Филиппо Брунеллески умер в 1446 году шестидесяти девяти лет от роду, не успев полностью завершить всех начатых им сооружений. М., 1967 Филиппо Брунеллески. Филиппо Брунеллеско — первый великий мастер архитектуры нового времени, крупнейший художник изобретатель и ученый-теоретик.
Филиппо Брунеллески (1377—1446) — великий итальянский архитектор, скульптор эпохи Возрождения и один из создателей научной теории перспективы. Филиппо Брунеллески стал, по существу, первым по времени появления титаном эпохи Возрождения, сочетавшим в своей творческий натуре самые разнообразные способности и таланты. Филиппо Брунеллески приобрел значительные познания в математике, обучаясь у самого известного флорентийского ученого, математика Паоло Тосканелли, хотя он был не только математиком.
Самое знаменитое произведение Филиппо Брунеллески – купол флорентинского собора Санта-Мария дель Фьоре, который увенчал основание, построенное ещё в XIII веке. Брунеллески (Brunelleschi, brunelleschi) Филиппо (1377, Флоренция, – 15. 4. 1446, там же) итальянский архитектор, скульптор и учёный. Современники и ближайшие потомки видели в Филиппо Брунеллески прежде всего инженера изобретателя главным делом его жизни считали блистательное завершение более чем полуторавековой эпопеи строительства собора. F. civi suo benemerenti (Филиппо Брунеллеско, возродителю древнего зодчества, сенат и народ флорентийский своему заслуженному гражданину).
Вдобавок Филиппо Брунеллески приходилось отражать атаки высокопоставленных противников во главе с коварным Лоренцо Гиберти. Слева расположена Старая ризница работы Филиппе Брунеллески. Пока в 1409 г. Филиппо Брунеллески не предложил свой оригинальный проект. Заслуга первого практического осуществления центральной перспективы принадлежит архитектору Филиппе Брунеллески.
Филиппо Брунеллески родился в 1377-м, во Флоренции, Италия (Florence, Italy), где ныне хранятся главные уцелевшие его работы. Филиппо Брунеллески был сыном нотариуса. Филиппо Брунеллески возвращается во Флоренцию вдохновленный и полный самых смелых идей.
Именно таким был Филиппо Брунеллески, скульптор, ювелир инженер и архитектор из Флоренции.
Это был своеобразный реванш, взятый Брунеллески после провала при осаде Лукки. Эти особенности получили отражение и в его внешнем облике. Сложность восстановления творческого пути Брунеллески состоит в том, что не сохранилось ни графических документов, ни рисунков, ни архитектурных макетов (кроме одного), которыми мастер мог пользоваться при работе.
Ребра и углы стен обоих помещений отмечены коринфскими пилястрами, поддерживающими антаблемент— ордер подчеркивает всю структуру помещения и ясно фиксирует восприятие пространства. Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны-тондо работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской — синим и белым — они делают ритм колонн мернее, спокойнее). Однако современное зарубежное искусствоведение исходя преимущественно из формально стилистических соображений, настойчиво отвергает наличие художественного новаторства в куполе Брунеллеско, указывая на готический характер всей концепции (применение нервюр, стрельчатое очертание купола, шатровое завершение фонаря, характер и профилировка его деталей). Так зарождающийся Ренессанс освобождался от пут Средневековья. Снова его друг-соперник переходил ему дорогу.
Получив расчет и не зная, чем все это дело кончится, они приуныли, в особенности, когда в ближайший же понедельник Филиппо принял на постройку десять ломбардцев присутствуя на месте и говоря им: «делай здесь так, а там – так», он настолько обучил их в один день, что они работали в течение многих недель. Боковые крылья и двор пристроены позднее. Модель приюта исполненная рукой Филиппо, простояла много лет в здании шелкового цеха, что у ворот Санта Мариа, так как с ней очень считались для той части здания приюта, которая оставалась неоконченной ныне модель эта пропала. Лучше всех была история исполненная Лоренцо ди Чоне Гиберти.
Вот таким образом, так как у него появились различные новые замыслы, он решил совсем от него отделаться, зная, насколько тот был непригоден для такой работы. Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата— здание фактически является её ажурной «стеной». Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата— здание является её ажурной «стеной». В 1398 году Брунеллески вступил в Арте делла Сета, куда входили золотых дел мастера.
Но я для этого еще ничего не обдумал, а вы хотите, чтобы я вам указал этот способ. Остальные пятеро уже снискали славу и почет, особенно Якопо делла Кверча.
Но эту постройку он так полюбил, что почти все время на ней присутствовал. Ядро капеллы повторяет ризницу Сан-Лоренцо и расширяется по сторонам двумя помещениями. Вернулся из Рима и Филиппо.
То есть Сан Лоренцо уже была базилика, а ее нужно было переоборудовать. И вот этот Авраамий Суздальский описывает собор. Базилика, которая стала усыпальницей клана Медичи, недалеко от Санта Мария дель Фьоре. Сделаны были леса только на самом верху, чтобы рабочие могли сверху располагаться.
Затем, когда он возвращался в сияние и снова зажигались светильники, которые потухали во время его выхода, человек, скрывавшийся внизу, снова заковывал его в те железные части, которые его держали, вынимал болт из сияния и оно поднималось, в то время как ангелы в «букете» и те, которые вращались в небе, пели, производя впечатление, будто все это было настоящим раем в особенности же потому, что помимо хора ангелов и «букета» около скорлупы полушария еще был Бог Отец, окруженный ангелами, подобными упомянутым выше и поддерживаемыми при помощи железных приспособлений, так что и небо и «букет» и Бог Отец и сияние с бесконечными светочами и сладчайшая музыка – все это поистине являло вид рая. Ни одно из начатых Филиппо больших строительств не было им закончено, на всех он был занят, всеми руководил одновременно И не только во Флоренции.
Возможно, это является одной из тайн творчества Брунеллески и объясняет высочайшее качество всех его построек. Балюстрада в одном из интерколумниев портика — также позднейшее добавление. Также Манетти сообщает, что Брунеллески перестроил для своего родственника Аполлонио Лапи дом, ставший «целесообразным, удобным и приятным».
Поистине удивляюсь я вам. » Тогда попечители ответили ему: «Он ничего не хочет делать без тебя». Конкурс под председательством 34 судей, на который каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», длился год. Не понравилось все это попечителям, а также и Филиппо, который, обдумав это, однажды в субботу вечером решил уволить их всех.
Она оказала огромное влияние на развитие итальянской и всей мировой архитектуры. Очень важная тоже постройка Брунеллески — это капелла Пацци.
В Вечном Городе они прожили несколько лет, а поскольку оба были превосходными золотых дел мастерами, то зарабатывали на жизнь этим ремеслом и все заработанное тратили на организацию раскопок античных руин. То есть они хотели купол, но с этим куполом никто не мог справиться. Внутри здание сильно перестроено. И здесь особенно хочется отметить фреску Беноццо Гоццоли в семейной капелле Медичи, «Шествие волхвов». Церковь Сан Спирито имеет своеобразный план: боковые нефы с прилегающими к ним капеллами образуют непрерывный ряд равных полукруглых ячеек-ниш, обходящих церковь по всему периметру, кроме входной ее части (по первоначальному замыслу Брунеллеско, полукруглые ячейки предполагались и по главному фасаду, но этим исключалось бы создание торжественного центрального входа, чего требовала церковь).
Позже лоджия была декорирована медальонами из глазурованной терракоты между архивольтами арок, созданными в мастерской Луки делла Робиа, вероятно Андреа делла Робиа в 1463—1466 гг. изображающими спеленутых детей также в левом крыле этой лоджии находится специальная ниша (rota), где люди могли анонимно оставить подкидыша. Что произошло, неизвестно известно только, что Брунеллески заставил его вернуться, простил и сделал своим единственным наследником.
2 и 9). Брунеллески разработал проект первого детского приюта в Европе, который открылся в 1444 г. (название дал библейский сюжет «Избиение младенцев» по приказу царя Ирода) на небольшой площади Сантиссима-Аннунциата (итал. Piazza della Santissima Annunziata). Так, думая выгадать, они просчитались и, мстя Филиппо, причинили самим себе вред и позор. Старая сакристия (ризница) церкви Сан Лоренцо во Флоренции, законченная при жизни мастера, дает первый в архитектуре Возрождения пример пространственной центрической композиции, возрождающей систему купола на парусах над квадратным в плане помещением (рис.
То есть действительно это была честь флорентийцев – все-таки справиться с этим куполом. Его округлый силуэт, столь непохожий на готические изломы, поднимался высоко над городом. По видимому, в этой ссоре виноват был не один Буджано. Тем не менее для Брунеллески это был очень важный период.
В такой отнюдь не благостной обстановке и началось возведение «Куполоне» («куполища» или Большого купола). Несмотря на то, что во всем фасаде Воспитательного дома нет ни одного элемента, непосредственно заимствованного из античных памятников, здание близко к ним по характеру благодаря своей ордерной системе, соотношению несомых и несущих частей и облегченным кверху пропорциям. Впоследствии капелла была сильно изменена по отношению к оригинальному замыслу.
Также и для мессера Луки Питти сделал Филиппо проект роскошного и великолепного дворца, вне Флоренции, за воротами Сан Никколо и в месте имени Рушано, во многом, однако, уступающий тому, который Филиппо начал для того же Питти в самой Флоренции он довел его до второго ряда окон в таких размерах и с таким великолепием, что в тосканской манере не было построено ничего более исключительного и более пышного. Напомню, что Пацци — это было тоже такое достаточно богатое, влиятельное семейство. А что если Филиппо долго проболеет.
Его отец занимал видное положение и в качестве доверенного лица «Совета десяти» (чрезвычайной комиссии) совершал дипломатические поездки в соседние государства. И этот храм, конечно, был посвящен богу войны Марсу.
Ясность и простота архитектуры Брунеллески – основная черта его таланта. В особенности же он преподал ее Мазаччо, художнику в то время молодому и большому его другу, который сделал честь его урокам своими работами, как видно, например, по строениям изображенным на его картинах. 15, 16). 15, 17).
Сам собор тоже возводился невероятно долго (проект 1296 г. Арнольфо ди Камбио, далее Джотто, Андреа Пизано и Симоне Таленти). Более темные по цвету пилястры, архивольты, арки, гурты и ребра купола, а также связующие и обрамляющие элементы (круглые медальоны, наличники окон, ниши) вырисовываются своими четкими очертаниями на светлом фоне оштукатуренных стен. Опять же лучшими были признаны проекты Брунеллески и Гиберти.
В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет)— с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь. И никто из вас не подумал, что придется считаться с необходимостью внутренних лесов для исполнения мозаик и множества других труднейших работ.
Он следил за каменотесами, чтобы камни были без трещин и прочные и давал им модели подкосов и стыков, сделанные из дерева, воска, а то и из брюквы также поступал он и с кузнецами для скоб янки. О расширении дворца и о его дворовом фасаде, построенном в XVI в. Амманати. Он продержал их в течение многих дней в неизвестности: возьмет он их или нет а потом принял вновь, на оплате меньшей, чем они получали раньше.
За первой поездкой последовали другие. Оно было построено любимцем Козимо Медичи, архитектором Микелоццо. Церкви Сан Лоренцо (начата в 1421г. ) и Сан Спирито — самые замечательные постройки этого рода, созданные во Флоренции в эпоху Возрождения.
Воспитываясь у гуманистов, Брунеллески воспринял идеалы этого круга, тоску по временам «своих предков» римлян и ненависть ко всему чуждому, к варварам, уничтожившим римскую культуру, в том числе и к «памятникам этих варваров» (и среди них— средневековым постройкам, тесным улицам городов), которые казались ему чуждыми и нехудожественными по сравнению с теми представлениями, которые составили себе гуманисты о величии Древнего Рима. Первым делом предстояло решить чисто техническую проблему.
К этому событию городская коммуна тщательно готовилась. На основании некоторых свидетельств современников ряд ученых (напр., Виллих) считают, что к первоначальному неосуществленному замыслу Брунеллеско относятся трехнефная часть церкви без боковых капелл и купол над средокрестием с окнами и фонарем. Проект церкви Сан Спирито относится к 1436 г. (может быть, 1432 г. ), строительство же началось только в 1440 г. При жизни Брунеллеско, по всей вероятности, возведены были стены боковых нефов и капелл до основания сводов, фундаменты колонн нефов. Посвящая Брунеллеско свой трактат о живописи, Альберти говорит, что это «.
Маленький сферический купол без фонаря, перекрывающий пространство капеллы, по сути, является первым куполом Ренессанса, тогда как купол Санта-Мария дель Фьоре фактически построен с использованием готических приемов. Структура внутреннего пространства сакристии отличается четкостью и простотой.
К тому же он начинал свое художественное образование в мастерской ювелира. И вот Брунеллески-то с этим и справился. Хороший мастер непрерывно следил за строительством, направлял работу каменотесов «словесно», показывая им необходимые для того или иного этапа рисунки.
Первые 17 метров купола он собирался возвести из камня, а затем использовать другие, более лёгкие материалы – пористую вулканическую породу или кирпич. В 1398 году Брунеллески вступил в Арте делла Сета, куда входили золотых дел мастера. В 1405—1409, 1411—1415, 1416—1417 гг.
Купол господствовал над всей Флоренцией и окружающим пейзажем.
Они в буквальном смысле соперничали друг с другом за право пригласить того или иного мастера для создания шедевра в их городе. Тогда Джованни спросил Филиппо, можно ли сделать что-либо и более красивое.
по уставу монахи не могли общаться с миром. В 1368 г. после возведения базиликальной части особое совещание утвердило модель купола, разработанную восемью «живописцами и мастерами» (не сохранилась). Ко двору примыкали хозяйственные постройки и обширный сад. Здесь впервые была осуществлена идея «абсолютного» по форме центрического сооружения, владевшая умами зодчих вплоть до XVII в. Сложная система радиальных и поперечных стен и устоев, окружающих центральное пространство капеллы имеет важное конструктивное значение контрфорсов, воспринимающих распор купола (рис.
Он успел отлично обработать и подвезти почти что все мраморные части, которые предназначались для фонаря и на которые, глядя, как их подвозили, дивился народ: как это возможно, что он надумал нагрузить свод такой тяжестью.
Его отличает невероятно утонченный и рафинированный римский вкус в деталях и пропорциях. Он настолько этим увлекся, что своей рукой изобразил площадь Сан Джованни с чередованием инкрустаций черного и белого мрамора на стенах церкви, которые сокращались с особым изяществом подобным же образом он сделал дом Мизерикордии, с лавками вафельщиков и Вольта деи Пекори, а с другой стороны колонну св. И в этой модели имевшей соответственно как раз те же размеры, что и сама постройка, он показал все трудности, как, например, освещенные и темные лестницы, все виды источников света, двери, связи и ребра, а также сделал для образца кусок ордера галереи. Мало-помалу они начали осознавать, насколько блестящей (и рискованной. ) была его затея. Они снизили налоги, когда взяли власть в свои руки, развернули большое строительство.
Она поражала не столько конструкциями и последовательным применением форм античного ордера, сколько новизной всего тектонического образа, созданного посредством органичного соединения архитектурных форм и приемов, развившихся на основе арочно-сводчатой (стеновой) и стоечно-балочной (архитравной) систем конструкций. В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет)— с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь. Сам собор тоже возводился невероятно долго (проект 1296 г. Арнольфо ди Камбио, далее Джотто, Андреа Пизано и Симоне Таленти).
В результате конфликта Филиппо оказался в долговой тюрьме. Для них античная культура, античная архитектура была маяком. Его значение в ансамбле города и сила его художественного «дальнего действия» определяется не только упругостью и вместе с тем легкостью его взлета, не только его абсолютными размерами, но и сильно укрупненной масштабностью частей, возвышающихся над городской застройкой: барабана с огромными сильно профилированными круглыми окнами и гладких граней свода с разделяющими их мощными ребрами.
Около 1420 года, то есть тогда, когда шли особенно горячие споры о том, как воздвигнуть купол флорентийского собора, Брунеллески построил две капеллы – в Сант-Якопо Сопрарно (не сохранилась) и в Санта-Феличита (сильно перестроена в позднейшее время). Совету города Брунеллески предложил сделать легкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъема наверх и работы на высоте. В 1401 г. Филиппо Брунеллески вернулся во Флоренцию, принял участие в объявленном Арте ди Калимала (цех торговцев тканями) конкурсе на украшение рельефами двух бронзовых врат Флорентийского баптистерия.
Флоренция оказалась окруженной широким кольцом крепостей. Зиновия. Совету города Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъёма наверх и работы на высоте. Филиппо ответ Лоренцо понравился, так как ему казалось, что этим путем его можно отстранить от работы и обнаружить, что он не был человеком того ума, который ему приписывали его друзья и благоволение покровителей, устроивших его на эту должность.
Терракотовые барельефы с изображением спеленутых младенцев выполнены Андреа делла Роббиа. Палаццо Медичи-Риккарди — это первое светское здание Ренессанса в городе. То есть путь к ренессансной архитектуре шёл через возрождение античной.
Это правда. Десять книг о зодчестве. Как бы то ни было, хорошо, что мы о них рассказали, так как они совсем вышли из употребления.
Мастер принимал форму и основные размеры купола (диаметр и стрелу подъема внутреннего свода), установленные моделью 1367 г. Но вопросы структуры и способы возведения купола — количество оболочек, количество несущих ребер и их толщина, конструкция оболочек и их кладки, конструкция опорного кольца купола, его крепление и связи, способ и последовательность кладки сводов без лесов (на высоту 30 локтей (17, 5 м) купол был возведен без лесов, выше — на вспомогательных кружалах) и пр. Здание построено из кирпича и облицовано каменными квадрами. Одним из таких сооружений было и палаццо Пацци (Дворец (закончен до 1445 г. ) был построен для той же семьи Пацци, для которой Брунеллеско строил капеллу. Филиппо сказал ему: «В этом здании одна-единственная ошибка а ты ею как раз и воспользовался». Кроме того, с именем Брунеллеско связаны следующие постройки: палаццо Питти (проект мог быть выполнен в 1440—1444 гг., строилось в 1460-х гг. ) палаццо Пацци (проект был заказан в 1430 г., выстроено в 1462—1470 гг.
Но его жизнь была связана не только с зодчеством, но и с политикой. В 1398 г. Брунеллеско вступил в цех шелкопрядильщиков (куда входили и ювелиры) и в 1404 г. получил звание мастера. Тогда Брунеллески ударил яйцо о мраморную доску и заставил стоять.
Они были изгнаны и с ними расправились очень жестоко. С восточной стороны – алтарь в виде маленького низкого помещения, но подчинённого большому.
Только для Брунеллески важно было подчеркнуть красоту страдающего Христа, а, как мы потом увидим, когда будем говорить о Донателло, у его друга, у Донателло, победило стремление к реализму и он показал не только красоту, но и ужас этого тела. Во время пребывания Филиппо в Риме с ним почти неизменно был Донателло.
Во Флоренции, куда он время от времени, видимо, возвращался из Рима, он расставил на улице такие сконструированные перспективы (доски с изображением Баптистерия и Собора, вида Пьяцца Синьория), силуэты которых он вырезал и которые с определенной точки зрения сливались с изображенным зданием (например, с Баптистерием). Задетый тем, что проиграл конкурс, Брунеллески покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру (некоторые ученые отодвигают дату путешествия, некоторые вообще считают его плодом фантазии биографа, некоторые— что таких путешествий было несколько и они были недолгими). Как только «букет» достигал положенного ему места, тоненькая бечевка опускалась при помощи другого блока и сияние, привязанное к этой бечевке, тихо-тихо спускалось и доходило до помоста, на котором разыгрывалось праздничное действо, а на этом помосте, где сияние как раз и должно было остановиться, было возвышение в виде седалища с четырьмя ступеньками, в середине которого было отверстие, куда отвесно упирался заостренный железный конец сияния.
Мессер Лука оставил его неоконченным, отвлеченный теми заботами, которые он нес ради государства наследники же его, не имевшие средств его достроить, чтобы предотвратить его разрушение, были рады, уступив его, доставить удовольствие синьоре герцогине, которая, пока была жива, все время на него тратила средства, не настолько, однако, чтобы могла надеяться так скоро достроить его. Снаружи церковь выглядит как 16-угольник с нишами на 8 сторонах.
У Филиппо не хватало денег и он перебивался, оправляя драгоценные камни для своих друзей – ювелиров. Даже ходили слухи, что Медичи перестанут его финансировать. Дать вам другой совет или указать вам лучшее решение я не сумел бы». Конечно, она потом перестраивалась несколько раз, но здесь он повторил, отчасти повторил этот купол, но, конечно, не в таком блестящем виде, так как и меньший размер нужно было перекрывать и здесь не требовалось таких инженерных усилий. Архитектор собора – Арнольфо ди Камбио, кампанилу собора строил великий Джотто. Купол кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре (или просто Дуомо) до сих пор самая высокая постройка во Флоренции, его высота 114, 5 м. Он спроектирован таким образом, чтобы внутри могло поместиться все население города «великое. Сейчас оно называется палаццо Медичи-Риккарди, неподалеку от базилики Сан Лоренцо.
Раннехристианская архитектура не считалась варварской, её античные колонны относились ещё к «хорошему стилю». По словам Манетти, Филиппо изучал «способы превосходных пропорций и то, как при легкости и малости затрат они могли все делать без изъянов». Мы начинали с палаццо Медичи-Риккарди как с одного из первых светских зданий. Здание целиком построено из темно-серого песчаника, поверхности стен мелко насечены.
Филиппо, который обладал очень большими способностями в самых различных областях, подвизался одновременно во многих профессиях и недолго он ими занимался, как уже в среде сведущих людей его стали считать отличнейшим архитектором, как он это и показал во многих работах по отделке домов, как то: дома своего родственника Аполлонио Лапи на углу улицы деи Чаи, по дороге к Старому рынку, над которым он много постарался, пока его строил, а также за пределами Флоренции при перестройке башни и дома виллы Петрайи в Кастелло. Вазари говорит об участии в строительстве палаццо ученика Альберти — Луки Фанчелли. Он раскапывал засыпанные части и фундаменты, составлять эти планы в единое целое, он проникся духом античности работая с рулеткой, лопатой и карандашом, научился различать виды и устройство античных построек и создал в папках со своими этюдами первую историю римской архитектуры» (П.
О ней тоже пойдет сегодня речь. Некоторые другие мастера поместили в свои модели части из модели Филиппо. 8). Однако все это не помешало Филиппо три года спустя снова "вступить в бой, не боясь риска".
О существовании этих пейзажей мы можем судить только по документам. И вот, когда их позвали на собрание, было выслушано мнение всех и проект каждого зодчего, обдуманный им на этот случай. — были подробно разработаны и решены самим Брунеллеско (рис. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог. Ведь уже в 1296 г. флорентийское правительство, поручая проектирование нового собора Арнольфо ди Камбио, наказывало ему создать такое сооружение, в котором билось бы «сердце, ставшее очень большим ибо оно состоит из душ всех граждан, объединенных одной волей». рис. Он же как ни в чем не бывало смеялся над чужой самонадеянностью.
Вообще 200 золотых флоринов — это была очень большая сумма на тот период. Итак, Брунеллески участвует в конкурсе на украшение рельефами врат баптистерия. Вследствие чего об этом стали распространяться слухи по Риму и когда они, одетые кое-как, проходили по улице им кричали: «кладокопатели», – так как народ думал, что это люди, занимающиеся колдовством для нахождения кладов. 5).
Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата, — здание фактически является ее ажурной «стеной». В тот раз победителем вышел Гиберти. Конкурс был организован в 1401 году.
Тема была задана для всех одна: «Жертвоприношение Авраама». То есть оно такое, кажется, простое, а на самом деле там есть свои интересные вещи. Кубическое помещение перекрыто ребристым куполом (фактически сомкнутым «монастырским» нервюрным сводом) на парусах и четырех тонких подпружных арках, несомых стеной, расчлененной ниже полным коринфским ордером пилястр.
Главные опорные столбы октогона с двумя угловыми пилястрами имеют ордерное построение и поддерживают аркаду, разделяющую подкупольное помещение капеллы.
Так что, видите, с Россией тоже здесь есть интересная связь. Ордер интерьера соответствует наружным членениям здания. Собор был заложен в 1296 г. Арнольфо ди Камбио. Общему впечатлению стройности и легкости способствует убывание членений фасада вверх. Перекрытое куполом здание с восемью квадратными боковыми помещениями, каждое из которых еще увеличено полукруглой нишей.
Истратил же Козимо на эту постройку, как явствует из одной записи, сто тысяч скуди. Трудность возведения купола заключалась не только в огромных размерах перекрываемого пролета (диаметр купола у основания составляет около 42 метров), но и в необходимости возвести его без лесов на высоком восьмиугольном барабане с относительно небольшой толщиной стен. Ну, конечно, говоря о Медичи, мы не можем обойти палаццо Медичи. Но в конце концов, когда дело заспорилось, все только удивлялись.
В течение этих лет в искусстве появляется стремление к органичному сочетанию средневековых традиций с классическими элементами. Многие пытались и, естественно, у них ничего не вышло. Filippo Brunelleschi (Brunellesco), 1377-1446) – величайший архитектор Раннего Возрождения, гений своего времени и родного города Флоренции.
Слова Микеланджело оказались пророческими. Брунеллески сочетал в своих проектах классическую римскую, романскую и позднюю готическую архитектуру. Итак, один взялся за подмостья, другой за венец и оба закончили работу.
Затем мальчиков учили читать и писать, а в дальнейшем они получали знания по способностям. Но Брунеллески отказался и передал заказ Гиберти целиком. Брунеллески укреплял берега Арно, строил мосты. Он считал, что истинное знание дает не средневековая схоластика, а античная мудрость. И такие вот брутальные постройки тоже продолжают существовать.
Согласно Вазари, Брунеллески сказал: «Господа, будьте уверены, что нет возможности возвести этот свод иначе, чем говорю я и сколько бы вы надо мной ни смеялись, вы убедитесь, что другим путем поступать не должно и нельзя.
Колонны, архивольты, междуэтажные тяги и все орнаментальные элементы сделаны из местного известняка (macigno). Славе архитектора и города способствовало и то, что купол освятил сам Папа Евгений IV.
Только через 40 лет Брунеллески предстояло решить проблему перекрытия собора. Это сооружение Брунеллеско завершает ряд разработанных им центрических композиций. Здесь они как бы реабилитировались после своих войн и походов. Однако, несмотря на описанное Гиберти в его «Воспоминаниях» единодушие судей в выборе именно его рельефа победителем, скорее всего, некие интриги окружали историю конкурса (Манетти считает, что должен был победить Брунеллески). На что, чувствуя себя обиженным, Филиппо возразил: «Господа, будьте уверены, что нет возможности возвести этот свод иначе, чем говорю я и сколько бы вы надо мной ни смеялись, вы убедитесь (если только не пожелаете упорствовать), что другим путем поступать не должно и нельзя.
26). 13).
Строителями были назначены Брунеллеско, Гиберти и Б. дАнтонио. Дворец строился уже после смерти Брунеллеско.
Это были соперники Медичи. Он заявил себя беспощадным врагом порока и другом тех, кто подвизался в добродетелях. Весь «остов» композиции — пилястры, архитрав, архивольты арок, гурты и ребра купола, а также наличники окон, круглые медальоны, вписанные в паруса и между концентрическими арками, кронштейны все эти элементы, выполнены из темного камня и четко вырисовываются на светлом фоне оштукатуренных стен. Говорят также, что Филиппо были изобретены машины для райка церкви Сан Феличе, что на площади в том же городе, на предмет представления или, вернее, празднования Благовещения по обряду, совершавшемуся во Флоренции в этом месте, согласно древнему обычаю.
Он был тяжелее, чем у Гиберти, на 7 килограммов. Боковые нефы базилики— не сквозные, как это было традиционно, а образованы цепью одинаковых квадратных помещений, перекрытых сводами. Франкль). Вскоре после приезда во Флоренцию Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей — возведением купола над кафедральным собором города (1420–1436 гг. ), — его возведение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо.
Здесь же, в Риме, молодой Брунеллески перешёл от пластики к строительному искусству. Одна легенда рассказывает, что обоим мастерам было предложено разделить работу поровну. Посему Филиппо, который, хотя и имел повод для гнева, но никогда не гневался на что-либо ему сказанное, молчал в течение многих месяцев, пока не закончил деревянного распятия того же размера, но столь высокого качества и исполненного с таким искусством, рисунком и старанием, что, когда он послал Донато вперед к себе домой, как бы обманным образом (ибо тот не знал, что Филиппо сделал такую вещь), у Донато выскользнул из рук фартук, который был у него полон яиц и всякой снеди для совместного завтрака, пока он смотрел на распятие вне себя от удивления и от вида тех остроумных и искусных приемов, которыми Филиппо воспользовался для передачи ног, туловища и рук этой фигуры, настолько обобщенной и настолько цельной в своем расположении, что Донато не только признал себя побежденным, но и превозносил ее как чудо. И удивительно было слышать странные и различные заключения по такому делу ибо кто говорил, что надо от уровня земли заложить столбы, на которые опирались бы арки и которые поддерживали бы тяжесть сруба другие – что хорошо было бы сделать купол из туфа, чтобы облегчить его вес. Тем временем в душе Филиппо пробудилась мысль сделать модель, каковой до того времени еще ни одной не было сделано и вот, взявшись за это дело, он заказал ее некоему Бартоломео, столяру, жившему около Студио.
В 1419 году по его проекту было начато строительство Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей (Ospedale degli Innocenti – «Приют невинных»), который и стал фактически первой постройкой эпохи Возрождения в Италии. Почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо Брунеллески начал возведение купола над кафедральным собором города –Санта Мария дель Фьоре (1420-1436).
8). Так свободная Флорентийская республика бросала вызов тирании Милана. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377-1446).
Круглые окна позднейшего происхождения. С одной стороны итальянцы все время пытались повторить купол Пантеона. Действительно, он убедился в том, что Лоренцо и в голову не приходило думать о таких вещах, так как он ответил, что предоставляет это дело ему как изобретателю.
А он: «У вас есть Лоренцо, пускай и он что-нибудь сделает», – и большего от него нельзя было добиться. 10).
Филиппо оставался в Пистойе до 1401 года. Можно видеть его высоту. Он 153 метра в длину и 90 метров в ширину.
Входы в здание расположены по главной оси двора. Купол возведен только в 1482 г. Фасады обеих церквей выполнены не были.
Но, конечно, прошло достаточно много времени, чтобы купол наконец воссиял. Движимые этим, а также и завистью, старшины их, собравшись, договорились и объявили, что эта работа тяжелая и опасная и что они не хотят возводить купола без высокой оплаты (хотя она была им увеличена, более чем то было принято), думая таким способом отомстить Филиппо и на этом выгадать. Только к 1380 г. здание подвели под купол и флорентийцы объявили конкурс на завершение строительства, но долгожданная постройка несколько отличалась от первоначально задуманного проекта и диаметр основания будущего купола составил 42 м, такую задачу решить никто не взялся.
В конкурсе вместе с ним приняли участие Якопо делла Кверча, Лоренцо Гиберти и ряд других мастеров. Но исполненный желания стяжать себе славу, он это взял на себя и обязался довести работу до конечного совершенства. Вскоре после приезда во Флоренцию Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей— возведением купола над кафедральным собором города (1420—1436), его сооружение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо.
Фасад оратория Брунеллески вывел во двор монастыря, т. к. ТондоВ центре здания квадратный двор, окруженный аркадой (ряд одинаковых по форме и размеру арок) с приподнятым сводом.
Духа статую кающейся св. Здание выстроено из кирпича колонны, пилястры, антаблементы и филенки фасада выполнены из известняка, детали интерьера — из тонкого кристаллического песчаника, а многие декоративные украшения (розетки наружного купола и круглые медальоны) из поливной и обычной терракоты. Филиппо им возразил: «А я делал бы и без него. » Этот остроумнейший и двусмысленный ответ их удовлетворил и, оставив его, они поняли, что он был болен тем, что хотел работать один.
Это было нечто большее. Но нужно помнить, что в то время профессия обычно переходила «по наследству» от отца к сыну, уже с 12-13 лет мальчики были прикреплены к мастерским и их сфера деятельности была определена заранее и до конца дней.
И все это, чтобы его ублажить. Филиппо, который только этого и хотел, любезно согласился вернуться. Круг его деятельности и интересов не ограничивался архитектурой.
Составить представление о внешнем виде здания можно лишь по позднейшей гравюре). Филиппо же, потративший на работу столько лет, чтобы получить этот заказ, со своей стороны, не знал, что делать и не раз готов был покинуть Флоренцию. Между тем, в то время как он подвизался таким образом и поживал в свое удовольствие, у него в 1377 году родился сын, которого он в память своего уже покойного отца назвал Филиппо и рождение которого он отпраздновал, как только мог. Капелла была заказана семейством Пацци.
Это полностью относится и к использованным им элементам ордерной системы. Среди участников Брунеллески был самым молодым художником наряду с Лоренцо Гиберти. Чем больше Филиппо, разгоряченный речью, пытался сделать свой замысел доступным, так, чтобы они его поняли и ему поверили, тем больше вызывал он в них сомнений, тем меньше они ему верили и почитали его за невежду и болтуна.
Консулам, попечителям и всем присутствовавшим гражданам, которые ожидали услышать какой-нибудь стройный проект, показалось, что Филиппо сказал глупость и они подняли его на смех издеваясь над ним, отвернулись от него и сказали ему, чтобы он говорил о чем-нибудь другом и что слова его достойны только такого сумасшедшего, как он.
Он изобрел систему петель с головкой и крюков и вообще значительно облегчил строительное дело, которое, несомненно, благодаря ему достигло того совершенства, какого оно, пожалуй, никогда не имело у тосканцев. За изучение перспективы взялись лучшие мастера Флоренции— Л. Гиберти (в его рельефах для Дверей Баптистерия) и Мазаччо (в своей фреске «Троица» в церкви Санта-Мария-Новелла, перспективу которой, скорее всего, разработал Брунеллески), немедленно внедрившие этот обретенный опыт познания реального мира в свои произведения.
6). С 1426 г. Брунеллеско — главный строитель купола. Творение это само свидетельствует о том, насколько оно прекрасно, возвышаясь от уровня земли до уровня фонаря на 134 локтя, в то время как сам фонарь имеет 36 локтей, медный шар – 4 локтя, крест – 8 локтей, а все вместе 202 локтя и можно с уверенностью сказать, что древние в своих строениях никогда не достигали такой высоты и никогда не подвергали себя столь великой опасности, желая вступить в единоборство с небом, – ведь поистине кажется, будто оно с ним вступает в единоборство, когда видишь, что оно вздымается на такую высоту, что горы, окружающие Флоренцию, кажутся подобными ему.
Но Медичи не были тиранами. Он ответил: «Пусть тот, кто сумеет поставить яйцо стоймя на мраморной доске и возводит купол».
В строительстве принимали участие Франческо делла Луна и Мазо ди Бартоломео. В одном из своих творений он восхваляет Флоренцию за ее древность (город основан в римские времена), а также за то, что она имела собственные Капитолий, Форум и храм Марса. Вскоре после приезда во Флоренцию, Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей— возведением купола над кафедральным собором города (1420—1436 гг. ), его сооружение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. (Много позже Микеланджело с восхищением назовёт его двери «Вратами Рая». ) К началу строительства купола Гиберти был самым прославленным мастером во Флоренции и пользовался покровительством влиятельных вельмож.
14). Купол – восьмигранный стрельчатый свод готического типа. Он становится одним из претендентов на украшение вторых дверей баптистерия Джованни во Флоренции (первые были уже украшены Андреа Пизано). Брунеллески получил полную самостоятельность. В первую очередь продвинулась постройка ризницы, а затем мало-помалу и сама церковь. Это позволило сделать его значительно более тонким и легким, чем крестовый свод.
В 1410 г. был закончен подкупольный барабан с круглыми окнами роль Брунеллеско в создании барабана неясна. В 1434 году Буджано убежал из дома, взяв все деньги и драгоценности. Боковые нефы базилики— не сквозные, как это было традиционно, а образованы цепью одинаковых квадратных помещений, перекрытых сводами.
В 1434 году он демонстративно отказался платить взнос в цех каменщиков и деревообработчиков. По счастью, его сохранили в качестве исторического свидетельства конкурса (Национальный музей, Флоренция).
Он расположен на покатой площади Питти. В отличие от других флорентийских художников, чаще всего выходцев из менее обеспеченной среды ремесленников (Донателло, Бруни, Гиберти), Брунеллески был независим в финансовом отношении, так как нотариусы по тем временам составляли влиятельную силу, определявшую многие политические процессы в городе.
Стройка осуществлялась за счёт благотворительности флорентийских олигархов. До 1427 г. работами руководил сам архитектор Брунеллески – это был первый этап строительства. Воспитательный дом был официально открыт лишь в 1445 г. Это было первое сиротское учреждение (приют) такого масштаба в Европе. Воспитательный дом принимал бездомных детей, подкидышей и предоставлял им возможность интеграции в общество. Так оно называется, такое длинное название. На что Филиппо отвечал: «Без сомнения и я удивляюсь вам, как вы, будучи главой этого дела, не отпустили несколько тысяч скуди и не построили церковного здания с отдельными частями, достойными как самого места, так и стольких находящихся в нем славных могил ибо с вашей легкой руки и другие будут изо всех сил следовать вашему примеру при постройке своих капелл и это тем более, что от нас не останется иной памяти, кроме построек, которые свидетельствуют о своем создателе в течение сотен и тысяч лет».
Возможно, что архитектурный образ дворца сложился в результате обращения зодчего к героическому прошлому Флоренции и ее средневековым памятникам (Барджелло, палаццо Веккио и др. ). При жизни зодчего закончены старая сакристия и трансепт с хорами без купола.
Флоренция проводила 1423 год в безмерном благополучии и довольстве, когда Филиппо был выбран на должность приора от квартала Сан Джованни на май и июнь, в то время как Лапо Никколини был избран на должность «гонфалоньера правосудия» от квартала Санта Кроче. Конструкция ребристого купола на парусах весьма оригинальна.
Конкурс был проигран Брунеллески, — рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче Брунеллески). По четырем стенам этой капеллы замечательное шествие, где все семейство Медичи отмечено. М., 1937, т. II, стр. Он должен был раскапывать засыпанные части и фундаменты, должен был дома составлять эти планы в единое целое, восстанавливать то, что было не в полной сохранности.
Сакристия Сан-Лоренцо— просторное (ок. Конкурс под председательством 34 судей, на который каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», длился год. Альберти в «Трактате о живописи». Но еще более интересно оно внутри, в своих интерьерах.
Брунеллеско ездил в Рим, где изучал памятники архитектуры. Вообще видно, что в этом здании вещи все до одной сделаны с великой рассудительностью. Несмотря на варианты (намеченные в чертежах), сохранившиеся части сооружения свидетельствуют об их соответствии первоначальному замыслу (капеллы с оконными проемами и наружные ниши исключавшие возможность пристройки хора).
Под карнизом должна была проходить галерея-аркада, но едва ли в том виде, в каком она была сделана на одной из граней в XVI в. Баччо д Аньоло чрезмерная размельченность придала ей спорный масштабный характер (Микеланджело раздраженно называл ее «клеткой для сверчков»). Он выполнял заказы коммуны, деньги брались из государственной казны. В здании сохранено ясное чувство пропорции.
От Брунеллески потребовали раскрыть свои секреты. Вот таким образом, завязав сношения с некоторыми учеными людьми, он стал вникать при помощи воображения в природу времени и движения, тяжестей и колес, размышляя о том, как их можно вращать и почему они приводятся в движение. И когда «букет» был опущен и сияние поставлено на седалище, тот же человек, который вставлял болт в сияние, отпирал железные части, связывавшие ангела, так, что он, выйдя из сияния, шел по помосту и, дойдя до того места, где была Дева Мария, приветствовал ее и произносил весть.
Так одного за одним он убедил в своей правоте весь город.
Это прежде всего Воспитательный дом. — храме Минервы Медики). Так он еще глубже проникся духом античности.
В детстве он изучал латинский язык и античных авторов, что явилось основой для развития его будущих интересов и вкусов: тяготение к римскому прошлому как к «золотому веку» и неприятие «варварского» искусства, под которым во времена Ренессанса подразумевалось все средневековое. Согласно свидетельству предполагаемого автора анонимной биографии Брунеллеско — Антонио ди Туччо Манетти — Франческо делла Луна принадлежит крайняя южная постройка (около 1430 г. ), нарушившая пропорции фасада и замысел Брунеллеско. Воспитательный дом был открыт в 1445 г. Он построен из кирпича, стены и своды оштукатурены. Паруса, люнеты, двери и участки над ними украшены рельефами, которые выполнил Донателло. Здесь содержались дети, оставшиеся без родителей и он, кстати, до XIX века именно в таком качестве и функционировал.
Главный наружный карниз под куполом остался невыполненным. Купол стал главной точкой отсчета в местной системе координат. Между арками и архитравом укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской— синим и белым— они делают ритм колонн мернее, спокойнее).
Это тоже такое новое качество. Отсутствие четвертой восполнено портиком, средняя часть которого выделена плоским куполом. Что он тогда будет делать.
Эти работы его и явились причиной того, что делам его больше поверили, чем его словам. Это творение его, как и прочие, свидетельствует о нем как о мастере поистине божественном. Тем не менее именно здесь, в одной из старейших церквей Флоренции, был такой важный заказ.
Последний сделал вертикальное продолжение одного из архитравов, что архитектурно неправильно и вот, когда Филиппо вернулся и на него накричал за то, что тот сделал такую вещь, он ответил, что заимствовал это от храма Сан Джованни, который построен древними. А в XV веке Флоренция становится самым влиятельным городом в Италии. Поистине вся жизнь Брунеллески исподволь вела его к этому куполу. Вот этот огромный собор внутри.
Более того, он предложил систему механизмов, чтобы туда подавали кирпичи и не только кирпичи, но подавали и еду рабочим, чтобы они вообще не спускались. Внутренний дворикДвор остался открытым сзади и получил фасад лишь через сто лет (в 1558 г., архитектор Б. Амманати). Он отметил и зарисовал все античные своды и постоянно их изучал. Он все пытался проверить и как интересно он проверял свою перспективу. Вопреки ожиданиям семьи Филиппо не пошел по стопам отца и отказался от выгодной карьеры нотариуса.
Укрупненные членения главного фасада, его ширина (глухие боковые пристройки заметно нарушили пропорции фасада, чрезмерно удлинив здание и усложнив его композицию) и размер пролета аркады лоджии приняты Брунеллеско с учетом размеров площади и восприятия здания со значительного расстояния (аркады вокруг небольшого внутреннего двора в полтора раза меньше наружных). Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог. Спустя много лет папа Юлий II, закладывая собор Святого Петра в Ватикане, попросит Микеланджело сделать для него купол ещё больший, чем флорентийский и услышит в ответ: купол Дуомо не то что превзойти, его воспроизвести невозможно.
Скульптурные работы выполнены Дезидерио да Сеттиньяно и Лукой делла Роббиа. В 1419 г. цех Арте делла Сета поручил Брунеллески постройку Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей (Оспедале деи Инноченти — Приют невинных, действовал до1875 г. ), ставшего фактически первой постройкой эпохи Возрождения в Италии. Ядро капеллы повторяет ризницу Сан-Лоренцо и расширяется по сторонам двумя помещениями.
Филиппо Брунеллески (итал. Изображение собора на фреске «Испанской капеллы» в церкви Санта Мария Новелла хотя и относится к 1365-1367 гг., т. е. Бесконечно горевало о нем его отечество, которое узнало и оценило его гораздо больше после смерти, чем при жизни. Тут Брунеллески превзошёл сам себя.
Брунеллески увлекается архитектурой, а Донателло – скульптурой. Он сделал новый вид архитектуры, основанной на таких античных реминисценциях.
Цилиндрический свод над портиком перебивается в центре куполом на парусах. Здание приписывают также Альберти. Увидев это, он им говорил: «И эта Другая модель, которую сделает тот, будет тоже моей». Литературный труд Антонио был написан уже после смерти архитектора (выпущен в 1462 году), что заставляет исследователей усомниться в подлинности всех описанных в нем событий. Такое применение ордера стало излюбленным и характернейшим композиционным приемом мастера. За это они заслужили больше похвал, чем если бы создали сами абсолютное произведение.
Снаружи масса стены также облегчена полуциркульными нишами. В 1436 г. здание было доведено почти до капителей внутреннего ордера, но не было закончено. После того как Лоренцо Гиберти получил заказ, Филиппо и Донато сговорились и решили вместе покинуть Флоренцию и провести несколько лет в Риме: Филиппо – чтобы изучать архитектуру, а Донато – скульптуру. Победителя ждала награда в 200 золотых флоринов и вечная слава в придачу. Эта раннехристианская базилика и определила форму новой церкви.
Внутренняя часть капеллы была готова лишь в 1443 году, когда строился палаццо Питти.
Правильно говорят, что без Медичи, может быть и эпоха Возрождения выглядела бы иначе. Рельефы апостолов внутри капеллы приписываются Брунеллеско. И перспектива для него была не просто способом передачи глубины пространства. Второй источник включен в известную серию «Жизнеописаний» Джорджо Вазари и во многом повторяет очерк Манетти, в том числе и его различного рода неточности и ошибки, которые выверяются современными исследователями по архивным документам.
Разработанные в Воспитательном доме тектонические принципы, выражающие своеобразие ордерного мышления Брунеллески, получили дальнейшее развитие в старой сакристии (ризнице) церкви Сан Лоренцо во Флоренции (1421-1428). Параллельно он строил в Пизе, Пистойе, Прато – в эти города ездил регулярно иногда несколько раз в год.
Там, увидев величие зданий и совершенство строения храмов, Филиппо обомлел так, что казалось, будто он был вне себя.
Существует мнение, что победа Гиберти была результатом интриг в комиссии. А где же Лоренцо. Богословскую программу капеллы разрабатывал А. Траверсари— ему принадлежит идея разместить в этом здании Греко-латинскую Академию (впоследствии Козимо предлагавший закончить строительство на свои средства, собирался устроить здесь Академию рисунка).
Герардо Гварди называл его талантливым дилетантом, растрачивающим свои умения на «дьявольские оптические иллюзии». Двор остался открытым сзади и получил фасад лишь столетие спустя (1558 г., архитектор Б. Амманати) и хотя дворец в целом и был, в конце концов, закончен, но совсем иначе, чем задумал его Питти, кроме того передний фасад был значительно удлинен в течение последующих столетий, так что первоначальное впечатление сильно изменилось. последователями Брунеллеско). В 1429 году представители флорентийского магистрата направили Брунеллески под Лукку для руководства работами, связанными с осадой города. Внутренняя часть капеллы была готова лишь в 1443 году, когда строился палаццо Питти.
Франкль). В конце концов он дошел до того, что больше ничего не показывал и никому не доверял. С земли светочи эти казались звездами, а площадки, покрытые хлопком, казались облаками.
В XI-XII веке он был перестроен и облицован бело-зеленым мрамором. Открытые во двор лоджии третьего этажа использовались для обработки и сушки шерсти. Проект церкви Сан Лоренцо, выполненный Брунеллеско почти одновременно с проектом сакристии, позже им перерабатывался.
Но чем же в таком случае могу я помочь вам, не будучи причастным к его исполнению. Лучшим тогда оказался Лоренцо Гиберти: именно он получил заказ на создание бронзовых северных ворот (позже он создаст и знаменитые Врата Рая, восточные ворота, абсолютный шедевр раннего Возрождения, о котором мы обязательно расскажем). Его первой крупной работой был грандиозный восьмигранный купол (1420-1436), возведенный над построенным еще в XIV веке собором Санта-Мария дель Фьоре. Он ответил, что приказ должен исходить от Филиппо и что нужно его подождать.
Сей позорный случай был причиной того, что Филиппо впоследствии и рассказывал, как он не решался ходить по городу, опасаясь, как бы не сказали: «Смотрите на этого сумасшедшего». Брунеллески, любивший механизмы, предложил сделать иначе: работать без лесов. Вот таким образом я и решился свести этот свод так, чтобы он имел изнутри столько же долей, сколько наружных стен и чтобы он имел меру и дугу с радиусом, равным трем четвертям поперечника.
Задетый тем, что проиграл конкурс, Брунеллески покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру (некоторые учёные отодвигают дату путешествия, некоторые вообще считают его плодом фантазии биографа, некоторые— что таких путешествий было несколько и они были недолгими). Самым красивым и величественным был купол Брунеллески. Внутри этого «букета из восьми ангелов» (так именно его называли) находилась медная мандорла, полая изнутри, в которой во многих отверстиях помещались особого рода лампадки в виде трубочек, насаженных на железную ось, которые, когда нажималась спускная пружина, все прятались в полость медного сияния покуда же пружина оставалась не нажатой, все горящие светильники были видны сквозь его отверстия. Впоследствии эта «дальновидная» мера аукнется закулисными интригами и кознями с обеих сторон.
Распор купола, свободно поставленного на относительно тонкие стены высокого барабана, не имеющего контрфорсов и открытого на всю высоту, был погашен внутри самого купола посредством упомянутых кольцевых связей и особенно распорным кольцом из деревянных связей, расположенным на высоте 7 м от основания. К тому же Филиппо Брунеллески был человеком опыта. Хотя, как утверждают исследователи, он всегда предварительно проектировал постройки, следуя в этом устоявшимся принципам архитекторов своего времени (Филарете, Бернардо Росселлино, Леона Альберти). В 1418 году синьория Флоренции объявляет конкурс. Практически большая часть семьи Медичи этого времени, от Козимо Старшего до Козимо III, будут похоронены здесь.
Впервые в западноевропейском зодчестве внешняя форма купола определилась не только формой и перекрытием внутреннего пространства, но и осознанным с самого начала стремлением выявить это пространство во вне впервые архитектурно-художественное значение купола определяется его наружным пластическим объемом, получившим выдающуюся роль в ансамбле города. Донателло выполнил декоративные элементы – рельефы.
Однако, несмотря на описанное Гиберти в его «Воспоминаниях» единодушие судей в выборе именно его рельефа победителем, скорее всего, некие интриги окружали историю конкурса (Манетти считает, что должен был победить Брунеллески). Архитектурные работы Брунеллеско во Флоренции или около нее: купол Санта Мария дель Фьоре (1417—1446 гг. ) Воспитательный дом (с 1419 г. ) церковь Сан Лоренцо и старая Сакристия (с 1421 г. ) (проект позже перерабатывался) палаццо ди Парте Гвельфа (проект заказан в 1425 г., строительство — 1430—1442 гг. ) капелла Пацци (с 1430 г. ) оратория Санта Мария дельи Анджели (после 1427 г. ) церковь Сан Спирито (начата в 1436 г. ). Тогда же он смастерил несколько хитроумных часов. Высота флорентийского собора 114 метров.
Бенедетто да Майано) капелла Барбадори в церкви Санта Феличита (1420 г. ) вилла Питти в Рушано под Флоренцией второй двор монастыря Санта Кроче (построен по измененному проекту Брунеллеско), аббатство во Фьезоле (Бадья Фьезолана, перестраивалась в 1456—1464 гг. Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской— синим и белым— они делают ритм колонн мернее, спокойнее). Его мать, Джулиана Спини имела знатное происхождение и была связана с родовитым итальянским семейством Альдобрандини.
Филиппо располагал крупным состоянием имел дом во Флоренции и земельные владения в ее окрестностях. Ясность пространственной композиции, легкие, просторные и светлые интерьеры, элегантная легкость линий, упругий взлет полуциркульных арок, часто подчеркиваемый их повтором, преобладание пространства над массой и света над тенью, наконец изысканность немногих декоративных деталей — вот некоторые характерные черты, которые часто объединяются в выражении «манера Брунеллеско». Почему он ничего не делает.
Но всем присутствующим эта идея показалась не более чем очередным невыполнимым безумством. И даже как-то они там свою нужду справляли. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог. В 1440 году, в зените славы, Брунеллески получил заказ на постройку палаццо Питти.
Из Флоренции он уехал в Неаполь. Первое же систематическое изложение этой проблемы мы находим у Л. Б.
Эти дети, которых всего было двенадцать, прикрепленные таким образом к площадкам и наряженные ангелами с золочеными крыльями и с волосами из золотой пакли, брали в положенное время друг друга за руки и, когда они ими двигали, казалось, что они пляшут, в особенности же потому, что полушарие все время вращалось и находилось в движении, а внутри полушария над головой ангелов было три круга или гирлянды светочей, получавшихся при помощи особо устроенных лампадок, которые не могли опрокидываться. А мысли его только и были заняты тем, что он сооружал и измышлял замысловатые и трудные вещи. Он знал самого себя, многих наделил от избытка своего таланта и всегда помогал ближнему в нужде.
Вот, например, тоже замечательный портрет Брунеллески, который написал Мазаччо. Работа эта, снискавшая ему похвалы художников и людей, понимавших в этом искусстве, настолько его ободрила, что прошло немного времени, как он уже принялся за другую и изобразил дворец, площадь и лоджию Синьории вместе с навесом пизанцев и всеми постройками, которые видны кругом работы эти явились поводом к тому, что пробудился интерес к перспективе в других художниках, которые с тех пор занимались ею с великим прилежанием. И даже Брунеллески, который вводил более легкую архитектуру, он строил и такие дома. Предсказывая какое-нибудь событие или давая обещание, горожане ставили предельный срок: «когда достроят купол». 7).
Воодушевленный словами Филиппо, Джованни решил построить ризницу и главную капеллу вместе со всем церковным зданием. Только через 40 лет Брунеллески предстояло решить проблему перекрытия собора.
Именно это он вводит и этому будут подражать потом другие мастера. При этом они поставили одно условие. Одновременно изучал законы перспективы ему приписывают картины с иллюзорными эффектами изображающие площади — Соборную и Синьории (1410—1420 гг. ). Итак, каменщики и другие мастера ожидали распоряжения, каким способом строить связи подмостья, но так как ни от Филиппо, ни от Лоренцо не происходило никакого решения, каменщики и другие мастера стали роптать, не видя прежней распорядительности, а так как они, будучи людьми бедными, жили только трудами рук своих и сомневались, хватит ли у того и у другого зодчего духу довести это дело до конца, они оставались на постройке и, затягивая работу, как могли и умели заделывали и подчищали все то, что уже было построено.
Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем. А что если не будет Филиппо. Попечители же, предварительно извинившись перед Филиппо, уговаривали его продолжать, утверждая, что изобретатель и творец этого строения – он и никто другой а между тем они назначили Лоренцо то же содержание, что и Филиппо. Медичи покровительствовали художникам, поэтам, философам. «В детстве, подмастерьем в ювелирном цеху, он овладел искусством рисунка и живописи, резьбы по дереву литья из серебра и бронзы, каменной кладки, чернения и эмали. Между тем как Донато вернулся во Флоренцию, он остался в Риме один и с еще большим прилежанием и рвением, чем прежде, неустанно подвизался в поисках развалин строений, пока не зарисовал все виды строений, храмов – круглых, четырех- и восьмиугольных, – базилик, акведуков, бань, арок, цирков, амфитеатров, а также и все храмы, построенные из кирпича, в которых он изучал перевязки и сцепления, а также кладку сводов он заснял все способы связи камней, замковых и консольных и, наблюдая во всех больших камнях дыру, выдолбленную на середине постели, он установил, что это для того самого железного прибора, который у нас называется «уливелла» и при помощи которого поднимаются камни и снова ввел его в употребление, так что им с того времени снова стали пользоваться.
Стены дворца сложены из бута и оштукатурены. Эта раннехристианская базилика и определила форму новой церкви. Это одно из самых характерных для Брунеллеско и самых совершенных его произведений.
Славе архитектора и города способствовало и то, что купол освятил сам папа Евгений IV. Это «Исхождение Авраамия Суздальского, составленное во время путешествия русского посольства на Ферраро-Флорентийский собор». 11 м ширины) квадратное помещение, перекрытое куполом. Все же поражение это весьма ощутимо задело художника. Зодчий достиг этого посредством создания пустотелого купола с двумя оболочками из которых внутренняя, более толстая, является несущей, а более тонкая, наружная — защитной, а также облегчением материала: от сплошной каменной кладки в основании к кирпичной в верхних частях граней (лотков) купола. Также ко времени его работы в качестве ювелира принадлежат две полуфигуры пророков (в квадрифолиях) и две фигуры отцов церкви (Амвросия и Августина). Возведение здания было живым и органичным процессом.
Во время пребывания Филиппо в Риме с ним почти неизменно был Донателло. Согласно Манетти, его биографу, он создал несколько статуй из дерева и бронзы.
И так были сделаны модели и приступили к их осуществлению. Так он получил заказ на сооружение. как для предохранения от сырости, так и для того, чтобы он был великолепнее и выпуклее». Комиссия после строгого отбора выделила семь мастеров: последователя готизирующего направления Никколоди Пьеро Ламберти, знаменитого сиенца Якопо делла Кверча, его земляка и ученика Франческо Вальдамбрино, аретинца Никколо да Лука Спинелли, малоизвестного Симоне да Колледи Валь дЭльса, Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески.
Здание служило резиденцией сначала великим герцогам Тосканским, затем итальянских королей. И вот это вот деление на раннее и высокое, может быть, достаточно условно.
И Палаццо Питти – еще один дворец. Конкурс был проигран Брунеллески— рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче рельефа Брунеллески). Несмотря на это работу Брунеллески не уничтожили с творениями других участников, но сохранили (ныне в Национальном музее, Флоренция), видимо, все же отметив её как необыкновенно удачную.
Сохранилась «Новелла о Грассо» Антонио Манетти, где Брунеллески выступает в качестве одного из главных героев. Так он проникся духом античности, работая подобно современному археологу с рулеткой, лопатой и карандашом, научился различать виды и устройство античных построек и создал в папках со своими этюдами первую историю римской архитектуры» (П.
Уже с самого начала, даже прежде чем были выручены деньги по смете на отдельные гробницы и от владельцев капелл, он из собственных средств истратил много тысяч скуди, которые были ему потом возмещены. В настоящее время это один из самых крупных музейных комплексов Флоренции (здесь помещаются Палатинская галерея, Галерея современного искусства, Музей серебра, Музей фарфора, Музей карет и Галерея костюма). Филиппо Брунеллески умер в 1446 г. В 1398 году Брунеллески вступил в "Арте делла сета" и стал золотых дел мастером. Кроме того, есть вероятность, что он и раньше занимался зодчеством, просто за пределами Флоренции или даже Италии (хотя этому нет подтверждений). После осмотра местности Брунеллески предложил проект.
А он им отвечал, что настоящая модель – одна и что все другие – пустяки. Совету города Брунеллески предложил сделать легкий 8-гранный купол из кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъема наверх и работы на высоте. Я же знаю, что нет иного пути и иного способа возвести его, как тот, который я изложил». Купол (его высота составляет 42 м) был построен без опирающихся на землю лесов он состоит из двух оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными кольцами.
Помимо этого он интересовался математикой изучал военные и промышленные машины. Они пользовались огромным успехом. И вот эти механизмы помогли ему возвести купол без лесов. О Филиппо Брунеллески сохранилось несколько биографических очерков. Сила его определяется не только гигантскими абсолютными размерами, не только упругой мощью и вместе с тем легкостью взлета его форм, но тем сильно укрупненным масштабом, в котором решены части здания, возвышающиеся над городской застройкой, – барабан с его огромными круглыми окнами и крытые красной черепицей грани свода с разделяющими их мощными ребрами. Не преминул он научить и тех, кто работал в интарсии, то есть в искусстве набора цветных сортов дерева и настолько их воодушевил, что ему следует приписать хорошие приемы и много полезных вещей, достигнутых в этом мастерстве, а также много отличных произведений, которые в то время и на долгие годы приносили Флоренции славу и пользу. Он включен в сложные отношения с миланскими герцогами.
Все это очень в эту эпоху, конец средневековья, Возрождения, все это было очень связано. Приют является национальным центром детства и юности. Ордерные деления сакристии намечают основные закономерности ее композиции, придавая ей ясность, покой и легкость. Им стал Лоренцо Гиберти, как и сам Брунеллески, золотых дел мастер.
Несмотря на это работу Брунеллески не уничтожили с творениями других участников, но сохранили (ныне в Национальном музее, Флоренция), видимо, все же отметив ее как необыкновенно удачную. Автором здания называли также Бенедетто да Майано). Кто-то сказал ему: «А ты разве не знаешь его намерений. » – «Знаю, – сказал Лоренцо, – но ничего не буду делать без него».
Тот ответил: «Возьми кусок дерева и сам попробуй» (откуда и пошло это выражение), как об этом пространно повествуется в жизнеописании Донато. XV век ведь называют золотым веком флорентийского искусства. Однако и купол и церковь были перекрыты только после смерти Филиппо. Ф. Брунеллески родился во Флоренции в 1377 г. в семье нотариуса.
Один Филиппо говорил, что свод может быть возведен без громоздких лесов и без столбов или земли, со значительно меньшей затратой на такое большое количество арок и, по всей вероятности, даже без всякого сруба. Когда же затем во Флоренции нужно было сделать из липового дерева для братьев св.