме «Синий бархат» один из звукорежиссеров Дэвида Линча. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины.
Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Связь между ними более глубинная, поверхностным взглядом ее не разглядеть. И все же лучше судить о Босхе по его работам.
Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников. Иероним Босх писал многофигурные картины на темы народных поговорок, притч, пословиц («Искушение святого Антония» триптихи «Сад наслаждений» и «Поклонение волхвов» «Корабль дураков») сочетая изощренную средневековую фантастику и рожденные его воображением гротескные демонические образы с необычными для искусства той эпохи реалистическими новшествами.
В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Меня зовут Лубберт Дас». Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Кто-то — дух. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»).
Босх превратилискусствов зеркало современного мира. Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад». Есть подозрение, что он просто решил добрать за счет Босха солидности. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля.
Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. В «Саду земных наслаждений» очень много птиц. В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Творчество Босха очень нетипично для европейской живописи XV века.
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая. Словом, Дэвид Линч — верный последователь Иеронима.
Босх выгодно женился, вошел в руководство Братства Богоматери имел признание и много заказов. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Лишь семь творений Босха подписаны.
Он действительно с особой детализацией изображал потусторонний мир, его работы переполнены символизмом. На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. И больше ничего доподлинно неизвестно о жизни этого Мастера. Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д.
Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника.
Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»).
Его техника называется алла прима.