Творчество Филиппо Брунеллески ознаменовало переломный момент в истории архитектуры, для которой в будущем стали характерными тщательная и методическая разработка проектов и приведение их в соответствие с законами перспективы и с окружающим городским пейзажем. Филиппо Брунеллеско — первый великий мастер архитектуры нового времени, крупнейший художник изобретатель и ученый-теоретик.
А так как упомянутый выше толстый железный прут имел восемь веток, размещенных по дуге, достаточной, чтобы заполнить пространство полого полушария и, так как на конце каждой ветки были площадки величиной с тарелку, на каждую из них ставился ребенок лет девяти, крепко привязанный железкой, прикрепленной к вершине ветки, однако настолько свободно, что он мог поворачиваться во все стороны. Мы начинали с палаццо Медичи-Риккарди как с одного из первых светских зданий. Это – лоджии Брунеллески на фасаде Воспитательного дома во Флоренции (Оспедале дел Инноченти). От капителей к задней стене галереи перекинуты подпружные арки, которые подхватываются консолями, украшенными капителями.
Услыхав это, Лоренцо ради своей чести вынужден был не отказаться ни от одной их этих двух работ и, хотя и не охотно, но решился взяться за венец как за более легкое дело, рассчитывая на советы каменщиков и вспоминая, что в своде церкви Сан Джованни во Флоренции был каменный венец, устройство которого он мог заимствовать отчасти, если не целиком. Сейчас еще трудно ответить на вопрос, каким образом удалось Брунеллеско в развалинах императорского Рима или в известных ему византийских постройках расслышать «умолкнувший звук божественной эллинской речи». Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата — здание фактически является её ажурной «стеной». И так были сделаны модели и приступили к их осуществлению.
Внутри здание сильно перестроено. Для них античная культура, античная архитектура была маяком. Но эту постройку он так полюбил, что почти все время на ней присутствовал. На каждом углу должно быть по ребру – всего восемь и на каждом скате по два, посередине каждого из них, – всего шестнадцать ребра же эти, расположенные посередине между означенными углами, по два с внутренней и внешней стороны каждого ската, должны иметь при своем основании толщину в четыре локтя. Вот почему творчество Брунеллеско – крайне неблагодарная область для любителей выискивания «влияний». К тому же он начинал свое художественное образование в мастерской ювелира.
Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога. Получил гуманистическое образование в Падуе изучал право в Болонье.
Опять же лучшими были признаны проекты Брунеллески и Гиберти. В 1419 г. цех Арте делла Сета поручил Брунеллески постройку Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей (Оспедале деи Инноченти — Приют невинных, действовал до1875 г. ), ставшего фактически первой постройкой эпохи Возрождения в Италии. То есть действительно это была честь флорентийцев – все-таки справиться с этим куполом. Это были соперники Медичи. Одним из таких сооружений было и палаццо Пацци (Дворец (закончен до 1445 г. ) был построен для той же семьи Пацци, для которой Брунеллеско строил капеллу.
Но я для этого еще ничего не обдумал, а вы хотите, чтобы я вам указал этот способ. Сделаны были леса только на самом верху, чтобы рабочие могли сверху располагаться.
Сам собор тоже возводился невероятно долго (проект 1296 г. Арнольфо ди Камбио, далее Джотто, Андреа Пизано и Симоне Таленти). Структура внутреннего пространства сакристии отличается четкостью и простотой. И когда «букет» был опущен и сияние поставлено на седалище, тот же человек, который вставлял болт в сияние, отпирал железные части, связывавшие ангела, так, что он, выйдя из сияния, шел по помосту и, дойдя до того места, где была Дева Мария, приветствовал ее и произносил весть.
как для предохранения от сырости, так и для того, чтобы он был великолепнее и выпуклее».
В 1398 г. он уже стал считаться золотых дел мастером и вступил в Арте делла Сета, куда входили другие золотых дел мастера. И даже как-то они там свою нужду справляли. Купол (его высота составляет 42 м) был построен без опирающихся на землю лесов он состоит из двух оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными кольцами. Простое, скромное, с плоскостным фасадом, оно имеет горизонтально протяженную структуру. 2 и 9). — были подробно разработаны и решены самим Брунеллеско (рис. Искусство предстает в равной мере и лабораторией и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются. И Палаццо Питти – еще один дворец.
С одной стороны итальянцы все время пытались повторить купол Пантеона. И никогда не встречался он с умом, более его удовлетворяющим, чем Донато, с которым он по-домашнему вел непринужденные разговоры и оба черпали радость друг от друга и вместе обсуждали трудности своего ремесла. Базилика, которая стала усыпальницей клана Медичи, недалеко от Санта Мария дель Фьоре.
Внутри этого «букета из восьми ангелов» (так именно его называли) находилась медная мандорла, полая изнутри, в которой во многих отверстиях помещались особого рода лампадки в виде трубочек, насаженных на железную ось, которые, когда нажималась спускная пружина, все прятались в полость медного сияния покуда же пружина оставалась не нажатой, все горящие светильники были видны сквозь его отверстия. Перекрытое куполом здание с восемью квадратными боковыми помещениями, каждое из которых еще увеличено полукруглой нишей. Каждому пролету арки первого этажа соответсвует небольшое прямоугольное окно во втором.
Согласно свидетельству предполагаемого автора анонимной биографии Брунеллеско — Антонио ди Туччо Манетти — Франческо делла Луна принадлежит крайняя южная постройка (около 1430 г. ), нарушившая пропорции фасада и замысел Брунеллеско. Воспитательный дом был открыт в 1445 г. Он построен из кирпича, стены и своды оштукатурены. Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата— здание является её ажурной «стеной». XV век ведь называют золотым веком флорентийского искусства. Вскоре после приезда во Флоренцию Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей — возведением купола над кафедральным собором города (1420–1436 гг. ), — его возведение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. Стены дворца сложены из бута и оштукатурены.
Он же как ни в чем не бывало смеялся над чужой самонадеянностью. Впоследствии, когда капитаны гвельфской партии решили построить здание, а в нем залу и приемную для заседаний их магистрата, они это поручили Франческа делла Луна, который, начав работу, уже возвел постройку на десять локтей от земли и сделал в ней много ошибок и тогда ее передали Филиппо, который придал дворцу ту форму и то великолепие, какие мы видим нынче. последователями Брунеллеско). Лучшим тогда оказался Лоренцо Гиберти: именно он получил заказ на создание бронзовых северных ворот (позже он создаст и знаменитые Врата Рая, восточные ворота, абсолютный шедевр раннего Возрождения, о котором мы обязательно расскажем). Крупный деятель культуры Возрождения. Снова его друг-соперник переходил ему дорогу.
Архитектурные работы Брунеллеско во Флоренции или около нее: купол Санта Мария дель Фьоре (1417—1446 гг. ) Воспитательный дом (с 1419 г. ) церковь Сан Лоренцо и старая Сакристия (с 1421 г. ) (проект позже перерабатывался) палаццо ди Парте Гвельфа (проект заказан в 1425 г., строительство — 1430—1442 гг. ) капелла Пацци (с 1430 г. ) оратория Санта Мария дельи Анджели (после 1427 г. ) церковь Сан Спирито (начата в 1436 г. ).
Итак, один взялся за подмостья, другой за венец и оба закончили работу. Конструкция ребристого купола на парусах весьма оригинальна. Открытые во двор лоджии третьего этажа использовались для обработки и сушки шерсти. Причиной всему этому были советы его преемников, которые завидовали его славе, а при жизни его состязались с ним в изготовлении моделей между тем некоторые из них были в свое время посрамлены сонетами, написанными Филиппо, а после его смерти они ему за это отомстили не только в этом произведении, но и во всех тех, которые перешли к ним после него.
Оно было построено любимцем Козимо Медичи, архитектором Микелоццо. Сам собор тоже возводился невероятно долго (проект 1296 г. Арнольфо ди Камбио, далее Джотто, Андреа Пизано и Симоне Таленти). С земли светочи эти казались звездами, а площадки, покрытые хлопком, казались облаками.
Славе архитектора и города способствовало и то, что купол освятил сам Папа Евгений IV. Первым памятником нового стиля и самым ранним произведением Брунеллески в области гражданского строительства является дом детского приюта (госпиталя) Оспедале дельи Инноченти на площади Сантиссима Аннунциата (1419-1445). Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской — синим и белым — они делают ритм колонн мернее, спокойнее). Но, быть может, самый индивидуальный архитектор во всем мировом зодчестве. по уставу монахи не могли общаться с миром.
Мастер принимал форму и основные размеры купола (диаметр и стрелу подъема внутреннего свода), установленные моделью 1367 г. Но вопросы структуры и способы возведения купола — количество оболочек, количество несущих ребер и их толщина, конструкция оболочек и их кладки, конструкция опорного кольца купола, его крепление и связи, способ и последовательность кладки сводов без лесов (на высоту 30 локтей (17, 5 м) купол был возведен без лесов, выше — на вспомогательных кружалах) и пр. Изящный рисунок темно-фиолетового каркаса на жемчужно-серых плоскостях стен создает иллюзию их невесомости. В первую очередь продвинулась постройка ризницы, а затем мало-помалу и сама церковь. Это явственно видно на примере Филиппо ди сер Брунеллеско, который был невзрачен собою не менее чем Форезе да Рабатта и Джотто, но который обладал гением столь возвышенным, что поистине можно утверждать, что он был ниспослан нам небом, чтобы придать новую форму архитектуре, которая сбилась с пути уже в течение нескольких столетий и на которую люди того времени тратили себе же назло несметные богатства, возводя сооружения, лишенные всякого строя, плохие по исполнению, жалкие по рисунку, полные самых причудливых измышлений, отличающиеся полным отсутствием красоты и еще хуже того отделанные.
Поначалу для этого использовались уже существующие госпитали и монастыри. В настоящее время это один из самых крупных музейных комплексов Флоренции (здесь помещаются Палатинская галерея, Галерея современного искусства, Музей серебра, Музей фарфора, Музей карет и Галерея костюма). Филиппо Брунеллески умер в 1446 г. Брунеллески Филиппо – один из величайших итальянских зодчих XV столетия. Выраженный с наибольшей четкостью в интерьерах Старой сакристии и капеллы Пацци, этот стиль отличается ясной логикой композиционного решения и визуальной гармонией.
Однажды мессер Паоло даль Поццо Тосканелли, возвращаясь после занятий и собираясь поужинать в саду с некоторыми из своих друзей, пригласил и Филиппо, который, слушая, как он рассуждает о математических искусствах, настолько с ним подружился, что научился у него геометрии. Идея перекрытия такого пролёта была уже к 1417 г., но только в 1420 г. зодчему дали разрешение на строительство. Духа статую кающейся св.
Однако они не стали с ним договариваться на высоту большую, чем в двенадцать локтей, говоря, что они еще посмотрят, как будет удаваться работа и что если она удастся, как он их в этом уверял, они не преминут заказать ему остальное. Совету города Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъёма наверх и работы на высоте.
Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны-тондо работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской — синим и белым — они делают ритм колонн мернее, спокойнее). В 1440 году, в зените славы, Брунеллески получил заказ на постройку палаццо Питти. Тем не менее для Брунеллески это был очень важный период. Однако современное зарубежное искусствоведение исходя преимущественно из формально стилистических соображений, настойчиво отвергает наличие художественного новаторства в куполе Брунеллеско, указывая на готический характер всей концепции (применение нервюр, стрельчатое очертание купола, шатровое завершение фонаря, характер и профилировка его деталей). Делал рисунки к алтарю собора в Пистойе (1399). Недаром Брунеллеско принадлежал к той славной плеяде «титанов», которые, воодушевляясь пафосом познания, умели гармонично сочетать в одном лице художника и ученого, зодчего и инженера, живописца и оптика, гуманиста и изобретателя.
За это они заслужили больше похвал, чем если бы создали сами абсолютное произведение. Конкурс был проигран Брунеллески— рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче рельефа Брунеллески). Это тоже такое новое качество. Здание завершает легкий, сильно вынесенный деревянный карниз, резные консольные выпуски стропильных ног которого являются одним из немногих сохранившихся и вот таким образом драгоценнейших образцов деревянной резьбы в наружной архитектуре XV в. (рис.
Это позволило сделать его значительно более тонким и легким, чем крестовый свод. После Брунеллеско церковь строили Антонио Манетти Чаккери и привлеченный позднее Джулиано да Сангалло.
Палаццо Медичи-Риккарди — это первое светское здание Ренессанса в городе. Затем мальчиков учили читать и писать, а в дальнейшем они получали знания по способностям. Но Медичи не были тиранами.
В конкурсе вместе с ним приняли участие Якопо делла Кверча, Лоренцо Гиберти и ряд других мастеров. Укрупненные членения главного фасада, его ширина (глухие боковые пристройки заметно нарушили пропорции фасада, чрезмерно удлинив здание и усложнив его композицию) и размер пролета аркады лоджии приняты Брунеллеско с учетом размеров площади и восприятия здания со значительного расстояния (аркады вокруг небольшого внутреннего двора в полтора раза меньше наружных). В XI-XII веке он был перестроен и облицован бело-зеленым мрамором. Говорят, что Филиппо вызывали в Милан, чтобы сделать модель крепости для герцога Филиппо Мариа и что он вот таким образом поручил заботу о постройке означенного детского приюта своему ближайшему другу Франческа делла Луна.
Брунеллески воплотил классический замысел не в полновесных формах античного зодчества. Тем не менее именно здесь, в одной из старейших церквей Флоренции, был такой важный заказ.
Филиппо ответ Лоренцо понравился, так как ему казалось, что этим путем его можно отстранить от работы и обнаружить, что он не был человеком того ума, который ему приписывали его друзья и благоволение покровителей, устроивших его на эту должность. Даже ходили слухи, что Медичи перестанут его финансировать. Долгое время Брунеллески вместе с Гиберти возглавлял строительство купола собора. Они возникают и развиваются по образу и подобию молодого организма. И монастырские библиотеки содержат немало рукописей записок Авраамия Суздальского, который описал механизмы Брунеллески.
Создал ряд проектов организации городского пространства. То есть путь к ренессансной архитектуре шёл через возрождение античной. Один из изобретателей (вместе с Л. Б. Альберти и Л. Гиберти) прямой перспективы – способа передачи трёхмерного пространства на плоскости с единой точкой схода (устраивал оптические сеансы, в том числе с 2 выполненными им ведутами – флорентийского баптистерия и Палаццо Веккьо).
Снаружи церковь выглядит как 16-угольник с нишами на 8 сторонах. Франкль). Квадратный двор, обрамленный легкими арочными галереями, защищающими помещения от палящих солнечных лучей, окружен различными комнатами с двумя залами по обеим сторонам глубинной оси двора (рис.
В архитектурной деятельности Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям. Брунеллески вёл обширные фортификационные работы, укреплял берега Арно, строил мосты. В плане здания, который решен в виде обстроенного по периметру большого квадратного двора, обрамленного легкими арочными портиками использованы приемы, восходящие к архитектуре средневековых жилых зданий и монастырских комплексов с их защищенными от солнца уютными внутренними двориками. Прямоугольный формат окон их рамы и фронтоны окон скопированы Брунеллески с римских образцов, так же, как и колонны, архивольты арок, пилястры и профиль карниза. Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата, — здание фактически является ее ажурной «стеной». Вернулся из Рима и Филиппо.
Среди других построек Брунеллески – недостроенный дворец партии гвельфов (около 1430-34 годов), центральная часть Палаццо Питти (начата в 1440 году). 6). Вскоре после приезда во Флоренцию, Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей— возведением купола над кафедральным собором города (1420—1436 гг. ), его сооружение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. Правильно говорят, что без Медичи, может быть и эпоха Возрождения выглядела бы иначе. Брунеллески использовал ордер в сочетании с планом 3-нефной купольной базилики в церквах Сан-Лоренцо (с 1421 года) и Санто-Спирито (с 1434 года).
А что если Филиппо долго проболеет. Не осуществлены планы других торжественных площадей (с дворцом Медичи перед церковью Сан-Лоренцо, 1434 год и перед церковью Санто-Спирито с открытым видом на реке Арно). Это было нечто большее. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог.
Он расположен на покатой площади Питти. Между тем как Донато вернулся во Флоренцию, он остался в Риме один и с еще большим прилежанием и рвением, чем прежде, неустанно подвизался в поисках развалин строений, пока не зарисовал все виды строений, храмов – круглых, четырех- и восьмиугольных, – базилик, акведуков, бань, арок, цирков, амфитеатров, а также и все храмы, построенные из кирпича, в которых он изучал перевязки и сцепления, а также кладку сводов он заснял все способы связи камней, замковых и консольных и, наблюдая во всех больших камнях дыру, выдолбленную на середине постели, он установил, что это для того самого железного прибора, который у нас называется «уливелла» и при помощи которого поднимаются камни и снова ввел его в употребление, так что им с того времени снова стали пользоваться. Архитектор собора – Арнольфо ди Камбио, кампанилу собора строил великий Джотто. Купол кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре (или просто Дуомо) до сих пор самая высокая постройка во Флоренции, его высота 114, 5 м. Он спроектирован таким образом, чтобы внутри могло поместиться все население города «великое. Входы в здание расположены по главной оси двора. Итак, Брунеллески участвует в конкурсе на украшение рельефами врат баптистерия.
Это проявлялось даже в его скульптурах и барельефах. Фактически Брунеллески стал одним из «отцов» Раннего Возрождения, наряду с живописцем Мазаччо и скульптором Донателло – три флорентийских гения открыли новую эпоху в архитектуре и изобразительном искусстве. Занимался оформлением религиозных праздников (представление в церкви Санта-Мария-дель-Кармине на празднике Вознесения, 1439 год, описано в путевых записках суздальского архиепископа Авраамия). И вот это вот деление на раннее и высокое, может быть, достаточно условно.
Цилиндрический свод над портиком перебивается в центре куполом на парусах.
Подобное интеллектуально-творческое устремление может включать в себя — наряду с античной и библейско-евангельской традицией — сугубо неортодоксальные элементы гностицизма и магии (так называемая «натуральная магия», сочетающая натурфилософию с астрологией, алхимией и другими оккультными дисциплинами, в эти века тесно сплетается с начатками нового, экспериментального естествознания). Герб гильдии Арте делла Сета на фасаде приютаАвтор фото: Sailko – собственная работа из ВикипедииСначала за детьми ухаживали кормилицы. Этажи разделены плоской тягой – характерная черта архитектуры эпохи Возрождения. Весь «остов» композиции — пилястры, архитрав, архивольты арок, гурты и ребра купола, а также наличники окон, круглые медальоны, вписанные в паруса и между концентрическими арками, кронштейны все эти элементы, выполнены из темного камня и четко вырисовываются на светлом фоне оштукатуренных стен. Законотворчество в режиме онлайн. Дж.
Несмотря на это работу Брунеллески не уничтожили с творениями других участников, но сохранили (ныне в Национальном музее, Флоренция), видимо, все же отметив ее как необыкновенно удачную. Ну, конечно, говоря о Медичи, мы не можем обойти палаццо Медичи. Тот ответил: «Возьми кусок дерева и сам попробуй» (откуда и пошло это выражение), как об этом пространно повествуется в жизнеописании Донато. В своих постройках (Старая сакристия церковь Сан-Лоренцо, окончена в 1428 центрическая капелла Пацци во дворе монастыря Санта-Кроче, начата в 1429 базиликальные церкви Сан-Лоренцо, 1422-46 и Санто-Спирито, начата в 1444 воспитательный дом, так называемый Оспедале дельи Инноченти, 1421-44 центральная часть палаццо Питти, начата в 1440) Брунеллески одним из первых в зодчестве Италии творчески осмыслил и оригинально истолковал античную ордерную систему. Вот таким образом он начинал как ювелир и даже поработал в Пистойе над серебряными фигурами алтаря святого Иакова.
Однако, услыхав, что речь идет о подборе строителей для возведения купола, он решил однажды утром вернуться в Рим ибо полагал, что с ним будут больше считаться, если придется вызвать издалека, чем если бы он оставался во Флоренции. Это прежде всего Воспитательный дом. Купол господствовал над всей Флоренцией и окружающим пейзажем. Выступил в защиту литературных прав "народного" (итальянского) языка. Итак, разумными доводами они убедили консулов передать заказ Лоренцо, доказав, что это пойдет на пользу обществу и частным лицам.
Но чем же в таком случае могу я помочь вам, не будучи причастным к его исполнению. В конце концов он получил заказ на выполнение работы становится руководителем.
В начале XV века было решено построить еще один приют на небольшой площади Сантиссима-Аннунциата (Piazza della Santissima Annunziata), как учреждение нового типа. Перестраивая фасад церкви Санта-Мария Новелла, А. использовал в облицовке традиции инкрустационного стиля и впервые применил волюты для соединения средней части фасада с более низкими боковыми.
И, к сожалению, несколько построек, в том числе и эту, Брунеллески не довел до конца, но и сами Пацци тоже не смогли ее довести до конца. При всей условности противопоставления «греческого» и «римского» нельзя теперь уже отрицать того факта, что архитектурные образы, созданные Брунеллеско, по своему композиционному строю, а тем самым и по своему идейному и эмоциональному содержанию естественно включаются в ту традицию мирового зодчества, которая ведет свое начало от античной Греции и которая через эллинизм и Византию с такой силой и самобытностью сказалась в древнерусском зодчестве. Здание выстроено из кирпича колонны, пилястры, антаблементы и филенки фасада выполнены из известняка, детали интерьера — из тонкого кристаллического песчаника, а многие декоративные украшения (розетки наружного купола и круглые медальоны) из поливной и обычной терракоты. Несмотря на это работу Брунеллески не уничтожили с творениями других участников, но сохранили (ныне в Национальном музее, Флоренция), видимо, все же отметив её как необыкновенно удачную. Это творение его, как и прочие, свидетельствует о нем как о мастере поистине божественном.
В 1432 г. Брунеллески разработал проект венчающего купол фонаря (его сооружение началось в 1436), связавшего в единый крепкий узел силовые линии сходящихся кверху нервюр. Строителями были назначены Брунеллеско, Гиберти и Б. дАнтонио. 15, 17). Победителя ждала награда в 200 золотых флоринов и вечная слава в придачу.
Натуроподобно отражая эти идеалы искусство Возрождения придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную наглядность. Он остался неоконченным и в том состоянии, в каком его можно видеть в настоящее время, так как флорентинцы истратили деньги, положенные в банк для этой цели, на другие нужды города или, как говорят некоторые, на войну, которую они как раз вели с Луккой.
На что, чувствуя себя обиженным, Филиппо возразил: «Господа, будьте уверены, что нет возможности возвести этот свод иначе, чем говорю я и сколько бы вы надо мной ни смеялись, вы убедитесь (если только не пожелаете упорствовать), что другим путем поступать не должно и нельзя. Но, конечно, прошло достаточно много времени, чтобы купол наконец воссиял. 10).
А в XV веке Флоренция становится самым влиятельным городом в Италии. Это органически расчлененный объем, «осеняющий, – по выражению Альберти, – все тосканские народы». Вот, например, тоже замечательный портрет Брунеллески, который написал Мазаччо.
Ко двору примыкали хозяйственные постройки и обширный сад. Воспитательный дом – так называемый Оспедале-дельи-Инноченти (1419-1427 годы завершён в 1445 году) задуман как идеальная композиция с квадратной в плане площадью, обрамлённой лоджиями зданий.
При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Это сооружение Брунеллеско завершает ряд разработанных им центрических композиций. Только для Брунеллески важно было подчеркнуть красоту страдающего Христа, а, как мы потом увидим, когда будем говорить о Донателло, у его друга, у Донателло, победило стремление к реализму и он показал не только красоту, но и ужас этого тела. Именно это он вводит и этому будут подражать потом другие мастера.
Когда же толки уже прекратились и когда при виде той легкости, с какой возводилось это строение, пришлось как-никак признать гений Филиппо, люди беспристрастные уже полагали, что он обнаружил такую смелость, которую, быть может, еще никто из древних и современных зодчих не обнаруживал в своих творениях а возникло это мнение потому, что он наконец показал свою модель. Действительно, огромный собор и, подведенный уже под своды, стоял почти 100 лет, так как никто не знал, как его перекрывать. Гуманизм и поэтичность творчества Брунеллески, гармоничная соразмерность, лёгкость и изящество его построек, сохраняющих связь с традициями готики, творческая свобода и научная обоснованность его замыслов определили большое влияние Брунеллески на последующее развитие архитектуры Возрождения. Посвящая Брунеллеско свой трактат о живописи, Альберти говорит, что это «. Ядро капеллы повторяет ризницу Сан-Лоренцо и расширяется по сторонам двумя помещениями. В 1405—1409, 1411—1415, 1416—1417 гг.
Ясность пространственной композиции, легкие, просторные и светлые интерьеры, элегантная легкость линий, упругий взлет полуциркульных арок, часто подчеркиваемый их повтором, преобладание пространства над массой и света над тенью, наконец изысканность немногих декоративных деталей — вот некоторые характерные черты, которые часто объединяются в выражении «манера Брунеллеско». Согласно Манетти, его биографу, он создал несколько статуй из дерева и бронзы. Только через 40 лет Брунеллески предстояло решить проблему перекрытия собора. Внутренняя часть капеллы была готова лишь в 1443 году, когда строился палаццо Питти. Флоренция проводила 1423 год в безмерном благополучии и довольстве, когда Филиппо был выбран на должность приора от квартала Сан Джованни на май и июнь, в то время как Лапо Никколини был избран на должность «гонфалоньера правосудия» от квартала Санта Кроче.
Есть и другие приписываемые ему ошибки, о которых я умолчу и которых, думается, он бы не сделал, если бы сам продолжал постройку ибо он все свои произведения доводил до совершенства с величайшей рассудительностью, осмотрительностью, талантом и искусством. Сер Брунеллеско, который хотел, чтобы Филиппо, как и отец, сделался нотариусом или, как прадед, врачом испытал от этого величайшее огорчение. Позже лоджия была декорирована медальонами из глазурованной терракоты между архивольтами арок, созданными в мастерской Луки делла Робиа, вероятно Андреа делла Робиа в 1463—1466 гг. изображающими спеленутых детей также в левом крыле этой лоджии находится специальная ниша (rota), где люди могли анонимно оставить подкидыша.
Во время пребывания Филиппо в Риме с ним почти неизменно был Донателло. Вазари. Обаяние молодости сочетается в творчестве Брунеллеско с обаянием его неповторимой, яркой индивидуальности. Внутренний дворикДвор остался открытым сзади и получил фасад лишь через сто лет (в 1558 г., архитектор Б. Амманати). Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель» и «доблесть» — благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Однако проблема человека (или человеческого сознания) и его укорененности в Боге все равно остается общей для всех, хотя выводы из нее могут носить самый различный и компромиссно-умеренный и дерзкий «еретический» характер.
В этом своем «индивидуализме» Брунеллеско, конечно, сын своего века, этой эпохи титанов и сильных характеров, когда именно сильная и яркая личность была носительницей прогрессивного начала в культуре. Филиппо им возразил: «А я делал бы и без него. » Этот остроумнейший и двусмысленный ответ их удовлетворил и, оставив его, они поняли, что он был болен тем, что хотел работать один.
Главный наружный карниз под куполом остался невыполненным. И все это, чтобы его ублажить.
Портик был завершен в 1424 г., тогда же последний раз упоминается имя Брунеллески. А что если не будет Филиппо. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог. Вот этот огромный собор внутри. По просьбе сына отец отдал его в обучение к ювелиру Б. Лотти.
Это же до известной степени относится и к истории научного познания искусства Брунеллеско. Совету города Брунеллески предложил сделать легкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъема наверх и работы на высоте. Работы Альберти и особенно построенные по его проектам церковь Сан-Франческо в Римини (1447-68, переделана из готического храма), церкви Сан-Себастьяно (1460) и Сант-Андреа (1472-94) в Мантуе, явились важным шагом в освоении античного наследия архитектурой Раннего Возрождения. Конкурс под председательством 34 судей, на который каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», длился год.
Вот таким образом, конечно, когда купол был возведен, а понадобилось ни много ни мало, как 14 лет, в 1420 он приступил к работе, а закончил ее в 1434 году, конечно, первые годы все очень нервничали, так как не понимали, что он делает, не понимали, как он это все будет делать. Там же ему было поручено укрепление моста и решение некоторых других подобных задач.
Принимая к тому же во внимание все, что он сделал для подноса, кладки, стыка и связи камней, нельзя было не быть охваченным трепетом и ужасом при мысли, что гений одного человека вмещает в себе все то, что совместил в себе гений Филиппо, который рос непрерывно и настолько, что не было вещи, которую он, как бы она ни была трудна и сложна, не сделал бы легкой и простой, что он и показал в подъеме тяжестей при помощи противовесов и колес, приводимых в движение одним волом, в то время как иначе шесть пар едва ли сдвинули бы их с места. При жизни зодчего закончены старая сакристия и трансепт с хорами без купола. Это «Исхождение Авраамия Суздальского, составленное во время путешествия русского посольства на Ферраро-Флорентийский собор». Ее крупнейшие представители — Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Парацельс, Джордано Бруно — делают средоточием своих размышлений проблему духовного творчества, которое, охватывая все сферы бытия, тем самым бесконечной своей энергией доказывает право человека называться «вторым богом» или «как бы богом».
Так оно называется, такое длинное название. Помещения палаццо скомпонованы с трех сторон вытянутого по ширине здания открытого двора, окруженного в первом этаже глубокими лоджиями. Как только «букет» достигал положенного ему места, тоненькая бечевка опускалась при помощи другого блока и сияние, привязанное к этой бечевке, тихо-тихо спускалось и доходило до помоста, на котором разыгрывалось праздничное действо, а на этом помосте, где сияние как раз и должно было остановиться, было возвышение в виде седалища с четырьмя ступеньками, в середине которого было отверстие, куда отвесно упирался заостренный железный конец сияния.
Антаблемент, лежащий непосредственно на архивольтах аркады и на больших коринфских пилястрах, обрамляющих крайние пролеты, объединяет всю композицию не только по горизонтали, но и по вертикали. Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской— синим и белым— они делают ритм колонн мернее, спокойнее). 14).
13). 7). Франкль).
Они пользовались огромным успехом. В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет)— с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь. С его именем деятели Возрождения связывали начало новой эпохи в архитектуре.
Он заявил себя беспощадным врагом порока и другом тех, кто подвизался в добродетелях. Ясность и простота архитектуры Брунеллески – основная черта его таланта. Кто-то сказал ему: «А ты разве не знаешь его намерений. » – «Знаю, – сказал Лоренцо, – но ничего не буду делать без него». Здесь впервые была осуществлена идея «абсолютного» по форме центрического сооружения, владевшая умами зодчих вплоть до XVII в. Сложная система радиальных и поперечных стен и устоев, окружающих центральное пространство капеллы имеет важное конструктивное значение контрфорсов, воспринимающих распор купола (рис. Она поражала не столько конструкциями и последовательным применением форм античного ордера, сколько новизной всего тектонического образа, созданного посредством органичного соединения архитектурных форм и приемов, развившихся на основе арочно-сводчатой (стеновой) и стоечно-балочной (архитравной) систем конструкций.
И вот Брунеллески-то с этим и справился. Совету города Брунеллески предложил сделать легкий 8-гранный купол из кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъема наверх и работы на высоте.
Мессер Лука оставил его неоконченным, отвлеченный теми заботами, которые он нес ради государства наследники же его, не имевшие средств его достроить, чтобы предотвратить его разрушение, были рады, уступив его, доставить удовольствие синьоре герцогине, которая, пока была жива, все время на него тратила средства, не настолько, однако, чтобы могла надеяться так скоро достроить его. 11 м ширины) квадратное помещение, перекрытое куполом. В 1520-х годах для воспитанниц, не выбравших ни замужество, ни монастырь, к южной части здания была добавлена специальная пристройка. В настоящее время в воспитательном доме по-прежнему располагаются важнейшие благотворительные организации Флоренции. Почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо Брунеллески начал возведение купола над кафедральным собором города –Санта Мария дель Фьоре (1420-1436). Так, думая выгадать, они просчитались и, мстя Филиппо, причинили самим себе вред и позор.
О ней тоже пойдет сегодня речь. И вот этот Авраамий Суздальский описывает собор. В ряде теоретических трактатов ("О статуе", 1435 и "О живописи", 1435-36, – на итальянском языке "О зодчестве", опубликовал в 1485, на латинском языке) Альберти обобщил опыт искусства своего времени, обогащенный достижениями науки. Движимые этим, а также и завистью, старшины их, собравшись, договорились и объявили, что эта работа тяжелая и опасная и что они не хотят возводить купола без высокой оплаты (хотя она была им увеличена, более чем то было принято), думая таким способом отомстить Филиппо и на этом выгадать. Стройка осуществлялась за счёт благотворительности флорентийских олигархов. До 1427 г. работами руководил сам архитектор Брунеллески – это был первый этап строительства. Воспитательный дом был официально открыт лишь в 1445 г. Это было первое сиротское учреждение (приют) такого масштаба в Европе. Воспитательный дом принимал бездомных детей, подкидышей и предоставлял им возможность интеграции в общество.
В конкурсе вместе с ним приняли участие Якопо делла Кверча, Лоренцо Гиберти и ряд других мастеров. В конце концов, мастера шерсте-прядильного цеха, несшие большую часть расходов, пригласили специалистов из всех стран Европы, чтоб испросить у них совета. Очень важная тоже постройка Брунеллески — это капелла Пацци. Он все пытался проверить и как интересно он проверял свою перспективу.
Когда же затем во Флоренции нужно было сделать из липового дерева для братьев св. Здание приписывают также Альберти. Десять книг о зодчестве.
Донателло выполнил декоративные элементы – рельефы. Воздвигнутый Брунеллески восьмигранный величественный купол Флорентийского собора (1420-36) – первый крупный памятник ренессансного зодчества и достижение инженерной мысли в Италии. В особенности же он преподал ее Мазаччо, художнику в то время молодому и большому его другу, который сделал честь его урокам своими работами, как видно, например, по строениям изображенным на его картинах.
Истратил же Козимо на эту постройку, как явствует из одной записи, сто тысяч скуди. Ф. Брунеллески родился во Флоренции в 1377 г. в семье нотариуса. Здесь они как бы реабилитировались после своих войн и походов.
Почему он ничего не делает. Задетый тем, что проиграл конкурс, Брунеллески покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру (некоторые учёные отодвигают дату путешествия, некоторые вообще считают его плодом фантазии биографа, некоторые— что таких путешествий было несколько и они были недолгими). Точно так же он исполнил модель укреплений гавани в Пезаро, а вернувшись в Милан, он сделал много проектов для герцога и для собора этого города по заказу его строителей. Собор был заложен в 1296 г. Арнольфо ди Камбио. ТондоВ центре здания квадратный двор, окруженный аркадой (ряд одинаковых по форме и размеру арок) с приподнятым сводом.
Говорят также, что Филиппо были изобретены машины для райка церкви Сан Феличе, что на площади в том же городе, на предмет представления или, вернее, празднования Благовещения по обряду, совершавшемуся во Флоренции в этом месте, согласно древнему обычаю.
Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог. Так как спуск и вверх и вниз занимал огромное количество времени и опять же и денег и траты и сил и так далее. Приют является национальным центром детства и юности. Альберти Леон Баттиста -итальянский учёный, архитектор, писатель, музыкант. Начат в 1419 г. по заказу цеха шелкопрядильщиков и ювелиров, членом которого был и Брунеллеско в последний раз имя Брунеллеско упоминается в документах 1424 г., когда выстроен наружный портик, а внутри была возведена лишь часть стен.
Составить представление о внешнем виде здания можно лишь по позднейшей гравюре). Однако индивидуалистичность искусства находит у него своеобразный и очень существенный корректив в том объективизме, с которым он подходит к решению каждой задачи.
Рельефы апостолов внутри капеллы приписываются Брунеллеско.
Эта раннехристианская базилика и определила форму новой церкви. Во дворце Ручеллаи во Флоренции (1446-1451, построен Б. Росселлино по планам Альберти) фасад впервые расчленён тремя ярусами пилястр разных ордеров и пилястры вместе с обработанной рустом стеной воспринимаются как конструктивная основа здания. Перестраивая фасад церкви Санта-Мария Новелла (1456-70), Альберти использовал в облицовке традиции инкрустационного стиля и впервые применил волюты для соединения средней части фасада с более низкими боковыми. Брунеллеско ездил в Рим, где изучал памятники архитектуры.
Им была создана и модель сооружений для крепости в Вико Пизано. В 1398 году Брунеллески вступил в Арте делла Сета, куда входили золотых дел мастера.
Конкурс был проигран Брунеллески, — рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче Брунеллески). Но в конце концов, когда дело заспорилось, все только удивлялись. Брунеллески обучался в мастерской ювелира и как золотых дел мастер в 1398 году был принят во флорентийских Цех шелкопрядов (Арделла Сета). В 1398 г. Брунеллеско вступил в цех шелкопрядильщиков (куда входили и ювелиры) и в 1404 г. получил звание мастера.
Кроме того, с именем Брунеллеско связаны следующие постройки: палаццо Питти (проект мог быть выполнен в 1440—1444 гг., строилось в 1460-х гг. ) палаццо Пацци (проект был заказан в 1430 г., выстроено в 1462—1470 гг. Купол возведен только в 1482 г. Фасады обеих церквей выполнены не были. 8).
В конце концов он дошел до того, что больше ничего не показывал и никому не доверял. Брунеллески, любивший механизмы, предложил сделать иначе: работать без лесов. Только через 40 лет Брунеллески предстояло решить проблему перекрытия собора. Лучше всех была история исполненная Лоренцо ди Чоне Гиберти. В дальнейшем жил во Флоренции и Риме.
Но по неизвестным причинам он порвал с семейной традицией. Роль искусства. Все это очень в эту эпоху, конец средневековья, Возрождения, все это было очень связано. Внутренняя часть капеллы была готова лишь в 1443 году, когда строился палаццо Питти.
Принципиальную новизну его творчества они видели в воскрешении античных традиций. Вообще видно, что в этом здании вещи все до одной сделаны с великой рассудительностью. Филиппо сказал ему: «В этом здании одна-единственная ошибка а ты ею как раз и воспользовался».
26). Вот почему, быть может, его «молодость» не только воздействует на нас своим непосредственным обаянием, но и воспринимается как глубокая мудрость. Эти знания понадобятся ему, когда он примет участие в конкурсе на вторые двери баптистерия (1401): его пробная работа на сюжет Жертвоприношение Исаака была признана равной, ex aequo, победившему проекту Л. Гиберти, спокойная классичность которого создавала контраст с драматичной напряженностью и вибрирующей пластикой Брунеллески. Сейчас оно называется палаццо Медичи-Риккарди, неподалеку от базилики Сан Лоренцо. (рис. 1) Он задумал создать архитектурную вариацию на тему античности — как понимали ее в ту пору.
После 1420 года Брунеллески стал самым известным архитектором Флоренции. Одновременно с сооружением купола Брунеллески руководил постройкой приюта для сирот — Воспитательного дома (Оспедале ди Санта Мария дельи Инноченти), который по праву считается первым памятником стиля Ренессанс в архитектуре. Фасад оратория Брунеллески вывел во двор монастыря, т. к. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог.
Ведь уже в 1296 г. флорентийское правительство, поручая проектирование нового собора Арнольфо ди Камбио, наказывало ему создать такое сооружение, в котором билось бы «сердце, ставшее очень большим ибо оно состоит из душ всех граждан, объединенных одной волей». Раннехристианская архитектура не считалась варварской, её античные колонны относились ещё к «хорошему стилю».
И этот храм, конечно, был посвящен богу войны Марсу. вздымающееся к небесам сооружение осеняет собой все тосканские земли», – писал о нём итальянский учёный, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения Леон Баттиста Альберти. Купол должен был возводиться на большой высоте, что тогда казалось невозможным.
И поистине герцогу Козимо ничего не могло достаться в руки более достойного могущества и величия его духа, чем этот дворец, который, можно подумать, действительно был построен мессером Лукою Питти по проекту Брунеллеско именно для его светлейшего высочества. Среди них — статую Марии Магдалины, сгоревшую в Санто-Спирито во время пожара 1471 г. Около 1409 г. (между 1410-ми и 1430-ми гг. ) Брунеллески создал деревянное «Распятие» в церкви Санта-Мария Новелла, по свидетельству его биографов — вступив в дружеский спор с Донателло. Ядро капеллы повторяет ризницу Сан-Лоренцо и расширяется по сторонам двумя помещениями. Одновременно Брунеллески работал над проектом купола собора Санта-Мария дель Фьори во Флоренции.
И в этой модели имевшей соответственно как раз те же размеры, что и сама постройка, он показал все трудности, как, например, освещенные и темные лестницы, все виды источников света, двери, связи и ребра, а также сделал для образца кусок ордера галереи. И удивительно было слышать странные и различные заключения по такому делу ибо кто говорил, что надо от уровня земли заложить столбы, на которые опирались бы арки и которые поддерживали бы тяжесть сруба другие – что хорошо было бы сделать купол из туфа, чтобы облегчить его вес. Видя, что работа спорится и удается на славу, Филиппо настолько воспрянул духом, что трудился не покладая рук. Судьба пошла навстречу этому желанию ибо как раз в то время Бартоломео Барбадори захотел построить капеллу в церкви Феличита и сговорился с Филиппо, который за это время и без лесов построил купол для капеллы, находящейся при входе в церковь направо, там, где сосуд для святой воды исполненный им же точно так же в это время он построил еще одну капеллу – со сводами для Стиатты Ридольфи в церкви Санто Якопо, что на Арно, рядом с капеллой большого алтаря.
Конкурс под председательством 34 судей, на который каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», длился год. Так одного за одним он убедил в своей правоте весь город. Купол – восьмигранный стрельчатый свод готического типа. В 1398 году Брунеллески вступил в Арте делла Сета, куда входили золотых дел мастера. Изысканная простота и вместе с тем гармония архитектурных элементов, объединенных соотношениями «божественной пропорции» – золотого сечения, стали атрибутами его творчества. Ближе всего к идеальной центрической форме незаконченная церковь Санта-Мария-дельи-Анджели (начата около 1434 года) с объёмом в виде 16-гранника и куполом на 8-гранном барабане.
Автор конкурсного рельефа "Принесение в жертву Исаака" для дверей флорентийского баптистерия (1401, Национальный музей, Флоренция). И здесь особенно хочется отметить фреску Беноццо Гоццоли в семейной капелле Медичи, «Шествие волхвов». Снаружи масса стены также облегчена полуциркульными нишами. И перспектива для него была не просто способом передачи глубины пространства. Тем более, что само понятие «Возрождения» имеет — в контексте церковных реформ — и второй смысл, знаменуя не только «обновление искусств», но «обновление человека», его нравственного состава.
Брунеллески принадлежит первые в ренессансной архитектуре центрические пространственные решения (старая сакристия церкви Сан-Лоренцо, капелла Пацци, церковь Санта-Мария дельи Анджели во Флоренции). Гордон Байрон: личность и творчествоЖурналистское творчество как профессиональная деятельностьЗападно-европейская скульптура конца XVIII в. – начала XIX в. Творчество Кановы, Торвальдсена, Шадова, Флаксмана. Западно-европейская скульптура конца XVIII в. – начала XIX в. Творчество Кановы, Торвальдсена, Шадова, Флаксмана. Мифотворчество как источник положительных эмоцийМифотворчество МосковииМифотворчество МосковииОткрытие управляемого идеомоторного движения, «райские зоны» в комплексе с творчеством — основа альтернативы алкоголизму и наркомании. Увидев это, он им говорил: «И эта Другая модель, которую сделает тот, будет тоже моей». А он: «У вас есть Лоренцо, пускай и он что-нибудь сделает», – и большего от него нельзя было добиться. Также писал сонеты.
На что Филиппо отвечал: «Без сомнения и я удивляюсь вам, как вы, будучи главой этого дела, не отпустили несколько тысяч скуди и не построили церковного здания с отдельными частями, достойными как самого места, так и стольких находящихся в нем славных могил ибо с вашей легкой руки и другие будут изо всех сил следовать вашему примеру при постройке своих капелл и это тем более, что от нас не останется иной памяти, кроме построек, которые свидетельствуют о своем создателе в течение сотен и тысяч лет». Поистине удивляюсь я вам. » Тогда попечители ответили ему: «Он ничего не хочет делать без тебя». И такие вот брутальные постройки тоже продолжают существовать. Работа эта была проделана Брунеллески с большим успехом. В 1401 г. Филиппо Брунеллески вернулся во Флоренцию, принял участие в объявленном Арте ди Калимала (цех торговцев тканями) конкурсе на украшение рельефами двух бронзовых врат Флорентийского баптистерия.
Однако, несмотря на описанное Гиберти в его «Воспоминаниях» единодушие судей в выборе именно его рельефа победителем, скорее всего, некие интриги окружали историю конкурса (Манетти считает, что должен был победить Брунеллески). Перед фасадом капеллы Брунеллески устроил простой открытый 6-колонный портик с аркой посередине, видимо, желая повторить мотив древнеримской триумфальной арки.
5). Возможно, что архитектурный образ дворца сложился в результате обращения зодчего к героическому прошлому Флоренции и ее средневековым памятникам (Барджелло, палаццо Веккио и др. ). Зодчий достиг этого посредством создания пустотелого купола с двумя оболочками из которых внутренняя, более толстая, является несущей, а более тонкая, наружная — защитной, а также облегчением материала: от сплошной каменной кладки в основании к кирпичной в верхних частях граней (лотков) купола. Он 153 метра в длину и 90 метров в ширину.
С 1404 года Брунеллески участвует в составлении проектов купола. Так он проникся духом античности, работая подобно современному археологу с рулеткой, лопатой и карандашом, научился различать виды и устройство античных построек и создал в папках со своими этюдами первую историю римской архитектуры» (П. Но от этой первой постройки сохранились немножко камни фундамента, даже фрагменты пола находят, но это уже при раскопках были найдены, так как в V веке на этом месте был устроен баптистерий. Вскоре после приезда во Флоренцию Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей— возведением купола над кафедральным собором города (1420—1436), его сооружение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо.
Церкви Сан Лоренцо (начата в 1421г. ) и Сан Спирито — самые замечательные постройки этого рода, созданные во Флоренции в эпоху Возрождения. Но всем присутствующим эта идея показалась не более чем очередным невыполнимым безумством. Здание построено из кирпича и облицовано каменными квадрами. Богословскую программу капеллы разрабатывал А. Траверсари— ему принадлежит идея разместить в этом здании Греко-латинскую Академию (впоследствии Козимо предлагавший закончить строительство на свои средства, собирался устроить здесь Академию рисунка).
Что он тогда будет делать. Некоторые сходились во мнении устроить шатровый свод, подобный тому, что венчает баптистерий Сан-Джованни.
Двухэтажный фасад и выходящая на площадь 9 арками лоджия уже полностью отрицает готическое стремление ввысь. Сущность этого обаяния точнее всего можно было бы передать одним словом: молодость. Боковые крылья и двор пристроены позднее. Между арками и архитравом укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской— синим и белым— они делают ритм колонн мернее, спокойнее). Зодчий недвусмысленно выявил и тектоническую роль стены: маленькие консоли под антаблементом слишком широко расставленных пилястр, ставившие в тупик многих исследователей, явно не в состоянииподдержать расположенный над ними антаблемент и вот таким образом как нельзя лучше показывают зрителю, что антаблемент этот не настоящий, а лишь членит стену также очевидно и то, что подпружные арки не могут поддержать купол и только обрамляют несущую стену. Автором здания называли также Бенедетто да Майано).
Открытая лестница в 9 ступеней ведёт во всю ширину здания к нижнему этажу, раскинувшемуся галереей из 9 полуциркульных арок, которые покоятся на высоких колоннах композитного ордера. С 1426 г. Брунеллеско — главный строитель купола.
В церкви Сан-Лоренцо он возвёл Старую сакристию (около 1419-29 годов) – квадратное в плане сооружение с зонтичным куполом, структура которого подчёркнута выделенными цветом элементами ордера. Скульптурные работы выполнены Дезидерио да Сеттиньяно и Лукой делла Роббиа. О расширении дворца и о его дворовом фасаде, построенном в XVI в. Амманати. Дворец строился уже после смерти Брунеллеско. В 1418 году синьория Флоренции объявляет конкурс. Кубическое помещение перекрыто ребристым куполом (фактически сомкнутым «монастырским» нервюрным сводом) на парусах и четырех тонких подпружных арках, несомых стеной, расчлененной ниже полным коринфским ордером пилястр.
Когда об этом узнал Лоренцо, он пожелал увидеть ее но, так как Филиппо ему в этом отказал, он, разгневавшись, решил в свою очередь сделать модель для того, чтобы создавалось впечатление, что он недаром получает выплачиваемое ему содержание и что он тоже как-то причастен к этому делу. Посмотрим другие, тоже не менее интересные постройки Брунеллески, так как, как ни странно, флорентийцы его больше ценили за его механизмы, а сегодня, конечно, мы понимаем, что он был великим архитектором. Такое применение ордера стало излюбленным и характернейшим композиционным приемом мастера. То есть Сан Лоренцо уже была базилика, а ее нужно было переоборудовать. Посему, когда это стало известно, возникло много толков и суждений, жестоко порицавших всю эту затею: кто говорил, что Филиппо слег от огорчения, что у него не хватило духу возвести купол и что, впутавшись в это дело, он уже раскаивается а его друзья его защищали, говоря, что если это огорчение, то огорчение от обиды на то, что к нему приставили Лоренцо в сотрудники и что боль в боку вызвана переутомлением на работах.
А он им отвечал, что настоящая модель – одна и что все другие – пустяки. Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Сакристия Сан-Лоренцо— просторное (ок. Потом мы увидим здесь и работы Донателло и работы Микеланджело будут установлены, усыпальницы Медичи.
Зиновия. Медичи покровительствовали художникам, поэтам, философам. Совет же выписать новых архитекторов был выдвинут им не для чего иного, как для того, чтобы они оказались свидетелями его гения во всем его величии, а отнюдь не потому, что он предполагал, что они получат заказ на постройку купола и возьмут на себя задачу, слишком для них трудную.
Можно видеть его высоту. Несмотря на варианты (намеченные в чертежах), сохранившиеся части сооружения свидетельствуют об их соответствии первоначальному замыслу (капеллы с оконными проемами и наружные ниши исключавшие возможность пристройки хора). В здании сохранено ясное чувство пропорции.
Паруса, люнеты, двери и участки над ними украшены рельефами, которые выполнил Донателло. В архитектурной деятельности А. тяготел к смелым экспериментальным решениям. Так что, видите, с Россией тоже здесь есть интересная связь. Затем, когда он возвращался в сияние и снова зажигались светильники, которые потухали во время его выхода, человек, скрывавшийся внизу, снова заковывал его в те железные части, которые его держали, вынимал болт из сияния и оно поднималось, в то время как ангелы в «букете» и те, которые вращались в небе, пели, производя впечатление, будто все это было настоящим раем в особенности же потому, что помимо хора ангелов и «букета» около скорлупы полушария еще был Бог Отец, окруженный ангелами, подобными упомянутым выше и поддерживаемыми при помощи железных приспособлений, так что и небо и «букет» и Бог Отец и сияние с бесконечными светочами и сладчайшая музыка – все это поистине являло вид рая.
Вот таким образом, так как у него появились различные новые замыслы, он решил совсем от него отделаться, зная, насколько тот был непригоден для такой работы. Обучение Брунеллески ремеслу художнику проходило в мастерской ювелира. Однако и купол и церковь были перекрыты только после смерти Филиппо. По четырем стенам этой капеллы замечательное шествие, где все семейство Медичи отмечено.
Когда же наступил 1420 год, во Флоренции наконец собрались все эти зарубежные мастера, а также тосканские и все искусные флорентийские рисовальщики. Как скульптора его представляет всего лишь одно произведение: это деревянное Распятие более позднего времени (1409-1420) в капелле семейства Гонки церкви Санта-Мария Новелла. Она оказала огромное влияние на развитие итальянской и всей мировой архитектуры. Леонардо да Винчи «Анатомический чертеж».
Франкль). Это полностью относится и к использованным им элементам ордерной системы. Задетый тем, что проиграл конкурс, Брунеллески покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру (некоторые ученые отодвигают дату путешествия, некоторые вообще считают его плодом фантазии биографа, некоторые— что таких путешествий было несколько и они были недолгими). Здание целиком построено из темно-серого песчаника, поверхности стен мелко насечены. Тот же приём применён в ансамбле площади Сантиссима-Аннунциата (предположительно осуществлён по рисунку Брунеллески, около 1447 года). Брунеллески сочетал в своих проектах классическую римскую, романскую и позднюю готическую архитектуру.
8). Однако, несмотря на описанное Гиберти в его «Воспоминаниях» единодушие судей в выборе именно его рельефа победителем, скорее всего, некие интриги окружали историю конкурса (Манетти считает, что должен был победить Брунеллески). На основании некоторых свидетельств современников ряд ученых (напр., Виллих) считают, что к первоначальному неосуществленному замыслу Брунеллеско относятся трехнефная часть церкви без боковых капелл и купол над средокрестием с окнами и фонарем. Проект церкви Сан Спирито относится к 1436 г. (может быть, 1432 г. ), строительство же началось только в 1440 г. При жизни Брунеллеско, по всей вероятности, возведены были стены боковых нефов и капелл до основания сводов, фундаменты колонн нефов. Законотворчество в режиме онлайн. Вопрос 33. Во Флоренции, куда он время от времени, видимо, возвращался из Рима, он расставил на улице такие сконструированные перспективы (доски с изображением Баптистерия и Собора, вида Пьяцца Синьория), силуэты которых он вырезал и которые с определенной точки зрения сливались с изображенным зданием (например, с Баптистерием). Круглые окна позднейшего происхождения.
Сложное назначение капеллы требовало большого свободного пространства и относительно небольшого хора с алтарем. Но еще более интересно оно внутри, в своих интерьерах. Все помещения объединены вокруг квадратного двора, в левом крыле лоджии находится специальная ниша (rota), где люди могли анонимно оставить подкидыша.
Изображение собора на фреске «Испанской капеллы» в церкви Санта Мария Новелла хотя и относится к 1365-1367 гг., т. е. Они снизили налоги, когда взяли власть в свои руки, развернули большое строительство. Под карнизом должна была проходить галерея-аркада, но едва ли в том виде, в каком она была сделана на одной из граней в XVI в. Баччо д Аньоло чрезмерная размельченность придала ей спорный масштабный характер (Микеланджело раздраженно называл ее «клеткой для сверчков»).
Бенедетто да Майано) капелла Барбадори в церкви Санта Феличита (1420 г. ) вилла Питти в Рушано под Флоренцией второй двор монастыря Санта Кроче (построен по измененному проекту Брунеллеско), аббатство во Фьезоле (Бадья Фьезолана, перестраивалась в 1456—1464 гг. И вот, когда сер Брунеллеско взял себе в жены весьма благовоспитанную девицу из знатного семейства Спини, он как часть приданого получил дом, в котором и он и его дети жили до самой своей смерти и который расположен против церкви Сан Микеле Бертелли, наискосок в закоулке, пройдя площадь дельи Альи. Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем. К тому же это был не храм или дворец, а муниципальный дом – приют для сирот.
Найденный им контур с высокой стрелой подъема и принцип двойной оболочки (так что силуэты внутренней части и внешней различаются между собой) образовали самоподдерживающуюся систему. Терракотовые барельефы с изображением спеленутых младенцев выполнены Андреа делла Роббиа. Согласно Манетти, задетый тем, что проиграл конкурс, Брунеллески покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру (некоторые ученые отодвигают дату путешествия, некоторые вообще считают его плодом фантазии биографа, некоторые — что таких путешествий было несколько и они были недолгими). Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата— здание фактически является её ажурной «стеной». Вследствие чего об этом стали распространяться слухи по Риму и когда они, одетые кое-как, проходили по улице им кричали: «кладокопатели», – так как народ думал, что это люди, занимающиеся колдовством для нахождения кладов. Брунеллески разработал проект первого детского приюта в Европе, который открылся в 1444 г. (название дал библейский сюжет «Избиение младенцев» по приказу царя Ирода) на небольшой площади Сантиссима-Аннунциата (итал. Piazza della Santissima Annunziata).
Главная трудность, которая встала перед мастером, была вызвана гигантским размером пролета средокрестия (свыше 48 метров), что потребовало специальных усилий для облегчения распора. Число овальных капелл идущих по кругу, начиная от входа, должно было, согласно этой концепции, видимо, символизировать Семь свободных искусств.
Одновременно изучал законы перспективы ему приписывают картины с иллюзорными эффектами изображающие площади — Соборную и Синьории (1410—1420 гг. ). Во время пребывания Филиппо в Риме с ним почти неизменно был Донателло. Также, конечно, знаменитая церковь Сан Лоренцо, ставшая впоследствии семейной усыпальницей Медичи.
Это одно из самых характерных для Брунеллеско и самых совершенных его произведений. По всей видимости, обслуживающие помещения (кухня, столовая, жилье прислуги, комнаты администрации) были расположены на первом этаже, а спальни и помещения для занятий – на втором. Оспедале дельи Инноченти или Приют для Невинных (название дал библейский сюжет «Избиение младенцев» по приказу царя Ирода), был предназначен для детей-сирот и подкидышей он должен был стать прежде всего Воспитательным Домом, а не лечебным учреждением, под одной крышей предполагалось объединить ясли, школу, разного рода мастерские предполагались также медицинское обслуживание, аптека и церковь.
Что же касается знаменитого флорентийского купола, то это, за исключением заданной конструктивной схемы сомкнутого нервюрного свода, абсолютно новый образ в истории мировой архитектуры. Таковы, например, круглые медальоны внутри здания, украшенные майоликами Луки делла Роббиа, круглые майоликовые кассеты купола под портиком, раскрашенный терракотовый фриз с головками ангелов и др.
Получив расчет и не зная, чем все это дело кончится, они приуныли, в особенности, когда в ближайший же понедельник Филиппо принял на постройку десять ломбардцев присутствуя на месте и говоря им: «делай здесь так, а там – так», он настолько обучил их в один день, что они работали в течение многих недель. Старая сакристия (ризница) церкви Сан Лоренцо во Флоренции, законченная при жизни мастера, дает первый в архитектуре Возрождения пример пространственной центрической композиции, возрождающей систему купола на парусах над квадратным в плане помещением (рис. В 1398 г. Брунеллески вступил в Арте делла Сета, куда входили золотых дел мастера. Славе архитектора и города способствовало и то, что купол освятил сам папа Евгений IV. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех — в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж.
15, 16). В чем заключается неотразимое обаяние его искусства. Высота флорентийского собора 114 метров. Он отметил и зарисовал все античные своды и постоянно их изучал.
Здание служило резиденцией сначала великим герцогам Тосканским, затем итальянских королей. Купол собора стал первым крупным памятником ренессансного зодчества (1420-36 гг. ) и определил характерный силуэт Флоренции. Во время пребывания Филиппо в Риме с ним почти неизменно был Донателло. Эта раннехристианская базилика и определила форму новой церкви. В 1429 году по заказу богатого флорентийского семейства Пацци Брунеллески начал строительство капеллы Пацци во дворе церкви Санта-Кроче. В 1368 г. после возведения базиликальной части особое совещание утвердило модель купола, разработанную восемью «живописцами и мастерами» (не сохранилась).
Его значение в ансамбле города и сила его художественного «дальнего действия» определяется не только упругостью и вместе с тем легкостью его взлета, не только его абсолютными размерами, но и сильно укрупненной масштабностью частей, возвышающихся над городской застройкой: барабана с огромными сильно профилированными круглыми окнами и гладких граней свода с разделяющими их мощными ребрами. Более того, Брунеллески был в глазах современников родоначальником всего нового искусства. Я же знаю, что нет иного пути и иного способа возвести его, как тот, который я изложил».
Для Козимо Медичи он сделал модель обители регулярных каноников во Фьезоле – очень удобное, нарядное, веселое и в общем поистине великолепное архитектурное произведение. В 1436 г. здание было доведено почти до капителей внутреннего ордера, но не было закончено. Универсальные претензии искусства, которому в идеале должно быть «доступно все», весьма близки принципам новой ренессансной философии.
Сохранились чертежи и рисунки оратории, современные и более поздние, некоторые из них приписывают Брунеллеско. Прямоугольный формат окон их рамы и фронтоны окон скопированы Брунеллески с римских образцов, так же, как и колонны, архивольты арок, пилястры и профиль карниза.
Двор остался открытым сзади и получил фасад лишь столетие спустя (1558 г., архитектор Б. Амманати) и хотя дворец в целом и был, в конце концов, закончен, но совсем иначе, чем задумал его Питти, кроме того передний фасад был значительно удлинен в течение последующих столетий, так что первоначальное впечатление сильно изменилось. Эти работы его и явились причиной того, что делам его больше поверили, чем его словам. М., 1937, т. II, стр. Посему Филиппо, который, хотя и имел повод для гнева, но никогда не гневался на что-либо ему сказанное, молчал в течение многих месяцев, пока не закончил деревянного распятия того же размера, но столь высокого качества и исполненного с таким искусством, рисунком и старанием, что, когда он послал Донато вперед к себе домой, как бы обманным образом (ибо тот не знал, что Филиппо сделал такую вещь), у Донато выскользнул из рук фартук, который был у него полон яиц и всякой снеди для совместного завтрака, пока он смотрел на распятие вне себя от удивления и от вида тех остроумных и искусных приемов, которыми Филиппо воспользовался для передачи ног, туловища и рук этой фигуры, настолько обобщенной и настолько цельной в своем расположении, что Донато не только признал себя побежденным, но и превозносил ее как чудо. Но несомненным остается одно: Брунеллеско, вдохновлявшийся не буквой, а духом античного наследия, создал замечательные образцы гуманистического и реалистического искусства, воплощая в них свою мечту о свободном, счастливом человеке, для которого через познание законов природы открываются просторы будущего.
Дошедшие до нас чертежи, а также свидетельство А. Манетти показывают, что именно эта, почти неразрешимая задача присоединения хора к центрической композиции беспокоила многих современников. Церковь Сан Спирито имеет своеобразный план: боковые нефы с прилегающими к ним капеллами образуют непрерывный ряд равных полукруглых ячеек-ниш, обходящих церковь по всему периметру, кроме входной ее части (по первоначальному замыслу Брунеллеско, полукруглые ячейки предполагались и по главному фасаду, но этим исключалось бы создание торжественного центрального входа, чего требовала церковь). рис. Балюстрада в одном из интерколумниев портика — также позднейшее добавление. В строительстве принимали участие Франческо делла Луна и Мазо ди Бартоломео.
Тогда Джованни спросил Филиппо, можно ли сделать что-либо и более красивое. И вот эти механизмы помогли ему возвести купол без лесов. Это правда. — храме Минервы Медики). Общему впечатлению стройности и легкости способствует убывание членений фасада вверх.
Филиппо, который только этого и хотел, любезно согласился вернуться. Вообще 200 золотых флоринов — это была очень большая сумма на тот период. Сознание в состоянии выбора — ему посвящены как медитации философов, так и выступления религиозных деятелей всех конфессий: от лидеров Реформации М. Лютера и Ж. Кальвина, либо Эразма Роттердамского (проповедующего «третий путь» христианско-гуманистической веротерпимости) до Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов, одного из вдохновителей Контрреформации.
Более того, он даже выкладывал кирпичи не прямо, а с некоторым наклоном, что тоже давало возможность более устойчивой конструкции и более крепкой и более легкой.
Капелла была заказана семейством Пацци.
Философия и религия. Ордер интерьера соответствует наружным членениям здания. Однако, приблизившись к классическому замыслу, Брунеллески воплотил его в полновесных формах античного зодчества. Сей позорный случай был причиной того, что Филиппо впоследствии и рассказывал, как он не решался ходить по городу, опасаясь, как бы не сказали: «Смотрите на этого сумасшедшего».
Напомню, что Пацци — это было тоже такое достаточно богатое, влиятельное семейство.
Идеи купольного сооружения, заложенные в старой ризнице Сан Лоренцо, получили дальнейшее развитие в одном из самых прославленных и совершенных творений Брунеллески – капелле Пацци (1430-1443). Колонны, архивольты, междуэтажные тяги и все орнаментальные элементы сделаны из местного известняка (macigno). Здесь же, в Риме, молодой Брунеллески перешёл от пластики к строительному искусству.
Но на самом деле Брунеллески очень давно знал об этой проблеме и давно работал над идеей купола, вот таким образом опять же ни с кем не хотел делить ни славу, ни работу. Воспитываясь у гуманистов, Брунеллески воспринял идеалы этого круга, тоску по временам «своих предков» римлян и ненависть ко всему чуждому, к варварам, уничтожившим римскую культуру, в том числе и к «памятникам этих варваров» (и среди них— средневековым постройкам, тесным улицам городов), которые казались ему чуждыми и нехудожественными по сравнению с теми представлениями, которые составили себе гуманисты о величии Древнего Рима.
Некоторые другие мастера поместили в свои модели части из модели Филиппо.
Дать вам другой совет или указать вам лучшее решение я не сумел бы». Согласно Манетти, Брунеллески создал несколько статуй из дерева и бронзы. Вазари говорит об участии в строительстве палаццо ученика Альберти — Луки Фанчелли.
В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет), — с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь. Готический каркас расчленяется на ордер и арку и приобретает новый тектонический смысл.
В конце XIII века Генеральный Совет Народа во Флоренции поручил крупнейшим гильдиям заботу о сиротах и незаконнорожденных детях. Они были изгнаны и с ними расправились очень жестоко. То есть оно такое, кажется, простое, а на самом деле там есть свои интересные вещи.
Однако он об этом своем намерении ни разу не поделился ни с Донато, ни с кем бы то ни было, но не проходило дня, чтобы в Риме не обдумывал все трудности, возникавшие при строительстве Ротонды, способа возведения купола. Любая традиционная форма, попадая в руки Брунеллеско, становится «новой» формой, несущей на себе след его почерка. Высокая стена второго этажа, нагружающая аркады лоджии и заполнение пазух между арками в большей степени локализовали остальную часть распора свода. Он сделал новый вид архитектуры, основанной на таких античных реминисценциях.
И вот, когда Донато, продолжая свой рассказ, стал описывать приемы, какие тогдашний мастер применил для исполнения этой вещи и тонкость, которая в ней заключена наряду с совершенством и добротностью мастерства, Филиппо загорелся столь пламенным желанием ее увидеть, что прямо в чем был, в плаще, капюшоне и деревянной обуви, не сказавшись, куда идет, ушел от них и пешком отправился в Кортону, влекомый желанием и любовью, которые он питал к искусству. Уже в этом невысоком двухэтажном здании вполне проявились черты нового стиля. В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет)— с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь. Он ответил, что приказ должен исходить от Филиппо и что нужно его подождать.
То есть они хотели купол, но с этим куполом никто не мог справиться. За изучение перспективы взялись лучшие мастера Флоренции— Л. Гиберти (в его рельефах для Дверей Баптистерия) и Мазаччо (в своей фреске «Троица» в церкви Санта-Мария-Новелла, перспективу которой, скорее всего, разработал Брунеллески), немедленно внедрившие этот обретенный опыт познания реального мира в свои произведения. И даже Брунеллески, который вводил более легкую архитектуру, он строил и такие дома.
Проанализировать несколько басен. Вопрос 33. К тому же Филиппо Брунеллески был человеком опыта. А где же Лоренцо.