На фоне стиля Барокко все другие стили кажутся более сдержанными и не такими роскошными. Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов.
Депорт, Т. Кэрью). Чернышева. Возле этого «попутного дворца» построили хозяйственные здания и несколько изб для прислуги.
Активно использовались и другие жанры инструментальной музыки: триосоната (А. Одна из пьес П. Кальдерона так и называется: «Жизнь есть сон». Новый этап строительства Царского Села относится к 1740— 1750 годам. На потолке — деревянная лепнина, основой которой становится причудливая резьба.
Стремление к всестороннему воздействию на аудиторию вело к характерному для барокко сближению и взаимопроникновению различных видов искусства (архитектурные иллюзии в живописи и сценографии, скульптурность и живописность архитектуры, театрализация скульптуры, поэтическая и живописная картинность музыки, соединение изображения и текста в фигурных стихах и в жанре эмблемы). Барклая «Аргенида» (1621 год) становится моделью для повествовательной прозы всей Западной Европы.
М. Креспи, Рембрандт). 4. С особой тщательностью В. П. Этот зал создавался архитектором О. Монферраном в 1833 году— за четыре года до пожара. Слава о петергофских праздниках распространялась далеко за пределами России.
Именно в эпоху барокко сложился и прошёл весьма длительный период своей истории важнейший музыкально-сценический жанр – опера, степень распространения и развития которого во многом являлась показателем уровня музыкальной культуры той или иной страны. В сдержанных, аскетичных формах стиль проявлялся и в некоторых протестантских странах (Голландия, Швеция и др. ). А. П.
В некоторой степени этот стиль архитектуры можно назвать возвратом к философии. Третий, меньший этаж, трактованный как аттик, завершается балюстрадой с трофеями. В «Симплициссимусе» Х. фон Гриммельсхаузена соединяются элементы плутовского, аллегорического, утопического, пасторального романов, а также стилистика шванков и лубочных картинок. Центрами распространения барокко были не только европейские страны, но и ряд стран Латинской Америки (особенно Мексика и Бразилия, где барокко приобрело гипертрофированные черты в формах ультрабарокко), а также Филиппины и другие испанские колонии.
Парадные помещения Большого дворца В. Растрелли расположил анфиладой. Главные темы искусства барокко. Необычайное разнообразие оттенков и прожилок малахита с давних пор привлекало к себе внимание мастеров и художников Урала, работавших по малахиту «в наборе» — по способу русской мозаики.
Возвращение к античным сомасштабным человеку и конструктивно правдивым — ордерным системам в выборе художественных средств выразительности объясняется общей гуманистической направленностью культуры Возрождения. Трагизм барокко отчасти имеет социально-историческую детерминированность (войны во Франции, Германии и др. ). В годы ее правления (1741-1761) были созданы лучшие образцы русского барокко, отличавшегося от итальянского мирской жизнерадостностью и отсутствием религиозного мистицизма, а от немецкого или австрийского — подчеркнутой масштабностью и монументальным размахом архитектурных ансамблей. Ван Дейк, Дж. Заметна тяга к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения.
Английский путешественник Кар так, например, рассказывал о них: «Описывать Петергоф может только одно перо, обмакнутое в море радуг и огней». Зеркала украшены скульптурами и лепниной с растительным узором, часто позолоченные. Так, например, расписные изразцы для печей изготовлялись на казенных кирпичных заводах Санкт-Петербурга листовое золото в течение нескольких лет поставлялось из Москвы кованые решетки балконов и дворцовые ограды по рисункам В. Растрелли исполняли Тульский и Сестрорецкий оружейные заводы мраморные ступени лестниц и плиты для полов и садовых площадок — камнерезные мастерские Урала.
Литература барокко, вслед за литературой маньеризма, тяготеет к жанровым экспериментам и смешению жанров (возникновение жанра эссе ироикомической и бурлескной поэм, оперы-трагикомедии). Мильтона (1667-74 годы) вмещает в себя и целый ряд мелких жанров – оду, гимн, пасторальную эклогу, георгику, эпиталаму, жалобу, альбу и т. д. Интерьер бароккоВ интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены, позолота. Вивальди, И. С. Бах и др. ), кончерто гроссо (Корелли, Гендель).
У посетителей, глядевших на «Березовый домик», создавалось даже впечатление, что соломенная крыша его вот-вот рухнет. К концу XVIII века работы по отделке дворцовых интерьеров продолжили архитекторы И. Е. Часто обрамляет собой картуш, трельяж (treillage -решетка) – в виде косой сетки, украшенной мелкими розетками (характерный орнамент стилей Людовика XIV и рококо), ламбрекен, напоминающий одноименную штору. Одинаковая высота и линейность всех корпусов созвучны очертаниям парка и «плоскостному стилю» планировки партеров.
Рецептом против этой завороженности может стать как стоическое равнодушие к страданиям (А. Сквозное единое движение создавалось анфиладой. Самым выдающимся архитектором русского барокко былФранческо Бартоломео Растрелли. Контрасты масштабов игра света и тени интенсивные глубокие цвета (золотистый, розовый, голубой) – все это создает ощущение иллюзорности и постоянной изменчивости окружающего мира.
Своего высшего выражения этот принцип достигает в приеме «раскреповок», в том многократном дроблении антаблемента, которое вызывает вверху здания прихотливо изгибающуюся линию карниза. Одним из первых историческую интерпретацию барокко дал Я. Буркхардт (в книге «Il Cicerone», 1855 год), определивший стиль барокко в связи с итальянской архитектурой конца 16 века. Бернини хорошо знал и учитывал законы оптики и перспективы. Разрушение равновесия между человеком и миром проявилось в антиномичности барокко, тяготеющего к острым контрастам возвышенного и низменного, плотского и духовного, утончённого и брутального, трагического и комического и так далее. Барокко (что в переводе с итальянского буквально означает причудливый, странный) был зарожден в Италии и вскоре охватил большинство стран Европы и Америки (преимущественно Центральной и Южной).
Неподалеку от них располагался конюшенный двор, жилые избы для конюхов и кучеров, сараи для карет и колясок, скотный и птичий дворы, «чухонские» риги, русский овин, гумно, амбары и житницы. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Г. Г.
Важнейшая составляющая барокко – стремление к разнообразию (латинский «varietas»), которое рассматривалось как один из критериев художественного совершенства поэзии (в том числе барокко Грасиан и Моралесом, Э. Тезауро, Тристаном Л Эрмитом и особенно Ж. П. Камю, создателем монументального 11-томного труда «Пёстрая смесь», 1609-19 годы). Стоит только вспомнить, сколько сил прилагал Пётр I, чтобы «облагородить» русское общество того времени. Для архитектуры барокко (Л.
Императрицу Екатерину II начинает тяготить это излишнее людское окружение вокруг ее резиденции и она повелевает создать (на большом расстоянии от дворца) особый квартал «Софию», куда и препровождаются все учреждения и «служилые люди». Кровать.
Термин «барокко» возник в 18 веке в среде историков искусства, близких классицизму (И. И во-вторых, с необходимостью власть придержащих имитировать собственное величие на фоне материального обнищания. Как внешнее, так и внутреннее пространство включается в эту неистовую борьбу. В Германии (архитекторы и скульпторы Б. фон Нейман, А. Шлютер, братья Азам и др. ) и Австрии (архитекторы И. Б. Фишер фон Эрлах и И. Л. фон Хильдебрандт) стиль барокко часто соединялся с чертами рококо. Черта архитектуры эпохи барокко – гигантизм.
Англия с характерным для её архитектуры культом классических форм и палладианства (И. Италия. Об этом в 1966 г. в Нью- Йорке опубликована книга Р. Вентури «Сложность и противоречие в архитектуре». Марино, Ф. фон Цезена, Я. Морштына, Симеона Полоцкого, в романе Б. Грасиан-и-Моралеса «Критикон» (1651-57 годы).
Пол Танцевального зала покрывал великолепный наборный паркет, узоры которого были составлены из различных по форме кусочков орехового и черного (эбенового) дерева. Этот кабинет находился как раз под вторым окном нижнего этажа Старого Эрмитажа. Поблизости от дворца возводили себе дома придворные и дворяне, жаждавшие попасть ко двору.
В искусстве итальянского Барокко классицистические формы, сложившиеся еще в античности и «возрожденные» на рубеже XV- XVI вв., стали трактоваться по- новому, необычно, «неправильно» (соответственно названию стиля) – романтично. Элементы стиля барокко использовались и в музыке классического периода (вплоть до Л. ван Бетховена), а впоследствии – в неоклассицизме 20 века (у И. Ф. Стравинского, П. Хиндемита). Тонкими колоннами заменяют несколько стен, что дает открытость пространству. В России развитие стиля барокко приходится на 18 век (расцвет – 1740-50-е годы), что было граничит с ростом и укреплением совершенной монархии.
После окончания отделки Монплезира царь устроил в нем свои жилые комнаты. и владеть, чем пожелает», то в XVII столетии Паскаль написал свои знаменитые слова: человек всего лишь «мыслящий тростник», удел его трагичен, так как, находясь на грани двух бездн «бесконечности и небытия», он неспособен разумом охватить ни то, ни другое и оказывается чем- то средним между всем и ничем. Видный общественный деятель того времени Ф. Прокопович писал об этом дворце: «Дом сей столь чудного дела, что такого Россия до днесь не имела». Херберт, Дж. Среди орнаментов барокко: ормушль (Ohrmuschel – ушная раковина), сочетающий картуш с ленточным переплетением и гротесками (Изобретен во Фландрии в конце 16 века), кнорпельверк (Knorpel – хрящ и Werk – работа) – узор барокко, в рисунке которого маски, морды чудовища или гребень морской волны, получил особое распространение в работах мастеров Германии 17 в Страпворк (strapwork), Ролльверк (Rollwerk от Rolle – ролик, катушка, сверток и Werk – работа) – полуразвернутый рулон пергамента с надрезанными краями.
В частности, прежде имитированные под порфир колонны великолепного обрамления портрета Петра I были заменены колоннами из натуральной серой яшмы. Теорию барокко как стиля в изобразительном искусстве, отличного от Возрождения и классицизма, сформулировал Г. Вёльфлин («Ренессанс и барокко», 1888 год «Основные понятия истории искусств», 1915 год), выделивший формальные категории для разграничения противоположных по своей сути стилей Возрождения и барокко. Особый интерес в Английском парке представлял дворец-сюрприз «Березовый домик» — небольшое одноэтажное здание, своим внешним видом напоминавшее деревенскую избу, наружные стены которой были покрыты березовой корой. Это движение особенно выражено в Зеркальной галерее, поражающей своей протяженностью (длина 73 м).
Петра (Ватикан)И. Этот Зимний дворец считается третьим, но об интерьерах его сведений сохранилось очень мало. Многие скульптуры Цвингера выполнены в мастерских ваятеля Б. Пермозера. До Людовика XIII были популярны сапоги (ботфорты).
Грифиус), так и сублимированный эротизм (Ф. А. Карпентьер писал: «Дух Барокко может возродиться в любой момент. Главными из них были овальные павильоны на серединах закруглений — трибуны королевской свиты — и павильон «Ворота под короной» (Кронентор). А шедевры искусства «Высокого Возрождения» – произведения Леонардо да Винчи, Микеланжело, Рафаэля – казались недосягаемыми. А через «усиление внешнего», в единстве мировоззрения люди эпохи Барокко «находили свободу духа». Апраксина, выделявшийся своими размерами, а также пышностью и богатством отделки.
Тем не менее, господство стиля Барокко, хотя и не полное во всех странах, охватывает огромный исторический период, часто называемый «эпохой Барокко» — около двух столетий (1550- 1750 гг. ). Более десяти лет посвятил Петергофу выдающийся зодчий того времени Варфоломей Растрелли. Обивка, как правило, яркая из гобелена, бархата, штофа. Фельтену, А. Ринальди и Ж. Б. Все простенки тоже были заполнены резными рамами. Основателем этого направления стал член ордена иезуитов А. Поццо, автор росписи «Апофеосис» изображающей вознесение Игнатия Лойолы – главы ордена иезуитов – на плафоне церкви Св.
Вот таким образом в идеале, ее вид напоминал красиво оформленный шатер. Подобно мастерам Возрождения, основоположник стиля прелого барокко Лоренцо Бернини (1598—1680) был разносторонне одаренным человеком. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся и опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, которая же из них верная. Стасова в «Военной галерее» более параден.
Марино), теме бренности и непостоянства мира (Б. Своеобразной эмблемой Барокко можно считать фантастическую композицию И. Б. Фишера фон Эрлаха «Памятник Александру Великому», отражение юношеской мечты великого Микеланжело – сделать огромную скульптуру, превратив в нее горный пик в Карраре. Ягужинского, Кикина и З. Г.
Вуатюр) характера важное место в поэзии барокко занимают духовные стихотворения (П. Наличники дверей и окон тоже были сделаны из лазурита, украшающие камины фигуры — из каррарского мрамора, двери — из лучшего дуба, паркет набран из 12 самых ценных пород «заморских деревьев» — физитового, розового, амаранта, эбенового дерева и желтого сандала. На его возникновение повлияли два важных события Средневековья. В этом – суть всех противоречий «эпохи Барокко».
Эпоха расцвета барокко определяется двумя веками – между концом XVI и концом XVIII веков. Браунштейна и «палатного мастера» И. Ферстера был выстроен каменный дворец, который в истории Царского Села известен под названием «Каменных палат Екатерины I». В искусстве барокко воплощалась идея торжествующей церкви, что способствовало решению масштабных архитектурных задач, созданию величественных ансамблей (площадь перед собором Святого Петра в Риме, перестройка важнейших римских базилик, стиль чурригереско в Испании и др. ), расцвету живописного оформления интерьеров и репрезентативной алтарной картины. Произошел бесповоротный психологический надлом – основа будущего стиля Барокко.
Собор св. После опалы патриарха они стали работать при царском дворе. Двери, ведущие в Танцевальный зал, были выполнены наподобие триумфальной арки с парными колоннами и фронтоном, над которым по сторонам от царского герба располагались аллегорические статуи — «Верность» и «Справедливость». В Царском Селе Ч. Камерон оформил еще Овальный зал, Яшмовый и Агатовый кабинеты, а также возвел знаменитую галерею-колоннаду, построенную на месте Камер-юнкерских покоев, которые в свою очередь заменили зал для игры в мяч.
Она становится украшением города, его парадной частью, скрывающей стихию внутриквартальной застройки. Центральное пространство Цвингера, равное почти квадрату (106х107 метров) в архитектурном отношении развивается за счет двух боковых частей, образующих в плане как бы единую, вытянутую арену цирка. Среди архитектурных приемов барокко: установка колонн группами, пучками, отодвинутыми от стен или напротив, словно бы «утопленных» в стены, что создавало эффект выступающих или отступающих поверхностей. Особенно ошеломляло декоративное убранство Большого зала или «Светлой галереи», как она именуется в старых описях. Но выражению самого Бернини, площадь, «подобно распростертым объятиям», захватывает зрителя, направляя его движение к фасаду собора (архитектор Карло Мадерна), украшенного грандиозными приставными коринфскими колоннам», которые возвышаются и господствуют над всем этим торжественным барочным ансамблем.
Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бега линий и потока форм». Растреллиевские залы (Парадная лестница и две Антикамеры), расположенные в южной части дворца, уничтожили. Как это ни парадоксально покажется на первый взгляд именно в стенах итальянских Академий зарождались новые теории «вымышленной гармонии», никак не связанной с реальностью видимого мира. Купол «Ворот под короной» увенчивался королевской короной, которую поддерживают четыре позолоченных геральдических орла с польского герба. Декор старались увеличить, сделать монументальным. Фельтена исполнили гипсовые барельефы и медальоны с изображением турецких военных доспехов и эмблем. Скромные дворцы Петра I ни своими размерами, ни характером архитектуры уже не удовлетворяли требованиям и вкусам нового времени и потому при Елизавете Петровне Петергоф был «распространен палатным зданием, украшен в немалую славу и удивление».
Архитектурный стиль барокко просуществовал в российском государстве недолго. В мире существуют две портретные галереи, посвященные разгрому Наполеону: вторая в Виндзорском замке, где в «Зале памяти битвы при Ватерлоо» выставлены портреты, написанные Т. Лоуренсом. Для штор выбирают тяжелые, плотные ткани.
Стасовым, явилась по существу новым архитектурным произведением. По его проектам возведены каменный Елизаветинский корпус (впоследствии названный Екатерининским), строится новая «императорская мыльня» и рядом с ней деревянный флигель для царской свиты, помещение кухни переделывается в парадный Ассамблейный зал. Именно в это время складывается индивидуализированный музыкальный тематизм.
Этот вывод следует из «особенной уплотненности» развития художественных стилей на Руси, в корне отличающих их духовное содержание от западноевропейских прототипов. XVIIXVIII века – время появления стиля «барокко». Но в середине XVIII в. с началом эпохи Неоклассицизма и французского Просвещения барокко стало внушать ужас. Валлен-Деламоту, которые внесли ряд изменений в первоначальную планировку и оформление дворца. Во Франции тенденции стиля барокко были воплощены в грандиозном ансамбле Версаля (1668— 1689), расположенного в 17 км к юго-западу от Парижа.
Монплезир был окружен прибрежной террасой, с которой взору открывались морской простор и синеющие очертания Кронштадта и Петербурга. В качестве лепного декора используются лепка в виде орнамента в традиционно русском стиле. Трактовок происхождения слова «барокко» достаточно много и часть из них носит негативно окрашенный характер.
В славянских странах барокко обладает рядом особенностей, позволяющих говорить о «славянском барокко» как особой модификации стиля (термин предложен в 1961 году А. Андьялом). Теперь Цвингер уподобляется фантастическому праздничному фейерверку: светлое золото камня (песчаника) и бурная динамика архитектурных силуэтов, сказочно богатый мир скульптуры и шум искрящихся каскадов — все это сливается в многоголосую мелодию ритмов и пластики, хотя в Дрездене это была всего лишь трибуна для придворных представлений. Возле кровати уместно размещение прикроватных тумбочек, массивного трюмо, на которых размещаются дамские шкатулочки и подсвечники (настольные лампы) из бронзы. П. Камю, А. Дж.
Именно с «эпохи Барокко» эти тенденции в дальнейшем тесно взаимодействуют, порождая широкий спектр историко-региональных художественных стилей XVII- XIX вв. Архитектура барокко (фото внизу), относится к раннему периоду: в сооружении многократно повторены архитектурные элементы, благодаря выступающим полуколоннам – одинарным и сдвоенным, усиливается эффект светотени, что придает зданию динамичность. В Италии это Франческо Борромини (1599-1677), который начинал свою деятельность как каменщик в соборе Св. Петра, но впоследствии стал помощником Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) Микеланджело Буонаротти и Пьетро да Кортона. В ответ Г. Земпер представил новый план застройки города. Добродетелями девушки признавались смирение, почтение к родителям, трудолюбие и молчаливость, целомудрие. Улицам в эпоху Возрождения не уделялось много внимания.
Куперен, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель и др. ), концерт для солирующего инструмента с оркестром (А. В то же время, «магистральный путь развития задан Ренессансом – освобождение внутреннего человека». Они были прообразом дворянского бала. Пример архитектуры барокко на фото внизу: план церкви Сан Иво («иезуитов стиль») архитектора Ф. Борромини представляет собой «Звезду Давида» – два пересеченных равносторонних треугольника.
В переводе с итальянского языка, barocco — «странный, удивительный, причудливый». Но, так или иначе, данные науки приходили в противоречие с опытом и видимым образом мира. Датой основания Петергофа считается 1714 год, когда Петр I издал указ: «В Петергофе палатки маленькие против текена зделать», то есть построить по заданному чертежу.
Такой вид резьбы стал очень популярным, т. к. Дальнейшая судьба Петергофской мызы связана с ростом новой российской столицы. В композиции фасада выделен второй этаж (бельэтаж), где расположены парадные помещения. Окончательный облик она обрела лишь в XIX веке стараниями архитектора Г. Земпера.
По чертежам архитектора А. Менеласа в «Александрии» возвели дворец «Коттедж», фермерский павильон, караульный домик у въезда в «Александрию» со стороны Петербургского шоссе и другие строения. После пожара зодчий В. П. Многие жанры, связанные с религиозной символикой и рассчитанные на исполнение в церкви (фантазия, токката, прелюдия, фуга, хоральные вариации и так далее) имели, тем не менее, не литургическое, а концертное назначение. По определению Дмитрия Лихачева, «русское барокко приняло на себя многие из функций Ренессанса, поскольку. Стиль барокко преобладал в европейской профессиональной музыке 17 – 1-й половины 18 века. Карл Линнец публикует в 1735-м году известную работу по систематизации биологии «Система природы».
По проекту архитектора Ю. М. В литературе барокко у писателей и поэтов проявилась тенденция воспринимать реальный мир как иллюзию или сон. Она была как бы его продолжением и развитием. Петровский зал весьма необычен по форме. Драпировки были также и по краю декольте.
Во времена расцвета стиля «барокко», кровать выполняла роль уютного уголка для приватных бесед, в кроватях принимали гостей. Немецкий архитектор и историк культуры К. Гурлитт на примере личности саксонского курфюрста Августа II Сильного предложил в начале XX века термин «Человек Барокко». Общий периметр этих пространств обрамлен одноэтажными арочными галереями (собственно помещениями оранжереи) с плоской крышей — променадом. Чаще встречаются элементы показной роскоши, нежели сдержанные мотивы. В царствование Екатерины II значительно расширилась и площадь петергофских парков.
И первым среди них был Доменико Трезини, построивший самые известные здания Петербурга, которые олицетворяют петровский стиль барокко. В современном интерьере использование помпезных сочетаний и насыщенных композиций, характерных именно для барокко, довольно распространено. Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. Демократическое направление барокко, чуждое театрализации и аффектации чувств, проявило себя в реалистических бытовых сценках («художники реальности» во Франции, представители караваджизма, жанр бодегонес в Испании, бытовой жанр и натюрморт в Голландии и Фландрии), внецерковной религиозной живописи (Дж. Одно из стилистических течений итальянского барокко назвали «стилем иезуитов» или «трентино».
П. Свелинк), в Италии (Дж. Парадные апартаменты императрицы открывались Арабесковым залом. Бриньоле Сале).
Мягкие гарнитуры (диваны, кресла с деревянными ножками, стулья) обивались дорогостоящими материалами насыщенных оттенков. О пожаре в Зимнем дворце можно подробно прочитать в книге «100 великих катастроф». Полоцкий написал также две комедии (школьные драмы) для зарождавшегося театра, особенным успехом пользовалась «Комедия притчи о Блудном сыне». Ниша, как и сами стены зала, была обтянута красной тканью с золочеными русскими гербами.
Дизайн «барокко» просто поет оду мягкой мебели, в задачи которой входит доставлять хозяину и гостям максимальный комфорт и эстетическое наслаждение. Отрицательная стилистика слова объясняется историей. вытесняется классицизмом. Ланди), Неаполь (А. Когда-то на месте Большого Царскосельского дворца (теперь его называют Екатерининским) на высоком холме, у подножия которого протекал ручей, стояла Саарская мыза.
Триумф стиля Барокко в архитектуре в Европе пришелся на 1600 -1750 года. Позже эту величественную площадь предполагалось украсить монументами. Нередко можно было встретить развернутые колоннады значительных масштабов. В русском литературном барокко менее выражено трагическое мироощущение, ему присущ парадный, государственный пафос, просветительское начало, сильно выраженное у основоположника поэтического барокко в России Симеона Полоцкого, его ученика Сильвестра (Медведева) и Кариона Истомина. Барокко привлекает пейзаж в качестве одного из основных компонентов городского ансамбля.
По технике исполнения резьба соответствовала европейскому исполнению. Архитектором Трезини была весьма оригинально решена задача, поставленная Петром.
Отделка интерьеров Зимнего дворца была поручена архитекторам Ю. М. В этом стиле все доводилось до бурлеска. Стиль Растрелли невозможно не узнать.
Но и сегодня кровати отводится центральное место при оформлении спальных комнат. Наружные фасады дворца, а также некоторые внутренние интерьеры (Иорданская лестница, Большая церковь, Концертный зал) были восстановлены быстро. Жизнеподобие в искусстве барокко нередко граничило как с эффектной театральностью (мотив мира как театра типичен для барокко), так и со сложной символикой: предмет изображённый в реалистической манере, таил в себе скрытый смысл. Возводя здание, зодчий В. Растрелли сознавал, что сооружает не просто царскую резиденцию, потому сам подчеркивал, что дворец строится «для единой славы всероссийской». Недовольство вызывало и участие в увеселениях женщин. Веласкес, Ф. Сурбаран, Х. де Рибера, архитектор Х. Б. де Эррера). Пять палат во дворце были убраны «плитками заморскими», а «низенькие шесть маленьких камор голанскими плитками».
Наиболее популярные итал. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон. Линии фронтонов, украшенных лепкой изобилие статуй и ваз, прихотливые изгибы сложных карнизов, нарядная раскраска, великолепно окаймленные колоннами и пилястрами углы зданий — все это создает впечатление необычайной торжественности и жизнерадостности. В годы правления Екатерины II в Петергофе вновь начались большие строительные работы, особенно значительные из них проводились в Большом петергофском дворце.
Гварди, Дж. В огне погибли интерьеры, созданные В. Растрелли, Д. Кваренги, О. Монферраном, К. Росси. Пёрселл итальянские оперы Генделя). От маньеризма барокко унаследовало влечение к необычному, удивительному, поразительному. Ее основными характеристиками были экспрессивность и иллюзорность. По верху галерей все павильоны Цвингера на втором этаже связывались между собой. Марино «Адонис», опубликована в 1623 году).
В архитектуре Мексики, Аргентины, Уругвая складывался фантасмагоричный стиль именуемый «ультрабарокко».
Стасов много сделал для улучшения художественных достоинств интерьера Петровского зала. Джонс, К. Рен) освоила более сдержанный вариант барочного стиля (преимущественно в декоративной живописи и оформлении интерьеров). В качестве отделочных материалов с целью дальнейшей покраски предпочтение отдается штукатурке и гипсу. «Военная галерея» была полностью уничтожена пожаром 1837 года, удалось спасти только портреты и канделябры.
В Петергофе В. Растрелли построил и Оперный дом — одно из первых театральных зданий в России. В интерьерах дворцов кровати всегда отводилось особенно важное место. Маленькая комнатка, выполненная в стиле барокко, не будет выглядеть эстетично, если ее интерьер перенасытится и станет неоптимальным для восприятия.
Но содержание его идейного и художественного замысла не исчерпывалось этим. Кроме того, орнамент барокко заимствует рисунок рельефа из греческого и римского искусства: получеловеческие и полузвериные фигуры, цветочные гирлянды, плоды. Зодчими Возрождения была преодолена строгая античная взаимосвязь конструкции и формы и выработаны, в сущности, чисто эстетические нормы «изобразительной» тектоники, соответствие которой конструктивной и пространственной логике сооружения соблюдалось в зависимости от постановки общей художественной задачи. План Версаля отличается ясностью, симметрией и стройностью.
Новый Зимний дворец (строившийся с 1732 по 1737 год), хотя и был возведен очень изящно, но во многих отношениях оказался не совсем удобным из-за чего и был перестроен в царствование Елизаветы Петровны. Ясное, уравновешенное, гармоничное – вялым и скучным. Место это назвали Питерхов, что по-голландски означает Петров двор. Во избежание неясности и противоречий толкования термина «барокко» лучше использовать не краткие, а более развернутые формулировки.
В классике все формы пропорциональны, разделены друг с другом, соразмерны зрителю имеют четкие контуры. В 18 веке традиции барокко были поддержаны Феофаном Прокоповичем и Стефаном Яворским повествовательные структуры барочного романа использованы в масонской прозе («Кадм и Гармония» М. М. Хераскова, 1786 год).
Если совсем недавно, в эпоху Возрождения ученый- гуманист Пико делла Мирандола утверждал в «Речи о достоинстве человека», что находящийся в самом центре мира человек всемогущ и может «обозревать все. Своеобразную «фазу барокко» проходило античное искусство в III- II вв. Именно это стремление стиля «пустить пыль в глаза», показать благосостояние, предопределили дальнейшую доминантную область его применения как дворцового. Это противоречило зрительным впечатлениям.
Барочный узор в московских церквях конца 18 в. назывался «Флемская резьба», его создавали мастера Оружейной палаты. Кажется, что находишься в весьма пространном, многообразно расположенном дворе. В современном представлении барокко – комплексный стиль, объединяющий многообразные манеры композиции и исполнительства, то есть собственно «стили» в понимании музыкальных теоретиков 17-18 веков («церковный», «театральный», «концертный», «камерный»), стили национальных школ и отдельных композиторов.
В таком контексте Август II Сильный – «человек неуравновешенной художественной фантазии», достойный представитель своей эпохи, когда «культ богатства, роскоши, придворности и взрывоопасной радости жизни» противопоставляется гармоничной и уравновешенной личности «человека Ренессанса». Кроме того, она была сильно прострелена, а во многих местах осыпалась еще и от протечек. В поэзии – вычурность использование сложных метафор.
После смерти Петра I его Летняя резиденция стала «коронной» собственностью русских царей, но принадлежала только тому из Романовых, кто вступал на престол. Роза, А. Маньяско) и героические (Доменикино) пейзажи, а также более камерные формы портрета (Рубенс), пейзажа и архитектурных ведут (Ф. Так называемый высокий роман барокко привлекал читателей не только запутанными перипетиями, обилием литературных и политических аллюзий и хитроумным соединением «романического» и познавательного начал, но и своим значительным объёмом, который можно считать одним из проявлений барочной «поэтики изумления», стремящейся охватить мир во всём его причудливом разнообразии.
ЧЕРТЫ ЭПОХИ «роскоши и смятения» Барокко передавал конфликт эпохи, дух противоречий, человек в искусстве барокко – это личность со сложным миром переживаний и чувств, в водовороте событий, в постоянно изменяющемся мире. Этот последний можно применить, перескакивая через столетия, к эпохам Александра Македонского, Карла Великого или Наполеона. Однако внутренняя отделка «Березового домика» резко контрастировала с его убогим внешним видом. «Особая комиссия», составленная для строительства нового дворца, решила сломать дом Ф. М.
К числу наиболее ярких и выдающихся работ скульптора Б. Пермозера относится «Купальня нимф» — грот с каскадами, расположенный за «Французским павильоном» и украшенный многочисленными скульптурами. Однако при жизни М. Д. Пеппельмана комплекс ансамбля Цвингер так и не был завершен до конца, закончили только три стороны прямоугольного здания галерей. При этом площадь утрачивает функциональное и демократическое содержание, присущее ей в эпоху раннего средневековья (место торговли, народных сборищ).
Отсюда его жизнерадостность и его умеренность, чуждая патетичности западного Барокко». Стиль барокко зародился в период становления монархического строя правления в Италии. Сегодня давайте разберемся с интереснейшим художественным стилем барокко. Культура эпохи Барокко оказывается «специализирующейся на порождении гениев. А между ними на коротких стенах находятся малахитовые камины и по бокам золотые двери.
Современные технологии в сфере создания материалов для отделки и ремонта, позволяют дополнить интерьер элементами барокко рококо (не менее причудливый стиль, но более утонченный). В территориально раздробленной Италии благодаря движению Контрреформации Рим приобрел новое значение, а строительство культовых зданий получило сильный импульс. В этом стиле оформляют не только разнообразные по назначению комнаты — спальни и гостиные, но и залы, кабинеты, прихожие, коридоры. Главное – эффект неожиданности впечатления и внезапности.
Кровати огромны, с балдахинами и струящимися вниз покрывалами. На картине удивительным образом передана динамика движения. Вытянутый вширь дворец господствует над окружающей местностью и организует ее. С особой любовью и тщательностью Петр I разработал план Монплезира. Парики вошли в обиход при Людовике XIII, который был лыс.
В ряде случаев в нём ощутима вторичность по отношению к западноевропейским образцам (Я. Кроме красоты барокко требовало от произведений искусства, в том числе архитектуры, грации изящества, а также соответствия таким понятиям, как «кортезия», что означает «теплота», «нежность» – зодчие эти качества передавали своим сооружениям с помощью пластики форм и поверхностей. Лубрано). Викельман, Ф. Милициа) первоначально выражал негативную оценку итальянской архитектуры 17 века, а позднее и всего искусства этого периода. Дворец Монплезир («Мое удовольствие», «Моя услада») строился восемь лет. В этих украшениях барокко сочетались разорванные картуши, плоды, листья, создавая образ райского сада. Шкафы также больших размеров, декорированные и инкрустированные.
Вот так тяжело приживалась европейская мода (в данном случае стиль барокко) в России. В сторону Эльбы центральный квадрат Цвингера оставался открытым. В Австрии это Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах и его сын (они авторы главного венского дворца Шенбрунн и Карлскирхе), в Чехии – Франческо Каратти (автор Чернинского дворца), в России – Ухтомский Дмитрий Васильевич (1719-1774). Была заменена и прежняя обивка стен новой — из лионского бархата.
Б. Алеотти, Дж. Такие черты барокко в архитектуре стали антиподом ренессансного представления о гармонии. Термин «русское барокко» принимается не всеми, в любом случае он условен и его следует брать в кавычки. Эту обивку исполнили во Франции на лионской фабрике Ле-Мира.
Однако и лишённая поддержки слова инструментальная музыка, во многом сохранявшая свои прикладные функции (танцевальная, застольная и т. п. ), постепенно приобретала эстетическую самоценность, превращаясь в собственно концертную. м) без единой внутренней опоры. Впрочем, такие детали присутствовали и на фасадах зданий. Петра в Риме и оформление площади перед ним (1656—1667).
Так, например, С. Гурлитт полагал, что ни одна из существующих формул барокко не подходит для Цвингера а то, что эти формы — не рококо, по его мнению, «вообще не требует затраты слов». В этом случае именем Барокко называется «та особенность целостности в культуре эпохи, которая позволяет рассматривать ее как художественный феномен, так как это период гегемонизма стиля, завоевания им одной из главных функций в культуре». На стены принято наносить обои из текстиля или пользоваться декоративной штукатуркой. Но уже в ранних работах ордер используется для расчленения и усиления выразительности стены на фасаде и в интерьере, а в дальнейшем на стеновую плоскость накладываются две — три ордерные «декорации» разных масштабов, создающие иллюзию глубины пространства. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Только эти породы позволяли выполнять сложные резные узоры и создать изогнутые формы.
Представление о барокко как историческом стиле было перенесено на литературу и музыку лишь в начале 20 века. Изголовье украшается сложным орнаментом из ценных материалов, верх оформляется тяжелым ниспадающим балдахином с кистями. Л. Бернини, И. Джонса, семьи Галли Биббиена и др. ).
Стиль барокко от маньеризма унаследовал тенденцию поражать воображение. По формальным качествам этот стиль ближе к Маньеризму в нем выделяют стадии «голицынского» и «нарышкинского барокко» – архитектуру «русского узорочья» конца XVII в., «петровское барокко» первой четверти XVIII в., «зрелое русское барокко» елизаветинского времени. Архитектурные формы (колонны, многоярусные купола, пилястры), сложные орнаменты, пластичные формы украшений делают стиль монументальным, создавая ощущение объема и зрительно увеличивая пространство. В 1741 году проект нового дворца поручено было составить М. Г.
Своеобразие русского барокко определялось не только устойчивостью национальных традиций и форм, но и взаимодействием барочных черт с классицизмом и рококо (скульптор К. Б. Растрелли, архитекторы Б. Ф. Растрелли, С. И. Чевакинский, Д. В. Ухтомский). Б. Тьеполо, Ф. Гварди и др. ). Современники, сравнивая облик Петровского зала после восстановления его в 1838 году с прежним видом, отмечали, что «он много выиграл в отношении легкости и величия». Старов и Д. Кваренги. Влияние новоевропейского эмпиризма сказывается в активном использовании писателями жизнеподобных и даже натуралистических форм (не только в прозе, но и в поэзии), по закону контраста сочетающихся с гиперболизмом стиля и космизмом образного строя (поэма Дж. Архитекторы В. П.
Эта барочность, по убеждению А. Карпентьера, знаменует собой «кульминационную точку, расцвет определенной цивилизации». В орнаменте барокко этого периода трофеи, классические овы, кариатиды, атланты, драконы, вазы с цветами. Костюм был подчинен этикету. В исполнении музыки барокко всё шире используются исторические музыкальные инструменты (подлинные или их точные копии), воссоздаются специфические для неё акустические условия исполнительские принципы эпохи, зафиксированные в музыкально-теоретических трактатах и литературно-художественных памятниках 17-18 веков (смотри Аутентичное исполнительство).
Даже в Италии XVII столетия, несмотря на всепоглощающую силу, Барокко не было единственным стилем искусства и жизни. В декоре ракушки сочетают с фруктами и располагают на стенах. Человек постоянно сталкивался с проблемой выбора (безграничность жизни- опасности, неизбежность смерти) Ренессансное наследие давало жизнеутверждающий характер, оптимизм.
Созданный им шатер-киворий (29 м. в высоту) в соборе Святого Петра ошеломляет зрителя своими масштабами, несоразмерными с размерами человеческого тела. Отсюда впечатление какого- то движения, непрырывного бега линий и потока форм. Выставленные в «Военной галерее 1812 года» Зимнего дворца портреты не только украшают стены, но и являются органическими составными частями интерьера, как цельного архитектурно-художественного произведения. Строительство было завершено Жюлем Ардуэном-Мансаром (1646—1708) — он придал дворцу строгий импозантный характер.
Но истощенная страна еще сохраняет владычество в Европе, оставаясь ее культурным центром. Под кафтан надевали камзол без рукавов. Никаких складных диванов и встроенной мебели. Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф.
Языческие боги уживались с изображениями заказчиков проекта, а также с католическими святыми. Музыка. Тогда же сформировался и достиг своей вершины (в творчестве И. С. Баха) свободный стиль полифонии и его высшая форма – фуга в музыке барокко используется большей частью смешанный тип фактуры, сочетающий элементы полифонии и гомофонии. Волюты – декоративные завитки – становятся огромными (например, на фасаде церкви Иль-Джезу в Риме). соединения им персонализма и субъективизма и. выдвижение личности на сверхличностную роль».
Созданный им Большой дворец буквально ослеплял современников своей пышностью и блеском декоративного украшения. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»). Боковые стороны центрального пространства Цвингера образованы четырьмя другими павильонами с характерными названиями — «Французский», «Немецкий», «Математико-физический салон» и «Галерея фарфора». Часто используются двустворчатые шкафы, комоды с выдвижными ящиками, витрины.
И. Грабарь (русский художник искусствовед, музейный деятель. 1871-1960гг. ) писал об итальянской архитектуре эпохи Барокко: «Неврастеническая восторженность удваивает и утраивает все средства выражения: уже мало отдельных колонн и их, где только можно, заменяют парными недостаточно выразительным кажется один фронтон и его не смущаются разорвать, чтобы повторить в нем другой, меньшего масштаба. Границы эпохи барокко, как и традиционное разделение на этапы раннего (1-я половина 17 века), зрелого (2-я половина 17 века) и позднего (1-я половина 18 века) барокко, весьма условны, так как барокко утверждалось в музыке разных стран неодновременно. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Применение М. Д. Пеппельманом скульптуры, украшающей Цвингер и до настоящего времени, во многом своеобразно.
В «Военной галерее 1812 года» Зимнего дворца, созданной К. Росси, запечатлен подвиг русского народа в разгроме Наполеона. Часть из них строилась итальянскими архитекторами по образцу римской церкви Иль Джезу. Петра. В сапогах ходили даже на балах.
Гигантские шкафы из дерева украшались резными гравировками и однотонными рисунками. Например: «художественный стиль итальянского Барокко XVII века» или «историко- региональный стиль немецкого барокко», «барочные тенденции в русской архитектуре конца XVII столетия», «черты барочного мышления в творчестве Рембрандта», «идеи Барокко в творчестве Ф. Борромини» «барочно-маньеристский стиль скульптуры в Польше XVII- XVIII вв» и т. д. Остается только удивляться, каким поразительно мощным, грандиозным явлением обернулось в истории искусства стремление художников разных эпох и народов к свободе мышления, высвобождению Духа из оков материи – явлением изначально названным смешным и глупым жаргонным словечком «барокко». От классического стиля «барокко» унаследовал требование симметрии. На месте нынешнего Георгиевского зала до пожара находилась «Мраморная галерея», построенная Д. Кваренги в 1791—1796 годы и соединявшая Зимний дворец с Малым Эрмитажем и галереей «Висячего сада». В почете — парча. В России развитие барокко падает на первою половину XVIII в. Русское барокко было свободно от экзальтации и мистицизма, характерных для католических стран и обладало рядом национальных особенностей, таких как чувство гордости за успехи государства и народа.
По отделке самым роскошным в Большом дворце был Танцевальный зал. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. Он выделил продольную ось собора и его центр — подкупольное пространство роскошным, бронзовым киворием (балдахином, 1624—1633), в котором нет пи одного спокойного контура. Германия. Главным орудием «остроумия» служила метафора – важнейший из барочных тропов, «мать поэзии» (Э. Дворец был небольшим двухэтажным зданием, выстроенным на «голландский манер», с двумя выступами по краям и центральным входом, к которому вело высокое крыльцо.
Однако главной задачей музыки в эпоху барокко считалось прославление Бога. Фото Петропавловского собора – яркое тому доказательство. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце» искусный наездник, танцор, стрелок. Позднее Ассамблейный зал стал называться Арабским. Ряд помещений «Военной галереи», располагавшихся между Мраморной галереей и Белым залом, он объединил в один узкий и длинный зал искусно оформил его и расположил в нем более 300 портретов участников Отечественной войны 1812 года.
Бенуа). Но в 1750-е годы талант В. Растрелли особенно полно раскрылся в разработке проектов грандиозных дворцов, воздвигавшихся «для единой славы российской». возникновении нового типа человека». Торелли, Дж. Они проводились во все времена года, летом – на открытом воздухе. Версаль—это ансамбль, не имеющий себе равного в мире, «некий исполинский храм под открытым небом», это «поэма влюбленного в природу человечества, властвующего над этой самой природой» (А. В одном из кабинетов старого дворца и скончался великий преобразователь России.
Донна «Биотанатос», опубликован в 1644 году поэзия Ж. Б. Шассинье). Характерные детали барокко — атланты, кариатиды, маскароны. Всеохватность, стремление к суммированию знаний о мире (с учётом новейших открытий и изобретений) – характерные особенности барокко.
Так и появляется стиль «барокко», способный возвысить, показать блистательную роскошь и силу. Неподалеку расположен еще один памятник, построенный в этом архитектурном стиле. Это давало возможность создавать нарядность и праздничный, сочетающийся со скромным и деловым образ города. Динамизм, бурное движение.
Церковь и знать имеют потребность показать свое культурное наследие во всем его величии и мощи, но в условиях отсутствия достаточного количества средств на строительство палаццо (городских дворцов-особняков), приходится приспосабливаться. В нем было 7 комнат и овальный зал с великолепной акварельной росписью. Главными чертами этого стиля стали напряженность, гигантизм и эмоциональная насыщенность. Декор золотили, при этом основная конструкция оставалась темной.
В качестве материала для мебели часто использовали южный орех и цейлонское черное дерево. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови.
В странах Латинской Америки градостроительные принципы барокко определили облик многих городов. Все чаще при убранстве используются геральдические гербы, амуры и виноградные лозы. Фетти). Большое влияние на них оказывал французский абсолютизм Людовика XIV.
Желая соединить в рамках одного произведения контрастные образы, а нередко и элементы различных жанров (трагикомедия, опера-балет и др. ) и стилевых манер, мастера барокко особое значение придавали виртуозному артистизму: победа техники над материалом искусства символизировала торжество творческого гения, который обладает «остроумием» – способностью объединять в едином образе далёкие и несхожие между собой понятия. Над дверью можно повесить панно. Морштын как продолжатель маринизма в польской поэзии), однако первая польская поэтика М. К. Сарбевского («Praecepta poetica», начало 1620-х годов) по времени опережает трактаты барокко Грасиан-и-Моралеса и Э. Тезауро. В 1541 г. в Риме была основана «Академия гнева» – для «борьбы с Классицизмом», следующему исключительно «канонам древних». Драматизм, конфликт добра и зла, мистика. Фельтена вместо раззолоченных парадных помещений возводились парадные залы с более строгой архитектурной отделкой, которая соответствовала требованиям классицизма.
Эпитет «барочный» в классицистической нормативной эстетике служил обозначением всего, что находилось за пределами правил и противоречило упорядоченности и классической ясности. Его колокольня является высотной доминантой Петербурга. Наряду с реально-бытовой и сатирической модификациями барочного романа (Ш.
В иных случаях энциклопедизм оборачивается хаотичностью, коллекционированием курьёзов последовательность обзора универсума принимает крайне прихотливый индивидуально-ассоциативный характер мир предстаёт как лабиринт слов, совокупность загадочных знаков (трактат иезуита Э. Бине «Опыт о чудесах», 1621 год). По определению Гурлитта, это понятие выводится «в силу особого способа существования личности», когда возникает «попытка реконструкции средневекового христианского единства. В период барокко главные улицы прокладываются в виде широких проспектов (Виа Корсо в Риме, выходящая на площадь дель Пополо). Самыми главными чертами барокко являются его стремление к пышности и величию.
Из материалов применяется травертин, доломит, мрамор, базальт. Абсолютно особой красотой отличается Малахитовый зал Зимнего дворца. Кроме кружев, на одежде было много бантов. Французский просветитель Жан Жак Руссо считал этот стиль проявлением дурного вкуса и «искажением прекрасного», да и не он один. Барклая-де-Толли и некоторых других военачальников. В. Растрелли внес изменения и в комплекс построек, расположенных вокруг дворца Монплезир. На своем пути к острову Котлин, где была заложена крепость Кроншлот (будущий Кронштадт) русский царь часто останавливался у низкого берега Финского залива, откуда смотрел на остров Котлин и на дельту Невы с панорамой строящегося города.
Полный женский костюм состоял из двух юбок: нижней (фрипон, светлой) и верхней (модест, более тёмной). В кончерто гроссо (ансамблево-оркестровом концерте с выделением группы солистов) ярко проявились характерные качества барокко – активное использование принципа концертирования, контрастные сопоставления различных по плотности звуковых масс (подобными качествами обладают и многие вокальные сочинения эпохи барокко, включая так называемые духовные концерты, получившие особое распространение в России в конце 17-18 веков). Ибо это дух, а не исторический стиль. В эпоху барокко музыка расширила свои выразительные возможности, в особенности в стремлении передать многообразие душевных переживаний человека они представали в виде обобщённых эмоциональных состояний – аффектов (смотри Аффектов теория).
Однако архитектура дворца сама явилась самым удивительным и невиданным зрелищем. де Скюдери и М. де Скюдери, Дж. Согласно указу, посещение ассамблей было обязательно не только для дворян, но и для их жён, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский. По проектам архитектора Ю. М.
Популярны темы мучений и страданий человека. Л. Бернини, Г. Риго), фантастические (С. Наряду с отремонтированным Большим дворцом и старым парком, в Петергофе возникает «Александрия», отразившая вкусы уже совсем другого времени. В спальне обязательно присутствует широкая кровать на резных ножках. Петра в Риме.
Не случайно X. Зедльмайр назвал формы искусства Барокко «агрессивно-телесными». здесь присутствуют черты классицизма и готики. Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. Инкрустация паркета и дверей перламутром у современников Ч. Камерона вызывала ассоциации с оформлением «Золотого дома» Нерона, отделанного внутри (по свидетельству Светония) золотом, самоцветами и перламутром.
Энергичность Последовательное развитие всех видов искусства, синтез (маньеризм – это кризис, а барокко – новая жизнь). В искусстве Франции барокко сохраняет ренессансную рационалистическую основу, позже активно взаимодействует с классицистическими элементами (так называемый барочный классицизм). В XVIII веке барокко приживается и в России. Это высокая прическа из множества локонов. 8. Он был низок ростом, вот таким образом носил высокие каблуки.
По сторонам юбку украшали драпировки. Екатерининский дворец. За Арабесковым залом следовал Лионский, отличавшийся особо богатой отделкой. Большой дворец слит в единое художественное целое со склонами зеленого кряжа, откуда спускаются лестницы, украшенные (как и сам дворец) золочеными статуями и вазами, а по ступеням лестниц скользят струи воды. Марини, Д. К. фон Лоэнштейн).
Стулья, диваны и кресла обивались дорогой тканью. Окна обязательно должны быть большими. Наряду с сочинениями светского, придворного и салонного (В.
Вчерашние бояре всячески пытались уклониться от участия в ассамблеях, не желая одеваться по новой моде и считая подобное времяпрепровождение неприличным. Немецкое слово «zwinger» является производным от таких понятий, как «обуздывать», «брать в тиски». Хорошим выбором будут двустворчатые двери по типу таких, как использовались во дворцах. Вот таким образом и Барокко иногда называют «стилем католицизма» или «искусством иллюзии. Композиции, проникнутые «духом барочности» легко «втягивают в себя» и классический ордер и античные статуи и египетские обелиски и готические фасады с башнями и шпилями, мавританский орнамент, восточные ковры, венецианские кружева и богемское стекло.
Одно из самых характерных его сооружений — церковь Сант-Андреа аль Квиринале в Риме (1653—1658). Иллюзию бесконечно раздвинутого пространства усиливал плафон «Триумф России», созданный «профессором пространства» Дж. В этом громадном сооружении нет ни однообразия, ни монотонности: его бесчисленные белые колонны то собираются в группы (особенно выразительно и живописно на углах здания), то редеют и расступаются, открывая окна, обрамленные наличниками с львиными масками и головами амуров. Возникает также слобода, в которой живут служащие, подрядчики, техники и мастера, увеличивается количество разнообразных «присутственных мест». Например, в 1770-е годы на территории бывшего Кабаньего зверинца по проекту архитектора Д. Кваренги и при участии садоводов Д. Медерса и Гаврилова был разбит большой Английский парк в пейзажном стиле.
В конце XVI – начале XVII вв. Различия между церковной и светской музыкой в стилистическом отношении становились всё менее существенными, что позволяло использовать один и тот же музыкальный материал и в светских и в церковных сочинениях (многочисленные примеры – в творчестве И. С. Баха). В гражданской обстановке на первое место вышли туфли.
А. Л. Согласно повелению Николая I, большую часть дворца надлежало «восстановить в прежнем виде» и вскоре было не только восстановлено все испорченное пожаром, но и отделано с еще большей роскошью. Орнамент барокко использует элементы позднего Ренессанса – маскароны, раковины, акантовый завиток, картуш. Вслед за этим были инкрустированы «жемчужными раковинами» и перламутром полотнища дверей, фанерованные «разноцветными заморскими и другими деревьями», с тем, чтобы «двери видом были согласны полу».
Их последовательно прививали архитектуре итальянцы Микеланджело Буонаротти (в свой поздний период) и Виньола. Множество образцов барокко на территории нынешних Польши и Украины (тогдашней Речи Посполитой). Стасов и Н. Е. Вот таким образом в силу вынужденных переделок «Военная галерея 1812 года», созданная В. П.
От всех чиновников дворцового ведомства брали письменное заверение, «что они ни к каким тайным обществам принадлежать не будут». Творением последнего является также Церковь Симеона и Анны.
Идея Версаля как централизованного ансамбля, состоящего из правильно распланированного города, дворца и регулярного парка, соединенных дорогами со всей страной, по всей вероятности, принадлежала Луи Лево и Андре Ленотру. С архитектурой активно взаимодействуют живопись и скульптура, преобразуя пространство интерьера широко используются лепнина, различные материалы в их эффектных и красочных сочетаниях (бронза, разноцветный мрамор, гранит, алебастр, позолота и пр. ). «В Монплезире, посередь огорода статуи золоченые сделать, под них железные подставки, под каждую четыре из толстых связей и около них круглые точеные пьедесталы, не толстые, вызолотя, поставить и воду пустить, дабы вода лилась к земле гладко, как стекло». Барочность – более чем стиль Барокко.
Вокруг деревянных хором и служб вскоре появились деревни, заселенные крепостными крестьянами, которых перевели сюда из подмосковных сел «на вечное житье». В годы Великой Отечественной войны немцы до основания разрушили новый Большой дворец. Остроконечные кровли заменены плоскими. Новые панно тоже были украшены гербами Российской империи — двуглавыми орлами, причем в центре каждого панно помещался герб большего размера.
Земцову, а после его смерти в 1743 году — Андрею Квасову, молодому «архитектурии гезелю». Как и другие стили, барокко в России приобрел некую самобытность, в связи с этим появился такой термин как «русское барокко» и отличался от европейского более простой структурой архитектурных композиций. Для упреждения «прогулов» Ягужинский просматривал списки приглашённых на ассамблеи и вычислял «нетчиков». Тезауро). Именно в рамках барокко впервые заявила о себе гомофония (разделение музыкальной фактуры на главный мелодический голос и сопровождение).
Но в 1829 году из-за ветхости здание Оперного дома было разрушено. Стасов восстановил Петровский зал, посвященный памяти императора-преобразователя.
Длительное время Зимний дворец был резиденцией российских императоров, но после убийства террористами Александра II император Александр III перенес свою резиденцию в Гатчину. Как и в предшествующие музыкально-исторические эпохи, музыкальное в барокко тесно граничит с внемузыкальным (словом, числом, танцевальным движением) однако возникает и новое явление – обособление сугубо музыкальных способов организации, сделавшее возможным расцвет жанров инструментальной музыки. Исаак Ньютон в 1689 году создает труд под названием «Математические начала натуральной философии», а также открывает «Закон всемирного тяготения».
Кафтан и камзол через 200 лет превратятся в пиджак и жилет. Существует дух Барокко, так же как существовал имперский дух. Выстроенный еще в 1620-х гг. Каждая часть имеет отдельную крышу.
Если в эпоху Ренессанса расчеты строились на соотношении простых чисел, то, как и раньше в готике, в архитектуре эпохи барокко, стала использоваться система триангуляции (способ расчета пропорций на основе равностороннего или равнобедренного треугольника, который считался символом «Божественной гармонии»). В музыкознании термин «барокко» (впервые – в «Музыкальном словаре» Ж. Ж. Руссо, 1768 год) долгое время также имел негативный смысл, фиксируя внимание на определённых «странностях», выпадавших из норм классицизма. Традиционная голландская архитектура 17 века характеризуется декоративным использованием таких измельченных ордерных элементов, как наличники окон, карнизы, пилястры, порталы с волютами.
В его каменном массиве преобладают горизонтали. Георгиевский зал — «Большой тронный зал» Зимнего дворца — являлся местом проведения всех торжественных церемоний, демонстрировавших мощь и величие Российской империи. Продолжается архитектурное формирование городских центров. де Кеведо-и-Вильегас, П. Кальдерон де ла Барка).
Петра в Риме. Методом различных интересных приемов ими создавались поистине иллюзорные конструкции. Она предпочла вместительный дом фельдмаршала графа Ф. М. Центрами оперного искусства в эпоху барокко стали Венеция (поздний К. Монтеверди, Ф. Кавалли, М. А. Чести), Рим (С. В барочных текстах часто звучит экклезиастовская формула «суетности мира» (латинский vanitas mundi).
Отмечают также, что «благодаря особенности формообразования именно стилю Барокко легко удавалось внедрять классическую ордерную архитектуру в иную культурную среду» и в этом проявлялась важная «цивилизующая роль» стиля Барокко. необычайно мистический, экзальтированный оттенок. Кутузова, М. Б.
В качестве универсальных сводов разного рода истин и представлений о мире пользуются широкой популярностью книги эмблем: влияние эмблематики ощущается в поэзии Дж. Распространены сонет, рондо, кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы (любовно-лирическое музыкально-поэтическое произведение). В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович. Он расчленен стройными ионическими колоннами и пилястрами и покоится на тяжелом рустованном цоколе. В сравнении с прежним интерьер В. П. Фактически, это первый в России учебник этикета.
Примером гигантизма может служить творчество архитектора Бернини (Жан Лоренцо Бернини (1598- 1680гг). Отсюда можно было любоваться маневрами русского флота, столь любезного сердцу Петра. Все эти здания были расположены на одной линии и соединялись четырьмя одноэтажными галереями, на которых были устроены «висячие сады». Это сложные криволинейные планы, загущенные колонны, заменившие плоские пилястры Возрождения, разорванный антаблемент, ритмическое разнообразие и насыщенность, мощная пластика стен, бурное движение, борьба масс и пространства, вовлечение в него и внешнего пространства, создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем, создание величественных архитектурных ансамблей в городах и дворцово-парковых — в загородных резиденциях, обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоративных деталей и скульптур, богатая игра цвета и света.
Отмеченная стилевой изощрённостью и насыщенная риторическими фигурами (повторами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксиморонами и пр. ), поэзия барокко развивалась в рамках национальных вариантов: гонгоризм и консептизм (в котором с особой силой выразилась присущая барокко нарочитая смысловая затемнённость) в Испании, маринизм в Италии, метафизическая школа и эвфуизм в Англии. Игнатия в Риме (1684 г. ) А. Поццо был архитектором, живописцем, скульптором. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период ренессанса. Кроме стихотворного переложения Псалтири под названием «Псалтырь Рифмотворная», Полоцкий написал множество стихотворений, составивших сборник «Рифмологион», в которых воспевал разные события из жизни царского семейства и придворных, а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в «Вертоград Многоцветный».
При этом Цвингер сохраняет и свое первоначальное назначение оранжереи, а соответственно и свой садово-парковый характер, но уже с абсолютно новой архитектурной образностью. Придворная жизнь, её театрализация способствовали активному развитию репрезентативных форм живописи (декоративные циклы росписей дворцовых апартаментов, батальная живопись, мифологическая аллегория и др. ). Петровское барокко здесь представлено многими известными строениями. до н. э. Вот таким образом античным или «эллинистическим барокко», называют искусство Малой Азии, Сирии, скульптуру мастеров пергамской школы того времени.
Не забывайте, что окна и двери, как и другие предметы интерьера в стиле «барокко», выполняют эстетическую функцию, то есть они должны быть украшены – будет это резьба, лепнина или золочение, вставки из стекла или тканей – здесь вы можете проявить фантазию.
А. Каналетто), живописных притч (Д. Здесь он изучает арены и площади античности и эпохи Возрождения и впоследствии архитектор сам назвал Цвингер «римским творением» (по его подобию с Марсовым полем). Стасов свел к единой гармонии, придав «Военной галерее 1812 года» подчеркнуто торжественный облик.
Георги так писал о «Березовом домике»: «Стены и самые даже потолки снабжены столь искусно расположенными зеркалами, что все здесь находящееся не токмо многократно отражается и непонятно умножается, но многие предметы также представляются в столь великолепном отдалении, которое бы за 30 сажень и более почесть надлежало. Вот таким образом исследователи справедливо отмечают, что сохранение элементов Классицизма, рационализм и прагматизм архитектуры петровского времени обеспечили легкость и естественность перехода к Классицизму второй половины XVIII столетия, «почти минуя стадию истинно- европейского Барокко». В программу ассамблей входили еда, напитки, танцы игры и беседы. В эту эпоху возникают и плодотворно развиваются и «низшие» (по терминологии того времени) жанры: натюрморт, собственно жанровая живопись, пейзаж. Католический крест соседствовал с трезубцем Нептуна, а символом Вознесения становилась колесница бога Солнца.
Учёная христианская эпопея «Потерянный рай» Дж. Франция. Фрескобальди и скрипичные концерты А. Вивальди, «Священные симфонии» Г. Шютца и оратории Г. Ф. Генделя. Валериани — итальянским декоратором и живописцем. Меншикова — Ораниенбаума. Тектоника призвана показать, что строение надежно, устойчиво, способно создать человеку надежную защиту, укрыть его от невзгод и при этом «не придавить» тяжестью стен или других архитектурных элементов.
Г. Дехио в своем труде «История немецкого искусства» тоже писал, что Цвингер находится за пределами принятой «историко-стилевой номенклатуры». Под «палатками маленькими» надо подразумевать Монплезир, который во многих документах именуется «палатками». Стендаль в начале 19 века писал: «Если иностранец, придя в собор Святого Петра, вздумает осматривать все, у него начнется сильнейшая головная боль».
Одновременно ему хотелось каким-нибудь образом возвести здесь и оранжерею. Дворцовый ансамбль Цвингер располагается в черте старого Дрездена — в районе, который первоначально относился к системе городских укреплений. По структурным особенностям к галантно-героическому близок религиозный роман барокко (Ж. Получают развитие дворцово-парковые ансамбли (Версаль, Петродворец, Аранхуэс, Цвингер и др. ), переживают расцвет декоративно-прикладные и малые скульптурные формы, садово-парковая пластика. К концу 1723 года на месте старых деревянных хором под руководством архитектора И. Ф.
В России расцвет стиля барокко приходится на вторую половину XVIII века, в то время как в Европе уже происходит переход к классицизму. Н. де Ларжильер «Портрет Людовика XIV с семьёй»Поскольку Людовика короновали в возрасте 5 лет, то в моду вошли короткие курточки (брасьер), украшенные кружевами, штаны (ренгравы), похожие на юбку, тоже обильно украшенные кружевами. Все новое, необычное, призрачное, динамичное стало казаться красивым. Их продолжали носить и при Людовике XIV, но только уже в военных походах.
Это огромное помещение площадью 846 квадратных метров, казалось, не имело стен. Мебель – важная составляющая стиля. Было от чего прийти в смятение.
Рубенс «Похищение дочерей Левкиппа» (1618)Сюжетом этой картины Рубенса является миф о братьях Касторе и Поллуксе (сыновьях Зевса и Леды), которые похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. настоящий Ренессанс ранее так и не сумел достаточно полно проявиться на Руси». Рим держит свои позиции центра католического мира. Фрескобальди), Франции (Ф.
Такая же живописная сетка окружала зеркальные плафоны. можно было создавать роскошные украшения для храмов. По замыслу М. Д. Пеппельмана в этом направлении намечалось пространство дворцового ансамбля продолжить легким прозрачным павильоном-башней, расположившейся бы по оси павильона «Ворота под короной». Позже они стали намного пышнее. Связь с риторикой выражается как в общих принципах расположения музыкального материала, так и в использовании конкретных мелодико-ритмических оборотов с устоявшейся семантикой – так называемых музыкально-риторических фигур, которые в вокальной музыке усиливали значение словесного текста, а в инструментальной – в определённой мере позволяли «расшифровать» образное содержание (впрочем, для раскрытия содержания Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Г. Ф. Телеман инструментальным сочинениям нередко давали характерные названия, а И. Фробергер, И. Кунау, А. Вивальди даже сопровождали их развёрнутыми литературными программами).
Теперь стали убеждать, что Земля – не блин, а шар, да еще вращается вокруг Солнца. Возможность различной расшифровки генерал-баса свидетельствует о специфике барочных сочинений – их принципиальной вариантности и существенной зависимости от конкретного исполнительского воплощения, при котором исполнителям (как правило, при отсутствии подробных авторских указаний в нотном тексте) приходится самим определять темп, динамические нюансы инструментовку, возможность использования мелодических украшений и так далее вплоть до значительной роли импровизации в ряде жанров (например, в «нетактированных» прелюдиях французских клавесинистов 17 века Л. Куперена, Н. Лебега и др., в каденциях солистов в инструментальных концертах 18 века, в репризных разделах арий da capo). Высшие достижения славянского барокко связаны с поэзией (философская и любовная лирика в Польше, религиозная поэзия в Чехии).
barocco –– «причудливый», «склонный к излишествам», «странный», порт. Петергоф. Флемская резьба (фламандская, белорусская) отличалась от плоской традиционной русской резьбы своей рельефностью и имитировала лепнину. Края столов инкрустировались в виде женских фигур, голов львов, баранов.
Эти же свойства искусственной перспективы умело применены при сооружении парадной Королевской лестницы («Скала реджа», 1663—1666), соединяющей собор св. «Здесь развивалась архитектура еще более барочная, варварская и фанатичная, безумная в наращивании декора, перед чрезмерностью которого бледнеют даже самые смелые произведения европейского Барокко». Барокко – первый стиль в истории европейской музыки с очевидным господством мажорно-минорной тональной системы (смотри Гармония, Тональность). Галилей доказывает предположение о том, что Земля вращается вокруг Солнца. В центральном (парадном) зале дворца и в светлых галереях Петр I разместил привезенные из-за границы художественные полотна голландских и фламандских живописцев. Стены галерей стали украшаться полотнами известных живописцев. Сам фасад дворца настолько сильно ритмически расчленен мощными «ударами» белых колонн, выделяющихся на голубом фоне, что ни о какой монотонности не может быть и речи.
Стулья, диваны и кресла обиты дорогой, богато окрашенной тканью, гобеленами. Крупнейшая архитектурная работа Бернини — окончание многолетнего строительства собора св. Для литературы барокко характерно стремление к исследованию бытия в его контрастах (мрака и света, плоти и духа, времени и вечности, жизни и смерти), в его динамике и на различных уровнях (маятниковое движение между ступенями социальной иерархии в романе Х. фон Гриммельсхаузена «Симплициссимус», 1668-1669 годы). Однако осуществить свой план Г. Земперу не удалось. «Ворота под короной» представляют собой своеобразное соединение надвратной башни и двухъярусной триумфальной арки. Со стороны реки он воспринимается как нескончаемая двухъярусная колоннада.
Иорданская лестница вела к главной (Северной) анфиладе, состоявшей из пяти больших залов. Патетически «высокое» барокко с присущими ему грандиозностью и пышностью (архитектурные ансамбли, алтари и алтарные образы, триумфы и апофеозы в живописи, оперы на мифологические сюжеты, трагедия, героическая поэма театрализованные зрелища – коронации, свадьбы, погребения и т. п. ) соседствовало с камерными (натюрморт в живописи, пастораль и элегия в литературе) и низовыми (комедийные интермедии в опере и школьной драме) формами барокко. Затем к нему пристроили вытянутые галереи, замыкавшиеся павильонами.
Здесь по-прежнему ценятся сложные формы и необычайная декоративность. Флеминг, Дж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо), Лондон (Г. Грифиус, Дж. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период Ренессанса. Иногда понятие «барокко» трактуют не в конкретно-историческом смысле, но как обозначение совокупности стилистических черт, периодически повторяющихся на различных стадиях эволюции культуры (так, элементы барочной стилистики усматривают в романтизме, экспрессионизме, сюрреализме, латиноамериканском магическом реализме и пр. ).
Петра с Папским дворцом. Обильные позолоченные украшения – также характерная черта барокко. Мебель была предметом искусства и предназначалась для украшения интерьера. Нижние части стен Лионского зала Ч. Камерон облицевал лазуритом нежно-синего цвета. Апраксина с четырьмя соседними зданиями — домами сановников С. Рагузинского, П. И.
Скарлатти), Гамбург (немецкие оперы Р. Кайзера, Г. Ф. Генделя), Вена (Чести, А. Кальдара, И. Й. Фукс), Париж (Ж. И действительно, В. П. Все комнаты во дворце разные, есть и китайская и малиновая и знаменитая янтарная комната — чудо света, подаренное Петру I в 1716 г. прусским королем. Стиль барокко пришел на смену Высокому Возрождению (Ренесансу) именно в Италии, на родине Возрождения. Такими средствами в архитектуре взамен ренессансного идеала ясной, устойчивой и завершенной в себе гармонии создавалось «призрачное ощущение».
Даже если учитывать только это, есть все основания считать Барокко великим стилем. Во Франции – Франсуа Мансар (1598-1666) и Луи Лево (1612-1648), работавшие на Людовика XIV, в Австрии – Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах и его сын (авторы главного венского дворца Шенбрунн и Карлскирхе). Б. Тьеполо), эффектные театрализованные парадные портреты (А. К отличительным чертам также относится использование кариатид, атлантов и маскарон. Визуальная функциональность сооружений барокко не всегда соответствует реальности. Теперь Цвингер сооружается для триумфа и зрелищ, главный замысел архитектора сочетает в своей композиции формы римской площади (форума) и стадиона-цирка.
П. П. Особенно нарядно выглядели Тронный зал, Аванзал и Театр. Жестокому разрушению подверглись Монплезир, дворцы Марли, Эрмитаж, фонтаны Большого каскада и многое другое. В подготовленном по его указанию сборнике «Юности честное зерцало» вторая его часть полностью посвящена правилам поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия.
Из общего ряда можно выделить наиболее ярких архитекторов того времени. Шляпы в 1660-е годы были широкополые с высокой тульей. Паскаль, Ж. Дюперрон, Л. де Гонгора-и-Арготе), жизнисновидения (Ф.
В 1697-1698 годах Петр с Великим Посольством посетил Голландию, в частности Амстердам. До 1670 г. они украшались пряжками, а затем бантами. Россия. открытия в области естественных и точных наук значительно пошатнули образ завершенного, неподвижного и гармоничного мироздания, в центре которого – «венец Творения» – сам человек.
В живописи «высокого» барокко, ориентирующегося на так называемый большой стиль, отдавалось предпочтение историческим и мифологическим жанрам, считавшимся тогда высшими в жанровой иерархии. Жюстокор – тип кафтана, длиной до колен, его носили застегнутым, поверх него – пояс. Пышные обрамления включают корзины, арабески, рог изобилия, музыкальные инструменты. Влиянию оперы подверглись как новые, возникшие в эпоху барокко вокальные жанры (оратория и кантата), так и традиционные жанры церковной музыки (в позднебарочных мессах, мотетах, пассионах и так далее активно применялись оперные формы: ария, дуэт, речитатив).
Это Дом Двенадцати коллегий. Поэтика барокко отмечена повышенным вниманием к символам ночи (А. Одного из путешественников того времени, подъезжавшего к Петербургу со стороны Московского тракта, сильно поразила открывшаяся перед ним широкая панорама: «Не успел я, приблизившись к Петербургу, усмотреть золотые шпицы его высоких башен и колоколен как увидел издалека превозвышающий все кровли верхний этаж, установленный множеством статуй, нового дворца Зимнего, который тогда только отделывался». Все формы этого декоративного сооружения волнуются. Для архитектуры барокко характерны тяготение к синтезу искусств, подчёркнутое взаимодействие объёма с пространственным окружением (природная среда парка, открытость архитектурного ансамбля площади), криволинейность планов и очертаний, скульптурная упругость и пластичность форм, контрастная игра света и тени, разномасштабность объёмов иллюзионизм (Дж.
«Ворота под короной» венчает кружевное ожерелье кажущихся мелкими скульптур, которые только больше подчеркивают крупную форму главы над королевской ложей.