Для того чтобы установить, что такое справедливость, Сократ попросил разделить лист на две колонки: «С» и «Н». В любом случае (так понимал Сократ) все люди не могли сойтись вместе и установить эти законы. Вопреки мнению софистов, считавших, что истина относительна, т. е.
Антисфен принадлежал к афинскому пролетариату и в своей доктрине изложил его идеологию. Речь перед судом сохранил Платон. Такая позиция получила название этического интеллектуализма.
Аристотель писал, что «есть две вещи, которые каждый должен по справедливости признать сократовскими: индуктивное мышление и определение». 24. Ученики.
Надавливая на ногу все выше и выше, служитель добрался до бедер. Так же как софисты и большинство людей его эпохи, Сократ занимался только человеком. Потренировавшись на девере (дофине Франциске), Катька с размахом развернула откорм противников итальянскими приправками.
Но, в целом, он не принимал участия в общественных делах. За смертную казнь проголосовали 300 человек, против 250. Судить о нем можно по диалогам Платона и Ксенофонта. Он трактовал их как предпосылки для понимания. Главной его работой была «Полемика об истине и бытии».
После свержения диктатуры граждане, обозлённые тем, что, когда афинское войско бросило раненого главнокомандующего и разбежалось, Сократ спас жизнь Алкивиада (если бы Алкивиад погиб, он не смог бы вредить Афинам), в 399 г. до н. э. предъявили Сократу обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает юношество»45. 1. В молодые годы служил в армии.
Софисты также были первыми среди тех, кто в значительной мере больше, чем другие, занимался эстетикой или, точнее говоря, теорией искусства. Постановкой вопросов загонял в угол. Вопросы к кроссворду:По горизонтали 1. 15.
Вначале познакомился со взглядами Протагора, позже – со взглядами Сократа, стал его учеником, но остался верен доктрине софистов во многих отношениях. А именно, под «законом природы» они понимали, как правило, право сильного. Сократ всегда был там, где мог найти собеседников. Такими вопросами он припирал противника к стенке, вынуждая его дать ответ. Он добился популярности, но она не имела отношения к признанию его деятельности. В процессе над философом приняло участие около 600 судей.
Законы, касающиеся моральных достоинств, «не писаны» их нет и в кодексах, но, тем не менее, они более устойчивы, чем писаные, поскольку выводятся прямо из природы вещей, а не из человеческих установлений: как же они могли бы быть установлены, если являются всеобщими для всех людей. «Федон»).
Добродетель связана с пользой и счастьем. Софисты пришли к взгляду на познание, состоящему из следующих четырех пунктов. Этого можно достигнуть при помощи индукции. А также то, что они имели в самих себе, – добродетель.
Творцы кинизма принадлежали к пролетариату, который был лишен всякой собственности. Само слово «софист» вначале имело другой смысл: оно обозначало «ученого», затем «псевдоученого» соответственно термины «софизм» и «софистический» также получили уничижительное значение. Во времена Цезарей их было достаточно много. На Олимпийских играх принимал участие в кулачных боях.
Это «частичное удовольствие» является целью жизни, а счастье есть совокупность «частичных удовольствий». Когда принесли цикуту в кубке, философ спросил у тюремного служителя: – Ну, милый друг, что мне следует делать. Сократ не был единственным философом, который занимал такую позицию. Сократ также отвергает обвинения в богохульстве и развращении молодёжи. Признается только практический разум интегрированный с житейской мудростью «правильная» наука считается одним из вреднейших явлений. Добывая знания, мы достигаем блага, а вместе с ним – пользы и счастья.
Для взглядов Сократа характерен крайний морализм, связанный с крайним интеллектуализмом. Элемент подвески корпуса автомобиля. «Aфинский овод», так называли философа Сократа. Сократ не только призывал к добродетели, но и старался возвыситься над нею.
Оно опирается не на чисто теоретическое обоснование, а на практический рассудок. Друзья остались с Сократом до конца. В результате потребность в образовании стала повсеместной, а участие в интеллектуальной и публичной жизни общества стало считаться делом чести.
Впоследствии аналогия ведет нас от известных фактов к новым фактам. Отросток, боковая ветвь.
В глазах греков это было унижением умственного труда. 4. Сам ничего не писал, учил обыкновенно на улицах и площадях.
(Для определения первоначальной философии киников, в целом, не «циничной» имеется другой термин – «кинизм». ) Циники с философией уже не имели ничего общего. Понимая обучение как наиболее важную задачу, он полностью себя ему посвятил. Последние дни он провел в беседах с учениками. II. Ядовитым началом в нем является алкалоид конин. Эти факты касались деятельности человека: ремесленника, художника, политика, вождя. Удовольствие – это позитивное состояние. «Шпрехающая» европейка.
Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу— доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания», — писал Аристотель («Метафизика», XIII, 4). Истинным благом является добродетель. Личность Сократа является предметом многочисленных спекуляций. Этот выдающийся политический деятель был практически «первым мужем» Афин от начала второй половины V в. до н. э.
Вторая теория эстетического иллюзионизма развивалась только в период Нового времени. Наиболее важным Сократ признавал, собственно говоря, начало и порядок исследования: вначале критерии знания и лишь затем только само знание. Софистам приходилось учить не только молодежь, но и взрослых.
Его жизнь и смерть были в полном единстве с его учением. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Так больно он кусал словом. В этой последней области ты достигаешь блага в том случае, если умеешь работать, если знаешь, как выполнить работу.
Сократ искал понятие (эйдос) отваги или справедливости и это было целью его поисков. Выпивание яда— один из древних расовых способов стать героем. Эти мнения киников объясняются довольно легко. В силу этого искусство учителя аналогично искусству акушера. 3. Цитрусовое вечнозеленое плодовое дерево. Притворяясь невеждой, он задавал заковыристые вопросы.
Однако существовало среди софистов также и другое направление. Каждый знает, что справедливость это благо, а трусость – зло. Чем является смелость (или добродетель). Роль учителя заключалась в корректной постановке вопросов. Существует только конкретный человек, а нет «человечества», существуют столы и стулья, а не «мебель вообще».
Распространение кинических идей в античности было огромным. «Он занимался, – как писал Аристотель, – только этическими проблемами, природой же, в целом, не интересовался». Издавна поэт Пиндар и историк Геродот, видя несоответствие во взглядах греков, утверждали, что «договор властвует над всеми людьми» Архелай, ученик Анаксагора, противопоставлял природу и договор и с этой точки зрения писал о прекрасном, справедливости и праве. Свой последний день философ провел так же спокойно, как и предшествующие. Инициатором этой «минималистской» теории познания был Протагор.
Гегесий отказался от позитивного характера удовольствий. Киники или иначе циники, придерживались принципа – «Лучше повеситься, чем получить удовольствие». 8.
Правда, как интуиция, так и определения применялись только в узкой сфере этических понятий однако, когда эти методы хорошо обоснованы их можно легко применить и в других областях это сделали ученики Сократа. «Все единодушно признают, что еще ни один человек, насколько память нам позволяет судить, не заглядывал в глаза смерти с большей покорностью», – писал ученик Сократа Ксенофонт. У Сократа было много последователей среди молодежи, которые боролись с предрассудками. Он же осознавал свое незнание.
Увидев этого человека, Сократ сказал: «Вот и прекрасно, любезный. Однако распространение кинизма в эллинистический период приводит в целом к утрате характерных «острых» элементов программы. В этом положении заключается принцип мудрости как практического познания блага. Парадоксальное понятие «знание незнания» было выражением не скептической, а критической позиции. Софисты составили интеллектуальную элиту Греции.
Он был законодателем одной из колоний в Великой Греции. Тюремщик время от времени подходил к философу и трогал его ноги. Всеобщность являлась принципиальной чертой добродетели в ее новом значении. Платонизм и аристотелизм были результатом деятельности Сократа. Если они и проводили исследования, то, как правило, эмпирического характера.
Договорив эти слова, он поднёс чашу к губам и выпил до дна – спокойно и легко» (Платон. Шеренга кресел в зрительном зале. Софисты были эрудитами, старались собрать как можно больше энциклопедических знаний. Людей, которые полностью независимы, киники называли мудрецами. (Характерно, позднейший термин «цинизм» произошёл от названия школы «кинизм». ) Тем не менее, справедливо замечание многих исследователей, считающих, что нарочитую эпатажность и маргинальность считать основной характеристикой всей школы не следует. Отсюда в науке возник вопрос: кто из них представляет учение Сократа в более чистом виде. Все кинические жанры (диатриба, мениппова сатира, апофтегма, хрия, письма и др. ) полны «примеров». Некоторые утверждают, что единственным достоверным источником для характеристики Сократа являются комедии Каллия, Телеклида, Эвполида и особенно комедии Аристофана «Облака», «Лягушки», «Птицы», где Сократ представлен софистом и безбожником идейным лидером реформаторов всех мастей, даже вдохновителем трагедий Еврипида и где отражены все пункты будущего обвинения на суде.
Протагор обладал наиболее ярко выраженным философским мышлением среди софистов. 2.
Кроме того, это «антилогическое направление», существовавшее в то время, еще больше дискредитировало себя, поскольку, как правило, доказанное таким образом обвинение в безбожии было направле но против невыгодных, неудобных философов. своя у каждого народа и даже индивида, Сократ подчеркивал всеобщность истин философии. Начала эстетики. Протагор оставил значительное количество учеников. Добродетель есть совершенное благо. Из них наиболее значимы Бион Борисфенит (III в. до н. э. ), создатель кинического литературного жанра диатрибы и Менипп Гадарский (середина III в. до н. э. ), творец «менипповой сатиры». Пришлось описать весьма разнообразные и разнородные позиции.
Временем расцвета софистики было ее начало, время Протагора и Горгия. Софист был «наполовину летописцем, наполовину учителем». Жизнь.
Ты со всем этим знаком – что же мне надо делать. » «Да ничего», – отвечал тот, – «просто выпей и ходи до тех пор, пока не появится тяжесть в ногах, а тогда ляг. Вот таким образом применение к отдельным предметам общих понятий невозможно невозможно ни соединение различных понятий (в единстве суждения), ни определение понятий, ни даже противоречие – так как о вещи может быть высказано только суждение тождества (конь есть конь, стол есть стол). «Я знаю только то, что ничего не знаю», эту знаменитую фразу произнес он в ответ пифии.
Это одно и то же – знать, что такое справедливость и быть справедливым. С этими словами он протянул Сократу чашу. У него была возможность избежать смертной казни, но он предпочел смерть. Он был уже стар, когда ему предъявили обвинение в развращении молодежи.
Кинизм начинался как теория, но затем перешел в практику. Как сумма, в центре кинической философии находится человек с его естественными заботами. Взгляды Сократа. Протагор родился в Абдере.
Сократ же был логиком, стремящимся получить единую всеобщую формулу. В этой области знания пионером был не Протагор, а Горгий.
И Сократ взял её с полным спокойствием, Эхекрат, – не дрожал, не побледнел, не изменился в лице но, по всегдашней своей привычке, взглянул на того чуть исподлобья и спросил: «Как, по-твоему, этим напитком можно сделать возлияние кому-нибудь из богов или нет. » «Мы стираем ровно столько, Сократ, сколько надо выпить». Удовольствие, будучи единственным благом, является преходящим моментальным состоянием, сохраняющимся до тех пор, пока действует раздражитель. 2.
Были моменты, когда он уходил в себя, погружался в транс. К моральным ценностям, понять и выделить которые сложно, он подходил путем аналогий.
Сократ говорил, что дерево ничему не может научить, учат люди в городе. 1. Выбор предмета исследований.
На это разнообразие указывали софисты, чтобы доказать, что справедливость относительна. Поэзия же имеет другой характер, она ничего не создает, кроме слов и, скорее, похожа на пророчество, чем на ремесло то же относится и к музыке, которую греки также связывали с поэзией и объясняли ее как одно из пророчеств. «Настоящий философ» имел их черты: был убог, но счастлив. Несмотря на сложившееся мнение, Сократ еще 25 лет продолжал свои занятия.
Эта работа погибла, но ее хотя бы частично возместила другая работа «Двойственные утверждения», которая была написана неизвестным софистом, продемонстрировавшим в стиле Протагора относительность взглядов на то, что является добром и злом истинным и ложным. Философское значение Протагора и софистов. В целом можно сказать, что сферой их научных интересов было то, что сами они называли «обычаями» и что мы в настоящее время называем «культурой». В частности идеи киников соответствовали раннему христианству. Логические взгляды.
Служитель сказал, что содержимое кубка надо испить, затем ходить, пока не возникнет чувства тяжести в бедрах. Причин было несколько. Явления разнообразны и относительны, поскольку разнообразна и относительна реальность. Выбор метода исследований.
В конце жизни был привлечен к суду за "введение новых божеств и развращение юношества". Работа «О богах», которую он прочел в доме Еврипида, была сожжена и вызвала процесс против автора. В зрелые годы он побывал в Афинах и входил в круг друзей Перикла. Протагор собрал в специальную работу такие «антилогии». Помимо философов и моралистов, характер Сократа пытались объяснить многие психологи. «Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения (ведь из рассуждавших о природе только Демокрит немного касался этого и некоторым образом дал определения тёплого и холодного а пифагорейцы— раньше его— делали это для немногого, определения чего они сводили к числам, указывая, например, что такое удобный случай или справедливость или супружество).
Знаменитые итальянские семейства Борджиа и Медичи с неслыханной щедростью кормили химикатами всех желающих (и не очень). Подобным же образом Алкидам, другой ученик Горгия, также полагал, что закон и обычаи являются результатом конвенции. Этот шаг сделал Диоген, один из наиболее популярных философов, несмотря на то, что он не внес в философию ничего значительного в теоретическом плане. Так, знаменитый Диоген Синопский жил в бочке, которая была ему домом.
Как определил Сократ, добродетель есть знание. Известным автором, вынужденным глотнуть сей чудесный напиток, был Сократ. вплоть до его смерти (429 г. до н. э. ). Его лозунг был: «Человек есть мера всех вещей». Впрочем, сути дела это не меняет.
В эпоху, когда начали специально заниматься человеческими делами, сразу заметили, что не все из них соответствуют «природе», что многие из этих дел имеют своим источником решения и «договоры» между людьми. Только то, что добродетельно, то и полезно. не пользовался популярностью жанр философского трактата. Он жил во времена Платона.
«Добродетель» была древним понятием греков она понималась обобщенно, как жизненная сила, деловитость, обязательность в выполнении гражданских обязанностей. Сократ мастерски разоблачал ханжество своих собеседников. Его воззрения сформировались ранее, еще при жизни Сократа. Он был тем человеком, в личности которого мыслитель и гражданин неотделимы друг от друга. II. Судим о нем мы по книгам его учеников.
Трудной бывает попытка определить вещи и их можно только описать. Об этом я и молю и да будет так». Его теория знания была теорией поиска знания или его методологией.
Главным обвинителем Сократа был богатый и влиятельный демократ Анит. Добродетель есть знание. Этот период издавна признан классическим в греческой философии. Платон, хотя по болезни и не принимал участия в этих беседах, позднее описал в «Федоне» последние минуты учителя, основываясь на рассказах учеников Сократа.
3. На закате, оставив друзей, Сократ удалился на предсмертное омовение. Сократ родился в Афинах и там же провел всю свою жизнь. Последнюю частично принял Аристотель, применив ее для объяснения природы трагедии.
Развитие Афин граничит с деятельностью Перикла. Как свободный афинский гражданин, Сократ не был подвергнут казни палачом, а сам принял яд. Вначале он был учеником Горгия, а затем Сократа, которого внешне он очень напоминал. Добродетель единственна, поскольку она есть знание. Это позволяло исследователям выделить два периода в истории философии: период гуманистического просвещения, к которому принадлежали софисты и Сократ, а также период создания философских систем, главными представителями которого были Платон и Аристотель.
Его имя граничит с наибольшим экономическим, политическим и культурным расцветом Афин. 20.
Анекдоты, которые ходили о нем в древности, представляли его как оппортуниста и лакея (угодника) и специально противопоставляли его поведение исполненному достоинства поведению Платона, с которым он встречался при сицилийском дворе. Релятивизм, обоснованный Протагором имел антропологическую окраску. Он сильно сжал стопу Сократа и спросил, чувствует ли тот боль. Он сформулировал философские принципы, во имя которых выступали софисты. 12. 7.
Воспитательную силу живого примера кинизм ставит выше самых красноречивых слов. Ему было проще быть чудаком среди «мудрых» людей. «Тогда Критон кивнул рабу, стоявшему неподалеку.
Напротив, Сократ акцентировал внимание на осознанности своих действий. Период деятельности софистов был достаточно долгим и продолжался почти целое столетие. 18.
Цель гедонистов становится негативной, сводимой, как правило, к избеганию неприятностей. Влияние Сократа на современников и последующую философию было огромным. Это были последние слова философа. Некоторые специалисты, правда, считают, что цикутой называли не болиголов, а вех ядовитый (Cicuta Virosa), в котором содержится ядовитый алкалоид цикутотоксин.
На это Сократ отвечал, что если знания недостаточно для добродетели, значит, оно поверхностно и неполно, а тот, кто постигает истинное и полное знание, тот не может не постигнуть его глубины и не может поступать иначе, как твори благо. VI. Это, однако, предполагало владение рядом определенных, специфических знаний.
Они ничего не имели и им оставалась только природа.
Приветствовалась крайняя простота, нищета и скромность. Мудрость состоит не в недоступном для человека теоретическом знании. 3.
При переезде он утонул. Протагор – по Платону – определял науку как «практичность в управлении домом и государством, а также наивозможнейшую добротность в действии и слове».
Образцы такого рода начинаний мы имеем в пародиях Платона и Аристотеля. Последователи. Протагор создал самостоятельную философскую теорию. Наиболее меметичной отравительницей стала госпожа Тофана, помогавшая очаровательным неаполитанкам «разводиться» с надоевшими мужьями.
Он прекрасно знал, что человек никогда не сможет обрести счастье в этом мире. Совершив омовение, Сократ вернулся к друзьям и родным. Обрубок дерева, на котором отсекали голову казнимого.
и которыми должен был владеть, если хотел, чтобы его считали «мудрым». На этот вопрос аналогия не дает ответа. Сократ (Socrates) (470 – 399 до н. э. )Афинский философ, сын камнереза (ваятеля) Софрониска и повивальной бабки Фенареты. В 399 г. фабрикант Анит, оратор Ликон и поэт Милет подали в суд присяжных жалобу на Сократа, обвинив его в безбожии и деморализации молодежи. Он знал то, чего не знали другие, называя это нечто «знанием незнания».
«Все, – говорил Протагор, – что есть явление для людей, то существует». Странный он был. Учение Платона об умопостигаемых «видах» несостоятельно, так как восприятию доступен единичный, чувственно воспринимаемый экземпляр вида, но никак не самый «вид» или «идея». Известен случай, когда он выступил в одиночку против разбушевавшейся толпы.
Его сторонники считали человеческую культуру условной. Систему своих взглядов они выводили из конкретных поступков и линии поведения исторических героев и «антигероев» (Геракл, Сократ, Диоген, Крёз, Сарданапал, Александр, Ксеркс и др. ).
В частности, вызывала любопытство сила воли этого человека и его физические упражнения. 22. Не работал как все, ходил всю жизнь босиком, носил одни вещи.
Вот таким образом у киников напр. Оно подействует само». В разуме усматривал ее современник Протагора Демокрит.
Думаю, что в глубине души он смеялся и плакал, смотря на этот мир, этих людей. А фактически мы всегда заботимся только о приятном и избегаем неприятного. Истинное счастье и истинную пользу дает только благо. Он предпочел смерть. Сократ должен был выпить "государственный яд" – цикуту (Conium maculatum, болиголов пятнистый).
Не только эти софисты-политики, но и софист-философ, каким был Протагор, значительную часть своего жизненного и писательского труда посвятили тому, чтобы в различных областях жизни, где преобладает и должен властвовать договор, этот договор соответствовал устремлениям разума. Он жил в соответствии со своими взглядами, осуществляя на практике гедонизм. Имя Кочагина из романа Н. Островского «Как закалялась сталь».
Тразимах, чей карикатурный образ создал Платон в «Государстве», отбрасывал как чисто условные моральные и религиозные нормы, а Каликлес, герой платоновского «Горгия», отрицал такое понятие, как «мораль толпы» и признавал лишь природное право сильного, принципами которого являются сила воли и избавленная от ограничений энергия, а целью – власть и полнота жизни. Под буквой «С» вписывать то, что считается справедливым действием, а под буквой «Н» – то, что считается несправедливым.
Кроме того, он написал ряд работ по грамматике, этике и технике. Они помогают жить клубнике, но мешают жить некоторым женщинам. Когда кто-либо в разговоре с ним уходил от темы, Сократ всегда возвращался к определению: если хвалишь кого-либо за справедливость, то скажи о том, знаешь ли ты, что такое «справедливость» говоря о том, что ты не трус, а смельчак, то определи, что такое «смелость». Их способ жизни, насмешки над обществом и общественным мнением, над культурой и всеми почитаемыми добродетелями получил название «цинизма». Инструмент для сверления.
Отсюда и выводится их название – софисты (софос-мудрый). «Понимаю», – сказал Сократ. Метод ошибки был для софистов результатом и целью, а для Сократа только началом познания. 2. Задачи, которые ставились перед наукой. Согласно выводу учёного, приговор не явился чем-то необычным, его нельзя считать исключительным случаем для Древней Греции: с точки зрения суда действия Сократа были противозаконными и ставили целью расшатывание нравственных устоев того времени версию о том, что Сократ стал жертвой клеветы и навета, кембриджские историки считают недостоверной1011.
Крупнейший приток матушки Волги. Он верил в одного Бога и пытался уклониться от суеверного поклонения богам. Прежде чем начинать исследование природы вещей, необходимо осознать природу познания. Минималистская теория познания. Не будем забывать его прозвище, «афинский овод».
Майевтический метод. Это состояние происходит от греческого термина, означающего приятное и получило название «гедонизм». Они исследовали также язык и в этой области имели значительные заслуги: Протагор классифицировал суждения и высказывания (слова), Продик собирал синонимы. Его цель носила чисто практический характер.
Антисфен и Аристипп. Аристократическое общество обвинило их в том, что они учат за деньги. Протагор занимал позицию, которую через много веков назвали «позитивистской»: он стремился придерживаться фактов и избегать теоретических построений в науке. Такая позиция привела к парадоксальной концепции реальности.
Еще в молодости он прославился тем, что был назван самым мудрым человеком. Минуло много веков, но лишь в XX в. философы стали высказывать взгляды, близкие к взглядам киников, на первый взгляд таких простых. По свидетельству Аристотеля, Сократ был творцом индуктивного метода. После этого нужно лечь.
Песня, благодаря которой ее исполнитель просыпается знаменитым. Сократ выполнял свою роль при помощи вопросов. Например, к утверждению, что смелость и отвага существуют не только на войне, но и в мирной жизни, как на земле, так и на море, в политике и частной жизни, в радости и горе, в желаниях и действиях.
Считал, что философия не должна быть оторвана от человеческой жизни. 4.
Киническая школа. Индивидуализм киников приводит к принципу внутренней свободы, которая добывается борьбой с самим собой, но не с «социальным злом». Все что он сделал — предложил заменить приговор штрафом в одну мину (кувшин вина). Софисты не отрицали, что существуют также и «законы природы», однако понимали их достаточно своеобразно.
Наступил момент прощания. Так отдайте же, не забудьте". В тёмном Средневековье тонкое искусство отравительства было незаслуженно забыто ибо остро заточенный кусок железа тупые европейские варвары сочли более надёжным средством индивидуального и мелкооптового выпила (спасибо викингам).
После максималистских требований, касающихся познания, которые увлекали греческих философов до него, он первым выступил с теорией познавательного минимализма и заложил основы сенсуализма, релятивизма и практицизма, равно как и конвенционализма. Отсюда уже вполне естественным был переход к этике Аристиппа. Желая избежать суда, Протагор покинул Афины и отправился на Сицилию. 19.
Напротив, они прославляли ее, а порицали внешние блага и гедонистические устремления. Сохранили и развили традицию философской провокации материалисты Нового Времени, не избежав естественной трансформации «подлинного» кинизма «голая истина» Диогена трансформируется в культурную революцию киническое презрение к богатствам, государству и власти превращается у Ницше в «волю к власти», философское обоснование власти. Называя эти достоинства «добродетелью», он придал этому термину более специальное и, собственно говоря, новое значение.
Смерть наступает из-за судорог, приводящих к удушью. Основанием мышления, по аналогии, была устойчивость структуры любого действия.
Первый из них основал школу киников (циников), а второй – школу киренаиков. Что касается киников, то это учение являлось антиподом гедонистов. Сократ говорил, что рад бы послать в пекло того, кто первым разделил благо и пользу. Безразличие и полученная посредством него независимость – главные лозунги этой философии. Отсутствие общих «видов» полагает благо как отрешённость от всего, что делает человека зависимым от (иллюзорного) общего: имущества, наслаждений искусственных и условных понятий.
Стержень с небольшим отвесом, совершающий колебания около неподвижной точки или оси. Сократ даже стал героем одного из спектаклей в афинском театре. Его метод был методом совместного поиска, метод, который сейчас носит название «эвристики». Так поступили, прежде всего, .
Для того чтобы получить понятие, надо его определить. Учеником Антисфена был Диоген из Синопа (умер в 323 г. ) в свою очередь, наиболее выдающимся учеником Диогена был Кратет из Фив, который вместе со своей женой Гиппархией и другими членами семь ч принадлежал к кинической школе. На суде Сократ вместо принятого в то время обращения к милосердию судей, которое он объявляет унижающим достоинство и подсудимого и суда, говорит о словах дельфийской пифии Херефонту о том, «что нет человека более независимого, справедливого и разумного, чем Сократ».
Традиция создала этот тип киника. Однако вскоре благосклонное отношение греков к софистам радикально изменилось.
Его готовность к смерти, придававшая невиданную прочность и стойкость его позиции, не могла не сбить с толку всех тех, с кем он сталкивался в опасных стычках по поводу полисных (городских, в смысле: государственных) и божественных дел. Первым это сделал Георг Грот в своей «Истории Греции». Так, Амейпсий в трагедии «Кони» даёт такую характеристику философа: «Мой Сократ, ты— лучший в узком кругу, но непригодный к массовым действиям, страдалец и герой, среди нас. » Наконец, некоторые признают важными показания о Сократе всех трёх основных свидетелей: Платона, Ксенофонта и Аристофана, хотя спонсором Аристофана был главный враг Сократа богач и коррупционер Анит6. Образцом мудреца для них был Сократ ибо он был как бы живой моделью их теории. Вопрос этот породил глубокие споры в философской литературе и решается абсолютно различно: одни учёные видят в Ксенофонте самый чистый источник сведений о Сократовой философии другие, напротив, считают Ксенофонта никуда не годным или мало годным свидетелем и отдают предпочтение Платону.
Любое зло исходит из незнания ибо никто умышленно и сознательно зла не причиняет. 2. Как если бы одни были чёрным, а другие белым. Сократ разделял сложные вопросы на предельно простые и это давало возможность ученику отвечать самостоятельно и сводило его ответ к высказываниям «да» или «нет». Истинное благо может быть только достоянием каждого отдельного лица, но никак не общим для многих, а целью добродетельной жизни может быть соответственно не богатство, которое может быть разобщенным, но здоровье (спокойствие, умиротворение и т. п. ).
Сократ ответил отрицательно. В таком случае, необходимо обесценить, сделать безразличным для любого человека все, кроме добродетели, – только тогда мы по-настоящему свободны и независимы. Сократ посвятил себя деятельности иного рода – он был учителем. 10.
Так звучит единственное выражение, дошедшее до нас из его главного философского труда. 9. Аристофан, который в 423 г. вывел Сократа в своих «Облаках», видел в нем воплощение бесцельных рассуждений, шкодливого вольномыслия, вымышленных обманов и непочтительного отношения к традициям.
Она захватила его настолько, что он не думал о себе, живя с семьей в бедности. Такой методологией пользовалось и раннее христианство, строя свою философию на «житиях» и «деяниях» Христа и апостолов. Он часто оставался в одном и том же положении, от зари до зари, «неподвижный и прямой как ствол дерева». Всеобщности моральных законов Сократ уделял особое внимание ибо находился в оппозиции к релятивизму софистов. Летом он лежал на раскалённом песке, зимой обнимал холодные камни. Ведущую роль среди них во второй половине V в. до н. э. завоевывают Афины, которые, кроме того, становятся гегемоном морского союза, соединяющего почти все главные греческие города и колонии.
Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта (Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир, Домострой) и лишь в ничтожной доле в сочинениях Аристотеля. Позднеантичное понятие философа сложилось, прежде всего, под влиянием киников. Этот яд вызывает паралич окончаний двигательных нервов, очевидно, мало затрагивающий полушария головного мозга.
В этой деятельности он видел смысл своей жизни. Безудержное буйство. Знание он понимает как понятийное, а способом получения понятия видит индукцию. Таким образом, отрицание киников не являлось нигилизмом. Пифия святилища Апполона Дельфийского оракула провозгласила Сократа мудрейшим из людей.
Но кроме сторонников у него были и суровые критики.