И если вы хотите увидеть всю Флоренции как на ладони, то вам надо отправляться на площадь Микеланджело. В июле 1514 года Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. В протяжении всей последующей жизни Микеланджело неоднократно работал то в Риме, то во Флоренции, выполняя самые трудоемкие заказы Римских пап. В 1501 году Микеланджело возвращается во Флоренцию.
Во Флоренцию Микеланджело так и не вернулся, несмотря на многочисленные приглашения от герцога Козимодо Медичи. В феврале 1508 года Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. Площадь Микеланджело по праву входит в число самых интересных достопримечательностей Флоренции. И не забывайте, что в Академии Изящных искусств во Флоренции собрано еще много всего интересного, кроме знаменитого творения Микеланджело.
Нельзя забывать еще о трех других важнейших произведениях Микеланджело, хранящихся в музеях Флоренции: «Пьета» из Музея Опера дель Дуомо, «Св. Затем следует посещение Галереи Академии с символом Флоренции – Давидом, музея Барджелло, где находятся такие работы Микеланджело, как Тондо Питти, Вакх, бюст Брута и статуя Давид-Апполон. Следующая, чисто архитектурная (не связанная со скульптурой) работа Микеланджело — библиотека Лауренциана во Флоренции, сложное и во многом противоречивое произведение (рис. Несмотря на то, что на площади Микеланджело нет важных исторических памятников, это место является неотъемлемой частью туристической Флоренции.
В июле 1514года Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. Чтобы дать наследнику образование, отец определил Микеланджело в учебное заведение Франческо Галaтеа дa Урбино (Francеsco Galаtea da Urbino), находящееся во Флоренции (Firenze). В феврале 1508 года Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию.
Самые красивые виды на Флоренцию открываются с площади Микеланджело. Но в 1531 году Флоренция пала, власть вернулась к Медичи, а Микеланджело от расправы уберегла только его слава.
Какие чувства вызовет капелла Медичи. Ребенок весь согнулся к больной ноге, такая необычная и неожиданная у него поза.
На писательском поприще более всего известен трактатом «Государь», в котором он описывает способы захвата власти и ее удержания, не гнушаясь никакими средствами. Их по его глиняным эскизам выполняли ученики. Отсюда и прочность местонахождения каждой фигуры.
Работа сделана очень тщательно. Именно для этого проекта были исполнены статуи пророка Моисея (1515-1516) – главной достопримечательности церкви Сан Пьетро ин Винколи в Риме и двух пленников (или рабов), хранящихся ныне в Лувре в Париже. Когда именитые горожане пришли принимать работу Микеланджело (в 1504 году), то тут же решили, что такое абсолютное творение должно стоять только на главной площади (а не у городского собора, как планировалось вначале).
По замыслу градоначальников, она символизировала свободу республики. Напротив алтаря он поместил скульптурную группу «Мадонна с младенцем» и окружил ее статуями св. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра). И по сей день в нем размещается флорентийская ратуша.
Он занимался там в течение одного года. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. При подъеме на холм они вполне видны. Именно в эти годы была создана статуя «Давида», воплотившая свободолюбивый дух народа Флоренции.
Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine)34. Начиная с 1530-х годов в архитектуре Рима все яснее намечаются два течения.
Пятый проект (договор 1532 г. ) еще скромнее и рассчитан на установку надгробия в церкви Сан Пьетро ин Винколи, где оно было завершено в 1545 г. на основании последнего проекта, разработанного шестидесятилетним художником после 1542 г. К тому времени из композиции надгробия уже исчезли последние отголоски темы античных триумфов. Здесь творили Данте Алигьери и Джованни Боккаччо, Леонардо да Винчи и Микеланджело, отсюда начиналась «эпоха Возрождения» в европейском искусстве. Работа над фигурами для этой гробницы, однако, не была заброшена окончательно. Но и этот выглядит довольно древним.
Недоработаны фигуры «Утра» и «Вечера». Франциска. Одно из них, крепко связанное с идеологией воинствующей католической церкви, вскоре привело к барочному искусству другое, пытавшееся сохранить верность архитектурным идеалам Возрождения и примирить их с новыми общественными требованиями, в свою очередь разделилось на два русла: маньеризм, связанный с аристократической верхушкой (он развивался преимущественно вне Рима) и академизм виньоловского толка, подготовивший появление в Европе стиля «классицизм». Рубенс прожил в Италии 8 лет, которые и определили его будущее.
Боковые пояса свода украшены изображениями двенадцати огромных фигур Сивилл и Пророков. Он проникается новыми идеями и, в итоге, работая над фреской «Страшный суд» для Сикстинской капеллы Микеланджело отходит от традиционной иконографии. Ионические колонны портика первого этажа, поставленные по бокам больших пилястр, как бы продолжают в глубину пластическую разработку фасада и подчеркивают массивность стены. Он ушел в себя, погрузившись в глубокую думу.
Вся общественная жизнь средневековой Флоренции крутилась вокруг площади Синьории.
Обмороки чаще всего случались именно под статуей обнажённого Давида. В 1504 г. гонфалоньер республики Содерини дал заказ на роспись двух противоположных стен зала «Совета 500» в палаццо Веккьо. Центральные поля свода открывает фреска «Опьянение Ноя». Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго.
Блистательно пользуясь средствами архитектуры, скульптуры, цветом и т. п. используя рельеф, он искусно связал ансамбль с примыкающими частями города. Петра и ансамбля Капитолия, чтобы поставить его в ряд крупнейших зодчих эпохи. Музеи Ватикана в Риме (в комплекс включены 10 музеев) являются не только хранилищем самых знаменитых работ Микеланджело, но и уникальным собранием образцов античного, современного, религиозного и языческого искусства. Тогда сквозь разрывы по сторонам палаццо Сенаторов он видит уходящие в стороны лестницы, одна из которых ведет к боковому фасаду церкви Санта Мария дельи Арачели, другая к портику на так называемой Тарпейской скале (лестницы и замыкающие их арочные портики построены Виньолой).
Что за птица на капелле Медичи. Там должны были быть захоронения шести герцогов. Он всегда тяготел к укрупненным формам, что отражается уже в первых работах мастера — «Битва Кентавров» и «Мадонна у лестницы». О способах его работы свидетельствуют четыре статуи, неоконченные мастером — цикл «Рабы» изначально они предназначались для надгробия папы. В этом же хранятся два шедевра юного Микеланджело – рельефы «Мадонна-делла-Скала» и «Битва кентавров». На почетные места должны встать усыпальницы папы Льва Х и его собственная. На самом деле Медичи похоронены в склепе.
Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». В обучение входило копирование фресок Джотто и Мазаччо изучение скульптурных работ Донателло, а в 1494 году, в Болонье, работы Якопо делла Кверча. Храм внутри украшен работами Донателло. Но она оставляет спокойным, не потрясает ибо абсолютно лишена микельанджеловой terribilit. Каждое поколение добавляло что-то свое. Мальчик важен в общем замысле ибо он – мгновение внутри времени.
Их стихотворная корреспонденция вызывала внимание современников едва ли не самым знаменитым был сонет 60, ставший предметом специального толкования»54. Словно изваяла статую не та рука, которая писала голых юношей Сикстинского плафона. Христос в Минерве — это то же bel corpo ignudo, на котором абсолютно незаметен отпечаток мистического страстотерпства. 27), капеллу Сфорца в церкви Санта Мария Маджоре в Риме и много укреплений. Недаром статую в то время называли «Гигантом». Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек»56. Но он добился и большего. В образах Адама и Евы он воплощает свой идеал прекрасного человека.
А также глиняная и восковая модели знаменитого Давида, модель собора Святого Петра в Риме, собственноручно сделанная Микеланджело. Он понимал, что платить ему было не за что. Во время последнего пребывания в Риме Микеланджело выполнил свою вторую грандиозную живописную работу в Сикстинской капелле — фреску «Страшный суд» на алтарной стене (начата в 1533 г., картон был готов в 1535 г., окончена в 1541 г. ).
Петра (рис. Главным сооружением ансамбля, расположенным по оси площади и замыкающим ее заднюю сторону, является трехэтажное палаццо Сенаторов, украшенное парадной двусторонней лестницей и увенчанное башней (фасад выполнен Джироламо Ринальди (1592 г. ), башня — М. Лунги Старшим (1579 г. ). Изначально тут находились лавки мясников, сегодня же тут расположились ювелирные магазины и продавцы сувениров. Среди тесной застройки, окружавшей Капитолийский холм (ныне эта застройка значительно разрежена в связи с возведением в конце XIX в. огромного памятника Виктору Эммануилу), Микеланджело безошибочно выбрал основные оси композиции. На это указывает желание мастера выполнить ее из дерева (Амманати сделал ее каменной), примененного в отделке зала в таком изобилии.
Понадобился второй, более скромный проект гробницы, примыкающей к церковной стене. Каждый турист считает своим долгом подойти к кабанчику, почесать его пятачок (отчего он сияет на солнце, как фонарик) и вложить в полуоткрытый рот монетку. Сюжет, намеченный для фрески Леонардо «Битва при Ангиари», относился к победоносной войне флорентийцев над миланцами в 1440г., фреска Микеланджело «Битва при Кашина» – создавалась в честь победы флорентийцев над пизанцами в 1364г. Мадонна – ключ ко всей капелле.
Она располагается на холме Ольтрарно между Бардини и садами Боболи. В декабре ее торжественно освятили в церкви. Вот перед вами лицо «Вечера» (капелла Медичи).
Урбано было поручено поставить статую на пьедестал и дать ей окончательную отделку. Причем прекрасный обзор вам гарантирован в любое время суток, поскольку ночью, благодаря подсветке, столица Тосканы сияет огнями и прекрасно просматривается.
А уже ученые-современники скульптора разглядели в ней «Похищение сабинянок». Ниши их стиснули, что вызывает у зрителя чувство тревоги и беспокойства. Некоторые исследователи видят в этом переход художника от «языческого» культа красоты и платонизма к «строгой», т. е. церковной религиозности. Микеланджело обрабатывал глыбу мрамора с одной стороны, как бы высвобождая скульптуру. Однако задумкам не суждено было сбыться. Вместе с фигурами молодых людей аллегории заключены в устойчивую треугольную композицию.
Жалованье превысило в 3 раза сумму, которую просил Микеланджело. На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno). Не удивительно, что ее стали воспринимать как защитницу Флоренции и ее символ. Эта статуя является одним из главных шедевров мирового искусства и к тому же она считается эталоном мужской красоты эпохи Возрождения (скульптура изображает статую обнаженного юноши, который готов вступить в бой с врагом).
Женственно беспомощна Ева в сцене «Сотворение Евы». Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным. «День» хранит следы инструментов и художественно недооформлен. Петра, его спроектировал и начал строить которое Браманте.
Лицо Мадонны склонено к ребенку. гигантские размеры купола должны были подчеркиваться четырьмя малыми куполами, заменившими кампанилы. Она оставила огромное художественное наследство родной Флоренции. В распалубках сводов над окнами размещены библейские «Предки Христа», в угловых – композиции «Юдифь и Олоферн», «Давид и Голиаф», «История Эсфири» и «Медный змий».
В 1546 году Микеланджело получает назначение возглавить строительство собора св. Однако и это проект показался наследникам слишком крупным и по третьему договору 1516г. Площадь Микеланджело (Piazzale Michelangelo) во Флоренции самая известная обзорная площадка, с которой открывается великолепная панорама города. Она начинается у порога вестибюля и расширяется, образуя три части. Символам бегущего времени мучительно неудобно.
Победила первая тенденция. Кстати, в своих стихах Микеланджело неоднократно обыгрывает идею о том, что предназначение скульптора высвободить образ, скрытый в камне.
В центре на постаменте из мрамора установлена копия "Давида" в бронзе. делла Порта). Флоренция отдала последние почести великому Микеланджело с большим уважением.
У его основания расположились копии – четыре аллегории символизирующих времена года.
Его поза напряжена, а во взгляде чувствуется угроза. Расположена Галерея по улице Риказоли 58-60 рядом с монастырем Сан-Марко. Произошла эта встреча, когда самому Данте было 9 лет, а Беатриче – 8. Далее, чем в него, туристов не пускают.
Эта работа шла с перерывами. Говоря в своем трактате о скульптуре (глава VI) о том, что мастер должен иметь две модели для статуи, сначала маленькую, потом в размере самой статуи, он пишет: «Микельанджело Буонарроти работал обоими способами, но, убедившись после долгого опыта, что маленькие модели недостаточны, стал необыкновенно тщательно готовить большие модели по точному размеру мраморной фигуры. История площади имени выдающегося скульптора и архитектора восходит к тем временам, когда в 1530 году Флоренцию осаждали войска императора Карла V и римского понтифика Климента VII (в миру Джулио Медичи). Для начала художник отверг проект, предложенный ему для работы. Художник сосредоточил внимание на главном – на людях, на их чувствах их душевном состоянии. Он жил либо в Карраре, либо в Пьетрасанте, либо во Флоренции. Это создает дополнительную выразительность, тревогу и угрозу.
Это впечатление усиливается другими компонентами ансамбля, архитектурными и скульптурными. Обычно Давида изображали уже после победы над Голиафом. Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. Правой рукой он опирается на колено. Через четыре месяца после окончания росписи Сикстинской капеллы умер папа Юлий II и на папском престоле водворился Лев X (сын Лоренцо Медичи). Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему.
В 1418 году Медичи решили полностью его перестроить и поручили это Филиппу Брунеллески. Они доведены примерно до состояния евангелиста Матфея, сделанного в 1505 году. Подняться сюда можно по лестнице, получившей название "Рампы Поджи". Спроектированный два года спустя вестибюль библиотеки приближается в плане к квадрату.
По этому поводу сам Микеланджело как-то скептически заметил: «Скольких моё искусство сделает дураками». Снаружи видна еще одна изюминка Старого Дворца – часы работы баварского мастера Ледерле, которые появились на дворцовой башне в 1667 году и до сих пор исправно отсчитывают время. Тяжесть второго, более высокого этажа умеряется могучими коринфскими пилястрами большого ордера (один из первых примеров применения этого приема в гражданской архитектуре Италии), объединяющего оба этажа.
Каноссе не суждено было сделаться собственностью Микельанджело. Во времена Флорентийской республики здесь, во дворце Веккьо заседало правительство (синьория) города-государства, а когда всю власть прибрал к рукам герцог Тосканский Козимо Медичи, то он разместил в этом же дворце свою личную резиденцию. Это маленькая статуя, которая свободно входит в куб. После длительных переговоров, в Болонье состоялось их примирение. По первому из шести проектов надгробие представляется свободно стоящим сооружением (напоминающим античные квадрифроны), обработанным ордером, арками и нишами для размещения сорока больших (в рост человека) скульптур.
Порой они выясняли отношения с оружием в руках. Она находится там и сейчас. Петра (руководство работами — с января 1547 г., окончание главного барабана и изготовление терракотовой модели купола в 1557 г., деревянной модели в 1558—1561 гг. ) окончание строительства палаццо Фарнезеи реконструкция площади и дворцов на Капитолии, которые были завершены после смерти мастера (новый цоколь для статуи Марка Аврелия — 1538 г. начало строительства дворцов — 1560 г. ). Три сюжета взяты из библейского предания о Ное – «Жертвоприношение Ноя», «Потоп» и «Опьянение Ноя». Решающим шагом Микеланджело было возвращение к центрическому плану, восхищавшему мастера, верного гуманистическим идеалам Возрождения. Внешний облик собора приведен в соответствие с разработкой интерьера: и там и здесь применены пилястры колоссального коринфского ордера (чуть более высокие снаружи), расположенные парами в родственном ритме. Современники Микеланджело воспринимали «Давида» как символ гордой и независимой Флоренции, готовой дать отпор любому врагу, в том числе Папе Римскому, с которым город в то время вел борьбу.
Нетрудно заметить, что многие статуи на площади Синьории посвящены теме борьбы и победы над сильным противником. За века «Давид» Микеланджело стал к тому же идеалом мужской красоты в искусстве, а специалистами-искусствоведами был признан одной из вершин искусства эпохи Возрождения. Художник собственноручно расписал фресками 600 кв. Самая древняя церковь во Флоренции – это храм Сан-Лоренцо.
Место для прохода в капеллу Медичи приведет прямо в склеп. В конце XIX века по площади проходил маршрут трамвайчика. Лишь одно из них — палаццо Консерваторов — частично получило новый внешний облик при жизни мастера, другое — Капитолийский музей (сокровищница античной скульптуры, на плане слева) — было закончено в XVII в. По всей длине боковых зданий на высоте первого этажа устроены глубокие портики. Рядом с ним стояла капелла Медичи. Фигуры не хотят ни жить, ни чувствовать. Она прекрасна и внутренне сосредоточенна. «Рабы» как будто пытаются вырваться из камня, а их напряженные позы только усиливают впечатление.
Микеланджело, не обманывая себя, предполагал, что когда скульптуры будут готовы, они разочаруют тех, кто хочет увидеть изображение двух потомков семьи. Скульптура была изготовлена не из отдельных кусков, а вырезана из цельной (монолитной) глыбы каррарского мрамора, который во все времена считался очень ценным материалом. Однако существует только два памятника – статуя Фердинанда I и Козимо II. В 339 году этот кафедральный собор освятил св. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Хотя, теперь ее залы открыты для посещений туристов.
Такие известнейшие достопримечательности Флоренции как Понте Веккьо (Старый Мост) и Палаццо Веккьо, форт Бельведер и собор Санта Мария дель Фьори (Дуомо), красный купол которого стал символом города. Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других.
Именно из-за них горожане дали лоджии имя «ланци». Нет покоя «Ночи». Амвросий, епископ Милана.
В распалубках и люнетах расположился цикл «Предки Христа», в угловых парусах фрески изображающие спасение иудейского народа. Так родился музей. » Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж.
И по отъезду Микеланджело в Рим (1534 году) работа была не готова, статуи установили лишь в 1546 году. Второе издание, увидевшее свет в 1568 году, Вазари дополнил уже несколькими такими биографиями, в том числе (без ложной скромности) и своей собственной. Цикл включает в себя темы из книги Бытия от «Сотворения мира» до «Всемирного потопа». Парапет, завершающий подпорные стенки площади Капитолия и хорошо видимый при подходе к ней, выполнен также по рисункам Микеланджело. Исчезли и тонкие масштабные градации внутренних пространств.
Все у гения существует как в жизни – одновременно и многообразно. У этого длинного помещения из серого камня светлые стены. Над его останками Вазари и его помощники изваяли прекрасное мраморное надгробие. Площадь берет свое начало в конце XIX века. В люнетах можно видеть фигуры, не связанные с библейскими текстами.
Так звучит в сокращенном виде название ландскнехтов на итальянском языке. Один из самых прекрасных образов росписи – пробуждающийся к жизни Адам – в «сотворении Адама». Сейчас на этом месте расположена самая известная копия оригинала скульптуры «Давида».
Они перекрыты горизонтальным архитравом, покоящимся на ионических колоннах. В нем нет статуй, но имеются сдвоенные колонны, которые углублены в стены. День размером 1 м 50 см на 1 м 60 см представлен мужчиной, полным активности, живости, внутреннего огня.
В романский период он был перестроен и вновь освящен в 1059 году. Сначала появился вестибюль, затем зал для рукописей, где их можно было хранить и читать. Ее заполняют все гербы городов герцогства Тосканского и герб Медичи на потолке.
Микеланджело добился большей простоты и слитности наружной композиции, отказавшись от ордерных галерей и угловых кампанил (во внешнем облике собора это выявило равносторонний крест, лежавший в основе его плана) и объединив основные помещения в общем объеме, завершенном центральным куполом (купол возведен Джакомо делла Порта после смерти Микеланджело, в основном по его модели, но с одним важным отступлением: стрела подъема была несколько повышена). После этого тело Микеланджело было погребено в правом нефе церкви Санта Кроче. Он и ситуация и мгновение. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). У нее полукруглые крутые ступени и очень низкие перила.
Это будут два сильных молодых человека, преисполненных величавого спокойствия. Зодчий разместил в стенах ниши с пристенными, значительно увеличенными гробницами. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Она означает мудрость и деловые качества. Фигура «Дня» заслуживает внимания, так как удивляет несогласованность ваяния прекрасного тела и с трудом поворачивающейся к зрителю головы.
Но наследники Юлия не очень этому верили, судя по суммам, выплачиваемым художнику. Мужественный, энергичный Джулиано с непокрытой головой опирается на жезл командира. Недаром еще в XVI в. эту статую называли мыслителем. Новый этап в жизни и творчестве Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533) в так называемой новой сакристии (ризнице) при церкви Сан Лоренцо во Флоренции.
Младенец тянется к ней. Роль Микеланджело, творчество которого нередко связывают исключительно со становлением стиля барокко, в действительности значительно более сложна и противоречива. Вес скульптуры более шести тонн, а высота 5, 17 метров. Обе фигуры усталы и меланхоличны.
Надгробие еще больше упростилось, но и оно не было осуществлено. Еще более противоречивое впечатление производят стены вестибюля трехчетвертные колонны заглублены в стену и так же неоправданы, как и консоли под ними контрастное применение темно-серого и белого цветов не способствует (в отличие от интерьеров Брунеллеско) ясности композиционного замысла и производит резкое, почти суровое и в то же время беспокойное впечатление. Вечером город переливается огнями, просто сказка. Профессор Маджерини, которая изучала воздействие самых знаменитых произведений искусства на эмоциональное состояние посетителей гелереи, утверждает, что у определённого типа посетителей возникает так называемым «синдром Давида».
Это я видел собственными глазами в сакристии Сан Лоренцо. Мадонна погружена в глубокое тяжелое раздумье. Способ этот таков. Его современники работали с глыбой мрамора одновременно со всех сторон.
В ансамбле Капитолия (как и в замысле завершения палаццо Фарнезе) Микеланджело проявил себя замечательным градостроителем. Это были два молодых, ничем не прославивших себя герцога. Об этом говорит и полная страданий маска в ее руке. Но он внес в первоначальный план Браманте абсолютно новые черты изменившие не только отдельные элементы, но и общий характер всего сооружения.
Авторами работ выступили скульпторы Дюпре и Бартолини. Он хотел сделать этот фасад «зеркалом Италии», однако работа не состоялась — не хватило средств. Статуя хорошо вписалась в настроения тогдашних флорентийцев.
Пройдя через уютный дворик, через левый неф можно попасть в нее. Он освоил эту технику, ранее ему не известную и добился блестящего результата. Техника фрески вообще трудно поддается переделкам, сохраняя на века раз положенный мазок. Для них он воспользовался скульптурными фигурами в натуральную величину.
В общей массе и грешники и праведники их сложно различить. Стоимость билета 12 евро. Он желает быть прославленным в веках не менее, чем папа Лев Х и его предшественники, оставившие о себе память как о покровителях архитектуры, скульптуры и живописи. Это издание было неполным и содержало определённые неточности31.
Он заключается в следующем. В действительности в изменениях проекта сказались прежде всего феодально-католическая реакция и порожденный ею у художника глубокий пессимизм. Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы. Мастеру пришлось долго трудиться, чтобы изъяны были не заметными.
И всякий, кто берется работать с большой моделью, должен взять уголь и нарисовать главный фас (la veduta principale) своей статуи так, чтобы рисунок был точен. Когда художник отказался, папа подарил ему дом.
Однако окончательная доработка их несколько отличается от первоначального замысла. Она исполнена печали и скорби.
Впервые это сделал португальский художник Франциско де Холанда в 1538 году (на 63-м году жизни Микеланджело), в своей книге «Диалоги с Микеланджело» познакомивший со взглядами мастера на живопись и скульптуру. На саркофаге Лоренцо – «Утро» и «Вечер», на саркофаге Джулиано – «День» и «Ночь».
При создании этой работы Микеланджело отошел от традиции. Влияние Микеланджело на искусство и, особенно, на живопись огромное, но не однозначное. Не поверите, но обороной руководил сам Микеланджело. Сам мастер был уже в Риме, когда по его глиняной модели строили лестницу – главную достопримечательность вестибюля. И сразу разгорелась борьба между Римом и Флоренцией за право греться в лучах славы «божественного» Микеланджело.
В композиции капеллы Мадонна играет очень важную роль. Все вместе времена суток подтверждают девиз Медичи «Всегда» (Semper), означающий постоянное несение службы. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. Комиссия решила, что скульптура Давида достойна, украшать Piazza della Signoria. Этого способа придерживался Микельанджело при работе над «Пленниками».
После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой. Новая Сакристия в церкви Сан-Лоренцо (капелла Медичи) должна составлять единый комплекс со Старой, которую построил Брунеллески. Кто пойдет в скромный музей, если рядом есть Уффици, Галерея Академии. Он отступил от принятых ранее правил и обычаев.
по проекту Я. Сансовино. Мы знаем, что когда Микельанджело ломал мрамор в Карраре и Пьетрасанте, он имел в виду и фигуры юлиева надгробия.
Методы обработки мрамора Микеланджело отличались от современников-скульпторов. Ее еще называют «Мальчик, вынимающий занозу». Микельанджело обрадовался этому признанию, как ребенок и немедленно стал мечтать о приобретении Каноссы, «родового замка», славного покаянным визитом Генриха IV к папе Григорию VI, гостю тогдашней владелицы замка маркграфини Матильды Тосканской. От собора Дуомо сюда идти пешком минут 10, а от галереи Уффици минут 15.
Здесь же юноша лишь готовится нанести смертельный удар. Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII20). Задумка Микеланджело была грандиозной. По непонятным причинам многие туристы падают без сознания прямо у ног статуи Давида.
Вид на Флоренцию открывается потрясающий, фотографии получаются просто замечательные. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами— Флоренцией и Римом.
Такой билет даст Вам право посетить и Галерею и знаменитую Трибуны без очереди. Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал. 25) (начата в 1530г.
Камень, который она держит в руке, может выпасть в любой момент и тоже разбудить. Тело прекрасно и отполировано, а лицо слегка проступает, образ едва намечен. Где круглый год царит весна, хочется творить, любить и искать вдохновения. Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier).
Сами же флорентийцы не меньше, чем шедевры Микеланджело и Джотто, обожают своего «порчеллино» – бронзового кабанчика, ставшего символом Флоренции. По рекомендации Леонардо да Винчи и с согласия автора скульптуру «Давида» установили у входа в Лоджию Ланци, где она простояла более 300 лет. Не отставала от искусства и экономика. В ранней юности начальное образование получил во Флоренции, в Латинской школе. Он начал скупать участки. Ни одна из этих фигур не закончена.
Спокойна и величава она в своей торжествующей красоте, с устремленным к древу познания открытым взглядом в сцене «Грехопадения». Закончена к 1588 г. по проекту Дж. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских»4. К этим пяти, считая и Матфея, неоконченным статуям относятся указания Вазари, очевидно, опиравшегося на собственные высказывания Микельанджело: «Четыре незаконченные фигуры «Пленников» могут научить, как извлекать из мрамора фигуры с уверенностью, что камни не будут испорчены. Проект подразумевал исполнение 12 фигур апостолов в боковых частях свода, основную же часть планировалось заполнить орнаментом.
В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин)36. Надгробную речь произнёс прославленный эрудит Бенедетто Варки. Именно к ней обращены фигуры Джулиано и Лоренцо.
Его основали еще римляне в I веке до н. э. Эта капелла должна была стать монументальным мавзолеем семьи Медичи. Он символизирует мир, который пришел после войны.
Динамика картины создана диссонирующими позами персонажей, они полны отчаяния. И снова перед Микеланджело встал вопрос о создании гробницы папе Юлию. «Утро» медленно и неохотно просыпается, «День» бодрствует безрадостно и тревожно, «Вечер», цепенея, засыпает, «Ночь» погружена в тяжелый беспокойный сон.
Но Микельанджело не забывал и своего искусства. Ее поза, напряженная и динамичная, беспокойный ритм складок одежды – все связывает ее с другими образами капеллы, с самой архитектурой, формы которой то концентрируются, то разрежаются, создавая впечатление напряженности целого. И он не бунтовал по этому поводу, даже не жаловался в частных письмах.
Она, как и «День», не вполне закончена: у нее не доработан низ, а спина не отполирована. Глаза его опущены. В церкви Сан-Лоренцо (капелла Медичи) Новая Сакристия выглядит как свободный куб, который увенчан сводом. В них должны были расположиться скульптуры герцогов.
Точнее это его реконструкция. В 1737 году последняя представительница рода Медичи передала галерею в дар городу. В первое издание 1550 года книги Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», которая считается одним из самых обстоятельных трудов в истории искусства, была включена единственная «современная» биография – Микеланджело, которому в то время было 75 лет.
Кроме того, Микеланджело сделал набросок лестницы в нише брамантевского Бельведера (1550 г. ), рисунки для церкви Сан Джованни деи Фьорентини (с 1550 г. ), модель дворца для Павла III (1551 г., не сохранилась), перестроил Порта Пиа (с 1561 г., не окончена) и создал в руинах терм Диоклетиана церковь Санта Мария дельи Анджели (1563—1564 гг. ). Дело двигалось к разгрому.
Фотография подтверждает сказанное выше. Она, конечно, нравится. Среди них – полные трогательной нежности матери с младенцами, скорбные старцы, отчаявшиеся молодые женщины.
Как воплощение скорби человечества воспринимается фигура пророка Иеремии. Уроки живописи брал у Гирландайо, а уроки скульптуры у Бертольдо ди Джованни, которые проходили в художественной школе, которую основал Лоренцо Медичи. Уже на пятнадцатый день мастер закончил глиняную модель. Микеланджело — гениальный скульптор, художник и архитектор — был одним из последних «универсальных людей» Возрождения, со всей страстностью своего темперамента преданным передовым идеалам итальянского гуманизма — не только эстетическим, но и общественным.
За каждым саркофагом в стене ниша. Знаменитую бронзовую скульптуру «Персей с головой Медузы Горгоны» скульптор Бенвенуто Челлини изготовил по заказу все того же герцога Тосканского Козимо I Медичи, который был покровителем художника и поддерживал его финансово. Между тем, представительниц прекрасного пола у них очень не хватало. Космы и Дамиана (покровители Медичи).
Резец великого художника чувствуется во многих деталях. Задумчив взгляд мадонны, погруженной в свой внутренний мир. Она предназначена только для посвященных.
В гробнице Медичи человек попадает в совсем иной мир, не тот, что был на улице. Над ним поработали две пары чужих рук. Их мощные с идеальными пропорциями тела – овеществленная истома и скорбь. Вестибюль высокий.
Статуи герцогов расположены в тесных нишах над саркофагами. Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. Здание за спиной у Геркулеса – детище семейства Медичи, всемирно известная галерея Уффици.
Более 500 рисунков Микеланджело хранятся во многих ведущих музеях мира. Могучий старец сидит, скрестив ноги. В них не будет портретного сходства.
Это аллегория жизни действенной. Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины.
Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. Зато симметрично поставленные по сторонам верха лестницы античные группы Диоскуров (вопринимаемые словно авангард всей армии античных скульптур имеющих такое важное значение в общем замысле ансамбля) ясно отмечают воздушную границу площади и окружающего ее пространства. Высокое мастерство Микеланджело было эталоном для многих поколений живописцев. Так, если в ансамблях кватроченто зритель обычно уже «с порога» видит между зданиями перспективу улицы или ясные дали, то на Капитолии он может удовлетворить свое любопытство, лишь миновав центр площади, когда перед ним раскроются новые объекты интереса, а с ними и новые качества ансамбля. Мавзолей должен был прославлять церковь и папу, но вместе с тем был полон античных реминисценций и при помощи характерных для того времени аллегорических изображений искусств и добродетелей создавал образ полной творческих сил Италии и ее расцветающей культуры. Но от статуи уходишь совсем с другим чувством, чем, например, от Моисея. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи.
Посреди оживленного рынка Меркато Нуово замечаем необычный фонтан.
Восхищение итальянской культурой было таким сильным, что он в совершенстве выучил итальянский язык (он не только писал письма по-итальянски, но иногда и подписывал их на итальянский лад: «Пьетро Паоло Рубене»), но и стал авторитетным специалистом в области античного искусства. Сжатые, стиснутые нишами, фигуры вызывают впечатление напряженности и беспокойства.
Эта симпатичная свинюшка сидит в самом бойком торговом месте старого города и вызывает восторг у туристов, особенно у детей. Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям. Один из самых патетических образов капеллы – порок Иезекииль. Овеянный славой творца «Оплакивания», скульптор вернулся во Флоренцию, где за время его отсутствия произошла некоторая стабилизация республиканского строя, возглавленного гонфалоньером республики Пьетро Содерини. Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино.
Здесь начинается последний, но не менее яркий период его творчества. Именно отсюда можно пройти в капеллу принцев и Новую Сакристию. На этот краткий четырехлетний период творчества (1501-1505) приходится наиболее яркий подъем общественно-гражданственных тенденций в искусстве Микеланджело.
Съежившаяся, неуверенная в «Изгнании из рая». Пышный интерьер из флорентийской мозаики выполнялся в течение почти двухсот лет. Эта ось определяет направление ведущей на холм великолепной широкоступенчатой лестницы, начатой еще самим Микеланджело (Разделенная на наклонные ступени с уменьшенными до предела подступенками, эта лестница стала прообразом многочисленных лестниц такого рода в парках итальянских вилл во второй половине XVIв. ). Пирамидальный верх мавзолея увенчивался саркофагом со скульптурными изображениями папы.
Полуовальные крышки саркофагов, спускаясь к краям, завершаются волютами. При всей идеальности пропорций фигур, правильности черт обе они отмечены печатью усталости и меланхолии. Но он твердо решил, что ему необходимо, очевидно, чтобы не посрамить «предков», сделаться помещиком. То с родом Медичи и Савонаролой за сохранение республиканского правления, то с Папой Римским, желавшим расширить свою власть, то с соседними городами-государствами (в частности Сиеной) за влияние на Апеннинском полуострове и выгоды в торговле.
На фасаде укреплен бюст писателя. м свода Сикстинской капеллы. Кстати, сегодня «Персей» – это одна из немногих статуй в Лоджии Ланци, которую не заменили на копию. Подобные образы были включены и в грандиозный проект гробницы Юлия (рис. По подсчетам ученых, это одна из самых часто копируемых скульптур в истории. Галерея Академии искусств очень популярное место у туристов и здесь всегда очереди. Скульптура «Похищение сабинянок» (1582 год) работы Джамболоньи изображает сюжет из ранней Римской истории, когда Рим еще был небольшим городом-государством, а его жители – бедняками, за которых соседние народы не хотели выдавать своих дочерей.
Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной35. Знакомьтесь, Николо Макиавелли (на фото) – политик, философ и писатель, живший и работавший во Флоренции в 1469 – 1527 годах.
18—22). И в них действительно есть на что посмотреть. Флоренция – необыкновенно красивый город на берегах реки Арно. В 1534 году Микеланджело перебирается жить в Рим.
13). Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора. В середине стены напротив входа установлена статуя «Мадонны с младенцем», по обе ее стороны статуи святых Космы и Дамиана. По обеим сторонам площади, сужающейся к ее открытой (это расположение обусловлено античными руинами, включенными в палаццо Консерваторов, но отвечает композиционным принципам, заложенным Росселино в центральном ансамбле Пиенцы), обращенной к подходу стороне, симметрично поставлены двухэтажные здания с одинаковыми фасадами. Если выпавшая изо рта монета точно провалилась через решетку внизу, можно смело загадывать желание – «порчеллино» исполнит. Проход между двумя крыльями галереи Уффици можно назвать «коридором знаменитостей». Вас охватывает чувство тоски и впечатление, что вы находитесь на площади.
Всемирно знаменитая мраморная статуя «Давид» работы Микеланджело изображает легендарного библейского героя, а впоследствии иудейского царя, перед боем с великаном Голиафом из вражеского войска. Ныне, вместо музея – ресторация с красивым обзором на город. Это, без сомнения, значительно органичнее связало бы античную скульптуру с современным итальянским искусством, которое должно было быть представлено лежащими фигурами «Нила» и «Тибра» работы самого Микеланджело (обе предназначались в свое время для гробницы Медичи).
Четкое разграничение и вместе с тем связь архитектурно организованного пространства площади (или системы площадей) с природой (или с окружающим городом) искусный показ сооружений в живописной смене аспектов и с разных уровней, чередование манящих перспектив и полных покоя архитектурных мизансцен — все эти свойства, лежащие в основе непревзойденного обаяния старых итальянских городов и их ансамблей, реализованы в Капитолии более сознательно, чем прежде, с новой динамикой и драматизмом. В 1523 г. Папский престол вновь вернулся к роду Медичи. «Ночь» стопой упирается в сову, которая, если вспорхнет, то разбудит ее. Христу из церкви Минервы не посчастливилось.