Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св.
На картине мадонна повернута к зрителю профилем, глаза устремлены на книгу, руки нежно прикасаются к сыну. Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Работа датируется 1498 годом.
Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров.
Этот камерный портрет действительно необычен. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний.
Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Живописные решения отличаются тонким благородством, композиции безупречно уравновешены.
Так началась история Рафаэлевых Станц. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Она хранится во флорентийской галерее Уффици.
Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера).
Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема, для воплощения передовых стремлений в искусстве.
За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой.
Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Они составляют нерасторжимые в своей цельности и гармоничности группы, где каждый персонаж точно занимает свое место и где сама архитектура в ее строгой размеренности и величественности способствует воссозданию атмосферы высокого подъема творческой мысли.
Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Он отказывается от пейзажного фона, чтобы сосредоточить всё внимание на фигуре. Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник.
О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Поздние работы, которые приписываются Рафаэлю, отмечены непривычной для него холодностью, декоративной усложнённостью и вычурностью красочных сочетаний— признаками наступления эпохи маньеризма. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). Немота героини чувствуется по выражению лица, по взгляду, по бездействующим, плотно сжатым губам. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца.
После оригинально трактованного портрета Льва X в окружении родственников (1518) в продукции мастерской Рафаэля возрастает вклад учеников и в первую очередь Джулио Романо. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро).
Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи.
Ещё через 4 года стал работать во Флоренции, а в 1508 его пригласил в Рим сам папа Юлий второй, работать вместе с Микеланджело при дворе. Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520.
Художник ищет и находит новые пути приближения к внутреннему миру модели. Сикста в Пьяченце. Первый учитель – Перуджино. Вершиной портретной живописи Рафаэля принято считать луврский портрет его друга Бальдассаре Кастильоне (1515)1, который вызывал восхищение таких знатоков, как Рубенс и Рембрандт2. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа.
Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины.