Не зря называл он Архипа Ивановича своим Гуру. Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть. Сближение было не только вступлением в Товарищество, было оно идейным и творческим. Тишина царит над миром. – спросил Архип Иванович, улыбнувшись.
Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе. и А. М. Но юноша был настойчив и, вместо бесполезных попыток, он написал пейзаж: у моря с лунной дорожкой «Татарская сакля в Крыму». Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых. Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом. Но самое большое впечатление оставляет свет луны, вышедшей из-за облаков.
Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это. Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель.
Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли. Днепр. Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками. Моросит дождь. Яйла», «Горный склон. И. Е. Репин сказал: «В пейзажной живописи Куинджи был гениальный художник. Осенью семья возвращалась обратно в Петербург.
Куинджи захотел его сопровождать. В том числе две с одним названием.
Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. «Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys).
В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь.
Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь». Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать. Свой талант знаменитый пейзажист не унёс с собой в могилу, а передал по художественной линии и отдал его в надёжные руки своих последователей.
В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад. Картины нищего российского села с невесёлым пейзажем, «Чумацкий тракт» с увязшими в грязи волами, были одобрены и передвижниками и прессой. Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека. Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели.
Так продолжалось восемь лет.
Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему. Кавказ».
Этого не произошло. «Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море. В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». С 1866 года Куинджи – в Академии. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма.
Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником.
Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха. Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке. А расположение по вертикали создает ощущение величественности увиденного. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь».
Говорят, что он крепко пил, вот таким образом и вернулся в родные места. В. М. Его успели удержать. Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам». На это обратил внимание его хозяин и показал рисунки своему более образованному коллеге. Армян отправили на Дон.
Это усиливало эффект лунного сияния. Вот картина «Осенняя распутица»: свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». Прекратив свою выставочную деятельность в 1882 году, Куинджи не ушёл от людей только в творческий поиск. Я совершенный дурак перед этой картиной. Перед его полотнами, путешествующими вместе с передвижными выставками по городам России, народ толпится особенно густо. Он пришёл к людям через своих учеников, величайшим среди которых стал Н. К. Рерих. Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам».
Скромный по размеру пейзаж. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. Примечательно также, что Куинджи обладал особой чувствительностью зрения. Но зрители хлынули бесконечным потоком. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Отец Куинджи был сапожником. Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах.
Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098). Архип ванович Кундж, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. А. И. Куинджи родился в семье сапожника в селении Каросу, близ Мариуполя. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. И куда ни глянешь – не оторвать глаз.
У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен. За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин. Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке. В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор. Главное – свет, дарующий покой и надежду.
Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения. По вечерам начиналось веселье.
Кое-где видны тропинки, ведущие к Днепру. И ждала. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. У Крамского Христос – человек, пытающийся понять, в чём смысл жизни, победить свою земную природу.
Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него.
– Смотрю – и точно: весь город как на ладони. Крым» и многое другое. В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Луна.
Так что полюбила Вера Кечеджи небогатого юношу, а замуж вышла за известного художника. Имелись неопровержимые свидетельства, например, Репина: «Есть прибор – измеритель чувствительности глаза к тонким нюансам тонов Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных точностей». Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880). Нет, понимаю. Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли. Мазанки, прилепившиеся на спуске к реке, выделяются в темноте белизной стен.
Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. Мне кажется, да – его картина была каким-то тихим, но точным словом, которое он попытался сказать своей родине.
"Непрерывные поиски новых световых эффектов, – пишет советский искусствовед Н. Н. Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя».
Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер». Через год был возвращён обратно. Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать. А потом упорно из года в год все делал новые попытки. На картине изображено одно из красивейших явлений природы – радуга после сильного дождя.
В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление.
Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер. Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат. Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте.
Художник света». Крым», «Крым. О его зоркости слагались легенды. Но как ни многообразны были произведения последних лет, они не могли уже вызвать прежнего отклика у широкой публики.
И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств. Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва.
О Куинджи и его работах заговорили и он, поверив в свои силы, перестал посещать занятия в Академии. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Однако до конца жизни художник поддерживал дружеские отношения со многими передвижниками, часто присутствовал на их заседаниях, а в 1882 году на похоронах В. Г. Перова произнёс от их имени небольшую, но яркую, сильную и искреннюю речь, которую присутствовавшие, по свидетельству М. В. Нестерова, слушали благоговейно.
Долгих двенадцать лет прошло, пока два любящих сердца смогли соединиться (когда Архип принес будущему тестю заветную «сотенную», тот выдвинул новые требования). Необъятная степь, не имеющая ни конца, ни края и над ней бездонное серебристо-серое небо, словно завешенное легкой пеленой облаков. Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им. Однако, Куинджи долго увлекался живописью мариниста.
Архип Куинджи был не просто художником, но и превосходным учителем. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было.
От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени. Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок.
Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус.
Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже. Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам. Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82).
В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. Вместо фамилий у них были прозвища. Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза. Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии. Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее. Куинджи, в переводе с татарского, означает – золотых дел мастер.
Ни в каких богемных скандальных хрониках 19 века имя молодого Куинджи не упоминается. Академия помогала в этом немногим избранным. В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Крым», «Морской берег. Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году). Потом говорили обо всём на свете, прежде всего о живописи, но ещё и о философии истории и многом другом.
Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице. И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу. Товарищество передвижников было для него во многом сдерживающим, ограничивающим его талант строгими рамками, вот таким образом разрыв с ним был делом времени.
Вся природа словно погрузилась в сон, объятая чернотой ночи. Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север». Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя». У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Но решение было принято.
Известные картины Архипа Куинджи: «Лунная ночь на Днепре», «Березовая роща», «Ночное». Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек». Короче, я не совсем понимаю Куинджи. Художник-новатор. Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам.
Архип Иванович Куинджи, один из самых великих русских художников. «Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку. Собственно, желание ее отца осуществилось: дочь сделала хорошую партию. В его ликующем сиянии все принимает призрачные очертания, неузнаваемо преображается. На этом заканчивается его юность.
Противоположный берег тонет во мраке ночи. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. В 1865 году Куинджи решил поступить в Академию художеств и уехал в Санкт-Петербург, однако, первые две попытки оказались неудачными. «Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка.
Никто не мог понять, что происходит. А. И. Куинджи для ежегодных премий. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников. Оставшись сиротой, был вынужден пойти в люди.
Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Хозяевам нравилось. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось.
Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Но далее началось сплошное расстройство. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». А разве не так нас учит Господь.
После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться. В двадцать с небольшим он отправился в путь.
Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р. – «Тысяч пять». После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером». Тургенев писал, что французов оно потрясло.
Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901).
И только ему одному – Куинджи – было отказано. Если он видел цель, то не останавливался, пока не добивался своего: по выражению Репина, «буравил землю насквозь». Его просто-напросто не принимали в Академию. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге».
Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира. «Да зачем вам. В Белорусском национальном музее находится вариант картины композиционно существенно отличающаяся от первой.
Серебристой лентой распластался по равнине широкий полноводный Днепр. Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам. – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая». Людей на полотне нет, а главное в образе – не река (дивный, тихий Днепр, где когда-то крестилась Русь) и не луна сама по себе, хотя лучше, чем Куинджи, она не давалась никому из живописцев.
Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Это был взрыв. Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся. Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Это полотно художник писал на протяжении пяти лет – с 1900 по 1905 годы.
Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи. Тот дал пятнадцатилетнему Архипу рекомендацию и посоветовал обратиться к Айвазовскому, что жил неподалёку – в Феодосии. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника.
Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. «Но, — говорил он о произведениях Куинджи, — глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее». Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество.
С Куинджи поехали 12 человек. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины. Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами.
Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах. Ведь Кавказ Куинджи символичен. Эти люди не выносили масок.
В этот момент, на пороге и наступила смерть. О том, что произошло, говорили разное. Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север.
Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много. Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу. Всё я сидел, смотрел и думал.
«Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. Быть может, это абсолютно новый живописный принцип. С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу. В 1952 году прах и надгробие были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры. Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами. Разумеется, никто ничего не подсвечивал.
Набивалось до 200 человек. У нас в селе не видела я ковриков с русалками или оленями. И было лишь началом. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи.
Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Обошлось это в сто тысяч рублей. Кормил их, лечил, а слетались к нему птицы тысячами.
Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Рисовал с детства, где только мог. В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. Искрится легкая рябь на воде.
В первый год обучения он редко делал замечания, просто наблюдал, осторожно пытаясь понять, к чему лежит душа ученика. Художник много путешествовал. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин. «Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром».
Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Но без подготовки не смог выдержать экзамен. Здесь особенно ярко и непосредственно воплотилось присущее Куинджи "солнцепоклонничество". Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ. Вид на гору Демерджи.
Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи. Но поучиться у прославленного мастера ему не довелось. По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром». По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны».
Ярошенко негодовал и даже, рисуя Иуду, придал ему черты Архипа Ивановича, потом, правда, стёр. Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. Болезнь сердца сопровождалась удушьем. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Был членом «Товарищества передвижников».
Купец отказал, пояснив, что Архип должен стать обеспеченным человеком, а не морить себя голодом. «Сами по себе луна и солнце, — писал Крамской, — не предмет для живописи». У Куинджи была железная хватка. Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. Пейзаж он подарил Академии на выставку и получил две награды. Вера не забыла, не разлюбила своего Архипа. Так же и Вера. Считается шедевром позднего периода творчества Куинджи.
Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех. Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа. Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств. В эти годы им было создано около пятисот эскизов и полноценных живописных произведений, многие из которых объединялись художником по примеру импрессионистов в тематические серии и около трёхсот графических работ.
Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность».
Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения. Провинциал-самоучка, над чьей техникой рисования потешались столичные снобы, довольно быстро завоевал славу главного русского пейзажиста. Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма. Русской педагог не знал.
Открыл входную дверь. Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». Редкие огоньки в них усиливают ощущение покоя. Испытал особое влияние И. К. Айвазовского. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники.
Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873 Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений. Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. Бездонное и величавое распростерлось над землей небо. В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». Украинская ночь знаменует перелом в творчестве Куинджи. Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Греков – на другую сторону Азова.
В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа.
Начиналось всё нехорошо. 1842-191-0 г. г. Архип Иванович Куинджи родился в Крыму в Мариуполе, в семье бедного сапожника, грека по национальности.
Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи укр. Да так забылся, что, вижу, уже солнце село». Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке.
Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным». Но то же очарование света. Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека.
Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски. Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». Любимый с деревенского детства.
Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Это есть выражение моих личных мыслей». Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским. В конце концов победа осталась за Куинджи.
1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже. После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. О ее цене осведомился морской офицер. Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби». В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине».
Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. В то, что ему это удастся, Елевферий не верил, но все попытки уговорить дочь найти себя другого избранника были тщетны.
Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов.
Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. С шести лет он уже пас гусей, с одиннадцати – работал на постройке церкви (подавал кирпичи), потом стал «комнатным мальчиком» у хлеботорговца Амаретти: чистил хозяевам обувь, убирался, прислуживал за столом, был «на побегушках». Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется.
Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников. Рано лишился родителей и жил в большой бедности. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876).
Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Высокий, стройный, с выразительными и глубокими глазами, с черной гривой вьющихся волос, Куинджи производил неизгладимое впечатление на современников. Для современников художника его картины были радостным откровением. По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан.
В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком». Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно.
Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм». – «Хорошо, я её оставляю за собой». Впервые "Березовую рощу " Куинджи написал в 1879 году. В это время он совсем отошел от классических традиций и подражания античности идеализации образа натуры.